Главная / Русский язык и литература / Лирика М.Ю. Лермонтова

Лирика М.Ю. Лермонтова

Технологическая карта урока литературы в 6 классе


Тема урока: Лирика М.Ю. Лермонтова


Выполнила учитель ГБОУ СОШ им. Е.М. Зеленова Ворожейкина Наталья Алексеевна




Тема: Лирика М.Ю. Лермонтова

Тип: урок открытия нового знания

Задачи:

  • Расширить представления обучающихся о поэзии М.Ю. Лермонтова, о своеобразии выражения темы одиночества, характерной для его лирики..

  • Развивать умение обучающихся сопоставлять отдельные стихотворения для выявления их характерных особенностей. Ввести в лексикон понятие «мотив», закрепить понятие «антитеза».

  • Развивать способность детей критически мыслить, работать с информацией для решения проблемы.

  • Поддерживать у обучающихся умение эффективно взаимодействовать в группе. Развивать критическое отношение учащихся к себе и окружающим с целью коррекции собственных умений.

  • Воспитывать у учащихся понимание ценности человеческого общения.


Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Приобретение знания об основных мотивах лирики поэта, представления о своеобразии выражения темы одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова, знакомство с понятием «мотив» и закрепление понятия «антитеза».

Формирование умения сопоставлять стихотворения по заданным параметрам для выявления их характерных особенностей.

Регулятивные УУД:

• самостоятельное оценивание правильности выполнения действия и внесение необходимых корректив по ходу исследования;

• оценивание собственной работы и работы одноклассников.

Познавательные УУД:

• осуществление поиска информации в поэтических текстах;

• использование в своей деятельности ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;

• переработка информации и создание собственных текстов.

Коммуникативные УУД:

• организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, планирование общих способов работы;

• оказание поддержки и содействия одноклассникам для достижения цели в совместной деятельности;

• участие в коллективном обсуждении проблем, аргументирование своей позиции;

• оценивание своей деятельности и работы одноклассников.




Принятие и освоение роли исследователя проблемы; развитие способности адекватно оценивать себя и свои достижения.

Понимание границ своего знания и незнания и стремление преодолеть разрыв между ними.

Межпредметные связи

Обучающиеся совершенствуют навык поиска информации в некомпьютерных источниках информации, приобретают опыт анализа результатов поиска.

Продолжают освоение исследовательской деятельности, развивают умение смыслового чтения.



Самоопределение

Смыслообразование

Ценностная и

морально-этическая

ориентация

Ресурсы урока


Принятие и освоение роли исследователя проблемы; развитие способности адекватно оценивать себя и свои достижения.

Понимание границ своего знания и незнания и стремление преодолеть разрыв между ними.

Приобретение языкового, культурного и исторического опыта

Для учителя:

  1. Литература. 6 кл. Учеб. Для общеобразоват. учреждений. В 2ч. Ч.1 / [авт.-сост. В.П. Полухина и др.]; под ред. В.Я. Коровиной. – 15-е изд. – М.: Просвещение, 2008.

  2. Зайцев Д.С. Русская литература в вопросах и заданиях: 5-6 кл.: Пособие для учителя.– М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2001.

  3. Лакоценина Т.П., Алимова Е.Е., Оганезова Л.М. Современный урок. Часть 4: Научно-практич. Пособие для учителей, методистов, руководителей учебных заведений, слушателей ИПК. – Ростов н/Д: Учитель, 2007.

  4. Кузьмина Е.О. Стихотворение М.Ю. Лермонтова «На севере диком…», Г.Гейне «Сосна» и картина И.И. Шишкина «На севере диком…». – Литература в школе – 2001– №8.



Для учащихся

  1. Литература. 6 кл. Учеб. Для общеобразоват. учреждений. В 2ч. Ч.1 / [авт.-сост. В.П. Полухина и др.]; под ред. В.Я. Коровиной. – 15-е изд. – М.: Просвещение, 2008.


Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Мотивация к учебной деятельности.

– Предлагает, работая в парах, собрать из отдельных букв слово (Лермонтов), записать его в тетради, указав инициалы.

– В качестве проверки демонстрирует слайд №1 электронной презентации. См. Приложение.)

Актуализация знаний

– Предлагает каждому ниже в столбик написать слова-ассоциации, которые связаны с этим именем.

– Организует работу в группах по 4 человека., предлагая поделитесь друг с другом своими ассоциациями и составить 2-3 предложения или небольшой текст, опираясь на записи.

Мотивация познавательной деятельности

Просит прочитать тексты и обсудить, что является спорным, вызывает вопросы, требует уточнения.

Организация познавательной деятельности

- Озвучивает тему урока и поясняет, что никто не скажет о поэте достовернее, чем его произведения.

- Предлагает обучающимся выступить в роли исследователей творчества М.Ю.Лермонтова. Называет предмет исследования (стихотворения «Листок», «Утёс», «На севере диком растёт одиноко…»). Просит самостоятельно определить проблему исследования.

- Обеспечивает мотивацию выполнения исследования, говоря, что знакомство с этими произведениями не только даст возможность ответить на многие возникшие вопросы, но и поможет войти в художественный мир М.Ю. Лермонтова.

- Организует работу в группах по 5 человек.

Даёт трём группам одинаковое задание: каждому прочитать про себя стихотворения М.Ю. Лермонтова «Утёс», «На севере диком», «Листок»; поделиться впечатлением о прочитанном с одноклассниками. Заполнить таблицу:

Стихотворения

Основные образы

Ключевые слова и выражения











Дать развёрнутый ответ на вопрос «Что сближает, объединяет эти произведения?»

- Четвёртой группе даёт задание подготовить выразительное чтение стихотворений «Утёс», «На севере диком», а стихотворение «Листок» прочитать по ролям (для инсценировки нужны будут три человека, чтобы прочитать за автора, листок и чинару).

Организует самостоятельную работу группы с учебником, рекомендуя для выполнения задания обратиться к статье на стр.163 и 165 и выполнить задание 1 в разделе «Совершенствуйте свою речь» на стр. 166. (1)

- Организует прослушивание в исполнении участников четвёртой группы стихотворений «Листок», «Утёс», «На севере диком» подряд как лирической трилогии.



- Организует коллективную проверку и обсуждение результатов работы 1-3 групп в режиме дополнения, побуждая обучающихся к высказыванию своего мнения.

- Даёт индивидуальное задание выполнить упражнение редактор «Редактор», которое позволяет обобщить изученное:

Прочитать текст, в котором есть пропуски. (Слайд №2 презентации.) Заполнить пробелы и записать выводы в тетрадях.

Все стихотворения пронизаны … ( грустью, печалью, страданием). Их основная тема – … (одиночество). Душевное состояние героя раскрывается с помощью … (картин природы). Ведущий композиционный приём – … (противопоставление, или антитеза).

- Предлагает проверить по ключу (Слайд №3 презентации) правильность сделанных выводов.

- Вводит новый термин.

Мотив – повторение темы в многообразии вариаций. (Слайд №4)

- Организует фронтальную беседу по вопросам:

- Назовите ведущий мотив лирики М.Ю. Лермонтова.

– Какие ещё мотивы вы услышали в стихотворениях поэта?

- Даёт задание определить, какой мотив сопровождает мотив одиночества в следующих строках? (Слайд №5)

Дубовый листок оторвался от ветки родимой

И в степь укатился, жестокою бурей гонимый… («Листок»)


Тучки небесные, вечные странники!

Степью лазурною, цепью жемчужною

Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники

С милого севера в сторону южную. («Тучи»)

- Предлагает подвести итоги исследованию, организуя беседу:

- Что нового вы узнали на уроке?

– На какие размышления натолкнуло вас знакомство с лирикой поэта? Как дополнили исследованные вами стихотворения ваши представления о М.Ю. Лермонтове? На какие вопросы вы получили ответ?

- Что осталось непонятным, показалось странным? Какие новые вопросы возникли? ( Чем вызвано настроение тоски и одиночества? Какие события личной и общественной жизни оказали на поэта решающее влияние?)

-Обеспечивает последними вопросами новый вызов, связь со следующим урокам и мотивацию выполнения домашнего задания.

- Даёт комментарий к домашней работе, предлагая выполнить одно из заданий по выбору. (Задания или распечатаны для каждого обучающегося или размещены на сайте учителя в зависимости от технической оснащённости детей.)

Задание№1.

– Прочитайте слова литературоведа Ю.И. Айхенвальда: «Но человеческому существу не свойственно быть островком среди волнующегося моря людей; человек не может и не хочет жить отдельно…он нуждается в гостях, которым он мог бы отдать цветы своего острова, цветы своей души». Напишите сочинение-миниатюру, размышляя над вопросом «Почему «человек не может и не хочет жить отдельно»? Подумайте, о ком из героев М.Ю. Лермонтова можно так сказать?

Задание №2

Прочитайте стихотворение М.Ю. Лермонтова «На севере диком стоит одиноко…».

Это вольный перевод стихотворения немецкого поэта Генриха Гейне.

Сравните подстрочный перевод и стихотворение М.Ю. Лермонтова.


М.Ю. Лермонтов


* * *

На севере диком стоит одиноко

На голой вершине сосна,

И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим

Одета, как ризой, она.


И снится ей все, что в пустыне далекой,

В том крае, где солнца восход,

Одна и грустна на утесе горючем

Прекрасная пальма растет.

1841

Риза* – верхняя одежда священника. Богато украшенная, надеваемая во время богослужения.

Генрих Гейне
Сосна
(Ein Fichtenbaum)
Подстрочный перевод

Сосна стоит одиноко
На севере на холодной вершине.
Она дремлет, белым покрывалом
Окутывают её лёд и снег.

Она мечтает о пальме,
Которая далеко на востоке
Одиноко и молча печалится
На пылающей скале.

1822


Определите интонацию стихотворения Г.Гейне. Какое чувство и настроение передаёт в нём поэт? Какие образы, ключевые слова и средства выразительности создают это настроение?

Литературовед Ю.М Лотман считает, что в этом стихотворении речь идёт об отношениях людей. Как бы вы охарактеризовали эти отношения?

Удалось ли русскому поэту передать настроение оригинала? Какую грамматическую «ошибку» допустил М.Ю. Лермонтов при переводе? Почему он не перевёл слово «Ein Fichtenbaum» как «кедр» (как это сделал, например, в своём переводе Ф.И. Тютчев)? Как это изменило смысл стихотворения?


Задание №3

По статье учебника о М.Ю. Лермонтове составьте 5 вопросов, для того чтобы задать их одноклассникам на следующем уроке.

Подумайте, какой факт биографии мог стать причиной трагического мироощущения поэта.

Рефлексия

– Организует самооценку, предлагая оценить по пятибалльной системе свою работу с позиции «Я», «Мы», «Дело» на трёх векторах в тетради и прокомментируйте свою оценку:

– «Я»: как чувствовал себя, с каким настроением работал, было ли мне комфортно, доволен ли собой?

– «Мы»: насколько мне комфортно работалось в малой группе, как я помогал одноклассникам, учителю, а они мне; какие были затруднения в общении с группой?

– «Дело»: понял ли материал? Узнал ли больше? В чём затруднялся, как мне преодолеть свои проблемы? (3; стр.31, 67)



– Собирают слово, записывают его в тетради.



– Проверяют правильность выполнения задания по предложенному ключу.



– Записывают свои ассоциации.




– Работая в группе, озвучивают свои ассоциации, составляют общий текст.





- Формулируют вопросы, на которые хотели бы получить ответ; выделяют информацию, требующую уточнения.



- Записывают в тетрадях тему урока.


- Формулируют проблему исследования.















- Читают про себя стихотворения, делятся своими впечатлениями о прочитанном с участниками группы, коллективно заполняют таблицу, сравнивают стихотворения, высказывают свои предположения и составляют связный ответ на вопрос, формулируя выводы наблюдений.













- Самостоятельно читают стихотворения, договариваются о том, кто какое произведение готовит для выразительного чтения вслух.

Знакомятся с материалами учебника, выполняют задание 1, читают стихотворения в группе, обсуждают и корректируют чтение друг друга.




- Участники четвёртой группы представляют результаты своей работы в форме литературной композиции и создают эмоциональный настрой на восприятие выводов, к которым пришли группы.


- Участники 1-3 групп представляют результаты своей работы в форме устных высказываний по очереди в режиме дополнения, слушают ответы товарищей и высказывают своё мнение.

- Вставляют пропущенные слова в предложенный учителем текст.










- Осуществляют самопроверку и коррекцию.


- Читают на слайде презентации определение нового литературоведческого термина «мотив».


- Называют мотивы лирики М.Ю. Лермонтова, опираясь на прочитанные стихотворения..

- Выявляют ведущие мотивы в предложенных учителем текстах.














- Называют основные позиции нового материала, связывают результаты урока с его целями, формулируют выводы наблюдений.



- Определяют разрыв между имеющимися представлениями новой информацией. Формулируют новые проблемные вопросы.






- Слушают комментарий учителя, осуществляя первоначальный выбор домашнего задания. Задают уточняющие вопросы.



























































- Осуществляют самооценку, определяя результативность своей работы на уроке.











Лирика М.Ю. Лермонтова
  • Русский язык и литература
Описание:

Технологическая карта урока выполнена по требованиям ФГОС.

Планируемые результаты урока: приобретение знания об основных мотивах лирики поэта, представления о своеобразии выражения темы одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова, знакомство с понятием «мотив» и закрепление понятия «антитеза». Формирование умения сопоставлять стихотворения по заданным параметрам для выявления

Автор Ворожейкина Наталья Алексеевна
Дата добавления 07.12.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Конспекты
Просмотров 789
Номер материала MA-063040
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓




Похожие материалы