Главная / Русский язык и литература / Лабораторная работа по литературе для 6 кл «Миф о солнце» (в пересказе А. Мельникова-Печерского)

Лабораторная работа по литературе для 6 кл «Миф о солнце» (в пересказе А. Мельникова-Печерского)

Игнатова Е.Н.

« Лабораторная работа на уроках литературы как способ побуждения учащихся к научно-исследовательской деятельности»

Лабораторная работа по литературе для 6 класса

«Миф о солнце» (в пересказе А. Мельникова-Печерского)

Алгоритм работы учащихся

1. Ознакомление с темой лабораторной работы.

2. Коллективное обсуждение цели и задач работы, инструкции по ее выполнению.

3. Самоподготовка учащихся в группах: выполнение заданий исследовательского, аналитического характера, составление устных ответов.

4. Индивидуальное решение тестовых заданий.

5. Оценка деятельности каждого из участников лабораторной работы.



Цели и задачи: (ставятся совместно с учителем или самостоятельно)

Познакомиться - с мифологией древних славян,

исследовать - отрывок из романа П. И. Мельникова - Печерского « В лесах» ,

формировать навыки -образного и абстрактного мышления, провести наблюдения- над представлениями древних славян о явлениях природы , развивать - навыки анализа текста.

Оборудование: текст мифа, таблица «Поиск соответствий», вопросы тестирования

Ход работы

I. Формирование групп-лабораторий.

Условие: в каждой группе должны быть учащиеся–представители разных уровней компетентности. Группа выбирает руководителя лаборатории, который распределяет задания, помогает при необходимости уточнить и осмыслить суть задания.



II. Лабораторные исследования



Опыт №1 Совместная работа лаборатории.

«Поиск соответствий».

«Сотрудники лаборатории» пытаются соотнести понятие по его содержанию

Термин


Содержание понятия



миф


Поэтический рассказ о былом с элементами вымысла



легенда


Действие совершается:

- в неопределенные время («давным- давно»);

- в вымышленном мире («в тридевятом царстве»);

- герои – плод фантазии.

сказка

Произведение, дающее представление об окружающем мире

Чтение теоретического материала по учебнику. Выводы (чем миф отличается от других жанров литературы): _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Опыт №2 Лексико-орфографическая работа

Определить лексическое значение, запомнить правописание

свирепствовать — 1) поступать свирепо; 2) проявляться, распространяться с большой силой;

вещее (слово) — пророческое, предвидящее будущее.

кромешная тьма – беспросветная темнота

живоносный свет – несущий жизнь, оживляющий

палящая жизнь – очень жаркая, обжигающая

вертеп – устаревшее название пещеры, сохранившееся в церковнославянском; потаённое место

Опыт №3 Аналитическая работа с деформированным текстом

«Распутайте путаницу».

Задание: установив последовательность предложений, вы сможете подробно пересказать «Миф о солнце»

- «воссияло Солнце красное»; 2 - «жадно пила она золотые лучи живоносного света»; 3

- «здравствовал Ярило любимого земнородного сына небесными громами, потоками молний»; 5

- «пламень взора светлого Яра в одно мгновение пронзил неизмеримые слои мрака»; 1

- «и все жило, и все любило, и все пело хвалебные песни Отцу-Яриле, Матери-Сырой-Земле»; 4

- «человек поднял к небу разумную голову и на речь отца громовую отвечал вещим словом, речью крылатою». 6

Опыт №4 «Творческая работа»

Подготовьте устный ответ на вопросы:

1 группа. - Что объясняет народный миф о солнце? ( Происхождение мира, смену времен года, появление на земле огня)

2 группа. - Как объясняет миф появление растений и животных? ( Растения животные и человек – дети Матери- Сырой –Земли и бога солнца Отца- Ярилы. Миф объясняет происхождение всего живого любовью: « И все жило и все любило, и все пело хвалебные песни Отцу- Яриле и Матери- Сырой- Земле)

3 группа. - Как объясняется в мифе появление ума у человека? ( Ум у человека появился от удара по голове « золотой вожжей- яркой молнией»)

Опыт №5 Поисково-исследовательская работа с текстом.

Какие средства использованы в тексте? Приведите примеры, запишите в тетрадь.

1 группа - эпитеты ( « синие моря», « Мать- Сыра- Земля», « солнце красное», « бог светлый», « речь крылатая»). 2 группа- метафоры ( « пламень взора…пронизал слои мрака», « взор прорезал тьму»).

3 группа-олицетворения ( « Мать- Сыра- Земля от сна проснулась…стала тосковать»).

Опыт №6 «Повторим изученное»

Тестовые задания по теме лабораторной работы

1. Главными героями Народного мифа о Солнце являются:

а) Мать-Сыра-Земля;

б) бог ветра Стрибог;

в) бог грозы Перун;

г) светлый Яр (Ярило);

е) богиня весны Лада;

ё) человек.

2. Какие явления природы объясняет Народный миф о солнце?

а) смену дня и ночи;

б) появление радуги;

в) смену времён года;

г) появление огня.



3. Чьим сыном является человек в Народном мифе о Солнце? (Ответ напишите)

4. Распределите имена богов в соответствии с мифологией:

А) Зевс; а) славянская мифология;

Б) Перун; б) древнегреческая мифология;

В) Ра; в) древнеегипетская мифология;

Г) Брахма. г) древнеиндийская мифология.



Оцените результаты своей работы

1) Без ошибок решил тестовые задания – 2 балла

2) Опознал понятие по его описанию - 1 балл

3) Правильно определил средства языка–3 балла

4) Справился с логической задачей «Распутай путаницу» -3 балла

5) Принял участие в выступлении по предложенной теме– 2 балла

6) Твоя речь отличалась логичностью, была грамотной - 1 балл

Поставьте себе оценку за работу__________

Оценка учителя ________________________

Домашний опыт

Творческий эксперимент

- Составьте устный монолог «Языческие славянские праздники, связанные с огнём» (На масленицу сжигают куклу Масленицы; на Ивана Купала прыгают через костёр.) : иллюстрации учащихся к « Мифу о Солнце»;

- Нарисуйте иллюстрации к « Мифу о Солнце».





hello_html_72e9a630.pnghello_html_m5878af93.pnghello_html_m751a2a3d.png

Лабораторная работа по литературе для 6 кл «Миф о солнце» (в пересказе А. Мельникова-Печерского)
  • Русский язык и литература
Описание:

На уроках русского языка и литературы термин «лабораторная работа» звучит редко, но по существу многие традиционные виды работ проводятся как лабораторные работы: языковой анализ, орфографические упражнения, словообразовательные задачи, изложение, сочинение, сопоставительный анализ, нахождение закономерностей, моделирование ситуаций и др.

На основании имеющегося опыта я пришла к убеждению, что лабораторная работа должна обрести свою концепцию и иметь  определенное самостоятельное место в методике преподавания русского языка и литературы. Она заключает в себе огромный потенциал развития исследовательских навыков учащихся и может применяться не только на этапе усвоения и закрепления, но и на этапе объяснения нового материала.Предлагаю лабораторную работу по литературе при изучении отрывка «Миф о солнце» (в пересказе А. Мельникова-Печерского)

Автор Игнатова Елена Николаевна
Дата добавления 17.11.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Конспекты
Просмотров 2341
Номер материала 1565
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓