Главная / Русский язык и литература / Литература 8 класс. Раздел программы «Литература 20 век»; А.С.Грин «Зеленая лампа». Тема урока: «Зеленая лампа, озаряющая темноту ночи».

Литература 8 класс. Раздел программы «Литература 20 век»; А.С.Грин «Зеленая лампа». Тема урока: «Зеленая лампа, озаряющая темноту ночи».



Литература 8 класс. Раздел программы «Литература 20 век»; А.С.Грин «Зеленая лампа»



Основное содержание урока

А.Грин. Слово о писателе. Рассказ «Зеленая лампа».Смысл названия, особенности композиции, тема и идея произведения, сюжет, система образов. Внимание писателя к внутреннему миру героев. Утверждение общечеловеческих ценностей.



Основные виды деятельности

Выразительное чтение фрагментов рассказа, комментированное чтение. Сопоставление персонажей рассказа и их сравнительная характеристика. Анализ ключевых эпизодов рассказа. Составление синквейна.



Планируемые результаты

Личностные: воспитание нетерпимости к любым видам унижения, насилия и готовности противостоять им; воспитание желания плодотворной, насыщенной жизни, полной риска, мужества и цели; формирование коммуникативной компетентности в процессе учебно-исследовательской деятельности.



Метапредметные: развитие умения строить логическое рассуждение и делать выводы; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; совершенствовать навыки смыслового чтения; работать в группе.

Предметные: осознание значимости изучения литературы для своего дальнейшего развития; воспитание читателя, способного аргументировать свое мнение; участвовать в обсуждении прочитанного; планировать свое досуговое чтение.



Все, о чем я пишу,-

тут, возле самой моей

души…

А.Грин



Если любовь к А.Грину

сохраняется в зрелые годы,

значит, человек уберег себя от

постарения.

Ю.Нагибин





Слово о писателе

Сегодня мы обращаемся к творчеству А.С.Грина.

Писатель Д.Гранин писал: «Грин - один из немногих, кого следует иметь в походной аптечке против ожирения сердца и усталости».

В чем же удивительный секрет книг Грина? Отчего загорается в душах читателей теплый огонек?



Актуализация имеющихся знаний о А.С.Грине

Поделитесь своими впечатлениями о произведениях писателя, которые вы читали.

Почему так запоминаются герои писателя?

Ребята делятся своими впечатлениями о рассказах «Вокруг света», «Алые паруса». О том, что его произведения романтические, добрые. Его любимые герои честные, бескорыстные, стремятся к совершенству.

Книги Грина учат мечтать. Если отнять у человека способность мечтать, то жизнь станет серой, тоскливым существом.

Сегодня нам предстоит разговор о рассказе А.Грина «Зеленая лампа».



Прием «Ассоциации»

Какие первоначальные ассоциации у вас вызвало название рассказа «Зеленая лампа»? Что могло произойти в рассказе с таким сюжетом?

( Я жду от этого рассказа необычную историю. Плохие люди будут наказаны, а зеленая лампа будет светить тем, кто нуждается в этом свете.

Я думаю, что этот рассказ о какой-то встрече, которая происходила при зеленой лампе. Зеленый цвет – цвет светлый, обнадеживающий.

Может быть, это будет история любви одинокой женщины, у которой перегорела лампа, и электрика, который придет заменить ей лампу.)



Почему рассказ называется «Зеленая лампа»?



Корзина идей

Версии, предположения:

- зеленая лампа придумана, чтобы придать большую убедительность и правдоподобие своим словам;

- зеленая лампа осветила жизненную дорогу Джона Ива;

- зеленая лампа окончательно ослепила Стильтона;

- зеленая лампа сыграла определенную роль в судьбе героя.



Совпадает ли название рассказа с существенными сторонами содержания рассказа?

(Нет. Это второстепенная деталь. Но автор возлагал на нее большую смысловую нагрузку.)



Какое название можно дать уроку? (Выбираем имя из предложенных вариантов)

«Зеленая лампа, озаряющая темноту ночи».



Аналитическая беседа по рассказу

Как построен рассказ? (состоит из 2 частей)

Какая часть более важная? (2-ая, т.к. все нравственные выводы содержатся в ней)

Можно ли сказать, что одна часть противопоставлена другой? Если да, то в чем?

(- по содержанию

- по жизненным ситуациям, в которых оказались герои

- Джон Ив противопоставлен Стильтону)



Групповая работа. (4 группы)

«Представление» героев

Стильтон в 1 и 2 части

Джон Ив в 1 и 2 части

Что же задумал Стильтон относительно Джона Ива? (захотел превратить его в живую игрушку)

Почему вдруг явился такой замысел?

Как это характеризует Стильтона?

(жестокий, изощренный, бессердечный, уверен во власти своих денег)

Как вы к этому относитесь?

( неприятие, злое сердце, не способное к сочувствию, состраданию, равнодушное к чужой боли, осуждение его эгоизма и жестокости)

Почему Стильтон был уверен, что шутка удастся и Джон Ив станет идеальной жертвой?

( безвыходная ситуация: он оказался без денег, без работы, был болен, голоден)

Получил ли Стильтон удовольствие от своей шутки?

(сначала да, но вскоре он пресытился и этой шуткой)

Воззрел бы замысел такой у Стильтона, если бы ему не перед кем было продемонстрировать власть над человеком?



Раймер. Какова его реакция на Джона Ива и на задуманную шутку?

К сожалению, наши пороки потому и расцветают, что некому нас остановить. И уже совсем страшно, если нас окружают равнодушные люди, молчаливо поощряющие наши дурные дела.

А теперь вернемся к Джону Иву. Ведь герой и не подозревает, что эта сделка для него оскорбительна, что он куплен Стильтоном, как покупают игрушку в магазине.

Предсказания Стильтона не сбылись. Шутка обернулась благом, несмотря на задуманное зло.

Какова жизненная позиция Джона Ива?

(если желание велико, то исполнение не замедлит. Он не стал ждать милости от судьбы, а сам всего добился. Он хотел наполнить свою жизнь смыслом увидеть впереди цель, к которой надо стремиться, ради чего надо жить.)

Он сделал свой выбор, как и каждый человек, делает выбор, когда наступает эта минута, час, день.

Несмотря на сиротство, обездоленность, непосильный физический труд, одиночество, нищету, он не отчаялся, сердце его не зачерствело.

О чем свидетельствует его работа в больнице для бедных, помощь Стильтону в трудную минуту?.

(Джон Ив сберег в себе самое главное- человеческое сердце, способное отозваться на чужую боль. Он не способен на мщение, он притягивает руку помощи тому, кто когда-то так жестоко хотел распорядиться его судьбой.

Это ли не урок честного гуманизма.

Как выдумаете, зачем Грин показывает встречу 2х героев в конце рассказа?

(здесь автор убеждает нас в том, кто есть кто. Автор убежден в победе добра, уверен, что даже у злодеев есть возможность спасти свою душу.)

Вот так Грин ведет читателя к понятию общечеловеческих ценностей.



Составление кластера (Групповая работа./защита/)



Иhello_html_m5d7e2982.gifдеал автора

оhello_html_m43dc11f4.gifhello_html_m45a9a586.gifтзываться на умеющий

чужую боль прощать



hello_html_m2f73804.gifhello_html_77b110b.gifhello_html_m283dc91.gifhello_html_m40683b3b.gifhello_html_10483d15.gif

честность Джон Ив сострадать



гордость понимать



духовные ценности





Как вы думаете, почему наш урок получил такое название?

(название имеет метафорический смысл. Это символ веры в безграничные возможности человека, в оправданность его стремлений к осуществлению мечты, символ надежды, символ света и добра).



Составление синквейна (работа в группах).



Лампа зеленая,зовущая светит, помогает, дает надежду.

Лампа, озаряющая темноту ночи.

Вера!























Литература 8 класс. Раздел программы «Литература 20 век»; А.С.Грин «Зеленая лампа». Тема урока: «Зеленая лампа, озаряющая темноту ночи».
  • Русский язык и литература
Описание:

 

 

 

 

 

 

 

 Литература 8 класс. Раздел программы «Литература 20 век»; А.С.Грин                      «Зеленая лампа»

 

Основное содержание урока

  А.Грин. Слово о писателе. Рассказ «Зеленая лампа».Смысл названия, особенности композиции, тема и идея произведения, сюжет, система образов. Внимание писателя к  внутреннему миру героев. Утверждение общечеловеческих ценностей.

 

Основные виды деятельности

  Выразительное чтение фрагментов рассказа, комментированное чтение. Сопоставление персонажей рассказа и их сравнительная характеристика. Анализ ключевых эпизодов рассказа. Составление синквейна.

 

Планируемые результаты

  Личностные: воспитание нетерпимости к любым видам унижения, насилия и готовности противостоять им; воспитание желания плодотворной, насыщенной жизни, полной риска, мужества и цели; формирование коммуникативной компетентности в процессе учебно-исследовательской деятельности.

 

 Метапредметные: развитие умения строить логическое рассуждение и делать выводы; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; совершенствовать навыки смыслового чтения; работать в группе.

 

 Предметные:  осознание значимости изучения литературы для своего дальнейшего развития; воспитание читателя, способного аргументировать свое мнение; участвовать в обсуждении прочитанного; планировать свое досуговое чтение.

 

Все, о чем я пишу,-

тут, возле самой моей

души…

            А.Грин

 

Если любовь к А.Грину

сохраняется в зрелые годы,

значит, человек уберег себя от

постарения.

         Ю.Нагибин

 

 

Слово о писателе

  Сегодня мы обращаемся к творчеству А.С.Грина.

Писатель Д.Гранин писал: «Грин - один из немногих, кого следует иметь в походной аптечке против ожирения сердца и усталости».

  В чем же удивительный секрет книг Грина? Отчего загорается в душах читателей теплый огонек?

 

Актуализация имеющихся знаний о А.С.Грине

  Поделитесь своими впечатлениями о произведениях писателя, которые вы читали.

Почему так запоминаются герои писателя?

  Ребята делятся своими впечатлениями о рассказах «Вокруг света», «Алые паруса». О том, что его произведения романтические, добрые. Его любимые герои честные, бескорыстные, стремятся к совершенству.

  Книги Грина учат мечтать. Если отнять у человека способность мечтать, то жизнь станет серой, тоскливым существом.

  Сегодня нам предстоит разговор о рассказе А.Грина «Зеленая лампа».

 

Прием «Ассоциации»

  Какие первоначальные ассоциации у вас вызвало название рассказа «Зеленая лампа»? Что могло произойти в рассказе с таким сюжетом?

  ( Я жду от этого рассказа необычную историю. Плохие люди будут наказаны, а зеленая лампа будет светить тем, кто нуждается в этом свете.

    Я думаю, что этот рассказ о какой-то встрече, которая происходила при зеленой лампе. Зеленый цвет – цвет светлый, обнадеживающий.

    Может быть, это будет история любви одинокой женщины, у которой перегорела лампа, и электрика, который придет заменить ей лампу.)

 

Почему рассказ называется «Зеленая лампа»?

 

 

 

 

 

 

Автор Морозова Надежда Фёдоровна
Дата добавления 09.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 803
Номер материала 48207
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓