Инфоурок Русский язык Другие методич. материалы«Лицейские друзья А.С. Пушкина»

«Лицейские друзья А.С. Пушкина»

Скачать материал

Муниципальное бюджетное

общеобразовательное учреждение «Гимназия 48»

 

 

 

 

«Лицейские  друзья  А.С. Пушкина»

 

 

 

Реферат

Выполнила Екатерина Колмогорова,

ученица 11 «А» класса.

 

Руководитель Федотова Людмила Степановна,

учитель русского языка и литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Челябинск

 2014 год

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………….…3

Глава 1. Пушкин в Лицее…………………………………………………….….4

Глава 2. Пущин, Кюхельбекер, Дельвиг – самые близкие друзья………….…8

Глава 3. Особый день - 19 октября…………………………………….………13

Заключение……………………………………………………...………………16

Библиография………………………………………………………...…………17

Приложение 1. Краткая биография И.И. Пущина……………………………18

Приложение 2 Краткая биография В.К. Кюхельбекера………………..…….20

Приложение 3 Краткая биография А.А. Дельвига…………………...………22

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Пушкин Александр Сергеевич, первый русский писатель мирового значения, общепризнанный основатель русской литературы нового времени и канонизатор русского литературного языка. В 1811 г. Александр Сергеевич поступает в Царскосельский лицей — привилегированное высшее учебное заведение для дворянских детей, учрежденное по указу императора Александра I. Лицейские годы не только период интенсивного творческого развития Пушкина, но и времени его возникновения дружбы между лицеистами, которая осталась у них на всю жизнь.

Тема реферативной исследовательской работы  «Лицейские друзья Пушкина».

Цель работы – изучение влияния пребывания Пушкина в Царскосельском лицее и лицейских товарищей на его жизнь и творчество.

Задачи:

1. Изучение материалов, рассказывающих о пребывании Пушкина в Лицее.

2.Рассмотрение роли троих самых близких друзей - Пущина, Кюхельбекера, Дельвига – на судьбу Пушкина.

3. Рассмотрение произведений, посвященных дню открытия Лицея – 19 октября.

Объект исследования - творчество и биография Пушкина.

Предмет – лицейский период жизни и творчества Пушкина.

В ходе работы использовались исследовательские методы: анализ литературы по теме, обобщение материалов.

Работа имеет следующую структуру: введение, 3 главы, заключение, библиография. Данная работа может быть использована учащимися, которые интересуются пушкинской темой.

Глава 1.   Пушкин в Лицее

Друзья мои прекрасен наш союз!

Он как душа неразделим и вечен –

Неколебим, свободен и беспечен,

Срастался он под сенью дружных муз.

Куда бы нас ни бросила судьбина

И счастье бы куда  ни повело,

Всё те же мы: нам целый мир - чужбина;

Отечество нам - Царское Село.

А.С. Пушкин “19 октября” (1825)

В Царскосельском лицее Пушкин провёл всего несколько лет, но не забывал о нём на протяжении всей своей недолгой жизни, ведь лицей явился для тогда ещё маленького Пушкина школой жизни, там он познакомился с людьми, которые сопровождали его в течение всего жизненного пути, они стали его лучшими друзьями: Дельвиг, Пущин, Кюхельбекер. Быть может, без них он и не стал бы тем легендарным поэтом, стихи которого мы с наслаждением читаем.

Лицейское братство – самая светлая глава в биографии Пушкина. Куда бы “ни бросила судьбина” лицеистов первого выпуска, куда бы их “счастие не повело”, они всегда обращались мыслью и сердцем к своему царскому отечеству, к тем шести годам, когда в учении и чтении, в шалостях и забавах, в дружбе и ссорах создавалась личность каждого из них. Формировалось и мировоззрение – тот дух свободы, без которого не могло быть у нас ни величайшего национального поэта Пушкина, ни самоотверженных революционеров-декабристов Кюхельбекера и Пущина.

В Лицей двенадцатилетний Пушкин приехал с немалым запасом разнообразных жизненных впечатлений — и от увиденного, и от личного общения, и с почерпнутым из книг. Редкая в таком возрасте начитанность Пушкина поразила его будущих товарищей-лицеистов при знакомстве с ним. Иван Пущин вспоминал: “Все мы видели, что Пушкин нас опередил, многое прочёл, о чём мы и не слыхали, всё, что читал, помнил…”

Но в остальном ему было трудно конкурировать с серьёзными сверстниками. Прекрасного французского оказалось недостаточно, хотя по этому языку он был на втором месте. В Лицее он недурно овладел латынью, но далеко не лучше других знал античную литературу: на уроках ответы многих одноклассников педагогам кажутся предпочтительней. Даже в сложении стихов (часть он пишет по-французски) первоначально у него находятся довольно удачливые соперники. А если ещё учесть, что директор Энгельгард отмечал у Пушкина в качестве недостатков “французский ум” (другими словами, легковесность и чрезмерное вольнодумство) и страсть к сатире (то, что теперь мы называем словом “критиканство”), помноженную на ранний скепсис, то будет понятно, почему уже через год занятий в общем рейтинге Пушкин занимает лишь 28-е место (начав с 14-го). Сам Пушкин самокритично свидетельствовал: 

…порой бывал прилежен,

Порой ленив, порой упрям,

Порой лукав, порою прям,

Порой смирён, порой мятежен,

Порой печален, молчалив,

Порой сердечно говорлив.

Пушкин по характеру в это время был вспыльчивый, к тому же склонный к злой насмешке, внешностью напоминающий обезьяну, за что и имел соответствующие прозвища “обезьяна”, “помесь обезьяны с тигром”, отражавшие его внешность и несдержанный темперамент (Грибоедов позже звал его “мартышкой”). Многие из лицеистов считали его себялюбивым, тщеславным и даже агрессивным. Отсюда другое прозвище — “француз”, отнюдь не только за прекрасное знание французского языка (в годы Отечественной войны тем более обидное и никак не похвальное). Прозвища были почти у всех лицеистов. Но обидных среди них немного, чаще — “швед”, “Кюхля”, “голландец”, “султан”, “маркиз”, “рыжик”, “лиса”, “сибиряк”…

Для  Пушкина  лицей  был   не  только  источником  дорогих воспоминаний,  но  и  многого  существенно  важного  и   решающего   в   его последующем духовном развитии.  В  лицее  были  хорошие  преподаватели,  там читались ученикам основы наук, но еще более, чем преподаватели и  излагаемые ими научные сведения, служил  образованию  их  тесный  дружеский  круг.  Его значение для Пушкина было неизмеримо велико. Пушкин недаром после  окончания лицея отмечал каждую лицейскую годовщину посвященной этой  дате  стихами.  И это были стихи о дружбе. Лицей, лицейское содружество были  тем  самым,  что заменяло ему в юности  столь  необходимое  для  человеческой  души  ощущения дома.  Лицей,  лицейское  содружество,  воспоминания  о   лицее   были   тем положительным основанием, на  котором,  при  всех  ошибках  и  неудачах,  не только в радостях, но и в  невзгодах,  всегда  строилась  внутренняя  судьба личности Пушкина. Это то, на  что  Пушкин  оглядывался  при  всех  поворотах своей жизни, с чем соизмерял все с ним происходящее.

В  лицее,  в  атмосфере  лицея,  все  хорошо   воспитывало. Дружеские беседы изощряли ум и приучали к умственной и  духовной  открытости (к той открытости, без которой не может быть истинного поэта);  прогулки  по садам  лицея  заставляли  вспоминать  и  приобщаться   мыслью   к   прошлому человечества и к его культуре (что нашло потом сильное  отражение  в  поэзии Пушкина). Лицей заложил культурные и человеческие основы  пушкинской  поэзии в значительной степени, нежели  это могли сделать домашнее чтение в  детстве и те уроки, которые давались Пушкину его многочисленными домашними  хорошими и плохими учителями. В лицее  были  возможности  свободного  и  естественно непринужденного приобщения к культуре и – что не менее  важно  –  приобщение всем дружеским кругом, вместе.

 

Глава 2

Пущин, Кюхельбекер, Дельвиг – самые близкие друзья.

В жизни Пушкина лицейская дружба оставила неизгладимые следы. Он быстро подружился с Иваном Пущиным. С первых же дней пребывания в Лицее тринадцатилетний Иван Пущин стал считаться одним из лучших учеников. Его отличали прилежание, благоразумное поведение, добродушие, “чувствительность с мужеством и тонким честолюбием”, особенно же рассудительность, в обращении с окружающими — неизменная вежливость и “приличная разборчивость и осторожность”. Подобное случается не часто: все, кто знал Пущина и во время учёбы в Лицее, и после, даже его идейные противники, отзывались о нём не иначе как исключительно с уважением и симпатией. Повзрослев, он был высок ростом, хорошо сложён. Большие выразительные сине-серые глаза, спокойное лицо. Про таких говорят — красив и духовно, и внешне.

Пушкин и Пущин жили в Лицее рядом: справа комната, над дверью которой была чёрная дощечка с надписью  “№ 13. Иван Пущин”, а слева — “№ 14. Александр Пушкин”. Пущин — тоже москвич, он на год постарше Пушкина. Вместе посмеялись над несчастливым номером комнаты Пущина. Позже всю жизнь подписывали письма друг другу лицейскими номерами.

В 1826 году он написал об Иване Пущине: “Мой первый друг, мой друг бесценный”, как пишут и думают о первой незабываемой любви. Нет, даже больше, чем о первой любви, ибо “она прошла... но с первыми друзьями // Не резвою мечтой союз твой заключён. // Пред грозным временем, пред грозными судьбами // О, милый, вечен он! “. Это было сказано ещё раньше – в 1817 году. А в день смерти Пушкин горько пожалел, что нет рядом Пущина и Малиновского ( «Прохожий, поспеши к стране родной своей! Ах! Грустно умереть далёко от друзей».)

 

Товарищ милый, друг прямой,

Тряхнём рукою руку,

Оставим в чаше круговой

Педантам сродню скуку:

Не в первый раз мы вместе пьём,

Нередко и бранимся,

Но чашу дружества нальём –

И тотчас помиримся. (1814 г.)

11 лет Пушкин знал, что Пущин заживо похоронен в “мрачных пропастях земли” (был в застенках), но дружба не слабела:

Молю святое провиденье:

Да голос мой душе твоей

Дарует то же утешенье,

Да озарит он заточенье

Лучом лицейских ясных дней.

У Пущина были прекрасные отношения со всеми, его никто не обижал, он ни с кем не ссорился. Происходил из родовитой дворянской семьи, его отец — генерал-интендант флота. Но в семье двенадцать детей. И мать, страдавшая душевным расстройством... Так что Пущин совершенно иначе, чем остальные люди, относился к дружбе между лицеистами… Пущина осудят на вечную каторгу; он вернётся из сибирской ссылки лишь в 1856 году и через три года умрёт.

Ещё один лицейский друг Пушкина – Вильгельм Кюхельбекер сильно повлиял на его творчество. А был он смешным таким человечком среди лицеистов. Кюхельбекер, плохо слышащий на одно ухо после золотухи, с необузданной вспыльчивостью и с комической внешностью, вызывавшей постоянные шутки, доходившие до издевательства (ребята в этом возрасте бывают удивительно злыми). Однажды дошло до того, что Кюхля решил топиться — его вытащили из пруда и обсмеяли ещё сильнее, мол, даже утопиться не можешь…

Первое напечатанное стихотворение Пушкина “К другу стихотворцу” обращено именно к Кюхельбекеру. Юношеские размышления о роли и назначении поэта в этом произведении опираются на жизненную основу. Речь идёт о начальных неуклюжих поэтических опытах Кюхельбекера:

Но что? ты хмуришься и отвечать готов;

Пожалуй, - скажешь мне, - не трать излишних слов;

Когда на что решусь, уж я не отступаю,

И знай, мой жребий пал, я лиру избираю.

Пусть судит обо мне, как хочет, целый свет,

Сердись, кричи, бранись, - а я таки поэт.

Нужно было очень тонко понимать характер Кюхельбекера, чтобы написать это. “Когда на что решусь, уж я не отступаю!” – таков был один из важнейших жизненных принципов этого человека. Он осуществил его в дружбе, в литературе и в жизни – в декабрьский день 1825 года, который превратил неимущего и малоизвестного петербургского поэта в “опасного государственного преступника”, строго охраняемого всем могуществом царской власти.

Кюхельбекер, просидев в Петропавловской, Кексгольмской и Шлиссельбургской, затем в Динабургской крепостях, будет отправлен на поселение в Сибирь, где заболеет туберкулёзом и угаснет в Тобольске в 1846 году.

Во многих стихах Пушкин обращается и к одному из любимых друзей – к Антону Дельвигу. Он был очень забавным и смешным. Например, лишённый очков, близорукий Дельвиг, для которого весь свет был как в тумане, а все женщины казались ему красавицами, — то-то была потеха для остальных лицеистов. Именно не способный к зависти Антон Дельвиг в стихотворении «Пушкину» уже в 1815 году предсказал своему другу великое будущее. Флегматичный толстяк и великодушный добряк Дельвиг со своим вечным “Забавно!”, произносимым с задумчивой улыбкой, мягкий, снисходительный даже к обидам со стороны Пушкина (хотя, казалось бы, кому понравится, когда о тебе говорят: “ленивец сонный” и “сын лени вдохновенный”), умел понимать, щадить, ценить и поддерживать друга. Кстати, по воспоминаниям одного из лицеистов о Дельвиге, “только огненная натура Пушкина могла вызвать его к деятельности”. Чаще всего (это о Дельвиге отзывается уже сам Пушкин): “Он предпочитал прогулки по аллеям Царского Села и разговоры с товарищами, коих умственные склонности сходствовали с его собственными”. Умственные склонности Дельвига и Пушкина сходствовали. Они понимали друг друга с полуслова. Для Дельвига Пушкин был самым большим авторитетом. А Пушкин всегда прислушивался к мнению Дельвига-литератора.

А когда в  1831 году умирает Дельвиг (он скончался от “гнилой горячки”) никто не ожидал столь ранней его смерти. Трудно представить, что испытал Пушкин, узнав об этом: “Ужасное известие получил я в воскресенье... Вот первая смерть, мною оплаканная, ... никто на свете не был мне ближе Дельвига. Изо всех связей детства он один оставался на виду – около него собиралась наша бедная кучка. Без него мы точно осиротели”. В тот же день пишет Е.М.Хитрову : “Смерть Дельвига нагоняет на меня тоску. Помимо прекрасного таланта, то была отлично устроенная голова и душа незаурядного закала. Наши ряды начинают редеть...”.

В этом же – 1831 году – на лицейскую годовщину Пушкин откликнулся одним из самых грустных своих стихотворений:

Чем чаще празднует Лицей

Свою святую годовщину,

Тем робче старый круг друзей

В семью стесняется  едину,

Тем реже он; тем праздник наш

В своём веселии мрачнее;

Тем глуше звон заздравных чаш

И наши песни всё грустнее.

И почти последними словами умирающего Пушкина будут слова: “Как жаль, что нет здесь сейчас ни Пущина, ни Малиновского...”. Лицейских товарищей позовёт поэт в последние минуты жизни, как будто ещё раз вспоминая клятву своей прекрасной юности: “Где б ни был я, в огне ли смертельной битвы, при мирных ли брегах родимого ручья, - святому братству верен я!”

Жизнь развела и разбросала лицейских братьев, но лицей навсегда остался для них всех незыблемым и святым символом дружбы. Пущин, Кюхельбекер, Дельвиг. Трое самых близких друзей поэта. Каждый из них – частица жизни Пушкина, частица его сердца, души и характера. Высокая гражданственность жизненной позиции Пущина, цельность и благородство его натуры, непосредственность, порывистость, импульсивность, “сумасбродство” Кюхельбекера, душевная ясность, изящество, гармоничность и доброта Дельвига, - всё это по своему преломилось, выразилось и в характере Пушкина, и в сложном внутреннем мире его личности.

Глава 3.

Особый день - 19 октября

19 октября – самая главная дата в жизни лицеистов первого выпуска. Скрепив свою дружбу одинаково незыблемыми чугунными кольцами, они решили собираться каждый год 19 октября, в честь дня торжественного открытия лицея в 1811 году.

Знаменательной и всегда связанной с друзьями-декабристами была для Пушкина дата открытия Царскосельского лицея. Годы пребывания в этом заведении были связаны с воспоминаниями о вольнолюбивых надеждах, о “святом братстве”, “семье друзей”. На эти даты выпадает создание ряда произведений, которые содержат прямые и косвенные декларации политического характера или дорогие и священные воспоминания для поэта.

Особое место в ряду пушкинских лирических гимнов дружбе занимает элегия “19 октября” 1825 года. Прошло уже несколько лет разлуки Пушкина с друзьями: сначала южная ссылка, потом заточенье в Михайловском.

Печален я: со мною друга нет,

С кем долгую запил бы я разлуку,

Кому бы мог пожать от сердца руку

И пожелать весёлых много лет.

Прямо обращённое к товарищам стихотворение напоминает им об отсутствующих:

Я пью один, и на брегах Невы

Меня друзья сегодня именуют...

Но многие ль и там из вас пируют?

Ещё кого не досчитались вы?

Ещё не догадываясь об этом, Пушкин в дату 19 октября 1825 года как бы закладывает сам для себя основу традиции, которой он никогда потом не изменит; во всех посвящённых лицеистам и годовщинам открытия лицея стихотворениях Пушкин вспоминает прежде всего о тех, кого нет рядом с друзьями. В 1827 году это будут Иван Пущин и Вильгельм Кюхельбекер, сосланные в Сибирь; в 1831 году – “шесть мест упразднённых стоят”, а среди них – “любимейший из любимых” Антон Дельвиг. Но эти мотивы скорби зазвучат ещё не скоро. И в 1825 году Пушкин с любовью и нежностью вспоминает тех людей, с которыми ему посчастливилось повидаться за время своего пребывания в Михайловском:

....Поэта дом опальный,

О Пущин мой, ты первый посетил,

Ты усладил изгнанья день печальный,

Ты в день его лицея превратил.

“Ты, Горчаков, счастливец с первых дней... невзначай просёлочной дорогой мы встретились и братски обнялись”. “И ты пришёл, о Дельвиг мой!”

Главным в стихотворении 1825 года становится истинный гимн дружбе, навсегда вошедший в сознание и память любого русского читателя:

Друзья мои прекрасен наш союз!

Он как душа неразделим и вечен –

Неколебим, свободен и беспечен,

Срастался он под сенью дружных муз.

Чистота, бескорыстность, широта дружеского чувства Пушкина поразительны. В том же году Пушкин пишет стихотворение “Дружба”, состоящее из одного четверостишья.

Что дружба? Лёгкий пыл похмелья,

Обиды вольный разговор,

Обмен тщеславия, безделья

Иль покровительства позор.

Невозможно поверить, что это пишет тот же Пушкин, только что восклицавший: “Друзья мои, прекрасен наш союз!”. Что вызвало эти горькие и безжалостные строки? Просто ли дурное настроение или внезапно проснувшиеся воспоминания о встречах и отношениях с людьми, далёкими от лицея. Может быть, ведь в стихотворении “19 октября” есть тень этих неприятных впечатлений:

Друзьям иным душой предался нежной;

Но горек был небратский их привет.

Пушкин не хочет вспоминать невежество, предательство и коварство “иных друзей”, он не хочет омрачать этими воспоминаниями стихи, посвящённые Лицею, но горечь и обида, видимо, так сильны в его душе, что нечаянно отчеканиваются в это короткое четверостишие.

 

Заключение

Работа с биографией и творчеством Пушкина очень интересна. С его жизнью связано и на его судьбу влияло большое количество известных людей. Среди них и поэты, и писатели, и ученые, и критики, и художники, и исторические деятели. Характер Пушкина во многом сложился под влиянием его пребывания в стенах Царскосельского лицея, где ему посчастливилось встретить настоящих друзей. Самыми близкими друзьями Пушкина можно называть лишь  троих: А. Дельвига, И. Пущина и В. Кюхельбекера, именно они заслужили доверие великого русского поэта и были настоящими его друзьями и соратниками.                            


 

 

 

 

Библиография

1. Афанасьев В.В. А.С.Пушкин. - М., 1991.

2. Белинский В.Г. Статьи о Пушкине.- Саратов. 1990.

3. Бердяев Н.А. Русская идея // Русская литература. - 1990. № 2.

4. Виноградов М.И. По живому следу. Духовные искания русской классики. - М., 1997.

5. Бонди С.М. О Пушкине. М., 1978

6. Вацуро В.Э. «Северные цветы»: История альманаха Дельвига - Пушкина. М., 1978

7. Лобикова, Е.С. В кругу друзей – М.: «Просвещение», 1990.

8. Лотман, М.Ю. Биография поэта - М.: «Просвещение», 1981.

9. Мейлах, Б.С. Талисман -  М: «Просвещение», 1975.

10. Пушкин в воспоминаниях современников. Изд. третье, дополненное. Т. 1-2. СПб., 1998

11. http://ru.wikipedia.org/wiki/Пушкин,_Александр_Сергеевич

12. http://www.rvb.ru/pushkin/

13. http://www.stihi-rus.ru/Pushkin/stihi/

14. http://literatura5.narod.ru/pushkin_epoxa.html

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1.

Краткая биография И.И. Пущина

         Иван Иванович Пущин – (1798, Москва –1859, имение Марьино, Бронницкий уезд Московской губернии (сейчас Раменский район Московской области), похоронен в Бронницах, около городского собора) – декабрист, коллежский асессор. Товарищ Пушкина по Лицею, ближайший его друг.

      Сразу же после окончания Лицея Пущин вступил в тайное общество. Он являлся одним из основателей "Северного общества", принадлежал к наиболее революционному его крылу.

      В 1823 году Пущин вышел из гвардии, демонстративно оставив блестящую военную карьеру, которая открывалась перед ним, и поступил в надворные судьи петербургской уголовной палаты. В этой скромной должности он энергично боролся против взяточничества и неправосудия.

      14 декабря 1825 года Пущин находился среди восставших, действовал энергично и хладнокровно. На следующий день после восстания лицейский товарищ его А.М.Горчаков предлагал ему устроить побег за границу, но Пущин отказался: он хотел разделить участь товарищей.

      Дружба Пушкина и Пущина началась с первых лицейских дней. Многие лицейские стихи (или строки в стихах) Пушкина посвящены Пущину ("К Пущину", "Воспоминание", "Мое завещание", "Пирующие студенты", "В альбом Пущину" и др.).

      Друзья часто виделись и после окончания Лицея, до южной ссылки Пушкина.

      В январе 1825 года Пущин посетил ссыльного Пушкина в Михайловском.   Эта встреча друзей была последней. Через год, когда Пущин уже был заключен в крепость, поэт вновь вспоминает об этом последнем свидании в стихотворении "Мой первый друг, мой друг бесценный!"

      Умирая, Пушкин вспомнил о далеком друге, говорил, что ему было бы легче, если бы рядом был Пущин.

  Мой первый друг, мой друг бесценный!

И я судьбу благословил,

Когда мой двор уединенный,

Печальным снегом занесенный,

Твой колокольчик огласил.

Молю святое провиденье:

Да голос мой душе твоей

Дарует то же утешенье,

Да озарит он заточенье

Лучом лицейских ясных дней!

          При жизни Пушкина это стихотворение не печаталось. Написано 13 декабря 1826, во Пскове.

Стихотворение было переслано Пущину в Сибирь на каторгу вместе с посланием декабристам "Во глубине сибирских руд".

Для первой строфы этого стихотворения Пушкин взял без изменений 5 первых стихов неоконченного послания Пущину, написанного еще в 1825 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2.

Краткая биография В.К. Кюхельбекера

         Вильгельм Карлович Кюхельбекер – (1797, Санкт-Петербург  –  1846, Тобольск) – русский поэт, писатель и общественный деятель, издатель альманаха "Мнемозина", декабрист. Товарищ Пушкина по Лицею, ближайший его друг.

      Восторженный энтузиаст, бескорыстный мечтатель, преданный добру и народному благу, Кюхельбекер прожил жизнь тяжелую и несчастливую. Баратынский писал о нем: "Человек вместе достойный уважения и сожаления, рожденный для любви к славе (может быть, и для славы) и для несчастия".

      По воспоминаниям М.А.Корфа, "он был предметом неистощимых наших насмешек в лицее за свои странности, неловкости и смешную оригинальность".

      Кюхельбекер был влюблен в поэзию, обладал незаурядным талантом критика. Однако поэтическое дарование его было невелико. Его литературные вкусы были несколько архаичны.

      Незадолго до 1825 года Кюхельбекер вступил в тайное общество. 14 декабря он находился на Сенатской площади в рядах восставших. После разгрома восстания был приговорен к смертной казни, замененной 20-летней каторгой.

      До 1835 года Кюхельбекер содержался в различных крепостях, затем был сослан на поселение в город Баргузин. Десятилетнее пребывание в крепостях привело его к чахотке, от которой он умер в 1846 году.

         Пушкин был очень привязан к Кюхельбекеру, что не мешало ему временами относиться к другу с добродушной насмешкой. "Кюхле" посвящены многочисленные лицейские эпиграммы Пушкина ("Несчастье Клита", "Вот Виля, он любовью дышит", "Эпиграмма на смерть стихотворца". К нему же относится послание "К другу стихотворцу", стихотворения "Разлука" и "Пирующие студенты".

      К дарованию Кюхельбекера Пушкин и в дальнейшем относился весьма критически; однако он высоко ценил его эрудицию, литературный вкус, его восторженную душу. В мятущейся душе Кюхельбекера Пушкин видел нечто родственное себе. "Мой брат родной по музе, по судьбам" – так называет он Кюхельбекера.

      Отдельные черты Кюхельбекера Пушкин использовал в образе Ленского.

      В последний раз друзья увиделись случайно, по пути из Москвы в Петербург. Пушкин остановился на станции Залазы. Внимание его было привлечено арестантом "с черною бородою, в фризовой шинели". "Мы пристально смотрим друг на друга, – записал потом Пушкин в дневнике, – и я узнаю Кюхельбекера. Мы кинулись друг к другу в объятия. Жандармы нас растащили... Кюхельбекеру сделалось дурно. Жандармы дали ему воды, посадили в тележку и ускакали" (А.С.Пушкин. ПСС в 10 т. –М.: "Наука", 1962-1966, т. VIII, стр. 21). Встреча произошла 15 октября 1827 года, когда Кюхельбекера перевозили из Шлиссельбургской крепости в Динабургскую.

      Во время пребывания Кюхельбекера в крепостях Пушкин поддерживал с ним переписку, посылал ему книги, вызывая этим недовольство Бенкендорфа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3.

Краткая биография А.А. Дельвига

 

         Антон Антонович Дельвиг – (1798, Москва – 1831, Санкт-Петербург) – барон, русский поэт, издатель альманахов "Северные цветы" (1825–1831) и "Подснежник" (1829) и "Литературной газеты" (1830). Товарищ Пушкина по Лицею, ближайший его друг.

      Уже мальчиком Дельвиг соединял с крайней флегматичностью любовь к поэзии и живую фантазию. Первым из лицеистов начал печататься в журналах. В 1818 году избран в Вольное общество любителей словесности, наук и художеств. Стихи его – идиллии, подражания древним, несколько песен в русском народном духе – отмечены безупречным вкусом.

      С 1821 года служил в Публичной библиотеке помощником библиотекаря – И.А.Крылова. За посещение ссыльного Пушкина в Михайловском в 1825 году Дельвиг был уволен со службы.

      В 1830 году он начал издавать "Литературную газету", в которой принимал участие Пушкин. Осенью 1830 года в "Литературной газете" было напечатано стихотворение французского поэта Казимира Делавиня, посвященное жертвам Июльской революции 1830 г. во Франции. Шеф жандармов Бенкедорф подверг Дельвига грубому допросу, кричал на него, грозил Сибирью. Дельвиг был отстранен от редактирования. Это потрясение подорвало его и без того слабое здоровье. 14 января 1831 года он умер.

      К творчеству Пушкина Дельвиг относился восторженно:

Пушкин! Он и в лесах не укроется;

Лира выдаст его громким пением...

И от смертных восхитит бессмертного

Аполлон на Олимп торжествующий.

      Пушкин высоко ценил поэтический дар Дельвига, отмечал в нем "необыкновенное чувство гармонии" и "классическую стройность".

      Многие друзья Пушкина признавали, что больше и нежнее всех поэт любил Дельвига. А.П.Керн вспоминает об одной их встрече после длительной разлуки: Пушкин, "узнавши о приезде Дельвига, тотчас приехал, быстро пробежал через двор и бросился в его объятия; они целовали друг у друга руки и, казалось, не могли наглядеться один на другого. Они всегда так встречались и прощались: была обаятельная прелесть в их встречах и расставаниях".

      Смерть Дельвига произвела на Пушкина сильное впечатление. Он пишет Плетневу: "Грустно, тоска. Вот первая смерть, мною оплаканная... никто на свете не был мне ближе Дельвига. Изо всех связей детства он один оставался на виду – около него собиралась наша бедная кучка. Без него мы точно осиротели" (А.С.Пушкин. ПСС в 10 т. –М.: "Наука", 1962-1966, т. X, стр. 334).

      Пушкин не раз упоминал имя Дельвига в своих произведениях (шестая глава "Евгения Онегина", "19 октября", "Сонет", "Художнику" и пр.).

      В критических статьях он цитировал изречения Дельвига. После смерти друга Пушкин работал над его биографией, желая сохранить для потомков его жизнь, "богатую не романтическими приключениями, но прекрасными чувствами, светлым, чистым разумом и надеждами" (А.С.Пушкин. ПСС в 10 т. –М.: "Наука", 1962-1966, т. Х, стр. 336).

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "«Лицейские друзья А.С. Пушкина»"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Флорист

Получите профессию

Бухгалтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

 

 Пушкин Александр Сергеевич, первый русский писатель мирового значения, общепризнанный основатель русской литературы нового времени и канонизатор русского литературного языка. В 1811 г. Александр Сергеевич поступает в Царскосельский лицей — привилегированное высшее учебное заведение для дворянских детей, учрежденное по указу императора Александра I. Лицейские годы не только период интенсивного творческого развития Пушкина, но и времени его возникновения дружбы между лицеистами, которая осталась у них на всю жизнь.

Тема реферативной исследовательской работы  «Лицейские друзья Пушкина».

Цель работы – изучение влияния пребывания Пушкина в Царскосельском лицее и лицейских товарищей на его жизнь и творчество.

Задачи:

1. Изучение материалов, рассказывающих о пребывании Пушкина в Лицее.

2.Рассмотрение роли троих самых близких друзей - Пущина, Кюхельбекера, Дельвига – на судьбу Пушкина.

3. Рассмотрение произведений, посвященных дню открытия Лицея – 19 октября.

Объект исследования - творчество и биография Пушкина.

Предмет – лицейский период жизни и творчества Пушкина.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 651 582 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 03.01.2015 2906
    • DOCX 276 кбайт
    • 25 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Федотова Людмила Степановна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Федотова Людмила Степановна
    Федотова Людмила Степановна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 30222
    • Всего материалов: 23

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Няня

Няня

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 234 человека из 59 регионов
  • Этот курс уже прошли 3 167 человек

Курс повышения квалификации

Речевое развитие школьников на уроках родного (русского) языка в условиях реализации обновленного ФГОС НОО

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 39 человек из 21 региона
  • Этот курс уже прошли 214 человек

Курс профессиональной переподготовки

Родной (русский) язык и родная литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель родного языка (русского языка) и родной литературы

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 87 человек

Мини-курс

Творчество и технологии в медиакоммуникациях

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Читательская грамотность у школьников

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 32 человека из 16 регионов
  • Этот курс уже прошли 64 человека

Мини-курс

Основы финансовой отчетности

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе