«Он просто жил .
. .»
Сценарий литературно – музыкальной
композиции,
посвящённой А. Мартынову
Вступительное
слово учителя.
Так
стремительно вдруг завихрилась наша жизнь, такой бурунной стала, такой
обещающей и часто неожиданной, что и остановится некогда и дух перевести. Мало
того, как будто и не нужны эти остановки. И все-таки остановимся. Остановимся
и посмотрим вокруг. Как красив наш край и люди, живущие в нем.
Красивы
своим трудом, своим творчеством. Один из таких людей – Анатолий Николаевич
Мартынов. Фамилия для вас незнакома. Мы привыкли, что люди знаменитые,
известные живут где-то далеко. Мы видим их по телевизору, читаем о них в
книгах. И иногда не можем заметить то прекрасное, что находится рядом.
Мы
предлагаем вам литературно-музыкальную постановку – посвященную донецкому
писателю, нашему земляку. Это публицист. Основной жанр его творчества очерки, в
том числе наш вечер и будет в основном построен на очерках писателя.
Выходит 1 группа участников вечера (6 человек). Звучит песня «Шахтерская
земля» /Е.Птичкин – М.Пляцковский/. Музыка микшируется.
1-й
В жизни каждого человека есть вехи, когда хочется на мгновение задержаться, оглянуться
назад, посмотреть, что тобой сделано, чего ты добился, насколько реализовал
свои возможности, какую пользу принес людям.
2-й
О донецком писателе Мартынове можно сказать,
что его судьба на редкость сложилась удачно. И вовсе не значит, что в его жизни
совсем не было никаких трудностей, тревог. Скорее наоборот, вся его жизнь –
это борьба трудностями, преодоление этих трудностей, умение видеть свои задачи
и находит пути их решения.
3-й
Счастье писателя А.Мартынова в том, что судьба его связана с судьбой страны в
самые трудные моменты её истории, что жизнь позволила ему изучать себя со всех
сторон. Впрочем, скорее всего он и не думал о том, что изучает жизнь. Он просто
жил.
Звучит песня «Я жил в такие
времена» в исп. Богатикова
(Грамзапись. Музыка
микшируется, слова на фоне её.)
4-й
Родился Анатолий Николаевич Мартынов 26
февраля 1928 года в селе Карповка Артемовского района Донецкой области в
рабочей семье. Так что уже с самого детства имел возможность воспитывать себя,
впитывая впечатления как от сельской жизни, так и от промышленного труда.
5-й Наверно так устроен человек
И
можно смело головой ручаться.
Никто
не прожил до кончины век,
Чтоб
в прошлое свое не возвращаться,
Чтоб
радость из минувшего не взять,
Не
огорчиться прежним огорченьем…
И в
этом отношении, друзья,
Я
тоже не являюсь исключеньем!
6-й
Детство писателя закончилось с началом
войны, когда пришлось родителям эвакуироваться на Урал, оттуда он проводил отца
на фронт и потерял его в 1943 году.
1-й
«Мне было 13 лет. Отец ушел воевать, а мы покатили на Урал. Каждое лето,
помогая фронту, работал в колхозе, где познал почти все хлеборобные профессии:
от вязания снопов и косьбы до превращения ячменя в перловую крупу с помощью
деревянной ступы. Отец погиб под Харьковом. Он был тогда страшим лейтенантом
СМЕРШа. Когда его вещевой мешок с офицерской формой и наградами за участие в
битве под Москвой и оборону Сталинграда переслали домой, я ослеп от ярости.
Одел его шинель, бросил школу и удрал на фронт мстить за батю.»
На фоне медленной инструментальной музыки:
Да, мне положено скорбеть,
Живую
боль зажав зубами.
Во мне
во веки не убить
И эту
скорбь и эту память.
О тех,
с кем шел в одном строю,
Ходил
в атаки и в разведку,
Кто
прикрывал меня в бою
От стужи
и от пули меткой.
Не позабыть мне тех могил,
Березок
в отсветах багровых
Где в
20 лет я хоронил
Двадцатилетних
Королевых.
Им
песни петь, девчат любить,
Им
путь разведывать бы млечный.
Да,
мне положено скорбеть,
И это
значит – помнить вечно.
Музыка затихает.
4-й
Трижды возвращали беглеца. Последний раз с
линии фронта на Днепре, пока не определили в военно-морское авиационное училище
в г.Куйбышеве, которое Мартынов закончил с правом службы в морской авиации. Но
до этого не дошло. Война закончилась. Демобилизованный в
17 лет, юноша возвращается в родную Карповку.
5-й
Он не воевал, но познал войну. И в будущем описал её. Бессмысленную, жестокую и
злобную.
Ребята уходят. Их место занимают другие 5 человек.
1-й
Очерк-быль «Память». В степях над донецкой речкой Миусом весной подвенечно
цветет калина – точь-в-точь красавица в обручении: белая, святая и миротворная.
К конце весны белый цвет Миуса сменится красным: запламенеют маки, как память о
великой крови, пролитой на этой земле не один раз.
2-й А летом степь
поседеет. Вызреет ковыль, топтаный перетоптанный, копытами битый-перебитый и
выплеснет своё горе в седине планеты.
3-й В
синем небе висят на своих песнях жаворонки. И – до удивления хочется жить…
4-й На знаменитой Саур – могиле в
войну шли такие бои, что высоту не пляшут
1-й На Саур – могиле погиб командир
танкового полка майор Аржанцев, который выдержал и Сталинград, и Прохоровку на
Курской дуге. Экипаж командирского танка был знаменит, о нём писали в газетах.
6-й / в роли старика – отца/
Землячок, помяни сынов наших.…Не побрезгуй солью, хлебом, памятью…
2-й Кадровый офицер – танкист
Константин Аржанцев в начале войны взял в экипаж своих братьев: Федора и
Антона. Простые были ребята, душевные. Слава им не мешала. Когда хвалили
хлопцев, они всё отшучивались: никакие они не герои. Вот батя у них – это точно
герой – настоящий донской казак.
6-й
- Я с Дона приехал сынов поминать. /медленно два- три шага вперёд/
Трое их у меня на этой земле полегло.
Нарастает шум боёв, свист снарядов.
3-й В августе 43-го года полк
Аржанцева захватывал плацдарм на Миусе. По понтонному мосту немцы бьют в упор.
Из самолетов бомбы сыпятся как из сита, одна в одну. Последнее звено моста уже
разбито, и мост не достает до берега. Но полку надо быть там, на той стороне!
6-й - Сколько лет собирался проведать
эту самую Саур могилу./Идет вперёд, к зрителям/, думал – не придётся, помру.
Привелось… Подходи, браток, за память воинов Константина, Фёдора, Андрея…
4-й Для раздумий нет не секунды. На
полном ходу на мост врывается командирский танк и прыгает с моста на тот берег.
Но это ловушка. И звучит в эфире команда: «Всем назад! Берём удар на себя!» И
через минуту: «Прощайте!..»
Шум боя резко обрывается,
возникает «Реквием» Моцарта.
6-й - Спасибо вам, хлопцы, спасибо вам
за память, войны. Поминайте моих хлопцев.
5-й Попавшая под десятки орудий машины
Аржанцева горела факелов в полнеба. Ни один люк не открылся. Полк был спасён
братьями, а сами они…
6-й - Трое их у меня на этой земле
полегли. Весь корень рода Аржанцевых… Помяните их, сынки…
1-й
Опять пишу я о войне –
Опять
в стихах живут солдаты,
Те, что в днепровской стороне
Бросали под броню с гранатой.
Разорванные небеса
недрогнувшего Сталинграда …
2-й О нем я столько раз писал,
Но знаю – надо, снова надо.
И об атаках на заре,
И о пробитых партбилетах.
3-й О синеглазой медсестре, что не увидела победы.
О разделенном сухаре
И о солдатской щедрой фляге,
И о негаснущем костре,
О красном флаге над рейхстагом…
4-й Опять пишу я о войне –
Друзей погибших вижу лица.
Речь о таком идет, что мне
Не страшно снова повториться.
Ребята уходят. Выходят 4 человека.
1-й После
войны Мартынов стал и водовозам, и изготовителем самана для возрождения села.
После окончания десятилетки поступил в Краматорский техникум, по окончании
получил направление в город Людиново Калужской области. Анатолий Николаевич
впоследствии считал, что ему улыбнулась удача – работал мастером
инструментального цеха локомобильного завода.
2-й Да и не только в этом удача. Мартынов пробует
себя в роли журналиста. И его попытки его удачны. Скоро в газете «Людиновский
рабочий» отдел промышленности. Журналисты нужны не менее, чем инженеры. И
Анатолий Николаевич поступает на заочный факультет журналистики Харьковского
университета.
3-й Мартынов понял, что слово журналиста может
иметь власть. А одновременно с этим осознал, что владеть словом – не так
просто, что этому нужно учиться серьезно. Вот почему молодой журналист
поступает в Киевский университет.
4- й И почти сразу же еще одно событие: в
издательстве «Молодь» выходит первая книжка очерков «Юхим Стародубцев». Было
это в 1954г. Так что в журналистику пришел весьма полезный человек: молодой,
энергичный, имеющий не только диплом техника и стаж работы на производстве, но
и определенные навыки журналисткой работы.
1-й Поездки по селам, изучение колхозной жизни…
Приходит осознание, что все увиденное не вмещается в рамки газетной информации
и очерков, требуют другой формы. Так зарождается первый роман «Не с неба
звезды».
2-й Это роман о трудных послевоенных годах калужской
деревни. Большое литературное полотно писалось хоть и молодым, но уже
умудренным автором, хорошо знающим взаимно сопряженный сельский и городской
быт шахтерского края.
Далее идет инсценировка эпизода из романа.
Два бойца, возвращаются с войны, размышляют о жизни.
3-й - Все разбито, исковеркано.
4-й - Но жить надо. Значит, строить
надо. И не как-нибудь, а лучше, чем было.
3-й - Сколько разбитых- то домов! Это когда ж успеем их отстроить, а?
4-й - Успеем. Лучше
только надо строить! Еще красивее жизнь, чтобы стала, чем до войны!
3-й -
Да… Домой ведь возвращаемся, черти нас дери! Сколько думалось об этом фронте.
Звучит песня «Эх,
дороги, пыль да туман …». Затемнение.
Слайды: поле боя,
развалины, разруха. На фоне музыки.
1-й И полилась песня … Теплая,
трогающая за душу. А двое стояли, отодвинувшись друг от друга и, не находя
слов, смотрели вперед.
2-й
Герои в трудных условиях, порой рискуя жизни, восстанавливают разрушенное
хозяйство, твердо верят в свое будущее. Они знают, что оно не прейдет к ним в
готовом виде, не свалится с неба. Его нужно делать своими руками.
Музыка
затихает.
3-й Роман вышел в издательстве «Донбасс» в 1960..
Мартынов отдал ему 8 лет жизни. К моменту выхода романа в свет Анатолий
Николаевич вернулся на родину.
Песня «Давно не бывал я в Донбассе»/Н. Богословский –
Н. Дозино/.
Ребята
уходят. Выходит 4 человека.
1-й
Очерки писателя, а их к этому времени уже целые книги: «Простое слово», «Над
Торцом-рекою» - показывают, как многогранен журналистский талант Мартынова. Он
с одинаковой свободой пишет и о сельском хозяйстве, и о металлургии, и о
шахтерах, конечно. «Щедрые зерна», «Богатые люди», «Пустые слова», «Штурм
украинского миллиарда» - о современном селе.
2-й «Романтика боем» - о макеевских
сталеварах.
3-й
«Совесть», «Горный сдвиг», «Мужская работа», «Дальний прицел» - о славных
донецких шахтерах.
Песня «Шахтерская лампочка»/Н.
Богословский – М. Матусовский/ в грамзаписи. На втором куплете музыка
становится тише, на ее фоне.
Воскрешаю
в памяти героев.
В глубину веков бросая взор.
Размышляю:
кто из них достоин
Быть
к тебе приравненным, шахтер?
Мрак
эпох промчавшихся редеет…
Пламенный, живой – не монумент –
Предо
мною образ Прометея
Возникает,
выйдя из легенд.
Прометей
огонь похитил с неба
И
людей им щедро наделил.
Ты,
в награду вечности не требуя,
Достаешь
огонь из-под земли.
Путь
подземный, силы не жалея,
Ты
к пластам торишь, неукротим.
И
мятежный подвиг Прометея
Меркнет
перед подвигом твоим!
Музыка громче, до конца
4-й О шахтерах писатель повествует с особым увлечением. И ничего удивительного
в этом нет. Ведь и начинал он свою трудовую деятельность на артемовской соляной
шахте, и первая книга его о шахтерах.
1-й Из очерка «Из завалов старого». Шахты, как и люди, живут один век.
И разница в долголетии у них, как у людей; иная в 70 отдаст людям все сполна и
починит, а другая вступит в пору третей молодости и еще будет служить. Так и
идут целые поколения в одной упряжке: шахта-кормилица и хозяин ее – шахтер.
2-й «Здесь жизнь своя, свои законы»,- писал поэт-шахтер Анциферов. И
правда, тут все свое. И в общем-то несвойственная человеку профессия
подземного крота, и его привычки, обычаи, песни, повышенная жажда жизни, тяга
к солнцу. И если с инженерной точки зрения горное дело просчитано вдоль,
поперек и вглубь, то стороны шахтерской жизни наша социология касалась мало.
3-й Вот и выполняет Мартынов функцию социологов, изучая Жизнь шахтеров со
всех сторон. А в дальнейшем не упускает возможности углубить свои познания
шахтерской жизни.
4-й Когда в 60-е годы в Донбассе строилась Комсомольская шахта, автор
уже многих книг, в том числе солидного романа, член Союза писателей идет
работать на проходке вертикального ствола шахты «Красная звезда» в Торезе.
1-й Работает вместе со всеми, никакими льготами не пользуется, более
того, никто в бригаде и не подозревает, что этот долговязый работяга –
писатель,
2-й …что он не подземный стаж
зарабатывает, а собирает материал для будущей книги. Только через год , когда
проходчики достигли плановой километровой глубины, Мартынов опубликовал ряд
очерков в областной и республиканской прессе и тем самым рассекретил свое
инкогнито.
3-й Затем была работа на Донецкой шахте им. Калинина, и рабочие ,
которые стали героями ряда очерков писателя.
Уходят.
«Песня о Донбассе» /Н. Богославский – Н. Доризо/. Входят пять человек.
1-й Очерк «Самые земные». Без черной краски шахту не нарисует даже самый заядлый
лакировщик. Потому что уголь…
2-й В шахте темно, в шахте пыльно, в шахте газ и вода. То, ради чего
люди идут в подземелье, на поверхности называют черным камнем, черным золотом,
затвердевшим солнцем. Так даже пишут.
3-й Настырные фоторепортеры из числа
тех немногих, чей творческий почерк затвердел в годы съемок фильма «Донецкие
шахты», и до сих пор опускают в шахты белые караваи хлеба, морозные кристаллы
соли и даже нежные-нежные розы.
4-й Снимая эти райские атрибуты на фоне черных пластов, в чреве Земли,
совсем не вдалеке от того места, где по приданию, Находится, ад репортеры
пускают в глаза пыль, которая по сильнее и погуще, чем в забои.
5-й Их не смущает, что после 10 минут съемок хлеб уже не съешь, а розу
не подаришь любимой.
1-й Шахтеры смеются над такими лакировщиками. Они сильные люди –
шахтеры. Они не любят сюсюканья и фальши, не терпят пыли и громких фраз, а то,
что знают- знают твердо. Нечего с розами в шахту! На небе нет рая, но под
землей нет и ада.
2-й Есть шахта, есть шахтер, есть уголь, и все рисуется черным. Потому
что уголь.
3-й Ежедневный подвиг горняка, величие его труда, ореол славы вокруг
его профессии в слове надо.
4-й Родине нужен уголь- значит, надо! Семье нужен кормилец- значит
надо! Смешно и нереально говорить о любви к забою, к лаве. Любить там нечего.
Там можно в грохоте, лязге, крошеве угля, согнувшись в три погибели и сжав
зубы, думать только об одном: надо!
5-й А ведь героический подвиг и есть то самое, когда не просто хочется,
а когда – надо. /Идет вперед на следующее слова/ Они
просыпаются еще затемно, люди, начинающие трудовой день в нашей стране -
шахтеры. В шесть утра им надо быть на наряде. Проснувшись, не шумят, тихо
одеваются в коридоре, не хлопают дверью, чтобы не разбудить детей.
1-й Со всех улиц горняцкого
поселка стекаются они к шахте. Идут в пиджаках с раскрытой грудью, поеживаясь
от утреннего свежака, по-мужски молчаливые и теплые ото сна. Идут раньше всех
на работу, которая тяжелее всех и почетнее всех. Идут люди простые, крутые на
слово и нетерпимые к фальши, смелые и бесстрашные.
2-й И я на погрешу против
художественной правды, если людей шахтёрской правды, если людей шахтёрской
профессии назову людьми утренней свежести.
3-й Шахтёра, что закончил смену и
выезжает на – гора,
Улыбкой солнце непременно должно
приветить у копра.
Собрату радостно светило должно
шагнуть навстречу, в клеть:
Ведь без него оно не в силах
планету нашу обогреть.
Уходят. В грамзаписи песня «Донбасский вальс» /А.Холминов – И.Кобзев/.
Выходят 6 человек.
1-й Очерк «Дальний прицел». С первых
пятилеток на донецкую шахту им. Е.Т.Абакумова поступила новая техника. Она
намного облегчила шахтёрский труд, но принципиально не меняла его.
2-й Но вот поставили на шахте новый
комплекс КМ-87-Д. Сам рубит, сам грузит, сам на штрек подает. И совсем
невероятное: сам за собой крепит да сам же и передвигается к груди забоя.
Диковина!
Идёт диалог шахтёров, одетых в спецовку и шахтёрские каски.
3-й Дождешься от неё угля! Да её
в лаву затягивать надо полгода. Заработаете! Нет, я за рештачок и лопаточку –
так оно вернее!
4-й А вдруг пойдёт! Помолчал бы со
своей лопатой, ты с ней и спать готов!
5-й Нет, внедрять надо! Кому поручить
новый комплекс? Нужен человек с боевым, деловым характером
6-й Владимир Пехтерёв! Сибиряк,
коммунист. Он поможет!
1-й /В роли Пехтерева/
Видел я это железо. Душа шахтёра к нему ещё не лежит. Придется ломать привычки.
Нужно подобрать новую бригаду.
5-й Добро, Владимир Никитович,
действуй!
Под музыку «Марш
энтузиастов».
2-й На монтаж комплекса отпускалось
три месяца. Бригада справилась за месяц. Комбайн дал первый уголь. И бригадир
решил дать отдохнуть своим людям.
3-й Главное – коллектив. А
сборная бригада – далеко ещё не единое целое. Им надо посмотреть друг другу в
глаза не под землёй, а на свету, при солнце.
4-й И решил Пехтерёв просить у шахт кома автобус – поедем с детьми и жёнами
в лес.
5-й Не
было в этот день на календаре красного числа, но в лесопарке возле пруда шёл
шахтёрский праздник. Победившие мужчины делили радость с жёнами и детьми.
6-й На празднике как-то незаметно,
ненастойчиво Владимир Никитович изложил основные принципы жизни бригады.
1-й Один за всех, и все за одного!
2-й Мало хорошо работать – надо
уметь хорошо отдыхать!
3-й У кого нет среднего образования
– в вечернюю школу.
4-й А кто с десятилеткой – пусть
поступает в техникум или в институт.
5-й Тут же Пехтерёв рассказал семьям
шахтёров, что в бригаде есть свой совет, который занимается вопросами работы,
дисциплины и быта.
6-й Если у кого нелады в семье,
если нужна помощь – поможем.
1-й Всё больше и больше наша
бригада выдавала угля на-гора.
2-й 800 тонн.
3-й 900 тонн.
4-й Тысяча!
5-й А вскоре и тысячный рубеж
остался позади.
6-й В. Н. Пехтерев был избран
депутатом Кировского Районного совета народных депутатов. Он стал членом бюро
Донецкого комитете партии. на заседаниях Владимир Никитович часто поднимал
наболевшие вопросы шахтёрской жизни.
2-й А затем – высокая правительственная
награда – звание Героя Социалистического труда, депутата верховного Совета
Украины.
3-й Да, это наш земляк, житель нашего
посёлка. И написал о нём Мартынов. Учитель Владимир Никитович Пехтерев и сейчас
живёт в нашем посёлке, работает на нашей шахте. прошло много лет, но он хорошо
помнит писателя, приезжавшего на встречу с ним и бригадой. давайте послушаем
его.
Выступление Пехтерева.
Вручение
цветов под музыку в грамзаписи «Старый шахтёр» (В. Гамалия – М. Владимов).
Далее под музыку несколько пар исполнят вальс. В это время ученица читает
стихи.
Здесь всюду выработки горные,
Здесь люди хмуры, но добры.
И
звёзды падают узорные
на
эти чёрные копры.
А
возле шахты Абакумова –
подкова
медная ставка.
И,
думу медленную думая,
плывут
над нею облака.
А
под ногами твердь качается,
О
чём-то облака моля.
Здесь
люди в шахту опускаются,
И
по ночам не спит земля.
Спасибо,
шахта Абакумова,
За
ваш бессонный долгий труд!
Здесь,
как атланты, люди хмурые
Свой
город на плечах несут.
Дети уходят. Выходят 7
человек.
1-й Внимание писателя к
шахте, горячая заинтересованность трудом шахтёров, их бытом и проблемами были
замечены и оценены. К 50-летию писателя была вручена «Шахтёрская слава»
третей степени.
2-й Все очерки Мартынова – откровенный
разговор об остроактуальных проблемах: о нелегкой борьбе со всемогущим
бюрократизмом, о родоначальник шахтных бригадных подрядов, о бережном отношении
к рабочему человеку и его семье, о квартирах, о пьющих и непьющих, о воспитании
- во многом.
3-й Но связи с селом писатель то же
не прерывает. Так он на два года поселяется в колхозе «Россия», что недалеко от
Азовского моря, пишет ряд очерков об их жизни, успехах, ярких человеческих
характерах.
4-й Несомненной удачей Мартынова
является и историко-бытовая повесть «Лукоморье». В ней нарисовано далекое
прошлое прадеда колхоза – селения Златоустовка и его основоположников
крестьян-беглецов, первыми пришедших на просторах Дикого поля.
5-й Перу Анатолия Николаевича
принадлежат две пьесы о революционере Артеме. Это удачные произведения.
Сценически воплощенные артистами Донецкого драматического театра.
6-й Когда у писателя спросили, что из
написанного он любит больше всего тот ответил: «Очерк «Я – артемовец». Все
голубиное детство вместе с голубиным базаром связано у меня с любимым Бахмутом
(так раньше называли Артемовск).
7-й
Если вы не бывали в Бахмуте,
Приглашаем
вас в гости и ждем.
Мы
по городу нашему вместе,
Красотою
любуясь, пройдем
Весь
он ласковым солнцем пронизан,
И
в осенний оделся наряд,
А
в дали над «Цветметом», «Победой»
Огоньки
ярким светом горят.
1-й Указом Президиума Верховного Совета УССР «О присвоении Мартынову А.Н.
почетного звания Заслуженного работника культуры УССР» за значительный вклад в
развитие советской литературы, за активное участие в общественной жизни
присвоить Мартынову А.Н. почетное звание «Заслуженного работника культуры
Украины».
2-й Сейчас писатель продолжает
поднимать новые пласты нелегкой жизни тружеников Донбасса.
3-й Глубокие и страстные раздумья о
времени и о том, Какие перемены оно принесло в жизнь Донетчины, что подняло на
гребень, что оставило на отмели, а что и обратно в спять, стали предметом
газетных статей.
4-й Мартынов говорил: «Слов
журналист звучит для меня, как оклик командира перед боем. Я подтягиваюсь и
говорю: «Есть!».
Звучит инструментальная музыка. На её фоне.
5-й Однажды Солнце, залюбовавшись
Землей, уронило в вешнюю борозду свой золотой лучик. Не сказочному пророку его
было суждено увидеть первым, а мастеру слова и дела журналисту.
6-й Ходит по земле, лазит в
подземелье, поднимается за облака, спускается в морские глубины – не
избалованный роскошью человек, у которого до всего нового есть огромный
интерес. И в дождь, и в бурю, по жаре и морозу шастает он нехожеными тропами,
вслушивается в пульс жизни, в едва различимые звуки.
7-й Вот так среди черного поля
вдруг остановит свой вечно устремленный шаг, прислушается, присмотрится и
заметит, как распеленался лучик в вешней борозде. Люди! Смотрите, вот ваш
завтрашний день.
Музыка затихает
1-й
Мы знаем цену хлебу, добытому с трудом
И
под палящим небом, и в снежный ветролом.
2-й
В нем и судьба, и песня, и теплых рук следы
Того,
кому известно кипение страды.
3-й
Когда от вражьей стали заполыхала степь
Мы
жизнью отстояли и жизнь свою, и хлеб.
4-й
Мы знаем цену хлебу и, стоя на лесах,
Дома
возводим в степи у вьюги на глазах.
5-й
Над нами виснет слепо подземный гулкий штрек…
И
знает цену хлебу рабочий человек
6-й
Его зовут повсюду насущным и святым.
Так
будьте с хлебом, люди, и дорожите им!
Звучит в записи песня «Спят курганы темные» (Н.Богословский –
Б.Ласкин).
Выходят 6 человек.
1-й Пожалуй, не один донецкий
писатель не печатал так часто на страницах печати, а именно в газете «Правда»,
как Мартынов. И ценность его работ не только в том, что он замечает недостатки,
но и предлагает пути к их устранению.
2-й Его хорошо знают не только в
Донбассе, но и далеко за пределами. Он отвергал «мудрый» совет для того
времени: «Не суйся!».
3-й Конечно, не так просто совмещать
журналистскую деятельность с литературной и общественной. Мартынову удалось.
4-й Откровенное, прямое
публицистическое слово писателя возбуждало в человеке не показное желание
работать на общее благо, исправляя недостатки.
5-й Актуальные выступления в периодике,
затрагивающие и промышленные, и сельскохозяйственные вопросы, чередуются с
выходом художественных полотен – книг, чаще всего тематически связанных с
Донбассом – землей его предков.
6-й
Край Донецкий смуглолицый
У тебя лучистый взгляд
Не закатные страницы,
полыхают как закат
1-й
Край Донецкий смуглолицый
Звезды вышли на парад
И как солнце золотится
Твой земной, твой жаркий клад.
2-й
Край Донецкий смуглолицый
С золотинкою в глазах.
Не легко в тебя влюбится
Разлюбить тебя нельзя.
3-й Счастье писателя Мартынова в том, что судьба его связана с судьбой
страны в самые трудные моменты её истории, что жизнь позволила ему изучать себя
со всех сторон.
4-й
Впрочем, скорее всего он и не думал о том, что изучает жизнь. Он просто жил.
5-й
Я говорю вам честно,
Не
жалею и не прошу,
Что
в очень мало лет
Июньской
тополиною аллеей
Ушел
я в ослепляющий рассвет.
6-й
Анатолий Мартынов – наш современник, современник наших родителей. И для его
таланта сейчас так много жизненного материала.
1-й Я
честно говорю…
И
если где-то
Встречаю
бессердечность
Вспышки
зла,
Я
вновь иду в июньские рассветы!
Готов
опять сражаться до Победы,
Какой
бы эта схватка не была.
Далее до конца на фоне мелодии песни «Спят курганы темные»
2-й
К сожалению, нет с нами этого замечательного человека. А ведь он, как и Николай
Рыбалко, и Владимир Мухин, стихи которых сегодня не услышали, - история и
культура, честь и доблесть, труд и красота нашего края.
3-й Который раз я повторяю
Слова любви к родному краю
Хвала тебе и честь!
Заключительное слово учителя.
Хвала за музыку покоя
И честь за музыку труда
За то, что есть в тебе такое,
Что не постигнешь никогда.
Донецкий край. Донбасс! Мы часто слышим эти слова, что
видим перед собой в эти минуты? Уголь, терриконы, уставшие глаза шахтеров. И
очень редко – лица наших знаменитых земляков - Николай Рыбалко, Владимир Мухин,
Борис Горбатов, Борис Белаш… Малоизвестная для вас литература. Сегодня исчезло
одно из белых пятен Донецкого краеведения в вашем мировоззрении, вам открылось
лицо А.Н. Мартынова, публициста и писателя.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.