Инфоурок Физическая культура Другие методич. материалыЛЕЧЕБНОЕ ПЛАВАНИЕ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЯ ОСАНКИ И СКОЛИОЗА

ЛЕЧЕБНОЕ ПЛАВАНИЕ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЯ ОСАНКИ И СКОЛИОЗА

Скачать материал

ЛЕЧЕБНОЕ ПЛАВАНИЕ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЯ ОСАНКИ И СКОЛИОЗА

Плавание  и упражнения в воде  являются эффективным средством ле­чения и профилактики нарушений осанки и сколиоза.

Характер мышечной деятельности при плавании обеспечивает равно­мерное укрепление всех мышечных групп туловища и конечностей, вы­равнивая возникший в мышцах дисбаланс, что способствует укреплению мышечного корсета, улучшению статико-динамичсского состояния и по­сильной коррекции деформации.

Необходимо учесть, что дети, страдающие сколиозом, обычно имеют не только слабый костно-мышечный аппарат и связанную с этим задерж­ку развития двигательных навыков, но и сопутствующие заболевания, от­рицательно влияющие па физическое развитие и соматическое  состояние ребенка. Лечебное плавание направлено на оздоровление организма в це­лом, на повышение его функциональных возможностей. Благодаря систе­матическому воздействию на организм водной среды у школьников раз­виваются двигательные возможности, укрепляется нервная система, активизируется обмен веществ и работа внутренних органов.

Однако, главное заключается в том, что занятия лечебным плаванием способствуют разгрузке позвоночника и улучшают условия функциони­рования мышечно-связочного аппарата, способствуя тем самым уменьше­нию и стабилизации деформации. Следует отметить, что выполнение уп­ражнении в более плотной, чем воздух, водной среде требует больших усилий, в связи с чем тренировка мышц и всех систем организма  происхо­дит более интенсивно. Упражнения выполняются в основном в горизонтальном положении, то есть в положении максимальной разгрузки позво­ночника, уменьшая его искривление. Давление воды на грудную клетку увеличивает напряжение дыхательных мышц при их сокращении и, тем самым отлично развивает эти мышцы. Глубокое дыхание предупреждает и уменьшает деформацию грудной клетки.

Важным является температурное воздействие водной среды. Теплая вода оказывает болеутоляющий эффект, снимает утомление мышц. Посте­пенное понижение температуры в течение курса лечебного плавания слу­жит закаливающим фактором.

Положительный эмоциональный фон, обычно сопровождающий вод­ные процедуры/оказывает благотворное влияние на психофизическое со­стояние детей.

Плавание с лечебными целями рекомендуется при нарушении осанки и сколиозах I, If, [ГГ степени. Противопоказано плавание при слабости мышечного корсета, при нестабильных прогрессирующих формах сколиоза, при обострении заболеваний почек и желчевыводящих путей, при эпи­синдроме. Осторожно назначается плавание при диспластических про­грессирующих сколиозах.

Ведущая цель лечебного плавания - сочетание лечения сколиоза с фор­мированием у учащихся необходимых навыков поведения в водной среде и потребности в регулярном применении водных оздоровительных про­цедур как одного из компонентов здорового образа жизни.

При лечебном плавании реализуется несколько групп задач, позволя­ющих осуществлять дифференцированный и индивидуальный подход в коррекции нарушений осанки и сколиоза.

1   группа -лечебные задачи:

-    разгрузка позвоночника - создание благоприятных физиологичес­ких условий для роста тел позвонков и восстановление правильного поло­жения тела;

-    укрепление мышечного корсета;

-    формирование правильной осанки;

-    коррекция плоскостопия.

2   группа - задачи коррекционно-развивающие:

-    развитие двигательной активности;

-    выработка двигательных навыков и совершенствование двигатель­ных способностей (ловкость, быстрота, выносливость);

-    развитие силовой выносливости мышц.

3   группа - образовательные задачи:

-    формирование теоретических и практических основ освоения вод­ного пространства;

-    обучение техническим приемам плавания.

4   группа - валеологические задачи:

-    овладение правилами безопасного поведения в воде;

-    формирование умений определять плохое самочувствие и оказывать первую помощь на воде другим людям;

-    привитие гигиенических навыков;

-    выработка привычек здорового образа жизни.

5   группа - психологические задачи:

-    улучшение эмоционального состояния;

-      снятие психологической напряженности и создание оптимистического настроения в многолетнем лечении;

-    воспитание воли, сознательной дисциплины, организованности;

-    развитие коммуникативных навыков.

В соответствии с перечисленными задачами в содержание курса «Ле­чебное плавание» включаются: теоретические сведения, подготовитель­ные упражнения и обучение технике, формирование практических навы­ков плавания, специальные корригирующие упражнения, игры и развлечения на воде.

Теоретические сведения даются учащимся на протяжении всего курса обучения и могут включать следующую тематику:

-    «Сведения о воде, бассейне, правилах безопасного поведения на воде».

-   «Гигиенические требования к пловцу».

-«Профилактика простудных и грибковых заболеваний».

-   «Профилактика травматизма на воле».

-   «Правила купания в открытых водоемах».

-   «Оказание помощи утопающим».

«Спортивное плавание и его способы».

«Лечебное плавание и его задачи».

«Значение систематических занятий плаванием».

«Влияние плавания на воспитание правильной осанки, исправление деформации».      /

 ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ

Проводятся упражнения на суше. Они включают объяснение, показ и выполнение движений, имитирующих плавание.

Движения ногами, имитирующие плавание: кролем на груди и спине;

-   кролем, сидя на бортике, опустив ноги в воду;

-   брассом лежа на груди.

Движения руками с произвольным дыханием и в согласовании:

-   разведение рук в стороны и немного вит из положения «вперед вме­сте», ладони поворачивать наружу - «захватывать воду»;

-   при разведении рук до оси плечевых суставов сгибание их в локте­вых и плечевых суставах, опуская локти, затем вытягивание рук вперед и соединение кистей.

Движения ногами, сидя на скамейке:

-   разведение носков в стороны, носки на себя, пятки вместе;

-   имитация движений в упоре сидя (пятки не отрывая от пола) и в упоре лежа на груди на краю гимнастической скамейки (ноги на весу).

Согласованные движения рук, ног и дыхания:

-   стоя руки вверх, кисти соединены;

-   гребок руками, подготовительные движения руками, слегка присе­дая развести колени; пауза;

стоя наклон вперед, руки вверх;

-   гребок руками, вдох; голова опускается, выдох; выпрямление рук, нога выполняет гребок, выдох продолжается; пауза.

Разучив брасс на груди, можно давать индивидуальные задания, регу­лируя нагрузку.

Большинство занимающихся при начальном обучении неуверенно чув­ствуют себя в воде в связи с боязнью воды. Их действия в воде обычно торопливы, движения порывисты, угловаты, плохо координировав, не со­гласованы с ритмом дыхания и направлены на удержание себя на поверх­ности воды. Занимающиеся производят движения с большими усилиями, поэтому быстро утомляются и прекращают дальнейшее плавание.

Прежде чем начинать изучение техники, следует овладеть подготови­тельными упражнениями для освоения водной среды, которые выполня­ются в мелкой части бассейна. Они состоят из серии специальных упражнений: погружение в воду; всплывание; освоение горизонтального поло­жения в воде; скольжение в воде; правильное дыхание в воде; упражнения на работу и расслабление мышц рук и ног. В качестве подготовительных упражнений в воде используют хождение по дну с различным изменением положения рук и ног, с гребковыми движениями рук, а также выполнение упражнений у бортика.

Обучение технике плавания

Для обучения технике плавания существует следующая последователь­ность:

1.   Обучение технике дыхания.

2.  Обучение технике движений ногами с задержкой дыхания на воде, с произвольным дыханием, с выдохом в воду

3.   Формирование согласования движений ногами с дыханием.

4.  Обучение технике движения руками с произвольным дыханием.

5.   Формирование согласования движений ногами и руками с задерж­кой дыхания.

6.  Формирование согласования движений руками, ногами и дыхания.

В период обучения широко используются поддерживающие средства

(пояса, мячи, круги, доски), частично способствующие разгрузке позво­ночника.

Большое значение придается группе дыхательных упражнений, кото­рые необходимо включать в любой комплекс лечебного плавания независимо  от формы деформации, чередуя со специальными упражнениями комплекса.

Дыхательные упражнения направлены на:

- укрепление дыхательной мускулатуры;

-увеличение подвижности грудной клетки;

-увеличение жизненной емкости легких.

Для укрепления дыхательной мускулатуры предлагаются разнообраз­ные упражнения  с удлиненным выдохом, упражнения в дыхании с лег­ким сопротивлением при вдохе и выдохе, выдох в воду через трубочку, надувание шаров и камер, чередование плавного и толчкообразного вдо­ха и выдоха.

Для усиления подвижности грудной клетки дыхательные упражнения сопровождают поднятием руки вверх при вдохе и опусканием при выдохе. Следует обратить внимание на полноценность выдоха (для его усиления применяются упражнения с произношением звуков а, о, у, з, ж, ш).

Для увеличения жизненной емкости легких применяется глубокое мед­ленное дыхание с максимальной амплитудой дыхательных движений и удлиненным форсированным выдохом.

Упражнения по обучению правильному дыханию при плавании:

1.   Подготовка к выдоху в воду.

И.П. - стоя на дне бассейна, ноги врозь, набрать в ладони воду, сло­жить губы «трубочкой», подуть на воду. Глаза не закрывать, следить за осанкой. Повторить 4-6 раз.

2.  Развитие силы выдоха.

И.П. - то же. Положить подбородок' на полу, подуть на воду, что бы  образовалась ямка. Повторить 4-6 раз.

3.  Тренировка компенсаторных механизмов внешнего дыхания

И.П. - стоя на дне бассейна, ноги врозь, руки на поясе. Вдохнуть, закрыть глаза, присесть в воде, задержать дыхание на 3.5,10.1 5 сек.. встать выдох, открыть глаза. Повторить 4-6 раз.

4.  Развитие дыхательной мускулатуры и увеличение жизненной емкости легких.

И.П. стоя в воде по шею. Надувание резиновых игрушек. Берутся  игрушки разного объема. После 2*3 выдохов пауза 15-20 сек Повторить 4-6 раз.

5.  Совершенствование функций дыхательной и сердечнососудистой  систем.

И.П. - лежа па воде. Выполнение плавательных упражнений с дозированной  задержкой дыхания (выдох в воду) на 4 счета. Повтор 4-6 раз

Специальные коррекционные упражнения

В настоящее время общепризнано, что при сколиозе рекомендуется основном, плавание брассом на груди и спине, так как движения при этом симметричны, выполняются в одной плоскости, исключаются колебания позвоночника.

Плавание брассом руками способствует улучшению дыхательной функции, укреплению мышц грудной клетки, плечевого пояса, спины. При плавании брассом ногами активно участвуют сгибательно-разгибательная;  отводяще-приводящая мускулатура нижних конечностей, что cпособствует укреплению мышечного корсета в целом

Плавание брассом на груди целесообразно назначать при всех тип нарушений осанки и всех степенях искривления позвоночника.

При кифосколиозах отдается предпочтение брассу на спине. Выполнение гребка руками при плавании брассом на спине способствует сведению лопаток, укреплению трапециевидных и ромбовидных мышц спины, коррекции грудного кифоза, нормализации положения плеч.

Необходимо акцентировать внимание на удлинении паузы в скольжении.

Дополнительно назначается плавание ногами кролем на груди и cпине, скольжение на груди и спине. Движения ногами осуществляются свободно, непринужденно при полном разгибании тазобедренного сустава амплитуда движений 20-25°. Этими движениями тело поддерживается у поверхности воды, выравнивается мышечный дисбаланс, уменьшается угол наклона таза и его перекос.

Плавание же кролем на груди в координации противопоказано, так вращательные движения в грудном и поясничном отделах позвоночника, возникающие при работе рук и ног, могут привести к мобильности позвоночника и прогрессированию искривления.

При таком дефекте, как круглая спина, более рациональным следует считать плавание на спине брассом и кролем, не исключая и другие спосо­бы плавания.

При плоской спине не рекомендуется плавать на спине, в то время как при кифозе это необходимо для уменьшения деформации.

При различной степени деформации коррекционный процесс при­обретает разную направленность. Так, при I и II степенях сколиоза сле­дует стремиться к стабилизации процесса и коррекции искривления, а при выраженном фиксированном сколиозе III и IV степени основным становится не столько коррекция деформаций, сколько поддержание об­щего уровня физического развития и стабилизация процесса, улучше­ние функционального состояния сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

При начальной степени сколиоза корригирующее воздействие осуще­ствляется путем специальных упражнений, способствующих выведению позвоночника из порочного положения, дифференцированного укрепле­ния определенных мышечных групп и выработки стереотипа правильного взаимоположения частей тела на воде. Специальные упражнения подби­раются индивидуально с учетом степени деформации позвоночника, вида нарушения осанки в сагиттальной плоскости (лордоз, кифоз).

Уменьшению искривления в грудном отделе способствует плава­ние в коррекционном положении с вытянутой вверх рукой на стороне вогнутости и в сторону - на выпуклой стороне. Для уменьшения ис­кривления в поясничном отделе полезно отведение ноги в сторону на выпуклой стороне.

В связи с сочетанием при сколиозе деформации позвоночника и ре­бер большую роль играют упражнения, способствующие расширению грудной клетки. К ним относятся вытягивание рук вверх, сгибание рук за головой.

При выраженном лордозе поясничного отдела под живот подкладывают плавательный предмет.

Необходимо подбирать асимметричные упражнения для успешного решения лечебных задач в соответствии с принципами коррекции с уче­том формы, направления, степени искривления позвоночника:

для коррекции деформации во фронтальной плоскости применяют асимметричные упражнения для растяжения мышц на вогнутой стороне и сокращения растянутых мышц на выпуклой. Так при правостороннем груд­ном сколиозе левую руку ( вогнутая сторона) поднимают вверх (вперед), а правую вниз (вдоль туловища);

для коррекции поясничного отдела используются упражнения с асим­метричным расположением ног. При сгибании ноги в тазобедренном и  коленных суставах на стороне искривления достигают устранения пере­коса таза, сокращения растянутых мышц и уменьшения искривления в по­ясничном отделе. При комбинированных сколиозах необходимо фиксиро­вать соответствующий отдел позвоночника. Сокращение мышц должно происходить именно в том отделе и на той стороне, коррекцию кривизны которых производят.

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "ЛЕЧЕБНОЕ ПЛАВАНИЕ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЯ ОСАНКИ И СКОЛИОЗА"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Заведующий доп. образованием

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Лечебное плавание направлено на оздоровление организма в це лом, на повышение его функциональных возможностей. Благодаря систе матическому воздействию на организм водной среды у школьников раз виваются двигательные возможности, укрепляется нервная система, активизируется обмен веществ и работа внутренних органов. Однако, главное заключается в том, что занятия лечебным плаванием способствуют разгрузке позвоночника и улучшают условия функциони рования мышечно-связочного аппарата, способствуя тем самым уменьше нию и стабилизации деформации.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 677 907 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 15.06.2020 1276
    • DOCX 28 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Панова Софья Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Панова Софья Александровна
    Панова Софья Александровна
    • На сайте: 3 года и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 71902
    • Всего материалов: 215

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Фитнес-тренер

Фитнес-тренер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Психологическое сопровождение детей-спортсменов

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 25 человек из 15 регионов
  • Этот курс уже прошли 151 человек

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность по физической культуре в начальной школе с учетом ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 148 человек из 47 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 744 человека

Курс повышения квалификации

Формирование физической культуры: актуальные методы и формы

144 ч.

2160 руб. 1290 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 13 человек

Мини-курс

Формирование здоровых детско-родительских отношений: влияние и преодоление сепарации

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 160 человек из 46 регионов
  • Этот курс уже прошли 90 человек

Мини-курс

Архитектурное творчество для подростков (обучение детей от 12 лет и старше)

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Художественная гимнастика: углубленная физическая подготовка

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе