Главная / Биология / Лабораторные работы по биолгии 6 класс с элементами исследования

Лабораторные работы по биолгии 6 класс с элементами исследования

Акмолинская область Ерейментауский район

Тимофеевская средняя школа









СБОРНИК

лабораторных работ

исследовательского характера

по биологии 6 класс

















Акмырза 2013 г.

Сборник лабораторных работ исследовательского характера по биологии 6 класс




Составитель: Битюкова Валентина Владимировна, учитель химии и биологии Тимофеевской средней школы, 2013 г., 47 стр.




В сборнике представлены лабораторные работы по биологии 6 класса.



Рекомендуется в качестве пособия для учителей биологии для повышения эффективности обучения, обеспечения усвоения учащимися основных биологических понятий. При выполнении лабораторных работ учащиеся будут пользоваться уже полученными знаниями, и приобретать новые.
















Рекомендована к печати решением педагогического совета школы от 7.11.2013 г.

Содержание


Тема: ОБЩЕЕ ЗНАКОМСТВО С РАСТЕНИЯМИ …….….. 7

Лабораторная работа 1. Строение цветкового растения………7

Лабораторная работа 2. Ознакомление со споровым

растением…………………………………………………………..8

Тема урока: УВЕЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИБОРЫ: МИКРОСКОП, ЛУПА. ПРИЁМЫ ПОЛЬЗОВАНИЯ УВЕЛИЧИТЕЛЬНЫМИ ПРИБОРАМИ ……………….…….8

Лабораторная работа 3. Ознакомление с устройством микроскопа и овладение приемами пользования им ……….….. 8

Тема: КЛЕТКА – ОСНОВНАЯ СТРУКТУРНАЯ

ЕДИНИЦА ОРГАНИЗМА РАСТЕНИЯ …………………...… 9

Лабораторная работа 4. Изготовление микропрепарата мякоти плода томата (арбуза), изучение его с помощью лупы….…….. 10

Лабораторная работа 5. Строение клетки ……………………. 11

Тема: СЕМЯ ……………………………………………….……. 12

Лабораторная работа 6. Внешнее строение семянфасоли.…....12

Лабораторная работа 7. Строение семян двудольных

растений …………………………………………………….……. 13

Лабораторная работа 8. Строение семян однодольных

растений …………………………………………………….……. 13

Тема: КОРЕНЬ …………………………………………..………14

Лабораторная работа 9. Типы корневых систем. Строение стержневой и мочковатой корневых систем ………………........14

Тема: ПОБЕГ…………………………………………………..... 15

Лабораторная работа 10. Строение вегетативной и генеративной почек ………………………………………………………………15

Лабораторная работа 11. Внешнее строение видоизмененных подземных побегов – корневища и луковицы ……………….....16

Тема:ЛИСТ……………………………………………………… 17

Лабораторная работа 12. Внешнее строение простого листа…17

Лабораторная работа 13. Определение простых и сложных листьев …………………………………………………………… 17

Лабораторная работа 14. Строение кожицы листа герани ….. 18

Лабораторная работа 15. Строение основной ткани листа герани ……………………………………………………………. 19

Тема: СТЕБЕЛЬ …………………………………………………20

Лабораторная работа 16. Строение стебля ……………………20

Лабораторная работа 17. Определение возраста ветки ели по спилу……………………………………………………………….21

Тема: ЦВЕТОК И ПЛОД………………………………………. 21

Лабораторная работа 18. Строение цветка…………………… 21

Лабораторная работа 19. Разнообразие плодов и семян….......22

Тема: СИСТЕМАТИКА РАСТЕНИЙ.

НЕЦВЕТКОВЫЕ РАСТЕНИЯ…………………………………23

Лабораторная работа 20. Строение одноклеточных зеленых водорослей…………………………………………………………23

Лабораторная работа 21. Строение многоклеточной зеленой водоросли спирогиры……………………………………………..25

Лабораторная работа 22. Строение зеленых мхов на примере мха кукушкин лен…………………………………………………25

Лабораторная работа 23. Строение торфяных мхов на примере мха сфагнума………………………………………………………26

Лабораторная работа 24. Ознакомление со строением высшего спорового растения на примере папоротника …………………..27

Лабораторная работа 25. Строение высшего спорового растения хвоща……………………………………………………28

Лабораторная работа 26. Строение хвойных голосеменных растений сосны и ели……………………………………………..28

Лабораторная работа 27. Строение шишек, пыльцы и семян сосны……………………………………………………………….31

Тема: ЦВЕТКОВЫЕ РАСТЕНИЯ. КЛАСС

ДВУДОЛЬНЫЕ…………………………………………………..32

Лабораторная работа 28. Сравнение однодольных и двудольных растений……………………………………………..32

Лабораторная работа 29. Определение признаков семейства по внешнему строению растения……………………………………33

Лабораторная работа 30. Определение растений семейства крестоцветных по определительным карточкам………………..34

Лабораторная работа 31. Знакомство с типичными представителями семейства розоцветные на примере

шиповника………………………………………………………..35

Лабораторная работа 32. Определение растений семейства розоцветные по определительным карточкам…………………..36

Лабораторная работа 33. Определение растений семейства бобовые по определительным карточкам……………………….37

Лабораторная работа 34. Определение растений семейства пасленовые по определительным карточкам……………………37

Лабораторная работа 35. Определение растений семейства сложноцветные по определительным карточкам……………….38

Лабораторная работа 36. Определение принадлежности растений к различным семействам класса двудольные по внешнему виду цветка или соцветия…………………………….39

Тема: КЛАСС ОДНОДОЛЬНЫЕ……………………………..40

Лабораторная работа 37. Определение растений порядка лилеецветные (семейства лилейные) по определительным карточкам…………………………………………………………..40

Лабораторная работа 38. Определение растений семейства злаки по определительным карточкам………………………….. 40

Тема: БАКТЕРИИ……………………………………………….41

Лабораторная работа 39. Строение бактериальной клетки…...41

Тема: ГРИБЫ……………………………………………………42

Лабораторная работа 40. Строение плодовых тел шляпочных грибов………………………………………………………………42

Лабораторная работа 41. Строение плесневых грибов и дрожжей……………………………………………………………44













Пояснительная записка

Учебный курс лабораторных работ разработан в соответствии с Государственным Стандартом РК от 23 августа 2012 года №1080.

Данный курс направлен на изучение раздела «Растения». Содержание лабораторных работ обеспечивает достижение базового уровня биологических знаний, развитие творческих и натуралистических умений, научного мировоззрения, а также привитие самостоятельности, трудолюбия и заботливого обращения с растениями. Последовательность тем обуславливает логику развития основных биологических понятий, рассмотрение биологических явлений.

В процессе выполнения лабораторных работ учащиеся используют элементы исследовательского подхода, таким образом, у них формируется навыки исследовательской деятельности. Использование проблемных, поисковых, исследовательских, эвристических методов делает процесс обучения более продуктивным. Развитие исследовательских умений и навыков у учащихся помогает достичь определенных целей: поднять интерес учащихся к учебе, направить их на достижение более высоких результатов.

Цели: формирование положительной мотивации к изучению предмета посредством практической деятельности; систематизация и углубление знаний учащихся об особенностях строения жизнедеятельности органического мира; предоставление возможности ведения плодотворной практической деятельности при изучении теоретического материала по отдельным Семействам, видам, сортам культурных растений.

Задачи:

  • формирование и развитие  практических умений учащихся: наблюдательности, внимательности, а также биологических умений и навыков, необходимых в деятельности экспериментатора и полезные в повседневной жизни;

  • развитие умения работать в микрогруппах;

  • повышение качества обученности и успеваемости  учащихся по предмету.

Тема: ОБЩЕЕ ЗНАКОМСТВО С РАСТЕНИЯМИ

Лабораторная работа 1. Строение цветкового растения

Цель: изучить внешнее строение цветкового растения.

Оборудование: гербарии цветковых растений в цветущем состоянии, по возможности с плодами, лупы, препаровальные иглы, линейка ( для работы подходят растения пастушья сумка, сурепка, так как у этих растений на одном стебле одновременно можно увидеть и плоды и семена).

Ход работы:

  1. Рассмотрите экземпляр растения на вашем столе. Найдите у него вегетативные органы. Какие из вегетативных органов вы видите? (Корень, стебель, листья, на некоторых гербариях видны почки) Определите цвет и размер корня, цвет и длину стебля, цвет, размер и примерное количество листьев.

  2. Найдите генеративные органы растения. Какие из генеративных органов вы видите? ( Цветы, плоды) Определите размер и окраску (по возможности) цветов и плодов. Аккуратно при помощи препаровальной иглы вскройте плод и найдите там семена. Определите размер семян данного растения.

  3. Зарисуйте растение, в тетрадь для практических работ, укажите все органы, которые вам удалось увидеть. Не забудьте указать название исследуемого растения.

  4. Заполните таблицу.

Орган растения

Цвет исследуемого органа

Размер и количество органов

Корень



Стебель



Листья



Цветы



Плоды



Семена



Для органов, которых несколько, указать средний размер и примерное количество. Для органов, которых менее 1 миллиметра. Так и указать в таблице (менее 1 мм).

  1. Сделайте вывод о том, что это растение относится к высшим цветковым растениям, объясните, почему.

Лабораторная работа 2. Ознакомление со споровым растением

Цель: ознакомиться с внешним видом спорового растения, рассмотреть споры папоротника и их расположение на растении.

Оборудование: засушенный лист папоротника со спорангиями, гербарий папоротника с корневищами и придаточными корнями; лупа, препаровальная игла, лист белой бумаги.

Засушить листья папоротника со спорангиями необходимо заранее. Найти папоротник можно в лесу. В наших лесах чаще всего встречается папоротник щитовник.

Ход работы:

  1. Рассмотрите гербарий папоротника. Найдите у него корневище, придаточные корни. Найдите вайи (листья). Обратите внимание, что это не стебель с листьями, а отдельный лист. На главном черешке находятся перистые листочки. Зарисуйте внешнее строение папоротника, подпишите все органы.

  2. Рассмотрите лист папоротника. На нижней, «изнаночной», поверхности листа найдите коричневые выросты. Это сорусы – скопления спорангиев. В них находятся споры. Спора – специализированная клетка, которая служит для размножения и расселения. Зарисуйте лист с сорусами.

  3. Потрясите лист над белой бумагой. Из спорангиев высыпались споры. Рассмотрите споры под лупой. Попробуйте измерить их размер (примерно в долях миллиметра). Зарисуйте их.

  4. Сделайте вывод о том, что растение относится к высшим споровым растениям. Вывод обоснуйте.

Сравните внешнее строение цветкового растения и папоротника. Сделайте вывод, в котором укажите черты сходства и различия этих двух групп растений.


Тема: УВЕЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИБОРЫ: МИКРОСКОП, ЛУПА. ПРИЁМЫ ПОЛЬЗОВАНИЯ УВЕЛИЧИТЕЛЬНЫМИ ПРИБОРАМИ.

Лабораторная работа 3. Ознакомление с устройством микроскопа и овладение приемами пользования им

Цель: познакомить учащихся с устройством светового микроскопа, научить пользоваться микроскопом, изготавливать временный препарат.

Оборудование: микроскоп, мягкая ткань, предметное стекло, покровное стекло, стакан с водой, пипетка, фильтровальная бумага, препаровальная игла, кусочек ваты, нитка, волос или другие объекты для рассматривания.

Ключевые слова и понятия: микроскоп, штатив, тубус, окуляр, объективы – малый и большой, револьверная головка, регулировочные винты, предметный столик, зажимы, диафрагма, зеркало, подставка, микропрепарат.

(Для экономии времени можно объединить практические работы 3 и5. В этом случае учащиеся рассматривают в микроскоп изготовленный ими препарат «строение кожицы лука».)

Ход работы:

  1. Рассмотрите микроскоп. Рассмотрите рисунок микроскопа в учебнике и найдите его основные части: штатив, тубус, окуляр, объективы – малый и большой, револьверную головку, регулировочные винты, предметный столик, зажимы, диафрагму, зеркало, подставку. Ознакомьтесь с функциями каждой из частей микроскопа.

  2. Выясните, во сколько раз может быть увеличен рассматриваемый вами объект. Для этого посмотрите на числа, выгравированные на окуляре и объективе, и перемножьте их. Например, на окуляре выгравировано х7, а на объективе х20. Соответственно 20*7=140. Это значит, что исследуемый объект будет увеличен в 140 раз. Какое минимальное и максимальное значение увеличение дает ваш микроскоп? Заполните таблицу.

    Увеличение

    Объектива

    Окуляра

    Суммарное

    Минимальное




    Максимальное




  3. При помощи зеркала направьте свет в отверстие предметного столика. Посмотрите в окуляр и убедитесь, что зрительное поле освещено достаточно.

  4. Возьмите предметное и покровное стекла, протрите их мягкой салфеткой. На предметное стекло капните каплю воды и положите в нее кусочек ваты (кусочек нитки или волос). Накройте сверху препарат покровным стеклом так, чтобы под ним не осталось пузырьков воздуха. Промокните фильтровальной бумагой. Положите готовый микропрепарат на предметный столик так, чтобы исследуемый объект оказался над центром отверстия. Зажимами укрепите предметное стекло на предметном столике.

  5. Рассмотрите микропрепарат при малом увеличении. Какие значения должны быть у объектива и окуляра в этом случае? При помощи регулировочного винта найдите такое положение предметного столика, при котором ваш микропрепарат будет виден наиболее четко. Будьте осторожны, так как сильно подняв предметный столик, можно раздавить стекло.

  6. Рассмотрите микропрепарат при максимальном увеличении.

  7. Зарисуйте микропрепарат при минимальном и максимальном увеличении. Подпишите название препарата и во сколько раз увеличен объект.


Тема: КЛЕТКА – ОСНОВНАЯ СТРУКТУРНАЯ

ЕДИНИЦА ОРГАНИЗМА РАСТЕНИЯ

Лабораторная работа 4. Изготовление микропрепарата мякоти плода томата (арбуза), изучение его с помощью лупы

Цель: рассмотреть общий вид растительной клетки, научиться изображать рассмотренный микропрепарат, продолжить формировать навык самостоятельного изготовления микропрепаратов.

Оборудование: лупа, мягкая ткань, предметное стекло, покровное стекло, стакан с водой, пипетка, фильтровальная бумага, препаровальная игла, кусочек плода арбуза или томата.

Ход работы:

  1. Разрежьте помидор (или арбуз), при помощи препаровальной иглы возьмите кусочек мякоти и положите его на предметное стекло, пипеткой капните каплю воды. Разомните мякоть до получения однородной кашицы. Накройте препарат покровным стеклом. Удалите излишек воды при помощи фильтровальной бумаги.

  2. Рассмотрите изготовленный вами препарат при помощи лупы. Вы видите зернистую структуру. Это и есть клетки.

  3. Зарисуйте в тетради, что вы увидели. Подпишите рисунок. Не забудьте указать, при каком увеличении вы рассматривали препарат.

  4. Сделайте вывод о том, что мякоть плода томата (арбуза) состоит из клеток, укажите форму этих клеток.



Лабораторная работа 5. Строение клетки

Цели: рассмотреть строение растительной клетки, продолжать учиться изображать растительный микропрепарат; продолжать формировать навык самостоятельного изготовления микропрепаратов и навык работы с микроскопом.

Оборудование: микроскоп, мягкая ткань, предметное стекло, покровное стекло, стакан со слабым раствором йода, пипетка, фильтровальная бумага, препаровальная игла, луковица, готовый препарат листа элодеи (или традесканции).

Ход работы:

  1. При помощи пипетки капните на предметное стекло каплю слабого раствора йода. С нижней поверхности чешуи лука пинцетом снимите небольшой кусочек прозрачной кожицы и положите его на каплю раствора йода. Расправьте кожицу препаровальной иглой. Накройте препарат покровным стеклом и удалите излишки влаги.

  2. Рассмотрите препарат под микроскопом. Найдите в клетках клеточную оболочку, цитоплазму, ядро, вакуоль с клеточным соком.

  3. Зарисуйте в тетради строение клетки кожицы лука и подпишите ее основные части.

  4. Рассмотрите в микроскоп готовый препарат листа элодеи (или традесканции). Найдите в клетке хлоропласты. Какую форму и цвет они имеют?

  5. Зарисуйте клетку листа элодеи и подпишите ее основные части.

  6. Сделайте вывод о строении увиденных вами клеток. Какие органоиды вы в них увидели, а какие нет, насколько плотно клетки прилегают друг к другу.

Возможен вариант работы, когда класс делится на две группы, одна из которых выполняет работу №4, а другая работу №5, после чего группы меняются изготовленными препаратами и выполняют работу, которую они еще не выполняли.



Тема: СЕМЯ

Лабораторная работа 6. Внешнее строение семян фасоли

Цели: рассмотреть внешнее строение семени фасоли; найти основные элементы внешнего строения семени фасоли; продолжать формировать навык выполнения биологического рисунка.

Оборудование: сухие и размоченные семена фасоли с различной окраской, лупа, препаровальная игла, пинцет.

Ход работы:

  1. Рассмотрите семена невооруженным глазом и с помощью лупы. Найдите рубчик – место, которым семя прикреплялось к стенке плода. Рядом найдите семявход – отверстие, через которое в семя проникает вода и воздух (лучше рассматривать через лупу). Найдите контуры зародышевого корешка, проступающие через семенную кожуру.

  2. Зарисуйте внешнее строение семени со стороны рубчика и подпишите его основные части.

  3. Какого цвета семена фасоли, лежащие на вашем столе? Какая часть семени окрашена? Как вы считаете, имеет ли какое-нибудь биологическое значение окраска семенной кожуры семян фасоли?

  4. Попробуйте снять семенную кожуру с неразмоченного семени фасоли. Удалось ли вам это? Теперь возьмите намоченные семена фасоли. Чем отличается семенная кожура намоченных семян от сухих? Попробуйте снять семенную кожуру с намоченного семени фасоли. Насколько легко вы это сделали?

  5. Сделайте вывод о функциях семенной кожуры, какие особенности семенной кожуры вы обнаружили и каково значение этих особенностей?

Лабораторная работа 7. Строение семян двудольных растений

Цели: показать особенности строения семян двудольных растений; продолжать формировать навык выполнения биологического рисунка.

Оборудование: размоченные семена фасоли, размоченные зерновки пшеницы, лупа, препаровальная игла, пинцет, скальпель.

Ход работы:

  1. Возьмите размоченное семя фасоли. Аккуратно снимите семенную кожуру. Вы видите зародыш, состоящий из двух семядолей, - первых зародышевых листьев. Сколько семядолей вы видите? Семядоли у семени фасоли такие массивные, потому что в них находится запас питательных веществ для будущего растения. Найдите зародышевый корешок и зародышевый стебелек. Рассмотрите их с помощью лупы.

  2. Аккуратно раздвиньте семядоли. Найдите почечку, которая находится на верхушке зародышевого стебелька. Найдите зачаточные листья на почечке.

  3. Зарисуйте зародыш и обозначьте его части.

  4. Сделайте вывод о том, что зародыш обладает теми же вегетативными органами, что и взрослое растение, а так же о принадлежности фасоли к двудольным растениям , докажите это.

Лабораторная работа 8. Строение семян однодольных растений

Цели: показать особенности строения семян однодольных растений; сравнить строение семян однодольных и двудольных растений; продолжать формировать навык выполнения биологического рисунка.

Оборудование: сухие и размоченные зерновки пшеницы, постоянный препарат «продольный разрез зерновки пшеницы», сухие и размоченные семена фасоли, лупа, препаровальная игла, пинцет, скальпель.

Ход работы:

  1. Изучите и зарисуйте внешнее строение зерновки пшеницы. Какие общие черты во внешнем строении зерновки пшеницы и в внешнем строении семени фасоли вы обнаружили?

  2. Попробуйте снять покров с семени пшеницы. Получилось ли у вас это? Почему?

  3. Аккуратно разрежьте размоченную зерновку скальпелем. Рассмотрите ее внутреннее строение.

  4. При помощи лупы рассмотрите препарат «продольный разрез зерновки пшеницы». Найдите на препарате и на разрезанной зерновке эндосперм; найдите зародыш, рассмотрите зародышевый корешок, зародышевый стебелек, почечку и семядолю (щиток). Зарисуйте внутренне строение зерновки и подпишите ее основные части.

  5. Сделайте вывод о сходстве и различиях во внешнем и внутреннем строении двудольных и однодольных растений на примере семени фасоли и зерновки пшеницы.

Тема: КОРЕНЬ

Лабораторная работа 9. Типы корневых систем. Строение стержневой и мочковатой корневых систем

Цели: познакомить учащихся со строением и развитием стержневых и мочковатых корневых систем.

Оборудование: проростки семян фасоли (гороха, огурца и т.д.), зерновок пшеницы (ржи, кукурузы и т.д.), в возрасте, 5-7 дней и 10-12 дней; гербарии растений со стержневой и мочковатой корневыми системами.

Ход работы:

  1. Рассмотрите проросшие семена фасоли 5-7 дневного возраста. Какой корень вы видите?

  2. Рассмотрите проросшие семена фасоли 10-12 дневного возраста. Появились ли какие-нибудь изменения в корневой системе?

  3. Рассмотрите корневую систему взрослого растения фасоли. Найдите главный и боковые корни. Как называется такой тип корневой системы?

  4. Зарисуйте корневую систему проростка фасоли в возрасте 5-7 дней и 10-12 дней, а так же корневую систему взрослого растения фасоли. Подпишите тип корневой системы и все виды корней.

  5. Рассмотрите проросшие зерновки пшеницы 5-7 дневного возраста. Сколько корней появляется на первой стадии развития проростка пшеницы?

  6. Рассмотрите проросшие зерновки пшеницы 10-12 дневного возраста. Как происходит формирование корневой системы пшеницы? Какие типы корней вы видите? В чем отличие развития корневой системы пшеницы от корневой системы фасоли?

  7. Рассмотрите корневую систему взрослого растения пшеницы. Можете ли вы различить главный корень? Найдите придаточные и боковые корни.

  8. Зарисуйте корневую систему проростка пшеницы в возрасте 5-7 дней и 10-12 дней, а так же корневую систему взрослого растения пшеницы. Подпишите тип корневой системы и все виды корней.

  9. Сравните корневые системы фасоли и пшеницы.

  10. Сделайте вывод о сходствах и различиях корневых систем фасоли пшеницы.

Тема: ПОБЕГ

Лабораторная работа 10. Строение вегетативной и генеративной почек

Цели: показать особенности строения вегетативной и генеративной почек растения, сравнить строение вегетативной и генеративной почек растений; продолжать формировать навык выполнения биологического рисунка.

Оборудование: живые побеги сирени, бузины, клена, каштана, лупа, пинцет, препаровальная игла, скальпель.

Ход работы:

  1. Рассмотрите расположение почек на побеге. Найдите боковые и верхушечную почку. Какое расположение имеют почки?

  2. Оторвите одну из боковых почек побега. Аккуратно снимите с нее почечные чешуи подсчитайте их количество.

  3. Аккуратно разрежьте боковую почку вдоль. Рассмотрите зачаточные листья и зачаточный стебель. Подсчитайте количество зачаточных листьев. Какая это почка – вегетативная или генеративная?

  4. Зарисуйте внешний вид и внутреннее строение почки. Подпишите, что это за почка? Подпишите ее основные части.

  5. Рассмотрите верхушечную почку побега. Подсчитайте количество почечных чешуй.

  6. Аккуратно разрежьте почку вдоль. Найдите зачаточный стебель, зачаточные листья, зачатки цветков. Сколько зачаточных листьев вы видите? Какая это почка – вегетативная или генеративная?

  7. Зарисуйте внешний вид и внутренне строение почки. Подпишите, что это за почка? Подпишите ее основные части.

  8. Сравните увиденные вами почки, сделайте вывод о сходствах и различиях этих почек. Как они связаны с выполняемыми ими функциями?

Лабораторная работа 11. Внешнее строение видоизмененных подземных побегов – корневища и луковицы

Цели: показать особенности строения корневища и луковицы, сравнить строение этих видоизмененных побегов, сделать вывод о том, что эти части растений действительно являются видоизмененными побегами; продолжать формировать навык выполнения биологического рисунка.

Оборудование: клубни картофеля, луковицы лука, лупа, пинцет, препаровальная игла, скальпель.

Ход работы:

  1. Рассмотрите внешнее строение луковицы. Найдите сухие пленочные чешуи, которыми покрыта луковица. Какова их основная функция?

  2. Аккуратно разрежьте луковицу вдоль. Найдите и рассмотрите видоизмененный стебель, видоизмененные листья, верхушечную и боковые почки. Рассмотрите корни, отрастающие от стебля. Как называются эти корни? Какую корневую систему они образуют?

  3. Зарисуйте продольный разрез луковицы. Подпишите ее основные части.

  4. Рассмотрите внешнее строение клубня картофеля. Найдите верхушечную и пазушные почки («глазки»), найдите листовые рубцы («бровки»). Подсчитайте примерное количество глазков на клубне.

  5. Зарисуйте внешнее строение клубня картофеля, подпишите ее основные части.

  6. Сделайте вывод о сходствах и различиях в строении клубня картофеля и луковицы лука. Перечислите признаки, доказывающие, что клубни картофеля, луковицы лука действительно являются видоизмененными побегами.

Тема: ЛИСТ

Лабораторная работа 12. Внешнее строение простого листа

Цели: познакомиться с особенностями строения простого листа растения на примере листа ивы козьей, выявить его основные части.

Оборудование: гербарии листа ивы.

Ход работы:

  1. Рассмотрите внешнее строение листа. Найдите его основные части.

  2. Найдите листовую пластинку – расширенную часть листа. Найдите черешок – узкую стеблевидную часть листа, которой листовая пластинка соединяется со стеблем. Найдите основание листа – часть, которой черешок прикрепляется к стеблю. У основания листа найдите прилистники. На листовой пластинке найдите жилки – проводящие сосуды листа.

  3. Зарисуйте внешнее строение листа и подпишите его основные части.

  4. Сделайте вывод о наличие характерных черт строения у листьев различных растений.

Лабораторная работа 13. Определение простых и сложных листьев

Цели: научиться различать простые и сложные листья, давать полную характеристику листьев.

Оборудование: гербарии простых листьев с цельной листовой пластинкой и рассеченных листьев; различных сложных листьев. Определительные таблицы-памятки.

Ход работы:

  1. Опишите гербарные образцы листьев, лежащие на ваших столах, по плану:

    1. Каков способ прикрепления этого листа к стеблю?

    2. Каково жилкование листа?

    3. Простой это лист или сложный?

    4. Какова форма листовой пластинки этого листа?

    5. Какова форма края листа?

  2. Какому растению – однодольному или двудольному – принадлежит этот лист?

  3. Зарисуйте внешнее строение листа в тетрадь и подпишите рисунок. Укажите основные части листа.

Лабораторная работа 14. Строение кожицы листа герани

Цели: познакомиться со строением кожицы листа как покровной тканью; выявить связь строения кожицы листа с выполняемыми ею функциями.

Оборудование: свежие листья герани, микроскоп, препаровальная игла, скальпель, пинцет, предметное и покровное стекла, пипетка, водный раствор йода.(Можно использовать готовый микропрепарат «эпидермис листа герани».)

Ход работы:

  1. Приготовьте микропрепарат кожицы листа герани. Для этого аккуратно надрежьте лист при помощи скальпеля и пинцетом снимите небольшой кусочек кожицы листа без мякоти. Капните на предметное стекло каплю водного раствора йода и положите в нее кожицу листа внутренней стороной вниз. Накройте микропрепарат покровным стеклом.

  2. Рассмотрите приготовленный вами микропрепарат. Найдите клетки покровной ткани. Какого они цвета? Какой в этом биологический смысл?

  3. Найдите волоски на поверхности кожицы листа герани. Все ли они имеют одинаковое строение? Каково их значение?

  4. Найдите устьица и замыкающие клетки. Какова их форма и окраска? Какова функция устьиц в кожице листа герани?

  5. Зарисуйте строение кожицы листа герани, отдельно зарисуйте строение устьиц. Сделайте подписи к рисункам.

  6. Сделайте вывод о связях строения кожицы листа с ее функциями.

Лабораторная работа 15. Строение основной ткани листа герани

Цели: познакомиться со строением основной ткани листа, показать различия в строении столбчатой и губчатой ткани; выявить связь строения основной ткани листа с выполняемыми функциями.

Оборудование: постоянные микропрепараты «поперечный срез листа камелии», микроскоп.

Ход работы:

  1. Изучите под микроскопом постоянный микропрепарат «поперечный срез листа камелии». Найдите клетки верхней и нижней кожицы.

  2. Под верхней кожицей найдите клетки столбчатой ткани. Рассмотрите их, обратите внимание на их форму и окраску. С чем это связано?

  3. Найдите клетки губчатой ткани. Рассмотрите их, обратите внимание на форму и окраску клеток, на размер межклетников. Как это связано с их функцией?

  4. Найдите сосуды, ситовидные трубки, волокна. Каково их строение и функции?

  5. Зарисуйте поперечный срез листа камелии, подпишите его основные части.

  6. Сделайте вывод о связи строения основной ткани листа с выполняемыми ею функциями.

Тема: СТЕБЕЛЬ

Лабораторная работа 16. Строение стебля

Цели: познакомить учащихся с общим (микроскопическим) строением стебля.

Оборудование: живые веточки липы, скальпель, лупа, готовый микропрепарат «поперечный разрез веточки липы», микроскоп.

Ход работы:

  1. Рассмотрите побег липы. Найдите на коре чечевички. Какова их функция?

  2. Аккуратно разрежьте ветку липы поперек скальпелем. При помощи лупы рассмотрите срез. Найдите пробку, кору, древесину и сердцевину. По каким признака вы определили эти слои?

  3. Сделайте продольный разрез веточки липы. Аккуратно отделите кору. Попробуйте ее изогнуть или сломать. Удалось ли вам это? О чем это говорит?

  4. Потрогайте оголившуюся часть древесины. Убедитесь в том, что она влажная. Почему?

  5. Рассмотрите в микроскоп готовый микропрепарат «поперечный разрез веточки липы», найдите кожицу и пробку. Какова структура клеток этих тканей? С какими функциями это связано?

  6. Найдите луб, рассмотрите ситовидные лубки и лубяные волокна. Какова их функция? Как это отражается на строении ткани?

  7. Найдите образовательную ткань – камбий. Какова форма клеток у камбия? Какую функцию выполняет эта ткань?

  8. Рассмотрите клетки древесины. Найдите сосуды и волокна. Какова основная функция древесины?

  9. Найдите на микропрепарате клетки сердцевины. Каково значение этой части стебля для растения?

  10. Зарисуйте клеточное строение стебля. Сделайте подписи к рисунку.

  11. Сделайте вывод о строении различных тканей стебля и связи строения различных частей стебля с выполняемыми ими функциями.

Лабораторная работа 17. Определение возраста ветки ели по спилу

Цели: рассмотреть годичные кольца ели, научиться определять возраст дерева по годичным кольцам на спиле.

Оборудование: поперечные спилы с 5-10 годичных веток деревьев, лупа.

Ход работы:

  1. Рассмотрите поперечный срез ветки ели невооруженным глазом и при помощи лупы.

  2. Найдите годичные кольца и подсчитайте их. Сколько лет росла эта ветка? Как вы это определили?

  3. Сделайте вывод о том, в каких условиях росло данное дерево. Равномерно ли благоприятными были условия со всех сторон.

Тема: ЦВЕТОК И ПЛОД

Лабораторная работа 18. Строение цветка

Цели: практическое знакомство учащихся со строением цветка; укрепление знаний о строении цветка и его функциях; продолжать формировать у учащихся навык работы с натуральными объектами и навык выполнения биологического рисунка.

Оборудование: живые цветки любых растений (лучше всего брать крупные цветки с полным набором элементов) или влажные препараты цветков; лупа, пинцет, препаровальная игла, ванночки для влажных препаратов, салфетки.

Ход работы:

  1. Рассмотрите цветки или влажные препараты цветков. Определите, из каких частей состоит цветок.

  2. Определите, какой околоцветник у этого цветка: простой или двойной? Если околоцветник двойной, то какой вид он имеет: чашечковидный или венчиковидный? Если околоцветник двойной, определите какая у него чашечка: раздельнолистная или сростнолистная? Какой у него венчик: раздельнолепестной или сростнолепестной? Определите количество и окраску лепестков венчика (или околоцветника, если околоцветник простой). Зарисуйте общий вид цветка и подпишите его основные части (которые видны при данном ракурсе). Подпишите название растения.

  3. Правильный это цветок или неправильный? Если цветок правильный, определите сколько осей симметрии можно провести через этот цветок.

  4. Рассмотрите основные части цветка. Найдите тычинки. Сосчитайте количество тычинок в данном цветке (если их более 12, точное количество тычинок указывать необязательно). Аккуратно при помощи пинцета извлеките одну тычинку из цветка. Рассмотрите ее строение. Найдите пыльник и тычиночную нить. Зарисуйте строение тычинки, укажите ее основные части.

  5. Найдите пестик (или пестики). Сосчитайте их примерное количество (если их более одного). Аккуратно извлеките из цветка пестик и рассмотрите его. Найдите рыльце, столбик, завязь. Зарисуйте строение пестика и укажите его основные части.

  6. Найдите и рассмотрите цветоножку и цветоложе.

  7. Сделайте вывод о строении данного цветка. В выводе укажите формулу цветка.

Лабораторная работа 19. Разнообразие плодов и семян

Цели: закрепить знания о строении плодов и семян; научиться определять различные типы плодов по характерным признакам.

Оборудование: коллекции плодов и семян, плоды гороха (фасоли, акации), сурепки (капусты, редьки), подсолнечника, пшеницы (ржи, кукурузы), сливы (вишни, персика, абрикоса), томата (смородины, винограда).

Ход работы:

  1. Рассмотрите внешнее строение плода сурепки, аккуратно вскройте его и рассмотрите его внутреннее строение. Какой характер околоплодника у этого плода? Какое количество семян находиться внутри плода? К какому месту плода прикреплены семена? Как называется данный плод?

  2. Рассмотрите внешнее строение плода гороха, аккуратно вскройте его и рассмотрите его внутреннее строение. Какой характер околоплодника (сочный или сухой) у этого плода? Какое количество семян находиться внутри плода? К какому месту плода прикреплены семена? Как называется данный плод?

  3. Рассмотрите внешнее строение плода подсолнечника. Какой характер околоплодника у этого плода? Аккуратно вскройте его и рассмотрите его внутреннее строение. Легко ли отделился околоплодник от семени? Каково количество семян в плоде? Как называется данный плод?

  4. Рассмотрите внешнее строение плода пшеницы. Попробуйте отделить околоплодник от семени. Удалось ли вам это? Как называется данный плод?

  5. Рассмотрите внешнее строение плода сливы. Аккуратно вскройте плод и рассмотрите его внутреннее строение. Какой характер околоплодника у этого плода? Какое количество семян находиться внутри плода? Как называется данный плод?

  6. Рассмотрите внешнее строение плода томата. Аккуратно вскройте плод и рассмотрите его внутреннее строение. Какой характер околоплодника у этого плода? Какое количество семян находиться внутри плода? Как называется данный плод?

  7. Данные обо всех плодах занесите в таблицу.

    Название растения

    Характер околоплодника

    Количество семян в плоде

    Название плода

    Рисунок






  8. Сделайте вывод о сходствах и различиях пар плодов: боб гороха и стручок сурепки, семянка подсолнечника и зерновка пшеницы, костянка сливы и ягода томата.

Тема: СИСТЕМАТИКА РАСТЕНИЙ.

НЕЦВЕТКОВЫЕ РАСТЕНИЯ

Лабораторная работа 20. Строение одноклеточных зеленых водорослей

Цели: познакомить учащихся со строением одноклеточных зеленых водорослей хламидомонады и хлореллы, продолжать навык работы с натуральными объектами, умение изготавливать временные микропрепараты, навык выполнения биологического рисунка.

Оборудование: культура одноклеточных зеленых водорослей хламидомонады и хлореллы, микроскоп, предметные и покровные стекла, пипетка, фильтровальная бумага, водный раствор йода.

Ход работы:

  1. Поместите на предметное стекло каплю воды с культурой хламидомонады. Накройте покровным стеклом.

  2. Рассмотрите микропрепарат при малом увеличении микроскопа. Обратите внимание на грушевидную форму тела хламидомонады. Понаблюдайте за движениями водоросли. С помощью каких органелл происходит движение?

  3. При помощи фильтровальной бумаги уберите лишнюю воду из-под покровного стекла и рассмотрите водоросль при большом увеличении. Найдите оболочку, цитоплазму, ядро, хроматофор. Какого он цвета? С чем это связано? Найдите светочувствительный глазок. Каковы его функции?

  4. Если микропрепарат сделан качественно, вам удастся рассмотреть пульсирующее вакуоли. Понаблюдайте за их работой.

  5. Окрасьте микропрепарат водным раствором йода и снова рассмотрите его.. как изменилась окраска водоросли? С чем это связано?

  6. Зарисуйте внешнее строение хламидомонады. Укажите ее основные части.

  7. Поместите на предметное стекло каплю воды с культурой хлореллы. Накройте покровным стеклом.

  8. Рассмотрите микропрепарат при малом, а потом при большом увеличении микроскопа. Обратите внимание на шарообразную форму тела водоросли и на отсутствие у нее органоидов движения.

  9. Рассмотрев водоросль при большом увеличении, найдите оболочку клетки, ядро, хроматофор.

  10. Зарисуйте строение хлореллы. Подпишите ее основные части.

  11. Сделайте вывод об особенностях строения хламидомонады и хлореллы. Сравните строение этих водорослей. Какая из них устроена наиболее просто? Почему вы так считаете?

Лабораторная работа 21. Строение многоклеточной зеленой водоросли спирогиры

Цели: познакомить учащихся со строением многоклеточной зеленой водоросли спирогиры, продолжать навык работы с натуральными объектами, навык выполнения биологического рисунка.

Оборудование: гербарный материал спирогиры, готовый микропрепарат «спирогира», микроскоп.

Ход работы:

  1. Рассмотрите гербарный материал спирогиры. Опишите внешний вид водоросли.

  2. Рассмотрите микропрепарат «спирогира» под микроскопом при большом и малом увеличении. Обратите внимание на форму, размер и расположение клеток спирогиры.

  3. Рассмотрите одну клетку спирогиры. Найдите толстую клеточную оболочку, крупную вакуоль, цитоплазму, ядро, которое находится как бы в дополнительной оболочке. Где расположено ядро клетки?

  4. Рассмотрите хроматофоры. Какую форму они имеют?

  5. Зарисуйте внешний вид водоросли и строение одной клетки спирогиры.

  6. Сделайте вывод о внешнем виде и об особенностях строения клеток спирогиры.

Лабораторная работа 22. Строение зеленых мхов на примере мха кукушкин лен

Цели: познакомиться с особенностями строения зеленого мха кукушкин лен; выявить основные отличия высших споровых растений от низших; продолжать навык работы с натуральными объектами, навык выполнения биологического рисунка.

Оборудование: засушенные растения мха кукушкин лен с коробочками, немонтированные на лист бумаги, готовый микропрепарат «спорангий кукушкина льна», емкость с водой, лупа, препаровальная игла, пинцет, лист белой бумаги.

Ход работы:

  1. Рассмотрите внешнее строение мха кукушкин лен невооруженным глазом и при помощи лупы. Найдите у него стебель, листья, на нижней части стебля найдите небольшие коричневатые выросты – ризоиды.

  2. Определите форму, расположение, размер и окраску листьев растения. Рассмотрите один лист при помощи лупы и зарисуйте его.

  3. Рассмотрите верхушки стеблей, найдите женские и мужские особи мха. Как вы их определили?

  4. На женском растении найдите и рассмотрите коробочку со спорами. Обратите внимание на ее строение. Каково биологическое значение расположения коробочки на высоте.

  5. При помощи пинцета или препаровальной иглы аккуратно снимите колпачок и рассмотрите коробочку с крышечкой при помощи лупы.

  6. Потрясите коробочку над листом белой бумаги. Что вы увидели? Рассмотрите споры мха при помощи лупы. Подуйте на споры. Что произошло? О чем свидетельствует легкость, с которой споры разлетелись от легкого дуновения?

  7. Зарисуйте внешний вид мха кукушкин лен (мужского и женского растения) и подпишите его основные части. Отдельно зарисуйте внешний вид коробочки со спорами.

  8. Рассмотрите готовый микропрепарат «спорангий кукушкина льна» при помощи лупы. Рассмотрите продольный разрез коробочки, найдите крышечку, споры.

  9. Зарисуйте продольный разрез спорангия кукушкина льна, каким вы увидели его при помощи лупы.

  10. Сделайте вывод о строении и размножении зеленого мха кукушкин лен.



Лабораторная работа 23. Строение торфяных мхов на примере мха сфагнума

Цели: познакомиться с особенностями строения торфяного мха сфагнума; выявить основные отличия зеленых и торфяных мхов; продолжать навык работы с натуральными объектами, умение изготавливать временные микропрепараты,навык выполнения биологического рисунка.

Оборудование: засушенные растения мха сфагнума с коробочками, немонтированные на лист бумаги, микроскоп, предметные и покровные стекла, емкость с водой, лупа, препаровальная игла, пинцет.

Ход работы:

  1. Рассмотрите внешнее строение мха сфагнума невооруженным глазом и при помощи лупы. Найдите у него стебель, листья, ветки. Обратите внимание на отсутствие у него ризоидов и корней.

  2. При помощи лупы рассмотрите стебель мха. Чем он покрыт?

  3. Найдите ветви, прижатые к стебля, торчащие в стороны и образующие плотную головку. На верхушке стебля найдите коробочку со спорами.

  4. Зарисуйте внешнее строение мха сфагнума и подпишите его основные части.

  5. При помощи пинцета или препаровальной иглы аккуратно отделите один лист мха. Приготовьте временный микропрепарат, для этого положите лист в каплю воды на предметное стекло. Накройте покровным стеклом.

  6. Рассмотрите приготовленный вами микропрепарат при большом увеличении. Найдите хлорофилоносные клетки и большие мертвые водоносные клетки. В водоносных клетках найдите и рассмотрите поры.

  7. Зарисуйте строение листа сфагнума, подпишите клетки, которые вы видели.

  8. Сделайте вывод о строении мха сфагнума и об особенностях строения листа этого мха.

Лабораторная работа 24. Ознакомление со строением высшего спорового растения на примере папоротника.

Цели: ознакомиться с внешним видом высшего спорового растения на примере папоротника, рассмотреть споры папоротника и их расположение на растении; продолжать навык работы с натуральными объектами, навык выполнения биологического рисунка.

Оборудование: засушенный лист папоротника со спорангиями или лист папоротника, растущего в кабинете биологии, гербарий папоротника с корневищами и придаточными корнями; лупа, препаровальная игла, лист белой бумаги, готовый микропрепарат «сорус папоротника».

Засушить листья папоротника со спорангиями необходимо заранее. Найти папоротник можно в лесу. В наших лесах чаще всего встречается папоротник щитовник.

Ход работы:

  1. Рассмотрите гербарий папоротника. Найдите у него корневище, придаточные корни. Найдите вайи (листья). Обратите внимание, что это не стебель с листьями, а отдельный лист. На главном черешке находятся перистые листочки. Зарисуйте внешнее строение папоротника, подпишите все органы.

  2. Рассмотрите лист папоротника. На нижней, «изнаночной» поверхности листа найдите коричневые выросты. Это сорусы – скопления спорангиев. В них находятся споры. Вспомните , что такое спора? Зарисуйте лист с сорусами.

  3. Потрясите лист над белой бумагой. Из спорангиев высыпались споры. Рассмотрите споры под лупой. Попробуйте измерить их размер (примерно в долях миллиметра). Зарисуйте их.

  4. Рассмотрите готовый микропрепарат «сорус папоротника» при помощи лупы. Найдите спорангии со спорами.

  5. Зарисуйте строение соруса папоротника.

  6. Сделайте вывод о том, что растение относится к высшим споровым растениям. Вывод обоснуйте.


Лабораторная работа 25. Строение высшего спорового растения хвоща.

Цели: ознакомиться с внешним строением хвоща полевого как представителя высших споровых растений; продолжать навык работы с натуральными объектами, навык выполнения биологического рисунка.

Оборудование: засушенные спороносные и вегетативные побеги хвоща полевого с корневищами, гербарий различных видов хвощей с корневищами и придаточными корнями; лупа, препаровальная игла.

Засушить побеги хвоща с корневищами необходимо заранее. Найти хвощи можно в сыром лесу. В наших лесах чаще всего встречается хвощ полевой, хвощ луговой, хвощ приречный, хвощ болотный т.д. весенние спороносные побеги необходимо заготавливать в апреле-мае, а вегетативные в июне-августе.

Ход работы:

  1. Рассмотрите внешнее строение весеннего побега хвоща полевого. Найдите у него корневище, рассмотрите его, найдите придаточные корни.

  2. Рассмотрите стебель, найдите на стебле пленчатые листья, прижатые к стеблю.

  3. На верхушке побега найдите спороносный колосок. Рассмотрите его.

  4. Рассмотрите внешнее строение вегетативного (летнего) побега хвоща полевого. Рассмотрите мутовчато-ветвящийся стебель, мутовки листьев. Обратите внимание, что листья срослись особым образом. Свободными остаются только самые кончики листьев в виде зубчиков.

  5. Зарисуйте внешнее строение весеннего и летнего побегов хвоща полевого с корневищами. Подпишите основные органы.

  6. Сделайте вывод об особенностях строения данного растения и о принадлежности его к высшим споровым растениям. Сравните внешнее строение хвоща и папоротника.

Лабораторная работа 26. Строение хвойных голосеменных растений сосны и ели.

Цели: ознакомиться с внешним строением хвойных голосеменных растений на примере сосны обыкновенной и ели обыкновенной; познакомиться с микроскопическим строением хвои; продолжать навык работы с натуральными объектами, навык выполнения биологического рисунка.

Оборудование: живые или загербаризованные побеги сосны и ели, шишки сосны, шишки ели, готовый микропрепарат «хвоя сосны», микроскоп.

Ход работы:

  1. Рассмотрите внешнее строение побега сосны. Определите размер хвоинок, как они располагаются на побеге.

  2. Рассмотрите внешнее строение шишки сосны. Какую форму она имеет?

  3. Зарисуйте внешнее строение побега и шишки сосны.

  4. Рассмотрите внешнее строение побега ели. Определите размер хвоинок, как они располагаются на побеге.

  5. Рассмотрите внешнее строение шишки ели. Какую форму она имеет?

  6. Зарисуйте внешнее строение побега и шишки ели.

  7. Рассмотрите готовый микропрепарат «хвоя сосны» под микроскопом при большом и малом увеличении.

  8. Найдите кожицу, выполняющую защитные функции, устьица. Как расположены устьица? Подсчитайте примерное количество устьиц.

  9. Зарисуйте микроскопическое строение хвои сосны.

  10. Сделайте вывод о чертах сходства и чертах различия сосны и ели, а также о приспособленности этих растений к жизни в суровом климате.

Сравнительную характеристику сосны и ели можно оформить в виде таблицы:

Основные признаки

Сосна обыкновенная

Ель обыкновенная

Характер хвои




Расположение веток




Шишки




Характер корневой системы



Требования к освещению



Требования к почве




Потребность во влаге



Опыление и распространение семян





Лабораторная работа 27. Строение шишек, пыльцы и семян сосны.

Цели: познакомиться со строением мужских и женских шишек сосны, строением пыльцы и семян сосны; продолжать навык работы с натуральными объектами, навык выполнения биологического рисунка.

Оборудование: мужская шишка сосны, молодая женская шишка сосны (первого года), зрелая женская шишка сосны (в специальном лотке), готовый микропрепарат «мужская шишка сосны», лупа, микроскоп, препаровальная игла, пинцет, линейка с миллиметровыми делениями.

Ход работы:

  1. Рассмотрите все шишки, лежащие на ваших столах. Определите, какая из них мужская, а какая женская? Как вы это определили?

  2. Рассмотрите мужскую шишку сосны. Как она выглядит? Измерьте ее? Какова ее длина и ширина?

  3. Зарисуйте внешнее строение мужской шишки сосны, подпишите ее длину и ширину.

  4. Рассмотрите готовый микропрепарат «мужская шишка сосны» при малом увеличении микроскопа. Найдите отдельные пылинки пыльцы сосны.

  5. Рассмотрите строение пыльцы сосны на том же микропрепарате при большом увеличении. Найдите два воздушных пузырька, располагающихся по бокам пылинки. Какова их функция?

  6. Рассмотрите молодую женскую шишку сосны (первого года). Какого она цвета? Измерьте ее, какова ее длина и ширина?

  7. Зарисуйте внешнее строение молодой женской шишки сосны, подпишите ее размеры.

  8. Рассмотрите внешнее строение зрелой женской шишки сосны. Измерьте ее. Аккуратно, при помощи препаровальных игл отогните одну из чешуек шишки и пинцетом выньте семя.

  9. Рассмотрите строение семени. Найдите само семя и пленчатый вырост в виде крылышка. Какова функция крылышка?

  10. Зарисуйте внешнее строение зрелой шишки сосны, подпишите его основные части.

  11. Сделайте вывод о способе оплодотворения и размножения голосеменного растения сосны.



Тема: ЦВЕТКОВЫЕ РАСТЕНИЯ.

КЛАСС ДВУДОЛЬНЫЕ

Лабораторная работа 28. Сравнение однодольных и двудольных растений

Цели: познакомиться со строением однодольных и двудольных растений; научиться выявлять признаки однодольных и двудольных растений; продолжать формировать навык работы с натуральными объектами, навык выполнения биологического рисунка.

Оборудование: гербарные экземпляры растений класса однодольные и двудольные по два каждого класса (лучше брать растения с ярко выраженными признаками класса и крупными цветками с четко различимыми частями), можно отдельно приготовить влажные препараты цветков этих растений, лупа.

Ход работы:

  1. Рассмотрите гербарные экземпляры растений.

  2. Определите жилкование листьев, зарисуйте листья этих растений и подпишите их.

  3. Определите тип корневой системы, зарисуйте корневую систему этих растений и подпишите ее.

  4. Определите количество лепестков и чашелистиков (или количество листочков стростнолепестного венчика) в цветках, при возможности определите количество тычинок.

  5. Проанализировав все признаки, сделайте вывод о принадлежности этих растений к классу однодольные или классу двудольные. Сделайте предположение о количестве семядолей в зародыше этих растений.

Лабораторная работа 29. Определение признаков семейства по внешнему строению растения

Цели: научиться определять признаки семейства по внешнему виду растения и строению его цветков и плодов; познакомиться с характерными представителями семейства крестоцветные на примере местных распространенных видов; продолжать формировать навык работы с натуральными объектами, навык выполнения биологического рисунка.

Оборудование: гербарные экземпляры редьки дикой (пастушьей сумки, сурепицы обыкновенной), влажный препарат (в спирте или солевом растворе) цветов редьки дикой (или других видов с достаточно крупными цветками), коллекции плодов, чашки Петри или другая посуда для зафиксированных цветков, препаровальные иглы, пинцет, лупа..

Ход работы:

  1. Рассмотрите гербарный экземпляр растения. Определите внешние признаки вегетативных органов растения.

  2. Определите тип корневой системы (стержневая или мочковатая). О принадлежности к какому классу это может свидетельствовать?

  3. Рассмотрите стебель. Определите вид стебля (травянистый или деревянистый), определите характер его роста (прямостоячий, вьющийся, стелющийся и т.д.).

  4. Определите особенности листьев: жилкование, характер листовой пластинки (простой или сложный, цельный или изрезанный), тип листорасположения.

  5. Рассмотрите соцветие и определите, к какому типу оно относится.

  6. Зарисуйте гербарный экземпляр растения, подпишите его название и укажите его основные признаки.

  7. Рассмотрите влажный препарат цветка. При помощи препаровальных игл аккуратно разберите его на основные части. Определите количество чашелистиков, лепестков, тычинок, пестиков. Определите, какие из частей цветка являются сросшимися (если таковые есть).

  8. Зарисуйте строение цветка, укажите его основные части.

  9. Составьте формулу цветка, запишите ее в тетрадь, по возможности составьте диаграмму цветка.

  10. Рассмотрите строение плода, сравните его с плодами из коллекции и определите тип плода.

  11. Зарисуйте и подпишите плод.

  12. Обобщите полученные результаты и на основании их сделайте вывод о принадлежности растения к семейству крестоцветные.

Лабораторная работа 30. Определение растений семейства крестоцветных по определительным карточкам

Цели: формировать умение распознавать растение с определителем или определительными карточками, давать полную систематическую характеристику растения; продолжать формировать навык работы с натуральными объектами, навык выполнения биологического рисунка.

Оборудование: гербарии растений семейства крестоцветные (редька дика, желтушник левкойный, гулявник лекарственный, икотник серозеленый, пастушья сумка обыкновенная, ярутка полевая, горчица белая, клоповник сорный), школьный определитель высших растений и определительные карточки, лупа.

Ход работы:

  1. Рассмотрите гербарий растения семейства крестоцветные.

  2. Определите окраску венчика, тип плода, форму листовой пластинки.

  3. Следуя инструкциям, по определительной карточке определите, что это за растение.

  4. С помощью школьного определителя установите, к какому порядку, классу, отделу относится данное растение.

  5. Сделайте вывод, в котором дайте полную систематическую характеристику данного растения. Укажите последовательность этапов при определении растения. Запишите полученные данные в тетрадь.

Лабораторная работа 31. Знакомство с типичными представителями семейства розоцветные на примере шиповника

Цели: познакомиться с типичными представителем семейства розоцветные на примере распространенного местного вида -шиповника; научиться определять признаки семейства по внешнему виду растения и строению его цветков и плодов; продолжать формировать навык работы с натуральными объектами, навык выполнения биологического рисунка.

Оборудование: гербарные экземпляры побегов шиповника с цветками, влажный препарат (в спирте или солевом растворе) цветков шиповника, засушенные или предварительно размоченные плоды шиповника, коллекции плодов растений семейства розоцветные, чашки Петри или другая посуда для зафиксированных цветков, препаровальные иглы, препаровальный нож, пинцет, лупа.

Ход работы:

  1. Рассмотрите гербарный экземпляр растения. Определите внешние признаки вегетативных органов этого растения.

  2. Рассмотрите стебель. Определите вид стебля (травянистый или деревянистый), какими особенностями он обладает?

  3. Определите особенности листьев: жилкование, характер листовой пластинки (простой или сложный, цельный или изрезанный), тип листорасположения. Найдите прилистники и рассмотрите их

  4. Зарисуйте гербарный экземпляр растения, подпишите его название и укажите его основные признаки.

  5. Рассмотрите цветок шиповника (влажный препарат цветка) и определите, к какому типу он относится (правильный или неправильный).

  6. Найдите чашечку и определите количество чашелистиков. Являются ли они сросшимися? Как называется такая чашечка?

  7. Рассмотрите венчик и определите количество лепестков. Являются ли они сросшимися? Как называется такой тип венчика?

  8. Рассмотрите главные органы цветка при помощи лупы. Определите количество тычинок и пестиков.

  9. Аккуратно разрежьте цветок вдоль препаровальным ножом. Обратите внимание на характер цветоложа и на расположение на нем частей цветка.

  10. Зарисуйте внешний вид и внешнее строение цветка шиповника, укажите его основные части.

  11. Составьте формулу цветка, запишите ее в тетрадь, по возможности составьте диаграмму цветка.

  12. Рассмотрите внешнее строение плода шиповника. Аккуратно разрежьте его препаровальным ножом и рассмотрите его внутреннее строение. Обратите внимание, где расположены плоды-орешки шиповника. Из каких частей цветка они сформировались? Сравните плод шиповника с плодами с плодами из коллекции определите тип плода.

  13. Зарисуйте внешний вид и строение плода шиповника, подпишите плод и укажите его основные части.

  14. Обобщите полученные результаты и на их основании сделайте вывод о принадлежности растения к семейству розоцветные.

Лабораторная работа 32. Определение растений семейства розоцветные по определительным карточкам

Цели: формировать умение распознавать растение с определителем или определительными карточками, давать полную систематическую характеристику растения; продолжать формировать навык работы с натуральными объектами, навык выполнения биологического рисунка.

Оборудование: гербарии растений семейства розоцветные: манжетка, слива колючая (терн), черемуха обыкновенная, спирея иволистая, рябина обыкновенная, ежевика, земляника лесная, школьный определитель высших растений и определительные карточки, лупа.

Ход работы:

  1. Рассмотрите гербарий растения семейства розоцветные.

  2. Определите окраску венчика, строение цветка, тип плода, форму листовой пластинки.

  3. Следуя инструкциям, по определительной карточке определите, что это за растение.

  4. С помощью школьного определителя установите, к какому порядку, классу, отделу относится данное растение.

  5. Сделайте вывод, в котором дайте полную систематическую характеристику данного растения. Запишите полученные данные в тетрадь.

Лабораторная работа 33. Определение растений семейства бобовые по определительным карточкам

Цели: формировать умение распознавать растение с определителем или определительными карточками, давать полную систематическую характеристику растения; продолжать формировать навык работы с натуральными объектами, навык выполнения биологического рисунка.

Оборудование: гербарии растений семейства бобовые: клевер ползучий, клевер луговой (красный), донник лекарственный, донник белый, чина луговая, чина клубненосная, горох посевной, горох полевой, школьный определитель высших растений и определительные карточки, лупа.

Ход работы:

  1. Рассмотрите гербарий растения семейства бобовые.

  2. Определите окраску венчика, строение цветка, тип плода, форму листовой пластинки.

  3. Следуя инструкциям, по определительной карточке определите, что это за растение.

  4. С помощью школьного определителя установите, к какому порядку, классу, отделу относится данное растение.

  5. Сделайте вывод, в котором дайте полную систематическую характеристику данного растения. Запишите полученные данные в тетрадь.

Лабораторная работа 34. Определение растений семейства пасленовые по определительным карточкам

Цели: формировать умение распознавать растение с определителем или определительными карточками, давать полную систематическую характеристику растения; продолжать формировать навык работы с натуральными объектами, навык выполнения биологического рисунка.

Оборудование: гербарии растений семейства пасленовые (табак душистый, дурман вонючий, петунья гибридная, белена черная, паслен черный, помидор съедобный, картофель), школьный определитель высших растений и определительные карточки, лупа.

Ход работы:

  1. Рассмотрите гербарий растения семейства пасленовые.

  2. Определите окраску венчика, строение цветка, тип плода, форму листовой пластинки.

  3. Следуя инструкциям, по определительной карточке определите, что это за растение.

  4. С помощью школьного определителя установите, к какому порядку, классу, отделу относится данное растение.

  5. Сделайте вывод, в котором дайте полную систематическую характеристику данного растения. Запишите полученные данные в тетрадь.

Лабораторная работа 35. Определение растений семейства сложноцветные по определительным карточкам

Цели: формировать умение распознавать растение с определителем или определительными карточками, давать полную систематическую характеристику растения; продолжать формировать навык работы с натуральными объектами, навык выполнения биологического рисунка.

Оборудование: гербарии растений семейства сложноцветные (одуванчик полевой, ромашка, пижма, мать-и-мачеха, астра), школьный определитель высших растений и определительные карточки, лупа.

Ход работы:

  1. Рассмотрите гербарий растения семейства сложноцветные.

  2. Определите окраску венчика, строение цветка, тип плода, форму листовой пластинки.

  3. Следуя инструкциям, по определительной карточке определите, что это за растение.

  4. С помощью школьного определителя установите, к какому порядку, классу, отделу относится данное растение.

  5. Сделайте вывод, в котором дайте полную систематическую характеристику данного растения. Запишите полученные данные в тетрадь.

Лабораторная работа 36. Определение принадлежности растений к различным семействам класса двудольные по внешнему виду цветка или соцветия

Цели: формировать умение распознавать растение с определителем или определительными карточками, давать полную систематическую характеристику растения; продолжать формировать навык работы с натуральными объектами.

Оборудование: зафиксированные цветки (в чашках Петри или других емкостях) растений семейства бобовые, розоцветные, крестоцветные, пасленовые, соцветия растений семейства сложноцветные; гербарии этих растений, школьный определитель высших растений, препаровальные иглы, препаровальный нож, лупы.

Ход работы:

  1. Рассмотрите зафиксированный цветок. Определите характер цветка (правильный или неправильный) зарисуйте внешнее строение цветка, подпишите его основные признаки.

  2. Определите характер околоцветника (простой или двойной). Найдите венчик или чашечку. Определите их характер (сросшиеся или свободные).

  3. Подсчитайте число чашелистиков и лепестков.

  4. Аккуратно разрежьте цветок в вдоль. Рассмотрите тычинки и пестик. Определите характер тычинок (сросшиеся или свободные). Определите количество пестиков.

  5. Напишите формулу цветка.

  6. Зарисуйте строение цветка в разрезе, подпишите его основные части.

  7. На основании характеристик цветка сделайте вывод о принадлежности цветка к тому или иному семейству класса двудольных.

Тема: КЛАСС ОДНОДОЛЬНЫЕ

Лабораторная работа 37. Определение растений порядка лилеецветные (семейства лилейные) по определительным карточкам

Цели: закрепить знания о различиях во внешнем строении однодольных и двудольных растений; формировать умение распознавать растение с определителем или определительными карточками, давать полную систематическую характеристику растения; продолжать формировать навык работы с натуральными объектами, навык выполнения биологического рисунка.

Оборудование: гербарии растений порядка лилеецветные (семейства лилейные): тюльпан, купена лекарственная, пролеска двулистная, ландыш майский, майник двулистный, лук репчатый, чемерица даурская, школьный определитель высших растений и определительные карточки, лупа.

Ход работы:

  1. Рассмотрите гербарий растения. Выявите у него признаки, характерные для растений класса однодольные. Выявите признаки, характерные для растений порядка лилеецветные.

  2. Определите окраску венчика, строение цветка, тип плода, форму листовой пластинки.

  3. Следуя инструкциям, по определительной карточке определите, что это за растение.

  4. С помощью школьного определителя установите, к какому порядку, классу, отделу относится данное растение.

  5. Сделайте вывод, в котором дайте полную систематическую характеристику данного растения. Запишите полученные данные в тетрадь.

Лабораторная работа 38. Определение растений семейства злаки по определительным карточкам

Цели: закрепить знания о различиях во внешнем строении однодольных и двудольных растений; формировать умение распознавать растение с определителем или определительными карточками, давать полную систематическую характеристику растения; продолжать формировать навык работы с натуральными объектами, навык выполнения биологического рисунка.

Оборудование: гербарии растений семейства злаки: плевел клиновидный, пырей ползучий, рожь посевная, пшеница мягкая, тимофеевка луговая, щетинник сизый, мятлик однолетний, овес посевной, школьный определитель высших растений и определительные карточки, лупа.

Ход работы:

  1. Рассмотрите гербарий растения. Выявите у него признаки, характерные для растений класса однодольные. Выявите признаки, характерные для растений семейства злаки.

  2. Определите форму и характер прикрепления листовой пластинки, тип соцветия, характер цветков.

  3. Следуя инструкциям, по определительной карточке определите, что это за растение.

  4. С помощью школьного определителя установите, к какому порядку, классу, отделу относится данное растение.

  5. Сделайте вывод, в котором дайте полную систематическую характеристику данного растения. Запишите полученные данные в тетрадь.



Тема: БАКТЕРИИ

Лабораторная работа 39. Строение бактериальной клетки

Цели: познакомить учащихся с внешним строением бактериальной клетки; продолжать формировать навык работы с натуральными объектами, навык выполнения биологического рисунка.

Оборудование: культура бактерий сенной палочки, навозного настоя, загнивающих семян гороха, предметные и покровные стекла, пипетка, стеклянная палочка, микроскоп с увеличением в 500-600 раз.

Ход работы:

Перед началом работы учитель демонстрирует пробирки с культурами бактерий и рассказывает учащимся, как они были получены.

  1. При помощи пипетки или стеклянной палочки возьмите каплю с пленки из колбы с культурой сенной палочки и капните на предметное стекло. Накройте покровным стеклом и рассмотрите микропрепарат под микроскопом при увеличении в 500-600 раз.

  2. Найдите вытянутые клетки сенной палочки и рассмотрите их.

  3. Зарисуйте увиденные вами бактерии и подпишите, к каким типам они относятся.

  4. Сделайте временный препарат из навозного настоя. Рассмотрите микропрепарат при увеличении в 500-600 раз.

  5. Рассмотрите различные формы бактерий. Какие типы бактерий вам удалось обнаружить?

  6. Зарисуйте увиденные вами бактерии, подпишите, к каким типам они относятся. Как вы считаете, какой способ питания характерен для этих бактерий?

  7. Сделайте временный препарат из жидкости с загнивающими семенами гороха. Рассмотрите микропрепарат при увеличении в 500-600 раз.

  8. Найдите палочковидные бактерии. Выясните, способны ли они двигаться.

  9. Зарисуйте и подпишите увиденные вами бактерии.

  10. Сделайте вывод о разнообразии форм тела бактерий, о способности некоторых бактерий к передвижению и о способности выживать в неблагоприятных условиях (кипячение в течение 30 минут).



Тема: ГРИБЫ

Лабораторная работа 40. Строение плодовых тел шляпочных грибов

Цели: познакомить учащихся со строением плодовых тел шляпочных грибов; продолжать формировать навык работы с натуральными объектами, навык выполнения биологического рисунка.

Оборудование: шляпочные пластинчатые и трубчатые грибы (зафиксированные в крепком растворе соли или спирте), лупа, пинцет, препаровальный нож, ванночки для зафиксированных объектов, готовый препарат «Поперечный срез трубчатого спороносного слоя», «Продольный срез пластинчатого спороносного слоя».

Ход работы:

  1. Рассмотрите внешнее строение плодовых тел шляпочных грибов. Найдите ножку и шляпку.

  2. Зарисуйте внешнее строение шляпочного гриба и укажите его основные части.

  3. Рассмотрите внешнее строение трубчатого гриба, аккуратно при помощи скальпеля отделите пенек от шляпки. Разрежьте пенек вдоль. С помощью лупы рассмотрите прилегающие друг к другу нити гиф, составляющих плодовое тело гриба.

  4. С помощью лупы рассмотрите нижнюю поверхность шляпки гриба. Найдите отверстия трубочек, в которых находятся споры. При помощи препаровальной иглы отделите часть трубочек от мякоти и рассмотрите их с помощью лупы.

  5. С помощью лупы изучите готовый препарат «Поперечный срез трубчатого спороносного слоя».

  6. Зарисуйте внешнее строение нижней части шляпки трубчатого гриба и сделайте схематический рисунок готового препарата «Поперечный срез трубчатого спороносного слоя».

  7. Рассмотрите внешнее строение пластинчатого гриба, аккуратно при помощи скальпеля отделите пенек от шляпки.

  8. С помощью лупы рассмотрите нижнюю поверхность шляпки гриба. Найдите пластинки, на которых находятся споры. При помощи препаровальной иглы отделите несколько пластинок от мякоти и рассмотрите их с помощью лупы.

  9. С помощью лупы изучите готовый препарат «Продольный срез пластинчатого спороносного слоя».

  10. Зарисуйте внешнее строение нижней части шляпки пластинчатого гриба и сделайте схематический рисунок готового препарата «Продольный срез пластинчатого спороносного слоя».

  11. Сделайте вывод, в котором укажите особенности плодового тела строения шляпочного гриба, предназначение плодового тела гриба. Укажите, где образуются споры у шляпочных грибов, и отметьте различия в строении спороносного слоя пластинчатых и трубчатых грибов.

Лабораторная работа 41. Строение плесневых грибов и дрожжей

Цели: познакомить учащихся со строением плесневых грибов на примере пеницилла и мукора, а также со строением дрожжей; продолжать формировать навык работы с натуральными объектами, навык выполнения биологического рисунка.

Оборудование: культура мукора, пеницилла, дрожжей, стеклянная палочка, препаровальная игла, пипетка, лупа, предметные и покровные стекла, микроскоп.

Ход работы:

  1. Рассмотрите внешнее строение гриба мукор с помощью лупы. Найдите головки со спорами, определите, где расположен мицелий.

  2. При помощи препаровальной иглы перенесите несколько нитей гриба со спорангиями на сухое предметное стекло и рассмотрите их при малом увеличении. Найдите спорангиеносцы и темные шарики спорангиев на их концах.

  3. Капните каплю воды на предметное стекло и накройте препарат покровным стеклом. Рассмотрите мицелий и спорангии мукора при малом и при большом увеличении. Определите, есть ли в нитях грибницы поперечные перегородки?

  4. Зарисуйте внешний вид мукора, отметьте неклеточную грибницу, укажите спорангиеносцы и спорангии со спорами.

  5. Рассмотрите сизовато-зеленую плесень. Это гриб пеницилл. Рассмотрите внешнее строение гриба пеницилла с помощью лупы.

  6. Найдите небольшие белые бугорки. При помощи препаровальной иглы перенесите их на предметн6ое стекло в каплю воды. Накройте покровным стеклом и рассмотрите при большом и малом увеличении микроскопа.

  7. Найдите и рассмотрите многоклеточные мицелий и кистевидные спороносцы со спорами.

  8. Зарисуйте внешний вид гриба пеницилл.

  9. Возьмите каплю жидкости с культурой дрожжей. Поместите ее на предметное стекло и накройте покровным.

  10. Рассмотрите клетки дрожжей при большом увеличении микроскопа. Зарисуйте внешний вид одиночных и почкующихся клеток.

  11. Сделайте вывод о сходстве и различии строения плесневых грибов мукора и пеницилла. Отметьте строения мицелия и строение спороносцев. Сравните строение плесневых грибов с дрожжами.

























Используемая литература




  1. Жунусова К., Алимкулова Р., Жумагулова К. Биология: 6 класс: Учебник. Алматы «Атамұра» 2011 г.;

  2. Жунусова К., Алимкулова Р., Жумагулова К. Методическое пособие для 6 класса по биологии Алматы «Атамұра» 2011 г.;

  3. Калинина А.А. Поурочные разработки по биологии 6 класс. Москва издательство «ВАКО», 2005 г.;

  4. Коновалова С.Н. Сборник развивающих задач по ботанике. Кокшетау ТОО «Келешек-2030», 2008 г.;

  5. Лернер Г.И. Уроки биологии. Растения, бактерии, грибы, лишайники. 6 класс. Тесты, вопросы, задачи: Учебное пособие. Москва «Эксмо», 2005 г.;

  6. Учебные программы по предметам образовательной области «Естествознание» уровня основного среднего образования (5-9 классы). Астана 2013 г.





















СБОРНИК

лабораторных работ исследовательского характера

по биологии 6 класс



Ответственный за выпуск: Абакова К.Ш., директор Тимофеевской средней школы.

Технический редактор: Сабитова Ж.Б., лаборант Тимофеевской средней школы.













Отпечатано в Тимофеевской средней школе.















А.Акмырза, ул.Бейбитшилик,11

Тел.: 32-357

Телефакс: 32-357.































Лабораторные работы по биолгии 6 класс с элементами исследования
  • Биология
Описание:

В сборнике представлены лабораторные работы по биологии 6 класса. 

Рекомендуется в качестве пособия для учителей биологии для повышения эффективности обучения, обеспечения усвоения учащимися основных биологических понятий. При выполнении лабораторных работ  учащиеся будут пользоваться уже полученными знаниями, и приобретать новые.

 Пояснительная записка

Учебный курс лабораторных работ разработан в соответствии с Государственным Стандартом РК от 23 августа 2012 года №1080.

Данный курс направлен на изучение раздела «Растения». Содержание лабораторных работ обеспечивает достижение базового уровня биологических знаний, развитие творческих и натуралистических умений, научного мировоззрения, а также привитие самостоятельности, трудолюбия и заботливого обращения с растениями. Последовательность тем обуславливает логику развития основных биологических понятий, рассмотрение биологических явлений.

В процессе выполнения лабораторных работ учащиеся используют элементы исследовательского подхода, таким образом, у них формируется навыки исследовательской деятельности. Использование проблемных, поисковых, исследовательских, эвристических методов делает процесс обучения более продуктивным. Развитие исследовательских умений и навыков у учащихся помогает достичь определенных целей: поднять интерес учащихся к учебе, направить их на достижение более высоких результатов.

Цели: формирование положительной мотивации к изучению предмета посредством практической деятельности; систематизация и углубление знаний учащихся об особенностях строения жизнедеятельности органического мира; предоставление возможности ведения плодотворной практической деятельности при изучении теоретического материала по отдельным Семействам, видам, сортам культурных растений.

Задачи:

ü  формирование и развитие  практических умений учащихся: наблюдательности, внимательности, а также биологических умений и навыков, необходимых в деятельности экспериментатора и полезные в повседневной жизни;

ü  развитие умения работать в микрогруппах;

ü  повышение качества обученности и успеваемости  учащихся по предмету.

 

Автор Битюкова Валентина Владимировна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Биология
Подраздел
Просмотров 4887
Номер материала 25043
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓