Главная / Русский язык и литература / Личностно-ориентирование обучение русскому языку

Личностно-ориентирование обучение русскому языку

Личностно ориентированное обучение.

Как утверждают психологи, в возрасте 7-14 лет у детей деятельность становится все более дифференцированной и избирательной. Ученик может быть вовлечен в деятельность посредством задачи, поставленной перед ним, но может быть вовлечен и собственным Я. Только в этом случае его действия становятся центром его внимания и усилий. Из взаимодействия интересов и познания рождается состояние ожидания новизны и сложности. Удовлетворение интереса не ведет к его угасанию, а вызывает новые интересы, отвечающие более высокому уровню познавательной деятельности.Б. Блюм, занимающийся проблемами оценки качества, считает, что 25 % успеха ученика определяется его интересом к предмету, пониманием личностного значения того, что он получит при изучении материала. Ученик проходит путь от любопытства к удивлению, к активной любознательности, а от него к прочному знанию. Интерес к предмету лежит в основе потребностей, мотивов, а значит целеполагания и деятельности учащихся.

В своей работе я использую методы и технологические средства, с помощью которых на уроке происходит приоритетное развитие личностно-смысловой сферы учащихся. Уроки литературы и русского языка как нельзя лучше способствуют развитию этой сферы, а об актуальности ее развития говорить не приходится: психологи выявили доминирующие ценностные ориентации учащихся 8-11 классов и сделали вывод, что учащиеся 8-11 классов во главу различных ценностных ориентаций ставят наличие смысла в жизни, самостоятельность, профессиональную и учебно-профессиональную деятельность, признание со стороны окружающих. Формирование жизненных ценностей идет главным образом в плане становления социально зрелой личности, а духовно-нравственный потенциал человека уходит на задний план.

Личностно ориентированный подход к образованию предполагает осознанную ориентацию учителя на личность учащегося: ученик ценен воспроизводством не столько общественного, сколько индивидуального опыта. Цель личностно ориентированного урока – создание условий для проявления познавательной активности учеников. Средствами достижения цели являются следующие:

  • создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса

  • стимулирование учащихся к высказываниям, использование различных способов выполнения задания без боязни ошибиться, получить неправильный ответ

  • оценка деятельности ученика не только по конечному результату, но и по процессу его достижения

  • поощрение стремления находить свой способ работы, выбирать и осваивать наиболее рациональные способы работы

  • создание на уроке ситуаций общения, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность

  • обсуждение с детьми в конце урока не только того, что «мы узнали»,но и того, что понравилось и почему, что бы хотелось выполнить еще раз, а что сделать по-другому

  • ученику предоставляется возможность выбора групповой или самостоятельной работы

  • оценка познавательной деятельности сначала осуществляется учащимися, а затем учителем

Главнейшими показателями личностно ориентированного урока являются следующие:

  1. актуализация на уроке субъективного опыта учащихся

  2. создание на уроке ситуаций выбора и успеха

  3. введение учащихся в диалог

  4. организация сотрудничества, совместной творческой деятельности

Формирование личностно-нравственного опыта школьников

Работа на уроке с афоризмами – одна из форм становления личностно-нравственного опыта школьника. На каждом рабочем уроке русского языка и литературы я пишу на доске афоризм культурно-нравственного содержания, указываю автора. дети могут по своему усмотрению записать этот афоризм, могут высказать свое понимание записанного на доске, могут вообще никак не отреагировать на появление записи. Но наблюдения в течение 2 месяцев показали, что с каждым днем заинтересованных детей становилось все больше , и, наконец, наступил момент, когда отсутствие записанного афоризма на привычном месте воспринималось с недоумением даже теми, кто старательно игнорировал записи.

Личность формируется, как известно, не научением, а через самостоятельное осмысление того, как она живет, рефлексию своей жизненной ситуации. Читая чью-то мудрость, ребенок словно видит перед собой вербальный вывод из собственных переживаний, знакомится с оценкой события и нормой дальнейшего поведения.

Компетентностный подход выдвигает на первый план умение ребенка решать проблемы, возникающие во взаимоотношениях людей, в вопросах выбора партнеров, при оценке собственных поступков, необходимости самоорганизации себя, выборе стиля и образа жизни, в процессе обретения личностного опыта общения и разрешения конфликтов. Идея формирования личностно-нравственнного опыта посредством знакомства с афоризмами была заимствована мною из журнала «Завуч» ( № 8 за 2004 год). Авторы статьи считают, что афоризм в подобной ситуации превращается в «нравственную опору. Предъявляя чужой опыт – опыт, накопленный человечеством и заключенный в слове, педагог дает воспитаннику инструмент управления собственным поведением и оценки действий окружающих с позиции нравственности».

Я предлагала вниманию своих ребят (8-9 класс) такие афоризмы:


В конце декабря я собираюсь провести анкетирование ребят по поводу значимости для них этого элемента урока и подтвердить или опровергнуть предположения авторов статьи.



  • О нравственности

  1. Хорошими людьми становятся больше от упражнения, чем от природы. (Демокрит)

  2. Нравы портятся легче, чем исправляются ( Л. Вовенарг)

  3. Никто не может судить о других, пока не научиться судить о себе самом. ( И. Гете)

  4. Кто слишком долго думает о том, чтобы делать добро, тому нет времени быть добрым ( Р. Тагор)

  5. Люди, которым всегда некогда, обыкновенно ничего не делают. ( Г. Лихтенберг)

  6. Видеть несправедливость и молчать – это значит, самому участвовать в ней. ( Ж.-Ж. Руссо)

  7. Самое полезное в жизни – это собственный опыт ( В. Скотт)

  8. Добродетель человека измеряется ни необыкновенными подвигами, а его ежедневным усилием. ( Б. Паскаль)

  9. Мало обладать выдающимися качествами, надо еще уметь ими пользоваться ( Ф. Ларошфуко)

  10. Не задавайте мне нелепых вопросов, и я не буду говорить вам неправду. Жизнь не настолько коротка, чтобы людям не хватало времени на вежливость ( Р. Эмерсон)

  11. Просить совета есть величайшее доверие, которое один человек может оказать другому. ( Ф Бэкон)

  12. Нет ничего худшего, чем когда тебя похвалит негодяй. ( Р. Шуман)

  13. Если ты даже наедине с собой, не говори и не делай ничего дурного. Учись гораздо более стыдиться самого себя, чем других (Демокрит)

  14. Чтобы познать человека, нужно его полюбить ( Л. Фейербах)

  15. Если Вы намеренно собираетесь быть чем-то меньшим, чем Вы можете быть, я предупреждаю Вас, что Вы будете несчастны всю свою жизнь. ( А Маслоу)

  16. В здании человеческого счастья дружба возводит стены, а любовь образует купол.(Козьма Прутков)

  17. Усердие все превозмогает! (Козьма Прутков)

  18. Что скажут о тебе другие, коли ты сам о себе ничего сказать не можешь? (Козьма Прутков)

  19. Нам нужно только то, что нам нужно.
    (Антон Чехов)

  20. Повелевать собою - величайшая власть.(Антон Чехов)

  21. Если обладать умом - не добродетель, то не обладать им - не порок.(Дени Дидро)

  22. Легче зажечь одну маленькую свечку, чем проклинать темноту.(Конфуций)

  23. Плати за зло чистосердечием, а за добро плати добром.(Конфуций)

  24. Посещать и слушать злых людей - это есть уже начало злого дела.(Конфуций)

  25. Лишь та - ошибка, что не исправляется.(Конфуций)

  26. Благородные люди живут в согласии с другими людьми, но не следуют за другими людьми, низкие следуют за другими людьми, но не живут с ними в согласии.(Конфуций)

  27. Будьте строги к себе и мягки к другим. Так вы оградите себя от людской неприязни.(Конфуций)

  28. Кто повторяет старое и узнает новое, тот может быть предводителем.(Конфуций)

  29. Достойный человек не идет по следам других людей.(Конфуций)

  30. Благодарение Богу за то, что я всегда желаю большего, чем могу достичь.(Конфуций)

  31. Многие презирают жизненные блага, но почти никто не способен ими поделиться.(Франсуа де Ларошфуко)

  32. В ревности больше самолюбия, чем любви.(Франсуа де Ларошфуко)

  33. Тот, кого разлюбили, обычно сам виноват, что вовремя этого не заметил.(Франсуа де Ларошфуко)

  34. Как нет рыбы без костей, так нет людей без недостатков.(Фридрих Ницше)

  35. Сорадость, а не сострадание создает друга.(Фридрих Ницше)

  36. Требование человека, чтобы его полюбили, есть величайшее из всех самомнений.(Фридрих Ницше)

  37. Если не желаешь многого, то и немногое будет казаться тебе многим.(Демокрит)

  38. Всякий вид работы приятнее, чем покой.(Демокрит)

  39. Если не можешь признать похвал заслуженными, то считай их лестью.(Демокрит)

  40. Сильно вредят дуракам те, кто их хвалит.(Демокрит)

  41. Свободным я считаю того, кто ни на что не надеется и ничего не боится.(Демокрит)

  42. Молитва должна оставаться без ответа, иначе она перестает быть молитвой и становится перепиской.(Оскар Уайльд)

  43. Если ты проливаешь слезы о том, что нет солнца, - ты в это время не увидишь звезд!(Рабиндранат Тагор)

  44. Что ты есть - ты не видишь; что ты видишь - тень твоя.(Рабиндранат Тагор)

  • О человеческом общении

  1. Кто не умеет говорить, карьеры не сделает.(Наполеон Бонапарт)

  2. Кто стоит высоко и у всех на виду, не должен позволять себе порывистых движений.(Наполеон Бонапарт)

  3. Ничто так не поощряет праздность, как пустые разговоры.(Лев Толстой)

  4. У того, кто ничего не делает, всегда много помощников.(Лев Толстой)

  5. Если против какой-нибудь болезни предлагается очень много средств, это значит, что болезнь неизлечима. (Антон Чехов)

  6. Самый верный признак истины — это простота и ясность. Ложь всегда бывает сложна, вычурна и многословна.(Лев Толстой)

  7. Свет остается светом, хотя слепой и не видит его.(Лев Толстой)

  8. Любое дело женщине приходится делать вдвое лучше мужчины, чтобы заслужить хотя бы половинное уважение. К счастью, это нетрудно.(Шарлотта Уиттон)

  9. Да разве любовь имеет что-либо общее с умом!(Иоганн Вольфганг Гете)

  10. Я человек, и ничто человеческое мне не чуждо.(Теренций)

  11. Бойся гнева терпеливого человека.(Джон Драйден)

  12. Что человек делает, таков он и есть.(Георг Гегель)

  13. Великий человек идет впереди своего времени, умный идет рядом с ним, хитрый старается использовать его, глупый становится ему поперек дороги.(Эдуард Бауэрнфельд)

  14. Как ни редко встречается настоящая любовь, настоящая дружба встречается еще реже.(Франсуа де Ларошфуко)

  15. Боится презрения лишь тот, кто его заслуживает.(Франсуа де Ларошфуко)

  16. Не доверять друзьям позорнее, чем быть ими обманутыми. (Франсуа де Ларошфуко)

  17. Для того чтобы воспользоваться советом со стороны, подчас требуется не меньше ума, чем для того, чтобы подать хороший совет самому себе.(Франсуа де Ларошфуко)

  18. Нередко нам пришлось бы стыдиться своих самых благородных поступков, если бы окружающим были известны наши побуждения.(Франсуа де Ларошфуко)

  19. Признаваясь в маленьких недостатках, мы тем самым стараемся убедить окружающих в том, что у нас нет крупных.(Франсуа де Ларошфуко)

  20. Кто слишком усерден в малом, тот обычно становится неспособным к великому.(Франсуа де Ларошфуко)

  21. Мы редко до конца понимаем, чего в действительности хотим.(Франсуа де Ларошфуко)

  22. Льстить - значит говорить человеку именно то, что он о себе думает.(Дейл Карнеги)

  23. Оскорбивший никогда не простит. Простить может лишь оскорбленный.(Генрих Гейне)

  24. Кто жертвует на смертном одре, жертвует из кармана своих наследников.(Старинное изречение)

  25. Когда со мной сразу соглашаются, я чувствую, что я не прав.(Оскар Уайльд)

  26. Вид несчастья производит на большую часть людей действие головы медузы: при взгляде на нее сердца их превращаются в камень.(Клод Гельвеций)

  27. Многих приходится уважать не за то, что они творят добро, а за то, что не приносят зла.(Клод Гельвеций)

Об учении

  1. Учитесь так, словно вы постоянно ощущаете нехватку своих знаний… ( Конфуций)

  2. Недостаточно овладеть премудростью, нужно также уметь пользоваться ею. (Цицерон)

  3. Воспитание – великое дело: им определяется участь человека. ( В.Г. Белинский)

  4. Среди книг, как и среди людей, можно попасть в хорошее и в дурное общество. ( К. Гельвеций)

  5. Человека можно узнать по тем книгам, которые он читает (С. Смайлс)

  • О целях и способах их достижения

  1. Ценить людей надо по тем целям, которые они перед собой ставят. ( Н. Миклухо-Маклай)

  2. Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным ( Сенека)

  3. То, что стрела минует цель, видно уже по натянутой тетиве. ( Сарга Тмогвели)

  4. марширующие в одной колонне не обязательно направляются к одной цели (Веслав Тшаскальский)

  5. Любую цель люди понимают иначе, чем человек, ее указующий (Френсис Чезхолм)


Личностно-ориентирование обучение русскому языку
  • Русский язык и литература
Описание:

Как утверждают психологи, в возрасте 7-14 лет у детей деятельность становится все более дифференцированной и избирательной. Ученик может быть вовлечен в деятельность посредством задачи, поставленной перед ним, но может быть вовлечен и собственным Я. Только в этом случае его действия становятся центром его внимания и усилий. Из взаимодействия интересов и познания рождается состояние ожидания новизны и сложности. Удовлетворение интереса не ведет к его угасанию, а вызывает новые интересы, отвечающие более высокому уровню познавательной деятельности.Б. Блюм, занимающийся проблемами оценки качества, считает, что 25 % успеха ученика определяется его интересом к предмету, пониманием личностного значения того, что он получит при изучении материала. Ученик проходит путь от любопытства к удивлению, к активной любознательности, а от него к прочному знанию. Интерес к предмету лежит в основе потребностей, мотивов, а значит целеполагания и деятельности учащихся.

В своей работе я  использую методы и технологические средства, с помощью которых на уроке происходит приоритетное развитие личностно-смысловой сферы учащихся. Уроки литературы и русского языка как нельзя лучше способствуют развитию этой сферы, а об актуальности ее развития говорить не приходится: психологи выявили доминирующие ценностные ориентации учащихся 8-11 классов и сделали вывод, что учащиеся 8-11 классов во главу различных ценностных ориентаций ставят наличие смысла в жизни, самостоятельность, профессиональную и учебно-профессиональную деятельность, признание со стороны окружающих. Формирование жизненных ценностей идет главным образом в плане становления социально зрелой личности, а духовно-нравственный потенциал человека уходит на задний план.

Личностно ориентированный подход к образованию предполагает осознанную ориентацию учителя на личность учащегося: ученик ценен воспроизводством не столько общественного, сколько индивидуального опыта. Цель личностно ориентированного урока – создание условий для проявления познавательной активности учеников. Средствами достижения цели являются следующие:

  • создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса
  • стимулирование учащихся к высказываниям, использование различных способов выполнения задания без боязни ошибиться, получить неправильный ответ
  • оценка деятельности ученика не только по конечному результату, но и по процессу его достижения
  • поощрение стремления находить свой способ работы, выбирать и осваивать наиболее рациональные способы работы
  • создание на уроке ситуаций общения, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность
  • обсуждение с детьми в конце урока не только того, что «мы узнали»,но и  того, что понравилось и почему, что бы хотелось  выполнить еще раз, а что сделать по-другому
  • ученику предоставляется возможность выбора групповой или самостоятельной работы
  • оценка познавательной деятельности сначала осуществляется учащимися, а затем учителем

Главнейшими показателями личностно ориентированного урока являются следующие:

  1. актуализация на уроке субъективного опыта учащихся
  2. создание на уроке ситуаций выбора и успеха
  3. введение учащихся в диалог
  4. организация  сотрудничества, совместной творческой деятельности
Автор Кузнецова Ольга Дмитриевна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 335
Номер материала 33633
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓