Главная / Физика / Лабораторные работы 7 класс

Лабораторные работы 7 класс

Работа ученика _____класса Ф.И._______________________ Лабораторная работа №1.

Измерение физических величин с учетом абсолютной погрешности.

Цель работы: научиться

1) определять цену деления измерительных приборов;

2) измерять физические величины с учетом абсолютной погрешности.

Приборы и материалы: измерительный цилиндр (мензурка), линейка, термометр, стакан с водой, небольшая баночка, пробирка, пузырек.

Ход работы

1.Определите цену деления измерительных приборов и абсолютную погрешность измерения этими приборами (пока под абсолютной погрешностью измерений считаем абсолютную погрешность отсчета, которая получается от недостаточно точного отсчитывания показаний средств измерения, ∆а – равна в большинстве случаев половине цены деления измерительного прибора).

а) цена деления мензурки ц.д. =

V = ½ ц.д. мензурки, ∆V =

б) цена деления термометра ц.д.=

t = ½ ц.д. термометра, ∆t =

в) цена деления линейки ц.д.=

∆ ℓ = ½ ц.д. линейки, ∆ℓ=


2.Подготовьте в тетради таблицу для записи результатов измерений.


Таблица.


Измеряемая величина

Название сосуда

Результаты измерений

Запись результата измерений с учетом погрешности:

А= аопытное ± ∆ а


объем,V, см3

пузырек



пробирка



стакан



температура воды, t, 0С

стакан с водой



высота , ℓ, см

пробирка





3.Измерьте объемы названных сосудов. Налейте полный пузырек воды из стакана, потом осторожно перелейте воду в измерительный цилиндр. Определите и запишите объем налитой воды с учетом погрешности. Обратите внимание на правильное положение глаза при отсчете объема жидкости. Глаз следует направить на деление, совпадающее с плоской частью поверхности жидкости. Таким же образом определите объем пробирки и стакана.


4.Измерьте температуру воды в стакане.

5.Измерьте высоту пробирки. Данные всех измерений занесите в таблицу.

6. Сделайте вывод.

Вывод:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Работа ученика ___класса Ф.И._____________________дата______

Лабораторная работа №1.

Измерение физических величин с учетом абсолютной погрешности.

Цель работы: научиться

1) определять цену деления измерительных приборов;

2) измерять физические величины с учетом абсолютной погрешности.

Приборы и материалы: измерительный цилиндр (мензурка), линейка, термометр, стакан с водой, пробирка, пузырек, брусок. Ход работы

1.Внимательно рассмотрите измерительные приборы. Изучите шкалу линейки, мензурки, термометра и заполните таблицу.

Название измеритель-ного прибора

линейка

мензурка

термометр

Какую физическую величину им измеряют




Единицы измерения




Пределы измерения




Шкала

Значения соседних оцифрованных штрихов




Кол-во делений между ними




Цена деления




2.Измерьте длину бруска, объём воды в сосуде, температуру воды в сосуде. Обратите внимание на правильное положение глаза при отсчете объема жидкости. Глаз следует направить на деление, совпадающее с плоской частью поверхности жидкости. Запишите результаты измерений с учетом абсолютной погрешности (пока под абсолютной погрешностью измерений считаем абсолютную погрешность отсчета, которая получается от недостаточно точного отсчитывания показаний средств измерения, ∆а – равна в большинстве случаев половине цены деления измерительного прибора).

Измеряемая величина

Результат измерений с учетом погрешности А= аопытное ± ∆ а

Длина бруска, L, см


Объём воды в пробирке, V , см3


Объём воды в пузырьке, V , см3


Температура воды, t, 0 С


3. Сделайте вывод.


Вывод:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Ф.И.__________________________дата_____________класс________

Лабораторная работа №3.

Изучение зависимости пути от времени при прямолинейном равномерном движении. Измерение скорости.

Цель работы: изучить зависимость пути от времени при прямолиней­ном равномерном движении; научиться измерять скорость тела при рав­номерном движении.

Приборы и материалы: металлический шарик, желоб, секундомер , линейка, флажки-индикаторы.

Ход работы

  1. Установить желоб горизонтально. Учитывая, что движение не будет идеальным из-за трения между шариком и поверхностью желоба, подложите под один его конец какой-либо предмет вы­сотой 1-2 см.

  2. С небольшим усилием толкните шарик с более высокого конца желоба. Если шарик движется неравномерно, повторите опыт несколько раз и добейтесь его равномерного движения. Для этой цели слегка приподнимайте или опускайте более высокий конец желоба.

  3. Убедитесь в том, что движение шарика равномерное, восполь­зовавшись флажками-индикаторами. С их помощью отметьте путь, пройденный шариком за каждую секунду. Измерьте с помощью линейки расстояние между флажками. Если они оди­наковы, то движение шарика можно считать равномерным.

  4. Определите скорость равномерного движения шарика. Для это­го измерьте любой участок пути, пройденный шариком за 2 с, 4 с, 6 с. Заполните таблицу:

    опыта

    Время t, с

    Путь S, м

    Скорость hello_html_592defc6.gif, м/с













  5. Рассчитайте скорость равномерного движения шарика по формуле hello_html_m66b8227f.gif

hello_html_m6b5b5683.gif 1_=_____________________________________________________

hello_html_m6b5b5683.gif 2=______________________________________________________

hello_html_m6b5b5683.gif 3=______________________________________________________

Ф.И.__________________________дата_____________класс________

Лабораторная работа №3.

Изучение зависимости пути от времени при прямолинейном равномерном движении. Измерение скорости.

Цель работы: изучить зависимость пути от времени при прямолиней­ном равномерном движении; научиться измерять скорость тела при рав­номерном движении.

Приборы и материалы: металлический шарик, желоб, секундомер , линейка, флажки-индикаторы.

Ход работы

1.Установить желоб горизонтально. Учитывая, что движение не будет идеальным из-за трения между шариком и поверхностью желоба, подложите под один его конец какой-либо предмет вы­сотой 1-2 см.

2.С небольшим усилием толкните шарик с более высокого конца желоба. Если шарик движется неравномерно, повторите опыт несколько раз и добейтесь его равномерного движения. Для этой цели слегка приподнимайте или опускайте более высокий конец желоба.

3.Убедитесь в том, что движение шарика равномерное, восполь­зовавшись флажками-индикаторами. С их помощью отметьте путь, пройденный шариком за каждую секунду. Измерьте с помощью линейки расстояние между флажками. Если они оди­наковы, то движение шарика можно считать равномерным.

4.Определите скорость равномерного движения шарика. Для это­го измерьте любой участок пути, пройденный шариком за 2 с, 4 с, 6 с. Заполните таблицу:

опыта

Время t, с

Путь S, м

Скорость hello_html_592defc6.gif, м/с













5.Рассчитайте скорость равномерного движения шарика по формуле hello_html_m66b8227f.gif

hello_html_m6b5b5683.gif 1_=_____________________________________________________

hello_html_m6b5b5683.gif 2=______________________________________________________

hello_html_m6b5b5683.gif 3=______________________________________________________


Вывод:______________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

Тренировочные задания


1.Выразите скорость в м/с: 90км/ч =____________

5,4км/ч =____________

hello_html_m57fdfe0c.png

2.По графику зависимости пути равномерного движения от времени определите путь, пройденный телом за 10с. Чему равна скорость движения тела?

________________________________________

________________________________________

________________________________________

________________________________________







Вывод:______________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

Тренировочные задания


1.Выразите скорость в м/с: 72км/ч =____________

18км/ч =____________

hello_html_487e3d1f.png

2.По графику зависимости пути равномерного движения от времени определите путь, пройденный телом за 10с. Чему равна скорость движения тела?

________________________________________

________________________________________

________________________________________

________________________________________











Ф.И._____________________класс_________дата__________

Лабораторная работа №5

Измерение объема твердого тела.

Цель работы: научиться измерять объем твердого тела.

Оборудование: линейка, прямоугольный брусок, мензурка, твердые тела неправильной формы, сосуд с водой.

Ход работы:

  1. Измерьте с помощью линейки объем твердого тела правильной формы. Результаты измерений и вычислений занесите в таблицу.

hello_html_5eb13a44.jpg

fhello_html_m3e09dbf2.jpg

V=a∙b∙c

V=______________________________________________________

  1. Измерьте с помощью мензурки объем твердого тела неправильной формы.





Ф.И._____________________класс_________дата__________

Лабораторная работа №5

Измерение объема твердого тела.

Цель работы: научиться измерять объем твердого тела.

Оборудование: линейка, прямоугольный брусок, мензурка, твердые тела неправильной формы, сосуд с водой.

Ход работы:

  1. Измерьте с помощью линейки объем твердого тела правильной формы. Результаты измерений и вычислений занесите в таблицу.

hello_html_5eb13a44.jpg

fhello_html_m3e09dbf2.jpg

V=a∙b∙c

V=______________________________________________________

  1. Измерьте с помощью мензурки объем твердого тела неправильной формы.



Указания. 1. Обратите внимание на правильное расположение глаз при снятии показаний со шкалы мензурки. Чтобы правильно измерить объем жидкости, глаз должен находиться на уровне поверхности жидкости .

2. Поскольку 1 мл = 1 см3, объемы жидкостей выражают как в миллилитрах (мл), так и в кубических сантиметрах (см3). Объемы твердых тел выражать в миллилитрах не принято.

Результаты измерений и вычислений занесите в таблицу.

hello_html_m78c42aa.jpg

Вывод:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________















Указания. 1. Обратите внимание на правильное расположение глаз при снятии показаний со шкалы мензурки. Чтобы правильно измерить объем жидкости, глаз должен находиться на уровне поверхности жидкости .

2. Поскольку 1 мл = 1 см3, объемы жидкостей выражают как в миллилитрах (мл), так и в кубических сантиметрах (см3). Объемы твердых тел выражать в миллилитрах не принято.

Результаты измерений и вычислений занесите в таблицу.

hello_html_m78c42aa.jpg

Вывод:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

















Ф.И.________________________дата_________класс________

Лабораторная работа №7.

Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины. Измерение жесткости пружины.

Цель работы: исследовать, как зависит сила упругости пружины от удлинения пружины и измерить жесткость пружины.

Сила тяжести грузов, подвешенных к пружине, уравновешивается силой упругости, возникающей в пружине. При изменении числа грузов, подвешенных к пружине, изменяется ее удлинение и сила упругости. По закону Гука Fупр. = k│ ∆ℓ│, где ∆ℓ- удлинение пружины, k – жесткость пружины. По результатам нескольких опытов постройте график зависимости модуля силы упругости Fупр. от модуля удлинения │ ∆ℓ│. При построении графика по результатам опыта экспериментальные точки могут не оказаться на прямой, которая соответствует формуле Fупр. = k│ ∆ℓ│. Это связано с погрешностями измерения. В этом случае график надо проводить так, чтобы примерно одинаковое число точек оказалось по разные стороны от прямой. После построения графика сделайте вывод о зависимости силы упругости от удлинения пружины .

Возьмите точку на прямой (в средней части графика) и определите по графику соответствующие этой точке значения силы упругости и удлинения и вычислите жесткость k. Она и будет искомым средним значением жесткости пружины.

Приборы и материалы: штатив с муфтами и лапкой, спиральная пружина, набор грузов , масса каждого по 0,1 кг, линейка.

Порядок выполнения работы.

1.Закрепите на штативе конец спиральной пружины.

2.Рядом с пружиной установите и закрепите линейку.

3.Отметьте и запишите то деление линейки, против которого приходится стрелка-указатель пружины.

Ф.И._______________________________дата___________класс________

Лабораторная работа №7.

Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины. Измерение жесткости пружины.

Цель работы: исследовать, как зависит сила упругости пружины от удлинения пружины и измерить жесткость пружины.

Сила тяжести грузов, подвешенных к пружине, уравновешивается силой упругости, возникающей в пружине. При изменении числа грузов, подвешенных к пружине, изменяется ее удлинение и сила упругости. По закону Гука Fупр. = k│ ∆ℓ│, где ∆ℓ- удлинение пружины, k – жесткость пружины. По результатам нескольких опытов постройте график зависимости модуля силы упругости Fупр. от модуля удлинения │ ∆ℓ│. При построении графика по результатам опыта экспериментальные точки могут не оказаться на прямой, которая соответствует формуле Fупр. = k│ ∆ℓ│. Это связано с погрешностями измерения. В этом случае график надо проводить так, чтобы примерно одинаковое число точек оказалось по разные стороны от прямой. После построения графика сделайте вывод о зависимости силы упругости от удлинения пружины .

Возьмите точку на прямой (в средней части графика) и определите по графику соответствующие этой точке значения силы упругости и удлинения и вычислите жесткость k. Она и будет искомым средним значением жесткости пружины.

Приборы и материалы: штатив с муфтами и лапкой, спиральная пружина, набор грузов , масса каждого по 0,1 кг, линейка.

Порядок выполнения работы.

1.Закрепите на штативе конец спиральной пружины.

2.Рядом с пружиной установите и закрепите линейку.

3.Отметьте и запишите то деление линейки, против которого приходится стрелка-указатель пружины.

4.Подвесьте груз известной массы и измерьте вызванное им удлинение пружины.

5.К первому грузу добавьте второй, третий и четвертый грузы, записывая каждый раз удлинение │ ∆ℓ│пружины. По результатам измерений составьте таблицу:

опыта

m, кг

mg, Н

│ ∆ℓ│, м

1

0,1



2

0,2



3

0,3



4

0,4





6.По результатам измерений постройте график зависимости силы упругости от удлинения и, пользуясь им, определите среднее значение жесткости пружины

kср. = F / │ ∆ℓ│ kср.= _______________________________

hello_html_m39bf7a6a.gif

hello_html_18cf742a.gifhello_html_m79958846.gifhello_html_m79958846.gifhello_html_m55a3a62f.gifhello_html_m79958846.gifhello_html_m6c4676dc.gifhello_html_m594d7488.gifhello_html_26beefb0.gifhello_html_m594d7488.gifhello_html_m594d7488.gifhello_html_m54e136e9.gifhello_html_5208aa9a.gifhello_html_5208aa9a.gifhello_html_m4e621849.gif









Вывод:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.Подвесьте груз известной массы и измерьте вызванное им удлинение пружины.

5.К первому грузу добавьте второй, третий и четвертый грузы, записывая каждый раз удлинение │ ∆ℓ│пружины. По результатам измерений составьте таблицу:

опыта

m, кг

mg, Н

│ ∆ℓ│, м

1

0,1



2

0,2



3

0,3



4

0,4





6.По результатам измерений постройте график зависимости силы упругости от удлинения и, пользуясь им, определите среднее значение жесткости пружины

kср. = F / │ ∆ℓ│ kср.= _______________________________

hello_html_m39bf7a6a.gif

hello_html_18cf742a.gifhello_html_m79958846.gifhello_html_m79958846.gifhello_html_m55a3a62f.gifhello_html_m79958846.gifhello_html_m6c4676dc.gifhello_html_m594d7488.gifhello_html_26beefb0.gifhello_html_m594d7488.gifhello_html_m594d7488.gifhello_html_m54e136e9.gifhello_html_5208aa9a.gifhello_html_5208aa9a.gifhello_html_m4e621849.gif









Вывод:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ф.И.________________________класс_________дата________

Лабораторная работа №8.

Центр тяжести тела. Определение центра тяжести плоской пластины

Цель работы: научиться определять центр тяжести плоской пластины.

Оборудование: плоская картонная фигура произвольной формы, штатив с лапкой и муфтой, пробка, булавка, линейка, отвес (грузик на нити).

Ход работы

1. Зажмите пробку в лапке штатива.

2. Проделайте по краям картонной пластины три отверстия.

3. Вставив булавку в одно из отверстий, подвесьте пластину к пробке, закрепленной в лапке штатива.

4. К той же булавке прикрепите отвес.

5. С помощью карандаша отметьте на нижнем и верхнем краях пластины точки, лежащие на линии отвеса.

6. Сняв пластину, проведите через отмеченные точки прямую линию.

7hello_html_m4c4b7f9c.png. Повторите опыт, используя два других отверстия в пластине.

8. Получив точку пересечения трех линий, убедитесь, что она является центром тяжести данной фигуры. Для этого, расположив пластину в горизонтальной плоскости, поместите ее центр тяжести на острие заточенного карандаша.

Х — точки подвеса О — центр тяжести

Вывод:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Ф.И.________________________класс_________дата________

Лабораторная работа №8.

Центр тяжести тела. Определение центра тяжести плоской пластины

Цель работы: научиться определять центр тяжести плоской пластины.

Оборудование: плоская картонная фигура произвольной формы, штатив с лапкой и муфтой, пробка, булавка , линейка, отвес (грузик на нити).

Ход работы

1. Зажмите пробку в лапке штатива.

2. Проделайте по краям картонной пластины три отверстия.

3. Вставив булавку в одно из отверстий, подвесьте пластину к пробке, закрепленной в лапке штатива.

4. К той же булавке прикрепите отвес.

5. С помощью карандаша отметьте на нижнем и верхнем краях пластины точки, лежащие на линии отвеса.

6. Сняв пластину, проведите через отмеченные точки прямую линию.

7hello_html_m4c4b7f9c.png. Повторите опыт, используя два других отверстия в пластине.

8. Получив точку пересечения трех линий, убедитесь, что она является центром тяжести данной фигуры. Для этого, расположив пластину в горизонтальной плоскости, поместите ее центр тяжести на острие заточенного карандаша.

Х — точки подвеса О — центр тяжести

Вывод:______________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________



Ф.И.________________________________класс_________дата__________

Лабораторная работа № 9.

Исследование зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления.

Цель работы: выяснить, зависит ли сила трения скольжения от силы нормального давления, если зависит, то как.

Приборы и материалы: динамометр, деревянный брусок, деревянная линейка, набор грузов.

Порядок выполнения работы.

1.Определите цену деления шкалы динамометра. Ц.д.=_______________

2.Положите брусок на горизонтально расположенную деревянную линейку. На брусок поставьте груз.

3.Прикрепив к бруску динамометр, как можно более равномерно тяните его вдоль линейки. Запишите показания динамометра, это и есть величина силы трения скольжения.

4.К первому грузу добавьте второй, третий грузы, каждый раз измеряя силу трения. С увеличением числа грузов растет сила нормального давления.

5.Результаты измерений занесите в таблицу.

опыта

Количество грузов

Сила трения, Н

1

1


2

2


3

3




Ф.И.________________________________класс_________дата__________

Лабораторная работа № 9.

Исследование зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления.

Цель работы: выяснить, зависит ли сила трения скольжения от силы нормального давления, если зависит, то как.

Приборы и материалы: динамометр, деревянный брусок, деревянная линейка, набор грузов.

Порядок выполнения работы.

1.Определите цену деления шкалы динамометра. Ц.д.=_______________

2.Положите брусок на горизонтально расположенную деревянную линейку. На брусок поставьте груз.

3.Прикрепив к бруску динамометр, как можно более равномерно тяните его вдоль линейки. Запишите показания динамометра, это и есть величина силы трения скольжения.

4.К первому грузу добавьте второй, третий грузы, каждый раз измеряя силу трения. С увеличением числа грузов растет сила нормального давления.

5.Результаты измерений занесите в таблицу.

опыта

Количество грузов

Сила трения, Н

1

1


2

2


3

3




6.Сделайте вывод: зависит ли сила трения скольжения от силы нормального давления, и если зависит, то как?

Вывод:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

































6.Сделайте вывод: зависит ли сила трения скольжения от силы нормального давления, и если зависит, то как?

Вывод:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

































Дата_____________Ф.И._______________________________класс_______

Лабораторная работа № 12

Выяснение условий плавания тела в жидкости.

Цель работы: на опыте выяснить условия, при кото­рых тело плавает и при которых тонет.

Приборы и материалы: весы, гири, измерительный цилиндр, пробирка-поплавок с пробкой, проволоч­ный крючок, сухой песок, фильтровальная бумага или сухая тряпка.


Тренировочные задания и вопросы

  1. Какие силы действуют на тело, погруженное в жид­кость?

_________________________________________________________


hello_html_m48bac7e.png

Ход работы

1. Насыпьте в пробирку столько песка, чтобы она, за­крытая пробкой, плавала в мензурке с водой в вер­тикальном положении и часть ее находилась над поверхностью воды.

2. Определите выталкивающую силу, действующую на пробирку. Для этого измерьте объем воды в мен­зурке до помещения в нее пробирки (V1) и после по­мещения в нее пробирки (V2), а затем рассчитайте величину выталкивающей силы FА, равной весу жидкости, вытесненной пробиркой. Результаты измерений и вычислений занесите в таблицу.


1. FA=____________________________________________

2. FA=____________________________________________

3. FA=____________________________________________

3. Выньте пробирку с песком из воды, протрите ее и определите на рычажных весах ее массу с точнос­тью до 1 г. Рассчитайте силу тяжести, действую­щую на пробирку, которая равна весу пробирки с песком в воздухе. Результат запишите в таблицу.


1. P=____________________________________________

2. P=____________________________________________

3. P=____________________________________________

4. Насыпьте в пробирку еще немного песка и вновь определите выталкивающую силу и силу тяжести в соответствии с пунктами 2, 3. Проделайте это не­сколько раз, пока пробирка, закрытая пробкой, не утонет.

5. Результаты измерений и вычислений занесите в таблицу. Отметьте, когда пробирка тонет, всплыва­ет или "висит" в толще вhello_html_31f234ae.pngоды.




Вывод:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________





















































Дата________Ф.И._____________________________класс__________

Лабораторная работа№13

Выяснение условия равновесия рычага



hello_html_3eb6daa7.png

hello_html_m22671fc9.png









































hello_html_26a0b37f.png



Дата________Ф.И._____________________________класс_______

Лабораторная работа№14

Измерение КПД при подъеме тела по наклон­ной плоскости

hello_html_m3ae294c.png

hello_html_m6171de99.png

hello_html_4b11168f.png

hello_html_m87dd7e1.png

hello_html_3a15440f.png

hello_html_m6332a2a1.png

Лабораторные работы 7 класс
  • Физика
Описание:

"Описание материала: В материале содержатся лабораторные работы для 7 класса.  По программе Перышкина А.В. учащиеся должны выполнить четырнадцать лабораторных работ, но в учебнике дается описание только десяти. В целях экономии времени на уроке предложенные лабораторные работы можно давать учащимся в распечатанном виде. Часть работ содержит тренировочные вопросы и задания с целью проверки знаний учащихся и дифференциации оценки.............................................................................................................................

Автор Ганина Ольга Александровна
Дата добавления 07.01.2015
Раздел Физика
Подраздел
Просмотров 6057
Номер материала 42549
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓