Главная / Русский язык и литература / Л.Н.Толстой «Война и мир».

Л.Н.Толстой «Война и мир».

Тема: Л.Н.Толстой «Война и мир».

Цели урока:

  1. Создание условий для активной самостоятельной деятельности учащихся посредством проблемной ситуации.

  2. Повторение и систематизация знаний по теме.

  3. Применение полученных знаний на практике.

Задачи урока:

  1. Усвоение способов самостоятельной деятельности.

  2. Развитие познавательных и творческих способностей учащихся.

Технология: проблемное обучение.

Полная картина человеческой жизни.
Полная картина тогдашней России.
Полная картина того, в чем люди полагают
свое счастье и величие, свое горе и унижение.
Вот что такое “Война и мир”.

Н.Страхов.

Дребедень многословная…”
“Война и мир” мне отвратительна вся!”

Л.Н.Толстой

Вопрос к классу:

  • Как вы понимаете это высказывание?

  • Какое из высказываний вам ближе и почему?

  • Какая, на ваш взгляд, проблема в романе Л.Н.Толстого является важной и почему?

  • Необходимо ли изучение романа Л.Н.Толстого в наши дни? Какую пользу оно может принести современной молодёжи, современному поколению?

  • Какие нравственные, моральные, психологические проблемы современности вы обнаружили в романе Л.Н.Толстого?

Класс разбивается на 4 группы, и каждая группа получает задание, в котором предлагается теоретическое обоснование вопроса, представленное в виде схемы или таблицы, а затем отвечает на вопросы, предложенные для анализа.

Основным выводом на уроке будут являться ответы учащихся на вопрос: “Какие же приёмы в романе дают возможность утверждать, что произведение Л.Н.Толстого является психологическим романом?”

1 группа

Система персонажей - способ выражения идейного и художественного замысла автора. Во взаимодействии персонажей, в их сопоставлении, сравнении, противопоставлении проявляется взгляд писателя на созданный им художественный мир, на самих героев, их слова и поступки и, в конечном счете, на окружающую действительность.

Чем сложнее, масштабнее творческая задача, решаемая художником, тем труднее построить стройную систему персонажей, тем хуже она подчиняется систематизации. Однако на основные тенденции можно указать.

В зависимости от критерия, положенного в основу классификации, системы персонажей могут быть:

Ответьте на следующие вопросы:

  1. Как характеризует прочитанный вами пять эпизодов персонажей романа?

  2. Какие черты портретных характеристик персонажей вам запомнились?

  3. Похожи ли друг на друга семьи, описанные в романе?

  4. Показывает ли Толстой серьёзный конфликт “отцов” и “детей” в какой-либо из семей?

  5. Какие семьи Толстой описывает как приятные, хорошие, а к каким относится недоброжелательно? Как он это показывает читателям?

  6. В каждой из семей родители проявляют заботу о будущем своих детей. В чём она выражается?

  7. В каких семьях царят истинные, подлинные чувства, а в каких – фальшивые, чисто внешние?

  8. В некоторых семьях, изображённых Толстым, есть люди, не разделяющие общего духа этой семьи, чуждые ей. Какие примеры вы можете привести?

  9. Какую роль играют в этих семьях матери? Каковы взгляды Толстова на назначение женщины?

  10. К каким семьям, описанным в романе “Война и мир”, могут относиться перечисленные свойства?



2 группа

Портрет в художественном мире Толстого

Для того, чтобы создать художественный образ, писателю – реалисту необходимо использовать множество изобразительных средств. И, пожалуй, один из самых распространённых приёмов создание образа – описание внешнего облика персонажа.

Внешний облик не так важен, как внутренний мир, - эта мысль тоже одинаково близка и Пушкину, и Толстому. Поэтому при создании портрета действующего лица у них появляются детали. Говорящие о движениях, мимики, жестов, речи персонажа. Так и Лермонтов, изображая своего Печорина, хочет показать, что его походка говорит о скрытости, что его глаза не смеются, когда он смеётся. Выразить движение души через внешность – это цель психологического портрета.

Итак, Толстой в своём романе развивает традиции Пушкина (лаконизм, тщательно отбор деталей) и Лермонтова (психологизм). Но, создавая свой очень масштабный по замыслу роман, автор не оставляет в стороне и опыт натуральной школы, понимая как много могут рассказать о персонаже детали его внешности и костюма.

Так, например, князь Василий впервые описывается как “вошедший князь в придворном шитом мундире в чулках, башмаках и звёздах с светлым выражение плоского лица”. Описание костюма явно затмевает невыразительную внешность, а сам костюм не только переносит читателя в другую историческую эпоху (чулки, башмаки), но и подчёркивает высокое положение вошедшего при дворе.

Напудренный парик старого князя Болконского – тоже не случайная деталь. Князь подчёркнуто сохраняет верность моде времён Екатерины, не желая принимать в расчёт происходящие изменения. В этом проявляется и старческое упрямство – но в то же время и некоторое фрондерство и недовольство современными порядками. Вспомним, что, в отличии от старого Болконского, у князя Василия – “надушенная и сияющая лысина”. Этот герой идёт в ногу со временем и с общественным мнением.

Ответьте на следующие вопросы:

1. У неприятных Толстому персонажей, неизменными оказываются то жесты, то улыбки, то интонации.

2. Чем важнее духовная жизнь персонажа, тем меньше неизменных деталей портрета.

Приведите примеры, иллюстрирующие эти два тезиса.

Вспомните, какому из персонажей романа “Война и мир” принадлежат перечисленные ниже детали внешности:

зеркальные глаза 
исплаканное лицо 
тонкие руки 
губка с усиками 
лучистые глаза 
полные, красивые плечи 
светлые наглые глаза 
напудренный парик 
чёрные взлохмаченные усы
жирные ляжки 
большие красные рука 
надушенная и сияющая 
толстая чёрная коса

княжна Марья
Наполеон
старый князь Болконский
Сперанский
Анна Михайловна
Наташа Ростова
княгиня Болконская
Элен
Долохов
Денисов
Пьер Безузов
лысина Соня
Князь Василий

3. Попробуйте вспомнить, как выглядела Татьяна Ларина, Обломов и Штольц.

Определите, какие художественные приёмы используют авторы. В чём состоит новаторство Толстого?

3 группа


Интерьер

Интерьер, как средство характеристики персонажа практически не использовался в литературе классицизма и романтизма. Однако писатели – реалисты (вслед за Пушкиным) поняли, как много вещь может рассказать о своём владельце. Первоначально освоение интерьера как средство характеристики персонажа шло по пути увеличения детализации описания. Позже (вторая половина 19 века) к отбору деталей стали подходить строже. Описание сократилось – роль художественной детали возросла.

Интерьер может характеризовать:

  1. Социальный статус (богатство – бедность, аристократизм – мещанство, образованность – невежество).

  2. Черты характера (самостоятельность – стремление к подражанию).

  3. Сферу интересов и взглядов (западничество – славянофильство, любовь к чтению – безразличие к нему, род деятельности – бездеятельность).

Интерьер может быть представлен:

  1. Развёрнуто.

  2. В качестве выразительных деталей.

Ответьте на следующие вопросы:

  1. Какие черты характера строгого князя Болконского вы можете назвать?

  2. Как он относился к воспитанию своих детей?

  3. Царит ли в семье Болконских мир и взаимопонимание?

  4. Есть ли в этой семье конфликт поколений?

  5. Помогает ли описанный автором интерьер лучше понять характер хозяина кабинета?

  6. Зачем старый князь обучает дочь математике? Нравится ли это княжне Марье?

4 группа

Пейзаж в русской реалистической литературе

Описание природы, окружающего нас мира является, безусловно, необходимой частью почти любого художественного произведения. Какие бы творческие и идейные задачи ни ставил перед собой автор, природа или городской пейзаж сопутствуют его героям.

По мере развития реализма художественные функции пейзажа менялись: из места действия, фона он превращается в средство раскрытия душевного состояния персонажа или в способ выражения собственных чувств автора.

Ответьте на следующие вопросы:

1. Какую роль в раскрытии характера князя Андрея играют два эпизода, связанные с дубом?

2. Кто из перечисленных персонажей часто описывается на фоне природы, а кто лишь иногда обращает внимание на её красоту и совершенство? Кого из них невозможно представить в связи с описанием природы?

  • Анна Павловна Шерер;

  • Наташа Ростова;

  • княжна Марья;

  • Пьер Безухов;

  • Николай Ростов;

  • Князь Андрей;

  • Борис Друбецкой;

  • Князь Василий;

  • Элен.

3. С какими персонажами ассоциируется:

  • описание природы у Энского моста;

  • описание поля Бородина;

  • ночь в Отрадном; описание охоты;

\



























































Город Жанаозен.





















Открытый урок по литературе на тему: «Война и мир»









Проводила : Кумышгалыева Д

в 10 классе.

















2013/2014 учебный год.

Новые подходы в преподавании и обучении 
«Обучение через диалог» 
«Любая речь, письменная или устная, является мёртвым языком, до тех пор, пока не найдёт добровольного и подготовленного слушателя» 
Роберт Льюис Стивенсон 
Новые подходы в преподавании и обучении – рассказывает о том, что принципиально нового было предложено для воплощения в жизнь. Основные новые идеи, с которыми мы не встречались ранее – «Обучение через диалог» и «Обучение тому, как обучаться». Диалог - форма речи, состоящая из процесса обмена информацией между участвующими в нем сторонами. Смысл самого диалога – в его результате. Без контакта с другими людьми нет профессионального роста и обучения творческому, профессиональному диалоговому взаимодействию, являющемуся показателем социально-психологической приспособленности человека, уровня его коммуникативной компетентности, что является одной из основных задач современного образовательного процесса. Диалог - это универсальный способ познания мира. Его организация дает возможность общаться через знания, а знания получать через общение. Именно в диалоге происходит развитие творческих коммуникативных, рефлексивных способностей. Одно из главных условий организации диалога – это создание атмосферы доверия и доброжелательности, свободы и взаимопонимания, сотворчества равных и разных. 
Работа с классом в форме диалога подразумевает конструктивный диалог учителя и ученика. В результате ученик должен научиться методам, приемам и способом получения знаний самостоятельным путем. 
Результаты научных исследований показывают, что диалог занимает центральное место на уроке. Диалог в классе может способствовать интеллектуальному развитию учеников и их результативности в обучении. Общение, как с взрослыми, так и совместная работа со сверстниками способствуют обучению детей и их когнитивному развитию. На сегодняшний день существует достаточно доказательств, которые указывают на то, что совместная беседа учеников в классе приносит большую пользу. Беседа- 
*позволяет ученикам выражать своё понимание темы; 
* помогает им осознавать, что у людей могут быть разные идеи; 
* содействует аргументированию учениками своих идей; 
* помогает учителям понять, на какой стадии находятся их ученики в процессе своего обучения. 
Типы беседы, используемые в обучении: 
- беседа-дебаты; 
- кумулятивная беседа; 
-исследовательская беседа. 
При планировании серии уроков по диалоговому обучению (два урока в последовательности) я выбрала тему по математике «Проценты. Основные задачи на проценты». Целью данного урока было отработать навыки по решению задач на проценты разных типов и разной степени сложности. Ожидаемый результат учебной деятельности - ученик различает задачи по типам: нахождение числа по его проценту, нахождение процента по его числу, концентрации и т.д. Ученик умеет решать задачи различных типов. 
На уроках математики учащимся приходится много запоминать, писать, решать задачи и анализировать информацию. Предмет достаточно сложный к пониманию и восприятию. 
Прежде всего, огромное значение имеет организация урока. Учитель должен строить урок в соответствии с динамикой внимания учащихся, учитывая время для каждого задания, чередуя виды работ. Во избежание усталости учащихся смена видов работ: самостоятельная работа, решение задач, беседа, ответы на вопросы, работа с учебником (устно и письменно), творческие задания, "мозговой штурм” – необходимые элементы на каждом уроке. Они способствуют развитию мыслительных операций, памяти и одновременно отдыху учеников. 
Диалог рассматривается как: 
метод построения новой культуры личности [1]; 
процесс особой специфической деятельности, в котором реализуется понимание, осмысление, эмоциональное воздействие субъектов процесса общения друг на друга [2]; 
особая коммуникативная среда [1,2]; 
речевое общение (коммуникация), основу которой составляет речевая деятельность [1,2]; 
спор, обмен аргументами, дискуссия [1]. В начале урока провели разминку - устный счёт: на доске 7 заданий на устное нахождение процентов. При устной работе моих учеников я обнаружила, что они забыли как читаются десятичные дроби (записать могут, а прочитать затрудняются). Пришлось немного повторить прошлые темы. При повторении темы, задавала наводящие вопросы такие как «Какая дробь называется десятичной? В чём различие между обыкновенной дробью и десятичной? Как перевести дроби в процент? » Разделила класс на группы смешанного состава (цветные карточки). Объясняла правила работы в группе, прокомментировала задания. На своей практике я столкнулась с проблемами, касающимися физиологических и психологических особенностей школьников. В силу своего возраста, дети испытывают стеснение и страх перед говорением и перед высказыванием своих мыслей. Чтобы помочь детям справиться с проблемой такого характера, давала возможность проговорит тот или иной алгоритм решения примера. В дальнейшем в своей практике я планирую разработать серию упражнений и различные виды заданий для раскрепощения учащихся и для преодоления страхов. На этих уроках дети учатся делать выводы, приходят к единому мнению. В серию моих уроков я включила следующие этапы по новым подходам в обучении: актуализация знаний, опрос учащихся, что они знают по данной теме, по предложенным вопросам вызываю детей на дискуссии и обсуждения. После организации работы в парах и группах, дети высказываются, обсуждают, происходит обмен мнениями, в конце урока провожу рефлексию о проделанной работе, где дети подводят итоги своей работы. Детям понравилось работа в интерактивных группах, в группах сменного состава и различные методы разделения на группы. Задания, разбираемые в работе - вызывало активный интерес у учащихся. У многих учащихся «открылись» способности, о которых мы и не подозревали. Диалоговое обучение - это одно из важнейших стратегий, так как оно способствует развитию интеллектуальных и коммуникативных навыков. При обсуждении в группе на уроке составили синквейн: 
Беседа. 
Интересная, познавательная. 
Общаться, обмениваться, рассуждать. 
Диалог-залог развитого мышления. 
Коммуникабельность. 
На уроках стараюсь раскрыть потенциал учащихся, путём повышения самооценки детей, которые испытывают трудности в общении. Вовлечение учащихся в диалог учит детей думать, рассуждать, искать правильные ответы, располагает к обсуждению. Некоторые ученики при помощи учителя и других учеников преодолевают барьеры и трудности в обучении. Например, Зуев Александр, это очень слабый ученик из малообеспеченной семьи. Работая в группе он, послушав сокласников, сам решил один пример и был очень доволен собой. Он сказал: «Пример можно решит, если слушать внимательно учителя. А ещё Баян показала, как решать и все понятно» Пробелы в знании Александра корнями ушло в начальные классы, он плохо знает таблицу умножения, поэтому допускал ошибки при сокращении дробей, нахождении НОЗ дробей. Для устранения проблемы повторили таблицу умножения. 
Пришла к выводу, что необходимо чаще использовать вопросы открытого характера, так как ученик озвучивает своё понимание того или иного вопроса. 
Так же на уроках использовала технологию групповой дискуссии. Дискуссия от латинского – исследование, разбор, обсуждение какого-либо вопроса. Учащимся предлагается поделиться друг с другом знаниями, соображениями, доводами. Обязательным условием при проведении дискуссии является: 
а) уважение к различным точкам зрения ее участников; 
б) совместный поиск конструктивного решения возникших разногласий. 
Групповая дискуссия может использоваться как на стадии вызова, так и на стадии рефлексии. При этом в первом случае ее задача: обмен первичной информацией, выявление противоречий, а во втором – это возможность переосмысления полученных сведений, сравнение собственного видения проблемы с другими взглядами и позициями. Форма групповой дискуссии способствует развитию диалогичности общения, становлению самостоятельности мышления. 








Город Жанаозен











Доклад на тему: «Диалоговое обучение.»






Подготовила: Кумышгалыева Дина

























2013/2014 учебный год.

Л.Н.Толстой «Война и мир».
  • Русский язык и литература
Описание:

Тема: Л.Н.Толстой «Война и мир».

Цели урока:

1.     Создание условий для активной самостоятельной деятельности учащихся посредством проблемной ситуации.

2.     Повторение и систематизация знаний по теме.

3.     Применение полученных знаний на практике.

Задачи урока:

1.     Усвоение способов самостоятельной деятельности.

2.     Развитие познавательных и творческих способностей учащихся.

Технология: проблемное обучение.

Полная картина человеческой жизни.
Полная картина тогдашней России.
Полная картина того, в чем люди полагают
свое счастье и величие, свое горе и унижение.
Вот что такое “Война и мир”.

Н.Страхов.

“Дребедень многословная…”
“Война и мир” мне отвратительна вся!”

Л.Н.Толстой

Вопрос к классу:

·        Как вы понимаете это высказывание?

·        Какое из высказываний вам ближе и почему?

·        Какая, на ваш взгляд, проблема в романе Л.Н.Толстого является важной и почему?

·        Необходимо ли изучение романа Л.Н.Толстого в наши дни? Какую пользу оно может принести современной молодёжи, современному поколению?

 

·        Какие нравственные, моральные, психологические проблемы современности вы обнаружили в романе Л.Н.Толстого?Тема: Л.Н.Толстой «Война и мир».

Цели урока:

1.     Создание условий для активной самостоятельной деятельности учащихся посредством проблемной ситуации.

2.     Повторение и систематизация знаний по теме.

3.     Применение полученных знаний на практике.

Задачи урока:

1.     Усвоение способов самостоятельной деятельности.

2.     Развитие познавательных и творческих способностей учащихся.

Технология: проблемное обучение.

Полная картина человеческой жизни.
Полная картина тогдашней России.
Полная картина того, в чем люди полагают
свое счастье и величие, свое горе и унижение.
Вот что такое “Война и мир”.

Н.Страхов.

“Дребедень многословная…”
“Война и мир” мне отвратительна вся!”

Л.Н.Толстой

Вопрос к классу:

·        Как вы понимаете это высказывание?

·        Какое из высказываний вам ближе и почему?

·        Какая, на ваш взгляд, проблема в романе Л.Н.Толстого является важной и почему?

·        Необходимо ли изучение романа Л.Н.Толстого в наши дни? Какую пользу оно может принести современной молодёжи, современному поколению?

·        Какие нравственные, моральные, психологические проблемы современности вы обнаружили в романе Л.Н.Толстого?Тема: Л.Н.Толстой «Война и мир».

Цели урока:

1.     Создание условий для активной самостоятельной деятельности учащихся посредством проблемной ситуации.

2.     Повторение и систематизация знаний по теме.

3.     Применение полученных знаний на практике.

Задачи урока:

1.     Усвоение способов самостоятельной деятельности.

2.     Развитие познавательных и творческих способностей учащихся.

Технология: проблемное обучение.

Полная картина человеческой жизни.
Полная картина тогдашней России.
Полная картина того, в чем люди полагают
свое счастье и величие, свое горе и унижение.
Вот что такое “Война и мир”.

Н.Страхов.

“Дребедень многословная…”
“Война и мир” мне отвратительна вся!”

Л.Н.Толстой

Вопрос к классу:

·        Как вы понимаете это высказывание?

·        Какое из высказываний вам ближе и почему?

·        Какая, на ваш взгляд, проблема в романе Л.Н.Толстого является важной и почему?

·        Необходимо ли изучение романа Л.Н.Толстого в наши дни? Какую пользу оно может принести современной молодёжи, современному поколению?

·        Какие нравственные, моральные, психологические проблемы современности вы обнаружили в романе Л.Н.Толстого?Тема: Л.Н.Толстой «Война и мир».

Цели урока:

1.     Создание условий для активной самостоятельной деятельности учащихся посредством проблемной ситуации.

2.     Повторение и систематизация знаний по теме.

3.     Применение полученных знаний на практике.

Задачи урока:

1.     Усвоение способов самостоятельной деятельности.

2.     Развитие познавательных и творческих способностей учащихся.

Технология: проблемное обучение.

Полная картина человеческой жизни.
Полная картина тогдашней России.
Полная картина того, в чем люди полагают
свое счастье и величие, свое горе и унижение.
Вот что такое “Война и мир”.

Н.Страхов.

“Дребедень многословная…”
“Война и мир” мне отвратительна вся!”

Л.Н.Толстой

Вопрос к классу:

·        Как вы понимаете это высказывание?

·        Какое из высказываний вам ближе и почему?

·        Какая, на ваш взгляд, проблема в романе Л.Н.Толстого является важной и почему?

·        Необходимо ли изучение романа Л.Н.Толстого в наши дни? Какую пользу оно может принести современной молодёжи, современному поколению?

·        Какие нравственные, моральные, психологические проблемы современности вы обнаружили в романе Л.Н.Толстого?Тема: Л.Н.Толстой «Война и мир».

Цели урока:

1.     Создание условий для активной самостоятельной деятельности учащихся посредством проблемной ситуации.

2.     Повторение и систематизация знаний по теме.

3.     Применение полученных знаний на практике.

Задачи урока:

1.     Усвоение способов самостоятельной деятельности.

2.     Развитие познавательных и творческих способностей учащихся.

Технология: проблемное обучение.

Полная картина человеческой жизни.
Полная картина тогдашней России.
Полная картина того, в чем люди полагают
свое счастье и величие, свое горе и унижение.
Вот что такое “Война и мир”.

Н.Страхов.

“Дребедень многословная…”
“Война и мир” мне отвратительна вся!”

Л.Н.Толстой

Вопрос к классу:

·        Как вы понимаете это высказывание?

·        Какое из высказываний вам ближе и почему?

·        Какая, на ваш взгляд, проблема в романе Л.Н.Толстого является важной и почему?

·        Необходимо ли изучение романа Л.Н.Толстого в наши дни? Какую пользу оно может принести современной молодёжи, современному поколению?

·        Какие нравственные, моральные, психологические проблемы современности вы обнаружили в романе Л.Н.Толстого?Тема: Л.Н.Толстой «Война и мир».

Цели урока:

1.     Создание условий для активной самостоятельной деятельности учащихся посредством проблемной ситуации.

2.     Повторение и систематизация знаний по теме.

3.     Применение полученных знаний на практике.

Задачи урока:

1.     Усвоение способов самостоятельной деятельности.

2.     Развитие познавательных и творческих способностей учащихся.

Технология: проблемное обучение.

Полная картина человеческой жизни.
Полная картина тогдашней России.
Полная картина того, в чем люди полагают
свое счастье и величие, свое горе и унижение.
Вот что такое “Война и мир”.

Н.Страхов.

“Дребедень многословная…”
“Война и мир” мне отвратительна вся!”

Л.Н.Толстой

Вопрос к классу:

·        Как вы понимаете это высказывание?

·        Какое из высказываний вам ближе и почему?

·        Какая, на ваш взгляд, проблема в романе Л.Н.Толстого является важной и почему?

·        Необходимо ли изучение романа Л.Н.Толстого в наши дни? Какую пользу оно может принести современной молодёжи, современному поколению?

·        Какие нравственные, моральные, психологические проблемы современности вы обнаружили в романе Л.Н.Толстого?

Автор Кумышгалыева Дина Джпрылгагановна
Дата добавления 11.04.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Планирования
Просмотров 1088
Номер материала 59542
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓