Главная / Физкультура / ЛЕЧЕБНОЕ ПЛАВАНИЕ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЯ ОСАНКИ И СКОЛИОЗА

ЛЕЧЕБНОЕ ПЛАВАНИЕ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЯ ОСАНКИ И СКОЛИОЗА

ЛЕЧЕБНОЕ ПЛАВАНИЕ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЯ ОСАНКИ И СКОЛИОЗА

Плавание и упражнения в воде являются эффективным средством лечения и профилактики нарушений осанки и сколиоза.

Характер мышечной деятельности при плавании обеспечивает равномерное укрепление всех мышечных групп туловища и конечностей, выравнивая возникший в мышцах дисбаланс, что способствует укреплению мышечного корсета, улучшению статико-динамичсского состояния и посильной коррекции деформации.

Необходимо учесть, что дети, страдающие сколиозом, обычно имеют не только слабый костно-мышечный аппарат и связанную с этим задержку развития двигательных навыков, но и сопутствующие заболевания, отрицательно влияющие па физическое развитие и соматическое состояние ребенка. Лечебное плавание направлено на оздоровление организма в целом, на повышение его функциональных возможностей. Благодаря систематическому воздействию на организм водной среды у школьников развиваются двигательные возможности, укрепляется нервная система, активизируется обмен веществ и работа внутренних органов.

Однако, главное заключается в том, что занятия лечебным плаванием способствуют разгрузке позвоночника и улучшают условия функционирования мышечно-связочного аппарата, способствуя тем самым уменьшению и стабилизации деформации. Следует отметить, что выполнение упражнении в более плотной, чем воздух, водной среде требует больших усилий, в связи с чем тренировка мышц и всех систем организма происходит более интенсивно. Упражнения выполняются в основном в горизонтальном положении, то есть в положении максимальной разгрузки позвоночника, уменьшая его искривление. Давление воды на грудную клетку увеличивает напряжение дыхательных мышц при их сокращении и, тем самым отлично развивает эти мышцы. Глубокое дыхание предупреждает и уменьшает деформацию грудной клетки.

Важным является температурное воздействие водной среды. Теплая вода оказывает болеутоляющий эффект, снимает утомление мышц. Постепенное понижение температуры в течение курса лечебного плавания служит закаливающим фактором.

Положительный эмоциональный фон, обычно сопровождающий водные процедуры/оказывает благотворное влияние на психофизическое состояние детей.

Плавание с лечебными целями рекомендуется при нарушении осанки и сколиозах I, If, [ГГ степени. Противопоказано плавание при слабости мышечного корсета, при нестабильных прогрессирующих формах сколиоза, при обострении заболеваний почек и желчевыводящих путей, при эписиндроме. Осторожно назначается плавание при диспластических прогрессирующих сколиозах.

Ведущая цель лечебного плавания - сочетание лечения сколиоза с формированием у учащихся необходимых навыков поведения в водной среде и потребности в регулярном применении водных оздоровительных процедур как одного из компонентов здорового образа жизни.

При лечебном плавании реализуется несколько групп задач, позволяющих осуществлять дифференцированный и индивидуальный подход в коррекции нарушений осанки и сколиоза.

  1. группа -лечебные задачи:

  • разгрузка позвоночника - создание благоприятных физиологических условий для роста тел позвонков и восстановление правильного положения тела;

  • укрепление мышечного корсета;

  • формирование правильной осанки;

  • коррекция плоскостопия.

  1. группа - задачи коррекционно-развивающие:

  • развитие двигательной активности;

  • выработка двигательных навыков и совершенствование двигательных способностей (ловкость, быстрота, выносливость);

  • развитие силовой выносливости мышц.

  1. группа - образовательные задачи:

  • формирование теоретических и практических основ освоения водного пространства;

  • обучение техническим приемам плавания.

  1. группа - валеологические задачи:

  • овладение правилами безопасного поведения в воде;

  • формирование умений определять плохое самочувствие и оказывать первую помощь на воде другим людям;

  • привитие гигиенических навыков;

  • выработка привычек здорового образа жизни.

  1. группа - психологические задачи:

  • улучшение эмоционального состояния;

  • снятие психологической напряженности и создание оптимистического настроения в многолетнем лечении;

  • воспитание воли, сознательной дисциплины, организованности;

  • развитие коммуникативных навыков.

В соответствии с перечисленными задачами в содержание курса «Лечебное плавание» включаются: теоретические сведения, подготовительные упражнения и обучение технике, формирование практических навыков плавания, специальные корригирующие упражнения, игры и развлечения на воде.

Теоретические сведения даются учащимся на протяжении всего курса обучения и могут включать следующую тематику:

  • «Сведения о воде, бассейне, правилах безопасного поведения на воде».

  • «Гигиенические требования к пловцу».

-«Профилактика простудных и грибковых заболеваний».

  • «Профилактика травматизма на воле».

  • «Правила купания в открытых водоемах».

  • «Оказание помощи утопающим».

«Спортивное плавание и его способы».

«Лечебное плавание и его задачи».

«Значение систематических занятий плаванием».

«Влияние плавания на воспитание правильной осанки, исправление деформации». /

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ

Проводятся упражнения на суше. Они включают объяснение, показ и выполнение движений, имитирующих плавание.

Движения ногами, имитирующие плавание: кролем на груди и спине;

  • кролем, сидя на бортике, опустив ноги в воду;

  • брассом лежа на груди.

Движения руками с произвольным дыханием и в согласовании:

  • разведение рук в стороны и немного вит из положения «вперед вместе», ладони поворачивать наружу - «захватывать воду»;

  • при разведении рук до оси плечевых суставов сгибание их в локтевых и плечевых суставах, опуская локти, затем вытягивание рук вперед и соединение кистей.

Движения ногами, сидя на скамейке:

  • разведение носков в стороны, носки на себя, пятки вместе;

  • имитация движений в упоре сидя (пятки не отрывая от пола) и в упоре лежа на груди на краю гимнастической скамейки (ноги на весу).

Согласованные движения рук, ног и дыхания:

  • стоя руки вверх, кисти соединены;

  • гребок руками, подготовительные движения руками, слегка приседая развести колени; пауза;

стоя наклон вперед, руки вверх;

  • гребок руками, вдох; голова опускается, выдох; выпрямление рук, нога выполняет гребок, выдох продолжается; пауза.

Разучив брасс на груди, можно давать индивидуальные задания, регулируя нагрузку.

Большинство занимающихся при начальном обучении неуверенно чувствуют себя в воде в связи с боязнью воды. Их действия в воде обычно торопливы, движения порывисты, угловаты, плохо координировав, не согласованы с ритмом дыхания и направлены на удержание себя на поверхности воды. Занимающиеся производят движения с большими усилиями, поэтому быстро утомляются и прекращают дальнейшее плавание.

Прежде чем начинать изучение техники, следует овладеть подготовительными упражнениями для освоения водной среды, которые выполняются в мелкой части бассейна. Они состоят из серии специальных упражнений: погружение в воду; всплывание; освоение горизонтального положения в воде; скольжение в воде; правильное дыхание в воде; упражнения на работу и расслабление мышц рук и ног. В качестве подготовительных упражнений в воде используют хождение по дну с различным изменением положения рук и ног, с гребковыми движениями рук, а также выполнение упражнений у бортика.

Обучение технике плавания

Для обучения технике плавания существует следующая последовательность:

  1. Обучение технике дыхания.

  2. Обучение технике движений ногами с задержкой дыхания на воде, с произвольным дыханием, с выдохом в воду

  3. Формирование согласования движений ногами с дыханием.

  4. Обучение технике движения руками с произвольным дыханием.

  5. Формирование согласования движений ногами и руками с задержкой дыхания.

  6. Формирование согласования движений руками, ногами и дыхания.

В период обучения широко используются поддерживающие средства

(пояса, мячи, круги, доски), частично способствующие разгрузке позвоночника.

Большое значение придается группе дыхательных упражнений, которые необходимо включать в любой комплекс лечебного плавания независимо от формы деформации, чередуя со специальными упражнениями комплекса.

Дыхательные упражнения направлены на:

- укрепление дыхательной мускулатуры;

-увеличение подвижности грудной клетки;

-увеличение жизненной емкости легких.

Для укрепления дыхательной мускулатуры предлагаются разнообразные упражнения с удлиненным выдохом, упражнения в дыхании с легким сопротивлением при вдохе и выдохе, выдох в воду через трубочку, надувание шаров и камер, чередование плавного и толчкообразного вдоха и выдоха.

Для усиления подвижности грудной клетки дыхательные упражнения сопровождают поднятием руки вверх при вдохе и опусканием при выдохе. Следует обратить внимание на полноценность выдоха (для его усиления применяются упражнения с произношением звуков а, о, у, з, ж, ш).

Для увеличения жизненной емкости легких применяется глубокое медленное дыхание с максимальной амплитудой дыхательных движений и удлиненным форсированным выдохом.

Упражнения по обучению правильному дыханию при плавании:

  1. Подготовка к выдоху в воду.

И.П. - стоя на дне бассейна, ноги врозь, набрать в ладони воду, сложить губы «трубочкой», подуть на воду. Глаза не закрывать, следить за осанкой. Повторить 4-6 раз.

  1. Развитие силы выдоха.

И.П. - то же. Положить подбородок' на полу, подуть на воду, что бы образовалась ямка. Повторить 4-6 раз.

  1. Тренировка компенсаторных механизмов внешнего дыхания

И.П. - стоя на дне бассейна, ноги врозь, руки на поясе. Вдохнуть, закрыть глаза, присесть в воде, задержать дыхание на 3.5,10.1 5 сек.. встать выдох, открыть глаза. Повторить 4-6 раз.

  1. Развитие дыхательной мускулатуры и увеличение жизненной емкости легких.

И.П. стоя в воде по шею. Надувание резиновых игрушек. Берутся игрушки разного объема. После 2*3 выдохов пауза 15-20 сек Повторить 4-6 раз.

  1. Совершенствование функций дыхательной и сердечнососудистой систем.

И.П. - лежа па воде. Выполнение плавательных упражнений с дозированной задержкой дыхания (выдох в воду) на 4 счета. Повтор 4-6 раз

Специальные коррекционные упражнения

В настоящее время общепризнано, что при сколиозе рекомендуется основном, плавание брассом на груди и спине, так как движения при этом симметричны, выполняются в одной плоскости, исключаются колебания позвоночника.

Плавание брассом руками способствует улучшению дыхательной функции, укреплению мышц грудной клетки, плечевого пояса, спины. При плавании брассом ногами активно участвуют сгибательно-разгибательная; отводяще-приводящая мускулатура нижних конечностей, что cпособствует укреплению мышечного корсета в целом

Плавание брассом на груди целесообразно назначать при всех тип нарушений осанки и всех степенях искривления позвоночника.

При кифосколиозах отдается предпочтение брассу на спине. Выполнение гребка руками при плавании брассом на спине способствует сведению лопаток, укреплению трапециевидных и ромбовидных мышц спины, коррекции грудного кифоза, нормализации положения плеч.

Необходимо акцентировать внимание на удлинении паузы в скольжении.

Дополнительно назначается плавание ногами кролем на груди и cпине, скольжение на груди и спине. Движения ногами осуществляются свободно, непринужденно при полном разгибании тазобедренного сустава амплитуда движений 20-25°. Этими движениями тело поддерживается у поверхности воды, выравнивается мышечный дисбаланс, уменьшается угол наклона таза и его перекос.

Плавание же кролем на груди в координации противопоказано, так вращательные движения в грудном и поясничном отделах позвоночника, возникающие при работе рук и ног, могут привести к мобильности позвоночника и прогрессированию искривления.

При таком дефекте, как круглая спина, более рациональным следует считать плавание на спине брассом и кролем, не исключая и другие способы плавания.

При плоской спине не рекомендуется плавать на спине, в то время как при кифозе это необходимо для уменьшения деформации.

При различной степени деформации коррекционный процесс приобретает разную направленность. Так, при I и II степенях сколиоза следует стремиться к стабилизации процесса и коррекции искривления, а при выраженном фиксированном сколиозе III и IV степени основным становится не столько коррекция деформаций, сколько поддержание общего уровня физического развития и стабилизация процесса, улучшение функционального состояния сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

При начальной степени сколиоза корригирующее воздействие осуществляется путем специальных упражнений, способствующих выведению позвоночника из порочного положения, дифференцированного укрепления определенных мышечных групп и выработки стереотипа правильного взаимоположения частей тела на воде. Специальные упражнения подбираются индивидуально с учетом степени деформации позвоночника, вида нарушения осанки в сагиттальной плоскости (лордоз, кифоз).

Уменьшению искривления в грудном отделе способствует плавание в коррекционном положении с вытянутой вверх рукой на стороне вогнутости и в сторону - на выпуклой стороне. Для уменьшения искривления в поясничном отделе полезно отведение ноги в сторону на выпуклой стороне.

В связи с сочетанием при сколиозе деформации позвоночника и ребер большую роль играют упражнения, способствующие расширению грудной клетки. К ним относятся вытягивание рук вверх, сгибание рук за головой.

При выраженном лордозе поясничного отдела под живот подкладывают плавательный предмет.

Необходимо подбирать асимметричные упражнения для успешного решения лечебных задач в соответствии с принципами коррекции с учетом формы, направления, степени искривления позвоночника:

для коррекции деформации во фронтальной плоскости применяют асимметричные упражнения для растяжения мышц на вогнутой стороне и сокращения растянутых мышц на выпуклой. Так при правостороннем грудном сколиозе левую руку ( вогнутая сторона) поднимают вверх (вперед), а правую вниз (вдоль туловища);

для коррекции поясничного отдела используются упражнения с асимметричным расположением ног. При сгибании ноги в тазобедренном и коленных суставах на стороне искривления достигают устранения перекоса таза, сокращения растянутых мышц и уменьшения искривления в поясничном отделе. При комбинированных сколиозах необходимо фиксировать соответствующий отдел позвоночника. Сокращение мышц должно происходить именно в том отделе и на той стороне, коррекцию кривизны которых производят.



ЛЕЧЕБНОЕ ПЛАВАНИЕ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЯ ОСАНКИ И СКОЛИОЗА
  • Физкультура
Описание:

Лечебное плавание направлено на оздоровление организма в це­лом, на повышение его функциональных возможностей. Благодаря систе­матическому воздействию на организм водной среды у школьников раз­виваются двигательные возможности, укрепляется нервная система, активизируется обмен веществ и работа внутренних органов.

Однако, главное заключается в том, что занятия лечебным плаванием способствуют разгрузке позвоночника и улучшают условия функциони­рования мышечно-связочного аппарата, способствуя тем самым уменьше­нию и стабилизации деформации.

Автор Назаренко Марина Александровна
Дата добавления 25.11.2015
Раздел Физкультура
Подраздел Другое
Просмотров 460
Номер материала MA-062634
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓