Главная / Русский язык и литература / Лингвистический анализ рассказа Константина Зайцева "Душа"

Лингвистический анализ рассказа Константина Зайцева "Душа"

Лингвистический анализ рассказа Константина Зайцева «Душа».

Анализ этого рассказа мне хочется начать с эпиграфа. Им служат слова Андрея Белого»Сентябрьский ,свеженький денек».Уже в нем обозначена вечная тема жизни и смерти .Сентябрьский, то есть приближение конца года, уходящий, предвестник смерти, свеженький, напротив -обновление, нечто приятное ,живительное ,то есть жизнеутверждающее ,несущее свежую струю в ход жизни.

Рассказ называется «Душа».Что такое душа? Пожалуй никто не знает точно. что это такое, но все знают, что она есть у человека…Она порой ликует, поет, рвется наружу, тоскует. плачет и т.д.Душа ожила, душа умерла…Она наделена свойствами живого существа, то есть олицетворена.И в рассказе душа –главная героиня. Она есть у девочки ,ее отца, его друга ,священника ,у покойника, которого отпевают в церкви, у дедушки, которому девочка рвет цветы, была она и у князей захороненных под древними могильными плитами. Разлита она и в природе , в бледно-лиловеющем небе, и в садах с золотеющими антоновками, и в златоогненных кленах ,и в ясном пое с изумрудом зеленей...Эпитеты, которые использует автор, говоря о природе .яркие, красочные, наполненные светом ,свежестью. Зайцев использует цветопись , подчеркивая праздник жизни. разлитый вокруг ,и не просто праздник, а пир , богатый ,недаром убранство отливает золотом, самым дорогим украшением.

У всех героев рассказа душа разная. У девочки она юная, хранящая в себе тайну соединения отца и матери, с серебром гармонии поющей.Данная метафора необычная. Часто говорят «золотая душа»,но так говорят о человеке состоявшемся, много пережившем и оттого понимающем, что происходит вокруг него. А «серебро гармонии»-так можно сказать о чистой, драгоценной ,но еще не искушенной жизнью человеческой душе ,которая внемлет всему и всему близка и сродни: и жаворонку(очень созвучно живо…,ранней птахе, а как известно, кто рано встает ,тому Бог подает, поэтому она вся кругленькая ,ладненькая, есть в ней что-то от сентябрьской синевы, то есть чистоты и свежести.

Сразу же за описанием девочки автор упоминает о церкви, и это, по-моему, неслучайно. Ведь это именно то место, куда стремиться каждая душа, где она приобщается к таинствам христианским ,когда ее новорожденную крестят ,когда люди ходят на службы, и когда ее отпевают в последний раз на этом свете. Все проходят через этот круг: рождение, детство, взросление, расцвет, увядание и смерть…Но каждому дано пройти жизненный путь по-своему: одни и после смерти облагородят место на кладбище только одним своим присутствием ,и за это березка золотит могилку листиком, другие ,по жизненному призванию обязаны бы были нести свет ,христианскую чистоту, праведность, ан нет, не получается. Вот и батюшка чернобородый(эпитет, думаю, тоже неслучаен).Черный. темный, мутный, нечистый, лукавый…-вот какая цепочка выстраивается, нет этой градации в тексте, но она явно прочитывается между строк. Службу он ведет исправно, и людей уважает, вот и чай пригласил попить, но нет в его душе подвижничества. И думы у него некрасивые , греховные, явно завидует он людям, тем, у кого благ земных больше, это он—то, тот , который должен других учить чистоте помыслов, поступков. Это он-то, который должен быть лекарем человеческих душ, бессребреником , как Иисус Христос-учитель и мессия, отдавший за нас жизнь, выкупивший своею смертью людские грехи.

Он же , имея все необходимое ,недоволен своею долей ,и мало того, он рад тому ,что мужиков оберут, пусть ,мол, понимают жизнь теперешнюю…Черная у батюшки душа…Плохой он пастух для своего стада, поэтому , возможно, стадо и разбрелось ,и находится в непослушании ,заблудились их души, лишенные бдительной заботы и надзора ,и просто любви человеческой и христианской.

Но рассказ не заканчивается печально. Оптимистически звучит фраза «Даль в окне синеет» Не здесь, в доме священника, но там на улице, вдали присутствует чистота и духовность, Душа .

И пока она такая красивая, как у девочки из рассказа, как у князей, захороненных на кладбище, грачи-вестники весны еще прилетят не раз и покружатся над ригой-символом житницы России, значит ,все будет хорошо. Жизнь продолжится, потому что души бессмертны, и за них идет вечная борьба добра со злом..

Лингвистический анализ рассказа Константина Зайцева "Душа"
  • Русский язык и литература
Описание:

Статья "Лингвистический анализ рассказа Константина Зайцева "Душа"Рассказ называется «Душа».Что такое душа? Пожалуй никто не знает точно. что это такое, но все знают, что она есть у человека…Она порой ликует, поет, рвется наружу, тоскует. плачет и т.д.Душа ожила, душа умерла…Она наделена свойствами живого существа, то есть олицетворена.И в рассказе душа –главная героиня. Она есть у девочки ,ее отца, его друга ,священника ,у покойника, которого отпевают в церкви, у дедушки, которому девочка рвет цветы, была она и у князей захороненных под древними могильными плитами. Разлита  она и  в природе , в бледно-лиловеющем небе, и в садах с золотеющими антоновками, и в златоогненных  кленах ,и в ясном пое с изумрудом зеленей...Эпитеты, которые использует автор, говоря о природе .яркие, красочные, наполненные светом ,свежестью. Зайцев использует цветопись  , подчеркивая праздник жизни. разлитый вокруг ,и не просто праздник, а пир , богатый ,недаром убранство отливает золотом, самым дорогим украшением.

 

 

Автор Аксенова Людмила Михайловна
Дата добавления 07.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 431
Номер материала 42689
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓