Главная / Русский язык и литература / Литература 6 класс Тема урока: « М. Ю. Лермонтов. Тема одиночества в лирике Лермонтова»

Литература 6 класс Тема урока: « М. Ю. Лермонтов. Тема одиночества в лирике Лермонтова»

hello_html_55ad47ba.gifhello_html_ma501165.gifhello_html_m57c9e292.gifhello_html_2b3c8fe5.gifhello_html_m6d55c09.gifhello_html_m4f0a262f.gifhello_html_m7a4e0a48.gif

Литература 6 класс

Тема урока: « М. Ю. Лермонтов. Тема одиночества в лирике Лермонтова»

Цель: создание ситуации успеха и комфортных психо-педагогических условий

Образовательная: содействовать осознанию учащимися ценности изучаемого предмета.

Развивающая: развивать способность змоционально откликаться на художественный текст

Воспитывающая: Формировать добросовестное отношение к учебному труду, положительной мотивации к учению; способствовать воспитанию гуманности, дисциплинированности, эстетического восприятия мира.

Тип урока: урок изучения и закрепления новых знаний.

Вид урока: урок – исследование

Оборудование: классная доска с меловыми записями, компьютер, проектор, презентация, учебник под редакцией Курдюмовой, тетради учащихся, кисточки, краски.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

  1. Организационный момент

Цель: психологический настрой учащихся на предстоящее занятие.

Задача: подготовить учащихся к работе на уроке.

Здравствуйте, ребята! Мы рады видеть друг друга и сотрудничать сегодня на уроке, потому что только в сотрудничестве и понимании можно творить. А урок – это и есть наше с вами совместное творчество.

Сейчас улыбнитесь друг другу, подарите и мне свои улыбки. Спасибо.



  1. Постановка темы и цели урока.

Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока.

Давайте вспомним, чем мы занимались на прошлом уроке?

Какие произведения А.С.Пушкина мы изучали?



  1. Проверка домашнего задания

Цель: воспитание объективной самооценки.

Задача: создание рабочей атмосферы, важно настроить ученика на нужный лад.



  1. Подготовка к основному этапу.

Цель: обеспечение мотивации учебно-познавательной деятельности.

На этом уроке, как и на всех уроках литературы, мы постараемся увидеть, почувствовать, как удаётся «творить чудеса» великим писателям. Сегодня речь пойдёт о Лермонтове.

Запишите в тетрадях число и тему: М.Ю.Лермонтов.









  1. Этап изучения нового материала.

Цель: организовать целенаправленную познавательную деятельность учащихся, подготовить их к активному и сознательному усвоению нового материала.

Задача: ознакомление учащихся с новым материалом.

На этом уроке, как и на всех уроках литературы, мы постараемся увидеть, почувствовать, как удаётся «творить чудеса» великим писателям. Сегодня речь пойдёт о Лермонтове.

1. Слово учителя о раннем творчестве М.Ю. Лермонтова.(слайд)

2. Чтение учителем стихотворения «УТЕС»

Задача: обеспечение восприятия, осмысление услышанного и прочитанного стихотворения «Утес»

3.Анализ стихотворения

-выяснить, какие изобразительно- выразительные средства языка использует М.Ю.Лермонтов для создания образов Тучки и Утеса и как они помогают нам понять смысл стихотворения.

  1. Найдите эпитет, характеризующий Тучку

  2. Подберите синонимы к этому слову

  3. Какие глаголы и обороты употребляет автор в рассказе о Тучке?

  4. Как они ее характеризуют ?



Образ утеса.

Найдите слова с переносным значением (метафоры), которые помогают вам понять настроение Утеса, его душевное состояние

Какова идея стихотворения?

Можно быть счастливым в одиночестве?











Попробуйте прочитать выразительно стихотворение



  1. Физминутка

Цель: создание условий для психоэмоциональной разгрузки









Задача: уметь выделить особенность стихотворения «На севере диком…»

Сегодня мы познакомимся еще с одним стихотворением М.Ю.Лермонтова «На севере диком»

Послушайте это стихотворение в исполнении мастера слова Б. Ветрова. (слайд)

  • В стихотворении выразилось то чувство, которое преследовало поэта всю его короткую жизнь, чувство, терзавшее Лермонтова с самого детства.

  • Как вам кажется, когда бы вы хотели слушать такую музыку: когда у вас всё хорошо, вы спокойны, радостны, довольны собой или... в какой-то другой момент жизни? 

  • В чём же причина одиночества Лермонтова?

  • Выразите настроение, которое вызвало у вас это стихотворение, с помощью одних только красок.



  • Как вы думаете, почему так много невзрачного цвета, тёмных оттенков, каких-то серых разводов?



  • Давайте попытаемся отыскать в тексте стихотворения то, что создаёт настроение одиночества. Какие это слова?





  • Все эти слова удивительно точно помогают передать настроение печали, грусти, потому что всё это образные средства языка. Подробнее поговорим о них. Найдите в стихотворении эпитеты, усиливающие мотив одиночества, обречённости, страдания.

(слайд)



  • Подберите синонимы к этим эпитетам.































Лексическая работа

Метод толстых и тонких вопросов.

 А как вы думаете, почему внимание читателя сосредоточено на словах горючий, дикий?



 Какое сравнение есть в этом стихотворении? Как вы его понимаете?







Сосна торжественна, красива, “богата”,но это дает ей счастье?



 Одета, как ризой, она... Сосна одета. Лермонтов о сосне говорит как о живом существе. Сосна дремлет, сосне снится... Что это за троп?

-Как вы думаете, почему Лермонтов очеловечивает сосну?



 Найдите такой приём “очеловечивания” во второй строфе.

 Да, поэт оживляет природу, наделяет человеческими качествами, чувствами, страстями — и пальме, и сосне ведомы радости встреч, горечь разлук, и свобода, и одиночество, и неутолимая грусть. Изменилось ли после нашей беседы впечатление от стихотворения?

2. Рассмотрите репродукцию картины И.И. Шишкина «На севере диком...».

  • Что изображено на картине?

  • Какова её композиция? Колорит?

  • Какое настроение выразил художник?

  • Удалось ли И.И. Шишкину передать настроение стихотворения М.Ю. Лермонтова?

Попробуйте выразительно прочитать это стихотворение











  1. Подведение итогов занятия.

Цель: соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания.

Задача: грамотное завершение работы и подведение итогов.

  • Итак, что мы сегодня нового узнали о творчестве М.Ю. Лермонтова?

  • Какова тема изученных стихотворений?

  • Заинтересовало ли вас в большей степени творчество М.Ю. Лермонтова?



  1. Оценивание.

Цель: проверить, оценить знания, умения, навыки учащихся

Задача: организовать осмысление ожидаемых результатов.

Анализ успешности овладения знаниями, показать типичные недостатки.



  1. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Цель: Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения дом.задания.

Наш урок подошел к концу. Дома вы выучите наизусть понравившееся стихотворение Лермонтова.





Спасибо за приятное сотрудничество.

До свидания.
























































































Учащиеся приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку.









Учащиеся настраиваются на учебную деятельность. (5 минут шелестящее чтение)









Задача: обеспечить объективное оценивание одноклассниками.

Выразительное чтение любимых стихов А.С. Пушкина.















Учащиеся формулируют тему, которая будет записана до конца позже.













Готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности.

















1.Чтение про себя и выразительно вслух стих. «Утес»

2. Активные действия учащихся при анализе текста.

Задача: развивать умения структурировать информацию





-золотая,

- блестящая, сверкающая, красивая)



-ночевала,умчалась, весело играя



- она быстрая, легкая, игривая, кокетливая.

«влажный след-слезы, «в морщине» - признак старости, «задумался глубоко» - грусть, «тихонько плачет» - обида.



«Утес»- это грустный поэтический рассказ поэта о неразделенной дружбе или любви, о брошенности и одиночестве человека. Автор показывает этой печальной историей, как тяжело и страшно быть одиноким, никому не нужным. Даже сильные, взрослые люди («великаны») не могут быть спокойны, счастливы в одиночестве.



Выразительное чтение учащимися





Дети повторяют за учителем:

Мы ходили в лес.

Сколько там чудес!

Посмотрели вправо, влево.

Наклонились и присели.

Заниматься тихо сели.















Задача: активное слушание мастеров слова.







Учащиеся самостоятельно делают выводы о причинах одиночества Лермонтова





На партах приготовлены листы бумаги, краски, кисточки. Дети “рисуют” настроение — 3–4 минуты. Рисунки вывешиваем на доске.



Сравнивают колорит рисунков и картины.







Самостоятельные размышления об участи одинокой сосны.

Стихотворение грустное, возникает ощущение пустоты, щемящее чувство одиночества пронизывает всё стихотворение, слышится мечта о далёкой родной душе, тоже одинокой.





На севере диком, на голой вершине, на утёсе горючем.

Составление кластера

Голая вершина





обездоленнаяя



пустынная

одинокая







Дикий север



нежилой

пустой





голый





Утёс горючий





плакучий

горестный







Учащиеся отвечают, размышляя на лексическим значением этих слов















-Одета, как ризой. риза

Лексическое значение слова риза

Риза — верхняя одежда священника, богато украшенная, надеваемая во время богослужения



-Нет







олицетворение



Мы понимаем, что не только о сосне говорится в этом стихотворении, а вообще о человеке, об одиноком человеке.



«И снится ей все, что в пустыне далекой…»







Развитие монологической и диалогической речи.



























Выразительное чтение учащимися поэтического текста.





















Учащиеся самостоятельно формулируют выводы по уроку.

Дописываем тему: «Тема одиночества в лирике Лермонтова»

















Объективность оценивания учителем и одноклассниками.













Учащиеся записывают задания в дневники.









































.















































.





















МОУ «Основная общеобразовательная школа №38»













Учитель русского языка и литературы

Григоренко Т.А.



Г.Новошахтинск



Литература 6 класс Тема урока: « М. Ю. Лермонтов. Тема одиночества в лирике Лермонтова»
  • Русский язык и литература
Описание:

Литература  6  класс

Тема урока:  « М. Ю. Лермонтов. Тема одиночества в лирике Лермонтова»

Цель: создание ситуации успеха и комфортных психо-педагогических условий

Образовательная:  содействовать осознанию учащимися ценности изучаемого предмета.

Развивающая:   развивать способность змоционально откликаться на художественный текст

Воспитывающая: Формировать добросовестное отношение к учебному труду, положительной мотивации к учению; способствовать воспитанию гуманности, дисциплинированности, эстетического восприятия мира.   

Тип урока: урок  изучения и закрепления новых знаний.

Вид урока: урок –  исследование

Оборудование: классная доска с меловыми записями, компьютер, проектор, презентация, учебник под редакцией  Курдюмовой,  тетради учащихся, кисточки, краски.

Автор Григоренко Татьяна Анатольевна
Дата добавления 09.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 961
Номер материала 48892
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓