1.
Организационный
момент
Цель: психологический настрой учащихся
на предстоящее занятие.
Задача: подготовить учащихся к работе на
уроке.
Здравствуйте,
ребята! Мы
рады видеть друг друга и сотрудничать сегодня на уроке, потому что только в
сотрудничестве и понимании можно творить. А урок – это и есть наше с вами
совместное творчество.
Сейчас
улыбнитесь друг другу, подарите и мне свои улыбки. Спасибо.
2.
Постановка
темы и цели урока.
Подведение детей к формулированию темы и постановке
задач урока.
Давайте
вспомним, чем мы занимались на прошлом уроке?
Какие
произведения А.С.Пушкина мы изучали?
3. Проверка
домашнего задания
Цель: воспитание объективной
самооценки.
Задача: создание рабочей атмосферы, важно
настроить ученика на нужный лад.
4. Подготовка
к основному этапу.
Цель: обеспечение мотивации
учебно-познавательной деятельности.
На
этом уроке, как и на всех уроках литературы, мы постараемся увидеть,
почувствовать, как удаётся «творить чудеса» великим писателям. Сегодня речь
пойдёт о Лермонтове.
Запишите
в тетрадях число и тему: М.Ю.Лермонтов.
5. Этап
изучения нового материала.
Цель: организовать целенаправленную познавательную
деятельность учащихся, подготовить их к активному и сознательному усвоению
нового материала.
Задача: ознакомление учащихся с новым
материалом.
На
этом уроке, как и на всех уроках литературы, мы постараемся увидеть,
почувствовать, как удаётся «творить чудеса» великим писателям. Сегодня речь
пойдёт о Лермонтове.
1.
Слово учителя о раннем творчестве М.Ю. Лермонтова.(слайд)
2.
Чтение учителем стихотворения «УТЕС»
Задача: обеспечение восприятия,
осмысление услышанного и прочитанного стихотворения «Утес»
3.Анализ
стихотворения
-выяснить,
какие изобразительно- выразительные средства языка использует М.Ю.Лермонтов
для создания образов Тучки и Утеса и как они помогают нам понять смысл
стихотворения.
1. Найдите
эпитет, характеризующий Тучку
2.
Подберите
синонимы к этому слову
3.
Какие
глаголы и обороты употребляет автор в рассказе о Тучке?
4. Как они
ее характеризуют ?
Образ утеса.
Найдите
слова с переносным значением (метафоры), которые помогают вам понять
настроение Утеса, его душевное состояние
Какова
идея стихотворения?
Можно
быть счастливым в одиночестве?
Попробуйте
прочитать выразительно стихотворение
6.
Физминутка
Цель: создание условий для
психоэмоциональной разгрузки
Задача: уметь
выделить особенность стихотворения «На севере диком…»
Сегодня
мы познакомимся еще с одним стихотворением М.Ю.Лермонтова «На севере
диком»
Послушайте
это стихотворение в исполнении мастера слова Б. Ветрова. (слайд)
·
В стихотворении выразилось то чувство, которое преследовало
поэта всю его короткую жизнь, чувство, терзавшее Лермонтова с самого детства.
·
Как вам кажется, когда бы вы хотели слушать такую музыку: когда
у вас всё хорошо, вы спокойны, радостны, довольны собой или... в какой-то
другой момент жизни?
·
В чём же причина одиночества Лермонтова?
·
Выразите настроение, которое вызвало у вас это стихотворение, с
помощью одних только красок.
·
Как вы думаете, почему так много невзрачного цвета, тёмных
оттенков, каких-то серых разводов?
·
Давайте попытаемся отыскать в тексте стихотворения то, что
создаёт настроение одиночества. Какие это слова?
·
Все эти слова удивительно точно помогают передать настроение
печали, грусти, потому что всё это образные средства языка. Подробнее
поговорим о них. Найдите в стихотворении эпитеты, усиливающие мотив одиночества,
обречённости, страдания.
(слайд)
·
Подберите синонимы к этим эпитетам.
Лексическая работа
Метод
толстых и тонких вопросов.
— А как вы думаете, почему внимание
читателя сосредоточено на словах горючий, дикий?
— Какое сравнение есть в этом стихотворении? Как вы его понимаете?
Сосна
торжественна, красива, “богата”,но это дает ей счастье?
— Одета, как ризой, она... Сосна одета. Лермонтов о сосне говорит
как о живом существе. Сосна дремлет, сосне снится... Что это за троп?
-Как вы думаете, почему Лермонтов очеловечивает сосну?
— Найдите такой приём “очеловечивания” во второй строфе.
Да, поэт оживляет природу, наделяет человеческими качествами,
чувствами, страстями — и пальме, и сосне ведомы радости
встреч, горечь разлук, и свобода, и одиночество, и неутолимая грусть.
Изменилось ли после нашей беседы впечатление от стихотворения?
2. Рассмотрите репродукцию картины И.И. Шишкина «На севере диком...».
- Что
изображено на картине?
- Какова её
композиция? Колорит?
- Какое
настроение выразил художник?
- Удалось
ли И.И. Шишкину
передать настроение стихотворения М.Ю. Лермонтова?
Попробуйте выразительно прочитать это стихотворение
7. Подведение итогов занятия.
Цель: соотнесение поставленных
задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания.
Задача: грамотное завершение работы
и подведение итогов.
§ Итак, что мы сегодня нового узнали о творчестве М.Ю. Лермонтова?
§ Какова тема изученных стихотворений?
§ Заинтересовало ли вас в большей степени творчество М.Ю.
Лермонтова?
8. Оценивание.
Цель: проверить, оценить знания, умения,
навыки учащихся
Задача: организовать осмысление
ожидаемых результатов.
Анализ успешности овладения знаниями, показать типичные
недостатки.
9. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
Цель: Обеспечение понимания цели,
содержания и способов выполнения дом.задания.
Наш урок подошел к концу. Дома вы выучите наизусть понравившееся
стихотворение Лермонтова.
Спасибо за приятное
сотрудничество.
До свидания.
|
Учащиеся
приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку.
Учащиеся
настраиваются на учебную деятельность. (5 минут шелестящее чтение)
Задача:
обеспечить объективное оценивание одноклассниками.
Выразительное
чтение любимых стихов А.С. Пушкина.
Учащиеся
формулируют тему, которая будет записана до конца позже.
Готовность
учащихся к активной учебно-познавательной деятельности.
1.Чтение
про себя и выразительно вслух стих. «Утес»
2. Активные
действия учащихся при анализе текста.
Задача:
развивать умения структурировать информацию
-золотая,
-
блестящая, сверкающая, красивая)
-ночевала,умчалась,
весело играя
- она быстрая,
легкая, игривая, кокетливая.
«влажный
след-слезы, «в морщине» - признак старости, «задумался глубоко» - грусть, «тихонько
плачет» - обида.
«Утес»-
это грустный поэтический рассказ поэта о неразделенной дружбе или любви, о
брошенности и одиночестве человека. Автор показывает этой печальной историей,
как тяжело и страшно быть одиноким, никому не нужным. Даже сильные, взрослые
люди («великаны») не могут быть спокойны, счастливы в одиночестве.
Выразительное
чтение учащимися
Дети
повторяют за учителем:
Мы
ходили в лес.
Сколько
там чудес!
Посмотрели
вправо, влево.
Наклонились
и присели.
Заниматься
тихо сели.
Задача:
активное слушание мастеров слова.
Учащиеся
самостоятельно делают выводы о причинах одиночества Лермонтова
На
партах приготовлены листы бумаги, краски, кисточки. Дети “рисуют” настроение — 3–4 минуты. Рисунки вывешиваем на доске.
Сравнивают
колорит рисунков и картины.
Самостоятельные
размышления об участи одинокой сосны.
Стихотворение
грустное, возникает ощущение пустоты, щемящее чувство одиночества пронизывает
всё стихотворение, слышится мечта о далёкой родной душе, тоже одинокой.
На севере диком, на голой вершине,
на утёсе горючем.
Составление
кластера
Учащиеся отвечают, размышляя на лексическим значением этих слов
-Одета, как ризой. риза
Лексическое
значение слова риза
Риза — верхняя одежда священника, богато украшенная, надеваемая во
время богослужения
-Нет
олицетворение
Мы понимаем,
что не только о сосне говорится в этом стихотворении, а вообще о человеке, об
одиноком человеке.
«И
снится ей все, что в пустыне далекой…»
Развитие
монологической и диалогической речи.
Выразительное
чтение учащимися поэтического текста.
Учащиеся
самостоятельно формулируют выводы по уроку.
Дописываем
тему: «Тема одиночества в лирике Лермонтова»
Объективность
оценивания учителем и одноклассниками.
Учащиеся
записывают задания в дневники.
.
.
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.