Главная / Русский язык и литература / Литература, А.С.Пушкин, "Зимняя дорога"

Литература, А.С.Пушкин, "Зимняя дорога"

5 класс

учитель Титаренко О.А.

Тема. А.С.Пушкин. Стихотворение «Зимняя дорога».

Цель:

  • выявить мотива одиночества, печали, тоски и описания зимней дороги во внутреннем монологе героя;

  • развивать навыки выразительного чтения, чтения наизусть, навыки лексической работы, работы с учебником и иллюстрациями;

  • формировать нравственно-эстетические представления в ходе выявления смысла названия стихотворения.

Оборудование:

ХОД УРОКА.

І. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Выразительное чтение наизусть стихотворения А.С.Пушкина «Няне»

III. Изучение нового материала.

1.Сообщение темы урока, постановка целей и задач.

2. Выразительное чтение учителем стихотворения «Зимняя дорога».

3. Беседа по первичному восприятию.

- Какой представляется вам зимняя дорога? Составьте ассоциативный ряд к словосочетанию зимняя дорога.

4. Обращение к выставке репродукций художников Л.Л.Каменева, И.И.Левитана, А.К.Саврасова по теме «Зимняя дорога».

Л.Л.Каменев (1833-1886) - русский живописец-пейзажист. Известны его произведения «Красный пруд осенью в Москве», «Зимняя дорога», «Весна», которые были приобретены П.М.Третьяковым.

Его учителя были передвижники, выдающиеся мастера пейзажа, сначала А.К.Саврасов, затем В.Д.Поленов.

А.К.Саврасов (1830-1897) – русский пейзажист, один из членов-учредителей Товарищества передвижников, художник большого дарования и трагической судьбы. В историю русской живописи он вошёл как создатель русского лирического пейзажа, полного грусти и любви к России. В 1871 г. он выставил на Передвижной выставке небольшую картину «Грачи прилетели».

5. Слово учителя.

На картинах русских художников очень часто русская дорога оказывается дорогой зимней: «Зима» А.К.Саврасова, «Вьюга» П.П.Соколова, «Карета, застрявшая в снегу» А.О.Дезарно. Драматические стороны зимнего состояния природы и взаимодействия с ней человека часто олицетворяют либо социальную жестокость, либо борьбу человека со стихией.

В русскую живопись вошла любовь к России, к бедным селеньям, скудной природе, к смиренной красоте, что обращается в первую очередь к сердцу, а не к глазу.

6. Прослушивание романса А.А.Алябьева «Зимняя дорога» на стихи А.С.Пушкина (исполняет Сергей Шапошников).

7. Сообщение об А.А.Алябьеве и романсе «Зимняя дорога» на слова А.С.Пушкина.

Александр Александрович Алябьев родился 4 августа 1787 года в семействе родовых дворян в городе Тобольске, где его отец служил вице-губернатором. Алябьев получил разностороннее образование и с детских лет приобщился к занятиям искусством. Семья губернатора не пропускала ни одного спектакля и концерта.

Когда Саше исполнилось семь лет, семья переехала в Москву. Отец Алябьева дал сыну хорошее домашнее образование, которое он закончил в Благородном пансионе Московского университета, где занимался игрой на фортепиано и теорией композиции.

Впервые как композитор Алябьев проявил себя в 23 года. Были опубликованы его "Новый французский романс с аккомпанементом для фортепиано" и два фортепианных вальса.

Во время Отечественной войны 1812 года Алябьев добровольцем вступил в русскую армию и прошел с ней боевой путь до Парижа. Участвовал в сражениях, был ранен и награжден за боевые заслуги орденом. Вернувшись с войны, Алябьев поселился в столице России - Петербурге и начал серьёзно заниматься сочинением музыки. Вскоре он становится автором музыки для театра, опер и романсов, приобретает известность.

В марте 1825 года Алябьев был арестован по обвинению в убийстве партнера по карточной игре и, несмотря на недоказанность обвинения, лишен чинов и дворянства, сослан в Сибирь. В ссылке Алябьев организовал оркестр, устраивал концерты, выступал как пианист. В это время были созданы многие из лучших романсов Алябьева: "Иртыш", "Зимняя дорога", "Вечерний звон", "Два ворона". Через семь лет Алябьев вернулся из ссылки, но не в Петербург, а в Москву.

Популярность романсов Алябьева была очень велика. В романсах, имеющих почти всегда простую куплетную форму, Алябьев обнаружил несомненный мелодический дар. Мелодии его красивы, задушевны и порою не лишены русского национального характера.

Романсы "Соловей" и "Вечерний звон" и сегодня необыкновенно популярны и узнаваемы во всём мире и сегодня - лучшие исполнители включат их в программу, чтобы показать возможности своего исполнительского искусства и красоту голоса.

Издание романсов великого русского композитора Алябьева содержит 111 романсов, 6 песен и 1 оперу "Кавказский пленник".

IV. Закрепление изученного.

1. Анализ содержания стихотворения.

- Совпадают ли настроения, переданные в музыке и лирическом произведении?

- Выпишите из текста слова и словосочетания, содействующие воссозданию образа зимней дороги. Какая картина представляется мысленному взору?

- Назовите художественно-изобразительные средства, при помощи которых воссоздана картина печальной зимней дороги. (Эпитеты: волнистые (туманы), печальные (поляны). Олицетворения: пробирается луна, льёт печально свет она).

- Назовите однокоренные слова, встретившиеся в первой строфе. Для чего автор дважды употребляет их? (Печальные, печально. Картина зимней дороги увидена глазами лирического героя. Слова подчёркивают его душевное состояние).

- Выразительное чтение второй и третьей строф. Как меняется панорама изображения?

- Какие звуки раздаются в темноте зимнего вечера? (Монотонный звук колокольчика, скрип полозьев, песня ямщика).

- Лексическая работа со словами однозвучный, долгий, родной.

- Подберите однокоренные слова к слову родной. Что слышит лирический герой в песне ямщика?

2. Обращение к статье учебника «В мире пушкинских стихотворений о природе».

- Какие задачи выполняет описание природы в художественной литературе?

- Как называется лирическое стихотворение, в центре которого находятся образы природы?

- С кем поэт сопоставляет состояние природы?

- Уместно ли уподобление образа лирического героя образу автора?

- Что изображает А.С.Пушкин, рисуя картины природы?

- Выразительное чтение 4-6 строф. Каков смысл многоточий в четвёртой и пятой строфах? (За многоточием скрывается какая-то недоговорённость. Лирический герой не хочет делиться своими переживаниями).

3. Слово учителя.

Стихотворение написано в 1826 г. Обращение к Нине, по-видимому, навеяно мыслями о браке с Софьей Фёдоровной Пушкиной, дальней родственницей поэта, которой он по возвращении из ссылки предложил стать его женой. На встречу с ней он спешит из Михайловского в Москву. Однако поэта постигла неудача. Сватовство было отклонено.

- Выпишите слова и словосочетания, контрастные по настроению описания зимней дороги. Что противопоставлено её печальному однообразию?

- Прочитайте выразительно первое и последнее четверостишия. Почему в финале вновь возникает утомительный звон колокольчика и образ отуманенного лунного блика?

4. Просмотр клипа. («Зимняя дорога», музыка Г.Свиридова», исполняет И.Архипова).

V. Подведение итогов урока.

- Почему стихотворение называется «Зимняя дорога»? (Мир зимней природы пуст, но дорога не потеряна, а обозначена вёрстами: «Только вёрсты полосаты попадаются одне»).

- В жизни всегда есть чёрные и белые полосы. Поэтический образ «полосатых вёрст» приобретает символическое значение. На смену грусти придёт радость, разочарование уступит место надежде.

V. Домашнее задание.

1.Инд.задание: подготовить выразительное чтение стихотворений поэтов XIX в. о родной природе, с.133-140, часть 1.

2. Инд.задание: подготовить сообщение о романсе С.Рахманинова «Весенние воды».

3.Групповое задание: подготовить выставку репродукций картин И.Шишкина, В.Поленова, А.Саврасова, К.Маковского.

Подготовить выразительное чтение стихотворений «Зимнее утро», «Зимний вечер"




Литература, А.С.Пушкин, "Зимняя дорога"
  • Русский язык и литература
Описание:

А.С.Пушкин.  Стихотворение «Зимняя дорога».

        Цель:           

·         выявить мотива одиночества, печали, тоски и описания зимней дороги во внутреннем монологе героя;

·         развивать навыки выразительного чтения, чтения наизусть, навыки лексической работы, работы с учебником и иллюстрациями;

·         формировать нравственно-эстетические представления в ходе выявления смысла названия стихотворения.   

Оборудование:

ХОД УРОКА.

І.        Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Выразительное чтение наизусть стихотворения А.С.Пушкина «Няне»

Автор Титаренко Ольга Александровна
Дата добавления 03.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 1463
Номер материала 23777
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓