Главная / Русский язык и литература / КВН по русскому языку "Веселая грамматика"

КВН по русскому языку "Веселая грамматика"


ОГОУ для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

«Специальная / коррекционная/ общеобразовательная школа-интернат VI вида № 2»











Открытый урок





КВН по русскому языку

"Веселая грамматика"












Учитель: Алексеева Е.В









Ульяновск 2010


В рамках декады русского языка и литература в нашей школе были проведены не только открытые уроки, общешкольные игры, конкурсы, заседания клубов познавательного, развлекательного и творческого характера, но и разнообразные внеклассные мероприятия . Данный КВН был проведен в 5б классе. 

Цели и задачи: 
• развитие интереса к изучению русского языка и литературы; 
• обогащение словарного запаса учащихся; 
• развитие памяти, логического мышления, творческого воображения и наблюдательности; 
• сплочение детского коллектива. 


  • повысить общую языковую культуру;


  • - помочь уч-ся расширить и закрепить знания по русскому языку, убедить, что грамматика не свод скучных и трудных для запоминания правил, а увлекательная наука о законах родного языка


Зал украшен плакатами с высказываниями о русском языке. 

«Русский язык – настоящий, сильный. Где нужно – строгий, серьезный, где нужно - страстный, где нужно – бойкий и живой». А. Н. Толстой 
«Русский народ создал русский язык – яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью. Что такое Родина? 
Это весь народ. Это его культура, его язык». А. Н. Толстой 
«Чтобы хорошо писать, надо хорошо знать свой родной язык». М. Горький 

На доске:
«Учите русский – годы к ряду,
С душой, с усердием, с умом.
Вас ждет великая награда,
И та награда – в нём самом».
(Сабир Абдулла)

Конкурсная программа
Слово ведущего
I. Приветствие команд («Знатоки» и «Грамотеи»)
II.. Конкурс “Разминка”.

III. Конкурс “Демосфен и скороговорки”


IV. Конкурс “Красна речь пословицей”.


V. . Конкурс “Ударение”

VI. Конкурс капитанов


VII. . Конкурс “Отыщите приставки”.

VIII. Конкурс болельщиков
IX. Завершение
X. Заключительное слово учителя


Две команды.


Ведущий 1: “ Грамота – к мудрости ступенька”, - гласит старинная русская пословица. Русский народ во все времена с большим уважением относился к грамотным людям, к грамоте, справедливо считая, что владение грамотой является важнейшим и непременным условием для приобщения человека к сокровищнице научных знаний.


Ведущий 2: Правда, и неграмотные люди умеют разговаривать; с детства они от родных и окружающих их людей учатся живой речи, они склоняют, спрягают, строят предложения по грамматическим законам, хотя и не знают, что есть такие законы. Однако эти люди допускают много неточностей, неправильностей в речи, язык их беден и невыразителен, сложную по содержанию мысль едва ли они сумеют передать верно.


Только глубоко усвоив правила грамматики, можно научиться правильно и говорить, и писать, то есть стать действительно грамотным. А сейчас мы посмотрим, какая же из команд самая грамотная.


В “Занимательную грамматику” включены отрывки из произведений детских писателей, являющиеся дополнительным материалом для отработки навыков грамотного письма. Работать с книгой ребёнок может как самостоятельно, так и вместе с родителями или старшими детьми. Надеюсь, что эта книга поможет учащимся повысить уровень грамотности и успешно овладеть орфографическими нормами.


Кто устал от нудных правил,

От ученья занемог?

Кто себя с трудом заставил

Скучный выучить урок?

У кого ошибок море

И в пометах вся тетрадь?

Для кого ученье горе,

Двойку кто схватил опять?

Знаешь, друг, не будь зубрилой,

Ведь зубрёжка – это ложь.

Прочитай стихи, мой милый,

Улыбнись и всё поймёшь.

Вмиг исчезнут огорченья,

Станешь грамотно писать.

От уроков, без сомненья,

Будешь радость получать.

Сделать лёгким всё, что сложно, -

Это главное для всех.

Всё реально, всё возможно.

Верь в себя, придёт успех.


Безударные гласные в корне слова


Безударных гласных много,

Значит, нам нужна подмога.

Что же делать? Где решенье?

Букву ставь под ударенье.

Ты за нами поспевай,

Смело слово изменяй.

Ну а если очень сложно,

Посмотреть в словарик можно..

З..л..нела на п..лянке

И густой была тр..ва.

Ясно даже обезьянке,

Как проверить все слова.


А теперь потренируйся:

За р..кой был лес.

Кор..тышки делали из к..ры лодочки, переплывали через реку и х..дили в лес за гр..бами, за яг..дами, за ..рехами.

Гр..бы к..р..тышки п..лили п..лой под к..решок и т..щили по кусочкам д..мой.


(По Н.Носову)


Правописание согласных в корне


Ре..кий ветер и моро..,

Даже ду.. в лесу замёр.. .

Здесь опять нужна сноровка.

Действуй верно, действуй ловко.

Сомневаешься? Не трусь.

За согласной встанет пусть

Гласный. Сразу мы услышим

Чёткий звук. Готово? Пишем!


А теперь потренируйся:


Я со всеми нынче гру..,

Очень сильно ноет зу.. .

Я не ем ни хле.., ни су..,

Потому что ноет зу. .

Но об этом я молчу,

Ведь в больницу не хочу.

Вдруг поможет шокола..?

Я бы был бы очень ра.. .

Или сла кая вода?

О как больно, вот беда!

Не могу терпеть совсем,

Лучше леденцов поем.

Ой-ой, больше не могу!

Всё. К врачу сейчас бегу.


Непроизносимые согласные в корне слова


А вот это просто прятки.

Звук то есть, то нет. Загадки.

Подбирай такое слово,

Чтобы звук явился снова,

Никуда не потерялся,

А на месте бы остался.

Со..нце светит, в сер..це - праз..ник…

Ну и где ты, звук-проказник?


А теперь потренируйся:


Извес(?)ный волшебник, учёный и маг

Об опытах внукам рассказывал так:

Берёте, к примеру, сухой виноград.

Он вкус(?)ный и сладкий, все так говорят.

В окрес(?)ных садах, подсказать вам хочу,

Нарвите вы яблок, ещё алычу,

Да мес(?)ные груши, пожалуй, пойдут.

Вам наши соседи бесплатно дадут.

Порежьте, варите. Опас(?)но! Огонь!

Кастрюлю руками на печке не тронь!

Умес(?)но добавить ещё сахарку.

Хотите, подлейте чуть-чуть кипятку.

-Прелес(?)но! – волшебник погладил живот.

-Чудес(?)ный у нас получился компот!



1. Конкурс “Разминка”.


Каждая команда по очереди отвечает на загадки – шутки.


1.Чем кончается день и ночь?

2. Что стоит посередине земли?

3.Чем кончается лето и начинается осень?

4. Что находится в начале книги?

5. Что мы слышим в начале урока?

6.Что в человеке есть одно, а у вороны вдвое, в лисе не встретиться оно, а в огороде втрое?


2. Конкурс “Демосфен и скороговорки”


Ведущий 1: Я прочел вчера про знаменитого древнегреческого оратора Демосфена. В книге говорилось, что Демосфен много лет упражнялся, чтоб стать искусным оратором. Он ходил ежедневно на берег моря, набирал в рот камешков, закрывал глаза, чтобы шум морского прибоя напоминал ему гул людской толпы, и так, воображая себя окружённым слушателями, произносил речи. Неужели это могло быть на самом деле?


Ведущий 2 : В действительности могло быть, конечно, и по – другому. Это ведь предание, а не исторический факт. Но, по-моему, чтобы научиться говорить четко и выразительно, вовсе нет надобности брать камешки в рот. Лучше поупражняться в произношении замечательных скороговорок, которые бытуют в народе. Вот мы сейчас и проверим: хорошая ли дикция у участников нашего КВНа. Просим от каждой команды подойти по 5 человек. Каждому предлагается прочитать правильно скороговорку.


1.Идет с козой косой козел.


2. Архип осип, Осип охрип.


3. Мамаша Ромаше дала сыворотку из – под простокваши.


4. Шла Саша по шоссе и жевала сушки.


5. Пришел Прокоп – кипит укроп, ушел Прокоп – кипит укроп, как при Прокопе кипел укроп, так без Прокопа кипит укроп.


6. На дворе трава, на траве дрова: раз дрова, два дрова, три дрова.


7. Собирала Маргарита маргаритки на горе, растеряла Маргарита маргаритки во дворе.


8. Водовоз вез воду из водопровода.


9. Ткет ткач ткани на платок Тане.


10. На семеро саней по семеро в сани уселись сами.


Ведущий 1: Чтобы наши болельщики не скучали, мы им предложим решить народную скороговорку- загадку.


Летели галки и сели на палки. Если на каждой палке сядет по галке, то для одной галки не хватит палки. Если на каждой палке сядет по две галки, то одна из палок останется без галок. Сколько было палок, сколько было галок? (Ответ: 3 палки и 4 галки).


3. Конкурс “Красна речь пословицей”.


Ведущий 1: Богатство языка определяется не только богатством словаря, но и разнообразием фразеологических сочетаний и оборотов, которые сложились издавна в народной речи и делают наш язык метким, гибким, красочным. К фразеологическим сочетаниям относят пословицы и поговорки, в которых отразилась мудрость народа. Недаром говорится: “Пословица не на ветер молвится”. А.М.Горький справедливо говорил: “…Пословицы… краткие, а ума и чувства вложено в них на целые книги”


Ведущий 2: Материалы к этому заданию находятся в беспорядке. Нужно разобрать их по парам, чтобы получились пословицы. ( Каждая команда получает по 12 карточек. Соединив начало и конец фраз, нужно быстро и правильно собрать 6 пословиц).

Первая часть Вторая часть

1) Новых друзей наживай, а старых не теряй.

2) Ученый водит, а неученый следом ходит.

3) Не отведав горького, не узнаешь и сладкого.

4) Корень учения горек, А плод сладок.

5) Дело веди, А безделье гони.

6) Ум без книги что птица без крыльев.

7) Лодырь да бездельник им праздник и в понедельник.

8) В умной беседе ума наберешься, а в глупой – свой растеряешь.

9) Человек от лени болеет, а от труда здоровеет.

10) Грамоте учиться - всегда пригодится.

11) Не спеши языком, торопись делом.

12) Кто хочет много знать, тому надо мало спать.


4. Конкурс “Ударение”


Ведущий 1: В стихотворном фельетоне В.Масса и М. Червинского “Между прочим” есть такие строки о человеке, не желавшем придерживаться правил литературной речи:


Говорил он, между прочим,

“Красив`ее”, “Мы так х`очим”,

“Д`осуг, ш`офер, пр`оцент, з`аем,

Кв`артал, п`ортфель, билитень”,

“П`оверх плана выполняем”,

“Агент зв`онит целый день”.


Найдите и исправьте речевые ошибки в данном отрывке. Задание одинаковое для обеих команд. Кто выполнит быстрее и правильнее, тот победил.


5. Конкурс капитанов


Ведущий 2: А теперь мы проверим грамотность наших капитанов. В некоторых местных говорах (диалектах), особенно в южнорусских, имеется склонность окончания – ов, -ев, характерные для существительных мужского рода, распространять на средний и женский род (местов, делов, болотов и т.д.)


Напишите следующие существительные в родительном падеже множественного числа.


Сапог, носок, чулок, простыня, кочерга, гектар, килограмм, грамм, рельс, валенок, погон, аршин, зять, курица, туфля, судья, блюдце, дупло, свеча.


Пока капитаны выполняют задание, зрителям предлагается ответить на загадки – шутки.

Что можно видеть с закрытыми словами? (сон)

Ты за ней, она от тебя, ты от неё, она за тобой (тень)

Чем больше из неё берёшь, тем больше она становится (яма)

Какой болезнью никто на земле не болел? (морской)

Каким гребнем голову не расчешешь? (петушиным)

Каким поясом не подпояшешься? (климатическим)

Сколько горошин может войти в обыкновенный стакан? ( Ни одной - все их нужно положить)

Мой первый слог – предлог,

Второй – сигнал беды.

А весь я иногда

Вам нужен для воды. (Насос).


6. Конкурс “Отыщите приставки”.


Ведущий 1: Определите, какие из данных слов имеют приставки по-, приставку под- или подо- и какие вовсе не имеют приставки.


Задание первой команде.


Подосиновик, подорожник, подоконник, подосадовать, подошва, подолбить.


Задание второй команде.


Подождать, подовый (пирог), подоить, подоходный, подозрение, пододеяльник.


Ведущий 2: Вот вы и справились с последним заданием. А теперь наше жюри подведет итоги.


Награждение победившей команды, проигравшая команда получает утешительные призы.


КВН по русскому языку "Веселая грамматика"
  • Русский язык и литература
Описание:

Разработка внеклассного мероприятия по русскому языку может быть полезна как начинающему преподавателю русского языка и литературы, так опытному педагогу. При подготовке заданий учитывались возрастные и индивидуальные особенности учащихся. Содержание разработки обеспечивает развитие памяти, мышления, речи, внимания, познавательного интереса, творческих способностей и самостоятельности при выполнении заданий по русскому языку. Работа направлена на привлечение интереса учащихся к изучаемому предмету, формирование широкого кругозора, орфографической зоркости и культуры устной и письменной речи учащихся. В разработку мероприятия включены задания по всем изученным ранее разделам науки о языке. Кроме того, задания предполагают опору учащихся на логику и развитие познавательного интереса к изучаемому предмету.

 

В рамках декады русского языка и литература в нашей   школе  были проведены не только открытые уроки, общешкольные игры, конкурсы, заседания клубов познавательного, развлекательного и творческого характера, но и разнообразные внеклассные мероприятия . Данный КВН был проведен в 5б классе.   В КВНе принимают участие две команды. Выбирается жюри из присутствующих родителей и гостей .Во время вводной части учитель знакомит с высказыванием писателя Алексея Николаевича Толстого, М. Горького.

 Далее предлагается задание: ответить на вопрос: " А сколько на нашей планете людей, владеющих русским языком? После обсуждения, заслушивается высказывание каждой команды и аргументация, далее учитель знакомит с дополнительным материалом из Википедии — свободной энциклопедии: "В XX веке русский язык вошёл в число так называемых мировых (глобальных) языков. Распространение русского языка географически и территориально было во многом следствием деятельности Российской империи, затем СССР, а ныне Российской Федерации, которая является крупнейшим по площади суверенным государством планеты. Подобный мировой статус русского языка был закреплён в ООН, где русский является одним из рабочих языков. В начале XX века русским языком владели примерно 150 миллионов человек — в основном подданные Российской империи. На протяжении последующих 90 лет число знающих русский язык увеличилось примерно до 350 миллионов человек, причем 286 миллионов из них проживали в СССР, где русский был государственным языком и для большей части её жителей являлся родным языком, а ещё свыше 70 миллионов человек (преимущественно в союзных республиках СССР, восточноевропейских, балканских странах и ряде азиатских стран) также в той или иной мере знали русский язык.
К 2005 году число владеющих в различной степени русским языком сократилось до 278 миллионов человек, в том числе в самой Российской Федерации — до 140 миллионов человек. По оценкам 2006 г., русский язык является родным для 130 миллионов граждан Российской Федерации, для 26,4 миллионов жителей республик СНГ и Балтии и для почти 7,4 миллионов жителей стран дальнего зарубежья (прежде всего Германии и других стран Европы, США и Израиля), то есть в общей сложности для 163,8 миллионов человек. Ещё свыше 114 миллионов человек владеют русским как вторым языком (преимущественно в странах СНГ и Балтии) или знают его как иностранный (в странах дальнего зарубежья). По данным исследования W3Techs в марте 2013 русский язык вышел на 2 место по использованию в Интернете
.
Сегодня мы проведем необычный классный час, а внеклассное мероприятие, посвящённое Международному дню родного языка, который отмечается 20-26 февраля на нашей планете, в форме КВН и узнаем лучших знатоков русского языка.Далее предлагаются интересные задания.

Цели и задачи: 
• развитие интереса к изучению русского языка и литературы; 
• обогащение словарного запаса учащихся; 
• развитие памяти, логического мышления, творческого воображения и наблюдательности; 
• сплочение детского коллектива. 

 

  •  повысить общую языковую культуру;

 

  • - помочь уч-ся расширить и закрепить знания по русскому языку, убедить, что грамматика не свод скучных и трудных для запоминания правил, а увлекательная наука о законах родного языка

 

Зал украшен плакатами с высказываниями о русском языке. 

«Русский язык – настоящий, сильный. Где нужно – строгий, серьезный, где нужно - страстный, где нужно – бойкий и живой». А. Н. Толстой 
«Русский народ создал русский язык – яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью. Что такое Родина? 
Это весь народ. Это его культура, его язык». А. Н. Толстой 
«Чтобы хорошо писать, надо хорошо знать свой родной язык». М. Горький 

На доске:
«Учите русский – годы к ряду,
С душой, с усердием, с умом.
Вас ждет великая награда,
И та награда – в нём самом».
(Сабир Абдулла)

Конкурсная программа
Слово ведущего
I. Приветствие команд («Знатоки» и «Грамотеи»)
II.. Конкурс “Разминка”.

III. Конкурс “Демосфен и скороговорки”


IV. Конкурс “Красна речь пословицей”.


V. . Конкурс “Ударение”

VI. Конкурс капитанов

 
VII. . Конкурс “Отыщите приставки”.

VIII. Конкурс болельщиков
IX. Завершение
X. Заключительное слово учителя

 

 

Автор Алексеева Елена Викторовна
Дата добавления 19.11.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Конспекты
Просмотров 782
Номер материала 3809
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓