Главная / Русский язык и литература / Литература родного края. творчество Бориса Ластовенко

Литература родного края. творчество Бориса Ластовенко

У р о к – з н а к о м с т в о

«О с л о в е, в ы з р е в ш е м в г р у д и»

/ Творчество поэта Бориса Ластовенко. /

Цель: познакомить учащихся с творчеством поэта, с тематикой его поэзии, особенностью создания своих собственных миров философии, любви и оптимизма; развивать логическое и ассоциативное мышление, совершенствовать навыки анализа лирического текста, способствовать пробуждению интереса к поэзии родного края, формировать эстетический вкус и читательскую культуру.

Виды деятельности учащихся на уроке: выступления, доклады, работа со справочной литературой / исследовательская деятельность/ , исследования с целью выделения основного, выразительное чтения наизусть.

Оборудование: портрет Б.Ластовенко, хрестоматии «Современная литература родного края», вопросник к анализу стихотворений /прилагается/, выставка книг, иллюстрации к произведениям /опережающее задание ученику/.

Эпиграф: Когда на жительской дороге

Подвинется дело к зиме,

Я вымолвлю лишь: - Слава Богу,

Что жил я на этой земле! Б. Ластовенко.

Ход урока.

/Перед началом урока дать задание творческой группе учащихся подготовить тезисы к ответу на вопрос «Особенности творчества поэта»/.

1. Слово учителя.

Поэт приходит в жизнь вместе со своим поколением. Борис Ластовенко принадлежит к первому по-настоящему «мирному» поколению, к тем, кто родился уже после последних залпов войны. Творчество Б.Ластовенко хорошо известно читателям. Стремительно ворвавшись в литературную жизнь в конце 60-х гг., Борис Ластовенко на протяжении тридцати лет дарит нам возможность наслаждаться высокой поэзией.

Родился поэт 25 июня 1946 г. в с. Старомайоское Велликоновоселковского района Донецкой области в семье колхозника. После окончания средней школы работал в родном колхозе. Рос в семье деда и, уверив того в собственной

незаурядности, поехал в Москву поступать в Литературный институт им. Горького. Когда дед говорил, что в Москве юношу-крестьянина никто не ждет, Борис уверено заметил, что в стране есть только два великих писателя: Шолохов и он.

После окончания вуза служил в армии, работал корреспондентом газеты «Комсомолец Донбасса», старшим редактором журнала «Донбасс», руководил донецким областным объединением писателей. Сейчас является редактором отраслевой связисткой газеты «Депеша». Член Союза писателей Украины.

2. Отчет исследовательской деятельности.

Сообщение ученика о творчестве Ластовенко.

Первый сборник стихотворений «Осокори» вышел в 1969г., предисловие написал Борис Слуцкий. Страницы сборника открывают читателю горизонты нашей донецкой земли, полны любви к родному краю, где лирический герой впервые увидел небо и услышал родную речь.

О, сколько тишины и теплоты!

Как хорошо брести землею этой,

И собирать высокие цветы,

И складывать большие букеты.

Как здорово распластанным лежать,

Усталым телом землю ощущать,

И с каждым стебелечком прорастать,

И с каждым облачком

Бесследно таять….

Основное в сборнике «Осокори»- романтически-обобщенная территория детства, видная за знакомым пейзажем шахтерского края.

В 1974г. выходит сборник «Дозор», в котором автор пытается объединить все новые впечатления и наблюдения, соотнести их с центральной линией своих творческих устремлений.

С наступленьем темноты

Нас ведет земной локатор,

Я смотрю в иллюминатор,

Как работают венты.

Где-то в этой сизой мгле,

Тень подлунную отбросив,

Косяками журавлей

В теплый край уходит осень.

Осторожно: много птиц!

Столкновение опасно…

Сложно как переплелись

С неизменной трассой птиц

Наши трассы…

В последующие годы вышли в свет сборники «Русла памяти»(1977г.), «На белом углу»(1983г.), «Липы в шахтерском поселке»(1986г.), «Обжитые гнезда»(1987г.), «Ледостав»(1990г.), «Дики и тени»(1993г.) и др.

Вышла книга рассказов «Снежинница». К 30-летию творческой деятельности издан сборник «Годовые кольца»(1998г.), включающие лучшие стихотворения, написанные в этот период.

3. Чтение и анализ стихотворений, помещенных в хрестоматии.

Работа над формированием навыка выразительного чтения. Анализ «вслед за автором».

«Шахтерский поэт»

1. Чем наполнены строки этого произведения?

2. Как вы считаете, почему у молодежи далеко в Сибири сердца наполнены уважением к Донбассу?

3. За что кроме стихов геологи сказали спасибо шахтерскому краю?

4. Вспомните стихотворение Анциферова «Вельможа». Можно ли сказать, что оба они чем-то схожи? Аргументируйте ответ.

5. Найдите метафоры в тексте и подумайте, зачем их использует автор.

6. Если стихотворение вам запомнилось то скажите - чем?

«Бабушкин подсолнух»

1. О чем эти стихи? Какими чувствами они наполнены?

2. Почему автору становится легче, когда он вспоминает дедушку и бабушку?

3. Найдите слова, подчеркивающие старость бабушки.

4. Чем для нее является подсолнух?

5. В каких еще стихотворениях автор говорит о старости?

«Старый хлебороб»

  1. Почему не сидится деду дома?

  2. Что хочет подчеркнуть этим автор?

  3. Можно ли сказать, что поле в данном случае - символ? Символ чего?

  4. Почему хлеба кланяются герою стихотворения?

«Темы»

  1. Можно ли сказать, что не зря составитель сборника поставил стихотворение в конце подборки?

  2. Попытайтесь объяснить, почему автор так назвал стихотворение.

  3. Почему гибнут «нарожденные поэты»? Поясните, как Вы это поняли.

  4. Как Вы считаете, к кому обращены эти строки?

4.Подведение итогов. Заключительная беседа.

1. Какие стихотворения поэта вам близки и почему?

2. Что, на Ваш взгляд, питает поэтическое вдохновение автора?

3. Какие мысли и чувства появляются у вас, когда вы читаете стихотворения Ластовенко о нашем крае? О воспоминаниях детства?

4. Согласны ли с размышлениями автора о сегодняшнем дне?

5. Могли бы Вы сформулировать поэтическое кредо Ластовенко?

6. Может ли в наше время поэзия противостоять духовности? Обоснуйте свое мнение.

7. Если бы вам предложили проиллюстрировать поэтические строчки Ластовенко, какое стихотворение вы бы выбрали и почему?

5. Выступление учащегося, подготовившего иллюстрации к творчеству поэта.

6. Отчет творческой группы, готовившей положение «Особенности творчества поэта».

1. Ластовенко - последователь пушкинской школы.

2. Поэт создает свой собственный мир, который в отличие от нашего – чуть светлее, добрее и теплее.

3. В стихотворениях поэта присутствуют устойчивые поэтические образы.

4. Язык Ластовенко прост и близок читателям.

5. Основное поэтическое пристрастие – идея родства всего живого, размышления о кровной связи человека, природы, народа, родины.

6. Наиболее сильная сторона творчества – пейзажная и любовная лирика; тема исторического прошлого.

7. Как итог философских раздумий – оптимистический вывод:

ведь целое лето еще впереди

И долгая осень потом за плечами.

7. Чтение наизусть стихотворения М. Дубова «Стекает талая вода» учеником.

8. Заключительное слово учителя.

Борис Яковлевич Ластовенко, несмотря на тяжелое детство, на сложные перипетии существование его народа, его страны, - счастливый человек.

Он постиг Истину. Он понял ее своим умом и услышал собственным сердцем.

Природа, Родина, народ….

Слова в сознанья оживают,

Их не случайно корень «род»

В одну семью объединяет.

Благодарю тебя, судьба:

Я словно пью живую воду, -

Все глубже познаю себя,

Все ближе к своему народу.

Домашнее задание.

  1. Выучить стихотворение «Старый хлебороб»;

  2. Характеристика лексики стихотворения /выписать стилистические нейтральные, диалектные слова и слова с переносным значением /;

  3. Желающим проиллюстрировать стихотворение.











Литература родного края. творчество Бориса Ластовенко
  • Русский язык и литература
Описание:

У р о к – з н а к о м с т в о  

«О   с л о в е,  в ы з р е в ш е м   в  г р у д и»

/ Творчество поэта Бориса   Ластовенко. /

Цель:         познакомить учащихся с творчеством поэта, с                      тематикой       его   поэзии, особенностью создания          своих             собственных            миров философии, любви и оптимизма;        развивать     логическое и            ассоциативное мышление, совершенствовать навыки анализа            лирического            текста, способствовать пробуждению интереса к поэзии родного края, формировать эстетический вкус и читательскую культуру.

Виды деятельности учащихся на уроке: выступления, доклады,    работа со справочной литературой /     исследовательская       деятельность/ , исследования с целью выделения основного,          выразительное    чтения        наизусть.

Оборудование: портрет Б.Ластовенко, хрестоматии         «Современная    литература родного края», вопросник к анализу стихотворений /прилагается/, выставка книг, иллюстрации к произведениям /опережающее задание ученику/.

Эпиграф:                               Когда на жительской дороге

Подвинется дело к зиме,

Я вымолвлю лишь: - Слава Богу,

                                        Что жил я на этой земле!                 Б. Ластовенко

Автор Савченко Елена Андреевна
Дата добавления 10.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 1072
Номер материала 51932
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓