Главная / Другое / Лекция по дисциплине «Общая и профессиональная педагогика» на тему: «Теоретические основы процесса воспитания»

Лекция по дисциплине «Общая и профессиональная педагогика» на тему: «Теоретические основы процесса воспитания»

hello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gif
hello_html_m2a7690f7.gif
hello_html_m2a7690f7.gif
hello_html_m2a7690f7.gif
hello_html_m2a7690f7.gif
hello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gif

Лекция по дисциплине «Общая и профессиональная педагогика»

на тему: «Теоретические основы процесса воспитания»

План.

1. Понятие и педагогическая сущность процесса воспитания.

2. Назначение процесса воспитания.

3. Особенности и логика процесса воспитания.

4. Структура процесса воспитания и критерии его эффективности.

5. Закономерности процесса воспитания.

6. Принципы воспитания.


1. Понятие и педагогическая сущность процесса воспитания.

Воспитание как общественное явления (в широком смысле слова, социализация) – это все влияния, оказываемые на формирование личности.

Характерные черты воспитания:

1. Воспитание возникло из практической потребности приобщения подрастающего поколения к условиям общественной жизни и производства.

2. Воспитание – категория вечная, необходимая и общая.

3. воспитание на каждом этапе развития общественно-экономического развития носит конкретный исторический характер.

4. Воспитание осуществляется за счёт освоения подрастающим поколением основных элементов социального опыта в процессе вовлечения их в систему общественных отношений, общения, деятельность.

Воспитание с психологической точки зрения – это процесс интериоризации, то есть перевод внешнего по отношению к личности опыта, знаний, ценностей, норм, правил во внутренний психический план личности, в её убеждения, установки, поведение.

Воспитание как педагогическое явление (в узком смысле слова) – целенаправленное организованное взаимодействие педагога и учащихся, стимулирующее активную деятельность воспитуемых по овладению ими социальным и духовным опытом, ценностями и отношениями.

Алгоритм динамики воспитательного взаимодействия (афоризм): 1) посеешь поступок – пожнёшь привычку; 2) посеешь привычку – пожнёшь характер; 3) посеешь характер – пожнёшь судьбу.

Педагогическая сущность процесса воспитания заключается в целенаправленной содержательной профессиональной деятельности педагога, содействующей максимальному развитию личности ребёнка, вхождению его в контекст современной культуры, становлению его как субъекта и стратега собственной жизни, достойной человека.

Признаки воспитания как педагогического явления: целенаправленность (социально-культурный ориентир, образец); соответствие хода процесса воспитания социально-культурным ценностям; присутствие определённой системы организуемых влияний.

Воспитательный процесс включает в себя: процесс воспитательного влияния; процесс принятия их личностью; возникновение процесса самовоспитания.

Самовоспитание – сознательная, целенаправленная самостоятельная деятельность человека с целью совершенствования своих качеств и преодоления недостатков. Воспитание, побуждающее к самовоспитанию, - это и есть воспитание. Учить самовоспитанию неизмеримо труднее, чем организовать воскресное времяпровождение; неизмеримо труднее и сложнее, чем схватить подростка за руку и не выпускать его до тех пор, пока он не вышел из стен ОУ, пока его не опьянил воздух, свободный от запретов и регламентации. Только воспитание, побуждающее к самовоспитанию, может решить эту трудную проблему.

Перевоспитание – целенаправленная коррекция установок, взглядов и способов поведения, противоречащих этическим нормам и другим требованиям общества.

Воспитательный процесс в образовательном учреждении (ОУ) реализуется через воспитательную работу. Воспитательная работа (ВР) – это целенаправленная деятельность по организации жизнедеятельности преподавателя и воспитанников, направленная на полное развитие личности. Её структура представлена на рисунке 1.






Воспитательная работа в образовательном учреждении





Стиль, тон взаимоотношений в коллективе, морально-психологический климат

Внеучебная деятельность

Воспитание в процессе обучения







ВР с родителями и общественностью

Воспитательная работа вне ОУ

Внеаудиторная вос-питательная работа





Рис. 1. Структура воспитательной работы в образовательном учреждении


2. Назначение процесса воспитания.

Назначение (функции) воспитательного процесса:

а) организация многообразной и разносторонней деятельности воспитанников;

б) охрана физического и психического здоровья воспитанников;

в) осуществление предупреждающего (превентивного) воздействия для коррекции и преодоления отклоняющегося (девиантного) поведения;

г) формирование системы ценностных отношений к окружающему миру, людям и социализация воспитанников;

д) формирование общественно ценных и профессионально значимых нравственных, волевых, эстетических и физических качеств;

е) формирование потребности и опыта самосовершентвования (самовоспитания);

ж) трансляция культуры общества и др.

3. Особенности и логика процесса воспитания.

К особенностям воспитательного процесса многие исследователи относят:

1. Целенаправленность.

2. Ориентация на область чувств, эмоций, подсознания, мотивационно-ценностную сферу человека.

3. Результат воспитания – воспитанность личности – невозможность нарушения норм, ставших внутренними регуляторами действий и поступков.

4. Длительность.

5. Сложность.

6. Динамичность.

7. Непрерывность.

8. Субъект-субъектный (двусторонний) характер взаимодействия.

9. Комплексность.

10. Не может быть жёстко регламентирован.

11. Диалектическая противоречивость.

12. Результат отсрочен во времени и неодинаков.

13. Закономерный.

14. Многофакторность воздействий на формирование личности.

Постарайтесь самостоятельно или при помощи педагогической литературы раскрыть смысл перечисленных особенностей воспитания.

Логика процесса воспитания заключается в следующих шагах:

1. Диагностика: изучение личности воспитанника и социально-педагогической ситуации её развития.

2. Анализ: выявление реального уровня развития личности; установление причинно-следственных связей, обусловливающих её формирование.

3. Прогнозирование–целеполагание: формулирование ожидаемого результата и условий его достижения.

4. Проектирование – разработка программы и плана, выбор способов деятельности, направленных на достижение цели.

5. Организация разнообразных видов деятельности и осуществление воспитательного процесса.

6. Контроль и оценка – выявление и оценка результатов воспитания, эффективности форм и способов организации воспитательного взаимодействия, постановка новых целей.

4. Структура процесса воспитания и критерии его эффективности.

В современной теоретической педагогике наиболее известны модели систем процесса воспитания, построенные по следующим основаниям и критериям: целей и задач, содержания воспитательного процесса, условий протекания процесса, взаимодействия воспитателей и воспитанников, применяемых методов, форм воспитательной деятельности, этапов (стадий) развития процесса во времени и многих других. Рассмотрим некоторые из них.

По целевому основанию структура воспитательного процесса представляет собой совокупности (последовательность) задач, на решение которых направлен процесс. В условиях современной отечественной школы процесс воспитания направлен на:

целостное формирование личности с учетом цели всестороннего, гармонического развития личности;

формирование нравственных качеств личности на основе общечеловеческих ценностей, социально ориентированной мотивации, гармоничности интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер развития личности;

  • приобщение школьников к общественным ценностям в области науки, культуры, искусства;

  • воспитание жизненной позиции, соответствующей демократическим преобразованиям общества, правам и обязанностям личности;

  • развитие склонностей, способностей и интересов личности
    с учетом ее возможностей и желаний, а также социальных требований;

  • организацию познавательной деятельности школьников, развивающей индивидуальное и общественное сознание;

  • организацию личностной и социально ценной, многообразной деятельности, стимулирующей формирование обусловленных целью воспитания качеств личности;

  • развитие важнейшей социальной функции личности - общения в изменяющихся условиях трудовой деятельности и повышения социальной напряженности.

Следующая структура основана на выделении главных стадий воспитательного процесса. Критерий - последовательность этапов, через которые обязательно должен пройти процесс, направленный на качественное решение поставленных задач. Данная структура очень важна для понимания глубинной закономерности единства и постепенности воспитательного процесса (рис. 1).



















hello_html_6f839bff.gifError: Reference source not found


Рис. 2. Формирование поведения


Осознание воспитанниками требуемых норм и правил поведения - важный этап процесса воспитания. Без этого формирование заданного типа поведения личности не может быть успешным. Многие воспитательные системы, в частности русская дореволюционная, данному этапу уделяли или уделяют мало внимания, полагая, что особенно разъяснять воспитанникам что, зачем и почему не следует: подрастут - поймут сами. Необходимо без промедления приступать к действию - формированию заданного поведения. И чем больше ошибок допускают воспитанники, тем лучше. Своевременная коррекция поведения (часто с применением телесных наказаний) быстро исправит положение и приведет к желаемым результатам. Отечественная послереволюционная школа, как теперь выяснилось, наоборот, склонялась к гиперболизации данного этапа, отдавала предпочтение словесным методам воспитания в ущерб следующим этапам, требующим действия.

Знания должны перейти в убеждения - глубокое осознание именно такого, а не иного типа поведения. Убеждения - это твердые, основанные на определенных принципах и мировоззрении взгляды, которые служат руководством в жизни. Без них процесс воспитания будет развиваться вяло, болезненно, медленно и не всегда достигнет положительного результата. Приведем простой пример. Уже в детском саду, а тем более в школе все дети знают, что с учителями нужно здороваться. Почему же не все делают это? Не убеждены. Воспитание остановилось на первом этапе - знания, не достигнув следующего - убеждения.

Формирование чувств - еще один непременный и очень важный компонент воспитательного процесса. Без человеческих эмоций, как утверждали еще древние философы, нет и не может быть человеческого искания истины. Только обостряя чувства и опираясь на них, воспитатели достигают правильного и быстрого восприятия требуемых норм и правил.

Но, конечно, главный этап воспитательного процесса - деятельность. Обособленно мы выделяем этот этап только в теоретически очищенных моделях. В практике воспитания он всегда сливается с формированием взглядов, убеждений, чувств. Чем большее место в структуре воспитательного процесса занимает педагогически целесообразная, хорошо организованная деятельность, тем выше эффективность воспитания.

Следующая структура основана также на выделении последовательных этапов процесса, но уже по другому критерию - связи и зависимости между компонентами, обеспечивающими эффективность протекания процесса:

а) проектирование процесса, включающее в себя определение цели и конкретных задач воспитания;

б) организация материальной (трудовой, природоохранной), общественной (коллективной, организационно-управленческой, коммуникативной), духовной (эмоционально-чувственной, познавательной, ценностно-ориентированной) деятельности;

в) регулирование межличностного общения и его коррекция в процессе основных видов деятельности воспитанников;

г) контроль и подведение итогов, установление соотношения между полученными и запланированными результатами, анализ достижений и неудач.

В качестве основания для выделения этапов воспитательного процесса можно применить и последовательность педагогических действий. Тогда в структуре появляются следующие компоненты:

1) ознакомление с общими нормами и требованиями;

2) формирование отношений;

3) формирование взглядов и убеждений;

4) формирование общей направленности личности.

На начальном этапе, как и в предыдущих моделях, воспитанники уясняют требуемые понятия, нормы и правила. Затем формируется отношение ребят к предлагаемым им нормам и правилам поведения. В основе формирования отношения - осознание необходимости (неизбежности) овладеть нормами и правилами. Это сопоставление и осмысление ведет к выработке суждений типа справедливо - несправедливо, хорошо - плохо, полезно - бесполезно. Более высокая форма их развития - убеждение. Наиболее верный путь формирования убеждений и укрепления их - создание ситуаций, в которых нужно проявить свою позицию. Наконец, формирование общей направленности личности, заключающее весь процесс, - это выработка устойчивой привычки поведения, которая становится нормой. Система привычных действий, поступков постепенно переходит в черту характера, свойства личности.

Принимая во внимание сущность процесса воспитания (процесс воспитательных влияний (воздействий) → процесс принятия их личностью → возникновение при этом процесса самовоспитания) его структуру можно представить следующим образом (см схему).


Цель общего воспитания

(всесторонне развитая гармоничная личность)



Принципы воспитания


В

О

С

П

И

Т

А

Т

Е

Л

И


Цель конкретная

Цель самовоспитания

В

О

С

П

И

Т

А

Н

Н

И

К

(И)







Задачи Задачи

Формы воспитательной работы

Результат

Оценка

Самооценка


Средства1


Средства2


Методы1


Методы2



Содержание1



Содержание1





























Рис. 3. Структура процесса воспитания

Критерии эффективности воспитательного процесса:

- критерий результативности – совпадение результата с поставленной целью, проявляющийся в уровне воспитанности;

- критерий процессуальности – установление того, насколько адекватно определены цели, содержание работы, выбраны методы, средства, формы воспитания и т.п.


5. Закономерности процесса воспитания.

На воспитательный процесс влияют разные закономерности: философские, социологические, психологические, этические, эстетические и другие. Вот почему затруднено выделение закономерностей чисто педагогических, а они существуют и себя проявляют, коль скоро существует специфика воспитательного процесса. Знание закономерностей позволяет педагогу работать легко, красиво, радостно и успешно. Несоблюдение их ведет к хаосу, неопределенности, трудоемкости воспитания... и для педагога, и для учащихся.

Под педагогическими закономерностями воспитания понимается «адекватное отражение объективной, то есть независимой от воли субъекта, действительности, воспитательного процесса, обладающего общими устойчивыми свойствами при любых конкретных обстоятельствах». Другими словами закономерности воспитания – это объективно существующие, устойчивые, повторяющиеся, необходимые и существенные связи между процессом воспитания и: а) действительностью, б) отдельными его компонентами, в) педагогическими процессами; характеризующее его развитие.

Каковы же педагогические закономерности воспитательного процесса?

1. Чем ощутимее атмосфера любви, в которой протекает воспитательный процесс, тем сильнее у воспитанников чувство защищённости, спокойствия и уверенности в своей нужности.

2. Чем сильнее положительное влияние воспитательного процесса на внутреннюю сферу личности, тем выше его результат.

3. Формирование личности будет происходить эффективнее, если в процессе воспитания постоянно обогащается и перестраивается потребностно-мотивационная сфера личности, развивается её интеллектуальная и эмоционально-волевая активность.

4. Развитие способностей воспитанника происходит тем ощутимее, чем активнее усилия самого воспитанника, входящего в культуру.

5. Воспитанник нормально развивается в организуемой в процессе воспитания деятельности при условии его позитивного внутреннего состояния.

6. Единство и взаимосвязь воспитания и развития личности.

7. Организация и результативность процесса воспитания обусловлены уровнем социально-экономического, политического и культурного развития общества, состояния его духовности.

8. Воспитание – процесс парадоксальный.

Их можно было бы назвать и больше, можно - и меньше. Суть не в том. Главное, что они существуют и их надо учитывать. В реальной практике воспитания они реализуются через систему принципов воспитания.


6. Принципы воспитания.

Принципы воспитания – система общих исходных положений, основных требований к содержанию, методам, организации процесса воспитания, обеспечивающая его эффективность. Принципы воспитания как бы позволяют перекинуть мостик из педагогической теории в практику. Их совокупность определяется общей целью и характером воспитания.

Принципы воспитания требуют:

  • обязательного и полного воплощения в практику;

  • комплексности применения на всех этапах процесса воспитания;

  • равнозначности реализации принципов.

Принципы воспитания:

  1. Принцип ориентации на ценности и ценностные отношения.

  2. Принцип личностного подхода в воспитании.

  3. Принцип связи воспитания с жизнью, трудом.

  4. Принцип опоры на положительное в воспитаннике.

  5. Принцип воспитания в коллективе и через коллектив.

  6. Принцип единства, целостности и преемственности в воспитании и др.

Принцип целенаправленной ориентированности на ценности и ценностные отношения. Если суть воспитания - формирование отношений к окружающему миру, то, стало быть, в процессе воспитания главная задача представить перед развивающимся человеком всю палитру красок окружающего мира, представить так и в таком ракурсе, чтобы очаровать, пленить явлениями ИСТИНЫ, ДОБРА И КРАСОТЫ и сформировать негативное отношение к ЛОЖНОМУ, ЗЛОМУ, БЕЗОБРАЗНОМУ.

В организованной жизнедеятельности учащихся в воспитательном процессе обязательно должно быть общение с высоким искусством (музыкой, поэзией, художественной прозой, живописью, дизайном в быту, архитектурой...), с прекрасной природой (причем, не только любование ею, но и активная помощь ей), с красивыми и добрыми людьми (разными: историческими личностями, литературными героями, современниками разного ранга, окружающими людьми - взрослыми и сверстниками), с результатами прекрасных и добрых деяний человека, с богатым и оригинальным содержанием собственного «Я» воспитанника.

При этом вся деятельность должна быть инструментована как ценностно-ориентированная: в педагогической деятельности важны акценты и оценки, обращение внимания учащихся, «высвечивание» позитивного и негативного, помощь в оценках явлений с позиций взрослого опыта и большего запаса знаний. Приведем примеры.

Все многократно видели березу, но вот Есенин описал ее так «Белая береза под моим окном...». Никто лучше Пушкина не сказал утешительную в горе фразу: «Печаль моя светла». Путешествуя по стране, постоянно восторгаемся деяниями Петра I, мужеством участников Великой Отечественной войны, красотами русской природы, чудодейственной силой музыки, живописи, поэзии, архитектуры...

Возмущаемся фактами противоправного и безнравственного. С возмущением девятиклассники обсуждают факт, опубликованный в газете: «Дважды за последние две недели в одном из детских садов Пензы раздавалась ружейная стрельба - на глазах ребятишек отстреливали бродячих собак, нашедших пристанище на территории садика. Одна из раненых собак приползла на порог кухни, где ее добили (поварам потом пришлось смывать кровь с порога). Некоторые дети теперь отказываются ходить в детсад: вдруг там опять будут убивать собак».

Разными педагогическими приемами корректируем собственное поведение воспитанников: замечанием, выражением восторга, одобрения, восхищения, сожаления, возмущения, негодования, улыбки, жеста и т.д.

Оцениваем и собственное отношение к происходящему: выражением и оценкой собственной позиции, извинением - если причинили неудобство или обиду другому человеку, объяснением взглядов и поступков... Все это помогает взрослеющему человеку оценивать окружающий мир и его соприкосновение с ним самим, анализировать все происходящее, вырабатывать критерии оценок и с их меркой подниматься в собственном саморазвитии.

В ранней юности каждый встречается с опытом первой любви. Но вот как он отразится на будущем - у всех бывает по-разному. Главное, чтобы юный человек вышел из этого опыта достойно. Приведем в качестве примера стихотворение одиннадцатиклассницы о печальном опыте неразделенной любви, обратив внимание на выводы, к которым приходит в итоге девушка:

Моя любовь, мои страданья,

Нужны ли вы кому сейчас?

Остались лишь воспоминанья

Счастливой жизни и о нас.

В туманном мраке ты явился,

Зажег огонь внутри меня,

Потом исчез и не простился;

А я осталась без тебя...

Была ли то любовь? Возможно,

Привязанность — ее сестра.

Она коснулась осторожно

Меня своим крылом слегка.

Все! Хватит, прекрати, опомнись!

К чему все эти слезы, стон?

То, что случилось, ты запомни

И не забудь, как страшный сон.

Жить прошлым - это несерьезно

Насущное - вот цель моя.

А впредь я буду осторожна,

Но только вот, смогу ли я?!

(Волкова Вера, 11 класс)

Школьники с «высоты» своего жизненного опыта уже многое любят или ненавидят, боятся, уважают и не уважают, одобряют и не одобряют. С позиции принципа целенаправленной ориентированности на ценностные отношения эти оценки оттачиваются, углубляются, утверждаются, корректируются... И это очень важно для взрослеющего человека.

Принцип связи воспитания с жизнью предполагает формирование отношений с окружающей действительностью: природной и социальной средой, деятельностью людей, различными культурными ценностями... В конечном счете - формирование и развитие собственной жизненной позиции растущего человека.

В педагогической практике принцип связи воспитания с жизнью реализуется в трех аспектах. Первый - когда педагог, замечая проявленное отношение ребенка к предмету или явлению, мысленно анализируя сложившуюся для ребенка социально-педагогическую ситуацию, поддерживая его в трудностях и невзгодах жизни, помогая ему обрести «точки опоры» в сложных жизненных ситуациях, сопереживая с ним в радостных и печальных оценках жизненных явлений, влияет (утверждая или корректируя) на формирование определенного, позитивного или негативного отношения ребенка к объектам окружающей действительности с позиций ИСТИНЫ, ДОБРА И КРАСОТЫ.

... Метким выстрелом из рогатки мальчишка подстрелил птичку. Четвероклассники в скорбном молчании столпились вокруг, осуждая товарища. А он, может быть, защищаясь, бравировал своим «мастерством»: «А ну, кому не слабо попасть из рогатки в летящую птицу?!» В ситуацию вмешивается директор, он подвел детей к кустам, раздвинул их рукой, все увидели галдящих в гнезде, раскрывших клювики птенчиков «Теперь они погибнут, ведь у них нет заботливой мамы», - сказал директор и оставил детей для размышления. Спесь с «героя» была сбита, и он вместе с одноклассниками стал обсуждать, как теперь выкормить оставшихся сиротами птенчиков...

Второй аспект принципа - когда педагог (разумеется, уважаемый и значимый), передавая собственный опыт столкновений с окружающей действительностью, раскрывая свои опыт становления личности с учетом жизненных фактов и событий, высказывает определенное, чаще нестандартное и оригинальное мнение к проявлениям характера ребенка, поступкам, эмоциональному состоянию... Из опыта московской учительницы Ильиной А.: в пятом классе кража - у одного из мальчиков пропала фирменная авторучка. Классный руководитель Нина Ивановна самостоятельно вычислила воришку и вернула пропажу владельцу. Но ни ребятам, ни родителям, ни даже своим коллегам не сказала, кто это сделал. Как-то в разговоре Нина Ивановна попыталась объяснить свое решение:

- Однажды, когда мне было лет десять, я ухитрилась стащить в магазине красивую заколку. Родители поверили, когда я сказала, что это подарок подруги. Но я так и не смогла ее носить и потихоньку выбросила. Стыд перед собой был так велик, что если бы кто-нибудь узнал, меня бы это просто раздавило.

- А вы уверены, что ваш «похититель» так же раскаивается, что этот случай вылечит его от воровства?

- Нет, не уверена. Но я думаю, для учителя, как для врача, на первом месте должно быть «Не навреди'».

И, наконец, третий аспект принципа связи обучения с жизнью заключается в непосредственном конструировании жизненного опыта воспитанника через создание в педагогическом процессе воспитывающих ситуаций, в которых ребенок действует в логике отношения к окружающей действительности с позиций ИСТИНЫ, ДОБРА И КРАСОТЫ.

А вся система воспитательной работы превращается в данной логике в систему жизнедеятельности растущего человека, связанную тысячами нитей с окружающей действительностью

...Десятиклассники социально-педагогического класса 45 школы г. Москвы систематически вовлекались в благотворительную деятельность социальных работников микрорайона получены инвалидные коляски для детей-инвалидов - их задача изучить инструкцию, освоить все манипуляции с коляской и научить этому детей-инвалидов и неизвестно, кому больше пользы приносит такая совместно-разделенная деятельность - детям-инвалидам или школьникам. Привлечение же их к уходу за беспомощными и одинокими стариками и инвалидами-взрослыми позволило школьникам переосмыслить свое отношение к людям не только этих категорий, но и к ценности человека как такового, к самой жизни (по отзывам самих десятиклассников).. Таковы грани принципа связи воспитания с жизнью, столь значимого для развития личности школьника, для его социализации.

Принцип единства, целостности и преемственности в воспитании предполагает наличие этого триединства в воспитательных воздействиях:

- ОУ, семьи, внеобразовательных общественных и учебно-воспитательных учреждений;

- всех педагогов, работающих с классом;

- разнообразных факторов воспитывающей среды;

- разнообразных учебных и воспитательных программ, в которых участвуют школьники;

- между различными этапами обучения и воспитания (начальным, средним и старшим (высшим);

- единство системы средств, методов, организационных форм обучения и воспитания;

- стиля и тона общения воспитателей и воспитанников.

Однако, единство, целостность и преемственность не означает единообразия.

В системе воспитания могут быть самые разнообразные влияния и воздействия. Система предполагает еще и взаимодополняемость, и взаимозаменяемость. То есть в основу должны быть положены единые цели, стратегические и тактические задачи, единые принципы, содержание, средства, методы... Кроме того, важно соблюдение чувства меры, педагогического такта, есть осетинская пословица: «Горек мед», - сказал медведь, когда наелся. Об этом же у Я. Корчака в рассуждениях о лечебных процедурах и воспитательных воздействиях, которые могут быть и лечебными процедурами, и ядом - если переборщить: «Перекормленный моралью испытывает тошноту».

В доверительной беседе десятиклассники на вопрос об их неприязненных взаимоотношениях с классным руководителем, которую раньше они очень любили, наперебой говорили:

«Она долго и нудно объясняет нам то, что всем давно уже и без того понятно»; «Она без конца нас поучает и поучает, говоря, что хочет нас оградить от ошибок, но ведь мы-то должны учиться на своих, а не на ее ошибках»; «Надоели все ее заорганизованные мероприятия»... Нарушение чувства меры в воспитательном процессе чаще всего приводит к прямо противоположному результату.

Принцип восприятия и принятия воспитанника таким, каков он есть с целью стимулирования его дальнейшего позитивного развития - один из главных принципов гуманистической педагогики. Он прекрасно соотнесен с идеей самоактуализации личности в процессе воспитания и самовоспитания.

Изначально в любой момент своей жизни каждый человек (и воспитанник тоже!) имеет определенную систему отношений к окружающему миру. В процессе воспитания нам надо формировать ценностное отношение к событиям, предметам, явлениям окружающего мира - отношение, которое поначалу «не вписывается» в систему ценностей воспитанника. Инструментовка здесь должна быть тонкая. Поясним на примере. Ученик систематически опаздывает на урок. Можно ругать его, читать нотации, высмеивать, делать замечания... Но, увы, безрезультатно. А можно так, как в этом случае поступила учительница 45 школы г. Москвы Гаврилина А.И.: «Он был светловолосым худеньким мальчиком. Мне всегда казалось, что ветер когда-нибудь унесет его, как девочку Элли. А уж то, что он напрочь выветривает из его головы все, связанное с уроками, было наверняка. Начинался первый урок, проходили первые минуты, раздавался робкий стук в дверь. Конечно, это был он. На мой порой сердитый вопрос «Почему?» он неизменно отвечал: «Проспал». А мама? - продолжала я. - «Тоже». Растормошить его было делом нелегким. Но однажды за 5 минут до конца урока, согрешив, я спросила у детей, какой картридж мне лучше купить, чтобы подарить внуку. И тут началось! Всплеск эмоций, шквал названий. И я ... как Незнайка в стране знатоков. Я глянула на Диму. Глаза его светились, он оживился, выдавая одно название за другим, комментируя названное другими и явно чувствуя свое преимущество. Прозвенел звонок с урока. Дима не уходил, продолжая информировать меня о достоинствах и недостатках игр. На следующее утро он пришел задолго до первого урока и принес мне журнал «Денди». «А еще вы смотрите программу «Денди» по пятницам по 1-му каналу,» — рекомендовал он. С тех пор я тоже живу среди Марио, Бэтменов, Принцев Персии, Арлекино и других героев. А на уроке непременно кто-то из них является участником наших упражнений, и Дима всегда - лучший переводчик выражений из этих игр. А на уроки теперь никогда не опаздывает, ибо поговорить об игре можно только до урока. «А еще, - сказал он, - советую драки не покупать, жестокость воспитывают». Нетрудно заметить: отношение сформировано. Человечек поднялся на ступеньку выше».

Аксиомой в гуманистической педагогике является положение о том, что нельзя давать оценки, «навешивать ярлыки» на личность в целом, оценивая ее конкретные поступки. Надо давать оценку поступку, а не личности. С этим принципом тесно связаны два следующих принципа: «сочетание уважения и требовательности к воспитаннику» и «оптимизм и мажор, опора на положительное в воспитательном процессе».

Характер диалектического сочетания уважения и требовательности А.С. Макаренко выразил в краткой, но емкой формуле: «Как можно больше уважения к человеку, как можно больше требования к нему». Именно уважение и требование к личности воспитанника позволяют выявлению в высшей мере человеческого достоинства: чем больше уважаю, тем больше требую. И наоборот: наивысшая мера требовательности возвышает меру уважения, а значит и меру достоинства человека.

У принципа уважительного отношения к ребенку есть как бы две грани. Первая - это уважая, беречь. У Я. Корчака: «Уважайте слезы ребенка, его сегодняшний день и час, его болезни роста, его слезы». И вторая грань уважения - возрастающая мера требовательности к человеку, которого я считаю добрым, умным, справедливым, порядочным, умелым и т.д. Вот почему в гуманистической педагогике требование выражается в самых различных приемах воздействия на учащихся: просьба, совет, уверенность, авансированное доверие, право выбора и т.п.

Дети, воспитанные в диалектическом сочетании уважения и требования, очень хорошо это понимают, вырастая людьми с высоким чувством собственного достоинства: «Главное мое кредо в воспитании детей - это сочетание мягкости и жесткости, нахождение золотой середины. Мне трудно говорить об этом, так как это для меня предстоящий этап» (А. Вилков, выпускник школы, готовящийся стать папой). И еще пример из народной педагогики: «Ребенка спросили: «Почему плачешь?» Ответил: «Потому что мне потакают» (армянская пословица).

К сожалению, печальным фактом школьной практики является бытующее у некоторых педагогов упование лишь на требовательность, выражающуюся в самых разных формах: угрозы, наказания, насилие над личностью, недопускание права выбора, голое и нудное морализирование, упование на дисциплинарные меры... И чем сложнее и самобытнее личность воспитанника - тем больше. Вот грустный пример рассуждений молодой учительницы: «Надо быть строгой, выполнять педагогические угрозы. Детям нельзя позволять издеваться над тобой. Они это хорошо чувствуют. И если раз им позволить допустить слабинку, они тут же воспользуются и начнут на этом играть... Еще я считаю, что учитель должен быть требовательным. Ведь многие ученики не понимают, что им нужно, а что нет. Часто можно услышать также разговоры: «Зачем нас так мучают и кому это надо. Надо относиться к своему предмету так, как будто он самый важный и главный, и показывать это ученикам».

Последствия очевидны - нарушение взаимодействия в отношении «педагог <=> воспитанник», а, следовательно, - неэффективность воспитательного процесса.

Принцип «подхода к человеку с оптимистической гипотезой, пусть даже с некоторым риском ошибиться» (А.С. Макаренко) позволяет маленькому человеку раскрыть свои потенциальные возможности, самореализоваться, занять достойное место в общении со сверстниками и взрослыми.

В г. Севастополе есть подростковый клуб «Данко», в котором много лет работает Е.В. Сидоренко (Мухлади). Она так описывает несколько случаев со своим воспитанником Сашей Ч., который по школе характеризовался весьма нелестно, будучи в мнениях школьных педагогов в категории «трудных». Доверие, обращение к нему в экстремальных ситуациях, уверенность, что не подведет в клубе, сотворили буквально чудеса... С температурой 38° играл перед малышами Деда Мороза, неоднократно выручал школу на фестивалях (занимается музыкой в клубе); однажды во время концерта, когда испортилась аппаратура, 40 минут подряд развлекал зрителей пародиями - все смеялись; в походе во время военной игры тяжело повредил ногу, но поручение выполнил до конца, превозмогая боль... Думается, серия подобных жизненно-педагогических ситуаций способна коренным образом изменить не только тональность жизни подростка, но и его общую тенденцию самовоспитания и саморазвития.

И еще один ракурс принципа оптимизма, мажорного стиля и тона в воспитании - опора на положительное в личности воспитанника: «Каждый из нас рассчитан на большее» (И.С. Козловский). В осмыслении качеств личности: «Каждый раз, когда вы замечаете в ребенке дурную черту характера, поспешите отметить и хорошую, дать ему знать о том, что вы ее видите». В подходе к организации воспитания: «Надо учить детей во всех бедах уповать на поворот к лучшему, ожидать его, предпринимать шаги к решению проблем, помогать им в этом. Самое страшное - воспитать детей, не умеющих надеяться на лучшее и на себя» (из писем учителей в «Учительскую газету»).

Если в своём воспитаннике вы выявите хотя бы капельку хорошего и будете затем опираться на это хорошее в процессе воспитания, то получите ключ к двери к его душе и достигнете хороших результатов.

Философская основа этого принципа – известное философское положение о «противоречивости» человеческой природы. В человеке положительные качества могут легко уживаться и мирно существовать с отрицательными. Пример: любовь к животным и лживость: природная доброта и лень. Сплошь «отрицательных», как и стопроцентно «положительных» людей не бывает. Добиваться, чтобы в человеке стало больше положительного и меньше отрицательного, - задача воспитания, направленного на облагораживание личности.

Чтобы деятельность воспитателя была успешной, приносила быстрые и положительные результаты, нужно соблюдать правила реализации принципа.

В воспитательном процессе недопустима конфронтация, борьба воспитателя с воспитанниками, противопоставление сил и позиций.

Недопустимо акцентировать внимание только на промахах и недостатках в поведении учащихся. Мастера воспитания действуют как раз наоборот выявляют и поддерживают положительное.

Педагогически всегда выгоднее опираться на положительные интересы воспитанников, при помощи которых возможно решать многие задачи, трудового, эстетического, нравственного воспитания.

Опора на положительное имеет ещё один аспект, который можно обозначить как создание положительного воспитательного фона. Сюда относится и жизнедеятельность воспитанников, и стиль воспитательных отношений, и даже «дух» учебного заведения.

Воспитанники, которым часто напоминают об их недостатках, начинают терять веру в себя, в свои силы и возможности. Поэтому опытные воспитатели не скупятся на комплименты, щедро поощряют положительные сдвиги. Они проектируют хорошее поведение, внушают уверенность в успешном достижении высоких результатов, оказывают доверие воспитанникам, одобряют их при неудачах.

Принцип воспитания в коллективе предполагает заботу воспитателя о том, чтобы каждый воспитанник занимал достойное, удовлетворяющее его место и классном коллективе, ибо известно, что в подростковом возрасте влияние коллектива сверстников является одним из главных факторов развития человека. Здесь он получает дополнительные знания о мире, здесь вступает в отношения товарищества и дружбы, здесь получает различные навыки и умения. Здесь происходит его самореализация и самоутверждение в многообразных видах деятельности - признание сверстников становится мощным фактором стимулирования развития способностей и интересов.

Учет этого принципа воспитания предполагает изучение воспитателем места каждого воспитанника в системе межличностных отношений, учет этого в организации коллективной жизнедеятельности: распределение поручении и обязанностей, удовлетворяющих каждого, комплектование групп согласно психологической совместимости и по интересам, создание ситуации успеха для каждого, забота о самочувствии и настроении каждого, индивидуальный подход в организации коллективной творческой деятельности, личностная ориентированность всех проводимых с детьми форм воспитательной работы.

Принцип учета возрастных, половых и индивидуальных особенностей.

Дети разного возраста (да еще с учетом 5-7-летнего диапазона индивидуальных различий в возрастных проявлениях), девочки и мальчики, по-разному проявляющие себя индивидуальности воспитанников - все это определяет специфику, нестандартность воспитательных воздействий в каждой психолого-педагогической ситуации, делает процесс воспитания творческим, требует от воспитателя освоения педагогического мастерства.

Этот принцип предполагает также предостеречь воспитателей от ошибок такого рода: воспитатели порой, желая добра своим воспитанникам, пытаются априори прививать «взрослые» взгляды и формы поведения, осуждая «детские» выходки, шалости, ошибки и болезни роста. От этого предостерегал еще Ж.-Ж. Руссо: «Природа хочет, чтобы дети были детьми, прежде чем быть взрослыми. Если мы хотим нарушить этот порядок, мы произведем скороспелые плоды, которые не будут иметь ни зрелости, ни вкуса и не замедлят испортиться, у нас получатся юные доктора и старые дети. У детей своя собственная манера видеть, думать и чувствовать, и нет ничего безрассуднее, как желать заменить ее вашей».

Вспоминает учительница Н.Л. Надеждина: «У меня однажды было педагогическое прозрение... После 7 урока я сидела в своем кабинете и проверяла тетради. Вдруг услышала в коридоре дикий топот и вопли. Первым побуждением было вскочить и в жестких выражениях попросить ребят (а это мальчики-девятиклассники после компьютерного класса уходили домой) успокоиться и вести себя в школе как подобает ученикам, а не «стаду мамонтов», «воспитанным молодым людям, а не дикарям» и т.д. и т.п. Но был солнечный весенний день, хорошее творческое настроение. И вдруг я представила себя на их месте: 50 с лишним лет, 90 с лишним килограммов, солидная прическа и строгий костюм... я скакала по пустынному солнечному коридору и вопила. Смешно, не правда ли? Вот так же смешно и нелепо было бы молодых, сильных, стремительных юношей, просидевших 7 часов сиднем за партами в конце уроков, когда никто тебя не видит и не контролирует, представить чинно шагающими по коридору, наподобие 50-летней классной дамы и ведущими светскую беседу. «Каждому возрасту свое», - подумала я, села поуютнее и открыла очередное сочинение».


Вопросы и задания для самоконтроля.


  1. Каковы существенные черты процесса воспитания?

  2. Назовите и раскройте две-три закономерности воспитания.

  3. Соотнесите понятия «воспитание», «самовоспитание», «перевоспитание».

  4. Охарактеризуйте современную систему принципов воспитания, определите свое отношение к ней.

  5. Изобразите структуру процесса воспитания. Сделайте необходимые пояснения к ней.

  6. Проанализируйте педагогическую ситуацию. Какие психологические и педагогические закономерности не были учтены учителем при выборе педагогического воздействия? Как следовало бы поступить в данном случае?

Наталья Владимировна вновь и вновь возвращалась к своим горьким раздумьям: за что же он так ее, этот мальчик, этот Игорь К. из VII Б? Двенадцать лет жизни отданы школе.

На уроки шла всегда, как на праздник. Любимая работа, дети заполнили все ее существование. Даже личная жизнь как-то не получилась. И вот тринадцатилетний мальчишка посягнул на эту радость...

Неделю назад Наталья Владимировна застала Игоря за не привлекательным занятием. Он стрелял хлебом в проходивших мимо него ребят. Как видно, упражнялся довольно долго, потому что пол в коридоре был основательно усыпан хлебными шариками. Учительница пристыдила его, велела немедленно убрать хлеб. Их обступили ребята, ожидая, чем кончится для Игоря его очередная проделка.

Злой и красный, он засунул руки в карманы и, повернувшись к Наталье Владимировне, развязно сказал:

Вам нужно, вы и убирайте!

Спасительный звонок прервал эту сцену.

  1. Проанализируйте педагогическую ситуацию. Требование какого принципа воспитания нашло свое выражение в данной ситуации? Ответ аргументируйте.

Учитель английского ведет урок. Ученик Павел с самого начала урока не работает, выкрикивает, ходит по классу. На замечания учителя не реагирует. Поведение Павла раздражает и учеников. Отдельные даже делают ему замечания. Наконец, учитель требует от Павла оставить аудиторию, но и это требование не оказывает воздействия на нарушителя.

В таком случае, - говорит учитель, - проголосуем. Ребята, кто за то, чтобы Павел вышел из аудитории и не мешал нам работать, поднимите руки.

Большинство подняло руки. Только двое не поддержали мнения коллектива. Павел посмотрел на поднятые руки товарищей, как-то сразу посерьезнел, даже покраснел и нехотя вышел. Учащиеся продолжали спокойно работать.


Литература.

  1. Коджаспирова Г.М. Педагогика в схемах, таблицах и опорных конспектах. - М.: Айрис-пресс, 2006.

  2. Коджаспирова Г.М. Педагогика: Практикум и методические материалы по педагогике. - М.: ВЛАДОС, 2004.

  3. Коджаспирова Г.М. Педагогика: Учебник для студентов образоват. учреждений сред. проф. образования. - М.: ВЛАДОС, 2004.

  4. Кругликов Г.И. Воспитательная работа мастера профессионального обучения учеб. пос. для студ. СПО – М.: ИЦ «Академия», 2008.

  5. Педагогика: учебник/ Под ред. Л.П. Крившенко. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005.

  6. Подласый И.П. Педагогика: Учебник для студентов высших пед. учеб. заведений. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 2003.

  7. Российская педагогическая энциклопедия / Под ред. В.В. Давыдова. В 2-х т. – М.: «БОЛЬШАЯ РОССИЙСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ», 1993 – 1999.



Лекция по дисциплине «Общая и профессиональная педагогика» на тему: «Теоретические основы процесса воспитания»
  • Другое
Описание:

Лекция по дисциплине «Общая и профессиональная педагогика»

на тему: «Теоретические основы процесса воспитания» включает рассмотрение вопросов: понятие и педагогическая сущность процесса воспитания; назначение процесса воспитания; особенности и логика процесса воспитания; структура процесса воспитания и критерии его эффективности; закономерности процесса воспитания; принципы. Материал заинтересуют не только студентов педагогических специальностей, педагогов, но и классных руководителей, всех лиц, заинтересованных в эффективности организации процесса воспитания.

Автор Васильева Татьяна Анатольевна
Дата добавления 21.02.2016
Раздел Другое
Подраздел Другое
Просмотров 570
Номер материала MA-065037
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓