Инфоурок Русский язык Другие методич. материалы«Лесной царь». Взаимодействие слова и музыки в балладе

«Лесной царь». Взаимодействие слова и музыки в балладе

Скачать материал

Интегрированный урок (литература,  немецкий язык и музыка) в 5 классе

Приставкина Ирина Васильевна, учитель русского языка и литературы

МОУ Новокурская СОШ

       Тема урока:  «Лесной царь». Взаимодействие слова и музыки в балладе

Тип урока: интегрированный урок

Цели и задачи урока:

Образовательные:

Формирование у учащихся целостного восприятия литературно-музыкального произведения - баллады. Ознакомление учащихся с жанровыми особенностями баллады с точки зрения литературы и музыки. Совершенствование навыков выразительного чтения поэтического текста. Закрепление понятия «литературный образ», «музыкальный образ», на примере баллады “Лесной царь”, подчеркнуть непреходящее значение гениев  (И. В. Гёте, В. А. Жуковский, Ф. Шуберт), показать, как звучат эти стихи на русском и немецком языках.

Развивающие:

Развитие познавательного интереса, творческих способностей детей, формирование их духовных потребностей, литературных и музыкальных вкусов через организацию творческой учебной деятельности. Расширение кругозора, повышение интеллектуального уровня учащихся

Воспитательные:

Воспитание нравственно-эмоциональной сферы, способности к сопереживанию, к пониманию душевного состояния другого человека через музыкальные и литературные образы, воспитание любви к литературе и иностранному языку, как к искусству слова и к великому искусству – музыке.

Оборудование: мультимедийный проектор, выставка книг И.Ф. Гёте, В. А. Жуковского, цветные карандаши, бумага для рисования.

Ход урока

I.                  Сообщение темы и цели урока

Слайд 1.(Лес ) Звучит соната Баха

- Ребята, на наш урок сегодня я не случайно пришла с веточками из этого леса, а зачем вы узнаете в конце урока

(На экране появляется тема урока)

Учитель: Наш сегодняшний интегрированный урок немного не обычен.      Посвящён он «Взаимодействию  слова и музыки» в балладе «Лесной царь».

Нам хотелось бы, чтобы каждый из вас нашёл сегодня в уроке что–нибудь для себя, чтобы урок пробудил в вас любовь к классике, искусству, поэзии, живописи, музыке, а также к произведению, которое связывает этих великих гениев слова и музыки.

 (Слайд2)

А начнём знакомство с первооткрывателя этого произведения И.В.Гёте.

(Слайд3)

II.               Актуализация знаний, умений и навыков

1.     Знакомство с немецким поэтом В. Гёте. Слово учителя

Немецкий писатель Иоганн Вольфганг  Гёте  родился 28 августа 1749 во  Франкфурте -на-Майне. Это - основоположник немецкой литературы Нового времени. Гёте был многосторонне образованным человеком.

(Слайд4)

Поистине универсальный гений – поэт, драматург, романист, переводчик, литературный критик, мемуарист, живописец, искусствовед, режиссер, актер, ученый, ботаник, оптик, зоолог, минераловед, государственный деятель ...

 

2.     Сообщения учащихся о Гёте.

3.     Учитель литературы

Образ Лесного царя традиционен для германского фольклора. Стоит только вспомнить сказочников: братьев Гримм, Гауфа, Гофмана. Все они интересовались миром загадок, тайн, чудес. Жизнь им казалась торжеством неразгаданной тайны. Нередко таинственное обретало черты зловещие, злая судьба играла героями. Такова и баллада Гёте «Лесной царь» (1782)

 

4.     Знакомство с литературным жанром - балладой

- Ребята, а знаете ли  вы, что такое баллада?

Первоначально баллада была лирической хороводной песней и, следовательно, связывалась с танцем. Позже она стала лирическим стихотворением очень точного и строгого построения

 (Слайд 5)

Есть баллады и в русском устном народном творчестве. Это, например, песни-баллады «Ванька-ключник», «Сестра и братья-разбойники» и др.

Баллада «Лесной царь»  повествует о гибели ребёнка, измученного болезнью и страхом. Внимательно вслушайтесь в сюжет баллады: малютка гибнет не только от болезни, которая его мучает. В бреду он видит Лесного царя, слышит его речи, он испуган. Умирающий ребёнок представляет себе героев народных преданий. Страх перед их появлением живёт не только в сознании больного – это порождение народной фантазии и ужаса перед мрачным лесом в ночную пору, перед таинственными клубами тумана. Страх перед неведомым может погубить. Грустная и драматическая история, какими обычно являлись баллады.

В основу сюжета “Лесной царь” легла детская народная баллада “Дочери короля эльфов”, вдохновившая Гёте на создание образа Лесного царя – духа леса, а это произведение подвигло великого австрийского композитора Шуберта написать песню на эти стихи.

5.     Знакомство с творчеством   Ф.Шуберта

(Слайд 6,7)

6.     Слово учителя

Франц Петер Шуберт – знаменитый австрийский композитор. Богато одаренная музыкальная натура Шуберта сказалась очень рано; этому способствовала окружавшая его музыкальная среда его семьи. Шуберт он сочинил более 600 песен, в том числе на стихи Гёте - 70 песен. Песни Шуберта не похожи на те, что создавались до него. Его песни - небольшие музыкальные спектакли с определённым сюжетом, в которых очень глубоко воплощён внутренний мир «действующих лиц». Чаще всего песни Шуберта лиричны, но нередко носят и драматический характер. К таким остродраматическим произведениям относится песня – баллада «Лесной царь», написанная в 1815 году на стихи великого немецкого поэта И. Ф. Гёте,  которая послужила основой славы композитора. А сочинил Шуберт «Лесного царя», когда ему было всего лишь 18 лет. Вот как описывает рождение этой песни один из друзей Шуберта: «Мы застали Шуберта в совершенно разгорячённом состоянии, громко читавшим по книжке «Лесного царя». Он прошёлся с книжкой несколько раз взад и вперёд по комнате, внезапно сел, - и в самое короткое время баллада появилась на бумаге. В тот же вечер «Лесной царь» был исполнен и принят с восторгом».

 

- Послушайте песню на немецком языке и клип с переводом Савочкина, попытайтесь определить, что вы услышите в музыке?

 

Звучит баллада “Лесной царь” Ф.Шуберта

(Слайд 8, клип)

 

9. Беседа с классом по прослушанному произведению

- Исполнитель один, а сколько звучит в голосе разных характеров?

- Взволнованный? – Рассказчик (автор).

- Встревоженный? – Отец.

- Безумно испуганный, задыхающийся? – Ребёнок.

- Сладостно завлекающий, а потом угрожающий? – Лесной царь.

Все эти характеры как бы подчинены единому драматическому образу. В этом образе напряжённое движение –« конь не скачет - летит». Движение это останавливается лишь однажды – в самом конце песни, на словах рассказчика – «ездок доскакал… В руках его мёртвый младенец лежал».

Гёте переводили многие поэты: В. А. Жуковский, М. И. Цветаева, Ф. И. Тютчев, А. К. Толстой, А. А. Фет. А сейчас ребята прочитают вам перевод М.И.Цветаевой по ролям.

7.     Чтение учащимися по ролям  баллады в переводе М.И.Цветаевой

Кто так поздно скачет сквозь ветер и ночь? Это отец с ребёнком. Он крепко прижал к себе мальчика, ребенку у отца покойно, ребенку у отца тепло.

— «Мой сын, что ты так робко прячешь лицо?»

— «Отец, ты не видишь Лесного царя? Лесного царя в короне и с хвостом?»

— «Мой сын, это полоса тумана!»

— «Милое дитя, иди ко мне, иди со мной! Я буду играть с тобой в чудные игры. На побережье моем — много пестрых цветов, у моей матери — много золотых одежд!»

 — «Отец, отец, неужели ты не слышишь, что Лесной царь мне шепотом обещает?»

— «Успокойся, мой сын, не бойся, мой сын, в сухой листве — ветер шуршит».

— «Хочешь, нежный мальчик, идти со мной? Мои дочери чудно тебя будут нянчить, мои дочери ведут ночной хоровод,— убаюкают, упляшут, упоют тебя».

— «Отец, отец, неужели ты не видишь — там, в этой мрачной тьме, Лесного царя дочерей?» — «Мой сын, мой сын, я в точности вижу: то старые ивы так серо светятся...»

— «Я люблю тебя, меня уязвляет твоя красота! Не хочешь охотой — силой возьму!»

— «Отец, отец, вот он меня схватил! Лесной царь мне сделал больно!»

Отцу жутко, он быстро скачет, он держит в объятиях стонущее дитя, доскакал до дворца с трудом, через силу,— ребенок в его руках был мертв.

 

Переводить стихи очень трудно. И не всякий поэт может быть переводчиком. Переводчик должен свободно владеть языком, с которого он переводит. Только большие поэты могут быть переводчиками. Но переводы Василия Андреевича Жуковского в большинстве случаев воспроизводят подлинник с изумительной точностью. Пушкин называл Жуковского “гений перевода”!

 

 

 

8.     Знакомство с творчеством В. А. Жуковского

Василий Андреевич Жуковский – поэт чьё творчество оказало огромное влияние на целое поколение российских поэтов.

(Слайд9)

9.     Сообщение учеников о В. А. Жуковском.

10. Слово учителя

Баллады – один из любимых жанров Жуковского. Марина Цветаева так писала о переводе Жуковским баллады Гёте «Лесной царь»: «Вещи равновелики. Лучше перевести «Лесного царя», чем это сделал Жуковский, нельзя. И не должно пытаться. За столетие давности это уже не перевод, а подлинник. Это просто другой «Лесной царь».

11. Выразительное чтение учителем баллады В. А. Жуковского «Лесной царь»

(Слайд10)

Беседа с классом

1.     Назовите героев баллады. А какие ещё образы встретились в балладе?

2.     Какое трагическое событие положено в основу сюжета?

3.     Каким представляется мальчику Лесной царь?

4.     Видит ли Лесного царя отец? Почему видение является только сыну?

5.     Как нагнетает автор атмосферу страха?

6.     Почему отец не спас ребёнка? Во что не верит отец, как объясняет он страх мальчика?

Слишком поздно он поверил в реальность чудесного мира, в правду народной и детской фантазии. В балладе присутствует загадочный мир. А читателю остаётся гадать, реальный или фантастический мир нарисован в балладе.

 

7.     Что же погубило мальчика?

У Жуковского ребёнок погибает из – за страха. У Гёте – от Лесного царя. У Жуковского – просто. Ребёнок испугался, отец не сумел его успокоить, ребёнку показалось, что его схватили (может быть, ветка хлестнула), и из-за всего этого показавшегося ребёнок достоверно умер…

Туман над водой или белая борода Лесного царя, ветер, колышущий листья или голос Лесного царя – что же на самом деле присутствует в произведении? Это и есть тайна баллады.

12. Учитель литературы

(Слайд 11)

А сейчас посмотрите картины молодой московской художницы Янины Куштевской. Наряду со многими высоко оцененными театральными работами, Янина Куштевская часто соединяет в своих личных картинах искусство и литературу. Выставлялась она не только на Родине, но также в Японии и Германии.

Творчество уже многих поэтов Янина перевоплотила в зримые образы, но её самая большая любовь принадлежит, всё-таки, Гёте.  Серия работ «Лесной царь» написана в 2005-том году, маслом по бумаге. Цикл «Лесной царь» сразу создаёт сильное впечатление: когда смотришь на эти картины, делаешь всё больше и больше открытий и скоро погружаешься в мир, в котором листья кажутся настоящими, а всё остальное – фантазией.

 

III.                Подведение итогов урока. 

1. Беседа с классом

1.                 Какие открытия вы сделали для себя на сегодняшнем уроке?

2.                 Что вас больше всего взволновало?

3.                 Какие образы из баллады «Лесной царь» отложились  в вашей памяти?

4.                 Могут ли взаимодействовать между собой слово и музыка?

 (Слайд17)

5.                 Чтобы вы хотели добавить или изменить в произведении?

2.                      Рефлекия результативности урока

- А каким вы хотели бы видеть Лесного царя, как вы его представляете, попробуйте нарисовать.

(Рисуют, звучит «Лунная соната» Бетховена ) (Слайд18)

Дети вывешивают работы.

3.                      Оценивание

- Молодцы, ребята, я вижу, что действительно каждый из вас нашёл что-то своё в уроке, взаимодействие слова и музыки произвело и на вас неизгладимое впечатление.

Помните, в начале нашего урока я вам говорила об этих веточках, они из царства Лесного царя, я хочу подарить вам в память о нашем сегодняшнем уроке эти веточки вербы. (Слайд19)

Верба – это символ весны, пробуждения природы.  Маленькие пушистики, к которым так хочется прикоснуться рукой уже без перчатки - способны оградить от несчастий и изменить судьбу... пусть эти маленькие милые пушистики, тянущиеся к солнцу, станут для вас началом прекрасной и счастливой весны!

Эти веточки ребята можно поставить в воду, они зазеленеют, пустят корни,  вы их сможете посадить, и у вас вырастет настоящее лесное царство, где обязательно поселится добрый лесной царь, который будет дарить вам прохладу, цветочные и грибные поляны, чистый и свежий воздух.

С. Я. Маршак “Пожелания друзьям»

Желаю вам расти, цвести,

Крепить, копить здоровье.

Оно для дальнего пути –

Главнейшее условие.

Пусть каждый день и каждый час

Вам новое добудут.

Пусть будет добрым ум у вас,

А сердце умным будет.

 

Список рекомендуемых произведений

 

 

Иоганн Вольфганг Гёте

 

Баллады

1.     Рыбак

2.     Певец

3.     Кладоискатель

4.     Коринфская невеста

5.     Ученик чародея

6.     Крысолов

 

Стихотворения

 

 

Василий Андреевич Жуковский

 

Баллады

1.     Людмила

2.     Светлана

3.     Кассандра

4.     Ленора

5.     Элевзинский праздник

 

Стихотворения

 

Франц Петер Шуберт

 

Песни

1.     Маргарита  за прялкой  (на слова И. В. Гёте)

2.     Жалоба девушки  (на слова Ф. Шиллера)

3.     Цикл «Зимний путь» (на слова В. Мюллера)

4.     Утренняя серенада (на слова В. Шекспира)

5.     «Ave  Maria» (на слова В Скотта)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "«Лесной царь». Взаимодействие слова и музыки в балладе"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Менеджер спортивного клуба

Получите профессию

Методист-разработчик онлайн-курсов

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Интегрированный урок (литература,  немецкий язык и музыка) в 5 классе

Приставкина Ирина Васильевна, учитель русского языка и литературы

МОУ Новокурская СОШ

       Тема урока:  «Лесной царь». Взаимодействие слова и музыки в балладе

Тип урока: интегрированный урок

Цели и задачи урока:

Образовательные:

Формирование у учащихся целостного восприятия литературно-музыкального произведения - баллады. Ознакомление учащихся с жанровыми особенностями баллады с точки зрения литературы и музыки. Совершенствование навыков выразительного чтения поэтического текста. Закрепление понятия «литературный образ», «музыкальный образ», на примере баллады “Лесной царь”, подчеркнуть непреходящее значение гениев  (И. В. Гёте, В. А. Жуковский, Ф. Шуберт), показать, как звучат эти стихи на русском и немецком языках.

Развивающие:

Развитие познавательного интереса, творческих способностей детей, формирование их духовных потребностей, литературных и музыкальных вкусов через организацию творческой учебной деятельности. Расширение кругозора, повышение интеллектуального уровня учащихся

Воспитательные:

Воспитание нравственно-эмоциональной сферы, способности к сопереживанию, к пониманию душевного состояния другого человека через музыкальные и литературные образы, воспитание любви к литературе и иностранному языку, как к искусству слова и к великому искусству – музыке.

Оборудование: мультимедийный проектор, выставка книг И.Ф. Гёте, В. А. Жуковского, цветные карандаши, бумага для рисования.

Ход урока

I.               Сообщение темы и цели урока

Слайд 1.(Лес ) Звучит соната Баха

- Ребята, на наш урок сегодня я не случайно пришла с веточками из этого леса, а зачем вы узнаете в конце урока

(На экране появляется тема урока)

Учитель: Наш сегодняшний интегрированный урок немного не обычен.      Посвящён он «Взаимодействию  слова и музыки» в балладе «Лесной царь».

Нам хотелось бы, чтобы каждый из вас нашёл сегодня в уроке что–нибудь для себя, чтобы урок пробудил в вас любовь к классике, искусству, поэзии, живописи, музыке, а также к произведению, которое связывает этих великих гениев слова и музыки.

 (Слайд2)

А начнём знакомство с первооткрывателя этого произведения И.В.Гёте.

(Слайд3)

II.            Актуализация знаний, умений и навыков

1.    Знакомство с немецким поэтом В. Гёте. Слово учителя

Немецкий писатель Иоганн Вольфганг  Гёте  родился 28 августа 1749 во  Франкфурте -на-Майне. Это - основоположник немецкой литературы Нового времени. Гёте был многосторонне образованным человеком.

(Слайд4)

Поистине универсальный гений – поэт, драматург, романист, переводчик, литературный критик, мемуарист, живописец, искусствовед, режиссер, актер, ученый, ботаник, оптик, зоолог, минераловед, государственный деятель ...

 

2.    Сообщения учащихся о Гёте.

3.    Учитель литературы

Образ Лесного царя традиционен для германского фольклора. Стоит только вспомнить сказочников: братьев Гримм, Гауфа, Гофмана. Все они интересовались миром загадок, тайн, чудес. Жизнь им казалась торжеством неразгаданной тайны. Нередко таинственное обретало черты зловещие, злая судьба играла героями. Такова и баллада Гёте «Лесной царь» (1782)

 

4.    Знакомство с литературным жанром - балладой

- Ребята, а знаете ли  вы, что такое баллада?

Первоначально баллада была лирической хороводной песней и, следовательно, связывалась с танцем. Позже она стала лирическим стихотворением очень точного и строгого построения

 (Слайд 5)

Есть баллады и в русском устном народном творчестве. Это, например, песни-баллады «Ванька-ключник», «Сестра и братья-разбойники» и др.

Баллада «Лесной царь»  повествует о гибели ребёнка, измученного болезнью и страхом. Внимательно вслушайтесь в сюжет баллады: малютка гибнет не только от болезни, которая его мучает. В бреду он видит Лесного царя, слышит его речи, он испуган. Умирающий ребёнок представляет себе героев народных преданий. Страх перед их появлением живёт не только в сознании больного – это порождение народной фантазии и ужаса перед мрачным лесом в ночную пору, перед таинственными клубами тумана. Страх перед неведомым может погубить. Грустная и драматическая история, какими обычно являлись баллады.

В основу сюжета “Лесной царь” легла детская народная баллада “Дочери короля эльфов”, вдохновившая Гёте на создание образа Лесного царя – духа леса, а это произведение подвигло великого австрийского композитора Шуберта написать песню на эти стихи.

5.    Знакомство с творчеством   Ф.Шуберта

(Слайд 6,7)

6.    Слово учителя

Франц Петер Шуберт – знаменитый австрийский композитор. Богато одаренная музыкальная натура Шуберта сказалась очень рано; этому способствовала окружавшая его музыкальная среда его семьи. Шуберт он сочинил более 600 песен, в том числе на стихи Гёте - 70 песен. Песни Шуберта не похожи на те, что создавались до него. Его песни - небольшие музыкальные спектакли с определённым сюжетом, в которых очень глубоко воплощён внутренний мир «действующих лиц». Чаще всего песни Шуберта лиричны, но нередко носят и драматический характер. К таким остродраматическим произведениям относится песня – баллада «Лесной царь», написанная в 1815 году на стихи великого немецкого поэта И. Ф. Гёте,  которая послужила основой славы композитора. А сочинил Шуберт «Лесного царя», когда ему было всего лишь 18 лет. Вот как описывает рождение этой песни один из друзей Шуберта: «Мы застали Шуберта в совершенно разгорячённом состоянии, громко читавшим по книжке «Лесного царя». Он прошёлся с книжкой несколько раз взад и вперёд по комнате, внезапно сел, - и в самое короткое время баллада появилась на бумаге. В тот же вечер «Лесной царь» был исполнен и принят с восторгом».

 

- Послушайте песню на немецком языке и клип с переводом Савочкина, попытайтесь определить, что вы услышите в музыке?

 

Звучит баллада “Лесной царь” Ф.Шуберта

(Слайд 8, клип)

 

9. Беседа с классом по прослушанному произведению

- Исполнитель один, а сколько звучит в голосе разных характеров?

- Взволнованный? – Рассказчик (автор).

- Встревоженный? – Отец.

- Безумно испуганный, задыхающийся? – Ребёнок.

- Сладостно завлекающий, а потом угрожающий? – Лесной царь.

Все эти характеры как бы подчинены единому драматическому образу. В этом образе напряжённое движение –« конь не скачет - летит». Движение это останавливается лишь однажды – в самом конце песни, на словах рассказчика – «ездок доскакал… В руках его мёртвый младенец лежал».

Гёте переводили многие поэты: В. А. Жуковский, М. И. Цветаева, Ф. И. Тютчев, А. К. Толстой, А. А. Фет. А сейчас ребята прочитают вам перевод М.И.Цветаевой по ролям.

7.    Чтение учащимися по ролям  баллады в переводе М.И.Цветаевой

Кто так поздно скачет сквозь ветер и ночь? Это отец с ребёнком. Он крепко прижал к себе мальчика, ребенку у отца покойно, ребенку у отца тепло.

— «Мой сын, что ты так робко прячешь лицо?»

— «Отец, ты не видишь Лесного царя? Лесного царя в короне и с хвостом?»

— «Мой сын, это полоса тумана!»

— «Милое дитя, иди ко мне, иди со мной! Я буду играть с тобой в чудные игры. На побережье моем — много пестрых цветов, у моей матери — много золотых одежд!»

 — «Отец, отец, неужели ты не слышишь, что Лесной царь мне шепотом обещает?»

— «Успокойся, мой сын, не бойся, мой сын, в сухой листве — ветер шуршит».

— «Хочешь, нежный мальчик, идти со мной? Мои дочери чудно тебя будут нянчить, мои дочери ведут ночной хоровод,— убаюкают, упляшут, упоют тебя».

— «Отец, отец, неужели ты не видишь — там, в этой мрачной тьме, Лесного царя дочерей?» — «Мой сын, мой сын, я в точности вижу: то старые ивы так серо светятся...»

— «Я люблютебя, меня уязвляет твоя красота! Не хочешь охотой — силой возьму!»

— «Отец, отец, вот он меня схватил! Лесной царь мне сделал больно!»

Отцу жутко, он быстро скачет, он держит в объятиях стонущее дитя, доскакал до дворца с трудом, через силу,— ребенок в его руках был мертв.

 

Переводить стихи очень трудно. И не всякий поэт может быть переводчиком. Переводчик должен свободно владеть языком, с которого он переводит. Только большие поэты могут быть переводчиками. Но переводы Василия Андреевича Жуковского в большинстве случаев воспроизводят подлинник с изумительной точностью. Пушкин называл Жуковского “гений перевода”!

 

 

 

8.    Знакомство с творчеством В. А. Жуковского

Василий Андреевич Жуковский – поэт чьё творчество оказало огромное влияние на целое поколение российских поэтов.

(Слайд9)

9.    Сообщение учеников о В. А. Жуковском.

10.Слово учителя

Баллады – один из любимых жанров Жуковского. Марина Цветаева так писала о переводе Жуковским баллады Гёте «Лесной царь»: «Вещи равновелики. Лучше перевести «Лесного царя», чем это сделал Жуковский, нельзя. И не должно пытаться. За столетие давности это уже не перевод, а подлинник. Это просто другой «Лесной царь».

11.Выразительное чтение учителем баллады В. А. Жуковского «Лесной царь»

(Слайд10)

Беседа с классом

1.    Назовите героев баллады. А какие ещё образы встретились в балладе?

2.    Какое трагическое событие положено в основу сюжета?

3.    Каким представляется мальчику Лесной царь?

4.    Видит ли Лесного царя отец? Почему видение является только сыну?

5.    Как нагнетает автор атмосферу страха?

6.    Почему отец не спас ребёнка? Во что не верит отец, как объясняет он страх мальчика?

Слишком поздно он поверил в реальность чудесного мира, в правду народной и детской фантазии. В балладе присутствует загадочный мир. А читателю остаётся гадать, реальный или фантастический мир нарисован в балладе.

 

7.    Что же погубило мальчика?

У Жуковского ребёнок погибает из – за страха. У Гёте – от Лесного царя. У Жуковского – просто. Ребёнок испугался, отец не сумел его успокоить, ребёнку показалось, что его схватили (может быть, ветка хлестнула), и из-за всего этого показавшегося ребёнок достоверно умер…

Туман над водой или белая борода Лесного царя, ветер, колышущий листья или голос Лесного царя – что же на самом деле присутствует в произведении? Это и есть тайна баллады.

12.Учитель литературы

(Слайд 11)

А сейчас посмотрите картины молодой московской художницы Янины Куштевской. Наряду со многими высоко оцененными театральными работами, Янина Куштевская часто соединяет в своих личных картинах искусство и литературу. Выставлялась она не только на Родине, но также в Японии и Германии.

Творчество уже многих поэтов Янина перевоплотила в зримые образы, но её самая большая любовь принадлежит, всё-таки, Гёте.  Серия работ «Лесной царь» написана в 2005-том году, маслом по бумаге. Цикл «Лесной царь» сразу создаёт сильное впечатление: когда смотришь на эти картины, делаешь всё больше и больше открытий и скоро погружаешься в мир, в котором листья кажутся настоящими, а всё остальное – фантазией.

 

III.              Подведение итогов урока. 

1. Беседа с классом

1.              Какие открытия вы сделали для себя на сегодняшнем уроке?

2.              Что вас больше всего взволновало?

3.              Какие образы из баллады «Лесной царь» отложились  в вашей памяти?

4.              Могут ли взаимодействовать между собой слово и музыка?

 (Слайд17)

5.              Чтобы вы хотели добавить или изменить в произведении?

2.                   Рефлекия результативности урока

- А каким вы хотели бы видеть Лесного царя, как вы его представляете, попробуйте нарисовать.

(Рисуют, звучит «Лунная соната» Бетховена ) (Слайд18)

Дети вывешивают работы.

3.                   Оценивание

- Молодцы, ребята, я вижу, что действительно каждый из вас нашёл что-то своё в уроке, взаимодействие слова и музыки произвело и на вас неизгладимое впечатление.

Помните, в начале нашего урока я вам говорила об этих веточках, они из царства Лесного царя, я хочу подарить вам в память о нашем сегодняшнем уроке эти веточки вербы. (Слайд19)

Верба – это символ весны, пробуждения природы.  Маленькие пушистики, к которым так хочется прикоснуться рукой уже без перчатки - способны оградить от несчастий и изменить судьбу... пусть эти маленькие милые пушистики, тянущиеся к солнцу, станут для вас началом прекрасной и счастливой весны!

Эти веточки ребята можно поставить в воду, они зазеленеют, пустят корни,  вы их сможете посадить, и у вас вырастет настоящее лесное царство, где обязательно поселится добрый лесной царь, который будет дарить вам прохладу, цветочные и грибные поляны, чистый и свежий воздух.

С. Я. Маршак “Пожелания друзьям»

Желаю вам расти, цвести,

Крепить, копить здоровье.

Оно для дальнего пути –

Главнейшее условие.

Пусть каждый день и каждый час

Вам новое добудут.

Пусть будет добрым ум у вас,

А сердце умным будет.

 

Список рекомендуемых произведений

 

 

Иоганн Вольфганг Гёте

 

Баллады

1.    Рыбак

2.    Певец

3.    Кладоискатель

4.    Коринфская невеста

5.    Ученик чародея

6.    Крысолов

 

Стихотворения

 

 

Василий Андреевич Жуковский

 

Баллады

1.    Людмила

2.    Светлана

3.    Кассандра

4.    Ленора

5.    Элевзинский праздник

 

Стихотворения

 

Франц Петер Шуберт

 

Песни

1.    Маргарита  за прялкой  (на слова И. В. Гёте)

2.    Жалоба девушки  (на слова Ф. Шиллера)

3.    Цикл «Зимний путь» (на слова В. Мюллера)

4.    Утренняя серенада (на слова В. Шекспира)

5.    «Ave  Maria» (на слова В Скотта)

 

 

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 677 911 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 05.01.2015 1007
    • DOCX 78.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Приставкина Ирина Васильевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Приставкина Ирина Васильевна
    Приставкина Ирина Васильевна
    • На сайте: 8 лет и 10 месяцев
    • Подписчики: 2
    • Всего просмотров: 5995
    • Всего материалов: 13

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Интернет-маркетолог

Интернет-маркетолог

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Русский язык и литература")

Учитель русского языка и литературы

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 61 человек из 32 регионов
  • Этот курс уже прошли 62 человека

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы методики преподавания русского языка в условиях реализации ФГОС

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 141 человек из 50 регионов
  • Этот курс уже прошли 481 человек

Курс повышения квалификации

Особенности преподавания родного (русского) языка и родной литературы в образовательной организации

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 151 человек

Мини-курс

Современные медиа: экономика, системы и технологии

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Судебные процессы и взыскание убытков: правовые аспекты и процедуры

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 22 человека из 14 регионов
  • Этот курс уже прошли 15 человек

Мини-курс

Цифровая трансформация в управлении и информационных технологиях

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе