Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыЛитература родного края. творчество Бориса Ластовенко

Литература родного края. творчество Бориса Ластовенко

Скачать материал

У р о к – з н а к о м с т в о  

«О   с л о в е,  в ы з р е в ш е м   в  г р у д и»

/ Творчество поэта Бориса   Ластовенко. /

Цель:         познакомить учащихся с творчеством поэта, с                      тематикой       его   поэзии, особенностью создания         своих собственных            миров философии, любви и оптимизма;         развивать      логическое и             ассоциативное мышление, совершенствовать навыки анализа лирического            текста, способствовать пробуждению интереса к поэзии родного края, формировать эстетический вкус и читательскую культуру.

Виды деятельности учащихся на уроке: выступления,     доклады,    работа со справочной литературой /      исследовательская        деятельность/ , исследования с целью выделения основного,          выразительное     чтения        наизусть.

Оборудование: портрет Б.Ластовенко, хрестоматии   «Современная     литература родного края», вопросник к анализу стихотворений /прилагается/, выставка книг, иллюстрации к произведениям /опережающее задание ученику/.

Эпиграф:                               Когда на жительской дороге

Подвинется дело к зиме,

Я вымолвлю лишь: - Слава Богу,

                                        Что жил я на этой земле!                 Б. Ластовенко.

Ход урока.

         /Перед началом урока дать задание творческой группе учащихся подготовить тезисы к ответу на вопрос «Особенности творчества поэта»/.

1. Слово учителя.

         Поэт приходит в жизнь вместе со своим поколением. Борис Ластовенко принадлежит к первому по-настоящему «мирному» поколению, к тем, кто родился уже после последних залпов войны. Творчество Б.Ластовенко хорошо известно читателям. Стремительно ворвавшись в литературную жизнь в конце 60-х гг., Борис Ластовенко на протяжении тридцати лет дарит нам возможность наслаждаться высокой поэзией. 

          Родился поэт 25 июня 1946 г. в  с. Старомайоское Велликоновоселковского района Донецкой области  в семье колхозника. После окончания средней  школы работал в родном колхозе. Рос в семье деда и,  уверив того в собственной

незаурядности, поехал в Москву поступать в Литературный институт им. Горького. Когда дед говорил, что в  Москве юношу-крестьянина никто не ждет, Борис уверено заметил, что в стране есть только два великих писателя: Шолохов и он.

          После окончания вуза служил в армии, работал корреспондентом газеты «Комсомолец Донбасса», старшим редактором журнала «Донбасс», руководил  донецким областным объединением писателей. Сейчас является редактором отраслевой связисткой газеты «Депеша». Член Союза писателей Украины.

2. Отчет исследовательской деятельности.

          Сообщение ученика о творчестве Ластовенко.

          Первый сборник стихотворений «Осокори» вышел в 1969г., предисловие написал Борис Слуцкий. Страницы сборника открывают читателю горизонты нашей донецкой земли, полны  любви  к родному краю, где лирический герой впервые увидел небо и услышал родную речь.                 

                                               О, сколько тишины и теплоты!

Как хорошо брести  землею этой,

И собирать высокие цветы,

И складывать большие букеты.

Как здорово распластанным лежать,

Усталым телом землю ощущать,

И с каждым стебелечком прорастать,

И с каждым облачком

Бесследно таять….    

                     Основное в сборнике «Осокори»- романтически-обобщенная территория детства, видная за знакомым пейзажем шахтерского края.

                      В 1974г. выходит сборник «Дозор», в котором автор пытается объединить все новые впечатления и наблюдения, соотнести их с центральной линией своих творческих устремлений.

С наступленьем темноты

Нас ведет земной локатор,

Я смотрю в иллюминатор,

Как работают венты.

Где-то в этой сизой мгле,

Тень подлунную отбросив,

Косяками журавлей

В теплый край уходит осень.

Осторожно: много птиц!

Столкновение опасно…

Сложно как переплелись

С неизменной трассой птиц

Наши трассы…

                                  В последующие годы  вышли в свет сборники «Русла памяти»(1977г.), «На белом углу»(1983г.), «Липы в шахтерском поселке»(1986г.), «Обжитые гнезда»(1987г.), «Ледостав»(1990г.), «Дики и тени»(1993г.) и др.

Вышла книга рассказов «Снежинница». К 30-летию творческой деятельности издан сборник «Годовые кольца»(1998г.), включающие лучшие стихотворения, написанные в этот период.                                 

3. Чтение и анализ стихотворений, помещенных в хрестоматии.

Работа над формированием навыка выразительного чтения. Анализ «вслед за автором».

 «Шахтерский поэт»

 1.  Чем наполнены  строки этого произведения?

 2.  Как вы считаете, почему у молодежи далеко в Сибири сердца наполнены уважением к Донбассу?

 3.  За что кроме стихов геологи сказали спасибо шахтерскому краю?

 4.  Вспомните стихотворение Анциферова «Вельможа». Можно ли сказать, что оба они чем-то схожи? Аргументируйте ответ.

 5. Найдите метафоры в тексте и подумайте, зачем их использует автор.

 6. Если стихотворение вам запомнилось то скажите - чем?                       

«Бабушкин подсолнух»

 1. О чем эти стихи? Какими чувствами они наполнены?

 2. Почему автору становится легче, когда он вспоминает дедушку и бабушку?

 3. Найдите слова, подчеркивающие старость бабушки.

 4. Чем для нее является подсолнух?

 5. В каких еще стихотворениях автор говорит о старости?

              «Старый хлебороб»

1.     Почему не сидится деду дома?

2.     Что хочет подчеркнуть этим автор?

3.     Можно ли сказать, что поле в данном случае - символ? Символ чего?

4.     Почему хлеба кланяются герою стихотворения?

              «Темы»

1.     Можно ли  сказать, что не зря составитель сборника поставил стихотворение в конце подборки?

2.     Попытайтесь объяснить, почему автор так назвал стихотворение.

3.     Почему гибнут «нарожденные поэты»? Поясните, как Вы это поняли.

4.     Как Вы считаете, к кому обращены эти строки?

4.Подведение итогов. Заключительная беседа.

1. Какие стихотворения поэта вам близки и почему?

2. Что, на Ваш взгляд, питает поэтическое вдохновение автора?

3. Какие мысли и чувства появляются у вас, когда вы читаете стихотворения Ластовенко о нашем крае? О воспоминаниях детства?

4. Согласны ли с размышлениями автора о сегодняшнем дне?

5. Могли бы Вы сформулировать  поэтическое кредо Ластовенко?

6. Может ли в наше время поэзия противостоять духовности? Обоснуйте свое мнение.

7. Если бы вам предложили проиллюстрировать поэтические строчки Ластовенко, какое стихотворение вы бы выбрали и почему?

5.   Выступление учащегося, подготовившего иллюстрации к творчеству поэта.

6.  Отчет творческой группы, готовившей положение «Особенности творчества поэта».

1. Ластовенко - последователь пушкинской школы.

2. Поэт создает свой собственный мир, который в отличие от нашего – чуть светлее, добрее  и теплее.

3. В стихотворениях поэта присутствуют устойчивые поэтические образы.

4. Язык Ластовенко прост и близок читателям.

5. Основное поэтическое пристрастие – идея родства всего живого, размышления о кровной связи  человека, природы, народа, родины.

6. Наиболее сильная сторона творчества – пейзажная и любовная лирика; тема исторического прошлого.

7. Как итог философских раздумий – оптимистический вывод:

…ведь целое лето еще впереди

И долгая осень потом за плечами.         

7. Чтение наизусть стихотворения М. Дубова «Стекает талая вода» учеником.

8. Заключительное слово учителя.

Борис Яковлевич Ластовенко, несмотря на тяжелое детство, на сложные перипетии существование его народа, его страны, - счастливый человек.

Он постиг Истину. Он понял ее своим умом и услышал собственным сердцем.

Природа, Родина, народ….

Слова в сознанья оживают,

Их не случайно корень «род»

В одну семью объединяет.

Благодарю тебя, судьба:

Я словно пью живую воду, -

Все глубже познаю себя,

Все ближе к своему народу.

        Домашнее задание.

1.     Выучить стихотворение «Старый хлебороб»;

2.     Характеристика лексики стихотворения /выписать стилистические нейтральные, диалектные слова и слова с переносным значением /;

3.     Желающим проиллюстрировать стихотворение.

        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Литература родного края. творчество Бориса Ластовенко"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Копирайтер

Получите профессию

Экскурсовод (гид)

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

У р о к – з н а к о м с т в о  

«О   с л о в е,  в ы з р е в ш е м   в  г р у д и»

/ Творчество поэта Бориса   Ластовенко. /

Цель:         познакомить учащихся с творчеством поэта, с                      тематикой       его   поэзии, особенностью создания          своих             собственных            миров философии, любви и оптимизма;        развивать     логическое и            ассоциативное мышление, совершенствовать навыки анализа            лирического            текста, способствовать пробуждению интереса к поэзии родного края, формировать эстетический вкус и читательскую культуру.

Виды деятельности учащихся на уроке: выступления, доклады,    работа со справочной литературой /     исследовательская       деятельность/ , исследования с целью выделения основного,          выразительное    чтения        наизусть.

Оборудование: портрет Б.Ластовенко, хрестоматии         «Современная    литература родного края», вопросник к анализу стихотворений /прилагается/, выставка книг, иллюстрации к произведениям /опережающее задание ученику/.

Эпиграф:                               Когда на жительской дороге

Подвинется дело к зиме,

Я вымолвлю лишь: - Слава Богу,

                                        Что жил я на этой земле!                 Б. Ластовенко

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 647 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Презентация урока по теме "Имя существительное как часть речи. Повторение изученного в начальной школе"
  • Учебник: «Русский язык (в 2 частях)», М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.
  • Тема: § 88 Имя существительное как часть речи
  • 02.10.2020
  • 615
  • 5
«Русский язык (в 2 частях)», М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.
Самоанализ урока по теме "Имя существительное как часть речи. Повторение изученного в начальной школе"
  • Учебник: «Русский язык (в 2 частях)», М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.
  • Тема: § 88 Имя существительное как часть речи
  • 02.10.2020
  • 855
  • 15
«Русский язык (в 2 частях)», М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 10.01.2015 1071
    • DOCX 22.8 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Савченко Елена Андреевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Савченко Елена Андреевна
    Савченко Елена Андреевна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 15
    • Всего просмотров: 74029
    • Всего материалов: 29

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Экскурсовод

Экскурсовод (гид)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель русского языка и литературы

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 1536 человек из 84 регионов
  • Этот курс уже прошли 4 896 человек

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель русского языка

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 88 человек из 36 регионов
  • Этот курс уже прошли 254 человека

Курс повышения квалификации

Родной (русский) язык: теория и методика преподавания в образовательной организации

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 39 человек

Мини-курс

Психосемантика и социальная психология

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 30 человек из 17 регионов
  • Этот курс уже прошли 12 человек

Мини-курс

Основы искусствознания

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 10 человек

Мини-курс

Расстройства пищевого поведения: обзор и основы психологической работы

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 39 человек из 22 регионов
  • Этот курс уже прошли 21 человек
Сейчас в эфире

Информационная интоксикация: методы исцеления

Перейти к трансляции