Главная / Русский язык и литература / КВН по теме "Имя существительное как часть речи"

КВН по теме "Имя существительное как часть речи"







КВН

по теме «Имя существительное как часть речи»

для учащихся 6 класса



Автор КВНа – учитель русского языка и литературы

МБОУ «СОШ № 28»

г. Балаково Саратовской области

Мыцова Людмила Алексеевна
































Ход КВНа


Ведущий: Сегодня мы собрались здесь для того, чтобы отправиться в плавание. Конечно, море не будет настоящим, но плыть от этого не станет легче, потому что это будет море знаний – самое бурное, штормовое из всех морей, существующих на Земле.

Поплывёте вы на трёх кораблях. И прежде, чем отправитесь в путь, давайте узнаем, как будут называться ваши корабли. Ваша задача – собрать из карточек – букв название корабля.

(Учащиеся трёх команд – представителей трёх шестых классов – собирают из

карточек название своих кораблей)

Что ж, ребята, корабли ваши названы, а теперь – конкурс приветствий.

(Учащиеся представляют свои команды)


Итак, друзья, наше плавание начинается. В добрый путь!


I.Первый конкурс «Чей корабль отойдёт первым?»


а) Как называются слова, которые

- недавно появились в языке,

- уже не употребляются в нашей речи,

- употребляются только в определённой местности.


б) Определить род имён существительных:

- интервью, пенальти, авеню;

- салями, какаду, Онтарио;

- иваси, Гоби, рояль.


в) Указать слова с нулевым окончанием:

- территория, иней, кафе, прочитал;

- жюри, говорил, препятствие, лицей;

- увидел, мозоль, шасси, путешествие.


г) Исключить лишнее слово:

- огонь, дым, пламя;

- лошадь, конница, кавалерия;

- шалун, тихоня, озорник.


Ведущий: Корабли вышли в открытое море. А вот и первый риф. Его преодолеет тот, кто назовёт вторую половину пословицы:

- Не спеши языком (торопись делом)

- Сам пропадай (а товарища выручай)

- Труд человека кормит (а лень портит)

- Глаза страшат (а руки делают)

- Хочешь много знать (надо мало спать)

- По одёжке встречают (по уму провожают)

- Семь раз отмерь (один раз отрежь)

- Грамоте учиться (всегда пригодится)


Ведущий: Во время маневрирования среди рифов корабли получили пробоины. Их нужно немедленно заделать.

II. Второй конкурс «Заделай пробоины».

А) О каких знаках препинания идёт речь?

- Когда слова гремели и блистали,

Я в моде был, я был на пьедестале!

Однако время новое настало –

Оно меня и свергло с пьедестала. (!)


- Что о себе сказать могу?

Согнула жизнь меня в дугу.

За свой характер я плачу –

За то, что много знать хочу. (?)


- Известно миру с давних пор,

Что знак и я немаловажный,

И не окончен разговор…

И начинает думать каждый. (…)


Б) Залатать пробоины пока не получается. Попробуйте выполнить ещё одно задание: расставьте знаки препинания в предложениях (если необходимо) и объясните их постановку.

- Над полями и лесами небо становилось всё голубее и голубее.

- Потемнели в полях дороги посинел на реке лёд.


- Прилетели белоносые грачи торопятся поправлять свои старые гнёзда.

- Прилетели жаворонки и скворцы и стали ремонтировать старые гнёзда.


- Радостна и пахуча весна.

- Скоро лес оденется весною зацветёт на опушках черёмуха защёлкают над ручьями голосистые соловьи.


Ведущий: Ну вот, корабли починены. Можно плыть дальше. А чтобы путешествие было нескучным, давайте проведём разминку.


III. Третий конкурс «Разминка»


1.Слово «красный» в древнерусском языке имело значение «красивый, нарядный парадный, ласковый, добрый». Какое из этих значений оно имеет в предложениях?


- Пустил стрелу средний брат – полетела стрела к богатому купцу во двор и упала у красного крыльца.


- Стали жёны кликать мамушек, нянюшек и красных девушек, чтобы пособили им ткать ковры.


- Стоит тот дуб, вершиной в облака упирается, корни его на сто вёрст в земле раскинул, ветками красное солнце закрыл.


2.А теперь отгадайте загадки.


-Стоит дом.

Кто в него войдёт,

Тот ум приобретёт. (школа)

- Какая водица только для грамотного пригодится? (чернила, паста)


- Чёрные, кривые, от рождения немые,

Станут в ряд – сразу заговорят. (буквы)


3.Подумайте, какими частями речи могут быть слова


- пила, ожёг (ожог);


- простой, гнёт;


- стекло, плачь (плач).


4.Заменить существительные и прилагательные синонимами:


- неправда (ложь), невнимательный (рассеянный), невежественный (необразованный)


неволя (рабство), невредимый (целый), необходимый (нужный)


- невзгоды (испытания), непрерывный (постоянный), незнакомый (чужой)


Ведущий: Справа по борту какой – то предмет! Это закупоренная бутылка. Давайте выловим и откроем её. На листке что – то написано, кто – то прости помощи. А, это Оля Ошибкина! Помочь ей мы сможем, если исправим ошибки в её письме. Итак, следующий конкурс.


IV.Конкурс «Окажите помощь»


Друзя прашу памоч

Падруги ваший Оли,

А то небудит её наги

В этай пративнай школи.

Вчира мне задектант на слава

Учитиль паставил «два»

А сам сказал што маю роботу

Даже несмок прачитать.

Папрасити ево исправеть двойку

И мне паставить «пять».


Ведущий: Ну, что ж, пришло время капитанов доказать, что правильным курсом ведут они свой корабль.


V.Конкурс капитанов


а) Кто быстрее?

К каждой букве вертикально записанного слова нужно подобрать слова, относящиеся к разным частям речи, не повторяясь.


Н Н Н

Е Е Е

П П В

О Р З

Г А Г

О В О

Д Д Д

А А А


б) Превратите реку в море, изменяя в каждом последующем слове одну букву:

Река (рука – мука – муза – луза – поза – пора – гора – горе) море.


Ведущий: Капитаны с честью выдержали испытания. Можно спокойно заканчивать плавание. Но на море, помимо рифов, моряков ожидают и другие неприятности. Например, пираты могут взять на абордаж. Чтобы этого не случилось, нужно подготовиться к атаке и сразиться с пиратами.


VI.Конкурс «Схватка с пиратами»


- Можно ли определить род этих существительных и как это сделать:

неряха, невежа, соня?


- Что было «завтра», а будет «вчера»? (сегодня)


- Найти наибольшее количество слов, которые от перестановки слогов не меняют своего значения. (Мама, папа, дядя, няня, баба и др.)


- Как перечислить по порядку пять дней недели, не называя при этом ни числа, ни названия дня? (Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра)


- Назовите сложным существительным

- специалиста по разведению садов (садовод)

- канал для выхода дыма из трубы (дымоход)

- русская народная игра – пляска (хоровод)

- аппарат для помола кофе (кофемолка)

- лес, поваленный бурей (бурелом)

- машина, которая может пройти везде (вездеход)


Ведущий: Наше плавание подходит к концу. Мы благополучно обощли все подводные и надводные препятствия. Осталось лишь подвести итоги нашего плавания. И победителем нашей игры стала команда … . Именно ей вручается приз - большой торт – корабль.



КВН по теме "Имя существительное как часть речи"
  • Русский язык и литература
Описание:

Сценарий урока - обобщения изученного по теме "Имя существительное как часть речи" в 6 классе. Проведение урока в игровой форме КВНа поможет учащимся обобщить и систематизировать изученное. Учитель приглашает учащихся в плавание по бурному морю знаний и преодолеть встречающиеся на пути рифы, заделать полученные во время плавания пробоины, размяться, решая лингвистические задачи, оказать помощь терпящим кораблекрушение, сразиться с пиратами, а также устроить конкурс капитанов.

Данный урок можно провести как в классе, так и устроить турнир между командами нескольких классов.

Автор Мыцова Людмила Алексеевна
Дата добавления 29.12.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 489
Номер материала 17422
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓