Инфоурок Физика Другие методич. материалыЛабораторная работа "Определение показателя преломления стекла" для первого курса СПО

Лабораторная работа "Определение показателя преломления стекла" для первого курса СПО

Скачать материал

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ ЛР 11.doc

ИНСТРУКЦИОННО -ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

 

на выполнение лабораторной работы № 11

по учебной дисциплине:     Физика

Тема: Волновая оптика

Наименование работы: Определение показателя преломления стекла

Цель занятия (чему научиться?): На основании законов преломления света определить показатель преломления среды.

Приобретаемые умения и навыки: умение самостоятельно проводить эксперимент и анализировать полученные результаты

Норма времени: 2 ч.

Оснащение рабочего места:  пластинка с плоскопараллельными гранями, циркуль, иголки (3 шт.), масштабная линейка.

Основные правила ТБ на рабочем месте: «Инструкция по технике безопасности при выполнении лабораторных работ по физике» (При выполнении лабораторной работы ЗАПРЕЩАЕТСЯ применять приборы, не указанные в перечне оборудования, вставать со своих мест.)

Литература:

1.      Пинский А.А., Граковский Г.Ю. Физика. – М.: Форум – Инфра –М, 2006, § 16.2-16.3

2.      Руководство по проведению лабораторных работ по физике/Дондукова Р.А.-М.:Высш.шк., 1984

 

Контрольные вопросы при допуске

  1. Что такое световой луч?
  2. Как читаются законы отражения и преломления света?
  3. Расскажите порядок выполнения работы.

 

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ

1.      Положите стеклянную пластинку на середину чистого листа бумаги и обведите карандашом ее границы.

2.      За пластиной, по возможности дальше друг от друга, поставьте две иголки Е и F, так чтобы прямая, проходящая через них, не была перпендикулярна к границе пластинки, а иголка F стояла вплотную к грани АВ.

3.      Иголку  К поставьте перед пластинкой вплотную к ее грани так, чтобы смотря сквозь стекло грани иголка К казалась на одной прямой с иголками Е и F.

4.     

 

5.      Линию Е F продолжите за точку Е, а линию FК продолжите за точку К не преломляя.

6.      К границе АВ через точку F восстановите перпендикуляр.

7.      Проведите окружность с центром в точке F, радиусом больше 5 см.

8.      Из  точки Р и Р1 на прямую МN опустите перпендикуляры.

 

 
Уберите стеклянную пластинку и иголки. Проведите через точки Е и F и точки F и К прямые.                                                                                      

                                                                    М

Овал:                                                                                                                         

 

 

 


                      Р                                                      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


                                                                N                  P1

      Прямая РЕF является падающим лучом, прямая  FКР1 является преломленным лучом.

      Угол  i  - угол падения, угол  b - угол преломления.


9.   Показатель преломления определите по формуле:


      Для этого  из треугольника РQF найдите:

      а из треугольника FP1Q1 найдите


 Подставьте значения синусов в формулу показателя преломления:


Таким образом, измеряя  длины отрезков РQ  и Р1Q1 и деля их друг на друга, можно найти показатель преломления стекла.

10. Меняя угол падения, сделайте четыре разных построения.

11. Полученные данные занесите в таблицу измерений и расчетов.

12. Используя данные четырех опытов, найдите среднее значение показателя преломления:


13. Найдите для каждого опыта абсолютные ошибки по формулам:


Dn1= nсреднее- n1

Dn2= nсреднееn2

Dn3= nсреднее n3

Dn4= nсреднее n414. 


Найдите среднюю абсолютную и относительную ошибки.


Таблица измерений и расчетов

 

опыта

РQ, мм

Р1Q1,мм

n

nсреднее

Dn

Dn среднее

d,%

1.

 

 

 

 

 

 

 

2.

 

 

 

 

3.

 

 

 

 

4.

 

 

 

 

17.  Сделайте вывод.

18.  Результаты опыта запишите в виде n = nсреднее  ±  Dnсреднее.

 

контрольные вопросы

1.      Какова природа света?

2.      Как идет луч в однородной среде или через среды, имеющие одну и ту же оптическую плотность?

3.      Как идет луч, падающий на границу двух сред, имеющих разную оптическую плотность, если угол его падения равен нулю? Покажите на чертеже.

4.       Физический смысл абсолютного и относительного показателей преломления вещества.

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Лабораторная работа "Определение показателя преломления стекла" для первого курса СПО"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Психолог-перинатолог

Получите профессию

Менеджер по туризму

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Выбранный для просмотра документ Отчет ЛР 11.doc

Отчет о лабораторной работе

Определение показателя преломления стекла

Задание 1

Задание 2

Подготовка к выполнению работы

Выполнение работы

Контрольные вопросы

Качество отчета

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил студент группы

_______________________

«   ___»  ________  201     г.

Проверила

преподаватель Сухачева Т.В.

Оценка:

Оценка    

 

 

Цель работы: На основании законов преломления света определить показатель преломления среды.

Приобретаемые умения и навыки: умение самостоятельно проводить эксперимент и анализировать полученные результаты.

Оснащение рабочего места: пластинка с плоскопараллельными гранями, циркуль, иголки (3 шт.), масштабная линейка.

 

Контрольные вопросы при допуске

1.      Что такое световой луч?

2.      Что такое преломление света? Как читаются законы отражения и преломления света?

3.      Расскажите порядок выполнения работы.

 

Литература

1.      Пинский А.А., Граковский Г.Ю. Физика. – М.: Форум – Инфра –М, 2006, § 16.1-16.3, с. 397 - 406

2.      Опорный конспект № 35

 

Рабочие формулы

 

Название формулы

Формула

Расчет

Второй закон преломления

 

_

Абсолютный показатель преломления (расчетная формула)

 

 

Абсолютный показатель преломления (среднее значение)

 

 

Абсолютная погрешность измерения

 

 

Абсолютная погрешность измерения (среднее значение)

 

 

Относительная погрешность измерения

 

 

Таблица измерений и расчетов

 

опыта

РQ, мм

Р1Q1, мм

n

nсреднее

Dn

Dn среднее

d, %

1.

 

 

 

 

 

 

 

2.

 

 

 

 

3.

 

 

 

 

4.

 

 

 

 

 

Вывод:

 

 

 

 

Результат опыта:

 

Контрольные вопросы

 

  1. Какова природа света?

 

 

 

  1. Как идет луч в однородной среде или через среды, имеющие одну и ту же оптическую плотность?

 

 

  1. Как идет луч, падающий на границу двух сред, имеющих разную оптическую плотность, если угол его падения равен нулю? Покажите на чертеже.

 

 

 

 

 

  1. Физический смысл абсолютного и относительного показателей преломления вещества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Полное внутренне отражение света и условия его наблюдения.
Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Лабораторная работа "Определение показателя преломления стекла" для первого курса СПО"

Получите профессию

Секретарь-администратор

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Выбранный для просмотра документ План урока ЛР 11.doc

Занятие  70

Тема: Определение показателя преломления стекла

 

Вид занятия: лабораторная работа

Тип урока: обобщения и систематизации знаний

Методическая цель: показать принципы целеполагания с точки зрения компетентностного подхода, принцип замкнутого управления учебно-познавательной деятельностью на всех этапах урока;

 

Цели урока:

образовательные:

к концу урока студенты будут уметь -

ü  проводить эксперимент по определению показателя преломления среды и обрабатывать результаты эксперимента;

ü  формулировать закон преломления;

ü  объяснять явления природы на основе знаний о преломлении света.

воспитательные:

ü  воспитание внимательности, аккуратности, настойчивости в достижении цели;

ü  воспитание привычки соблюдения правил техники безопасности при работе с оборудованием;

развивающие:

ü  стимулирование познавательных мотивов: интереса, стремления проникнуть в сущность явлений, осознание значимости знаний, развитие коммуникативных способностей.

ü  продолжать совершенствовать умения анализировать причинно-следственные связи при объяснении физической сущности природных явлений.

 

Оборудование: стакан с водой, чашка, монета; пластинка с плоскопараллельными гранями, циркуль, иголки (3 шт.), масштабная линейка.

Средства обучения: инструкционная карта, лист отчета о лабораторной работе, учебники.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, диалогический, наглядный, практический, элементы развивающего обучения.

Межпредметные связи: математика.

ТСО: мультимедийный проектор, компьютер.

Педагогическая технология: технология контроля знаний «Сеть».

 

Ход занятия

 

1.      Организационный момент.                                                                                          2 мин.

2.      Актуализация знаний по теме «Преломление света».                                              10 мин.

Технология контроля знаний «Сеть», педагогическая техника «Метаплан».

3.      Инструктаж по технике безопасности при выполнении лабораторной работы. 3 мин.

4.      Постановка проблемы. Фронтальный опыт с монетой.        5 мин.

5.      Подготовка к выполнению лабораторной работы                                        15 мин.

Индивидуальная работа с инструкционными картами. Заполнение листа отчета.

6.      Взаимоконтроль выполненного задания (Эталон ответа на слайде. Работа в парах).

7.      Проверка готовности студентов к выполнению лабораторной работы.    5 мин.

(Эталон ответа на слайдах. Индивидуальный опрос представителей микрогрупп.)

8.      Выполнение лабораторной работы.                                                               30 мин.

 

9.      Обсуждение результатов. Формулирование выводов.

 

10.  Решение проблемы. Решение задач (дополнительно).

 

11.  Сдача отчетов. Подведение итогов урока. Рефлексия.                                            10 мин.

 

12. Домашнее задание: Пинский А.А., Граковский Г.Ю., § 16.1-16.3, повторить конспекты 5, 15. Подготовить сообщения на тему: «Мираж», «Гало».                                  5 мин.

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Лабораторная работа "Определение показателя преломления стекла" для первого курса СПО"

Получите профессию

Няня

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Выбранный для просмотра документ ЛР 11..ppt

Скачать материал "Лабораторная работа "Определение показателя преломления стекла" для первого курса СПО"

Получите профессию

Фитнес-тренер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Лабораторная работа «Определение показателя преломления стекла»

    1 слайд

    Лабораторная работа «Определение показателя преломления стекла»

  • Цель занятия -к концу урока я буду уметь:проводить эксперимент по определени...

    2 слайд

    Цель занятия -
    к концу урока я буду уметь:
    проводить эксперимент по определению показателя преломления среды и обрабатывать результаты эксперимента;
    формулировать закон преломления;
    объяснять явления природы на основе знаний о преломлении света.

  • Задачи урока:Для достижения цели урока мне необходимы качества и умения:
вним...

    3 слайд

    Задачи урока:
    Для достижения цели урока мне необходимы качества и умения:
    внимательность, аккуратность, настойчивость в достижении цели;
    соблюдение правил техники безопасности при работе с оборудованием;
    умение эффективно общаться с товарищами для достижения цели;
    умение анализировать причинно-следственные связи при объяснении физической сущности природных явлений.

  • Свет - ЭМ – волна, поток квантов

					с = 300000 км/с – в вакууме,
самая б...

    4 слайд



    Свет - ЭМ – волна, поток квантов


    с = 300000 км/с – в вакууме,
    самая большая в природе
    С > V

  • Лабораторная работа «Определение показателя преломления стекла»

    5 слайд

    Лабораторная работа «Определение показателя преломления стекла»

  • 6 слайд

  • Ход лучей в призме
 
	ВоздухСтекло

    7 слайд

    Ход лучей в призме




    Воздух
    Стекло

  • Расположив стекло в центре листа, обведите его карандашом

    8 слайд

    Расположив стекло в центре листа, обведите его карандашом

  • Поставьте иголку «0» вплотную к стеклу, иголку «1» произвольно, иголку «2»...

    9 слайд


    Поставьте иголку «0» вплотную к стеклу, иголку «1» произвольно,
    иголку «2» - глядя через стекло - так, чтобы все три иглы казались на одной прямой
    1.
    0.
    .2
    1.
    1.

  • Проведите лучи:1- 0 - падающий, 0 - 2 - преломленный		  .0..2		1

    10 слайд


    Проведите лучи:
    1- 0 - падающий, 0 - 2 - преломленный
    .
    0.
    .2

    1

  • В точку падения луча восстановите перпендикуляр		1.0..2

    11 слайд


    В точку падения луча восстановите перпендикуляр
    1.
    0.
    .2

  • Проведите окружность с центром в точке 0, радиусом 5 см0..2		1.0..2

    12 слайд

    Проведите окружность с центром
    в точке 0, радиусом 5 см


    0.
    .2
    1.


    0.
    .2

  • Из точек пересечения лучей с окружностью проведите перпендикуляры PQ  и P1Q1...

    13 слайд

    Из точек пересечения лучей с окружностью проведите перпендикуляры PQ и P1Q1


    1.
    .2




    0.


    P
    Q
    P1
    Q1

  • Измерения и расчетыИзмерьте перпендикуляры PQ  и P1Q1.
Результаты измерений з...

    14 слайд

    Измерения и расчеты
    Измерьте перпендикуляры PQ и P1Q1.
    Результаты измерений занесите в таблицу.
    Вычислите значение показателя преломления стекла по формуле:





  • Измерения и расчеты
Обменяйтесь данными с товарищами по микрогруппе.
Рассчита...

    15 слайд

    Измерения и расчеты

    Обменяйтесь данными с товарищами по микрогруппе.
    Рассчитайте среднее значение показателя преломления стекла из четырех опытов.



    Рассчитайте абсолютную погрешность измерения каждого опыта. В таблице указываем модуль полученного значения: n1= lnсреднее- n1l

  • Измерения и расчетыРассчитайте среднее значение абсолютной погрешности:


Рас...

    16 слайд

    Измерения и расчеты
    Рассчитайте среднее значение абсолютной погрешности:


    Рассчитайте относительную погрешность измерения:


    Запишите результат работы:
    n = nсреднее ± nсреднее
    Сделайте вывод.

  • Решение проблемы занятия

    17 слайд

    Решение проблемы занятия

  • Домашнее задание:Пинский А.А., Граковский Г.Ю. § 16.1-16.3;
повторить конспек...

    18 слайд

    Домашнее задание:
    Пинский А.А., Граковский Г.Ю. § 16.1-16.3;
    повторить конспекты 5, 15, 25;
    подготовить сообщения на тему: «Мираж», «Гало».

  • Задачи Почему сидя у костра, мы видим предметы по другую сторону костра колеб...

    19 слайд

    Задачи
    Почему сидя у костра, мы видим предметы по другую сторону костра колеблющимися?

  • ЗадачиПочему дно глубоких водоемов кажется нам ближе, чем оно есть на самом д...

    20 слайд

    Задачи
    Почему дно глубоких водоемов кажется нам ближе, чем оно есть на самом деле?

  • ЗадачиВерующие люди говорят, что солнце на пасху «играет»: изменяется форма д...

    21 слайд

    Задачи
    Верующие люди говорят, что солнце на пасху «играет»: изменяется форма диска, видимая высота солнца над горизонтом. Объясните это явление.

  • Два наблюдателя определяют угловую высоту солнца над горизонтом. Один из них...

    22 слайд

    Два наблюдателя определяют угловую высоту солнца над горизонтом. Один из них находится на берегу, другой – под водой. Для кого из них солнце будет казаться выше?

  • ЗадачиПочему толченое стекло белого цвета?

    23 слайд

    Задачи
    Почему толченое стекло белого цвета?

  • ЗадачиПочему бумага, если на нее попадает масло, становится прозрачной?

    24 слайд

    Задачи
    Почему бумага, если на нее попадает масло, становится прозрачной?

  • Контрольные вопросыКакова природа света?

    25 слайд

    Контрольные вопросы
    Какова природа света?

  • Контрольные вопросыКак идет луч в однородной среде?

    26 слайд

    Контрольные вопросы
    Как идет луч в однородной среде?

  • Контрольные вопросыКак идет луч через среды, имеющие одну и ту же оптическую...

    27 слайд

    Контрольные вопросы
    Как идет луч через среды, имеющие одну и ту же оптическую плотность?

  • Контрольные вопросыКак идет луч, падающий на границу двух сред, имеющих разну...

    28 слайд

    Контрольные вопросы
    Как идет луч, падающий на границу двух сред, имеющих разную оптическую плотность, если угол его падения равен нулю? Покажите на чертеже.

  • Контрольные вопросыФизический смысл абсолютного показателя преломления вещества.

    29 слайд

    Контрольные вопросы
    Физический смысл абсолютного показателя преломления вещества.

  • Контрольные вопросыФизический смысл относительного показателя преломления вещ...

    30 слайд

    Контрольные вопросы
    Физический смысл относительного показателя преломления вещества.

  • Контрольные вопросыПолное внутреннее отражение света.

    31 слайд

    Контрольные вопросы
    Полное внутреннее отражение света.

  • Полное внутреннее отражение

    32 слайд

    Полное внутреннее отражение

  • Контрольные вопросыУсловия наблюдения полного внутреннего отражения света.

    33 слайд

    Контрольные вопросы
    Условия наблюдения полного внутреннего отражения света.

  • www.themegallery.comСпасибо за работу!

    34 слайд

    www.themegallery.com
    Спасибо за работу!

Получите профессию

Секретарь-администратор

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Получите профессию

Технолог-калькулятор общественного питания

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Лабораторная работа по теме «Определение показателя преломления стекла»  проводится в группах первого курса колледжа. В публикации представлены следующие материалы: инструкционная карта на выполнение работы, лист отчета о выполнении лабораторной работы, презентация к уроку, план урока.

Методическая цель: показать принципы целеполагания с точки зрения компетентностного подхода, принцип замкнутого управления учебно-познавательной деятельностью на всех этапах урока;

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, диалогический, наглядный, практический, элементы развивающего обучения.

 

На уроке применена педагогическая технология контроля знаний «Сеть».

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 626 748 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 31.03.2015 8195
    • RAR 520.4 кбайт
    • 68 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Сухачева Татьяна Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Сухачева Татьяна Владимировна
    Сухачева Татьяна Владимировна
    • На сайте: 8 лет и 10 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 49607
    • Всего материалов: 22

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

HR-менеджер

Специалист по управлению персоналом (HR- менеджер)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Теоретическая механика: векторная графика

36 ч. — 180 ч.

от 1580 руб. от 940 руб.
Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Организация проектно-исследовательской деятельности в ходе изучения курсов физики в условиях реализации ФГОС

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 97 человек из 45 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Физика: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель физики

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 41 человек из 21 региона

Мини-курс

Введение в медиакоммуникации

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Поиск работы: карьерные ориентиры и мотивы выбора профессии

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психология и педагогика в работе с подростками

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 49 человек из 28 регионов