5 класс
учитель Титаренко О.А.
Тема. А.С.Пушкин. Стихотворение «Зимняя дорога».
Цель:
·
выявить мотива одиночества, печали, тоски и описания зимней
дороги во внутреннем монологе героя;
·
развивать навыки выразительного чтения, чтения наизусть, навыки
лексической работы, работы с учебником и иллюстрациями;
·
формировать нравственно-эстетические представления в ходе
выявления смысла названия стихотворения.
Оборудование:
ХОД УРОКА.
І.
Организационный момент.
II.
Проверка домашнего задания.
Выразительное чтение наизусть стихотворения
А.С.Пушкина «Няне»
III. Изучение
нового материала.
1.Сообщение
темы урока, постановка целей и задач.
2. Выразительное чтение учителем стихотворения
«Зимняя дорога».
3. Беседа по первичному восприятию.
- Какой представляется вам зимняя дорога?
Составьте ассоциативный ряд к словосочетанию зимняя дорога.
4. Обращение к выставке репродукций художников
Л.Л.Каменева, И.И.Левитана, А.К.Саврасова по теме «Зимняя дорога».
Л.Л.Каменев (1833-1886) - русский живописец-пейзажист. Известны его
произведения «Красный пруд осенью в Москве», «Зимняя дорога», «Весна», которые
были приобретены П.М.Третьяковым.
Его учителя были передвижники, выдающиеся мастера
пейзажа, сначала А.К.Саврасов, затем В.Д.Поленов.
А.К.Саврасов (1830-1897) – русский пейзажист, один из членов-учредителей
Товарищества передвижников, художник большого дарования и трагической судьбы. В
историю русской живописи он вошёл как создатель русского лирического пейзажа,
полного грусти и любви к России. В 1871 г. он выставил на Передвижной выставке
небольшую картину «Грачи прилетели».
5. Слово учителя.
На картинах русских художников очень часто
русская дорога оказывается дорогой зимней: «Зима» А.К.Саврасова, «Вьюга»
П.П.Соколова, «Карета, застрявшая в снегу» А.О.Дезарно. Драматические стороны
зимнего состояния природы и взаимодействия с ней человека часто олицетворяют
либо социальную жестокость, либо борьбу человека со стихией.
В русскую живопись вошла любовь к России, к
бедным селеньям, скудной природе, к смиренной красоте, что обращается в первую
очередь к сердцу, а не к глазу.
6. Прослушивание романса А.А.Алябьева «Зимняя
дорога» на стихи А.С.Пушкина (исполняет Сергей Шапошников).
7. Сообщение об А.А.Алябьеве и романсе «Зимняя
дорога» на слова А.С.Пушкина.
Александр Александрович Алябьев родился 4 августа 1787
года в семействе родовых дворян в городе Тобольске, где его отец служил
вице-губернатором. Алябьев получил разностороннее образование и с детских лет
приобщился к занятиям искусством. Семья губернатора не пропускала ни одного
спектакля и концерта.
Когда Саше исполнилось семь
лет, семья переехала в Москву. Отец Алябьева дал сыну хорошее домашнее
образование, которое он закончил в Благородном пансионе Московского
университета, где занимался игрой на фортепиано и теорией композиции.
Впервые как композитор Алябьев
проявил себя в 23 года. Были опубликованы его "Новый французский романс с
аккомпанементом для фортепиано" и два фортепианных вальса.
Во время Отечественной войны
1812 года Алябьев добровольцем вступил в русскую армию и прошел с ней боевой
путь до Парижа. Участвовал в сражениях, был ранен и награжден за боевые заслуги
орденом. Вернувшись с войны, Алябьев поселился в столице России - Петербурге и
начал серьёзно заниматься сочинением музыки. Вскоре он становится автором
музыки для театра, опер и романсов, приобретает известность.
В марте 1825 года Алябьев был
арестован по обвинению в убийстве партнера по карточной игре и, несмотря на
недоказанность обвинения, лишен чинов и дворянства, сослан в Сибирь. В ссылке
Алябьев организовал оркестр, устраивал концерты, выступал как пианист. В это
время были созданы многие из лучших романсов Алябьева: "Иртыш",
"Зимняя дорога", "Вечерний звон", "Два ворона".
Через семь лет Алябьев вернулся из ссылки, но не в Петербург, а в Москву.
Популярность романсов Алябьева
была очень велика. В романсах, имеющих почти всегда простую куплетную форму,
Алябьев обнаружил несомненный мелодический дар. Мелодии его красивы, задушевны
и порою не лишены русского национального характера.
Романсы "Соловей" и
"Вечерний звон" и сегодня необыкновенно популярны и узнаваемы во всём
мире и сегодня - лучшие исполнители включат их в программу, чтобы показать
возможности своего исполнительского искусства и красоту голоса.
Издание романсов великого
русского композитора Алябьева содержит 111 романсов, 6 песен и 1 оперу
"Кавказский пленник".
IV. Закрепление изученного.
1. Анализ содержания стихотворения.
- Совпадают ли настроения, переданные в музыке и
лирическом произведении?
- Выпишите из текста слова и словосочетания,
содействующие воссозданию образа зимней дороги. Какая картина представляется
мысленному взору?
- Назовите художественно-изобразительные
средства, при помощи которых воссоздана картина печальной зимней дороги.
(Эпитеты: волнистые (туманы), печальные (поляны). Олицетворения: пробирается
луна, льёт печально свет она).
- Назовите однокоренные слова, встретившиеся в первой
строфе. Для чего автор дважды употребляет их? (Печальные, печально. Картина
зимней дороги увидена глазами лирического героя. Слова подчёркивают его
душевное состояние).
- Выразительное чтение второй и третьей строф.
Как меняется панорама изображения?
- Какие звуки раздаются в темноте зимнего вечера?
(Монотонный звук колокольчика, скрип полозьев, песня ямщика).
- Лексическая работа со словами однозвучный,
долгий, родной.
- Подберите однокоренные слова к слову родной.
Что слышит лирический герой в песне ямщика?
2. Обращение к статье учебника «В мире пушкинских
стихотворений о природе».
- Какие задачи выполняет описание природы в
художественной литературе?
- Как называется лирическое стихотворение, в
центре которого находятся образы природы?
- С кем поэт сопоставляет состояние природы?
- Уместно ли уподобление образа лирического героя
образу автора?
- Что изображает А.С.Пушкин, рисуя картины
природы?
- Выразительное чтение 4-6 строф. Каков смысл
многоточий в четвёртой и пятой строфах? (За многоточием скрывается какая-то
недоговорённость. Лирический герой не хочет делиться своими переживаниями).
3. Слово учителя.
Стихотворение написано в 1826 г. Обращение к
Нине, по-видимому, навеяно мыслями о браке с Софьей Фёдоровной Пушкиной,
дальней родственницей поэта, которой он по возвращении из ссылки предложил
стать его женой. На встречу с ней он спешит из Михайловского в Москву. Однако
поэта постигла неудача. Сватовство было отклонено.
- Выпишите слова и словосочетания, контрастные по
настроению описания зимней дороги. Что противопоставлено её печальному
однообразию?
- Прочитайте выразительно первое и последнее
четверостишия. Почему в финале вновь возникает утомительный звон колокольчика и
образ отуманенного лунного блика?
4. Просмотр клипа. («Зимняя дорога», музыка
Г.Свиридова», исполняет И.Архипова).
V. Подведение итогов урока.
-
Почему стихотворение называется «Зимняя дорога»? (Мир зимней природы пуст,
но дорога не потеряна, а обозначена вёрстами: «Только вёрсты полосаты
попадаются одне»).
- В жизни всегда есть чёрные и белые полосы.
Поэтический образ «полосатых вёрст» приобретает символическое значение. На
смену грусти придёт радость, разочарование уступит место надежде.
V. Домашнее задание.
1.Инд.задание: подготовить
выразительное чтение стихотворений поэтов XIX в. о родной природе, с.133-140, часть
1.
2. Инд.задание: подготовить
сообщение о романсе С.Рахманинова «Весенние воды».
3.Групповое задание: подготовить
выставку репродукций картин И.Шишкина, В.Поленова, А.Саврасова, К.Маковского.
Подготовить выразительное чтение
стихотворений «Зимнее утро», «Зимний вечер"
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.