Главная / Русский язык и литература / Лингвистическое исследование «Средства массовой информации. Работа над ошибками» (учитель Пашкевич В.М.)

Лингвистическое исследование «Средства массовой информации. Работа над ошибками» (учитель Пашкевич В.М.)

Отдел образования Краснолиманского городского совета

Краснолиманский УВК «гимназия – ООШ І ступени»





Лингвистическое исследование

«Средства массовой информации. Работа над ошибками»

Работа на конкурс

«Творческая юность Донбасса»

в номинации « Лоция юного филолога и культуролога»

ученицы 6 – б класса

Шатицы Марии



Руководитель Пашкевич В.М.













2013 г.



Аннотация

Обеднение, засорение русского языка - серьёзнейшая проблема наших дней. В наше время русский литературный язык испытывает, с одной стороны, серьёзное давление ненормированной речевой коммуникации. Наблюдается мощный напор жаргонной речи, грубо просторечной лексики и фразеологии. С другой стороны, особенно в текстах СМИ и рекламы, отмечается наплыв иноязычной лексики; в телепередачах, современных сериалах допускаются ошибки.

Слова, которые мы произносим, не просто улетают к адресату, тексты, которые мы создаём, воздействуют не только на слушающего. Они оставляют след и в нас, шлифуют нашу личность, накладывают отпечаток на поведение говорящих.

Актуальность данной работы заключается как раз в том, чтобы донести до формирующейся личности то, что необходимо в порядке самовоспитания, самовоздействия: воспитывать уважительное отношение к языку общения, грамотно оформлять устные высказывания и строить письменные записи, вырабатывать в себе внутренние запреты, не употреблять слов и выражений, которые могут соотноситься с ненормативными действия.

Предметом данного исследования станут факты нарушений языковой культуры в СМИ. Работа выполнялась при помощи классного и родительского коллектива под руководством учителя – предметника. В течение определенного времени мы фиксировали наиболее заметные или типичные нарушения норм устной речи и правописания.

Были определены задачи: зафиксировать ошибки, допущенные в письменной и устной речи, указать название СМИ (газета, реклама, объявления, телевидение), автора микротекста, дату.

Обработала примеры вместе с учителем ученица 6 класса Шатица Мария.

Мария отлично учится, много читает, является победителем городских олимпиад и конкурсов, лауреатом и призером областных конкурсов ученического творчества.

Учитель русского языка

Орфографические (неправильное написание слов) ошибки.

Такой тип ошибок встречается часто. Это обусловлено малограмотностью корректоров газет, нежеланием пользоваться словарем. Нами отмечено, что ошибки, допущенные в нижеприведенных примерах, являются нетрудными, при внимательном прочтении бросаются в глаза. В местном издании - газете Краснолиманщины «Зоря» ( название на украинском языке), к счастью, ошибки не часто, но все же пропускаются, особенно в объявлениях, как в номерах от 7 марта 2013 г., 2 февраля 2013 г. ( приложение 1)

Приложение 1

Объявление № 1

hello_html_m617bd28.png

Газета Краснолиманщины «Зоря» (название на украинском языке)

( номер от 7 марта 2013 г.)

В слове « Выздоравления» допущена орфографическая ошибка. Правильно: выздоравливание, выздоравливать, выздоравливающий, выздороветь, выздоровление ( Орфографический словарь современного русского языка, Донецк, 2005, стр. 118)

hello_html_3b9c5d23.pngОбъявление №2

Газета Краснолиманщины «Зоря» от 2 февраля 2013 г.)

Слово «силитра»с орфографической ошибкой.

СЕЛИТРА ж. (Sal nitri) соль, из селитре(я)ной кислоты и поташу, азотнокислый калий; выщелачивается из тука, перегноя, в коем есть животные остатки; это одна из трех составных частей пороха (еще сера и уголь). Яндекс. Словари › Толковый словарь Даля, 1863-1866.

hello_html_m75acd0f6.jpgА эта реклама приглашает нас в городское кафе «Минутка». Но мы - то уж точно знаем, что правильно пишется «французская» , с суффиксом -ск-, а не «французкая». А в «Минутку» на минутку заглянем, да «лишний» раз (а, может, и не лишний) правило вспомним.

Пунктуационные ошибки (постановка знаков препинания)



К языковым особенностям написания рекламных объявлений можно отнести: написание всего текста заглавными буквами, использование словосочетаний в качестве предложений, замена знаков препинания и др. В местной газете мы нашли в праздничном номере, посвященном 70- летию освобождения Краснолиманщины от немецко - фашистских захватчиков ( уже 5-классники могут объяснить постановку запятой при обращении).

В названии статьи не выделено обращение. Обращение, выраженное существительным «солдат», выделяется запятыми с обеих сторон.

Приложение 2



hello_html_5e18a871.jpg«Зоря» от 02.02.2013 г.


Грамматические ошибки


Грамматические ошибки вызваны нарушением норм словообразования (словообразовательные ошибки), формообразования (морфологические ошибки), норм синтаксической связи слов в словосочетаниях и предложениях, а также простых предложений в составе сложных (синтаксические ошибки).

Приведем примеры ошибок, которые замечены в современных телесериалах.

Пример 1. Нарушение синтаксической связи между главным и зависимым словом – ошибочное употребление зависимого не в той форме ( дать, платить деньги, а не денег…)

hello_html_m36b27a36.jpg

«Я тебе что, зря денег плачу?»

( сериал «Дорожный патруль», канал «ТРК «Україна» от 09.03.2013 г.)



Пример 2. Примером нарушения норм является объявление, в котором использован предлог согласно с существительным в род. падеже вместо дат. падежа. ( Согласно ( чего?) решения), когда Толковый словарь русского языка (Ожегов С., Шведова Н.) разъясняет:

«Согласно чему, предлог с дат. п. Соответственно, сообразно с чем-н., на основании чего-н. Согласно предписанию. Согласно закону.

Правильно: согласно ( чему?) договору, приказу, распоряжению, штатному расписанию и т. д.) Неправильно: согласно ( чего?)

hello_html_497a292.png





Газета Краснолиманщины «Зоря» от 12 января 2013 г.


Как и предлог «согласно», предлог «благодаря» требует дательного падежа ( благодаря поддержке, благодаря знаниям и т.д.). Следует заметить, что предлог до сих пор сохраняет смысловую связь с глаголом благодарить, от формы которого произошёл. Поэтому нормативным считается употребление этого предлога в контекстах, содержащих информацию лишь о положительном исходе дел, благополучном разрешении какой-либо проблемной ситуации: благодаря быстрому приезду пожарных огонь был локализован; благодаря вмешательству специалистов была предотвращена катастрофа; с этим человеком я познакомился благодаря случаю. Если же речь идёт о негативных последствиях, следует употреблять синонимичные предлоги из-за, вследствие, по причине. В примерах ниже предлог использован в тех предложениях, где речь идет о негативных последствиях.

Примеры 3.

hello_html_1a4478b1.png«Мы же суд проиграли благодаря вашей конторе».

( фильм «Право на помилование» , «Интер» от 15.07.2012 г.)







hello_html_175e8bfb.jpg«Жена по контракту»

(мелодрама), телеканал «Интер+», от 09.03.2013 г.) :

Наталья Погожина: Вы любите гулять по нашему городу?
Виктор Торопов: Да..
Наталья Погожина: Что - то Вы неуверенно отвечаете на вопрос. Это потому, что Вы не гуляете, а проноситесь по нашему городу на автомобиле и не замечаете, во что он превратился благодаря Вам .»




Пример 4.

Перед нами примеры неправильного построения словосочетаний. Казалось бы, кто не знает, что существительное «день» в русском и украинском языках - мужского рода?! А значит, день мой, твой, он был, прошел, наступил и т.д. Соответственно, день (чего?) рождения ( на конце – я)

hello_html_4ed6691c.jpgканал ICTV, «Дача», выпуск восемнадцатый «Чердак на даче для молодой пары » от 2.03.2013 г.

Из обращения одного из строителей к другу: «Вчора у тебе було день народження, я не зміг приїхати…»

18.01. 2012 г. было его день рождение, мы ждали его в кафе..”

(канал “Интер”, “Жди меня” от 06.08.2012 г., из реплики женщины, разыскивающей сына)





Пример 5.

Ошибочное образование глагольных форм: ложит вместо кладет, ездиет вместо ездит.


hello_html_4ed6691c.jpghello_html_74613c2e.jpg

«…делаем каркас пуфа. Поверх ложим поролон…» (из речи хозяина дачи, канал ICTV, «Дача», выпуск восемнадцатый «Чердак на даче для молодой пары » от 2.03.2013 г.)

Итак, запомним! Правильно: положить книгу ( только с приставкой!), класть книгу (без приставки!). Других вариантов нет!

Примеры 6.

Очень часто допускаются сочетания слов «очень» и «самый» с теми словами, которые по своему лексическому значению указывает на признак предмета, проявляющийся уже в большей мере.

Например: «огромный» - очень большой ( Словарь Ожегова) или «прекрасный»- очень красивый ( тот же источник).

Нельзя сказать очень прекрасный ( прекрасно) или очень огромный. Скажите : очень красивый, красивейший, самый красивый, очень большой или огромный.

6.1.


hello_html_62ed7a24.png«В зале было очень огромное количество людей»

( один из гостей программы, Канал «Интер», 14 июля 2012 в 20:30.

«Киев вечерний»/ «Київ вечірній»)





6.2.

- скажи, я схудла?
- нет, не схудла… Зачем ты на себя наговариваешь? Ты очень прекрасная женщина.


(диалог Лены и Вовы, «1+1», «Вечерний квартал 95 », 01.03.2013 г.)




6.3.

hello_html_5e3104b2.jpg

- …поет самая прекрасная женщина .. София Ротару.


( Евгений Кошевой, «Вечерний квартал 95», ТВ «Київ», от 8.03.2013)




6.4.


hello_html_m35140bf.jpg

«Это будет очень прекрасное
путешествие…» (герой м\с«Монсуно» канал QTV, 03.02.2013 г.),


hello_html_m2ec13fcf.jpghello_html_6858c919.jpg

Костенко:
- Как Аня была одета?

hello_html_m3ccb7653.jpgЛьвов:
- Она очень прекрасно выглядела.. Ей очень шли очки..


( фильм «Противостояние»)



ВЫВОДЫ:

Высокий уровень речевой культуры - неотъемлемая черта культурного человека. Совершенствовать речь - задача каждого из нас. Для этого нужно не допускать ошибок в произношении, в употреблении форм слов, в построении предложений. Нужно постоянно обогащать свой словарь, учиться чувствовать своего собеседника, уметь отбирать наиболее подходящие для каждого случая слова и конструкции.

Как сказал российский информатик Стас Янковский: «Грамотность – это вежливость автора по отношению к читателю» . И не имеет значения, что предлагается для чтения - культурное произведение, репортаж, заметка, слушает ли он новости по телевидению или просто читает объявление в газете.



ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА



  1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Культура и искусство речи. Современная риторика. Ростов-на-Дону. Изд. «Феникс». 1996.

  2. Гольдин В. Е., Сиротинина О. Б. Речевая культура // Русский язык. Энциклопедия. -М. , 1998.

  3. Далецкий Ч. Практикум по риторике. -М. , 1996.

  4. Оганесян С.С. Культура речевого общения // Русский язык в школе. № 5 –1998г.

  5. Ожегов С.И.Словарь русского языка.- М., 1988.

  6. Скворцов Л.И. Язык, общение и культура // Русский язык в школе. № 1 –1994г.

  7. http://refu.ru/refs/41/37373/1.html





Лингвистическое исследование «Средства массовой информации. Работа над ошибками» (учитель Пашкевич В.М.)
  • Русский язык и литература
Описание:

Актуальность данной работы заключается  в том, чтобы донести до формирующейся личности  необходимость   уважительного отношения к языку общения, грамотно оформлять устные и письменные высказывания , вырабатывать в себе внутренние запреты, не употреблять слов и выражений, которые могут соотноситься с ненормативными действиями.

Предметом данного исследования стали  факты нарушений языковой культуры в СМИ.Работа выполнялась  одаренной ученицей под руководством учителя – предметника. В течение  определенного времени  ученики и учитель  фиксировали наиболее заметные или типичные нарушения норм устной речи и правописания. В работе произведен анализ  ошибок.

Автор Пашкевич Валентина Михайловна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 370
Номер материала 46741
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓