Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыЛитература 6 класс Тема урока: « М. Ю. Лермонтов. Тема одиночества в лирике Лермонтова»

Литература 6 класс Тема урока: « М. Ю. Лермонтов. Тема одиночества в лирике Лермонтова»

Скачать материал

 

Литература  6  класс

Тема урока:  « М. Ю. Лермонтов. Тема одиночества в лирике Лермонтова»

Цель: создание ситуации успеха и комфортных психо-педагогических условий

Образовательная:  содействовать осознанию учащимися ценности изучаемого предмета.

Развивающая:   развивать способность змоционально откликаться на художественный текст

Воспитывающая: Формировать добросовестное отношение к учебному труду, положительной мотивации к учению; способствовать воспитанию гуманности, дисциплинированности, эстетического восприятия мира.   

Тип урока: урок  изучения и закрепления новых знаний.

Вид урока: урок –  исследование

Оборудование: классная доска с меловыми записями, компьютер, проектор, презентация, учебник под редакцией  Курдюмовой,  тетради учащихся, кисточки, краски.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.                  Организационный момент

Цель:   психологический настрой учащихся на предстоящее занятие.

Задача: подготовить учащихся к работе на уроке.

Здравствуйте, ребята! Мы рады видеть друг друга и сотрудничать сегодня на уроке, потому что только в сотрудничестве и понимании можно творить. А урок – это и есть наше с вами совместное творчество.

Сейчас улыбнитесь друг другу, подарите и мне свои улыбки. Спасибо.

 

2.                  Постановка темы и цели урока.

Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока.

Давайте вспомним, чем мы занимались на прошлом уроке?

Какие произведения А.С.Пушкина мы изучали?

 

3.      Проверка домашнего задания

Цель: воспитание объективной самооценки.

Задача: создание рабочей атмосферы, важно настроить ученика на нужный лад.

 

4.      Подготовка к основному этапу.

Цель: обеспечение мотивации учебно-познавательной деятельности.

На этом уроке, как и на всех  уроках литературы, мы постараемся увидеть, почувствовать, как удаётся «творить чудеса» великим писателям. Сегодня речь пойдёт о Лермонтове.  

Запишите в тетрадях число и  тему: М.Ю.Лермонтов.

 

 

 

 

5.      Этап изучения нового материала.

Цель: организовать целенаправленную познавательную деятельность учащихся, подготовить их к активному и сознательному усвоению нового материала.

Задача: ознакомление учащихся с новым материалом.

На этом уроке, как и на всех  уроках литературы, мы постараемся увидеть, почувствовать, как удаётся «творить чудеса» великим писателям. Сегодня речь пойдёт о Лермонтове. 

1. Слово учителя о раннем творчестве М.Ю. Лермонтова.(слайд)

2. Чтение учителем стихотворения «УТЕС»

Задача: обеспечение восприятия, осмысление услышанного и прочитанного стихотворения «Утес»

3.Анализ стихотворения

-выяснить, какие изобразительно- выразительные средства языка использует М.Ю.Лермонтов для создания образов Тучки и Утеса и как они помогают нам понять смысл стихотворения.

1.      Найдите эпитет, характеризующий Тучку

2.      Подберите синонимы к этому слову

3.      Какие глаголы и обороты употребляет автор в рассказе о Тучке?

4.      Как они ее характеризуют ?

 

Образ утеса.

Найдите слова с переносным значением (метафоры), которые помогают вам понять настроение Утеса, его душевное состояние  

 

 Какова идея стихотворения?

Можно быть счастливым в одиночестве?

 

 

 

 

 

Попробуйте прочитать выразительно стихотворение

 

6.                  Физминутка

Цель: создание условий для психоэмоциональной разгрузки

 

 

 

 

            Задача: уметь выделить особенность   стихотворения «На севере диком…»

Сегодня мы познакомимся еще с одним стихотворением М.Ю.Лермонтова «На севере диком»

Послушайте это стихотворение в исполнении мастера слова Б. Ветрова.  (слайд)

·         В стихотворении выразилось то чувство, которое преследовало поэта всю его короткую жизнь, чувство, терзавшее Лермонтова с самого детства.

·         Как вам кажется, когда бы вы хотели слушать такую музыку: когда у вас всё хорошо, вы спокойны, радостны, довольны собой или... в какой-то другой момент жизни? 

·         В чём же причина одиночества Лермонтова?

·         Выразите настроение, которое вызвало у вас это стихотворение, с помощью одних только красок.

 

·         Как вы думаете, почему так много невзрачного цвета, тёмных оттенков, каких-то серых разводов?

 

·         Давайте попытаемся отыскать в тексте стихотворения то, что создаёт настроение одиночества. Какие это слова?

 

 

·         Все эти слова удивительно точно помогают передать настроение печали, грусти, потому что всё это образные средства языка. Подробнее поговорим о них. Найдите в стихотворении эпитеты, усиливающие мотив одиночества, обречённости, страдания.

(слайд)

 

·         Подберите синонимы к этим эпитетам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лексическая работа

Метод толстых и тонких вопросов.

  А как вы думаете, почему внимание читателя сосредоточено на словах горючий, дикий?

 

 Какое сравнение есть в этом стихотворении? Как вы его понимаете?

 

 

 

 Сосна торжественна, красива, “богата”,но это дает ей счастье?

 

 Одета, как ризой, она... Сосна одета. Лермонтов о сосне говорит как о живом существе. Сосна дремлет, сосне снится... Что это за троп?

 -Как вы думаете, почему Лермонтов очеловечивает сосну?

 

 Найдите такой приём “очеловечивания” во второй строфе.

  Да, поэт оживляет природу, наделяет человеческими качествами, чувствами, страстями — и пальме, и сосне ведомы радости встреч, горечь разлук, и свобода, и одиночество, и неутолимая грусть. Изменилось ли после нашей беседы впечатление от стихотворения?

 2. Рассмотрите репродукцию картины И.И. Шишкина «На севере диком...».

  • Что изображено на картине?
  • Какова её композиция? Колорит?
  • Какое настроение выразил художник?
  • Удалось ли И.И. Шишкину передать настроение стихотворения М.Ю. Лермонтова?

Попробуйте выразительно прочитать это стихотворение

 

 

 

 

 

7.      Подведение итогов занятия.

Цель:  соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания.

Задача: грамотное завершение работы и подведение итогов.

§  Итак, что мы сегодня нового узнали о творчестве М.Ю. Лермонтова?

§  Какова тема изученных стихотворений?

§  Заинтересовало ли вас в большей степени творчество М.Ю. Лермонтова?

 

8.      Оценивание.

Цель:  проверить, оценить знания, умения, навыки учащихся

Задача: организовать осмысление ожидаемых результатов.

Анализ успешности овладения знаниями, показать типичные недостатки.

 

9.      Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Цель: Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения дом.задания.

Наш урок подошел к концу. Дома вы выучите наизусть понравившееся стихотворение Лермонтова.

 

 

Спасибо за приятное сотрудничество.

До свидания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       

 

 

 

 

 

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Учащиеся приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку.

 

 

 

 

Учащиеся настраиваются на учебную деятельность. (5 минут шелестящее чтение)

 

 

 

 

 

Задача: обеспечить объективное оценивание одноклассниками.

Выразительное чтение любимых стихов А.С. Пушкина.

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся формулируют тему, которая будет записана до конца позже.

 

 

 

 

 

 

Готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Чтение про себя и выразительно вслух стих. «Утес»

2. Активные действия учащихся при анализе текста.

Задача: развивать умения структурировать информацию

 

 

-золотая,

- блестящая, сверкающая, красивая)

 

-ночевала,умчалась, весело играя

 

- она быстрая, легкая, игривая, кокетливая.

 

«влажный след-слезы, «в морщине» - признак старости, «задумался глубоко» - грусть, «тихонько плачет» - обида.  

 

«Утес»- это грустный поэтический рассказ поэта о неразделенной дружбе или любви, о брошенности и одиночестве человека. Автор показывает этой печальной историей, как тяжело и страшно быть одиноким, никому не нужным. Даже сильные, взрослые люди («великаны») не могут быть спокойны, счастливы в одиночестве.

 

Выразительное чтение учащимися

 

 

Дети повторяют за учителем:

Мы ходили в лес.

Сколько там чудес!

Посмотрели вправо, влево.

Наклонились и присели.

Заниматься тихо сели.

 

 

 

 

 

 

 

Задача: активное слушание мастеров слова.

 

 

 

 

Учащиеся самостоятельно делают выводы о причинах одиночества Лермонтова

 

 

На партах приготовлены листы бумаги, краски, кисточки. Дети “рисуют” настроение — 3–4 минуты. Рисунки вывешиваем на доске.

 

Сравнивают колорит рисунков и картины.

 

 

 

Самостоятельные размышления об участи одинокой сосны.

Стихотворение грустное, возникает ощущение пустоты, щемящее чувство одиночества пронизывает всё стихотворение, слышится мечта о далёкой родной душе, тоже одинокой.

 

 

На севере диком, на голой вершине, на утёсе горючем.

Составление кластера

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Учащиеся отвечают, размышляя на лексическим значением этих слов

 

 

 

 

 

 

 

-Одета, как ризой. риза

Лексическое значение слова риза

Риза — верхняя одежда священника, богато украшенная, надеваемая во время богослужения

 

-Нет

 

 

 

олицетворение

 

Мы понимаем, что не только о сосне говорится в этом стихотворении, а вообще о человеке, об одиноком человеке.

 

«И снится ей все, что в пустыне далекой…»

 

 

 

Развитие монологической и диалогической речи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Выразительное чтение учащимися поэтического текста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся самостоятельно формулируют выводы по уроку.

Дописываем тему: «Тема одиночества в лирике Лермонтова»

 

 

 

 

 

 

 

 

Объективность оценивания учителем и одноклассниками.

 

 

 

 

 

 

 Учащиеся записывают задания в дневники.

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

  

 

 

  

 

   .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МОУ «Основная общеобразовательная школа №38»

 

 

План-конспект учебного занятия по русскому языку в 8 классе

 

 

 

 

Учитель русского языка и литературы

Григоренко Т.А.

      

 

Г.Новошахтинск

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Литература 6 класс Тема урока: « М. Ю. Лермонтов. Тема одиночества в лирике Лермонтова»"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Специалист архива

Получите профессию

Менеджер по туризму

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Литература  6  класс

Тема урока:  « М. Ю. Лермонтов. Тема одиночества в лирике Лермонтова»

Цель: создание ситуации успеха и комфортных психо-педагогических условий

Образовательная:  содействовать осознанию учащимися ценности изучаемого предмета.

Развивающая:   развивать способность змоционально откликаться на художественный текст

Воспитывающая: Формировать добросовестное отношение к учебному труду, положительной мотивации к учению; способствовать воспитанию гуманности, дисциплинированности, эстетического восприятия мира.   

Тип урока: урок  изучения и закрепления новых знаний.

Вид урока: урок –  исследование

Оборудование: классная доска с меловыми записями, компьютер, проектор, презентация, учебник под редакцией  Курдюмовой,  тетради учащихся, кисточки, краски.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 656 277 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Презентация урока по теме "Имя существительное как часть речи. Повторение изученного в начальной школе"
  • Учебник: «Русский язык (в 2 частях)», М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.
  • Тема: § 88 Имя существительное как часть речи
  • 02.10.2020
  • 612
  • 5
«Русский язык (в 2 частях)», М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.
Самоанализ урока по теме "Имя существительное как часть речи. Повторение изученного в начальной школе"
  • Учебник: «Русский язык (в 2 частях)», М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.
  • Тема: § 88 Имя существительное как часть речи
  • 02.10.2020
  • 851
  • 15
«Русский язык (в 2 частях)», М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.
  • 01.10.2020
  • 10712
  • 285
«Русский язык», Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И. и др.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 09.01.2015 431
    • DOCX 41.9 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Григоренко Татьяна Анатольевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 1
    • Всего просмотров: 15009
    • Всего материалов: 16

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Няня

Няня

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель, преподаватель русского языка как иностранного

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 542 человека из 69 регионов
  • Этот курс уже прошли 637 человек
аудиоформат

Курс повышения квалификации

Преподавание русского языка как неродного в образовательном учреждении

72/108/144 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 75 человек из 28 регионов
  • Этот курс уже прошли 230 человек

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы методики преподавания русского языка в условиях реализации ФГОС

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 139 человек из 50 регионов
  • Этот курс уже прошли 478 человек

Мини-курс

Психология личности

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 36 человек из 23 регионов

Мини-курс

Развитие мотивации к обучению

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 156 человек из 47 регионов
  • Этот курс уже прошли 150 человек

Мини-курс

Уникальный образ как педагога: основные принципы позиционирования

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 20 человек