Главная / Русский язык и литература / Урок литературы в 9 классе на тему : " Татьяна – любимая героиня А.С. Пушкина в романе «Евгений Онегин»".

Урок литературы в 9 классе на тему : " Татьяна – любимая героиня А.С. Пушкина в романе «Евгений Онегин»".


Астапкова Валентина Васильевна,

учитель русского языка и литературы

Фёдоровской средней школы

Узункольского района

Костанайской области.

Урок литературы

9 Класс


Тема: Татьяна – любимая героиня А.С. Пушкина в романе «Евгений Онегин».

Цель: Проверить знание текста, проследить этапы жизненного пути Татьяны, обратить особое внимание на положительные нравственные человеческие качества.

Развивать умения и навыки анализа лирических произведений, мыслительную деятельность, умение отстаивать свою точку зрения. Сформулировать представление об идеале русского человека.

Воспитывать положительные качества характера, умение работать в коллективе.

Оборудование: иллюстрации к роману «Евгений Онегин», портрет А.С. Пушкина, кластер.

Методические приёмы: аналитическая беседа, работа с текстом, применение элементов дебатной технологии.

Ход урока

  1. Психологический настрой. Звучит легкая музыка. Приветствие.

  2. Объявление темы и цели урока. А эпиграфом урока мы возьмем слова Пушкина: «Я так люблю Татьяну милую мою».

Речь на уроке пойдёт о любви. И сразу вопрос: «Чем связаны эти два понятия Татьяна Ларина и любовь»?

Ребята, а какие ассоциации у вас возникают при слове ЛЮБОВЬ?

Полотно 36




Какой, по-вашему была любовь Татьяны? Давайте не будем торопиться с ответом, а последовательно рассмотрим жизнь Татьяны, т.е. пройдем по её жизненному пути.

Запишем в тетрадь число, тему и план:

  1. Детство и юность Татьяны.

  2. Встреча с Онегиным и любовь к нему.

  3. Татьяна в финале романа.

Работаем в группах.

Первая группа отвечает на вопросы:

- В какой социальной среде прошло детство Татьяны?

- Как характеризует автор семью Лариных?

- В чём разница между Татьяной и Ольгой?

- Какую роль в жизни Татьяны играет её няня?

- Какое значение имели для Татьяны книги?


После беседы дается задание обеим командам построить кластер «Татьяна Ларина».

Кто быстрее и больше укажет качеств героини.


Полотно 22



Проверка работы детей. Итог.

Итак, она влюбилась!..


Инсценировка «В саду…»

Вы прослушали сцену признания. Что вы можете сказать? Ваше впечатление.

Онегин отверг признанье Тани. В 19 веке было не принято девушке первой признаваться в любви. Это было неприлично, нескромно, непорядочно. А Татьяна не смогла сдержать своих чувств. Права ли она?

(Спор в группах с элементами дебатной технологии)

Первая группа утверждает, что права.

Каждый человек имеет право на любовь независимо от того мужчина это или женщина. Почему женщина должна скрывать свои чувства? Почему ей нельзя признаться в любви первой, если она любит? Я считаю, что Онегин жесток в своей проповеди. Он не имел права так грубо отвергать любовь Татьяны и пугать бедой – «к беде неопытность ведёт».

Вторая группа опровергает.

Позвольте согласиться с Онегиным. Он прав. Девушка должна быть скромной и не торопиться выставлять свои чувства напоказ. В лирическом отступлении Пушкин пишет: «Чем меньше женщину мы любим, тем легче нравимся мы ей». Получается, когда ты дальше прячешь свои чувства, тебя воспринимают серьёзнее, не думают, что ты легкомысленная, ветреная.

Я думаю, что всё-таки первый в любви должен признаваться мужчина. Фраза «Учитесь властвовать собою» учит жить разумом и не давать волю чувствам.


Мы услышали две точки зрения на признания в любви Татьяны. У каждого из вас она своя. Считаете ли вы, что встреча в саду Татьяны и Онегина самая тяжелая минута в её жизни?

Действительно, объяснение с Онегиным носит трагический характер и определяет дальнейшую жизнь Татьяны, оставаясь самым большим горем в её жизни.

- Как же сложилась дальнейшая жизнь Татьяны?

Вторая группа отвечает на вопрос.

Татьяна прочитала его дневниковые записи и узнала его боль, раздумья о судьбе современного человека и была поражена остротой «озлобленного» ума, вынужденного жить в бездействии, в противоречивом сочетании добра и зла. Ей открылась душа человека, живущего напряженной жизнью души, которая ищет правды, истины. Глубокое одиночество Татьяны, её безразличное отношение к интересам мелкопоместного дворянства помогли сохранить любовь к Онегину, как самое дорогое чувство. К среде столичного дворянства Татьяна тоже равнодушна.(7гл.).

- Изменилась ли Татьяна?

Она изменилась только внешне: стала равнодушною княгиней, неприступною Богиней. Но в душе она осталась прежней: сердечной, искренней, простой Татьяной! Её угнетает обстановка пышной роскоши, среди которой она теперь живёт. Далёкое прошлое по-прежнему дорого и близко ей.

- Что отвечает Татьян на признание Онегина?

Я вас люблю, к чему лукавить,

Но я другому отдана

И буду век ему верна.

- Почему Татьяна отвергла любовь к Онегину?

Потому что она была замужем. Какое качество характера проявилось? Верность.

- Проблемный вопрос для обсуждения: Правильно ли поступила Татьяна?

Первая группа утверждает, что правильно.

Мы считаем, что Татьяна поступила правильно, потому что в семье муж и жена должны быть верны друг другу. Они, наверное, венчались в церкви, поэтому должны быть вместе на долгие годы. Нельзя построить своё счастье на несчастье других.

Давайте вспомним пример из «Анны Карениной» Л. Толстого. Как недолго длилось её семейное счастье с другим, когда она ушла от мужа.

Вторая группа опровергает.

Мы придерживаемся другого мнения. Мы считаем, что Татьяна, отказав Онегину, жертвует своим счастьем. Ведь она любила Онегина с первой их встречи, а Онегин тоже понял, что любит Татьяну, потому что она не такая как все. Ведь Татьяна несчастлива с мужем. Онегин тоже одинок. Два человека страдают. А если бы они объединились, то образовалась бы счастливая семья.

- А как же ключевые слова: супружеский долг, супружеская верность?

Да, поэт неоднократно говорит о своей любви к Татьяне, дает ей самые сердечные характеристики. Тревожиться за её судьбу, поэтому мы говорим «Татьяна – любимая героиня Пушкина». Я думаю, наш урок достиг цели. Вы активно работали и сделали вывод, что идеальный человек тот, который может нести ответственность и сохранить супружескую верность. Так считал А.С. Пушкин.

Рефлексия. Эссе на тему: «Моя Татьяна»





Урок литературы в 9 классе на тему : " Татьяна – любимая героиня А.С. Пушкина в романе «Евгений Онегин»".
  • Русский язык и литература
Описание:

Астапкова Валентина Васильевна,

учитель русского языка и литературы

Фёдоровской средней школы

Узункольского района

Костанайской области.

Урок литературы

 9 Класс

 

Тема: Татьяна – любимая героиня А.С. Пушкина в романе «Евгений Онегин».

Цель: Проверить знание текста, проследить этапы жизненного пути Татьяны, обратить особое внимание на положительные нравственные человеческие качества.

Развивать умения и навыки анализа лирических произведений, мыслительную деятельность, умение отстаивать свою точку зрения. Сформулировать представление об идеале русского человека.

Воспитывать положительные качества характера, умение работать в коллективе.

Оборудование: иллюстрации к роману «Евгений Онегин», портрет А.С. Пушкина, кластер.

Методические приёмы: аналитическая беседа, работа с текстом, применение элементов дебатной технологии.

                                                            Ход урока

1.     Психологический настрой. Звучит легкая музыка. Приветствие.

2.     Объявление темы и цели урока. А эпиграфом урока мы возьмем слова Пушкина: «Я так люблю Татьяну милую мою».

Речь на уроке пойдёт о любви. И сразу вопрос: «Чем связаны эти два понятия  Татьяна Ларина и любовь»?

Ребята, а какие ассоциации у вас возникают при слове ЛЮБОВЬ?


 

 

 

Какой, по-вашему была любовь Татьяны?  Давайте не будем торопиться с ответом, а последовательно рассмотрим жизнь Татьяны, т.е. пройдем по её жизненному пути.

Запишем в тетрадь число, тему и план:

1.     Детство и юность Татьяны.

2.     Встреча с Онегиным и любовь к нему.

3.     Татьяна в финале романа.

Работаем в группах.

Первая группа отвечает на вопросы:

- В какой социальной среде прошло детство Татьяны?

- Как характеризует автор семью Лариных?

- В чём разница между Татьяной и Ольгой?

- Какую роль в жизни Татьяны играет её няня?

- Какое значение имели для Татьяны книги?

 

После беседы дается задание обеим командам построить кластер «Татьяна Ларина».

Кто быстрее и больше укажет качеств героини.

 


 

 

Проверка работы детей. Итог.

Итак, она влюбилась!..

 

Инсценировка «В саду…»

Вы прослушали сцену признания. Что вы можете сказать? Ваше впечатление.

Онегин отверг признанье Тани. В 19 веке было не принято девушке первой признаваться в любви. Это было неприлично, нескромно, непорядочно. А Татьяна не смогла сдержать своих чувств. Права ли она?

(Спор в группах с элементами дебатной технологии)

Первая группа утверждает, что права.

Каждый человек имеет право на любовь независимо от того мужчина это или женщина. Почему женщина должна скрывать свои чувства? Почему ей нельзя признаться в любви первой, если она любит? Я считаю, что Онегин жесток в своей проповеди. Он не имел права так грубо отвергать любовь Татьяны и пугать бедой – «к беде неопытность ведёт».

Вторая группа опровергает.

Позвольте согласиться с Онегиным. Он прав. Девушка должна быть скромной и не торопиться выставлять свои чувства напоказ. В лирическом отступлении Пушкин пишет: «Чем меньше женщину мы любим, тем легче нравимся мы ей». Получается, когда ты дальше прячешь свои чувства, тебя воспринимают серьёзнее, не думают, что ты легкомысленная, ветреная.

Я думаю, что всё-таки первый в любви должен признаваться мужчина. Фраза «Учитесь властвовать собою» учит жить разумом и не давать волю чувствам.

 

Мы услышали две точки зрения на признания в любви Татьяны. У каждого из вас она своя. Считаете ли вы, что встреча в саду Татьяны и Онегина самая тяжелая минута в её жизни?

Действительно, объяснение с Онегиным носит трагический характер и определяет дальнейшую жизнь Татьяны, оставаясь самым большим горем в её жизни.

- Как же сложилась дальнейшая жизнь Татьяны?

Вторая группа отвечает на вопрос.

Татьяна прочитала его дневниковые записи и узнала его боль, раздумья о судьбе современного человека и была поражена остротой «озлобленного» ума, вынужденного жить в бездействии, в противоречивом сочетании добра и зла. Ей открылась душа человека, живущего напряженной жизнью души, которая ищет правды, истины. Глубокое одиночество Татьяны, её безразличное отношение к интересам мелкопоместного дворянства помогли сохранить любовь к Онегину, как самое дорогое чувство. К среде столичного дворянства Татьяна тоже равнодушна.(7гл.).

- Изменилась ли Татьяна?

Она изменилась только внешне: стала равнодушною княгиней, неприступною Богиней. Но в душе она осталась прежней: сердечной, искренней, простой Татьяной! Её угнетает обстановка пышной роскоши, среди которой она теперь живёт. Далёкое прошлое по-прежнему дорого и близко ей.

- Что отвечает Татьян на признание Онегина?

Я вас люблю, к чему лукавить,

Но я другому отдана

И буду век ему верна.

- Почему Татьяна отвергла любовь к Онегину?

Потому что она была замужем. Какое качество характера проявилось? Верность.

- Проблемный вопрос для обсуждения: Правильно ли поступила Татьяна?

Первая группа утверждает, что правильно.

Мы считаем, что Татьяна поступила правильно, потому что в семье муж и жена должны быть верны друг другу. Они, наверное, венчались в церкви, поэтому должны быть вместе на долгие годы. Нельзя построить своё счастье на несчастье других.

Давайте вспомним пример из «Анны Карениной» Л. Толстого. Как недолго длилось её семейное счастье с другим, когда она ушла от мужа.

Вторая группа опровергает.

Мы придерживаемся другого мнения. Мы считаем, что Татьяна, отказав Онегину, жертвует своим счастьем. Ведь она любила Онегина с первой их встречи, а Онегин тоже понял, что любит Татьяну, потому что она не такая как все. Ведь Татьяна несчастлива с мужем. Онегин тоже одинок. Два человека страдают. А если бы они объединились, то образовалась бы счастливая семья.

- А как же ключевые слова: супружеский долг, супружеская верность?

Да, поэт неоднократно говорит о своей любви к Татьяне, дает ей самые сердечные характеристики. Тревожиться за её судьбу, поэтому мы говорим «Татьяна – любимая героиня Пушкина». Я думаю, наш урок достиг цели. Вы активно работали и сделали вывод, что идеальный человек тот, который может нести ответственность и сохранить супружескую верность. Так считал А.С. Пушкин.

Рефлексия. Эссе на тему: «Моя Татьяна»

 

 

 

 

 

Автор Астапкова Валентина Васильевна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 2083
Номер материала 37138
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓