Главная / Русский язык и литература / ЛИНГВОСТИЛИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОТРЫВКА ИЗ «СЛОВА О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ» (урок словесности в 6 классе)

ЛИНГВОСТИЛИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОТРЫВКА ИЗ «СЛОВА О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ» (урок словесности в 6 классе)

А. С. Рябова

Студентка 3 курса

специальность: Русский язык и литература

Лингвостилистический анализ отрывка из «Слова о полку Игореве» (Урок словесности в 6 классе)


В системе обучения русскому языку школьников особое место занимают уроки словесности. Их значение определяется важнейшими образовательными задачами, которые решаются на этих уроках: обучение языку с учетом его эстетической функции, формирование навыков лингвостилистического анализа художественного текста, развитие у школьников чувства слова, формирование интереса к языку как компоненту национальной культуры. Эти задачи диктуются государственными образовательными стандартами и программами по русскому языку.

Обучаясь в вузе, на практических занятиях по методике обучения русскому языку, при подготовке к педагогической практике мы разрабатываем модели уроков словесности. Один из таких уроков представляем в данной статье. Это урок словесности в 6 классе. Нацеленный на решение указанных выше общих задач, он отвечает конкретной задаче ознакомления шестиклассников с изобразительно-выразительными возможностями лексических средств языка, их ролью в художественном тексте. Чаще всего изобразительно-выразительные средства языка изучаются в старших классах, но мы придерживаемся мнения тех методистов, которые считают, что этому необходимо учить и в среднем звене школы. При этом мы учитываем, что содержание урока словесности должно быть связано с программным материалом и что шестиклассники уже изучили основной материал раздела «Лексика» (или завершают его изучение). Содержание урока строится на лингвистическом анализе фрагмента художественного текста, который входит в школьную программу по литературе («Слово и полку Игореве»), и это тоже немаловажно. Более того, обращение к такому произведению позволяет создать культурологический фон урока, способствует формированию культуроведческой компетенции учащихся. Заметим также, что предложенный шестиклассникам текст для лингвистического анализа мы нашли в одном из упражнений учебника «Русский язык: Практика. 5 класс» учебного комплекса под редакцией В.В.Бабайцевой.

В начале урока ребята получают «Рабочие листы», где записаны тема, цели урока, текст и задания к тексту для его анализа. На уроке используется мультимедийная презентация. Приводим конспект урока.

Тема урока: Лингвистический анализ отрывка из «Слова о полку Игореве».

Ход урока

- Сегодня на уроке перед нами стоят такие задачи. Мы должны: повторить изученный материал по разделу «Лексика»; выявить лексические средства выразительности речи и их роль в художественном тексте; учиться делать лингвистический анализ художественного текста; учиться выразительному чтению текста.

Как вы уже поняли, ребята, сегодняшний урок мы посвятим анализу небольшого текста – отрывка из очень известного художественного произведения, которое вы будете подробнее изучать в школьном курсе русской литературы. Это произведение – «Слово о полку Игореве». Его называют величайшей патриотической поэмой Древней Руси. В «Слове» повествуется об историческом событии – походе русского войска против половцев 1185 года во главе с князем Новгород-Северным Игорем Святославичем. Написано оно на древнерусском языке. Имя автора «Слова» неизвестно, но можно назвать много имен переводчиков этого памятника древнерусской литературы. Среди них – Василий Андреевич Жуковский, Николай Алексеевич Заболоцкий. Мы обращаемся к переводу русского поэта Николая Алексеевича Заболоцкого.

  1. Ребята, прослушайте текст и вдумайтесь в его содержание.

Стоном стонет мать-земля сырая, мутно реки быстрые текут, пыль несется, поле покрывая, стяги плещут: половцы идут. С Дона, с моря с криками и воем валит враг, но, полон ратных сил, русский стан сомкнулся перед боем щит к щиту – и степь загородил.

Вы, наверно, уловили, что это текст поэтический. Но записан он как прозаический. Вы должны будете в конце урока или дома записать этот текст в тетрадях в виде стихотворного, поэтическими строками, и выучить его наизусть.

А теперь, ребята, я попрошу вас прочитать этот текст. (Один из учеников читает вслух).

2. - Давайте озаглавим текст – словами автора. Запишите заглавие в рабочие листы. («Половцы идут».)

3. - Обратите внимание: в тексте встречаются устаревшие слова, найдите их, и мы поговорим об их роли в тексте.

Посмотрите, конечно, это слово половцы. Попытайтесь объяснить значение этого слова и подобрать к нему синоним. Если затрудняетесь, посмотрите, пожалуйста, на слайд, где представлена словарная статья из словаря русского языка С.И. Ожегова, Н.Ю.Шведовой. Читаем:

ПО́ЛОВЦЫ, -ев, ед. -вец, -вца, м. Группа племен тюркского происхождения, кочевавших на юго-востоке Европы в 11 - нач. 13 в. || ж. половчанка, -и. Прил. половецкий, -ая,-ое.

- Мы можем записать синонимы: половцы – враги, вражеский народ, тюркские племена.

Далее: устаревшее слово стяги.

СТЯГ, -а, м. (высок.). То же, что знамя. Веют алые стяги.

- Записываем синонимы к этому слову. (Стяги – знамена, флаги.)

И слово ратные:

РА́ТНЫЙ, -ая, -ое (устар. и высок.). Военный, боевой. Р. труд. Р. подвиг. Ратная слава. Ратные люди (в старину: ратники).

- Обратите внимание на словарные пометы, данные в скобках: (устар. и высокое). О чем они говорят? (О том, что эти слова употребляются в книжных стилях, в текстах высокого, т.е. торжественного звучания, патриотического содержания). А данный текст можно отнести к такому? (Да, конечно.)

- Скажите, для чего автор перевода, Н.Заболоцкий, употребляет устаревшие слова? (Устаревшие слова создают торжественный, патриотический настрой, помогают реалистичнее изобразить исторические события времен Древней Руси, окунуть нас в эпоху 12 века).

4. - В тексте употреблены многозначные слова, найдем их: (стяги) плещут, валит (враг), (русский) стан. Запишите эти слова, и мы поговорим об их лексическом значении, обращаясь к толковому словарю С.И. Ожегова, Н.Ю.Шведовой.

ПЛЕСКА́ТЬ, плещу, плещешь и (разг.) -аю, -аешь; плесканный; несов. 1. (плещу, плещешь). Производить плеск. Волны плещут о берег. Рыба плещет хвостом. 2. на кого-что. Обдавать брызгами. П. друг на друга водой. 3. что. Лить, проливать крупными брызгами. П. воду на пол. 4. (1 и 2 л. не употр., плещет). О флагах, парусах, полотнищах: то же, что развеваться. Флаги плещут. 5. (плещу, плещешь). Рукоплескать, аплодировать (устар.). В партере плещут. || однокр. плеснуть, -ну, -нешь (к 1, 2 и 3 знач.). || сущ. плескание, -я, ср.

ВАЛИ́ТЬ (валю, вали́шь, 1 и 2 л. ед. не употр.), вали́т; несов. 1. Идти, двигаться или падать массой, во множестве (разг.). Толпа валит на площадь. 2. перен. О снеге: идти хлопьями, сплошной массой. Снег валит. 3. вали(те). Употр. как побуждение к действию (прост.). Вали беги! Начинать? - Вали!

- Обратите внимание на последнее слово: словарь дает нормативное ударение этого слова валИт. Но в художественном тексте допустимо нарушение нормы ударения, которое позволяет выдержать, не нарушить ритмику текста.

СТАН¹, -а, м. 1. Лагерь, место стоянки. Воинский с. Расположиться станом. Полевой с. (пункт с жилыми и производственными помещениями на отдалённых полях в период полевых сельскохозяйственных работ). Тракторный с. 2. перен. Воюющая, борющаяся сторона, общественно-политическая группировка (высок.). В стане идейных противников. 3. В царской России: административно-полицейское подразделение уезда, состоящее из нескольких волостей. II прил. становой, -ая, -ое (к 3 знач.). С. пристав (начальник стана в уезде). Распоряжение станового (сущ.).

- Скажите, в каком значении употреблено каждое из многозначных слов, обращайте внимание на пометы, особенно на помету «перен.», сделайте вывод. (Употребление многозначных слов характерно для художественной речи, особенно в переносном значении. Это делает речь более выразительной, образной.)

5. - В данном тексте всего 2 предложения, две части. А можно ли выделить здесь микротемы? (Да, здесь выделяются 2 микротемы: 1 часть – описание природы, 2 часть – военные действия).

- Скажите, на какие тематические группы можно разделить лексику текста? Обозначьте эти тематические группы и запишите ряды слов. (Ученики записывают в рабочих листах: 1) природа: мать-земля, реки, поле, Дон, море, степь; 2) реалии войны: враг, ратные силы, русский стан, перед боем, щит к щиту.)

- Посмотрите, все эти слова – конкретные имена существительные, которые помогают автору воссоздать живую картинку, «кусочек действительности», которую читатель как будто видит перед собой. Это качество художественного текста называется образность.

А какою изображена здесь природа перед боем? Как автор говорит об этом, какими словами? (Природа взволнована, встревожена, она как бы предчувствует беду.)

6. - Обратите внимание на следующие сочетания слов. Запишите их в рабочий лист. Стоном стонет (мать-земля)… Как вы объясните употребление рядом двух однокоренных слов? И почему это слова вынесены в начало предложения-фразы? (Эти слова начинают фразу-предложение, и это не случайно, не случайно и употребление рядом двух однокоренных слов; здесь это, конечно, нельзя назвать речевой ошибкой; все это особые художественные приемы, подчеркивания значения, смысла данных слов).

Мутно (реки быстрые текут), пыль (несется)… Как вы понимаете значение этих слов в тексте? Подумайте, можно ли сказать, что слова мутно, пыль употребляются и в прямом, и в переносном значении? (Да, эти слова понимаются и в прямом, и в переносном значении, которое слово приобретает в контексте. Значение слова пыль сближается здесь со значением слова мутно, и слова эти передают чувство тревоги, беспокойство, предчувствие большой беды.)

- Обратите внимание на сочетания слов: реки быстрые, пыль несется, стяги плещут. О чем говорят эти слова? (Они говорят о том, что нарушен обычный мирный порядок жизни, повеял ветер перемен, и это недобрый ветер, недобрые перемены; все пришло в движение, даже природа как будто забеспокоилась.)

- Итак, мы видим, что слово в художественном тексе приобретает дополнительное переносное значение; значение слова в тексте обогащается, оно гораздо шире и глубже, чем значение отдельного слова в языке.

7. А какие слова в тексте передают динамику, движение? Найдите их (Глаголы: текут, несется, плещут, идут, валит, сомкнулся, загородил.)

- Давайте найдем в тексте синонимичные слова, которые обозначают движение, наступление войск.

ИДУТ – ВАЛиТ (в тексте ВаЛИТ) Чем они различаются? (Эти глаголы синонимичны, но различаются оттенками значений и стилистической окраской. Первый глагол в контексте половцы идут имеет значение «надвигаются, наступают», здесь сообщается сам факт наступления врага; слово идут стилистически нейтральное. Глагол валит имеет разговорную окраску и не только обозначает действие – движение, но выражает и способ движения, можно сказать, рисует в нашем воображении целую картину: «враг движется большим потоком, в большом количестве, сплошной массой»; это слово изобразительно-выразительное, и автор очень умело его использует – как бы в точке кульминации).

- Ребята, подумайте, как автор относится к описываемому? Автор, конечно, неравнодушен, он взволнован, А как мы это можем понять? С помощью лексики текста, которая придает ему особую выразительность, передает авторское отношение к описываемому событию, поэтому такая лексика называется изобразительно-выразительные средства языка, они помогают нарисовать живую картину, создать художественный образ.

Для обобщения выделенных в анализируемом тексте изобразительно-выразительных средств – лексических средств выразительности речи – я предлагаю вам заполнить кластер, который дан в конце рабочего листа. (Ученики вписывают в пустые блоки кластера под названием «Лексика художественного текста как средства речевой выразительности»: устаревшие слова; многозначные слова, употребленные в переносном значении; тематические группы слов; слова, получившие в тексте дополнительные оттенки значения; слова-синонимы.)

8. Теперь, ребята, когда в ходе лингвистического анализа текста вы задумывались над каждым художественным словом, пытались понять его глубокий смысл и, прочувствовать каждое слово, ваше чтение этой замечательной художественной миниатюры, я уверена, будет более выразительным, эмоциональным. Кто попробует прочесть текст?

9. В рабочих листах записано задание на дом: Записать текст в виде стихотворения, читать его выразительно, выучить наизусть, чтобы быть готовым писать диктант по памяти; подготовить устное сообщение на тему «Лексические средства выразительности речи в отрывке «Слова о полку Игореве».


ЛИНГВОСТИЛИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОТРЫВКА ИЗ «СЛОВА О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ» (урок словесности в 6 классе)
  • Русский язык и литература
Описание:

В системе обучения русскому языку школьников особое место занимают уроки словесности. Их значение определяется важнейшими образовательными задачами, которые решаются на этих уроках: обучение языку с учетом его эстетической функции, формирование навыков лингвостилистического анализа художественного текста, развитие у школьников чувства слова, формирование интереса к языку как компоненту национальной культуры. Эти задачи диктуются государственными образовательными стандартами и программами по русскому языку.

Содержание урока строится на лингвистическом анализе фрагмента художественного текста, который  входит в школьную программу по литературе («Слово и полку Игореве»).

Автор Рябова Анастасия Сергеевна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 1168
Номер материала 37073
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓