Главная / Русский язык и литература / Литература родного края. Творчество донецкой поэтессы Елены Лаврентьевой

Литература родного края. Творчество донецкой поэтессы Елены Лаврентьевой

У р о к - о т к р о в е н и е

Р а з д е л и с о м н о ю п у т ь „

/ Творчество Е. Л а в р е н т ь е в о й, донецкой ппоэтессы /

Цели: углубить знания учащихся о поэзии в современной литературе родного края, познакомить с судьбой и творчеством Е. Ф. Лаврентьевой, показать особенности ее поэтического творчества, тематическое разнообразие поэзии, совершенствовать навыки лирического анализа произведения, развивать логическое и ассоциативное мышление, учить эмоционально воспринимать стихотворение на слух, развивать творческие способности, воспитывать чувство любви к родному краю.

Оборудование : портрет поэтессы, хрестоматия «Современная литература родного края», выставка книг и газетных материалов «Высокий голос женской лиры», фотовыставка – картины природы осеннего леса, свечи.

Предварительная работа по ггруппам :

1.Приготовить фотовыставку на тему «Опять брожу в лесу твоем . . . »

/по итогам поездки в Великоанадольский лес/ .

2.Поисковая работа. Поэтический монтаж.

3.Выразительное чтение стихотворений наизусть.

Учебная деятельност ь на уроке :

- выступление с сообщением,

- чтение наизусть,

- анализ текста,

- обобщающая беседа,

- составление проекта обложки сборника, /творческая работа/,

- подготовка и проведение интервью /творческая работа/.

Эпиграфы : С тропы своей ни в чем не соступая,

Не отступая, быть самим собой… А.Твардовский

Горит во мне зажженная свеча… Е. Лаврентьева

Индивидуальные задания перед уроком :

1.Приготовить проект обложки сборника Лаврентьевой.

2./ 2 человека / Приготовить интервью – «Поэтесса и журналист».

Ход урока :

Играет инструментальная музыка

Учитель зажигает свечи в подсвечнике и читает стихи.

Учитель:

Господи, спаси нас всех живущих,

Всех спаси : и пьющих и непьющих,

Подающих и неподающих,

Ждущих воскресенья и неждущих.

О, прости разумных и разутых,

Вразуми, что ожидает суд их:


Пусть они подумают об этом,

Прежде чем проститься с нашим светом.

Господи, спаси нас неумелых,

Новых красных,Господи, и белых,С верою живущих и без веры,

Коим недоступны эти сферы.

Так душевно и проникновенно молится за всех нас зеленоглазая милая женщина, наша поетесса Елена Лаврентьева. И сегодня мы прикоснемся к ее творчеству, к ее душе и яркому таланту.

2. Поэтическая композиция в исполнении заранее подготовившихся учеников.

1-й: Творчество поэтессы ой хорошо знакомо донецким читателям. На протяжении 30 лет радует она любителей поэзии своими прекрасными стихотворениями.

2-й: Родилась 12 сентября 1937г. в селе Ермаковка Тарского района Омской области в простой сельской семье. Отец погиб на фронте, воспитывала ее мать – добрая, умная и сильная духом женщина. Воспоминания детства, красота родных сибирских лесов оставили огромный след в сердце женщины, связавшей свою судьбу с Украиной.

3-й: В конце 50-х гг. будущая поэтесса приезжает в Донбасс, учится в Донецком пединституте. В годы учебы она посещает занятия в литературном обьединении при газете «Комсомолец Донбасса». Окончив институт, девушка идет работать в детскую воспитательную колонию г.Макеевки, преподавать руский язык и литературу. Затем преподавание в профессионально-техническом училище, долгие годы работы журналистом. И поэзия, серьезный поэтический труд.

4-й: В 1963г. в донецком издательстве вышел коллективный сборник молодых авторов «Рассвет», в котором несколько стихотворений Елены Лаврентьевой стали заявкой на серьезное творчество. Вышедшая в 1963г. маленькая первая книга «Эхо» еще более утвердила репутацию поэтессы как художника самобытного, серьезного, имеющего свой голос, высокую внутреннюю культуру, врожденный такт.

Мне сон забытый снится,

Столетней давности мечта.

Летит задумчивая птица

Из грустной русской темноты,

Кричит над опустевшим небом –

О, беспокойная душа! –

И быль прошедшую и небыль

Гортанным криком вороша.


6-й: Напряженная работа, и в 1968г. выходит книга «На лесной тропе». В 1976г. – третья книга – «Не только о себе». Предьявляя высокие требования к своему творчеству, поэтесса тщательно подбирает каждое стихотворение, готовя к изданию сборки. С 1979 по 1991гг. их не так уж и много: «Белый дождь», «Горицвет», «Стук в окошко», «Смородина», «Раздели со мною путь».

1-й: Елена Лаврентьева – автор многих запоминающихся публикаций газетах и журналах. Не один год она вела на донецком радио цикл передач, посвященных весьма деликатным и больным для нашего общества проблемам человеческих взаимоотношений.

2-й: Женская поэзия. В чем суть этого понятия? В особенном чувстве, которое присуще именно женщине. В женском взгляде на мир, в специфичности его восприятия и понимания.

Высокий голос женской лиры

С рождения у нас в крови.

Он все звучит, как голос мира

И утешенья, и любви.

3-й: Стихи Лаврентьевой поражают задушевностью, глубиной проникновения в психологию человека, ясностью, красочностью, афористичностью.

4-й: Свою новую родину – Донбасс – поэтесса полюбила всем сердцем, всей душой. И Украина, Донбасс нередко входят в ее поэзию.

Притихли хаты и сады,

Прикрыла мать детя полою.

Миров высокие следы

Мерцали слабо над землею.

5-й: Сердечное тепло всегда в ее поэтических строчках:

Словно светлое, спокойствие – Донбасс

сохраняю в сердце радости запас.

И какой бы ни была погода

я не выдам ей сердечного тепла.

6-й: А любовная лирика Елены Фоминичны – украшение ее сборников. Она пишет о женской любви, трепетной и стойкой, хрупкой и гордой, сильной и нежной

Я бродила по дорожкам сада,

Но ничто не радовало взгляда.

Алый клен терял листву, скорбя,

И она лежала, пламенея,

Я ходила, думая над нею:

Что со мною будет без тебя.

1-й: Привлекает внимание так называемый философский цикл, стихи-размышления, с высоты жизненного опыта автору хорошо видны светлые и темные стороны жизни. И ценность поэзий-размышлений именно в том и состоит, что берется под защиту самое светлое и доброе в жизни, то, что становится верным спутником человека.

В мире воспетом и мире проклятом,

В мире, залитом слезами и светом,

В мире, где нм то уютно, то сыро,

Что сами способны мы сделать для мира?

В мире воспетом и мире проклятом,

В мире, который расщеплен, как атом,

Выход один из прочного круга:

Надо любить научится друг друга.


3-й: Очень тонко ощущение единения поэтессы с природой, того влия ния, которое производит на нее дождь и снег, городской шум и тишина. Дожди в Славяногорске вызывают желания жить, «любя добро и презерая зло». Снег, выпавший ночью, приносит свет не только на землю, но и в душу. Гроза вызывает восторг удивления: «Какую же пресветлую картину родили страсти и благородный гнев».

4-й: Ни какого песимизмаю, понимание красоты и мудрости жизни, горящая свеча в душе, свет во тьме – в этом вся Елена Лавреньтьева.

Каждый шаг предвещает открытие,

Каждый день происходят события

Мировые – восход и закат.

Мы живем не в согласии с модою –

По часам, заведенным природою,

И по сердцу, что бьется им в лад.


5-й: Последний сборник поетессы вышел в этом году и называется «Зажженная свеча». В нем более пятисот стихотворений, содержащих живой отклик на болевые точки непростотой нашей жизни, отважное противостоя ние всему, что угрожает культуре и нравственности.

Не обьявляйте прошлому войну.

Прошедшее ни в чем не виновато.

Не предавайте павшую страну.

Не обьявляйте прошлому войну.

Не хороните стариков до смерти.

Но с прошлым время нынешнее сверте.

А Бог простит нам общую вину.


6-й: Да, Елена Лавреньтьева добилась того, о чем пилала в одном стихотворений:

И верю я: прийдет ко мне пора.

Я встану утром с ощущеньем мощи,

Чтоб делать то, что могут мастера

Ничуть не меньше и ничуть не проще.

У ч и т е л ь Так состоялся Талант. Так состоялась одна из лутших поетесс нашего региона. И сейчас мы познакомимся с ее стихотворениями.

3. Чтение и анализ стихотворений

Стихотворение «Не опутях и перепутьях»

  1. Как вы считаете, что чувствовала поэтесса, когда писала эти строки?

  2. Как относитя Лавреньтьева к той «вечной разлуке», которая предстоит всем нам? Есть ли страх, боль, писимизм?

  3. Что дает стихотворению обращение к читателю?

  4. Какие чувства возникли у вас после знакомства с данным стихотворением?

Стихотворение «Поговори со мной на вашей мове»

  1. О чем свидетельствует факт написания этих поэтических строчек?

  2. Что дорого поэтессе в украинском языке? Какое значение придает ему Лавреньтьева?

  3. Почему она упорно не говорит «язык», а называет его «мова»?

  4. Как вы считаете, что чувствовала поэтесса, когда писала эти стихи?

Стихотворение «На глубине»

  1. О чем расказувает Лавреньтьева в данном стихотворении?

  2. Что испытывает поэтесса, находясь в шахте?

  3. Как относится автор к тому, что изображает?

  4. Почему стихотворение называется «На глубене», а не «В шахте»?

  5. Поясните, как понимаете последние слова?

Стихотворение «Что сетовать?»

  1. О чем эти стихи? Как бы вы сформулировали тему и основную мысль?

  2. С каким настроением написано это размышление?

  3. Какие именно строчки говорят о том состоянии души, которые передает стихотворение?

  4. Почему «без грусти радости не надо»? поясните.

4. Отчет творческой группы. Проект обложки сборника Е. Лаврентьевой «Избранное».

  1. Импровизированный диалог. Интервью с поэтессой.

  2. Заключительная беседа.

    1. Что, на ваш взгляд, является источником поэтического вдохновения поэтессы?

    2. Как относится автор к тому, что изображает в своих строчках?

    3. Какие мысли и чувства возникают у вас, когда вы читаете стихотворения Лавреньтьевой о любви? размышления?

    4. Согласны ли вы с размылениями автора о сегодняшнем дне?

    5. Захотели бы вы еще раз перечитать его стихи? Какие и почему?

    6. Сформулируйте поэтическое кредо поэтессы.

  3. Заключительное слово учителя.

Итак, знакомство состоялось. Елена Фоминична открыла нам свою душу, откровенно рассказала своей поэзией о том, кто она. И мы, вместе с ней, прошли ее сорокалений творческий путь.

Давай будем радоваться, люди,

Тому, что осень поздняя светла,

Всему, что нынче нам она дала…

И давайте попробуем изменить этот мир к лучшему, ибо именно «красота спасет мир».

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

  1. Любое стихотворение Е. Лаврентьевой наизусть с мотивировкой выбора.

  2. Сочинение-миниатюра – заметка информационного характера в газету к юбилейной дате поэтессы /юбилей условлен/.













Литература родного края. Творчество донецкой поэтессы Елены Лаврентьевой
  • Русский язык и литература
Описание:

У р о к   -  о т к р о в е н и е

„ Р а з д е л и  с о  м н о ю  п у т ь „

/ Творчество  Е. Л а в р е н т ь е в о й, донецкой ппоэтессы /

Цели:    углубить знания  учащихся  о поэзии в современной литературе родного края, познакомить с судьбой и творчеством Е. Ф. Лаврентьевой, показать особенности ее поэтического творчества, тематическое разнообразие поэзии, совершенствовать навыки лирического анализа произведения, развивать логическое и ассоциативное мышление, учить эмоционально воспринимать стихотворение на слух, развивать творческие способности, воспитывать чувство любви к родному краю. 

 Оборудование : портрет поэтессы, хрестоматия «Современная литература родного края», выставка книг и газетных материалов «Высокий голос женской лиры», фотовыставка – картины природы осеннего леса, свечи.

Предварительная  работа  по ггруппам :

                1.Приготовить фотовыставку на тему «Опять брожу в лесу твоем . . . »

                   /по итогам поездки в Великоанадольский лес/ .

                2.Поисковая работа. Поэтический монтаж.

                3.Выразительное чтение стихотворений наизусть.

Учебная  деятельност ь   на  уроке :    

                 -   выступление с сообщением,

                 -   чтение наизусть,

                 -   анализ текста,

                 -   обобщающая беседа,

                 - составление проекта обложки сборника, /творческая работа/,

 

                 -   подготовка и проведение интервью /творческая работа/.

Автор Савченко Елена Андреевна
Дата добавления 10.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 797
Номер материала 51924
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓