Доклад на тему:
«Развитие речи детей дошкольного возраста в игровой деятельности»
Воспитатель: Байбекова Раиса
Газизовна
Дошкольный возраст — это
период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления
и развития всех сторон речи.
В работе затронута проблема
развития речи детей в игровой деятельности, так как в дошкольном
возрасте данный вид деятельности является ведущим.
Причиной острой необходимости
развития речи детей является потребность общения человека с окружающими
его людьми, а что бы речь была внятна, понятна и интересна
другим необходимо проводить разнообразные игры, разрабатывать методики
проведения игр, чтобы дети были заинтересованы в игровой деятельности.
Дошкольный возраст является
уникальным и решающим периодом развития ребёнка, когда возникают основы
личности, складывается воля и произвольное поведение, активно развивается
воображение, творчество, общая иницативность. Однако все эти важнейшие качества
формируются не в учебных занятиях, а в ведущей
и главной деятельности дошкольника — в игре.
Самое существенное изменение,
которое отмечают не только психологи, но и большинство опытных
дошкольных педагогов, заключается в том, что дети в детских садах
стали меньше и хуже играть, особенно сократились
(и по количеству и по продолжительности) сюжетно-ролевые
игры.
Дошкольники практически
не знают традиционных детских игр и не умеют играть.
В качестве главной причины обычно называют недостаток времени
на игру. Действительно, в большинстве детских садов режим дня
перегружен различными занятиями и на свободную игру остаётся менее
часа.
Однако и этот час дети,
по наблюдениям педагогов, не могут содержательно и спокойно
играть — они возятся, дерутся, толкаются — поэтому воспитатели
стремятся заполнить свободное время детей спокойными занятиями или прибегать
к дисциплинарным воздействиям. При этом они констатируют, что дошкольники
не умеют и не хотят играть.
Это действительно так. Игра
не возникает сама собой, а передается от одного поколения детей
другому — от старших к младшим. В настоящее время эта связь
детских поколений прервана (разновозрастные детские сообщества —
в семье, во дворе, в квартире — встречаются лишь как
исключение). Дети растут среди взрослых, а взрослым некогда играть,
да они и не умеют этого делать и не считают важным.
Если они и занимаются детьми, то они их учат. В результате
игра уходит из жизни дошкольников, а вместе с ней уходит
и само детство.
Сворачивание игры в дошкольном
возрасте весьма печально отражается на общем психическом и личностном
развитии детей. Как известно, именно в игре наиболее интенсивно
развиваются мышление, эмоции, общение, воображение, сознание ребёнка.
Преимущество игры перед любой
другой детской деятельностью заключается в том, что в ней ребёнок
сам, добровольно подчиняется определённым правилам, при чём именно выполнение
правил доставляет максимальное удовольствие. Это делает поведение ребёнка
осмысленным и осознанным, превращает его из полевого в волевое.
Поэтому игра — это практически единственная область, где дошкольник может
проявить свою инициативу и творческую активность.
И в то же время,
именно в игре дети учатся контролировать и оценивать себя, понимать,
что они делают, и (наверное это главное) хотеть действовать правильно.
Отношение современных дошкольников к игре (а значит и сама
игровая деятельность) существенно изменились. Несмотря на сохранение
и популярность некоторых игровых сюжетов (прятки, салочки, дочки-матери),
дети в большинстве случаев не знают правил игры и не считают
обязательным их выполнение. Они перестают соотносить своё поведение
и свои желания с образом идеального взрослого или образом правильного
поведения.
А ведь именно это
самостоятельное регулирование своих действий превращает ребёнка
в сознательного субъекта своей жизни, делает его поведение осознанным
и произвольным. Конечно, это не означает, что современные дети
не овладевают правилами поведения — бытовыми, учебными,
коммуникативными, дорожного движения и пр. Однако, эти правила исходят
извне, со стороны взрослых, а ребёнок вынужден принимать
их и приспосабливаться к ним.
Главное преимущество игровых правил
заключается в том, что они добровольно и ответственно принимаются
(или порождаются) самими детьми, поэтому в них представление о том,
что и как надо делать слиты с желаниями и эмоциями.
В развитой форме игры дети сами хотят действовать правильно. Уход таких
правил из игры может свидетельствовать о том, что у современных
детей игра перестаёт быть «школой произвольного поведения», но никакая
другая деятельность для ребёнка 3-6 лет выполнить эту функцию не может.
А ведь произвольность —
это не только действия по правилам, это осознанность, независимость,
ответственность, самоконтроль, внутренняя свобода. Лишившись игры, дети
не приобретают всего этого. В результате их поведение остаётся ситуативным,
непроизвольным, зависимым от окружающих взрослых.
Наблюдения показывают, что
современные дошкольники не умеют сами организовать свою деятельность,
наполнить её смыслом: они слоняются, толкаются, перебирают игрушки
и пр. У большинства из них не развито воображение,
отсутствует творческая инициатива и самостоятельность мышления.
А поскольку дошкольный возраст является оптимальным периодом для
формирования этих важнейших качеств, трудно питать иллюзии, что все эти
способности возникнут сами собой потом, в более зрелом возрасте. Между тем
и родителей, как правило, мало волнуют эти проблемы.
Главным показателем эффективности
работы детского сада и благополучия ребёнка считается степень готовности
к школе, которая выражается в умении считать, читать, писать
и выполнять инструкции взрослого. Такая «готовность» не только
не способствует, но и препятствует нормальному школьному
обучению: пресытившись принудительными учебными занятиями в детском саду,
дети часто не хотят в школу, или теряют интерес к учёбе уже
в младших классах.
Преимущества раннего обучения
сказываются только в первые 2-3 месяца школьной жизни — таких
«готовых» детей уже не надо учить читать и считать. Но как
только нужно проявить самостоятельность, любознательность, способность решать и думать —
эти дети пасуют и ждут указаний взрослого. Надо ли говорить, что
такая пассивность, отсутствие интересов и самостоятельности, внутренняя
пустота будет иметь весьма печальные результаты не только в школе.
Игра — один из тех видов
детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания
дошкольников, обучения их различным действиям с предметами, способами
и средствами общения.
Теоретические представления
о сущности детской игры, развитые в отечественной психологии,
в основном сводятся к следующему:
· игра занимает свое место
в ряду других воспроизводящих деятельностей, являясь ведущей
в дошкольном возрасте. Именно в процессе игры как ведущей
деятельности возникают основные психические новообразования данного возраста;
· игра является особой, социальной по происхождению, содержанию
и структуре деятельностью;
· развитие игры происходит не спонтанно, а зависит от условий
воспитания ребенка, т. е. социальных явлений.
Общественность в жизни
ребенка — это тот коллектив детей, в котором он живет
и развивается. Основной вид его деятельности — это игра.
Значительный опыт накапливается
ребенком в игре. Из своего игрового опыта ребенок черпает
представления, которые он связывает со словом. Игра и труд
являются сильнейшими стимулами для проявления детской самодеятельности
в области языка; они должны быть в первую очередь использованы
в интересах развития речи детей.
С предметами, представленными в игре, ребенок приходит в частое
повторное общение, вследствие чего они легко воспринимаются, запечатлеваются
в памяти. Каждый предмет имеет свое имя, каждому действию присущ свой
глагол.
Слово является для ребенка частью
действительности. Из этого вытекает, как важно в интересах
стимулирования деятельности детей и развития их языка продуманно
организовать их игровую обстановку, предоставлять
им в соответствующем отборе предметы, игрушки, которые будут питать
эту деятельность и на основе ею обогащаемого запаса конкретных
представлений развивать их язык.
Мы знаем, какую большую роль
в развитии языка детей играют взрослые. Участие воспитательницы
в свободных играх детей не может ограничиться организацией
обстановки, подбором игрового материала. Она должна проявлять интерес
к самому процессу игры, давать детям новые, с новыми ситуациями
связанные слова и выражения; разговаривая с ними по существу
их игр, влиять на обогащение их языка. Руководя наблюдениями
детей при ознакомлении их с окружающей средой, воспитательница должна
содействовать тому, чтобы наблюдаемая детьми жизнь стимулировала
их к воспроизведению в игре, а стало быть
и в языке, своих положительных, лучших сторон.
Таким образом, педагогические мероприятия в организации свободной игры
детей сводятся к следующему:
1. Организовать место для игры,
соответствующее возрасту и числу играющих на нем детей.
2. Продумать подбор игрушек, материалов, пособий и неуклонно следить
за их обновлением соответственно запросам развивающегося игрового
процесса и общего развития детей.
3. Руководя наблюдениями детей, содействовать отображению в игре
положительных сторон социальной, трудовой жизни.
4. Содействовать тому, чтобы группировка детей в игре (по возрасту,
развитию, речевым навыкам) способствовала росту и развитию языка более
слабых и отстающих. Очень рекомендуем включать в игру малышей старших
детей.
5. Проявлять интерес к играм детей беседами, обусловленными
их содержанием, руководить игрой и в процессе такого руководства
упражнять язык детей.
Играющий ребенок непрерывно
говорит; он говорит и в том случае, если он играет один,
манипулирует предметами, не стимулирующими к разговору.
Но есть игрушки, значение
которых как стимулов для проявления речи детей исключительное. Это игрушки,
изображающие одушевленные предметы: животных, людей. Лошадка, которой играет
ребенок, для него — живое существо. Он говорит с ней так, как
говорит со своей живой лошадью обслуживающий ее или с ней
работающий хозяин.
Особенно значительна воспитывающая
роль куклы. Это понимает каждый, кто наблюдал правильно организованные игры
в куклы.
Нет ни одной игры, которая
выдвигала бы столько поводов для проявления речи детей, как игра
в куклы. Кукла — человек, член коллектива маленьких людей, живущих
своей жизнью и отражающих эту жизнь — игру в слове. Но эта
жизнь требует педагогического руководства.
Игры куклами при условии правильной
организации их и педагогического руководства ими выдвигают широкие
возможности для ориентировки детей в разнообразных формах
и установках социальной и трудовой жизни. Играя в куклы,
обслуживая их, дети приобретают ряд навыков, связанных с повседневной
бытовой, трудовой жизнью, для них наиболее близкой и понятной, навыков,
к которым мы их подводим в первую очередь, которые они
закрепляют в игре и из которых каждый требует сотрудничества
языка. Мы уделяем недостаточно внимания свободным, но под
педагогическим контролем оформляющимся играм детей, В режиме детского дня
для таких игр должно отводиться определенное, соответствующее их значению
время. Педагоги должны овладеть методикой организации таких игр прежде всего
в интересах развития языка детей. Особого внимания к себе требуют так
называемые подвижные игры. Эти игры обусловлены определенными правилами,
соблюдать которые маленьким 3— 4-летним детям трудно.
Толковое, обстоятельное, повторное
разъяснение детям правил игры, совместное с ними обсуждение условий
ее проведения — уже путь к развитию их языка. Хорошо
подводить старших детей к тому, чтобы они толково излагали правила той или
другой игры товарищам, с ней еще незнакомым. Изредка следует предлагать
всему коллективу детей сообща рассказать о том, как мы проводим
ту или другую игру. Таким высказываниям мы придаем большое значение.
Особое значение для развития языка
имеют игры, в которые включен литературный текст, стишок, предписывающий
то или другое игровое действие («Совушка», «Кони», «Лохматый пес»
и др.). Вначале, предлагая новую игру, воспитательница сама четко
и выразительно прочитывает относящийся к ней стишок. В течение
игры стихи прочитываются несколько раз, а любимые детьми игры вообще
повторяются много раз. Не удивительно, что дети скоро запоминают текст
стиха; тогда они могут во время игры читать его сами. К стихам этого
рода, как и к фигурирующим в игре считалочкам, предъявляются
те же требования, что к стихам вообще.
Мы уже говорили о том,
какую огромную роль играет взрослый человек, используя слово для ознакомления
ребенка с миром вещей. Он является посредником между предметом
и ребенком, он способствует последовательному выделению отдельных
предметов сознанием ребенка из окружающей сложной среды; он знакомит
с наименованиями предметов. Это происходит в процессе самой жизни,
в общении с представленными в ней вещами.
Для развития речи детей
в детском саду проводятся различные игры как на занятиях, так
и в свободной деятельности детей. Приведем несколько примеров игр,
специально организованных воспитателем.
За покупками в
магазин
Цель: Упражнять детей в выборе
нужного предмета путем исключения названных педагогом признаков; развивать
наблюдательность; учить использовать в речи сложноподчиненные предложения.
Игровой материал: Наборное полотно
с тремя-четырьмя полосками, куда вставляются предметные картинки
с изображениями трех-четырех одинаковых игрушек, отличающихся друг
от друга некоторыми признаками (величиной, цветом, деталями).
Предметные картинки:
пирамидки разного размера
с колпачками разного цвета (3 картинки);
медвежата: один — черный, 2—коричневых, у одного бантик на шее,
один — в полосатых штанишках, один — в комбинезончике
(3 картинки);
автомобили: грузовик, фургон, самосвал (3 картинки);
неваляшки: одна в зеленом платьице, у второй на платье мелкие
пуговицы и бант, у третьей на платье пояс с пряжкой
(3 картинки).
Ход игрового упражнения
на занятии
Воспитатель вешает перед детьми
наборное полотно, в которое вставлены картинки с изображениями
пирамидок, мишек, автомобилей, неваляшек и говорит: «Представьте себе, что
вы пошли в магазин со своей младшей сестренкой, чтобы купить для
нее игрушку, какую она попросит.
Миша, твоя сестренка попросила
купить пирамидку. Она сказала так: «Купи мне пирамидку не с синим
колпачком и не маленькую». Как ты думаешь, которая
из пирамидок понравилась твоей сестренке? Почему ты думаешь, что
большая с красным колпачком?
Катя, а твоя маленькая
сестренка захотела иметь неваляшку. Она сказала: «Мне не надо неваляшку
в зеленом платье, не надо с пуговицами, мне надо другую
и без бантика».
А твой брат, Костя, попросил купить автомобиль: «Не самосвал,
не фургон и не с синим кузовом». Твоему братику, Маша,
понравился мишка. Он попросил: «Купи мне мишку, но не черного,
не в полосатых штанишках и без бантика».
Далее можно предложить детям для
отгадывания еще одного мишку, одну неваляшку. Например: «Мне нужен мишка
не в зеленой рубашке, не в штанишках с лямками
и не тот, который сидит». Или: «Мне понравилась неваляшка
не с черными глазами, не в сиреневом платье
и не в платье с поясом».
Если ребенок правильно отгадает
и объяснит, почему именно ту игрушку он купит для своего брата
или для своей сестренки, воспитатель вручает ему картинку.
Библиографический
список
1. Алексеева М. М. Яшина
В. И. Речевое развитие дошкольников. — М.: Академия, 1999.
— 159с.
2. Белоус Е. Развитие речи и фонематического слуха
в театрально-игровой деятельности // Дошкольное воспитание. — 2009.
— № 7. — С.66-70.
3. Бондаренко А. К., Матусик А. И. Воспитание детей в игре.
— М.: Просвещение, 1996.
4. Развитие речи у детей дошкольного возраста / Под ред.
Ф. А. Сохина. — М.: Просвещение, 1995.
5. Тихеева Е. И. Развитие речи детей. — М.: Просвещение, 1990.
6. Ушакова О. С. Развитие речи детей 4-7 лет // Дошкольное воспитание.
— 1995. — № 1. — С.59-66.
7. Швайко Г. С. Игры и упражнения для развития речи / Под ред.
В. В. Гербовой. — М.: Просвещение, 1991.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.