Главная / Физика / Лабораторная работа "Определение показателя преломления стекла" для первого курса СПО

Лабораторная работа "Определение показателя преломления стекла" для первого курса СПО

Название документа ЛР 11..ppt

Лабораторная работа «Определение показателя преломления стекла»
Цель занятия - к концу урока я буду уметь: проводить эксперимент по определен...
Задачи урока: Для достижения цели урока мне необходимы качества и умения: вни...
Свет - ЭМ – волна, поток квантов 					 с = 300000 км/с – в вакууме, самая бо...
Лабораторная работа «Определение показателя преломления стекла»
Название формулы	Формула	Расчет Второй закон преломления		_ Абсолютный показа...
Ход лучей в призме 	 Воздух Стекло
Расположив стекло в центре листа, обведите его карандашом
Поставьте иголку «0» вплотную к стеклу, иголку «1» произвольно, иголку «2» -...
Проведите лучи: 1- 0 - падающий, 0 - 2 - преломленный 		 . 0. .2 		 1
В точку падения луча восстановите перпендикуляр 		1. 0. .2
Проведите окружность с центром в точке 0, радиусом 5 см 0. .2 		1. 0. .2
Из точек пересечения лучей с окружностью проведите перпендикуляры PQ и P1Q1 	...
Измерения и расчеты Измерьте перпендикуляры PQ и P1Q1. Результаты измерений з...
Измерения и расчеты Обменяйтесь данными с товарищами по микрогруппе. Рассчита...
Измерения и расчеты Рассчитайте среднее значение абсолютной погрешности: Расс...
Решение проблемы занятия
Домашнее задание: Пинский А.А., Граковский Г.Ю. § 16.1-16.3; повторить конспе...
Задачи Почему сидя у костра, мы видим предметы по другую сторону костра колеб...
Задачи Почему дно глубоких водоемов кажется нам ближе, чем оно есть на самом ...
Задачи Верующие люди говорят, что солнце на пасху «играет»: изменяется форма ...
Два наблюдателя определяют угловую высоту солнца над горизонтом. Один из них ...
Задачи Почему толченое стекло белого цвета?
Задачи Почему бумага, если на нее попадает масло, становится прозрачной?
Контрольные вопросы Какова природа света?
Контрольные вопросы Как идет луч в однородной среде?
Контрольные вопросы Как идет луч через среды, имеющие одну и ту же оптическую...
Контрольные вопросы Как идет луч, падающий на границу двух сред, имеющих разн...
Контрольные вопросы Физический смысл абсолютного показателя преломления вещес...
Контрольные вопросы Физический смысл относительного показателя преломления ве...
Контрольные вопросы Полное внутреннее отражение света.
Полное внутреннее отражение
Контрольные вопросы Условия наблюдения полного внутреннего отражения света.
www.themegallery.com
1 из 34

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 Лабораторная работа «Определение показателя преломления стекла»
Описание слайда:

Лабораторная работа «Определение показателя преломления стекла»

№ слайда 2 Цель занятия - к концу урока я буду уметь: проводить эксперимент по определению
Описание слайда:

Цель занятия - к концу урока я буду уметь: проводить эксперимент по определению показателя преломления среды и обрабатывать результаты эксперимента; формулировать закон преломления; объяснять явления природы на основе знаний о преломлении света.

№ слайда 3 Задачи урока: Для достижения цели урока мне необходимы качества и умения: внимат
Описание слайда:

Задачи урока: Для достижения цели урока мне необходимы качества и умения: внимательность, аккуратность, настойчивость в достижении цели; соблюдение правил техники безопасности при работе с оборудованием; умение эффективно общаться с товарищами для достижения цели; умение анализировать причинно-следственные связи при объяснении физической сущности природных явлений.

№ слайда 4 Свет - ЭМ – волна, поток квантов 					 с = 300000 км/с – в вакууме, самая больш
Описание слайда:

Свет - ЭМ – волна, поток квантов с = 300000 км/с – в вакууме, самая большая в природе С > V

№ слайда 5 Лабораторная работа «Определение показателя преломления стекла»
Описание слайда:

Лабораторная работа «Определение показателя преломления стекла»

№ слайда 6 Название формулы	Формула	Расчет Второй закон преломления		_ Абсолютный показател
Описание слайда:

Название формулы Формула Расчет Второй закон преломления _ Абсолютный показатель преломления (расчетная формула) Абсолютный показатель преломления (среднее значение) Абсолютная погрешность измерения n1= nср- n1; n3= nср – n3; n2= nср– n2; n4= nср – n4 Абсолютная погрешность измерения (среднее значение) Относительная погрешность измерения

№ слайда 7 Ход лучей в призме 	 Воздух Стекло
Описание слайда:

Ход лучей в призме Воздух Стекло

№ слайда 8 Расположив стекло в центре листа, обведите его карандашом
Описание слайда:

Расположив стекло в центре листа, обведите его карандашом

№ слайда 9 Поставьте иголку «0» вплотную к стеклу, иголку «1» произвольно, иголку «2» - гл
Описание слайда:

Поставьте иголку «0» вплотную к стеклу, иголку «1» произвольно, иголку «2» - глядя через стекло - так, чтобы все три иглы казались на одной прямой 1. 0. .2 1. 1.

№ слайда 10 Проведите лучи: 1- 0 - падающий, 0 - 2 - преломленный 		 . 0. .2 		 1
Описание слайда:

Проведите лучи: 1- 0 - падающий, 0 - 2 - преломленный . 0. .2 1

№ слайда 11 В точку падения луча восстановите перпендикуляр 		1. 0. .2
Описание слайда:

В точку падения луча восстановите перпендикуляр 1. 0. .2

№ слайда 12 Проведите окружность с центром в точке 0, радиусом 5 см 0. .2 		1. 0. .2
Описание слайда:

Проведите окружность с центром в точке 0, радиусом 5 см 0. .2 1. 0. .2

№ слайда 13 Из точек пересечения лучей с окружностью проведите перпендикуляры PQ и P1Q1 		1.
Описание слайда:

Из точек пересечения лучей с окружностью проведите перпендикуляры PQ и P1Q1 1. .2 0. P Q P1 Q1

№ слайда 14 Измерения и расчеты Измерьте перпендикуляры PQ и P1Q1. Результаты измерений зане
Описание слайда:

Измерения и расчеты Измерьте перпендикуляры PQ и P1Q1. Результаты измерений занесите в таблицу. Вычислите значение показателя преломления стекла по формуле:

№ слайда 15 Измерения и расчеты Обменяйтесь данными с товарищами по микрогруппе. Рассчитайте
Описание слайда:

Измерения и расчеты Обменяйтесь данными с товарищами по микрогруппе. Рассчитайте среднее значение показателя преломления стекла из четырех опытов. Рассчитайте абсолютную погрешность измерения каждого опыта. В таблице указываем модуль полученного значения: n1= lnсреднее- n1l

№ слайда 16 Измерения и расчеты Рассчитайте среднее значение абсолютной погрешности: Рассчит
Описание слайда:

Измерения и расчеты Рассчитайте среднее значение абсолютной погрешности: Рассчитайте относительную погрешность измерения: Запишите результат работы: n = nсреднее ± nсреднее Сделайте вывод.

№ слайда 17 Решение проблемы занятия
Описание слайда:

Решение проблемы занятия

№ слайда 18 Домашнее задание: Пинский А.А., Граковский Г.Ю. § 16.1-16.3; повторить конспекты
Описание слайда:

Домашнее задание: Пинский А.А., Граковский Г.Ю. § 16.1-16.3; повторить конспекты 5, 15, 25; подготовить сообщения на тему: «Мираж», «Гало».

№ слайда 19 Задачи Почему сидя у костра, мы видим предметы по другую сторону костра колеблющ
Описание слайда:

Задачи Почему сидя у костра, мы видим предметы по другую сторону костра колеблющимися?

№ слайда 20 Задачи Почему дно глубоких водоемов кажется нам ближе, чем оно есть на самом дел
Описание слайда:

Задачи Почему дно глубоких водоемов кажется нам ближе, чем оно есть на самом деле?

№ слайда 21 Задачи Верующие люди говорят, что солнце на пасху «играет»: изменяется форма дис
Описание слайда:

Задачи Верующие люди говорят, что солнце на пасху «играет»: изменяется форма диска, видимая высота солнца над горизонтом. Объясните это явление.

№ слайда 22 Два наблюдателя определяют угловую высоту солнца над горизонтом. Один из них нах
Описание слайда:

Два наблюдателя определяют угловую высоту солнца над горизонтом. Один из них находится на берегу, другой – под водой. Для кого из них солнце будет казаться выше?

№ слайда 23 Задачи Почему толченое стекло белого цвета?
Описание слайда:

Задачи Почему толченое стекло белого цвета?

№ слайда 24 Задачи Почему бумага, если на нее попадает масло, становится прозрачной?
Описание слайда:

Задачи Почему бумага, если на нее попадает масло, становится прозрачной?

№ слайда 25 Контрольные вопросы Какова природа света?
Описание слайда:

Контрольные вопросы Какова природа света?

№ слайда 26 Контрольные вопросы Как идет луч в однородной среде?
Описание слайда:

Контрольные вопросы Как идет луч в однородной среде?

№ слайда 27 Контрольные вопросы Как идет луч через среды, имеющие одну и ту же оптическую пл
Описание слайда:

Контрольные вопросы Как идет луч через среды, имеющие одну и ту же оптическую плотность?

№ слайда 28 Контрольные вопросы Как идет луч, падающий на границу двух сред, имеющих разную
Описание слайда:

Контрольные вопросы Как идет луч, падающий на границу двух сред, имеющих разную оптическую плотность, если угол его падения равен нулю? Покажите на чертеже.

№ слайда 29 Контрольные вопросы Физический смысл абсолютного показателя преломления вещества
Описание слайда:

Контрольные вопросы Физический смысл абсолютного показателя преломления вещества.

№ слайда 30 Контрольные вопросы Физический смысл относительного показателя преломления вещес
Описание слайда:

Контрольные вопросы Физический смысл относительного показателя преломления вещества.

№ слайда 31 Контрольные вопросы Полное внутреннее отражение света.
Описание слайда:

Контрольные вопросы Полное внутреннее отражение света.

№ слайда 32 Полное внутреннее отражение
Описание слайда:

Полное внутреннее отражение

№ слайда 33 Контрольные вопросы Условия наблюдения полного внутреннего отражения света.
Описание слайда:

Контрольные вопросы Условия наблюдения полного внутреннего отражения света.

№ слайда 34 www.themegallery.com
Описание слайда:

www.themegallery.com

Название документа ЛР 11.doc

ИНСТРУКЦИОННО -ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА


на выполнение лабораторной работы № 11

по учебной дисциплине: Физика

Тема: Волновая оптика

Наименование работы: Определение показателя преломления стекла

Цель занятия (чему научиться?): На основании законов преломления света определить показатель преломления среды.

Приобретаемые умения и навыки: умение самостоятельно проводить эксперимент и анализировать полученные результаты

Норма времени: 2 ч.

Оснащение рабочего места: пластинка с плоскопараллельными гранями, циркуль, иголки (3 шт.), масштабная линейка.

Основные правила ТБ на рабочем месте: «Инструкция по технике безопасности при выполнении лабораторных работ по физике» (При выполнении лабораторной работы ЗАПРЕЩАЕТСЯ применять приборы, не указанные в перечне оборудования, вставать со своих мест.)

Литература:

  1. Пинский А.А., Граковский Г.Ю. Физика. – М.: Форум – Инфра –М, 2006, § 16.2-16.3

  2. Руководство по проведению лабораторных работ по физике/Дондукова Р.А.-М.:Высш.шк., 1984


Контрольные вопросы при допуске

  1. Что такое световой луч?

  2. Как читаются законы отражения и преломления света?

  3. Расскажите порядок выполнения работы.


ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ

  1. Положите стеклянную пластинку на середину чистого листа бумаги и обведите карандашом ее границы.

  2. За пластиной, по возможности дальше друг от друга, поставьте две иголки Е и F, так чтобы прямая, проходящая через них, не была перпендикулярна к границе пластинки, а иголка F стояла вплотную к грани АВ.

  3. Иголку К поставьте перед пластинкой вплотную к ее грани так, чтобы смотря сквозь стекло грани иголка К казалась на одной прямой с иголками Е и F.

  4. Уhello_html_451447f0.gif


    1. Линию Е F продолжите за точку Е, а линию FК продолжите за точку К не преломляя.

    2. К границе АВ через точку F восстановите перпендикуляр.

    3. Проведите окружность с центром в точке F, радиусом больше 5 см.

    4. Из точки Р и Р1на прямую МN опустите перпендикуляры.


    берите стеклянную пластинку и иголки. Проведите через точки Е и F и точки F и К прямые.

М

hello_html_5e8b4a6c.gif


hello_html_3582edb0.gifhello_html_48e4884c.gif


Р



hello_html_53b87c2b.gifhello_html_64e22c70.gifhello_html_5a38f976.gifhello_html_m592a405f.gif



hello_html_m316bdc45.gifhello_html_m316bdc45.gif




hello_html_68c76627.gif

N P1

Прямая РЕF является падающим лучом, прямая FКР1 является преломленным лучом.

Угол i - угол падения, угол - угол преломления.

9hello_html_21f759f6.gif
hello_html_m53d4ecad.gif
. Показатель преломления определите по формуле:

hello_html_m7268335b.gif
Для этого из треугольника РQF найдите:

а из треугольника FP1Q1 найдите

hello_html_8a55b7b.gif
Подставьте значения синусов в формулу показателя преломления:

Тhello_html_69ea6963.gif
аким образом, измеряя длины отрезков
РQ и Р1Q1 и деля их друг на друга, можно найти показатель преломления стекла.

10. Меняя угол падения, сделайте четыре разных построения.

11. Полученные данные занесите в таблицу измерений и расчетов.

12. Используя данные четырех опытов, найдите среднее значение показателя преломления:

1hello_html_3f28bac0.gif
3. Найдите для каждого опыта абсолютные ошибки по формулам:

n1= nсреднее- n1

n2= nсреднееn2

n3= nсреднее n3

n4= nсреднее n414.

Найдите среднюю абсолютную и относительную ошибки.

hello_html_142c8b48.gif
hello_html_m50bb6818.gif

Таблица измерений и расчетов


№ опыта

РQ, мм

Р1Q1,мм

n

nсреднее

n

n среднее

,%

1.








2.





3.





4.





  1. Сделайте вывод.

  2. Результаты опыта запишите в виде n = nсреднее ± nсреднее.


контрольные вопросы

  1. Какова природа света?

  2. Как идет луч в однородной среде или через среды, имеющие одну и ту же оптическую плотность?

  3. Как идет луч, падающий на границу двух сред, имеющих разную оптическую плотность, если угол его падения равен нулю? Покажите на чертеже.

  4. Физический смысл абсолютного и относительного показателей преломления вещества.

Название документа Отчет ЛР 11.doc

Отчет о лабораторной работе

Определение показателя преломления стекла

hello_html_1097d018.gif

Выполнил студент группы

_______________________

« ___» ________ 201 г.

Проверила

преподаватель Сухачева Т.В.

Оценка:

Оценка

Задание 1

Задание 2

Подготовка к выполнению работы

Выполнение работы

Контрольные вопросы

Качество отчета









Цель работы: На основании законов преломления света определить показатель преломления среды.

Приобретаемые умения и навыки: умение самостоятельно проводить эксперимент и анализировать полученные результаты.

Оснащение рабочего места: пластинка с плоскопараллельными гранями, циркуль, иголки (3 шт.), масштабная линейка.


Контрольные вопросы при допуске

  1. Что такое световой луч?

  2. Что такое преломление света? Как читаются законы отражения и преломления света?

  3. Расскажите порядок выполнения работы.


Литература

  1. Пинский А.А., Граковский Г.Ю. Физика. – М.: Форум – Инфра –М, 2006, § 16.1-16.3, с. 397 - 406

  2. Опорный конспект № 35


Рабочие формулы


Название формулы

Формула

Расчет

Второй закон преломления


_

Абсолютный показатель преломления (расчетная формула)



Абсолютный показатель преломления (среднее значение)



Абсолютная погрешность измерения



Абсолютная погрешность измерения (среднее значение)



Относительная погрешность измерения



Таблица измерений и расчетов


№ опыта

РQ, мм

Р1Q1, мм

n

nсреднее

n

n среднее

, %

1.








2.





3.





4.






Вывод:





Результат опыта:


Контрольные вопросы


  1. Какова природа света?




  1. Как идет луч в однородной среде или через среды, имеющие одну и ту же оптическую плотность?



  1. Как идет луч, падающий на границу двух сред, имеющих разную оптическую плотность, если угол его падения равен нулю? Покажите на чертеже.






  1. Физический смысл абсолютного и относительного показателей преломления вещества.










  1. Полное внутренне отражение света и условия его наблюдения.

Название документа План урока ЛР 11.doc

Раздел 4. Колебания и волны. Тема 4.3 Волновая оптика

Поурочные планы. Сухачева Т.В.

Занятие 70

Тема: Определение показателя преломления стекла


Вид занятия: лабораторная работа

Тип урока: обобщения и систематизации знаний

Методическая цель: показать принципы целеполагания с точки зрения компетентностного подхода, принцип замкнутого управления учебно-познавательной деятельностью на всех этапах урока;


Цели урока:

образовательные:

к концу урока студенты будут уметь -

  • проводить эксперимент по определению показателя преломления среды и обрабатывать результаты эксперимента;

  • формулировать закон преломления;

  • объяснять явления природы на основе знаний о преломлении света.

воспитательные:

  • воспитание внимательности, аккуратности, настойчивости в достижении цели;

  • воспитание привычки соблюдения правил техники безопасности при работе с оборудованием;

развивающие:

  • стимулирование познавательных мотивов: интереса, стремления проникнуть в сущность явлений, осознание значимости знаний, развитие коммуникативных способностей.

  • продолжать совершенствовать умения анализировать причинно-следственные связи при объяснении физической сущности природных явлений.


Оборудование: стакан с водой, чашка, монета; пластинка с плоскопараллельными гранями, циркуль, иголки (3 шт.), масштабная линейка.

Средства обучения: инструкционная карта, лист отчета о лабораторной работе, учебники.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, диалогический, наглядный, практический, элементы развивающего обучения.

Межпредметные связи: математика.

ТСО: мультимедийный проектор, компьютер.

Педагогическая технология: технология контроля знаний «Сеть».


Ход занятия


  1. Организационный момент. 2 мин.

  2. Актуализация знаний по теме «Преломление света». 10 мин.

Технология контроля знаний «Сеть», педагогическая техника «Метаплан».

  1. Инструктаж по технике безопасности при выполнении лабораторной работы. 3 мин.

  2. Постановка проблемы. Фронтальный опыт с монетой. 5 мин.

  3. Подготовка к выполнению лабораторной работы 15 мин.

Индивидуальная работа с инструкционными картами. Заполнение листа отчета.

  1. Взаимоконтроль выполненного задания (Эталон ответа на слайде. Работа в парах).

  2. Проверка готовности студентов к выполнению лабораторной работы. 5 мин.

(Эталон ответа на слайдах. Индивидуальный опрос представителей микрогрупп.)

  1. Выполнение лабораторной работы. 30 мин.


  1. Обсуждение результатов. Формулирование выводов.


  1. Решение проблемы. Решение задач (дополнительно).


  1. Сдача отчетов. Подведение итогов урока. Рефлексия. 10 мин.


  1. Домашнее задание: Пинский А.А., Граковский Г.Ю., § 16.1-16.3, повторить конспекты 5, 15. Подготовить сообщения на тему: «Мираж», «Гало». 5 мин.

Лабораторная работа "Определение показателя преломления стекла" для первого курса СПО
  • Физика
Описание:

Лабораторная работа по теме «Определение показателя преломления стекла»  проводится в группах первого курса колледжа. В публикации представлены следующие материалы: инструкционная карта на выполнение работы, лист отчета о выполнении лабораторной работы, презентация к уроку, план урока.

Методическая цель: показать принципы целеполагания с точки зрения компетентностного подхода, принцип замкнутого управления учебно-познавательной деятельностью на всех этапах урока;

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, диалогический, наглядный, практический, элементы развивающего обучения.

 

На уроке применена педагогическая технология контроля знаний «Сеть».

Автор Сухачева Татьяна Владимировна
Дата добавления 31.03.2015
Раздел Физика
Подраздел Другое
Просмотров 3277
Номер материала 58964
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓