Главная / История / Личный опыт использования технологии критического мышления на уроках истории и обществознания

Личный опыт использования технологии критического мышления на уроках истории и обществознания

Примеры использования технологии критического мышления на уроках истории, обществознания и МХК


Оноприенко Е.Ю.,

учитель истории, обществознания


В научной литературе «стратегии смыслового чтения» понимаются как различные комбинации приемов, которые используют учащиеся для восприятия графически оформленной текстовой информации и переработки в личностно-смысловые установки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей. Стратегия — это план-программа совместной деятельности, в которой учащийся работает самостоятельно под руководством учителя. В целом насчитывается около ста стратегий чтения, и согласно статистике, около 30- 40 применяется в школе [1].

Развитие критического мышления через чтение и письмо – метопредметная технология, которая решает следующие задачи:

активизация познавательной деятельности учащегося;

развитие культуры письма – формирование навыков написания текстов различных жанров;

развитие информационной грамотности – развития способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности,

формирование социальной компетентности – выработка коммуникативных навыков и ответственности за знание.

Под критическим мышлением в обучающей деятельности понимают совокупность качеств и умений, обуславливающий высокий уровень исследовательской культуры обучающихся и педагога, а также «мышление оценочное, рефлексивное», для которого знание является не конечной, а отправной точкой, аргументированное и логическое мышление, которое базируется на личном опыте и проверенных фактах.

Эта технология является системой стратегий и методических приёмов, предназначенных для использования в различных предметных областях, видах и формах работы. Она позволяет добиваться таких образовательных результатов, как:

умение работать с постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний;

умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и конкретно;

умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;

умение решать проблемы, способность самостоятельно заниматься своим обучением (академическая мобильность);

умение сотрудничать и работать в группе, способность выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми;

Учебное занятие, разработанное по технологии критического мышления, строится на основе трех основных этапов, условно названных – «вызов», «осмысление», «рефлексия».

«Вызов» - стимулирование интереса к новому знанию происходит через «извлечение» уже известного и выяснение появившихся вопросов. Возникшие вопросы вызывают потребность в новом знании. Этот этап способствует появлению или усилению мотивации в познании нового материала, изучаемого на втором этапе.

«Осмысление» - учащимся предъявляется новый материал в виде текста и организуется процесс принятия обучающимися новой информации. У этой стадии урока есть свои закономерности, а именно

1) восприятие новой информации индивидуально, поэтому каждый ребёнок работает самостоятельно;

2) осознание нового осуществляется только в активной деятельности, учитель должен создать условия для активного включения в процесс первичного усвоения новой информации;

3) любой текст имеет свои характерные особенности (логику, структуру и т.д.), поэтому приёмы активного включения ученика в процесс его освоения приводятся в соответствии с особенностями текста.

«Рефлексия» - осознание школьниками нового знания. Включает постановку школьником вопросов: «Что я делаю? Как я это делаю? Зачем я это делаю?». Ученик усматривает смысл в своих действиях, соотносит их с результатом, осознает приобретённый опыт [2]

Обращусь к собственной практике применения технологии критического мышления на уроках истории в МБОУ СОШ № 15 [3].


ИНСЕРТ – в переводе с английского означает: интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления с использованием условных обозначений:

«!» - помечается то, что уже известно,

«-» - помечается то, с чем не согласен учащийся,

«+» - помечается то, что является для учащегося интересно,

«?» - то, что неясно и возникло желание узнать больше,

А затем учащийся систематизирует материал в таблицу.

hello_html_6d2a3d6c.gif

КЛАСТЕРЫ – это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядным те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему (способ визуализации). Кластер является отражением нелинейной формы мышления.


СИНКВЕЙН – используется как способ синтеза материала. Стихотворение, состоящее из пяти строк, составленных согласно определённым правилам написания. Лаконичность формы развивает способность резюмировать информацию, излагать смысл в нескольких значимых словах, емких и кратких выражениях.


ТЕХНОЛОГИЯ ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ – направлена на формулирование собственной позиции, умения адекватно понимать собеседника (коммуникативные УУД), умения извлекать, интерпретировать, использовать текстовую информацию (познавательные УУД), умение работать по плану, алгоритму (регулятивные УУД), формулировать оценочные суждения (личностные УУД).


СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА ТЕКСТА – цель данного метода развить навыки учащихся по определению смысловых «точек» текста.

Как составлять план текста:

  • Прочитать текст, найти новые слова и понятия – выяснить их значение,

  • Определить тему и основную мысль текста,

  • Разделить текст на смысловые части, озаглавить их,

  • Написать черновик плана текста и сопоставить его с текстом. Проследить все ли главное нашло отражение в плане, связаны ли пункты плана по смыслу, отражают ли они тему и главную мысль,

  • Проверить, можно ли руководствуясь планом, воспроизвести текст.


Примеры применения технологий критического мышления, как стратегии смыслового чтения на уроках в истории, обществознания и МХК:

Предмет «Искусство» 6 класс.

  • тема: «Ветхозаветная Троица» - написание эссе по теме: «Ангелы Троицы – символы Добра, Жертвенности и Любви»;

  • тема: «Жизнь первых людей на Земле» - составление кластера по произведениям художников, в которых отображена библейская история об Адаме и Еве.

  • использование синквейна на фазе «Рефлексия».


Предмет «Обществознание» 7 класс.

  • тема: «Права и обязанности граждан». Составление по группам кластера: «Классификация прав» при работе с дополнительным источником;

  • использование синквейна на фазе «Рефлексия».


Предмет «История» 7 класс.

  • тема: «Королевская власть и Реформация в Англии». Составление таблицы по тексту параграфа «ПМИ» (Плюс –Минус –Интересно) автор Эдвард де Боно;

  • тема: «Парламент против короля. Революция в Англии». Составление фишбон по разделу «Причины революции»;

  • тема: « Путь к парламентской монархии». Составление двухчастной таблицы «Цитата. Комментарий»;

  • тhello_html_m1e737115.gifема: «Международные отношения». Домашнее задание составление кластера по теме «Итоги международных отношений в XVI-XVIII вв.»

  • тема: «Великие просветители Европы». Составление кластера по теме: «Стремление к «Царству разума»;

  • тема: «На пути к индустриальной эре». Составление сложного плана по разделу: «условия промышленного переворота».

Пhello_html_7cf01c9c.pngри работе с технологиями критического мышления учащимся раздаются папки с методическими и рабочими материалами. Материалы содержат памятки о составлении простого или сложного плана, «фишбона», таблицы ИНСЕРТ и т.д.

Папка с методическим и рабочими материалом формируется одна на двоих учащихся и выдается на парту. В папку приобщаются работы учащихся, получившие оценку «4» или «5».













Из сложностей применения технологий критического мышления в классе на уроках истории в 7 кл. и МХК в 6 кл. можно выделить нежелание учащихся, ориентирующихся на репродуктивные формы работы (пересказ и т.д.), работать по предложенным технологиям. Сложности при переводе текстовой информации в табличную форму (инсерт, ПМИ) и составлении кластера.

При самостоятельной работе по составлению кластера или «фишбона» в рамках домашнего задания учащимися тратиться довольное большое количество времени на обработку информации (до 1,5 час.). Из распространенных ошибок в ходе выполнения домашнего задания по предложенным технологиям можно отметить полное отсутствие логики структурировании информации или выполнении работы для «галочки».

hello_html_1ff9ef8d.png

Литература:

  1. Плотникова П.Г. Приемы развития смыслового чтения и работа с текстом на уроках математики. [Электронный ресурс] //Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» [Офиц. сайт] URL: http://festival.1september.ru/articles/649078/ (дата обращения 01.04.2015).

  2. Митракова Е.М. Программа «Развития метапредметного результата смысловое чтение на уроках истории и обществознания в основной школе» [Электронный ресурс]// Infourok.ru [Офиц. сайт] URL: http://infourok.ru/material.html?mid=24003 (дата обращения 01.04.2015).

  3. По материалам КПК «Современные образовательные технологии как средство достижения метапредметных и личностных результатов обучающимися в условиях введения ФГОС». ГБОУ ВПО «Сургутский государственный университет ХМАО-Югры», октябрь 2014 г.

6


Личный опыт использования технологии критического мышления на уроках истории и обществознания
  • История
Описание:

Развитие критического мышления через чтение и письмо – метопредметная технология, которая решает следующие задачи:

активизация познавательной деятельности учащегося;

развитие культуры письма – формирование навыков написания текстов различных жанров;

развитие информационной грамотности – развития способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности,

формирование социальной компетентности – выработка коммуникативных навыков и ответственности за знание.

Автор Оноприенко Елена Юрьевна
Дата добавления 09.08.2015
Раздел История
Подраздел Другое
Просмотров 1450
Номер материала MA-060356
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓