Главная / Биология / Лабораторная работа на тему по биологии "Изучение строения голосеменных растений" (6 класс)

Лабораторная работа на тему по биологии "Изучение строения голосеменных растений" (6 класс)

Инструкцию составила учитель биологии

МБОУ СОШ №50 г. Иваново Тонеева В.Б.

Тема: «Основные отделы царства растений»

Название работы: « Изучение строения голосеменных растений»

(6 класс)

Форма: лабораторная работа

Время проведения:

Цель: Изучение внешнего вида хвойных растений.

Задачи:

1.сформировать умение распознавать голосеменные растения по хвое и шишкам.

2.развивать практические навыки работы с натуральными объектами.

3.продолжить формирование навыка работы с книгой, умение наблюдать, сравнивать, делать выводы.

Оборудование: учебник; гербарные экземпляры веток сосны, ели; шишки сосны , ели и лиственницы; лупа

Теоретическое введение.

Голосеменные - это наземные растения, большинство из них вечнозеленые, но бывают и листопадные. Встречаются огромные, свыше 100 м деревья, кустарники. У голосеменных хорошо выражены органы: корень, лист, стебель. Расцвет голосеменных наблюдался 150 млн. лет назад. Не будет преувеличением сказать, что они играют выдающуюся роль в растительном покрове Земли, и жизни человечества. Для размножения и распространения им служат семена.

Наличие семя н создает этим растениям огромное преимущество перед споровыми. В отличии от спор семена имеют запас питательных веществ, а зародыш будущего растения, находящийся внутри семени, хорошо защищён от неблагоприятных условий. Семена лежат открыто на поверхности чешуек, благодаря чему и получили такое название.

Листья у большинства хвойных узкие, игольчатые – так называемая хвоя. У некоторых видов, например у кипариса листья чешуйчатые.

Хвоя имеет плотную кожицу, покрытую восковидным веществом. Поэтому растения испаряют мало воды и хорошо приспособлены к неблагоприятным условиям.

Хвойные растения широко распространены на территории нашей страны.

Ход работы:

1.Рассмотрите внешний вид небольших веток (побегов) сосны и ели. Укажите их основные различия между собой.

2.Изучите, как расположены хвоинки у этих растений. Найдите укороченные боковые побеги сосны, на которых находятся хвоинки. Сколько хвоинок на этих побегах?

3.Сравните хвоинки сосны и ели, их форму, окраску, размер. Отметьте особенности строения хвои.

4. Оформите таблицу:









 

 

Хвоя сосны

Хвоя ели

1

Продолжительность жизни



2

Расположение на побеге



3

Длина хвои



4

Форма хвои



5.

Окраска хвои





5.Рассмотрите шишки сосны, ели и лиственницы. Укажите их различия.





hello_html_21c7be0a.pnghello_html_m2d014d1c.pnghello_html_694b0113.png

6.Найдите на чешуях шишки следы, оставшиеся от семян.

7.Рассмотрите семена хвойных. Проверьте их летучесть. Проследите, как падает вниз крылатое семя.

8.Оформите таблицу.



Растение

Размеры шишек

Форма шишек

сосна



ель



лиственница





9.Сделайте вывод об особенностях внешнего строения голосеменных растений по сравнению с папоротникообразными.

Примерные ответы:

 

 

Хвоя сосны

Хвоя ели

1

Продолжительность жизни

2 – 4лет

7 – 9лет

2

Расположение на побеге

По 2-5 вместе

Поодиночке

3

Длина хвои

4 – 5см

2см

4

Форма хвои

четырехгранная

плоская

5.

Окраска хвои

Светло-зеленая

Темно-зеленая



Растение

Размеры шишек

Форма шишек

сосна

2 - 5 см

Цилиндрическая

ель

Больше 5см

Продолговатая

лиственница

2 - 5 см

округлая





Вывод: Все голосеменные – деревья либо кустарники. Листья голосеменных видоизменены в хвою, что способствует уменьшению испарения влаги. У них хорошо развит стебель и корневая система, образованная главным и боковыми корнями. Оплодотворение происходит без участия воды. Размножаются семенами, которые формируются из семязачатков. У голосеменных впервые в процессе эволюции появилось семя, снабженное запасными питательными веществами и покрытое кожурой. Семена у них располагаются на семенных чешуях открыто (голо).

Возникновение у растений семян - это приспособление их к сухопутному образу жизни. У папоротникообразных семян не было. Они зарождались в виде спор, очень мелких и слабых носителей жизни, и развивались на почве без какого-либо участия материнского организма. У голосеменных есть видоизмененный побег – шишка.

Лабораторная работа на тему по биологии "Изучение строения голосеменных растений" (6 класс)
  • Биология
Описание:

Данная разработка представляет собой лабораторную работу по биологии (раздел "Ботаника") на тему "Изучение строения голосеменных растений" (6 класс).

Голосеменные - это наземные растения, большинство из них вечнозеленые, но бывают и листопадные. Встречаются огромные, свыше 100 м деревья, кустарники. У голосеменных хорошо выражены органы: корень, лист, стебель. Расцвет голосеменных наблюдался 150 млн. лет назад. Не будет преувеличением сказать, что они играют выдающуюся роль в растительном покрове Земли, и жизни человечества. Для размножения и распространения им служат семена.

Наличие семя н создает этим растениям огромное преимущество перед споровыми. В отличии от спор семена имеют запас питательных веществ, а зародыш будущего растения, находящийся внутри семени, хорошо защищён от неблагоприятных условий. Семена лежат открыто на поверхности чешуек, благодаря чему и получили такое название.

Листья у большинства хвойных узкие, игольчатые – так называемая хвоя. У некоторых видов, например у кипариса листья чешуйчатые.

Хвоя имеет плотную кожицу, покрытую восковидным веществом. Поэтому растения испаряют мало воды и хорошо приспособлены к неблагоприятным условиям.

Хвойные растения широко распространены на территории нашей страны.

Автор Тонеева Валентина Борисовна
Дата добавления 08.12.2014
Раздел Биология
Подраздел Другое
Просмотров 7762
Номер материала 6746
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓