Главная / Русский язык и литература / Лингвистическая пьеса "В гостях у Предлога"

Лингвистическая пьеса "В гостях у Предлога"

Название документа Конспект.docx





Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Гимназия № 59

Ульяновской области г. Ульяновска.






Русский язык
в 7 классе.

Лингвистическая пьеса.



подготовила

Каштанкина Светлана Николаевна,

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории.














г. Ульяновск

2014 г.

Тема: Лингвистическая пьеса «В гостях у предлога».

Цели урока.

Обучающие:

  • обобщить знания о предлоге, о его роли в предложении через лингвистическую пьесу;

  • развитие письменной и устной речи учащихся.

Развивающие:

  • развивать творческие способности учащихся;

  • развивать языковые и лингвистические компетенции;

  • способствовать формированию компонентов информационной культуры;

Воспитательные:

  • воспитывать уважительное отношение к русскому языку;

  • воспитывать умение работать в группе самостоятельно.


Оборудование урока:

  • мультимедийная установка, компьютер, экран;

  • презентация в MS PowerPoint «Служебные части речи. Предлог»;

  • приложение.


Ход урока.

  1. Вступительное слово президента класса. (Сообщение темы и цели урока.)

Учебная лингвистическая пьеса - профессионально значимый для нас речевой жанр, представляющий собой систему сюжетно взаимосвязанных научно-популярных диалогов, содержащих лингвистическую информацию и сопровождаемых актёрской игрой и сценическим действием.

Использование лингвистических сказок и рассказов на уроках русского языка поможет оживить, «очеловечить» слово, показать существование неповторимого, удивительного мира, в котором слово или его части, языковые явления, факты живут, ссорятся, решают свои языковые проблемы, борются с несправедливостью, подчиняются решениям беспощадного Правила.

Лингвистическая пьеса на уроках  русского языка - это путь в мир неограниченных возможностей слова, в мир строгих законов и закономерностей, в мир любви к своему родному языку

Сказки почитай ты, друг,

И заполни свой досуг!

Станешь нравственно богаче

И писать ты будешь краше!

Собирайся-ка, народ, возле сказочных ворот!!!

Здесь сказка про Предлог живет.


Автор:

Жил-был могучий Русский язык, и было у него много детей: Фонетика, Орфография, Лексика, Фразеология, Грамматика, Морфология, Орфография, Синтаксис, Пунктуация и Орфоэпия. Каждый правил в своем городе. Всё дети как дети, а Орфоэпия отличалась особенными талантами и способностями. Она красиво выражалась, правильно ставила ударение.

Великий и могучий Русский язык, опытом своим умудрённый, решил проверить детей на сплоченность, дать им возможность показать себя и других посмотреть.

Объявил он турнир. Собрал накануне всех своих деток и молвил.

Русский язык:

- Дорогие мои дети, вот и пришёл час показать, чего вы достигли, в чём выросли, помудрели, пришло время проявить себя. Будьте дружны, сплочённы, в этом и будет победа ваша".

На следующий день дети поехали на турнир. Они были уверены, что их сестра, маленькая Орфоэпия, не так уж важна в их победе, поэтому не взяли ее с собой. Порадовали дети могучий Русский язык. Но в заключительном задании необходимо было правильно произнести слова и проявить себя в красноречии. И только теперь они поняли, что их победа зависит от сестры - Орфоэпии, что без неё они не целая команда, а всего лишь часть. Братья и сестры попросили прощение у Орфоэпии. И вот она величественно вышла на сцену и с улыбкой на лице сказала добрые красивые слова, которые наполняли Русский язык своим светом.

Орфоэпия:

- Каждый язык уникален, но уникальность его не в том, что он считает себя лучше другого, а в том, что он целый, наполненный дружбой людей - его носителей, сплочёненный и чувственный к прекрасному в каждом его слове".

Учитель:

- Ребята, давайте поприветствуем Орфоэпию и покажем, как мы ее ценим и уважаем.

  1. Орфоэпический диктант.

Пишем мы диктант словарный,

Выделяем слог ударный:

Правильное ударенье

ЗакрепИт наше уменье.

Задание: запишите слова и правильно расставьте ударение.

Торты, атлет, дремОта, кремЕнь, каталОг, жалюзИ, бАнты.


Сначала на кусочки режьте. Со спортом дружен много лет,

А следом – открывайте рты – Он выносливый атлЕт.

И с наслажденьем ТОрты ешьте!

Ошибкой будет Есть тортЫ!


Этот камень очень сильный Как работать неохота -

И достаточно красивый. Одолела нас дремОта.

Бей его хоть целый день.

Не расколется - кремЕнь.

Чтоб скорей в библиотеке

Отыскать ты книгу смог,

В ней бывает картотека,

Специальный каталОг.

Если есть в тебе таланты, Солнце. Жарко. Привези

Завяжи на праздник бАнты. Нам для окон жалюзИ.

Без талантов если ты,

Повяжи себе бантЫ.



Спор подлежащего и сказуемого.

Автор:

Синтаксис после турнира понял, что сила в единстве и решил воспитывать своих детей так же, как воспитывал его отец. Как он был разгневан, когда услышал спор своих детей Подлежащего и Сказуемого.

Подлежащее:

- Я главнее тебя. Ведь именно я называю то, о чем говорится в предложении. Недаром мое второе имя - Субъект.

Сказуемое:

-Нет, ты неправильно говоришь. Ведь без тебя может быть предложение, а без меня нет.

Подлежащее:

- Как это “нет”? Например, предложение “Зима”. Ведь тебя в нем нет!

Сказуемое:

- Ты ошибаешься. Просто я здесь в нулевой форме. А возьми другие формы этого предложения: “Была зима”, “Будет зима”. Видишь, я и появилось. А вот я могу без тебя в предложении обойтись. Например, “На улице холодно”. В этом предложении только сказуемое, а подлежащего нет, да оно здесь и не нужно.

Подлежащее:

-А я-то думало, что я главное.

Синтаксис:

- Сказуемое, ты опять обижаешь Подлежащее! Не расстраивайся, Подлежащее, ведь когда ты есть в предложении, именно ты указываешь, в какой форме стоять Сказуемому. Вы оба главные. Ведь недаром вас называют грамматической основой предложения, или предикативным ядром. Вам подчиняются все: определения, дополнения и обстоятельства.

2. Синтаксический разбор предложения.

В течение нескольких часов я сижу неподвижно, глядя на играющее море, которое лежит густой темно-синей полосой, чуть-чуть подернутой дымкой.


Автор:

- Порадовали дети могучий Великий Русский язык своими знаниями, решил он навестить свою старшую дочь Морфологию и посмотреть, как она правит своей страной.

Морфология устроила бал в честь отца и пригласила на него все части речи. Никто не отказался от приглашения, все поспешили на праздник.

Вот зазвучала музыка, Гости разбились по парам: Существительное с Прилагательным, Глагол с Наречием, Местоимение с Предлогом, Союз с Частицей.

Потанцевали они, повеселились, а затем затеяли спор:

Глагол:

- Кто из них важнее и нужнее?

Автор:

- Чуть до драки дело не дошло.

Морфология:

- Кто из вас сумеет рассказать о нашем городе Морфологии с помощью только своей части речи, тот и победит в споре.

Автор:

- Все части речи попытались это сделать, но у них ничего не вышло, рассказ не получился.

Морфология:

- Теперь вы убедились в том, что все части речи важны и нужны. И больше никогда не ссорьтесь в моём городе!

Автор:

- На улице служебных частей речи в городе Морфологии проживали Предлоги, были они драчуны, забияки и задиры, и всегда они старались кого-нибудь задеть или обидеть.

Морфология:

- Особенно доставалось существительным и местоимениям. Поэтому, когда их ставили рядом с предлогами, бедняги старались отодвинуться подальше, так, чтобы между ними порой умещались целые прилагательные. Предлоги поссорились с обидчивыми словами и даже перестали разговаривать с бывшими соседями. Постепенно из-за дурной репутации они отдалились от всех слов – все старались держаться от них на расстоянии. Так предлоги стали отдельными словами.

Русский язык:

- Делать нечего. Раз уж случилась такая ссора навек, решили записать в Книгу Правил это событие, и появилось правило: Предлог – это слово, и с другими словами пишется всегда раздельно”.

Автор:

- Но опять неймется Предлогам. Им мало того, что они стали писаться с другими словами раздельно, они хотят, чтобы их было больше.

Пошли они к Великому Русскому Языку, взмолились.

Предлог 1:

- О Великий Могучий Русский Язык, помоги нам, дай еще слова для предлогов!

Русский язык:

- Нет у меня лишних слов, все раздал.

Предлог 2:

- Что же нам делать?

Русский язык:

- А вы идите к другим частям речи, попросите, может, кто-то и откликнется на вашу просьбу.

Автор:

- Пришли Предлоги к Глаголу.

Предлог:

- Глагол, дай нам слов.

Глагол:

- Нет, не могу, самому слов недостает.

Автор:

- Пришли к Имени Прилагательному.

Предлог1:

- Имя Прилагательное, дай нам слов?

Прилагательное:

- Я тоже не дам слова, они у меня такие красивые, жалко.

Предлог 2:

- Что же нам делать? У кого просить слова?

Существительное:

- Так и быть, подарю я вам свои слова, у меня их много. С ближними делиться надо.

Предлог 1:

- Теперь я предлог В течение, а вы – В продолжение, Вследствие, Наряду, Насчёт.

Наречие:

- Пожалуй, я тоже дам вам слова. Теперь вы предлоги Около, Впереди, Позади.

Деепричастие Благодаря:

- Не хочу я делиться словами.

Автор:

- Опасаясь, что возьмут в оборот, Деепричастие Благодаря старалось поменьше показываться. Этот страх перед деепричастным оборотом дошёл до того, что оно боялось отвечать на самые простые вопросы. Более того у него появилась какая-то робость перед другими словами, даже теми, которые были Деепричастию подчинены.

Деепричастие:

- Главная моя забота – ни с кем не испортить отношения, буду всех благодарить.

Автор:

- Но когда в тексте появилась фраза "Благодаря допущенной ошибке, снижена оценка", всем сразу стало ясно, что Деепричастие не на месте.

Ошибка:

- Деепричастие, это за что ты меня благодаришь? Я сама понимаю, что меня не за что благодарить.

Морфология:

- Деепричастие Благодаря, я исключаю тебя из членов предложения и перевожу на должность служебного слова. Отныне ты – Предлог.

Также предлогами будут следующие слова: в продолжение, вследствие, ввиду, в течение, согласно, вокруг, несмотря на, вместо и т.п. Эти предлоги, а также предлог благодаря, как вы знаете, относятся к производным предлогам.

Предлог 1:

- Как же теперь различать «старичков» и «новичков»?

Морфология:

- Те Предлоги, которые существовали издревле, будут называться «непроизводными», а те, которые появились позже, - «производными», так как они произведены из других частей речи (из существительных, наречий и деепричастий).

Предлог 2:

- Теперь мы поняли, что без Самостоятельных частей речи не можем обойтись, и поэтому решили жить с ними дружно. Предлоги нашли своих кровных родственников Частиц, Союзов и Междометий. А в благодарность за красивые слова, подаренные Существительным, Наречием и Деепричастием, даже согласились им служить.

Предлог:

Служить мы рады…»

Предлоги, союзы, частицы –

Все встаньте в один хоровод,

Служебные, важные лица –

На редкость серьезный народ.

Без нас обойтись невозможно,

И знаем об этом все мы.

Всегда и во всем осторожны:

Нигде не гуляем одни.

Но исподволь и незаметно

Значенье свое принесем,

Здесь свяжем, а рядом разделим,

Укажем и силу даем.

Русский язык:

Самолюбивые предлоги

Гордиться не переставали,

И впереди предметов многих

Они всегда с тех пор вставали.

Да и сейчас вы в каждой книжке

Найдёте множество предлогов:

Они стоят перед словами,

Имеют все значений много.

Автор:

- С тех пор все самостоятельные части речи в городе Морфология стали жить дружно.


3. Составление плейкаста «Подарок Предлогу».

По своей сути «плейкаст», от английских слов рlay - играть, исполнять и broad Cast - широковещание, - это файл, созданный на основе трех основных компонентов (музыки, текста, картинки), предназначенный главным образом для того, чтобы сделать оригинальный подарок.

Подарок Предлогу.


"Песенка друзей" (Ничего на свете лучше нету) - муз. Ген. Гладкова - м/ф "Бременские музыканты"

Хуже нет на свете, чем изжога

от правописания предлогов.

Мало нам еще от них тревоги,

и приставки косят под предлоги.

И приставки косят под предлоги.


Я скучаю по (какому) другу -

по - предлог, а вот в словах подруга,

помоги, получишь и поправка...

тут вопрос не вставишь, по- - приставка.

Раз вопрос не вставишь, то приставка.


Любят ставить двойки педагоги

нам за производные предлоги.

Вследствие, ввиду (в значении из-за) -

слитно "в", и никаких сюрпризов.

Слитно "в", чтоб не было сюрпризов.


Слитно пишутся предлоги вместо,

наподобие, насчет - "на" вместе.

Пишутся раздельно: в продолжение,

в целях, по причине и в течение.

В целях, по причине и в течение.


4. Коллективная работа. Повторение теоретической части.

- Что же за часть речи предлог?

Предлог — служебная часть речи, которая выражает зависимость существительного, числительного и местоимения от других слов в словосочетании, а значит, и в предложении.


В предложении на службе

С падежом всегда он в дружбе,

На него показывает

И слова все связывает.


- Какова синтаксическая роль предлогов?

Предлоги не являются членами предложения.

Он членом предложения не бывает,

Но дело этот малый твердо знает.

Не изменяется, один не может жить,

Но вот с глаголами не захотел дружить.

Словам он руки помощи дает.

Им помогает, связи бережет.

И пишется от слов всегда отдельно.

Считает: приставать к ним очень скверно.


- Как изменяется предлог?

Предлоги не изменяются.

Они неделимы и целы,

Корней и приставок в них нет,

Нельзя отыскать в них морфемы –

И в этом их главный секрет!


- Какие предлоги бывают по структуре?

По структуре.

Простые Сложные Составные

состоят из одного из – за, из - под состоят из 2-ух

слова: от, к, для. или более слов:

исходя из,

в зависимости от.

- Какие бывают предлоги по происхождению?

Непроизводные Производные

слова, которые не соотносятся образовались из самостоятельных

с самостоятельными частями частей речи: возле дома, спустя год

речи: в, на, о, от, под, через, при.

Наречные: согласно, накануне, вблизи,

внутри, наперекор, навстречу.

Отыменные: ввиду, в виде, в силу, во имя,

вследствие, за исключением,

на протяжении, путем, за счет.

Деепричастные: благодаря, исключая, спустя.


5. Практическая часть. Свободная форма работы.

1) Диктант – тест.

Правильно напишите орфограммы и пунктограммы.

Старый князь, (не)смотря на старческую слабость, не счел себя вправе отказываться от должности дававшей ему возможность (в)течение (не)которого времени знать все (на)счет положения дела. Дачные поезда проносящиеся (в)близи старого дома пр…дают пейзажу еще большую прелесть заволакивая желт…зну лесов облаками паровозного пара. Тяжелый и м…гучий Енисей падал (на)встречу бурлил уходя под днище теплохода. Трудно было понять какое удобство имел (в)виду столяр загибая так (не)милосердно спинки стульев.


Старый князь, несмотря на старческую слабость, не счел себя вправе отказываться от должности, дававшей ему возможность в течение некоторого времени знать все насчет положения дела. Дачные поезда, проносящиеся вблизи старого дома, придают пейзажу еще большую прелесть, заволакивая желтизну лесов облаками паровозного пара. Тяжелый и могучий Енисей падал навстречу, бурлил, уходя под днище теплохода. Трудно было понять, какое удобство имел в виду столяр, загибая так немилосердно спинки стульев.


2) Раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы, определить части речи, объяснить.

(Не)смотря на привычку, (не)взирая на погоду, (в)следствие снега, (не)смотря в окно, (в)продолжении… двух дней, (в)месте с голосам, (в)месте затмения, беспокоился (в)отличи… (от)меня, (на)встречу мальчикам, (на)встречу с мальчиками, иметь (в)виду, (в)течени… урока, (в)следстви… болезни, (в)силу обстоятельств, (по)причине неустроенности.


Несмотря на привычку, невзирая на погоду, вследствие снега, не смотря в окно, в продолжение двух дней, в месте затмения, беспокоился в отличие от меня, навстречу мальчикам, на встречу с мальчиками, иметь в виду, в течение урока, вследствие болезни, в силу обстоятельств, по причине неустроенности.


3) Тест. Предлог.

1. Предлог – служебная часть речи, которая:

1) выражает зависимость одних слов от других в словосочетании и предложении;

2) вносит различные оттенки в предложение;

3) связывает однородные члены и простые предложения в составе сложного;

2.Найдите словосочетание с производным предлогом:

1) отступать от темы;

2) стоять около школы;

3) надпись на конверте;

3. Найдите словосочетание с простым предлогом:

1) жить у моря;

2) поступать в силу обстоятельств;

3) в продолжение ночи;

4.Найдите словосочетание с составным предлогом:

1) пойти в театр;

2) в течение дня;

3) прибавить к двум;

5. Найдите словосочетание с непроизводным предлогом:

1) жить при станции;

2) растет около забора;

3) ходить вокруг дома;

6. Какую букву нужно вставить? ВСТРЕТИТЬСЯ ПО ПРИБЫТИ

1) И 2) Ю 3) Я

7. Найдите предложение, в котором выделенное слово - предлог.

1) Все ушли, БЛАГОДАРЯ хозяйку за гостеприимство.

2) Ребята не пошли в лес ВВИДУ ненастья.

3) ВПЕРЕДИ шел командир отряда.

Оценки.

За 7 правильных ответов - «5»; за 6 – «4»; за 5 – «3»; за 4 – «2».


6) Игровая деятельность.

Игра «Редактор»

Ученик принес в редакцию свои заметки о школьных делах. Помогите редактору исправить ошибки в употреблении предлогов.


По приезду домой я устроился на новую работу.

Чувствуется в нем уверенность в победу.

Благодаря болезни я пропустил двести уроков.

Мы писали рецензию о сочинении товарища и отзыв на рассказ.

Я удивляюсь вами.

Ввиду подготовки к карнавалу ребята украсили зал гирляндами.

Настя вернулась с города довольная, с покупками.

Поезд пришел согласно расписания.

Мать сильно беспокоилась за сына.

(По приезде, уверенность в победе, из-за болезни, рецензия на сочинение, отзыв о рассказе, удивляюсь вам, в связи с подготовкой, из города, согласно расписанию, беспокоиться о сыне.)


«Дешифровщики»

Прочитайте шифровку. Разделите запись на слова. Объясните правописание предлогов.

Иззаголовкаиззазабораиззадачиизподворотниизподворотиззагримаиззаводаиззаглавияиззазависимостииззавистииззаглушкииззаварки.

Из заголовка из-за забора из-за дачи из подворотни из-под ворот из-за грима из завода из заглавия из - за зависимости из зависти из заглушки из заварки.


7. Викторина "Что могут предлоги"

Название какого домашнего животного составлено их двух предлогов, а какого из трёх?

(К-от, к-о-за.)

Название какого хвойного дерева состоит из четырёх предлогов?

(С-о-с-на.)

Как называется не стихотворная речь из двух предлогов?

(Про-за.)

Назовите вкусный и полезный фруктовый напиток из трёх предлогов.

(С-о-к.)

Какой продукт пчеловодства состоит из четырёх предлогов?

(В-о-с-к.)

Название какой острой жидкой приправы состоит из пяти предлогов?

(У-к-с-у-с.)

Назовите самый музыкальный предлог.

(До.)

Подряд три предлога возьмём, целое на дереве найдём.

(С-у-к.)

Какой знак препинания состоит из четырёх предлогов?

(В-о-про-с.

Какие пять предлогов всегда вместе собачек выгуливают?

(По-в-о-до-к.)


8. Рефлексия.

Созданием нерифмованного стихотворения, синквейна.

Синквейн с французского языка переводится как «пять строк», пятистрочная строфа стихотворения.


Правила составления синквейна.

  • первая строка – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею;

  • вторая строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;

  • третья строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;

  • четвертая строка - фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме;

  • пятая строка – слова, связанные с первым, отражающие сущность темы.



ПРЕДЛОГ

Маленький, служебный, незаметный, необходимый

не изменяется, направляет, связывает,

пишется со словами раздельно,

ПОМОЩНИК



Использованные источники:

  1. http:// www proshkolu.ru/user/Leman79/file/757362/

  2. http:// wwwstihi.ru/2006/05/03-1462

10


Название документа Презентация.ppt

Урок русского языка в 7 классе. Автор: Каштанкина Светлана Николаевна, учител...
Обучающие: * обобщение знаний о предлоге, о его роли в предложении через линг...
Сказки почитай ты, друг, И заполни свой досуг! Станешь нравственно богаче! И ...
Пишем мы диктант словарный, Выделяем слог ударный: Правильное ударение Закреп...
Орфоэпический диктант. Торты, атлет, дремота, кремень, каталог, жалюзи, банты...
Подлежащее и сказуемое – предикативное ядро предложения.
Синтаксический разбор предложения. (В)течение (не)скольких часов я сижу (не)п...
Плэйкаст «Подарок Предлогу». Плэйкаст (от английских слов play – играть; broa...
Озорные предлоги!
Предлог – служебная часть речи. В предложении на службе С падежом всегда он в...
Свободная форма работы. . 1) Диктант – тест. Старый князь, (не)смотря на стар...
2. Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы, определите часть речи. (Не)с...
3. Тест. 1. Предлог – служебная часть речи, которая: 1) выражает зависимость ...
Игра «Редактор». Чувствуется в нем уверенность в победу. Благодаря болезни я ...
Проверь! Чувствуется в нем уверенность в победе. Из-за болезни я пропустил дв...
Прочитайте шифровку. Разделите запись на слова. Объясните правописание предл...
Викторина. * Название какого домашнего животного составлено их двух предлогов...
Синквейн – нерифмованное стихотворение в пять строк. Предлог: маленький, служ...
До новых встреч!
Список используемых источников http://www.web2perm.ru/images/uchenik_start.jp...
1 из 23

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 Урок русского языка в 7 классе. Автор: Каштанкина Светлана Николаевна, учитель р
Описание слайда:

Урок русского языка в 7 классе. Автор: Каштанкина Светлана Николаевна, учитель русского языка и литературы МБОУ гимназия № 59 г. Ульяновска.

№ слайда 2 Обучающие: * обобщение знаний о предлоге, о его роли в предложении через лингвис
Описание слайда:

Обучающие: * обобщение знаний о предлоге, о его роли в предложении через лингвистическую пьесу; * развитие письменной и устной речи учащихся. Развивающие: развитие творческих способностей учащихся; формирование информационной культуры. Воспитательные: воспитание уважительного отношения к русскому языку; формирование умения работать в группе.

№ слайда 3 Сказки почитай ты, друг, И заполни свой досуг! Станешь нравственно богаче! И пис
Описание слайда:

Сказки почитай ты, друг, И заполни свой досуг! Станешь нравственно богаче! И писать ты будешь краше! Собирайся, народ, возле сказочных ворот! Здесь сказка про Предлог живёт.

№ слайда 4
Описание слайда:

№ слайда 5
Описание слайда:

№ слайда 6 Пишем мы диктант словарный, Выделяем слог ударный: Правильное ударение Закрепит
Описание слайда:

Пишем мы диктант словарный, Выделяем слог ударный: Правильное ударение Закрепит наше умение. Орфоэпия

№ слайда 7 Орфоэпический диктант. Торты, атлет, дремота, кремень, каталог, жалюзи, банты. С
Описание слайда:

Орфоэпический диктант. Торты, атлет, дремота, кремень, каталог, жалюзи, банты. Сначала на кусочки режьте. А следом – открывайте рты. И с наслажденьем торты ешьте! Ошибкой будет есть торты. Со спортом дружен много лет, Он выносливый атлет. Как работать неохота – Одолела нас дремота. Этот камень очень сильный И достаточно красивый. Бей его хоть целый день. Не расколется – кремень. Чтоб скорей в библиотеке Отыскать ты книгу смог, В ней бывает картотека, Специальный каталог. Солнце. Жарко. Привези Нам для окон жалюзи. Если есть в тебе таланты, Завяжи на праздник банты. Без талантов если ты, Завяжи себе банты.

№ слайда 8 Подлежащее и сказуемое – предикативное ядро предложения.
Описание слайда:

Подлежащее и сказуемое – предикативное ядро предложения.

№ слайда 9 Синтаксический разбор предложения. (В)течение (не)скольких часов я сижу (не)подв
Описание слайда:

Синтаксический разбор предложения. (В)течение (не)скольких часов я сижу (не)подвижно глядя на играющее море которое лежит густой тёмно - синей полосой чуть-чуть подёрнутой дымкой. В течение нескольких часов я сижу неподвижно, глядя на играющее море , которое лежит густой тёмно - синей полосой, чуть-чуть подёрнутой дымкой .

№ слайда 10
Описание слайда:

№ слайда 11 Плэйкаст «Подарок Предлогу». Плэйкаст (от английских слов play – играть; broad C
Описание слайда:

Плэйкаст «Подарок Предлогу». Плэйкаст (от английских слов play – играть; broad Cast – широковещание) – это файл, созданный на основе трёх основных компонентов (музыки, текста, картинки), предназначенный для того, чтобы сделать оригинальный подарок.

№ слайда 12 Озорные предлоги!
Описание слайда:

Озорные предлоги!

№ слайда 13 Предлог – служебная часть речи. В предложении на службе С падежом всегда он в др
Описание слайда:

Предлог – служебная часть речи. В предложении на службе С падежом всегда он в дружбе, На него показывает И слова все связывает. Синтаксическая роль предлога. Он членом предложения не бывает, Но дело этот малый твёрдо знает. Не изменяется, один не может жить, Но вот с глаголами не захотел дружить. Словам он руку помощи даёт. Им помогает, связи бережёт. И пишется от слов всегда отдельно. Считает: приставать к ним очень скверно. Предлоги неделимы и целы, Корней и приставок в них нет. Нельзя отыскать в них морфемы – И в этом их главный секрет!

№ слайда 14 Свободная форма работы. . 1) Диктант – тест. Старый князь, (не)смотря на старчес
Описание слайда:

Свободная форма работы. . 1) Диктант – тест. Старый князь, (не)смотря на старческую слабость, не счел себя вправе отказываться от должности дававшей ему возможность (в)течение (не)которого времени знать все (на)счет положения дела. Дачные поезда проносящиеся (в)близи старого дома пр…дают пейзажу еще большую прелесть заволакивая желт…зну лесов облаками паровозного пара. Тяжелый и м…гучий Енисей падал (на)встречу бурлил уходя под днище теплохода. Трудно было понять какое удобство имел (в)виду столяр загибая так (не)милосердно спинки стульев.

№ слайда 15 2. Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы, определите часть речи. (Не)смот
Описание слайда:

2. Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы, определите часть речи. (Не)смотря на привычку, (не)взирая на погоду, (в)следствие снега, (не)смотря в окно, (в)продолжении… двух дней, (в)месте затмения, беспокоился (в)отличи… (от)меня, (на)встречу мальчикам, (на)встречу с мальчиками, иметь (в)виду, (в)течени… урока, (в)следстви… болезни, (в)силу обстоятельств, (по)причине неустроенности.

№ слайда 16 3. Тест. 1. Предлог – служебная часть речи, которая: 1) выражает зависимость одн
Описание слайда:

3. Тест. 1. Предлог – служебная часть речи, которая: 1) выражает зависимость одних слов от других в словосочетании и предложении; 2) вносит различные оттенки в предложение; 3) связывает однородные члены и простые предложения в составе сложного; 2. Найдите словосочетание с производным предлогом: 1) отступать от темы; 2) стоять около школы; 3) надпись на конверте; 3. Найдите словосочетание с простым предлогом: 1) жить у моря; 2) поступать в силу обстоятельств; 3) в продолжение ночи; 4. Найдите словосочетание с составным предлогом: 1) пойти в театр; 2) в течение дня; 3) прибавить к двум; 5. Найдите словосочетание с непроизводным предлогом: 1) жить при станции; 2) растет около забора; 3) ходить вокруг дома; 6. Какую букву нужно вставить? ВСТРЕТИТЬСЯ ПО ПРИБЫТИ… 1) И 2) Ю 3) Я 7. Найдите предложение, в котором выделенное слово - предлог. 1) Все ушли, БЛАГОДАРЯ хозяйку за гостеприимство. 2) Ребята не пошли в лес ВВИДУ ненастья. 3) ВПЕРЕДИ шел командир отряда.

№ слайда 17 Игра «Редактор». Чувствуется в нем уверенность в победу. Благодаря болезни я про
Описание слайда:

Игра «Редактор». Чувствуется в нем уверенность в победу. Благодаря болезни я пропустил двести уроков. Мы писали рецензию о сочинении товарища и отзыв на рассказ. Я удивляюсь вами. Ввиду подготовки к карнавалу ребята украсили зал гирляндами. Настя вернулась с города довольная, с покупками. Поезд пришел согласно расписания. Мать сильно беспокоилась за сына.

№ слайда 18 Проверь! Чувствуется в нем уверенность в победе. Из-за болезни я пропустил двест
Описание слайда:

Проверь! Чувствуется в нем уверенность в победе. Из-за болезни я пропустил двести уроков. Мы писали рецензию на сочинение товарища и отзыв о рассказе. Я удивляюсь вам. В связи с подготовкой к карнавалу ребята украсили зал гирляндами. Настя вернулась из города довольная, с покупками. Поезд пришел согласно расписанию. Мать сильно беспокоилась о сыне.

№ слайда 19 Прочитайте шифровку. Разделите запись на слова. Объясните правописание предлого
Описание слайда:

Прочитайте шифровку. Разделите запись на слова. Объясните правописание предлогов. Иззаголовкаиззазабораиззадачиизподворот иззагримасзаводаиззаглавияиззазависимости иззавистииззаглушкииззаварки Из заголовка, из-за забора, из задачи, из-под ворот, из-за грима, с завода, из заглавия, из - за зависимости, из зависти, из заглушки, из заварки. «Дешифровщики».

№ слайда 20 Викторина. * Название какого домашнего животного составлено их двух предлогов? (
Описание слайда:

Викторина. * Название какого домашнего животного составлено их двух предлогов? (К-от) ▪ Название какого хвойного дерева состоит из четырёх предлогов? (С-о-с-на.) ▪ Назовите вкусный и полезный фруктовый напиток из трёх предлогов. (С-о-к.) ▪ Какой продукт пчеловодства состоит из четырёх предлогов? (В-о-с-к.) ▪ Назовите самый музыкальный предлог. (До.) ▪ Подряд три предлога возьмём, целое на дереве найдём. (С-у-к.) ▪ Какой знак препинания состоит из четырёх предлогов? (В - о- про - с) ▪ Какие пять предлогов всегда вместе собачек выгуливают? (По-в-о-до-к.)

№ слайда 21 Синквейн – нерифмованное стихотворение в пять строк. Предлог: маленький, служебн
Описание слайда:

Синквейн – нерифмованное стихотворение в пять строк. Предлог: маленький, служебный, незаметный; не изменяется, направляет, связывает; пишется со словами раздельно; ПОМОЩНИК.

№ слайда 22 До новых встреч!
Описание слайда:

До новых встреч!

№ слайда 23 Список используемых источников http://www.web2perm.ru/images/uchenik_start.jpg у
Описание слайда:

Список используемых источников http://www.web2perm.ru/images/uchenik_start.jpg ученик http://www.stihi.ru/2009/03/18/6659 книга http://allday.ru/index.php?newsid=2883 король + королева http://www.free-lance.ru/users/diz/viewproj.php?prjid=3147 фея http://clip.dn.ua/2009/01/25/19/39219/?page=5 принцессы http://fotki.yandex.ru/users/klen20078/view/44734?page=9 анимации http://grigam.narod.ru/webmast/imeg/anim/an149.gif анимации http://www.cvsd.org/sunrise/classes/k/k/photos/pencil-~-pencil.jpg карлик http://www.rai-podarkov.ru/images/items/419.jpg ваза http://astrologo.ru/imason/Shampinon.jpg гриб http://com.lenagold.ru/fon/clipart/a/anut/anut06.jpg анютины глазки жёлтые http://m.foto.radikal.ru/0705/10/7882ed60e5a4.jpg замок http://allday.ru/uploads/posts/2008-09/1222370680_castlejpg1.jpg замок

Лингвистическая пьеса "В гостях у Предлога"
  • Русский язык и литература
Описание:

Учебная лингвистическая пьеса - профессионально значимый для нас речевой жанр, представляющий собой систему сюжетно взаимосвязанных научно-популярных диалогов, содержащих лингвистическую информацию и сопровождаемых актёрской игрой и сценическим действием.

     Использование лингвистических сказок и рассказов на уроках русского языка поможет   оживить, «очеловечить» слово, показать существование неповторимого, удивительного мира, в котором слово или его части, языковые явления, факты живут, ссорятся, решают свои языковые проблемы, борются с несправедливостью, подчиняются решениям беспощадного Правила.    

 

Лингвистическая пьеса на уроках  русского языка - это путь в мир неограниченных возможностей слова, в мир строгих законов и закономерностей, в мир любви к своему родному языку

Автор Каштанкина Светлана Николаевна
Дата добавления 29.12.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 627
Номер материала 15798
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓