8 класс
Алгебра
Учитель математики: Бекенова Г.М.
Тема урока:
Квадратичная функция. Функции вида y=ax2 + n и y=a(x-m)2 , их свойства и графики
Цели урока:
Способствовать:
а) формированию знаний основных понятий, входящих в
тему;
б)
выработке умений работать самостоятельно с теоретическим материалом на уровне
анализа и вычленения главного;
в) умению строить графики функций вида y=ax2
+ n и y=a(x-m)2 .
Задачи урока:
Образовательные:
- формировать навыки построения графиков функций в ходе
урока и самостоятельной работе;
- развивать умение и навыки учащихся работать
самостоятельно с теоретическим и практическим материалом на уровне анализа
вычленения главного.
Развивающие:
- развивать критическое мышление;
-
развивать познавательную активность.
Воспитательные:
- содействовать расширению кругозора;
- развивать самостоятельность и творчество, чувство
отвественности, толерантности.
Тип урока:
изучение нового материала.
Место урока: первый из четырех уроков по данной теме.
Методы: проблемно поисковый, наглядные, дедуктивные,
продуктивные, практические.
Используемые средства обучения: карточки-заготовки для построения графика
функций, шаблоны, парабол y=x2 y=2x2 ; y= x2 карточки с заданиями, источник Интернет
ресурса.
Сопровождение к уроку: экран, проектор, компьютерная презентация,
учебник Алгебра-8, автор А.Е. Абылкасымова (Мектеп, 2012)
Структура урока
1.
Организационный этап.
2.
Постовка проблемы.
3.
Актуализация знаний.
4.
Исследование.
5.
Проверочная работа с
взаимопроверкой.
6.
Проведение итогов урока.
7.
Домашние задание.
8.
Рефлексия.
Ход
урока:
1.
Организационный момент.
Приветствие учащихся, проверка их готовности к уроку.
2.
Сообщение темы урока.
3.
Постановка проблемы.
График квадратичной функции вокруг нас
( компьютерные презентации).
4.
Актуализация знаний.
Из курса алгебры 7 класса вам знакома
функция у=ах2
-что это за функция?
-что служит графиком этой функции?
-чем отличаются графики функций y=x2 и y=-x2 ; y=x2 и y=x2 ; y=x2 и y=2x2 .
-сделайте
вывод: на что
указывает знак коэффициента “а”, значение коэффициента “а”.
Функция у=ах2 является частным случаем
функции y=aх2+bx+c.
На странице 85 учебника найдите ответ на вопрос как
называется функция ,заданная формулой y=ax2 + bx+ c .
Таким образом, графиком квадратичной функции является
парабола. Параболу можно встретить и в окружающем нас мире (компьютерная
презентация) .
5.
Исследование:
Итак ,что же вы
знаете пока о квадратичной функции?
Фронтальный опрос
Вместо многоточия поставить пропущенные слова
(на экране)
1.
Функция вида y= ax2
+ bx + c, где a,b,c- . . .
, причем . . . 0, x-. .
. , называется . . . функцией.
2.
Функция y=x2 – это
функция y=ax2 + . . .+. . . , при а=. . . , b=. . . , c=. . . .
3.
Кривая, являющаяся
графиком функции у=х2 называется . . . .
4.
Парабола у=х2 касается
оси ОХ в точке с координатами (. . .).
5.
График функции у=х2 симметричен
относительно оси . . . .
6.
Ось ОУ является осью . .
. параболы.
7.
При а . . . 0 ветви
параболы у=ах2 направлены вверх, а при а . . . 0-вниз.
А теперь рассмотрим функции у=ах2 + n и
у=а(х-m)2 , а именно у=х2 + 2 и
у=(х-3)2 .
Заполнить и сравнить данные таблицы 1 (у каждого
ученика на столе по 2 таблицы).
Таблица 1
х
|
-3
|
-2
|
-1
|
0
|
1
|
2
|
3
|
у=х2
|
9
|
4
|
1
|
0
|
1
|
4
|
9
|
у=х2 + 2
|
11
|
6
|
3
|
2
|
3
|
6
|
11
|
Учащиеся самостоятельно заполняют таблицу, а затем
проверяют по экрану
Вывод: при одних и тех же значениях х значения функции у=х2
+2 на 2 единицы больше, чем значения функции у=х2 . Таким
образом, график функции
у=х2 + 2 можно получить из графика функции
у=х2 путем движения по оси ОY на 2 единицы вверх.
Постройте в одной координатной плоскости графики этих
функций, используя шаблон параболы у=х2 (разными цветами).
Выпишите координаты вершины параболы для каждой из
построенных функций .
1)(0;0) 2)
(0;2)
А теперь в этой же координатной плоскости с помощью
того же шаблона постройте график функций у=х2 – 2.
Сделайте вывод:
Как построить
график функции у=ах2 + n при n>0, при n<0,применяя
функцию y=ax2 ?
Далее, заполните таблицу 2
х
|
0
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
у=(х-3)2
|
9
|
4
|
1
|
0
|
1
|
4
|
9
|
Отметьте на координатной плоскости точки, координаты
которых указаны в таблице, соединив их плавной линией, получим график функции
у=(х-3)2 .
В этой же плоскости постройте график функции у=х2
(с помощью шаблона)
Сделайте вывод, график функции у=а(х-m)2
есть парабола, полученная из графика функции у=ах2 в
результате сдвига вправо вдоль оси абсцисс на m единиц
при m>0
или влево на ImI единиц при m<0.
Координаты вершины параболы (m; 0)
А как вы думаете, что
представляет из себя график функции у=а(х-m)2 +n ?
И как можно построить график этой функции, используя сегодняшние
знания?
Об этой функции и свойствах квадратичной функции будем говорить на
следующем уроке, а сейчас вашему вниманию примеры зависимостей, выраженных
через квадратичную функцию. Подготовленные заранее учащиеся делают краткие
сообщения.
Примерами зависимости, выраженных через квадратичную функцию является:
1. Уравнение
координаты тела, действующего под действием постоянной силы: Х=Х0 +V0t + a , здесь
t – переменная.
2. А еще:
зависимость кинетической энергии от скорости W =.
3. А еще примерами зависимости,
выраженных через квадратичную функцию является:
Орбита, по
которой тело будет двигаться вокруг Земли со второй космической скоростью,
равной 11,18 м/c, будет параболической.
4. А еще, тела,
брошенные горизонтально или под углом к горизонту будут двигаться по
параболической траектории под действие силы тяжести.
А теперь пришло время показать, чему вы научились сегодня на уроке.
6.Выполнить
самостоятельно:
Упр. 249(3,4)
Упр .250(3,4)
У доски ( на отворотах) работают 2 ученика .
Учащиеся, выполнившие работу раньше, чем на доске, проверяются и
оцениваются учителем, а остальные -обмениваются тетрадями и проверяют работы
друг друга.
Дополнительно: Упр. № 248 (1,3)
7. Подведение
итогов урока.
Сегодня мы еще раз увидели, для чего же открыли квадратичную функцию и
где можно использовать её график.
Надо помнить о том, что построение графика функции требует
внимательности, аккуратности, точности в расчетах. Во всем нужен порядок. Да и
математику затем учить следует, что она ум в порядок приводит.
8. Домашнее
задание: §13 №249(1,2), №250(1,2), №248(2,4).
9.
Рефлексия: выходя из класса, оставьте на столе учителя одну из символов
физиогностики, выражающее ваше состояние от урока.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.