Инфоурок Химия Другие методич. материалыЛекция по теме: Растворы

Лекция по теме: Растворы

Скачать материал

Лекция по теме: «Растворы»

Понятие о дисперсных системах.

Дисперсными системами называются системы, в которых одно вещество, находясь в мелкораздробленном состоянии (дисперсная фаза), равномерно распределено в другом (дисперсная среда).

В зависимости от размеров частиц дисперсной фазы различают следующие дисперсные системы:

·        Грубодисперсные системы, размер частиц велик (эмульсии, суспензии). Примером может служить раствор глины в воде.

·        Коллоидные растворы (золи) (10-9-10-6). К ним можно отнести раствор кремниевой кислоты, растворы солей кремниевой кислоты (силикатный клей).

·        Истинные растворы, в которых размеры дисперсной фазы очень малы (10-10-10-9).

По агрегатному состоянию фаз Вильгельм Фридрих Оствальд предложил ставшую весьма распространенной классификацию:

Дисперсные системы

Вид дисперсной системы, ее обозначение.

Примеры дисперсных систем

Дисперсионная фаза

Дисперсионная среда

Твердое тело

Газ (г)

Аэрозоль (т/г)

Пыль, дым, хлопья снега

Жидкость (ж)

Суспензии (т/ж)

Коллоидные растворы (т/ж)

Истинные растворы

(т/ж)

Глина, зубная паста, губная помада.

Раствор яичного белка, плазма крови, спиртовая вытяжка хлорофилла, кремниевая кислота.

Растворы солей, щелочей, сахара.

Твердое тело (т)

Твердые растворы (т/т)

Сплавы, минералы, цветные стекла.

Жидкость

Газ (г)

Аэрозоль (ж/г)

Туман, облака, моросящий дождь, струя из аэрозольного баллончика.

Жидкость(ж)

Эмульсия (ж/ж)

Истинные растворы (ж/ж)

Молоко, масло, майонез, крем, мази, эмульсионные краски.

Нисшие спирты +вода, ацетон + вода.

Твердое тело (т)

Твердая эмульсия (ж/т)

Жемчуг, опал.

Газ

Газ (г)

Дисперсной системы не образуется

 

Жидкость (ж)

Пена (г/ж)

Пена газированной воды, мыльная пена, взбитые сливки, взбитый крем, пастила.

Твердое тело (т)

Твердая пена (г/т)

Пенопласт, пенобетон, пеностекло, пемза, лава.

Дисперсные системы изучает специальный раздел химии – коллоидная химия. Мы будем знакомиться в основном с третьей группой – истинными растворами.

Растворы — гомогенные (однородные) системы перемен­ного состава, которые содержат два или несколько ком­понентов.

По агрегатному состоянию растворы подразделяются:

Наиболее распространены жидкие растворы. Они состо­ят из растворителя (жидкости) и растворенных веществ (га­зообразных, жидких, твердых):

Жидкие растворы могут быть водные и неводные. Вод­ные растворы — это растворы, в которых растворителем является вода. Неводные растворы — это растворы, в кото­рых растворителями являются другие жидкости (бензол, спирт, эфир и т. д.).

На практике чаще применяются водные растворы.

Растворение веществ (образование растворов).

Растворение — сложный физико-химический процесс, который включает несколько стадий:

1. Разрушение кристаллической решетки растворенного вещества.

Рассмотрим растворение хлорида калия в воде.

Например, при внесении в воду кристалликов хлорида калия с их поверхности постепенно начинают отрываться ионы К+ и Сl-.

Причиной этого являются собственные колебательные движения частиц и притяжение со стороны молекул растворителя.

2. Постепенный переход частиц, образующих кристалл, в раствор.

Рис. 1. Схема разрушения кристаллической решетки хлорида калия в воде

3. Распределение частиц, перешедших в раствор, по всему объему растворителя.

Растворы, компонентами которых являются ионы, называются ионными (растворы электролитов, так как они проводят электрический ток). Растворы, компонентами которых являются электро-нейтральные частицы, называются молекулярными (растворы неэлектролитов).

Долгое время считалось, что растворитель — это среда, химически инертная по отношению к растворенному веществу. То есть между частицами растворителя и частицами растворенного вещества отсутствует межмолекулярное взаимодействие, как и в обычных механических смесях.

Данная теория получила название физической теории растворов. Основоположниками физической теории являлись Якоб Г. Вант-Гофф (1885 г.) и Сванте А. Аррениус (1883 г.).

Впоследствии оказалось, что физическая теория применима лишь к небольшой группе так называемых идеальных растворов. Примерами идеальных растворов являются многие газовые растворы (газовые смеси), образованные из не реагирующих между собой газов. Как и отдельные газы, такие газовые растворы подчиняются газовым законам. Физические свойства таких смесей (плотность, давление и др.) вычисляются как аддитивные (от лат. – сложение), т. е. из свойств компонентов, составляющих смесь. Например, общее давление газовой смеси равно сумме парциальных давлений14 ее компонентов (закон Дальтона, 1800 г.).

Pобщ. = P1 + P2 + … Pn.

В 1887 г. Д.И. Менделеев предложил химическую, или сольватную (гидратную) теорию растворов. Он доказал, что в реальных растворах между молекулами растворителя и растворенного вещества происходит взаимодействие, которое носит различный характер:

1. Химическое (донорно-акцепторное взаимодействие) взаимодействие, между растворителем и растворенным веществом. Например, хлор, растворяясь, взаимодействует с водой с образованием хлорной воды:

Сl2 + Н2OHCl + НОСl.

2. Ион-дипольное взаимодействие (при растворении веществ с ионной кристаллической решеткой). Например, в случае растворения хлорида натрия образуются ионы натрия и хлора, вокруг которых за счет сил электростатического притяжения удерживаются молекулы воды.

3. Диполь-дипольное взаимодействие (при растворении веществ с молекулярной кристаллической решеткой).

Доказательством физико-химического характера про­цесса растворения являются тепловые эффекты при раство­рении, т. е. выделение или поглощение теплоты.

Тепловой эффект растворения равен сумме тепловых эф­фектов физического и химического процессов. Физический процесс протекает с поглощением теплоты, химический — с выделением.

Если в результате гидратации (сольватации) выделяется больше теплоты, чем ее поглощается при разрушении струк­туры вещества, то растворение — экзотермический процесс. Выделение теплоты наблюдается, например, при растворении в воде таких веществ, как NaOH; AgNO3; H2SO4, ZnSO4 и др.

Если для разрушения структуры вещества необходимо больше теплоты, чем ее образуется при гидратации, то растворение — эндотермический процесс. Это происходит например, при растворении в воде NaNO3; КСl; K2SO4; KNO2; NH4Cl и др.

Итак, разрушение структуры растворяемого вещества и распре­деление его частиц между молекулами растворителя — это физический процесс. Одновременно происходит взаимо­действие молекул растворителя с частицами растворенного вещества, т. е. химический процесс. В результате этого взаимодействия образуются сольваты.

       Сольваты — продукты переменного состава, которые об­разуются при химическом взаимодействии частиц раство­ренного вещества с молекулами растворителя.

Если растворителем является вода, то образующиеся сольваты называются гидратами. Процесс образования сольватов называется сольватаци­ей. Процесс образования гидратов называется гидратацией. Гидраты некоторых веществ можно выделить в кристал­лическом виде при выпаривании растворов. Например:

При растворении в воде сульфата меди (II) происходит его диссоциация на ионы:

CuSO4 Cu2+ + SO42-

Образующиеся ионы взаимодействуют с молекулами воды:

При выпаривании раствора образуется кристаллогидрат сульфата меди (II) – CuSO4•5Н2O.

Кристаллические вещества, содержащие молекулы воды, называются кристаллогидратами.

Вода, входящая в их состав, называется кристаллиза­ционной водой. Примеры

Безымянный

Одновременно с процессом растворения происходит обратный процесс — процесс кристаллизации. Перешедшие в раствор молекулы находятся в непрерывном движении. Они могут столкнуться с твердой поверхностью еще не растворившегося вещества, снова притянуться к ней и вернуться в состав кристалла. Вероятность такого столкновения тем выше, чем выше концентрация частиц растворенного вещества. А так как концентрация частиц растворенного вещества растет по мере растворения, то в какой-то момент времени скорость растворения становится равной скорости кристаллизации. При этом в раствор переходит столько же частиц, сколько их выделяется из раствора. То есть вещество больше не растворяется.

Раствор, в котором данное вещество при данной температуре больше не растворяется (т. е. раствор, находящийся в равновесии с растворяемым веществом), называется насыщенным.

Раствор, в котором еще можно растворить добавочное количество данного вещества, называется ненасыщенным.

Раствор, содержащий растворенного вещества больше, чем его должно быть в данных условиях в насыщенном растворе, называется пересыщенным.

В спокойном состоянии они могут годами оставаться без изменения.

Но стоит бросить в раствор кристаллик того вещества, которое в нем растворено, как вокруг него начинают расти другие кристаллы и через некоторое время весь избыток растворенного вещества выкристаллизовывается. Иногда кристаллизация начинается от простого сотрясения раствора или от трения стеклянной палочкой о стенки сосуда, в котором находится раствор. При кристаллизации выделяется значительное количество теплоты, вследствие чего сосуд с раствором заметно нагревается. Очень легко образуют пересыщенные растворы глауберова соль, бура, тиосульфат натрия.

В итоге, пересыщенные растворы являются неустойчивыми системами. Они Способны к существованию только при отсутствии в системе твердых частиц растворенного вещества.

Количественной характеристикой растворимости явля­ется коэффициент растворимости.

Коэффициент растворимости показывает, какая макси­мальная масса вещества может раствориться в 1000 мл ра­створителя при данной температуре. Растворимость выражают в граммах на литр (г/л).

По растворимости в воде вещества делят на 3 группы:

Безымянный

Растворимость веществ зависит от природы растворителя, от природы растворенного вещества, температуры, давления (для газов). Растворимость газов при повышении тем­пературы уменьшается, при повышении давления — увеличивается.

Зависимость растворимости твердых веществ от темпе­ратуры показывают кривые растворимости. Ра­створимость многих твердых веществ увеличивается при повышении температуры.

По кривым растворимости можно определить:

1) коэф­фициент растворимости веществ при различных темпера­турах;

2) массу растворенного вещества, которое выпадает в осадок при охлаждении раствора от t1°С до t2°С.

Процесс выделения вещества путем испарения или ох­лаждения его насыщенного раствора называется перекристаллизацией. Перекристаллизация используется для очис­тки веществ.

Важной характеристикой любого раствора является его состав.

Количественная характеристика состава растворов

Для качественной характеристики растворов использу­ют понятия «разбавленный раствор» (содержит мало раство­ренного вещества) и «концентрированный раствор» (содер­жит много растворенного вещества). Но границы между ними условны.

При работе с растворами необходимо знать их количе­ственный состав. Количественный состав растворов выра­жается различными способами. Мы изучим два способа: массовая доля растворенного вещества и молярная концен­трация (молярность).

Массовая доля растворенного вещества

       Массовой долей растворенного вещества называется отно­шение массы растворенного вещества к массе раствора:

, где

ω — массовая доля растворенного вещества, выраженная и долях единицы;

m(в-ва) — масса растворенного вещества, г;

m(р-ра) — масса раствора, г.

Массовую долю можно выражать также в процентах (%):

, где

Массовую долю растворенного вещества в процентах (%) часто называют процентной концентрацией раствора.

Молярная концентрация

       Молярная концентрация показывает число молей раство­ренного вещества в одном литре раствора.

Молярную концентрацию можно рассчитать по формуле

На практике часто переходят от одного способа выра­жения концентрации к другому по известной плотности раствора, применяя формулу т = ρ • V.

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Лекция по теме: Растворы"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Директор риск-менеджмента

Получите профессию

Секретарь-администратор

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Для 1 курса по специальности: "Фармация".

Цели:

Обучающая

 

Развивающая 

 

Воспитательная

Дать  классификацию растворов (ПК 1.1.); рассмотреть способы выражения концентрации растворов (ПК 2.1. – 2.3).

Способствовать развитию внимания, памяти, логического мышления при изучении нового материала (ОК 2 – 3).

Продолжить формирование интереса к предмету, ответственности к своим действиям, любви к выбранной профессии (ОК 2 – 3).

Обеспечение занятия:

А. Наглядные пособия Таблица «Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева», Таблица «Растворимости веществ в воде при 20°С»

Б. Технические средства Компьютер, мультимедийная презентация, экран, проектор

В.  Литература:

Основная Бабков, А.В. Общая и неорганическая химия [Текст]: учебник / А.В. Бабков, Т.И. Барабанова, В.А. Попков. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014. – 384 с.

Дополнительная Саенко, О.Е. Химия для колледжей [Текст]: учебник / О.Е. Саенко. – Ростов н/Д: Феникс, 2012. – 282с.; Ерохин, Ю.М. Химия [Текст]: учеб. для сред. проф. учеб. заведений / Ю.М. Ерохин. – М.: Академия, 2010. – 384 с.; Репетитор по химии [Текст] / под ред. А.С. Егорова. – Ростов н/Д.: Феникс, 2011. – 762 с.; Глинка, Н.Л. Общая химия [Текст]: учебник / под ред. В.А. Попкова, А.В. Бабкова. – М.: Юрайт, 2012. – 898 с.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 661 964 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 26.12.2014 8814
    • DOCX 1.8 мбайт
    • 211 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Жилкина Елена Сергеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Жилкина Елена Сергеевна
    Жилкина Елена Сергеевна
    • На сайте: 9 лет и 5 месяцев
    • Подписчики: 1
    • Всего просмотров: 25907
    • Всего материалов: 15

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Бухгалтер

Бухгалтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 22 человека из 16 регионов

Курс повышения квалификации

Инновационные технологии в обучении химии в условиях реализации ФГОС

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 36 человек из 25 регионов
  • Этот курс уже прошли 482 человека

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ЕГЭ по химии в условиях реализации ФГОС СОО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 48 человек из 30 регионов
  • Этот курс уже прошли 351 человек

Курс повышения квалификации

Химия окружающей среды

72/108 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 53 человека из 31 региона
  • Этот курс уже прошли 439 человек

Мини-курс

Театральная педагогика: творческое развитие и воспитание

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 33 человека из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 23 человека

Мини-курс

Развитие коммуникативных и здоровьесберегающих навыков

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Расстройства пищевого поведения: обзор и основы психологической работы

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 37 человек из 21 региона
  • Этот курс уже прошли 21 человек