Министерство образования и науки
Российской Федерации
Государственное бюджетное
образовательное учреждение
высшего профессионального
образования города Москвы
«МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
МАСЛОВА
ЕЛЕНА АЛЕКСЕЕВНА
(МОУ
СОШ № 1 г.п.п. Чистые Боры
Буйского
муниципального района Костромской области)
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
Особенности организации инклюзивного образования
в МОУ СОШ № 1 г.п.п.
Чистые Боры
Буйского
района Костромской области
по программе повышения квалификации для учителей, реализуемой в
рамках обучающих мероприятий
Государственной программы «Доступная среда»
2014
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………...……………3
Глава I. Социальная и образовательная интеграция детей с ОВЗ………………..5
1.1 Дети с ОВЗ как адресаты инклюзивного образования……………………….5
1.2
Особые образовательные потребности детей
с ОВЗ ………………………..6
1.3 Цели,
задачи, ожидаемые результаты инклюзивного образования………...7
1.4 Противоречия, ограничения инклюзивного образования……......................9
1.5 Основные принципы
инклюзивного образования детей с ОВЗ в общеобразовательном учреждении; подходы
и способы его реализации...........11
1.6 Ресурсное
обеспечение (условия) получения образования детьми с ОВЗ…………………………………………………………………………………14
Глава II.
Организация инклюзивного образования детей с ОВЗ в МОУ СОШ № 1 г.п.п. Чистые Боры Буйского
муниципального района Костромской области………………………………………………………………………………17
Заключение………………………………………………………………………….22
Список
литературы………………………………………………………………..22
ВВЕДЕНИЕ
Изменение
представления государства и общества о правах и возможностях ребенка-инвалида
привело к постановке практической задачи максимального охвата образованием всех
детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Признание права любого
ребенка на получение образования, отвечающего его потребностям и полноценно
использующего возможности развития, обусловило важнейшие инициативы и ориентиры
новой образовательной политики.
Национальная
образовательная инициатива "Наша новая школа" так определила один из
своих приоритетов: «Новая школа - это школа для всех. В любой школе будет
обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями
здоровья, детей-инвалидов…»1. В соответствии с
«Комплексным планом формирования и реализации современной модели образования –
2020» «доля неспециализированных образовательных учреждений, в
которых созданы условия для обучения лиц с ограниченными возможностями
здоровья, должна составить 70% к 2016 г.,
а доля лиц с ОВЗ, получающих образовательные услуги в
неспециализированных учреждениях, – 70% к 2020 г.»2.
Такая постановка задачи влечет за
собой необходимость структурно-функциональной, содержательной и технологической
модернизации образовательной системы.
Признание
государством ценности социальной и образовательной интеграции детей
с ОВЗ обусловливает необходимость создания для
них адекватного образовательного процесса именно в
общеобразовательном учреждении, которому отводится центральное место в
обеспечении так называемого «инклюзивного» (включенного) образования.
Инклюзивное
образование – это специально организованный образовательный процесс,
обеспечивающий ребенку с ОВЗ обучение в среде сверстников в общеобразовательном
учреждении по стандартным программам с учетом его особых образовательных
потребностей. Главное в инклюзивном образовании ребенка с ограниченными
возможностями здоровья – получение образовательного и социального опыта вместе
со сверстниками.
Основной
критерий эффективности инклюзивного образования – успешность
социализации, введение в культуру, развитие социального опыта ребенка с ОВЗ
наряду с освоением им академических знаний.
Цель работы - разработка модели инклюзивного образовательного пространства
школы.
Задачи:
·
Изучение особенностей
образовательных потребностей детей с ОВЗ
·
Создание условий для интегрированного
включения детей в образовательную среду, социум
·
Воспитание толерантного отношения здоровых
детей и их родителей к «особенным» детям
·
Описание опыта
МОУ СОШ №1 г.п.п. Чистые Боры в организации обучения детей с ОВЗ
Глава I. Социальная и образовательная интеграция детей с ОВЗ
1.1 Дети с ОВЗ как адресаты инклюзивного образования
Дети с
ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых
препятствует освоению образовательных программ или затрудняет
его вне специальных условий обучения и воспитания. Это
дети-инвалиды либо другие дети в возрасте от 0 до 18 лет, не
признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или
постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в
создании специальных условий обучения и воспитания.
Группа школьников с
ОВЗ чрезвычайно неоднородна. В нее входят дети с разными нарушениями развития:
нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с
выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая аутистические
нарушения, с задержкой психического развития, с комплексными
нарушениями развития.
Диапазон различий в
развитии детей с ОВЗ чрезвычайно велик: от практически нормально развивающихся,
испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до детей с
необратимым тяжелым поражением центральной нервной системы; от ребенка,
способного при специальной поддержке на равных обучаться вместе с нормально
развивающимися сверстниками, до детей, нуждающихся в адаптированной к их
возможностям индивидуальной программе образования. При этом столь выраженный
диапазон различий наблюдается не только по группе с ОВЗ в целом, но и в каждой
входящей в нее категории детей с различными нарушениями развития.
1.2 Особые
образовательные потребности детей с ОВЗ
Дети с ОВЗ наряду
с характерными для их сверстников познавательными интересами и образовательными
потребностями имеют специфические – особые - потребности обучения.
Особые
образовательные потребности различаются у детей разных категорий, поскольку
определяются спецификой нарушения психического развития. Они определяют особую
логику построения учебного процесса для детей с теми или иными нарушениями,
находят свое отражение в структуре и содержании образования. Наряду с этим
можно выделить особые по своему характеру потребности, свойственные всем детям
с ОВЗ, как-то:
· начать
специальное – коррекционное - обучение ребенка сразу же после выявления
первичного нарушения развития, как можно раньше при подготовке ребенка к
школьному обучению;
·
индивидуализировать обучение в большей степени, чем требуется для нормально
развивающегося ребенка;
· ввести в
содержание обучения ребенка специальные разделы, не присутствующие в
программах образования нормально развивающихся сверстников;
· использовать
специальные методы, приемы и средства обучения (в том числе специализированные
компьютерные технологии), обеспечивающие реализацию «обходных путей» обучения и
облегчающие усвоение учебного материала;
· обеспечить особую
пространственную и временную организацию образовательной среды;
· максимально
раздвинуть образовательное пространство за пределы образовательного учреждения.
Учет особых
образовательных потребностей различных категорий детей с ОВЗ, обусловленных
характером (типом) и выраженностью нарушений, ориентация на максимальное
удовлетворение этих потребностей наряду с необходимостью реализации общего
стандарта образования - необходимое условие эффективности
инклюзивного обучения.
Только удовлетворяя
особые образовательные потребности такого ребенка, можно открыть ему путь к
общему образованию.
1.3 Цели,
задачи, ожидаемые результаты инклюзивного образования Целью инклюзивного образования является
преодоление социальных, физиологических и психологических барьеров
на пути приобщения ребенка с ОВЗ к общему образованию, введение в его в
культуру, приобщение к жизни в социуме.
Инклюзивное
образование призвано решить следующие задачи:
ü
создание адаптивной образовательной
среды, обеспечивающей удовлетворение как общих, так и особых образовательных
потребностей ребенка с ОВЗ;
ü
обеспечение индивидуального
педагогического подхода к ребенку с ОВЗ с учетом специфики и выраженности
нарушения развития, социального опыта, индивидуальных и семейных ресурсов;
ü
построение обучения особым образом –
с выделением специальных задач, разделов содержания обучения, а
также методов, приемов и средств достижения тех образовательных задач, которые
в условиях нормы достигаются традиционными способами;
ü
интеграция процесса освоения знаний
и учебных навыков и процесса развития социального опыта, жизненных компетенций;
ü
обеспечение
психолого-педагогического сопровождения процесса интеграции детей с ОВЗ в
образовательную и социальную среду, содействия ребенку и его семье,
помощи педагогам;
ü
разработка специализированных
программно-методических комплексов для обучения детей с ОВЗ;
ü
координация и взаимодействие
специалистов разного профиля и родителей, вовлеченных в процессе образования;
ü
повышение профессиональной
компетентности педагогов в вопросах обучения и развития детей с ОВЗ различной
специфики и выраженности;
ü
формирование толерантного восприятия
и отношения участников образовательного процесса к различным нарушениям
развития и детям с ОВЗ.
Ожидаемые
результаты:
ü
выход детей с ОВЗ из состояния
изолированности от общества;
ü
реализация конституционных прав
детей с ОВЗ на образование в соответствии с их возможностями
ü
получение ими образования в соответствии
с индивидуальными возможностями;
ü
реализация себя в обществе;
ü
повышение качества жизни;
ü
улучшение социально-экономического
положения семей, воспитывающих детей с ОВЗ.
1.4 Противоречия, ограничения инклюзивного образования
Поскольку
инклюзивное образование призвано обеспечить равные права в получении общего
образования детей с ОВЗ с учетом их возможностей и ограничений, его реализация
на практике предполагает увязывания в единой системе интересов всех участников
образовательного процесса, включая детей с ОВЗ.
Согласование
интересов участников инклюзивного образования с позиции учеников, педагогов,
администрации общеобразовательного учреждения является по своей сути
внутренне противоречивым процессом.
В
основе этого процесса лежат противоречия самого процесса обучения,
которые обостряются, усугубляются в условиях инклюзии, а в частности, это
противоречия:
- между
общественным характером образования и индивидуальной формой овладения знаниями,
социальными навыками;
- между
ориентацией учителя на работу с классным коллективом и
индивидуальным подходом к учащимся;
- между
объективной оценкой результатов освоения учебной программы и индивидуальным
оцениванием достижений учащегося по отношению к его возможностям;
- между
стандартизацией, регламентацией образования и его оптимизацией в конкретных
условиях;
- между
стремлением участников процесса к успеху и достижениям – с одной стороны - и
заботой о сохранении и укреплении здоровья – с другой;
и т.п.
Однако на
первый план выходят противоречия, присущие собственно инклюзивному обучению
детей с ОВЗ, обусловленные стремлением к равным правам при неравных
возможностях, а именно противоречия:
- между
потребностью детей с ОВЗ учиться, развиваться вместе со
сверстниками и их ограниченными возможностями делать это, как
другие;
- между
затратами, усилиями на обучение детей с ОВЗ и аналогичными затратами и усилиями
по отношению к их сверстникам;
- между
общим и специальным в обучении детей с ОВЗ, имеющим нарушения различного
генеза;
- между
гуманистическим эффектом и экономической эффективностью инклюзии;
и др.
Инклюзивное
образование в настоящий момент имеет ряд ограничений
нормативно-правового, финансово-экономического, организационно-методического,
социокультурного свойства.
Первая группа
ограничений связана с недостаточной разработанностью нормативно-правовой базы
инклюзивного образования детей с ОВЗ – как федерального, так и регионального
уровня. Вторая
группа ограничений обусловлена дефицитом финансирования образовательных
учреждений. Ограниченность субсидий, выделяемых школам на развитие и поддержку
функционирования, существенно затрудняет создание условий для осуществления
инклюзивного образования. Вместе с тем, подготовка образовательных учреждений и
осуществление инклюзивного обучения детей с ОВЗ сопряжены со значительными
дополнительными финансовыми затратами - как на совершенствование
материально-технической базы учреждений, так и на заработную плату педагогов,
повышение их квалификации.
Третья группа ограничений связана с необходимостью учета специфики,
индивидуально-типологических особенностей детей с ОВЗ в организации
учебно-воспитательного процесса в условиях стандартизации и регламентации
образования. Эффективная и адекватная инклюзия предполагает необходимость
разработки индивидуальных вариативных учебных планов и программ на основе
государственных стандартов, их организационное и методическое обеспечение.
Наконец, наиболее сущностными являются ограничения социокультурного и
психологического свойства, обусловленные особенностями массового и
индивидуального сознания людей по отношению к людям с инвалидностью в
российском обществе. Для нашей страны культурно обусловлено, традиционно и
весьма инерционно восприятие детей с ОВЗ в контексте специального
(коррекционного) образования. Согласно таким представлениям, сложившимся на
протяжении нескольких десятилетий, развитие детей с нарушениями
может происходить только в условиях сегрегации, отделения от
общества.
Эти
ограничения существенно затрудняют реализацию проектов инклюзивного
образования, и вместе с тем, определяют основные векторы развития и поиска
ресурсов.
1.5
Основные принципы инклюзивного образования детей с ОВЗ в общеобразовательном
учреждении; подходы и способы его реализации
Цель и
смысл инклюзивного образования детей с ОВЗ в общеобразовательном (массовом,
неспециальном) учреждении – это полноценное развитие и самореализация детей,
имеющих те или иные нарушения, освоение ими общеобразовательной
программы (государственного образовательного стандарта), важнейших социальных
навыков наряду со сверстниками с учетом их индивидуально-типологических
особенностей в познавательном, физическом, эмоционально-волевом развитии.
Как
стратегическое направление развития системы образования инклюзивное образование
требует перестройки образования на всех уровнях. Ориентиры перестройки системы
образования в направлении инклюзии детей с ОВЗ задаются основными принципами
инклюзивного образования, предусматривающими реализацию равных прав на
образование и социализацию при неравных возможностях.
Основные
принципы инклюзивного образования:
по отношению к ребенку с ОВЗ
– учащемуся общеобразовательного учреждения: баланс академических знаний и
социальных навыков, приобретенных в процессе обучения - адекватный его
индивидуально-типологическим особенностям и соответствующий потребностям
ребенка и его семьи;
·
по отношению к
одноклассникам ребенка с ОВЗ – учащимся инклюзивного класса: триединство
ориентиров - на высокое качество освоения общеобразовательной программы
(академических знаний), конструктивную социальную активность
(развитие социальной компетентности) и сотрудничество
(толерантность, взаимопомощь);
·
по отношению к педагогу –
учителю инклюзивного класса: принятие и учет
различий, индивидуального своеобразия учащихся; создание ситуации успеха для
всех учеников; баланс коллективного и индивидуального в учебно-воспитательном
процессе; компромисс между общим и специальным в обучении; создание
и поддержание атмосферы принятия, толерантности, сотрудничества в классе;
·
по отношению к
общеобразовательному учреждению, реализующему инклюзивное образование детей с
ОВЗ: адаптивность образовательного процесса, образовательной
среды, учебно-методического комплекса учреждения; вариативность подходов,
методов и форм социальной адаптации и реабилитации; командное взаимодействие
педагогов, организующих процесс обучения и социализации, его психолого-педагогическое
сопровождение; развитие толерантного взаимодействия участников образовательного
процесса, сотрудничество с родительской общественностью; оптимизация
финансово-экономического обеспечения процесса обучения и социализации;
·
по отношению к системе
образования города, района в целом:
оптимизация ресурсов городской,
муниципальной системы образования (материально-технических,
нормативно-методических, финансово-экономических, организационных) по созданию
базовых общеобразовательных учреждений для реализации инклюзивного образования
детей с ОВЗ вблизи места жительства; поддержка инноваций в
инклюзивном образовании; повышение психолого-педагогической культуры
педагогического сообщества и общественности.
Реализация
основных принципов инклюзивного образования детей с ОВЗ в общеобразовательных
учреждениях базируется на следующих содержательных и организационных подходах,
способах, формах:
индивидуальный
учебный план и индивидуальная образовательная программа учащегося – ребенка с
ОВЗ - по развитию академических знаний и жизненных компетенций;
социальная
реабилитация ребенка с ОВЗ в образовательном учреждении и вне его;
психолого-педагогическое
сопровождение ребенка с ОВЗ в процессе обучения и социализации;
психолого-педагогический
консилиум образовательного учреждения;
индивидуальная
психолого-педагогическая карта развития ребенка с ОВЗ;
портфолио
учащегося – ребенка с ОВЗ;
компетентность
учителя в области общего образования с элементами специального образования, в
области социальной адаптации и реабилитации;
повышение
квалификации учителей общеобразовательного учреждения в области инклюзивного
образования;
рабочие
программы освоения предметов образовательной программы в условиях инклюзивного
образования детей с ОВЗ в соответствии с образовательными стандартами;
тьюторское
сопровождение ребенка с ОВЗ в процессе обучения;
подготовка
тьюторов высшей школой;
адаптивная
образовательная среда – доступность классов и других помещений учреждения
(устранение барьеров, обеспечение дружественности среды учреждения);
адаптивная
образовательная среда – оснащение образовательного процесса
ассистирующими средствами и технологиями (техническими средствами обеспечения
комфортного и эффективного доступа);
адаптивная
образовательная среда – коррекционно-развивающая предметная среда обучения и
социализации;
адаптивная
образовательная среда – создание помещений (зон) для отдыха, восстановления
работоспособности;
сплочение
ученического коллектива, развитие навыков сотрудничества, взаимодействия и
взаимопомощи;
ориентация
воспитательной системы учреждения на формирование и развитие толерантного
восприятия и отношений участников образовательного процесса.
1.6 Ресурсное
обеспечение (условия) получения образования детьми с ОВЗ
На первый
план выходит нормативно-правовое обеспечение процесса выбора
семьей ребенка с ОВЗ варианта образования, его реализации и при необходимости
перехода на другой вариант. Разработка нормативно-правового
механизма адекватного и ответственного выбора для ребенка с
ОВЗ, включая разработку типового контракта, фиксирующего
согласованный выбор и разделение ответственности всех участников образовательного
процесса, включая родителей.
Кадровое
обеспечение – характеристика
необходимой квалификации кадров педагогов (в области общей и специальной
педагогики), а также кадров, осуществляющих психолого-педагогическое
сопровождение ребенка с ОВЗ в системе общего образования.
Финансово-экономическое
обеспечение – параметры
соответствующих нормативов и механизмы их исполнения. Должно быть
предусмотрено подушевое финансирование, размер которого сохраняется вне
зависимости от выбранного уровня образования, степени интеграции ребенка в
общеобразовательную среду. Финансово-экономическое обеспечение устанавливается
с учетом необходимости индивидуальной специальной поддержки ребенка с
ОВЗ.
Материально-техническое
обеспечение – общие характеристики
инфраструктуры общего и специального образования, включая параметры
информационно-образовательной среды. Материально-техническое обеспечение
образования детей с ОВЗ должно отвечать не только общим, но и особым
образовательным потребностям группы детей с ОВЗ в целом и каждой категории в
отдельности. В связи с этим в структуре материально-технического обеспечения
должно быть:
·
организация пространства, в котором обучается ребенок с ОВЗ;
·
организация временного режима обучения;
·
организация рабочего места ребенка с ОВЗ;
·
технические средства обеспечения комфортного доступа ребенка с ОВЗ к
образованию (ассистирующие средства и технологии);
·
технические средства обучения для каждой категории детей с ОВЗ (включая
специализированные компьютерные инструменты обучения, ориентированные на удовлетворение
особых образовательных потребностей);
·
специальные учебники, рабочие тетради и дидактические материалы, отвечающие
особым образовательным потребностям детей на каждой ступени образования;
Материально-техническое
обеспечению должно быть ориентировано не только на ребенка, но и на всех
участников процесса образования. Это обусловлено большей, чем в норме,
необходимостью индивидуализации процесса инклюзивного образования. Специфика
этого состоит в том, что все вовлеченные в процесс образования взрослые должны
иметь неограниченный доступ к организационной технике либо специальному
ресурсному центру в образовательном учреждении, где можно осуществлять
подготовку необходимых индивидуализированных материалов для процесса обучения
ребенка с ОВЗ. Должна быть обеспечена материально-техническая поддержка
процесса координации и взаимодействия специалистов разного профиля и родителей,
вовлеченных в процессе образования.
Информационное
обеспечение включает необходимую информационно-методическую
базу образования детей с ОВЗ и характеристики предполагаемых информационных
связей участников образовательного процесса. Инклюзивное обучение
требует координации действий, т.е. обязательного регулярного и качественного
взаимодействия специалистов общего и специального образования, специалистов
системы сопровождения. Специалисты должны иметь возможность обратиться к
информационным ресурсам в сфере коррекционной педагогики и специальной
психологии, включая электронные библиотеки, порталы и сайты, дистанционный
консультативный сервис, получить индивидуальную консультацию квалифицированных
специалистов. Должна быть организована возможность регулярного обмена
информацией между специалистами разного профиля, специалистами и семьей.
Глава II.
Организация инклюзивного образования детей с ОВЗ в МОУ СОШ № 1 г.п.п. Чистые Боры Буйского
муниципального района Костромской области
На рисунке
в схематичном виде показано, какие условия должны быть созданы в общеобразовательном
учреждении для организации инклюзивного обучения детей с ОВЗ.
Почему необходимо инклюзивное образование в нашей школе:
v
Единственная школа в
микрорайоне
v
Разные категории детей с ОВЗ:
q
инвалидов – 9
q
с ЗПР - 21
q
с умственной отсталостью- 6
v В школе обучаются дети, проходящие реабилитацию в ГУ ОРЦ «Лесная
сказка»
Модели интеграции
Постоянный контингент
|
Временный контингент
|
v 2 специальных (коррекционных) класса для обучения детей с ЗПР и умственной
отсталостью
v Обучение детей с задержкой психического развития в обычных
классах с учетом индивидуальных особенностей
|
v Отдельные классы-комплекты, где обучаются дети, приехавшие из
разных школ области и обучающиеся по разным УМК (вариативность –до 5 УМК и
более)
|
v Обучение детей с ЗПР или умственной отсталостью по
индивидуальному учебному плану, при этом дети являются полноправными
участниками УВП определенного класса
|
v Обучение детей в обычных классах с учетом индивидуальных особенностей
и программы обучения
|
|
v Обучение детей по индивидуальному учебному плану при соблюдении
непрерывности образования (по количеству часов и набору предметов)
|
Условия организации успешного
обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья
Необходимым условием организации успешного обучения и воспитания
детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях
общего типа является создание адаптивной среды, позволяющей обеспечить
их полноценную интеграцию и личностную самореализацию в образовательном
учреждении.
Необходимые условия
|
Условия,
созданные в МОУ СОШ №1 г.п.п.Чистые Боры
|
Создание в образовательном учреждении общего типа
материально-технических условий, обеспечивающих возможность для
беспрепятственного доступа детей в здание и помещения ОУ и организации их
пребывания и обучения в этом учреждении (пандусы, лифты, специально
оборудованные учебные места, специализированное , реабилитационное,
медицинское оборудование и т.д.)
|
Есть
пандус для доступа в здание школы
|
Обучение и коррекция развития детей с ограниченными
возможностями здоровья должны осуществляться по адаптированным
образовательным программам, разработанным на базе основных
общеобразовательных программ с учетом психофизических особенностей и возможностей
таких обучающихся.
|
•
В ООП имеется раздел «Программа
коррекционной работы»
•
При разработке рабочих программ по
предметам учитывается наличие детей с ОВЗ в обычных классах
•
Разработаны и реализуются рабочие
программы для обучения детей по индивидуальным учебным планам
|
Необходимо комплексное психолого-педагогическое
сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья на протяжении
всего периода его обучения в ОУ общего типа.
|
•
Проводится диагностика детей с ОВЗ,
прогнозируются проблемы и даются рекомендации
•
Ежегодно проводятся методические
семинары и совещания с привлечением специалистов КОИРО
•
В начале и конце заезда (ОРЦ) проводится
психолого-педагогический консилиум
•
Вопросы обучения детей с ОВЗ включены
ежегодно в план внутришкольного контроля
|
Для сохранения и укрепления кадрового потенциала ОУ,
осуществляющих образование детей с ограниченными возможностями здоровья,
необходима разработка мер материального стимулирования деятельности
работников этих учреждений (определение размеров и условий оплаты труда,
установление дополнительных мер социальной поддержки и социальной помощи).
|
20-% надбавка к оплате труда педагогов, работающих с
детьми с ОВЗ
|
Результаты
•
В школе создана
нормативно-правовая база по обучению детей с ОВЗ
•
Дети с разными возможностями и
образовательными потребностями успешно обучаются и проходят ГИА
•
Воспитывается толерантное
отношение детей и взрослых к «особенным» детям
•
Реальное включение детей с
ограниченными возможностями и инвалидов в активную общественную жизнь
Перспективы:
q
Создание адаптированной
программы
q
Внесение изменений в локальные
акты
q
Обсуждение и внедрение ФГОС
для обучения детей с ОВЗ
q
Проектирование индивидуальных образовательных
маршрутов
Заключение
Каждый ребенок обладает уникальными
особенностями, интересами, способностями и учебными потребностями. Инклюзивное
образование - это постепенный, детальный и очень бережный процесс включения
ребенка в общую образовательную среду, которая учитывает индивидуальные
особенности и опирается на сильные стороны ребенка.
Задача школы – не только получение
качественного образования , но и научить детей существовать в обществе людей с
разными способностями. Опыт показывает, что организация
инклюзивного образования может быть успешной при правильном подходе и
соответствующем финансировании.
Список
литературы
1. Акимова О. И.
Инклюзивное образование как современная модель образования лиц с ограниченными
возможностями здоровья // Инклюзивное образование: методология, практика,
технологии: Материалы Межд. науч.-практ. конф. / Под ред. С. В. Алехиной. М.:
Изд-во Мос. гор. псих.-пед. ун-та, 2011. С. 10‒11.
2. Ертанова О.Н.
Интеграция и инклюзия в аспекте семантики // Инклюзивное образование:
методология, практика, технологии: Материалы Межд. науч.-практ. конф. / Под
ред. С. В. Алехиной. М.: Изд-во Мос. гор. псих.-пед. ун-та, 2011. С. 17‒18.
3. Инклюзивное образование: практика,
исследования, методология: Сб. материалов II Международной научно-практической конференции / Отв. ред. Алехина С. В. М.: МГППУ,
2013
4.Федеральный закон РФ № 273-ФЗ от 29 декабря
2012 «Об образовании в Российской Федерации»
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.