Главная / Русский язык и литература / Литература родного края. Творчество Анатолия Мартынова

Литература родного края. Творчество Анатолия Мартынова

«Он просто жил . . .»

Сценарий литературно – музыкальной композиции,

посвящённой А. Мартынову

Вступительное слово учителя.

Так стремительно вдруг завихрилась наша жизнь, такой бурунной стала, такой обещающей и часто неожиданной, что и остановится некогда и дух перевести. Мало того, как будто и не нужны эти остановки. И все-таки остановимся. Остановимся и посмотрим вокруг. Как красив наш край и люди, живущие в нем.

Красивы своим трудом, своим творчеством. Один из таких людей – Анатолий Николаевич Мартынов. Фамилия для вас незнакома. Мы привыкли, что люди знаменитые, известные живут где-то далеко. Мы видим их по телевизору, читаем о них в книгах. И иногда не можем заметить то прекрасное, что находится рядом.

Мы предлагаем вам литературно-музыкальную постановку – посвященную донецкому писателю, нашему земляку. Это публицист. Основной жанр его творчества очерки, в том числе наш вечер и будет в основном построен на очерках писателя.

Выходит 1 группа участников вечера (6 человек). Звучит песня «Шахтерская земля» /Е.Птичкин – М.Пляцковский/. Музыка микшируется.

1-й В жизни каждого человека есть вехи, когда хочется на мгновение задержаться, оглянуться назад, посмотреть, что тобой сделано, чего ты добился, насколько реализовал свои возможности, какую пользу принес людям.

2-й О донецком писателе Мартынове можно сказать, что его судьба на редкость сложилась удачно. И вовсе не значит, что в его жизни совсем не было никаких трудностей, тревог. Скорее наоборот, вся его жизнь – это борьба трудностями, преодоление этих трудностей, умение видеть свои задачи и находит пути их решения.

3-й Счастье писателя А.Мартынова в том, что судьба его связана с судьбой страны в самые трудные моменты её истории, что жизнь позволила ему изучать себя со всех сторон. Впрочем, скорее всего он и не думал о том, что изучает жизнь. Он просто жил.

Звучит песня «Я жил в такие времена» в исп. Богатикова

(Грамзапись. Музыка микшируется, слова на фоне её.)

4-й Родился Анатолий Николаевич Мартынов 26 февраля 1928 года в селе Карповка Артемовского района Донецкой области в рабочей семье. Так что уже с самого детства имел возможность воспитывать себя, впитывая впечатления как от сельской жизни, так и от промышленного труда.

5-й Наверно так устроен человек

И можно смело головой ручаться.

Никто не прожил до кончины век,

Чтоб в прошлое свое не возвращаться,

Чтоб радость из минувшего не взять,

Не огорчиться прежним огорченьем…

И в этом отношении, друзья,

Я тоже не являюсь исключеньем!

6-й Детство писателя закончилось с началом войны, когда пришлось родителям эвакуироваться на Урал, оттуда он проводил отца на фронт и потерял его в 1943 году.

1-й «Мне было 13 лет. Отец ушел воевать, а мы покатили на Урал. Каждое лето, помогая фронту, работал в колхозе, где познал почти все хлеборобные профессии: от вязания снопов и косьбы до превращения ячменя в перловую крупу с помощью деревянной ступы. Отец погиб под Харьковом. Он был тогда страшим лейтенантом СМЕРШа. Когда его вещевой мешок с офицерской формой и наградами за участие в битве под Москвой и оборону Сталинграда переслали домой, я ослеп от ярости. Одел его шинель, бросил школу и удрал на фронт мстить за батю.»

На фоне медленной инструментальной музыки:


Да, мне положено скорбеть,

Живую боль зажав зубами.

Во мне во веки не убить

И эту скорбь и эту память.

О тех, с кем шел в одном строю,

Ходил в атаки и в разведку,

Кто прикрывал меня в бою

От стужи и от пули меткой.


Не позабыть мне тех могил,

Березок в отсветах багровых

Где в 20 лет я хоронил

Двадцатилетних Королевых.

Им песни петь, девчат любить,

Им путь разведывать бы млечный.

Да, мне положено скорбеть,

И это значит – помнить вечно.


Музыка затихает.

4-й Трижды возвращали беглеца. Последний раз с линии фронта на Днепре, пока не определили в военно-морское авиационное училище в г.Куйбышеве, которое Мартынов закончил с правом службы в морской авиации. Но до этого не дошло. Война закончилась. Демобилизованный в 17 лет, юноша возвращается в родную Карповку.

5-й Он не воевал, но познал войну. И в будущем описал её. Бессмысленную, жестокую и злобную.

Ребята уходят. Их место занимают другие 5 человек.

1-й Очерк-быль «Память». В степях над донецкой речкой Миусом весной подвенечно цветет калина – точь-в-точь красавица в обручении: белая, святая и миротворная. К конце весны белый цвет Миуса сменится красным: запламенеют маки, как память о великой крови, пролитой на этой земле не один раз.

2-й А летом степь поседеет. Вызреет ковыль, топтаный перетоптанный, копытами битый-перебитый и выплеснет своё горе в седине планеты.

3-й В синем небе висят на своих песнях жаворонки. И – до удивления хочется жить…

4-й На знаменитой Саур – могиле в войну шли такие бои, что высоту не пляшут

1-й На Саур – могиле погиб командир танкового полка майор Аржанцев, который выдержал и Сталинград, и Прохоровку на Курской дуге. Экипаж командирского танка был знаменит, о нём писали в газетах.

6-й / в роли старика – отца/ Землячок, помяни сынов наших.…Не побрезгуй солью, хлебом, памятью…

2-й Кадровый офицер – танкист Константин Аржанцев в начале войны взял в экипаж своих братьев: Федора и Антона. Простые были ребята, душевные. Слава им не мешала. Когда хвалили хлопцев, они всё отшучивались: никакие они не герои. Вот батя у них – это точно герой – настоящий донской казак.

6-й - Я с Дона приехал сынов поминать. /медленно два- три шага вперёд/

Трое их у меня на этой земле полегло.

Нарастает шум боёв, свист снарядов.

3-й В августе 43-го года полк Аржанцева захватывал плацдарм на Миусе. По понтонному мосту немцы бьют в упор. Из самолетов бомбы сыпятся как из сита, одна в одну. Последнее звено моста уже разбито, и мост не достает до берега. Но полку надо быть там, на той стороне!

6-й - Сколько лет собирался проведать эту самую Саур могилу./Идет вперёд, к зрителям/, думал – не придётся, помру. Привелось… Подходи, браток, за память воинов Константина, Фёдора, Андрея…

4-й Для раздумий нет не секунды. На полном ходу на мост врывается командирский танк и прыгает с моста на тот берег. Но это ловушка. И звучит в эфире команда: «Всем назад! Берём удар на себя!» И через минуту: «Прощайте!..»

Шум боя резко обрывается, возникает «Реквием» Моцарта.

6-й - Спасибо вам, хлопцы, спасибо вам за память, войны. Поминайте моих хлопцев.

5-й Попавшая под десятки орудий машины Аржанцева горела факелов в полнеба. Ни один люк не открылся. Полк был спасён братьями, а сами они…

6-й - Трое их у меня на этой земле полегли. Весь корень рода Аржанцевых… Помяните их, сынки…

1-й Опять пишу я о войне –

Опять в стихах живут солдаты,

Те, что в днепровской стороне

Бросали под броню с гранатой.

Разорванные небеса недрогнувшего Сталинграда …

2-й О нем я столько раз писал,

Но знаю – надо, снова надо.

И об атаках на заре,

И о пробитых партбилетах.

3-й О синеглазой медсестре, что не увидела победы.

О разделенном сухаре

И о солдатской щедрой фляге,

И о негаснущем костре,

О красном флаге над рейхстагом…

4-й Опять пишу я о войне –

Друзей погибших вижу лица.

Речь о таком идет, что мне

Не страшно снова повториться.

Ребята уходят. Выходят 4 человека.

1-й После войны Мартынов стал и водовозам, и изготовителем самана для возрождения села. После окончания десятилетки поступил в Краматорский техникум, по окончании получил направление в город Людиново Калужской области. Анатолий Николаевич впоследствии считал, что ему улыбнулась удача – работал мастером инструментального цеха локомобильного завода.

2-й Да и не только в этом удача. Мартынов пробует себя в роли журналиста. И его попытки его удачны. Скоро в газете «Людиновский рабочий» отдел промышленности. Журналисты нужны не менее, чем инженеры. И Анатолий Николаевич поступает на заочный факультет журналистики Харьковского университета.

3-й Мартынов понял, что слово журналиста может иметь власть. А одновременно с этим осознал, что владеть словом – не так просто, что этому нужно учиться серьезно. Вот почему молодой журналист поступает в Киевский университет.

4- й И почти сразу же еще одно событие: в издательстве «Молодь» выходит первая книжка очерков «Юхим Стародубцев». Было это в 1954г. Так что в журналистику пришел весьма полезный человек: молодой, энергичный, имеющий не только диплом техника и стаж работы на производстве, но и определенные навыки журналисткой работы.

1-й Поездки по селам, изучение колхозной жизни… Приходит осознание, что все увиденное не вмещается в рамки газетной информации и очерков, требуют другой формы. Так зарождается первый роман «Не с неба звезды».

2-й Это роман о трудных послевоенных годах калужской деревни. Большое литературное полотно писалось хоть и молодым, но уже умудренным автором, хорошо знающим взаимно сопряженный сельский и городской быт шахтерского края.

Далее идет инсценировка эпизода из романа.

Два бойца, возвращаются с войны, размышляют о жизни.

3-й - Все разбито, исковеркано.

4-й - Но жить надо. Значит, строить надо. И не как-нибудь, а лучше, чем было.

3-й - Сколько разбитых- то домов! Это когда ж успеем их отстроить, а?

4-й - Успеем. Лучше только надо строить! Еще красивее жизнь, чтобы стала, чем до войны!

3-й - Да… Домой ведь возвращаемся, черти нас дери! Сколько думалось об этом фронте.

Звучит песня «Эх, дороги, пыль да туман …». Затемнение.

Слайды: поле боя, развалины, разруха. На фоне музыки.

1-й И полилась песня … Теплая, трогающая за душу. А двое стояли, отодвинувшись друг от друга и, не находя слов, смотрели вперед.

2-й Герои в трудных условиях, порой рискуя жизни, восстанавливают разрушенное хозяйство, твердо верят в свое будущее. Они знают, что оно не прейдет к ним в готовом виде, не свалится с неба. Его нужно делать своими руками.

Музыка затихает.

3-й Роман вышел в издательстве «Донбасс» в 1960.. Мартынов отдал ему 8 лет жизни. К моменту выхода романа в свет Анатолий Николаевич вернулся на родину.

Песня «Давно не бывал я в Донбассе»/Н. Богословский – Н. Дозино/.

Ребята уходят. Выходит 4 человека.

1-й Очерки писателя, а их к этому времени уже целые книги: «Простое слово», «Над Торцом-рекою» - показывают, как многогранен журналистский талант Мартынова. Он с одинаковой свободой пишет и о сельском хозяйстве, и о металлургии, и о шахтерах, конечно. «Щедрые зерна», «Богатые люди», «Пустые слова», «Штурм украинского миллиарда» - о современном селе.

2-й «Романтика боем» - о макеевских сталеварах.

3-й «Совесть», «Горный сдвиг», «Мужская работа», «Дальний прицел» - о славных донецких шахтерах.

Песня «Шахтерская лампочка»/Н. Богословский – М. Матусовский/ в грамзаписи. На втором куплете музыка становится тише, на ее фоне.


Воскрешаю в памяти героев.

В глубину веков бросая взор.

Размышляю: кто из них достоин

Быть к тебе приравненным, шахтер?

Мрак эпох промчавшихся редеет…

Пламенный, живой – не монумент –

Предо мною образ Прометея

Возникает, выйдя из легенд.

Прометей огонь похитил с неба

И людей им щедро наделил.

Ты, в награду вечности не требуя,

Достаешь огонь из-под земли.

Путь подземный, силы не жалея,

Ты к пластам торишь, неукротим.

И мятежный подвиг Прометея

Меркнет перед подвигом твоим!


Музыка громче, до конца

4-й О шахтерах писатель повествует с особым увлечением. И ничего удивительного в этом нет. Ведь и начинал он свою трудовую деятельность на артемовской соляной шахте, и первая книга его о шахтерах.

1-й Из очерка «Из завалов старого». Шахты, как и люди, живут один век. И разница в долголетии у них, как у людей; иная в 70 отдаст людям все сполна и починит, а другая вступит в пору третей молодости и еще будет служить. Так и идут целые поколения в одной упряжке: шахта-кормилица и хозяин ее – шахтер.

2-й «Здесь жизнь своя, свои законы»,- писал поэт-шахтер Анциферов. И правда, тут все свое. И в общем-то несвойственная человеку профессия подземного крота, и его привычки, обычаи, песни, повышенная жажда жизни, тяга к солнцу. И если с инженерной точки зрения горное дело просчитано вдоль, поперек и вглубь, то стороны шахтерской жизни наша социология касалась мало.

3-й Вот и выполняет Мартынов функцию социологов, изучая Жизнь шахтеров со всех сторон. А в дальнейшем не упускает возможности углубить свои познания шахтерской жизни.

4-й Когда в 60-е годы в Донбассе строилась Комсомольская шахта, автор уже многих книг, в том числе солидного романа, член Союза писателей идет работать на проходке вертикального ствола шахты «Красная звезда» в Торезе.

1-й Работает вместе со всеми, никакими льготами не пользуется, более того, никто в бригаде и не подозревает, что этот долговязый работяга – писатель,

2-й …что он не подземный стаж зарабатывает, а собирает материал для будущей книги. Только через год , когда проходчики достигли плановой километровой глубины, Мартынов опубликовал ряд очерков в областной и республиканской прессе и тем самым рассекретил свое инкогнито.

3-й Затем была работа на Донецкой шахте им. Калинина, и рабочие , которые стали героями ряда очерков писателя.

Уходят. «Песня о Донбассе» /Н. Богославский – Н. Доризо/. Входят пять человек.

1-й Очерк «Самые земные». Без черной краски шахту не нарисует даже самый заядлый лакировщик. Потому что уголь…

2-й В шахте темно, в шахте пыльно, в шахте газ и вода. То, ради чего люди идут в подземелье, на поверхности называют черным камнем, черным золотом, затвердевшим солнцем. Так даже пишут.

3-й Настырные фоторепортеры из числа тех немногих, чей творческий почерк затвердел в годы съемок фильма «Донецкие шахты», и до сих пор опускают в шахты белые караваи хлеба, морозные кристаллы соли и даже нежные-нежные розы.

4-й Снимая эти райские атрибуты на фоне черных пластов, в чреве Земли, совсем не вдалеке от того места, где по приданию, Находится, ад репортеры пускают в глаза пыль, которая по сильнее и погуще, чем в забои.

5-й Их не смущает, что после 10 минут съемок хлеб уже не съешь, а розу не подаришь любимой.

1-й Шахтеры смеются над такими лакировщиками. Они сильные люди – шахтеры. Они не любят сюсюканья и фальши, не терпят пыли и громких фраз, а то, что знают- знают твердо. Нечего с розами в шахту! На небе нет рая, но под землей нет и ада.

2-й Есть шахта, есть шахтер, есть уголь, и все рисуется черным. Потому что уголь.

3-й Ежедневный подвиг горняка, величие его труда, ореол славы вокруг его профессии в слове надо.

4-й Родине нужен уголь- значит, надо! Семье нужен кормилец- значит надо! Смешно и нереально говорить о любви к забою, к лаве. Любить там нечего. Там можно в грохоте, лязге, крошеве угля, согнувшись в три погибели и сжав зубы, думать только об одном: надо!

5-й А ведь героический подвиг и есть то самое, когда не просто хочется, а когда – надо. /Идет вперед на следующее слова/ Они просыпаются еще затемно, люди, начинающие трудовой день в нашей стране - шахтеры. В шесть утра им надо быть на наряде. Проснувшись, не шумят, тихо одеваются в коридоре, не хлопают дверью, чтобы не разбудить детей.

1-й Со всех улиц горняцкого поселка стекаются они к шахте. Идут в пиджаках с раскрытой грудью, поеживаясь от утреннего свежака, по-мужски молчаливые и теплые ото сна. Идут раньше всех на работу, которая тяжелее всех и почетнее всех. Идут люди простые, крутые на слово и нетерпимые к фальши, смелые и бесстрашные.

2-й И я на погрешу против художественной правды, если людей шахтёрской правды, если людей шахтёрской профессии назову людьми утренней свежести.

3-й Шахтёра, что закончил смену и выезжает на – гора,

Улыбкой солнце непременно должно приветить у копра.

Собрату радостно светило должно шагнуть навстречу, в клеть:

Ведь без него оно не в силах планету нашу обогреть.

Уходят. В грамзаписи песня «Донбасский вальс» /А.Холминов – И.Кобзев/.

Выходят 6 человек.

1-й Очерк «Дальний прицел». С первых пятилеток на донецкую шахту им. Е.Т.Абакумова поступила новая техника. Она намного облегчила шахтёрский труд, но принципиально не меняла его.

2-й Но вот поставили на шахте новый комплекс КМ-87-Д. Сам рубит, сам грузит, сам на штрек подает. И совсем невероятное: сам за собой крепит да сам же и передвигается к груди забоя. Диковина!

Идёт диалог шахтёров, одетых в спецовку и шахтёрские каски.

3-й Дождешься от неё угля! Да её в лаву затягивать надо полгода. Заработаете! Нет, я за рештачок и лопаточку – так оно вернее!

4-й А вдруг пойдёт! Помолчал бы со своей лопатой, ты с ней и спать готов!

5-й Нет, внедрять надо! Кому поручить новый комплекс? Нужен человек с боевым, деловым характером

6-й Владимир Пехтерёв! Сибиряк, коммунист. Он поможет!

1-й /В роли Пехтерева/ Видел я это железо. Душа шахтёра к нему ещё не лежит. Придется ломать привычки. Нужно подобрать новую бригаду.

5-й Добро, Владимир Никитович, действуй!

Под музыку «Марш энтузиастов».

2-й На монтаж комплекса отпускалось три месяца. Бригада справилась за месяц. Комбайн дал первый уголь. И бригадир решил дать отдохнуть своим людям.

3-й Главное – коллектив. А сборная бригада – далеко ещё не единое целое. Им надо посмотреть друг другу в глаза не под землёй, а на свету, при солнце.

4-й И решил Пехтерёв просить у шахт кома автобус – поедем с детьми и жёнами в лес.

5-й Не было в этот день на календаре красного числа, но в лесопарке возле пруда шёл шахтёрский праздник. Победившие мужчины делили радость с жёнами и детьми.

6-й На празднике как-то незаметно, ненастойчиво Владимир Никитович изложил основные принципы жизни бригады.

1-й Один за всех, и все за одного!

2-й Мало хорошо работать – надо уметь хорошо отдыхать!

3-й У кого нет среднего образования – в вечернюю школу.

4-й А кто с десятилеткой – пусть поступает в техникум или в институт.

5-й Тут же Пехтерёв рассказал семьям шахтёров, что в бригаде есть свой совет, который занимается вопросами работы, дисциплины и быта.

6-й Если у кого нелады в семье, если нужна помощь – поможем.

1-й Всё больше и больше наша бригада выдавала угля на-гора.

2-й 800 тонн.

3-й 900 тонн.

4-й Тысяча!

5-й А вскоре и тысячный рубеж остался позади.

6-й В. Н. Пехтерев был избран депутатом Кировского Районного совета народных депутатов. Он стал членом бюро Донецкого комитете партии. на заседаниях Владимир Никитович часто поднимал наболевшие вопросы шахтёрской жизни.

2-й А затем – высокая правительственная награда – звание Героя Социалистического труда, депутата верховного Совета Украины.

3-й Да, это наш земляк, житель нашего посёлка. И написал о нём Мартынов. Учитель Владимир Никитович Пехтерев и сейчас живёт в нашем посёлке, работает на нашей шахте. прошло много лет, но он хорошо помнит писателя, приезжавшего на встречу с ним и бригадой. давайте послушаем его.

Выступление Пехтерева.

Вручение цветов под музыку в грамзаписи «Старый шахтёр» (В. Гамалия – М. Владимов). Далее под музыку несколько пар исполнят вальс. В это время ученица читает стихи.


Здесь всюду выработки горные,

Здесь люди хмуры, но добры.

И звёзды падают узорные

на эти чёрные копры.


А возле шахты Абакумова –

подкова медная ставка.

И, думу медленную думая,

плывут над нею облака.


А под ногами твердь качается,

О чём-то облака моля.

Здесь люди в шахту опускаются,

И по ночам не спит земля.


Спасибо, шахта Абакумова,

За ваш бессонный долгий труд!

Здесь, как атланты, люди хмурые

Свой город на плечах несут.


Дети уходят. Выходят 7 человек.

1-й Внимание писателя к шахте, горячая заинтересованность трудом шахтёров, их бытом и проблемами были замечены и оценены. К 50-летию писателя была вручена «Шахтёрская слава» третей степени.

2-й Все очерки Мартынова – откровенный разговор об остроактуальных проблемах: о нелегкой борьбе со всемогущим бюрократизмом, о родоначальник шахтных бригадных подрядов, о бережном отношении к рабочему человеку и его семье, о квартирах, о пьющих и непьющих, о воспитании - во многом.

3-й Но связи с селом писатель то же не прерывает. Так он на два года поселяется в колхозе «Россия», что недалеко от Азовского моря, пишет ряд очерков об их жизни, успехах, ярких человеческих характерах.

4-й Несомненной удачей Мартынова является и историко-бытовая повесть «Лукоморье». В ней нарисовано далекое прошлое прадеда колхоза – селения Златоустовка и его основоположников крестьян-беглецов, первыми пришедших на просторах Дикого поля.

5-й Перу Анатолия Николаевича принадлежат две пьесы о революционере Артеме. Это удачные произведения. Сценически воплощенные артистами Донецкого драматического театра.

6-й Когда у писателя спросили, что из написанного он любит больше всего тот ответил: «Очерк «Я – артемовец». Все голубиное детство вместе с голубиным базаром связано у меня с любимым Бахмутом (так раньше называли Артемовск).

7-й Если вы не бывали в Бахмуте,

Приглашаем вас в гости и ждем.

Мы по городу нашему вместе,

Красотою любуясь, пройдем

Весь он ласковым солнцем пронизан,

И в осенний оделся наряд,

А в дали над «Цветметом», «Победой»

Огоньки ярким светом горят.

1-й Указом Президиума Верховного Совета УССР «О присвоении Мартынову А.Н. почетного звания Заслуженного работника культуры УССР» за значительный вклад в развитие советской литературы, за активное участие в общественной жизни присвоить Мартынову А.Н. почетное звание «Заслуженного работника культуры Украины».

2-й Сейчас писатель продолжает поднимать новые пласты нелегкой жизни тружеников Донбасса.

3-й Глубокие и страстные раздумья о времени и о том, Какие перемены оно принесло в жизнь Донетчины, что подняло на гребень, что оставило на отмели, а что и обратно в спять, стали предметом газетных статей.

4-й Мартынов говорил: «Слов журналист звучит для меня, как оклик командира перед боем. Я подтягиваюсь и говорю: «Есть!».

Звучит инструментальная музыка. На её фоне.

5-й Однажды Солнце, залюбовавшись Землей, уронило в вешнюю борозду свой золотой лучик. Не сказочному пророку его было суждено увидеть первым, а мастеру слова и дела журналисту.

6-й Ходит по земле, лазит в подземелье, поднимается за облака, спускается в морские глубины – не избалованный роскошью человек, у которого до всего нового есть огромный интерес. И в дождь, и в бурю, по жаре и морозу шастает он нехожеными тропами, вслушивается в пульс жизни, в едва различимые звуки.

7-й Вот так среди черного поля вдруг остановит свой вечно устремленный шаг, прислушается, присмотрится и заметит, как распеленался лучик в вешней борозде. Люди! Смотрите, вот ваш завтрашний день.

Музыка затихает

1-й Мы знаем цену хлебу, добытому с трудом

И под палящим небом, и в снежный ветролом.

2-й В нем и судьба, и песня, и теплых рук следы

Того, кому известно кипение страды.

3-й Когда от вражьей стали заполыхала степь

Мы жизнью отстояли и жизнь свою, и хлеб.

4-й Мы знаем цену хлебу и, стоя на лесах,

Дома возводим в степи у вьюги на глазах.

5-й Над нами виснет слепо подземный гулкий штрек…

И знает цену хлебу рабочий человек

6-й Его зовут повсюду насущным и святым.

Так будьте с хлебом, люди, и дорожите им!

Звучит в записи песня «Спят курганы темные» (Н.Богословский – Б.Ласкин).

Выходят 6 человек.

1-й Пожалуй, не один донецкий писатель не печатал так часто на страницах печати, а именно в газете «Правда», как Мартынов. И ценность его работ не только в том, что он замечает недостатки, но и предлагает пути к их устранению.

2-й Его хорошо знают не только в Донбассе, но и далеко за пределами. Он отвергал «мудрый» совет для того времени: «Не суйся!».

3-й Конечно, не так просто совмещать журналистскую деятельность с литературной и общественной. Мартынову удалось.

4-й Откровенное, прямое публицистическое слово писателя возбуждало в человеке не показное желание работать на общее благо, исправляя недостатки.

5-й Актуальные выступления в периодике, затрагивающие и промышленные, и сельскохозяйственные вопросы, чередуются с выходом художественных полотен – книг, чаще всего тематически связанных с Донбассом – землей его предков.

6-й Край Донецкий смуглолицый

У тебя лучистый взгляд

Не закатные страницы,

полыхают как закат

1-й Край Донецкий смуглолицый

Звезды вышли на парад

И как солнце золотится

Твой земной, твой жаркий клад.

2-й Край Донецкий смуглолицый

С золотинкою в глазах.

Не легко в тебя влюбится

Разлюбить тебя нельзя.

3-й Счастье писателя Мартынова в том, что судьба его связана с судьбой страны в самые трудные моменты её истории, что жизнь позволила ему изучать себя со всех сторон.

4-й Впрочем, скорее всего он и не думал о том, что изучает жизнь. Он просто жил.

5-й Я говорю вам честно,

Не жалею и не прошу,

Что в очень мало лет

Июньской тополиною аллеей

Ушел я в ослепляющий рассвет.

6-й Анатолий Мартынов – наш современник, современник наших родителей. И для его таланта сейчас так много жизненного материала.

1-й Я честно говорю…

И если где-то

Встречаю бессердечность

Вспышки зла,

Я вновь иду в июньские рассветы!

Готов опять сражаться до Победы,

Какой бы эта схватка не была.

Далее до конца на фоне мелодии песни «Спят курганы темные»

2-й К сожалению, нет с нами этого замечательного человека. А ведь он, как и Николай Рыбалко, и Владимир Мухин, стихи которых сегодня не услышали, - история и культура, честь и доблесть, труд и красота нашего края.

3-й Который раз я повторяю

Слова любви к родному краю

Хвала тебе и честь!

Заключительное слово учителя.

Хвала за музыку покоя

И честь за музыку труда

За то, что есть в тебе такое,

Что не постигнешь никогда.

Донецкий край. Донбасс! Мы часто слышим эти слова, что видим перед собой в эти минуты? Уголь, терриконы, уставшие глаза шахтеров. И очень редко – лица наших знаменитых земляков - Николай Рыбалко, Владимир Мухин, Борис Горбатов, Борис Белаш… Малоизвестная для вас литература. Сегодня исчезло одно из белых пятен Донецкого краеведения в вашем мировоззрении, вам открылось лицо А.Н. Мартынова, публициста и писателя.



Литература родного края. Творчество Анатолия Мартынова
  • Русский язык и литература
Описание:

«Он просто жил . . .»

Сценарий литературно – музыкальной композиции,

посвящённой А. Мартынову

Вступительное слово учителя.

Так стремительно вдруг завихрилась наша жизнь, такой бурунной стала, такой обещающей и часто неожиданной, что и остановится некогда и дух перевести. Мало того, как будто и не нужны эти остановки.  И все-таки остановимся. Остановимся и посмотрим вокруг. Как красив наш край и люди, живущие в нем.

Красивы своим трудом, своим творчеством. Один из таких людей – Анатолий Николаевич Мартынов.  Фамилия для вас незнакома. Мы привыкли, что люди знаменитые, известные живут где-то далеко. Мы видим их по телевизору, читаем о них в книгах. И иногда не можем заметить то прекрасное, что находится рядом.

 

Мы предлагаем вам литературно-музыкальную постановку – посвященную донецкому писателю, нашему земляку. Это публицист. Основной жанр его творчества очерки, в том числе наш вечер и будет в основном построен на очерках писателя. 

Автор Савченко Елена Андреевна
Дата добавления 10.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 604
Номер материала 51946
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓