Инфоурок Математика Другие методич. материалыЛекция по теме "Отображения"

Лекция по теме "Отображения"

Скачать материал

                                           Отображения

 

Определение. Соответствие между элементами множеств X и Y называется отображением

X в Y, если каждому элементу х из множества X соответствует только один элемент множества Y. Этот элемент называют образом элемента х при данном отображении.

На графе отображения от каждого элемента, принадлежащего множеству X, отходит только одна стрелка.

Если отображение X в Y таково, что каждый элементу из множества Y соответствует одному или нескольким элементам множества X, то такое отображение называют отображением множества X на множество Y. Другими словами, это означает, что область прибытия отображения совпадает с его множеством значений. На графе такого отображения в множестве Y нет свободных элементов (элементов, не участвующих в отображении).

Отображение множества X на множество Y называется взаимно однозначным, если каждому элементу х из множества X соответствует единственный элементу из множества Y, а каждый элементу из множества Y соответствует только одному элемент)' л* из множества X.

Определение. Два множества X и Y называются равномощными, если существует взаимно однозначное отображение множества X на множество Y. Если X равномощно Y, то пишут: X ~ Y.

Определение. Бесконечное множество X называют счетным, если оно равномощно множеству натуральных чисел, т.е. X ~ |

Пример 1. Между элементами множеств X и Y задано соответствие «быть делителем». Установите, является ли оно отображением X в Y, если: а) X = {2, 3, 5, 7}, Y = {15, 28, 37}; б) X = {2, 3, 5, 7}, Y = {15, 21, 30}.

Решение, а) Построим граф данного соответствия (рис. 22). Видим, что каждому элементу множества X соответствует только один элемент из множества Y. Следовательно, данное соответствие является отображением X в У. Но его нельзя назвать отображением X на Y, поскольку не каждый элемент из множества Y соответствует элементам множества X. Так, число 37 не соответствует ни одному, элементу из множества X.


image1. V,.

 

б) Так же, как и в предыдущем случае, построим граф заданного соответствия (рис. 23). Видим, что некоторым элементам из множества X соответствует более одного элемента множества Y (например, числу 3 соответствуют числа 15, 21 и 30). Поэтому соответствие «быть делителем» между элементами множеств X и Y не является отображением X в Y.


image3Пример 2. На рис. 24 приведены графы отображений множества А на множество В. Выясните, какой из них задает взаимно однозначное отображение множества А на множество В.

 

 

Решение. Отображение, граф которого изображен на рис. 24 а), не является взаимно однозначным отображением А на В, так как не каждый элемент из множества В соответствует единственному элементу из множества А. Например, элемент п соответствует элементам Ъ и с.

Отображение, граф которого изображен на рис. 24 б) таково, что каждый элемент из множества В соответствует только одному элементу

множества А. Следовательно, имеем взаимно однозначное отображение множества А на множество В.                                                                       . •

Пример 3. Пусть X - множество всех треугольников плоскости, У = R - множество всех действительных чисел. Выберем, единицу измерения длин и сопоставим каждому треугольнику число - периметр этого треугольника. Будет ли это соответствие отображением? Каким? Каков полный прообраз числа у е R1

Решение. Каждый треугольник имеет определенный периметр, поэтому каждому треугольнику из множества X сопоставляется при данном соответствии единственное число - его периметр. Но периметр треугольника - число положительное, поэтому множество значений этого отображения состоит из всех положительных действительных чисел. Имеем отображение множества X всех треугольников в множество всех действительных чисел и на множество всех положительных чисел.

Если у - положительное число, то полный прообраз у состоит из всех треугольников, периметр которых равен у. Если у - отрицательное число или нуль, то полный прообразу есть пустое множество.

Пример 4. Докажите, что счетным является: а) множество нечетных натуральных чисел; б) множество целых чисел, делящихся на 3.

Решение, а) Счетным является множество, равномощное множеству натуральных чисел. Следовательно, нужно установить взаимно однозначное отображение множества нечетных натуральных чисел на множество 7V. Это можнй сделать с помощью формулы у - 2п - 1, п е N. Действительно, возьмем любое натуральное число, например, 5. Подставим его в формулу и найдем соответствующее ему нечетное число у = 9. Теперь возьмем произвольно нечетное число, например, 23. Подставив его в формулу вместо у и решив уравнение 23 = 2п - 1, получим, что нечетному числу 23 соответствует натуральное число 12. Взаимно однозначное отображение множества нечетных натуральных чисел на множество N установлено, значит, множество нечетных чисел счетно.

б) Взаимно однозначное отображение множества целых чисел, деля­щихся на 3, на множество N можно установить так, как показано на рис. 25.

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Лекция по теме "Отображения""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Управляющий рестораном

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Раскрывается понятие отображения. Поясняется вид графа при данном соответствии. Раскрываются виды отображений, приводятся примеры различных видов отображений: "на", "в", взаимно-однозначное. Примеры отображений показываются на графах. Раскрывается понятие равномощного множества. Приводятся примеры равномощных множеств.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 661 775 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 25.10.2020 1438
    • DOCX 49.7 кбайт
    • 28 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Пелевина Людмила Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Пелевина Людмила Николаевна
    Пелевина Людмила Николаевна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 92133
    • Всего материалов: 243

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Менеджер по туризму

Менеджер по туризму

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Мастерство мышления: развитие SoftSkills и математической логики

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 23 человека из 11 регионов

Курс повышения квалификации

Внедрение системы компьютерной математики в процесс обучения математике в старших классах в рамках реализации ФГОС

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 139 человек из 52 регионов
  • Этот курс уже прошли 493 человека

Курс повышения квалификации

Преподавание математики в школе в условиях реализации ФГОС

72/144/180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 79 человек из 34 регионов
  • Этот курс уже прошли 734 человека

Мини-курс

Педагогические идеи выдающихся педагогов и критиков

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Дизайн-проектирование: теоретические и творческие аспекты дизайна

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Стартап: от идеи к успеху

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 29 человек из 18 регионов