Главная / Школьному психологу / Курсовая работа по психологии "Психологический комфорт как профилактика психосоматических заболеваний у детей и подростков".

Курсовая работа по психологии "Психологический комфорт как профилактика психосоматических заболеваний у детей и подростков".



Министерство образования Нижегородской области

ГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования»







Выпускная работа



Психологический комфорт как профилактика психосоматических заболеваний у детей и подростков.





Выполнил слушатель:

Педагог-психолог МБОУ СОШ № 29

Зимнович Н. В.

Подпись________________















Нижний Новгород

2014







Содержание.

  1. Актуальность данной темы для автора.



  1. Что такое комфорт? Что такое психологический комфорт? Что зависит от него в школе?



  1. Психологический комфорт как профилактика психосоматических заболеваний.



  1. Что должен делать педагог и психолог для создания психологического комфорта в школе?



  1. А можно ли осуществлять профилактику раньше?





Введение.



Единственная красота, которую я знаю,- это здоровье.

Генрих Гейне

Забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависят их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.

В. А.Сухомлинский

Здоровье – это безусловная ценность. От его качества напрямую зависит качество нашей жизни, уровень наших достижений. Именно оно является настоящим богатством. Бывает очень плохо от того, что человек, получивший то природы высокий уровень здоровья, быстро его растрачивает. Часто бывает так, что ценность здоровья признаётся человеком, но только декларативно. Человек для этого ничего не делает.Это явно прослеживается при анализе результатов методики Рокича «Ценностные ориентации». И педагоги и старшеклассники и родители ставят здоровье как ценность на первое место. А в итоге оказывается, для обладания этой ценностью делается крайне немного. Не берегут своё здоровье, а порой разрушают своё и чужое.

Школа – это место для сохранения здоровья каждого участника образовательного процесса. Если это не так, то это плохая школа. В решении вопроса сохранения здоровья детей не надо жалеть ни сил, ни времени, ни средств.

Что такое комфорт? Что такое психологический комфорт? Что зависит от него в школе?



Большой Энциклопедический словарь - "КОМФОРТ"

КОМФОРТ (англ. comfort), бытовые удобства; благоустроенность и уют жилищ, общественных учреждений, средств сообщения и т. п. В переносном смысле: душевный комфорт - состояние внутреннего спокойствия, отсутствие разлада с собой и окружающим миром.

Современный толковый словарь русского языка Т.Ф.Ефремовой - "КОМФОРТ"

комфорт [комфорт] м. 1) Совокупность бытовых удобств. 2) Состояние внутреннего удовлетворения, возникающее под влиянием каких-л. благоприятных условий, обстоятельств и т.п.

Толковый словарь живого великорусского языка В.Даля - "КОМФОРТ"

м. англ. удобство, уютство, у(при)ют, холя, приволье, домашний покой, удобства и избыток. Комфортабельный, покойный, удобный, приютный, привольный.

Толковый словарь русского языка Д.Н.Ушакова - "КОМФОРТ"

комфорта, мн. нет, м. (англ. comfort). Совокупность бытовых удобств. Квартира с комфортом. Он любит покой и комфорт. Предоставить больному необходимый комфорт.

Комфорт - заимствовано из английского языка, где comfort «поддержка, укрепление» («Этимологический словарь», Н. М. Шанский).

Комфорт - условия жизни, пребывания, обстановка, обеспечивающие удобство, спокойствие и уют. («Толковый словарь русского языка», С. И. Ожегов).

Психологический комфорт - условия жизни, при которых человек чувствует себя спокойно, нет необходимости защищаться.

В развивающей системе обучения Л. В. Занкова, в иных инновационных образовательных системах принцип психологической комфортности является ведущим. Он предполагает снятие (по возможности) всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроке такой атмосферы, которая расковывает детей, и в которой они чувствуют себя «как дома».

Никакие успехи в учебе не принесут пользы, если они «замешаны» на страхе перед взрослыми, подавлении личности ребенка. Как писал поэт Борис Слуцкий:

Ничему меня не научит

То, что тычет, талдычит, жучит...

Однако психологическая комфортность необходима не только для развития ребенка и усвоения им знаний. От этого зависит физическое состояние детей. Адаптация к конкретным условиям, к конкретной образовательной и социальной среде, создание атмосферы доброжелательности позволяют снять напряженность и неврозы, разрушающие здоровье детей.

Если рассматривать факторы, формирующие здоровье человека, то мы увидим, что наследственность определяет 15-20%, здоровье, медицина и экология – по 10-15%, а окружающая среда – 50-55%. Что же входит в понятие «окружающая среда»? В первую очередь, это социум (друзья, школа и т.д.). В школе дети и учителя находятся с утра до вечера. И большая часть времени занята уроками. Следовательно, очень важно то, насколько урок как «окружающая среда» обеспечивает ребенку и педагогу комфортное состояние.

Нельзя допустить у детей комплексов, неуверенности в себе. В классе не должно быть деления на «хороших» и «плохих», «умных» и «глупых». Каждый ребенок должен ощущать веру учителя в свои силы. Ситуация успеха (Я могу!) формирует у ребенка веру в себя, учит преодолевать трудности, помогает осознать свое продвижение вперед.

Задача учителя организовать определенную систему мер по созданию психологического комфорта на уроке. Такую систему мер мы попробуем сегодня разработать.

  В настоящее время ученые в области педагогики и психологии, учителя-практики говорят и пишут о гуманизации образования, об индивидуальном подходе к ученику в процессе обучения и воспитания, о внимании к каждому ребенку, о создании в школе атмосферы психологического комфорта.

Это декларируется в законе РФ “Об образовании”. Наличие или отсутствие психологического комфорта оказывает влияние на состояние психики школьника, его желание учиться, а в итоге – на его успеваемость.

В Конвенции ООН о правах ребенка статья 28. 2 гласит: «Государства-участники принимают все необходимые меры для обеспечения того, чтобы школьная дисциплина поддерживалась с помощью методов, отражающих уважение человеческого достоинства ребенка и в соответствии с настоящей Конвенцией».

Психологическая безопасность образовательного процесса – это состояние защищенности школьника от угроз его достоинству, душевному благополучию, позитивному мировосприятию и самоотношению.  

Очевидно, что психологическая безопасность – важнейшее условие полноценного развития ребенка, сохранения и укрепления его психологического здоровья. Психологическое здоровье, в свою очередь, - основа жизнеспособности ребенка,  которому в процессе детства и отрочества приходится решать отнюдь непростые задачи своей жизни: овладевать собственным телом и собственным поведением, научаться жить, работать, учиться и нести ответственность за себя и других,  осваивать систему научных знаний и социальных навыков, развивать свои способности и строить образ «Я». Это означает, что современная школа должна всерьез и по-настоящему становится не только местом, где детей учат, но и пространством их полноценного взросления, питательной средой становления успешных, счастливых и здоровых людей. Это  возможно  только в атмосфере душевного комфорта и благоприятного социально-психологического климата в образовательном учреждении. А для этого, урок как образовательное пространство, должен быть территорией безусловной психологической безопасности.

Естественно, существуют различные ситуации, мешающие психологическому комфорту. У учащихся такими «мешающими» факторами являются: неуверенность в себе, повышенная утомляемость, замедленность темпа деятельности, повышенная потребность во внимании, повышенная двигательная активность, трудности в переключении с одной деятельности на другую. У учителей (по данным статистики) факторами возникновения дискомфорта выступают: физическая и психологическая напряженность труда, постоянное оценивание со стороны различных людей, высокий уровень ответственности, тенденция агрессивного отношения со стороны родителей и учащихся, разные стили управления педагогическими кадрами.

      Вообще говоря, разбирая потенциальные «критические точки», можно выделить несколько групп факторов, составляющих окружение школьника. Это:

- психолого-педагогические факторы (личность учителя, сложность учебной программы, возможности ребенка усвоить эту программу);

- социальные (статус в классе, отношения с другими учениками вне класса и т.д.);

- физические (школьное пространство, включая обстановку, освещенность, режим дня, качество питания и т.д.)

Обратившись к работам современных психологов и физиологов, можно   выделить так называемые школьные факторы риска, остающиеся, по мнению исследователей,  устойчивыми  и труднопреодолимыми в течение многих десятилетий во всех школах мира:

  несоответствие методик и технологий возрастным и индивидуальным возможностям ребенка ,стрессовая тактика педагогических воздействий,  

нерациональная организация образовательного процесса,  в особенности режима движений, отдыха, пита

предельное напряжение умственных сил ребенка на уроке и в процессе выполнения домашних заданий;

изматывающие, издергивающие  нервную систему детей умственные, эмоциональные и физические перегрузки;

 педагогический  и родительский  «психоз» отличных отметок;

 формализм программных  знаний;

 нервозность школьной обстановки, в которой царит торопливость, напряжение,

недоверие к ребенку, к его желанию учиться, к его индивидуальности.

В педагогической литературе наиболее полно дана характеристика психологического климата. Под психологическим климатом А.С. Макаренко понимал: «стиль» и «тон», подчеркивая мажорность как основную особенность нормального тона классного коллектива. Конкретизируя мажорный тон, он выделял следующие его признаки:

Дружеское единение в системе «учитель-ученик». Во внутренних отношениях можно критиковать и наказывать воспитанников, вовне этих специальных форм воздействия необходимо отдавать должное каждому воспитаннику, защищать его, не причинять ему никаких огорчений, не позорить его;

Проявление внутреннего, уверенного спокойствия, постоянная бодрость, готовность к действию. Наличие чувства собственного достоинства у каждого ученика;

Защищенность всех членов классного коллектива. Ни один ученик не должен чувствовать своей обособленности и беззащитности;

Разумная и полезная деятельность всех на уроке;

Умение быть сдержанным в движениях, словах.

  При отсутствии благоприятного психологического климата школа не сможет решать поставленные задачи.


Психологический комфорт как профилактика психосоматических заболеваний.


Здоровье ребенка зависит от многих факторов. Одним из них является психологический комфорт. Но мы не всегда придаём ему значение.

Очень часто психологический дискомфорт возникает в результате фрустрации потребностей ребенка. Прежде всего сюда относится известный феномен депривации, когда младенец лишен материнского внимания и заботы, в результате чего наблюдается задержка в его психическом и физическом развитии.

При авторитарном, репрессивном стиле воспитания со стороны родителей, воспитателей детского дошкольного учреждения или учителей школы дети испытывают фрустрацию таких жизненно важных потребностей, как потребность в безопасности, любви, общении, познании через взрослых окружающего мира. Фрустрация этих потребностей, приводящая к психологическому дискомфорту, серьезно сказывается на психическом и физическом здоровье ребенка. Дети, испытавшие на себе подобный стиль воспитания, как правило, в дальнейшем относятся к окружающему миру как к источнику угрозы и опасности. Они предпочитают до минимума сводить общение со взрослыми и сверстниками, отказываются от контакта с незнакомыми им людьми, в ситуации школьного обучения не отвечают на вопросы, т. к. боятся допустить ошибку, за которой может последовать наказание. Постоянное ожидание угрозы со стороны окружающих, непрерывные стрессовые перегрузки вызывают истощение еще не вполне окрепшей нервной системы ребенка, что приводит к различным соматическим и функциональным заболеваниям.

В основе школьных неврозов, часто проявляющихся в виде различных заболеваний (бронхиальные астмы, приступы рвоты или головной боли и т. д.), как правило, лежит фрустрация одной или нескольких детских потребностей.

Так, замечено, что очень часто приступы бронхиальной астмы впервые возникают у детей, когда они начинают посещать ясли, детский сад или школу. При этом детям явно не нравится то заведение, куда их определили. Причины могут быть самые разнообразные: злая, крикливая воспитательница или учительница, обижающие дети-драчуны, постоянно испытываемый неуспех в школе из-за неподготовленности к школьному обучению. Все эти причины приводят к психологическому дискомфорту, следствием которого могут быть заболевания, имеющие невротический характер.

В основе профилактики упомянутых выше заболеваний должна лежать забота о психологическом комфорте ребенка.,

Любовь, нежность и забота, полученные в детстве в семье, позволяют человеку стать сильным духом, стойко переносить тяготы жизни и проявлять себя незаурядной личностью. Вероятно, спокойное, воспитание в семье позволяет окрепнуть нервной системе ребенка и предохраняет его от раннего развития психосоматических заболеваний.

Психологическая готовность ребенка к школьному обучению — еще один необходимый момент в осуществлении профилактики психосоматических заболеваний.

И чем лучше подготовлен к ней ребенок, тем меньшую психологическую и физическую нагрузку он испытывает.

Чрезвычайно важно, чтобы ученик пришел в школу без страха наказания за ошибки, иначе он не сможет учиться, т. к. чрезмерная тревога будет разрушать его деятельность. Это обстоятельство необходимо учитывать всем взрослым, каким-либо образом обучающим ребенка

Таким образом, профилактика психосоматических заболеваний ребенка во многом зависит от обеспечения для него атмосферы психологического комфорта, начиная с первых лет рождения, и далее в соответствии с его жизненно важными потребностями. Решение этой задачи возможно только в том случае, если взрослые, воспитывающие и обучающие детей, знакомы с возрастными закономерностями психического развития ребенка и способны применить на практике принцип индивидуального подхода к нему.

Термин "психосоматические" происходит от двух греческих слов, "psyche" - "душа" и "soma" - тело. Он используется для описания физических симптомов, являющихся прямым результатом психического или эмоционального состояния человека. Нельзя считать, что психосоматические заболевания - это воображаемые или  психические болезни.

     Когда говорят о психосоматике, подразумевают, в первую очередь, заболевания  пищеварительной системы (нарушение аппетита, тошнота, рвота, боли в животе, метеоризм, запор и понос). Родителям нужно обратить внимание, если у ребенка постоянно снижен аппетит, плаксивое настроение. Это так называемое «нарушение пищевого поведения», при котором возможны тошнота, боли в животе различной локализации и интенсивности, нередко связанные не столько с приемом пищи, сколько с психотравмирующими и стрессовыми для него ситуациями. Мамы ведут детей к доктору. И ребенку ставят один из диагнозов: хронический гастродуоденит, дискинезия желчевыводящих путей, язва двенадцатиперстной кишки, гастрит, дисбактериоз кишечника. А малышу требуется еще и помощь психолога!    

     Вторая группа психосоматических заболеваний – кожные. Чаще всего ребенок в этом случае жалуется на зуд. В совокупности с другими симптомами болезнь диагностируется как  атопический дерматит. Другой наиболее представленной формой психосоматической дерматологической патологии является нарушение волосяного покрова головы (очаговая, тотальная алопеция ). 

     Любят «селиться» психосоматические хвори и в двигательной системе. Первую группу нарушений у детей и подростков можно назвать гиперкинетическими нарушениями. Это тики, кривошея, торзионная дистония. Гипокинетические нарушения включают в себя псевдопарезы (псевдопараличи), различной степени выраженности астазия-абазия (невозможность стоять и ходить), ограничения подвижности конечностей. К третьей группе нарушений относятся псевдоэпилептические приступы. 

     Родителям нужно проконсультировать ребенка у психолога, если есть какие-то проблемы с эндокринной системой в виде нарушения менструального цикла, углеводного обмена или пищевого поведения.

     Как видим, психосоматические болезни многообразны. Но все ли дети подвержены психосоматическим реакциям?

 

                               «Государство – это я!»

      Страдал ли Людовик  XIV, произнесший эту крылатую фразу, манией величия – не известно. Но то, что практически каждый ребенок, подверженный психосоматическим реакциям, в своей семье – маленький Людовик, бесспорно. Потому что психосоматика  «служит», прежде всего, капризам истерического характера. По каким же чертам можно «вычислить» маленького истерика?

     Они – яркие эгоцентрики, стремящиеся во что бы то ни стало обратить на себя внимание. Они жаждут признания, не объективны как к себе, так и к другим, не живут, а «играют роль», которую сами же себе придумали. При этом театральны и жеманны.  Особая черта истериков – внушаемость и самовнушаемость.

     Характерологические истерические особенности уже с детства отличаются яркостью, «выпуклостью». Истерики выделяются экстравагантностью во всем: в манере держаться, говорить, действовать. Основные черты характера таких детей – это афиширование всего, что может обратить на себя внимание, легкость смены настроений, симпатий и антипатий, увлечений, стремление казаться «исключительной личностью». Дети истерики стремятся к лидерству, но легко терпят неудачу и меняют цель, стараясь вызвать сочувствие, жалость. При этом случайное достижение цели – не пустили в школу, потому что кашлял, - закрепляется как истерический симптом. И в следующий раз кашель возникает уже тогда, когда не выучены уроки или страшно идти на контрольную. 

     Психосоматические реакции могут наблюдаться у детей и подростков с разными типами личности, но наиболее отчетливо они проявляются при  эмоционально лабильном типе характера, истерическом типе и лабильно-истерическом. Определить, какой тип характера у вашего ребенка, поможет  психолог.

     Психосоматические реакции могут впервые проявиться или усугубляться в период возрастных кризисов. В период первого возрастного кризиса, который длится от 3 до 4 лет, встречаются приступы удушья, нервная рвота, тики, заикание, энурез и энкопрез. Основной причиной этих психосоматических реагирований является желание ребенка привлечь к себе внимание родителей. Если  психологическую проблему не  решить, то невротические симптомы и трудности поведения будут нарастать.

     В период второго возрастного кризиса – от 5 до 7 лет – чаще всего наблюдаются расстройства сна, рвота, нарушение речевых функций – заикание, исчезновение голоса, тики. Иногда у ребенка появляется склонность к преувеличенному фантазированию.

     В период самого длительного - пубертатного кризиса, который длится от 12 до 18 лет, тенденция «перехода» психологических проблем на уровень телесный, соматический, особенно сильна. Нередко подростки жалуются на запоры, поносы, отрыжку, рвоту, боли в животе, нарушение ритма сердца и неожиданные «подскоки» температуры. А отрицание родителями и врачами «серьезного заболевания» вызывает у подростка бурный протест и тогда помощь психолога родителям может понадобиться больше, чем ребенку.

     К сожалению, не только родители, но, порой, и врачи не могут определить, какова природа заболевания у ребенка. Чтобы помочь доктору установить диагноз и назначить правильное лечение, мамы должны знать, попадает ли ее ребенок в «группу риска»? Склонен ли он к психосоматическим заболеваниям? Какую же информацию нужно сообщать дополнительно врачу?

     Вы должны сообщить доктору о: патологии беременности; патологии родов;  нарушении вскармливания (до 6 месяцев и грудном вскармливании); нарушении психомоторного развития ребенка; перенесенных травмах и операциях; посещении ребенком детских учреждений (детский сад, школа); наличии братьев и сестер в семье; неполной семье; пьянстве родителей; смерти или болезни кого-то из родителей.

     Поводом для обращения к врачу должны стать плаксивость ребенка, тревога, вялость, отсутствия радости, безынициативность, физическая слабость, отрицательная оценка происходящего, раздражительность, конфликтность на фоне тоски, скука, грусть, безрадостность, тяжесть в теле. Все эти симптомы говорят о возможной депрессии, на фоне которой нередко развиваются психосоматические заболевания.

     Но не менее важными (если не главными) факторами являются  ошибки в воспитании и нарушение детско-родительских отношений.

 

                                      «Золушки» нашего времени

      К сожалению, родители, обращаясь к детскому психологу под нажимом воспитателей детского сада или школьных педагогов, меньше всего склонны рассматривать свои отношения с ребенком как источник его многочисленных проблем.

     Отечественный психиатр В.Я. Гиндикин выделил четыре формы неправильного воспитания, искажающих личность ребенка и провоцирующих психосоматические заболевания.

     «Золушка» - тип воспитания, при котором ребенок лишен ласки и внимания. Над ним издеваются, противопоставляют другим детям. Можно сказать, что такой ребенок – обуза в семье. Кстати, по последним данным российских педиатров и невропатологов, чаще страдают психосоматическими заболеваниями те дети, чьи матери восприняли беременность как нежелательную. «Золушки»   нашего времени растут сверхчувствительными и зависимыми не только от родителей, но и от сверстников, от учителей в школе.

     Другую крайность воспитания В.Я. Гиндикин назвал «Кумир семьи». Чаще всего, родителей такого ребенка можно узнать по разговорам о гениальности их чада, а самого ребенка – по стремлению к лидерству, но неумению устанавливать дружеские контакты со сверстниками, избалованности и неприученности к какому либо труду.  Нередко такой ребенок становится домашним тираном.

     Гиперопека  - тип воспитания, когда родители контролируют каждый шаг ребенка, навязывают ему свое мнение, подавляют самостоятельность и инициативу. У некоторых детей это вызывает протест, у большинства же вырабатывает комплекс неполноценности.

     При гипоопеке, наоборот, ребенка воспитывают от случая к случаю. По сути, воспитание отсутствует. Чтобы привлечь внимание родителей, на помощь ребенку, порой, приходит психосоматика. Он заболевает…

     «Сигналы», которые подает психика через тело, не всегда распознает даже врач. Например, о чем говорят частые ангины в сочетание с отитами? Только ли о слабом горле? Психологи знают, что не только о слабом горле, но и о том, что, возможно, для ребенка есть какая-то психотравмирующая тема, на которую он не хочет говорить. И ребенок заболевает, то есть теряет возможность обсуждать что-то, отвечать на вопросы взрослых. А что такое отит? Это проблема со слухом. Ребенок не только «не может» говорить, но он еще и «не слышит», что ему говорят!

     «Разве смогут родители без специального медицинского или психологического образования понять телесные сигналы своего ребенка»? -  предвижу вопрос. Я уверена, что смогут. Для этого нужно лишь выполнять два условия. Первое – это следить за физическим здоровьем ребенка. Регулярно посещать педиатра и невропатолога.  Если ребенок по объективным показателям здоров, но его время от времени мучают то затяжные простуды (часто встречающийся вариант, когда ребенок не хочет идти в сад), то боли в животе и тошнота, надо проанализировать, что не получает ребенок от меня – родителя? Чаще всего ребенку не хватает внимания. Например, родился второй малыш, или мама с папой много времени проводят на работе. Возможно, у ребенка неудачи в школе – с успеваемостью, или конфликтные отношения с кем-то из учителей или сверстников. Не сочтите за труд, сходите к классному руководителю, расспросите, как живется вашему малышу, все ли у него в порядке?

     Поможет «распознать» истоки травматичных для ребенка отношений игра. Вспоминаю, как на консультацию родители привели четырехлетнего Гришу. Малыш заикался. Расспросы, не испытал ли мальчик сильный испуг, ничего не дали. Родители не помнили. Тогда я предложила Грише поиграть. Мальчик принес мягкие игрушки – зайчика, мишку, поросенка, собаку и льва, - и все звери стали прогонять из своей компании собаку. Они кричали ей Гришиным голосом «злая» и «уходи», били ногами, грозились привязать на цепь! Несомненно, с собаками у ребенка были связанны какие-то неприятные воспоминания. Я снова обратилась к родителям с вопросом : «Не напугала ли Гришу собака»? Мама всплеснула руками: «Полгода назад Грише чуть не откусил голову громадный дог, когда мы вышли на прогулку из подъезда! Он тогда сильно испугался, два часа не могли успокоить. А я и забыла»! Как потом выяснилось, заикание у мальчика началось через пару недель после  злополучной встречи с собакой, но никто из взрослых не связал психотравмирующую для ребенка ситуацию с логоневрозом. А спустя полгода  простое наблюдение за игрой малыша помогло понять причину его заикания и с помощью той же игры преодолеть невроз.

      Не менее диагностично и рисование. Настораживающий симптом, если кого-то из членов семьи или школьных учителей ребенок рисует черного цвета. «Черный человек» вызывает у ребенка тревогу и страх.

     Пятилетняя Маша жила, как в зоне военных действий. Родители девочки все время конфликтовали, папа периодически «уходил от мамы». Когда папа отсутствовал, Маша  скучала, ее мучили тошнота и боли в животе. Когда я спросила девочку, почему у нее  болит животик, она коротко ответила: «От грусти»!

Таким детям медицинская помощь нужна во вторую очередь. В первую – родительская любовь и внимание. Потому что грусть могут вылечить только родители ребенка!



Что должен делать педагог и психолог для создания психологического комфорта в школе?

Нельзя допустить у детей комплексов, неуверенности в себе. В классе не должно быть деления на «хороших» и «плохих», «умных» и «глупых». Каждый ребенок должен ощущать веру учителя в свои силы. Ситуация успеха (Я могу!) формирует у ребенка веру в себя, учит преодолевать трудности, помогает осознать свое продвижение вперед.

Задача учителя организовать определенную систему мер по созданию психологического комфорта на уроке.

Большой воспитательный потенциал содержат в себе творческие задания, задания по выбору, которые обогащают структуру урока, создают благоприятную обстановку, подходящую для развития личности .

Исследования показали, что позиция учителя на уроке, стиль его поведения и общения серьезно влияют на климат урока, отношение учащихся к учению. Особое значение приобретает слово учителя. Еще А.С. Макаренко говорил, обращаться к учителям: «… Нужно уметь сказать так, чтобы они (ученики) в вашем слове почувствовали вашу волю, вашу культуру, вашу личность». При этом он отмечал, что этому надо учиться. Действительно, овладение культурой слова - неотъемлемый компонент подготовки учителя, его профессионального становления. Благоприятный климат на уроке зависит от многих и многих факторов. Учителю важно помнить, что психологический климат на уроке начинает создаваться вне урока. Взаимоотношения учителя с учениками –  важнейшее условие психологической атмосферы урока. Как учитель относится к работе, как разговаривает с детьми, с родителями, другими учителями, радуется ли он успехам детей и как он радуется, как он выражает свои эмоциональные чувства, как он ими владеет - все это и многое другое оказывает воздействие учителя учащимся и на их отношение к нему. При отсутствии благоприятного психологического климата школа не сможет решать поставленные задачи.

Что же можно сделать в условиях школьного урока для сохранения психологического комфорта?

Обязательно учитывать физиологические эмоционально-личностные особенности детей, создавать ситуации успеха на уроке, выбрать наиболее подходящий стиль общения.

Педагоги-психологи выделяют ряд факторов, способствующих благоприятному психологическому климату:

Учитель должен входить в класс с хорошим бодрым настроем и уметь настроить себя на жизнерадостную с детьми параллель. Учителю вообще должно быть присуще желание и стремление общаться с детьми, общаться в доброжелательной форме.                                  

Любое эмоциональное состояние, включая  отрицательное, можно выразить в деликатной форме.

Учитель должен хорошо знать возрастные психологические особенности учащихся, а также развивать в  себе педагогическую наблюдательность, чтобы гибко и адекватно реагировать на ту или иную ситуацию на уроке.

Одним из самых «взрывоопасных» этапов урока является регулирование и коррекция поведения учащихся, оценка их знаний.

 Неумеренное поощрение или наказание приносят вред. Одобрение, поощрение будут по-разному восприняты разными учащимися. Психологически важно не захвалить хорошо успевающего ученика с высокой самооценкой, важно и для самого ученика, и для учащихся класса (А.В.Макаренко)Обучение и воспитание должно строиться без наказания и окриков (В.С.Сухомлинский.)

Психологический дискомфорт на уроке для учителя, а затем и для учащихся, часто идет от чувства профессионального бессилия педагогической деятельности, поэтому учителю важно совершенствовать свое профессиональное мастерство.

Приходите в кабинет нужно немного раньше звонка. Убедиться, все ли готово к уроку. Стремиться к организованному началу урока Начинайте урок энергично. Не задавайте вопросы о том, кто не выполнил домашнего задания. Урок ведите так, чтобы каждый ученик с начала и до конца был занят делом.

Применяйте на уроке специально разработанный дидактический материал, используйте  разноуровневые задания, позволяющие ученику самому выбирать вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую).

Увлекайте учеников содержанием материала, контролируйте темп урока, помогайте «слабым» поверить свои силы. Держите в поле зрения весь класс. Особенно следите за теми, у  кого внимание неустойчиво. Предотвращайте сразу же попытки нарушить рабочий ритм. Обращайтесь чаще с вопросами к тем, кто может на уроке отвлечься.

Мотивируйте оценки знаний: ученику следует знать, над, чем ему поработать еще. Это будет приучать к дисциплинированному труду. Ученик будет привыкать к тому, что указания учителя надо выполнять обязательно.

Заканчивать урок общей оценкой работы класса и отдельных учеников. Пусть все испытают чувство удовлетворенности от результатов труда на уроке. Постарайтесь заметить положительное в работе недисциплинированных ребят, но делайте это не слишком часто.

Прекращать урок со звонком. Напомнить дежурному о его обязанностях. Удерживайтесь от излишних замечаний.  

Помните, налаживание дисциплины, может быть единственная область педагогической практики, где помощь не идет на пользу.

Обращайтесь за помощью к самим ученикам. С нарушителями, которых класс не поддерживает легче справиться.

Не допускайте конфликтов с целым классом, а если он возник, не затягивайте его, ищите разумные пути его разрешения.

Помните слова Н.А. Добролюбова о том, что справедливый учитель - это такой учитель, поступки которого оправданы в глазах учеников.

Заповеди учителя

Уважай детей! Защити их любовью и правдой.

Не навреди! Ищи в детях хорошее.

Замечай и отмечай малейший успех ученика. От постоянных неудач дети озлобляются.

Не приписывай успех себе, а вину ученику.

Ошибся – извинись, но ошибайся реже. Будь великодушным, умей прощать.

На уроке создавай ситуацию успеха.

Не кричи, не оскорбляй ученика ни при каких обстоятельствах.

Хвали в присутствии коллектива, а прощай наедине.

Только приблизив к себе ребенка можно влиять на развитие его духовного мира.

Не ищи в лице родителей средство для расправы за собственную беспомощность в общении с детьми.

Оценивай поступок, а не личность.

Дай ребенку ощутить, что сочувствуешь ему, веришь в него, хорошего мнения о нем, несмотря на его оплошность.

В целях предупреждения конфликтных ситуаций, вызванных постановкой отметки учителем, каждому учителю комментировать выставляемую отметку, использовать прием самооценки учащимися своей работы, привлекать учащихся для оценивания ответа одноклассников.

В начале учебного года знакомить учащихся и их родителей (на родительском собрании) с нормами выставления отметок и системой контроля знаний учащихся по каждому предмету.


Золотые правила психологического комфорта на уроке

  1. Не пытайтесь за каждым отрицательным поступком школьника видеть только отрицательные мотивы.

  2. Тщательно готовьтесь к уроку, не допускайте даже малейшей некомпетентности в преподавании своего предмета.

  3. Школьники склонны охотнее выполнять распоряжения учителей при опосредованном способе воздействия.

  4. Школьника можно изменить к лучшему с помощью специальных приемов оценки его личности.

  5. Совместная деятельность сближает людей и повышает их авторитет (если она хорошо организована).

  6. Предусмотрительность и корректность поведения учителя снижают напряжение в общении.

  1. В наших руках возможность создать в школе такую атмосферу, в которой дети будут чувствовать себя уютно, успешно, комфортно



А можно ли осуществлять профилактику раньше?

Психосоматические заболевания заметно потеснили в XX веке все остальныевследствие   повышения  темпа  жизни  и  увеличения  эмоциональных  перегрузок. Естественно, что такая ситуация вызвала интерес у врачей, психологов к причинам, вызывающим    психосоматические    заболевания.    В    последнее    время    широкое  распространение  получило  понятие   "алекситимия" ("а"  -  отрицание,   "тимос"  - настроение,    "лексис"    -    лексика,    словарь),    т.е. существование  личностных особенностей,  являющихся    предпосылкой      появления  психосоматических заболеваний. Врачи заметили, что люди, у которых беден эмоциональный словарь, часто страдают болезнями сердца, сосудов, нервов, гипертонией и т.д. Какая же связь между эмоциями и сердцем? Эмоциональный разряд формируется в глубинах мозга, требует выхода, но прямой выход, т.е. всплеск, непосредственное проявление эмоций, невозможен. Эмоция требует переработки. Один из механизмов такой переработки -  способность распознавать и описывать свои эмоции и эмоции других людей (т.е. анализ   эмоций   с   помощью   слов,   понятий).   Как   же   помочь   детям   не   стать впоследствии    психосоматиками? Для этого    необходимо    привлечь  их к эмоциональному миру человека, обучить их выражению и распознаванию некоторых базовых эмоций, развивать самопознание.

Последовательность знакомства с каждым чувством:

1. Первичное знакомство с чувством, настроением.

а) Рассказ или чтение взрослым эпизода из сказки, рассказа, в котором герой

испытывает то же чувство. Дети должны угадать чувство, а затем вспомнить

другие эпизоды из сказок, рассказов, когда герой испытывает это же чувство.

Например: "Гулял по лесу пес. Вдруг навстречу ему идет лисенок с огромным букетом цветов и поет песенку. Увидел лисенок пса и подарил ему цветы. Удивился песик и спросил: "А за что?" "Да просто так", - ответил лисенок и побежал дальше.

     б)  Вопросы: "Какое это чувство?"

Затем взрослый говорит детям, что они тоже испытывают такое чувство и предлагает закончить предложение: "Чувство радости (обиды, жалости и др.) это когда ..."

в) Наши  близкие тоже в тех или иных случаях испытывают это чувство.

Дети заканчивают предложения: "Для мамы чувство радости (обиды, жалости) - это когда ...", "Для воспитательницы ... ", "Для сестры ..." Это работа с незаконченными предложениями.

г)  Рисунок на тему "чувство"

Затем в зависимости от возраста проводится или выставка детских рисунков (младшие дети) или рассказ каждого ребенка о своем рисунке.

д) Игра "Ассоциации" (старшие дети). Дети по очереди придумывают, какого цвета
могло быть чувство, каким животным, каким запахом, каким звуком ... С
помощью этой игры можно показать, что чувства каждого человека уникальны,
и каждый имеет право чувствовать по-своему.

II. Обучение распознаванию и произвольному проявлению чувств.

Работа   начинается   с   предъявления   детям   одного,   а   лучше   нескольких изображений человека, испытывающих данное чувство.

1.  Понаблюдать за мимическим выражением чувства.

  1. Детям предлагается показать данное чувство лицом, телом, дыханием.

Можно провести конкурс на самое похожее чувство (самую радостную радость, самый интересный интерес).

3.   Когда дети познакомятся более чем 2-мя чувствами, можно включать в занятие
игры на проявление и распознавание чувств.

Этапы работы по овладению "языком чувств".

 I. Содержание работы.

1)                овладение особой лексикой, пополнение словаря понятиями, называющими состояния, эмоции, настроения, его оттенки, переживания. Эти слова дают возможность определить желания и цели, ощущения и самоощущения.

2)                овладение особыми фразами и особым речевым поведением, помогающим улаживать конфликты, разрешать споры, устанавливать речевые контакты.

3) освоение    большого    пласта    "важнейших    слов",    т.е.    слов    вежливости, отражающих   нашу   доброжелательность,   расположенность   к   окружающим, воспитанность.

 I I. Лексика настроения, приемы работы.

1)       помогать разбираться детям в своих состояниям и отношениях с помощью определенных слов, фраз: Мне приятно - мне неприятно, мне нравится, не нравится, мне хочется - не хочется, я рассержена, я обижена, я доволен, я расстроилась.

2)   стихи, где характеризуется какой-либо персонаж, его настроение, внутренне состояние: "И слон возвратился в родные места, счастливый от хобота и до хвоста", "Кто никому не помогает, тот вечно хнычет и скучает".

3)       словарь определений из детской поэзии, выписать карточки, наклеить соответствующую картинку и поместить в коробку с соответствующей надписью "настроение".

"Встало солнце кислое, смотрит - небо скисло, В кислом небе кислое облако повисло". Даже сахар кислый, скисло все варенье, Потому что кислое было настроение".

III. Улаживание конфликтов, приемы работы.

1)          обучение "словесному бою" с теми, кто дразнится, обзывается, вооружение детей защитной фразой: "кто обзывается, тот сам так называется", "кто чем обзывается, тот тем же называется".

2)    убедить, что расстраиваться не надо уже потому, что "обзывалыцику" это в радость, он этого и хотел. А зачем мы будет доставлять ему это удовольствие?

3)          прием "письма" от "незнакомца", который был в детском саду и, услышав клички, не смог их написать. Или его образовало чье-то узнаваемое детьми поведение, и он хочет поблагодарить.

IV.   Волшебные слова, приемы работы

1) это формулы вежливости, вежливые обороты, особые слова, они не называют чувств, но выражают добрые, заботливые отношения. Пример взрослых: "будь добр", "разреши", "извини", "с твоего разрешения", "позволь", "прости", "я не хотела" и т.д., чтение художественной литературы.

2) сочинение совместных историй про разных персонажей, у которых не было вречи волшебных слов и потому им плохо приходилось в жизни.

В заключение хотелось бы сказать, что умение быть чутким и добрым к другим невозможно без умения быть чутким и добрым к себе. Необходимо учить любить себя, свой внутренний мир, познавать его и относиться уважительно, любить свое тело,  его возможности.  "Язык чувств"  помогает малышу заявить о себе, защитить   себя,   выразить   отношение   к  другому  и  к  себе,   сформировать положительную самооценку.  Если понимаешь  себя, то лучше понимаешь и других;человек, понявший себя,  становится более открытым для других, учится принимать других такими, какие они есть.

ИГРЫ

1. Первичное знакомство с чувствами

"ЖИВОТНЫЕ"

Для выполнения этого упражнения потребуется набор маленьких пластмассовых животных - диких и домашних. Ведущий расставляет животных на столе. Затем называет то или иное чувство и просит детей выбрать животное, которое ассоциируется с данным чувством, взять в руки и, по возможности, объяснить свой выбор.

"ПАЛЬЦЫ"

Детям предлагается пощупать пальцами различные поверхности: веточки от елки, кусочки наждачной бумаги, глянцевой бумаги, бархата и др., а после этого назвать чувство, которое было вызвано каждым из соприкосновений.

"МУСОРНОЕ ВЕДРО"

Ведущий ставит на середину класса небольшое ведерко и предлагает детям порассуждать, зачем человеку нужно мусорное ведро и почему необходимо постоянно освобождать его от мусора. Потом детям предлагается представить себе жизнь без мусорного ведра, когда мусор постепенно наполняет комнаты, становится тяжело дышать, невозможно передвигаться, дети начинают болеть. Проводится аналогия с чувствами. У каждого из нас часто скапливаются чувства, ставшие ненужными и бесполезными. И некоторые любят копить свои чувства, например, копить обиды и страхи. Далее детям предлагается выбросить старые, ненужные обиды, гнев, страх в мусорное ведро. Для этого дети на листочках записывают чувства, от которых они хотят избавиться, например: "Я обижаюсь на ...", "Я боюсь ...", и т.д. Затем они сворачивают листочки комочками и выбрасывают в мусорное ведро, а дежурный выносит ведро в мусорный ящик. Это упражнение необходимо повторить несколько раз с небольшими временными интервалами.

2. Обучение распознаванию и произвольному проявлению чувств.

"МОРЕ   ВОЛНУЕТСЯ"

Ведущий начинает так: "Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, фигура радости (страха, стыда и т.д.) замри". Далее водящий выбирает наиболее яркую фигуру и игра повторяется.

"ТЕАТР"

Детям предлагается представить себя актером и показать данное чувство только ртом, глазами, рукой, спиной, посадкой и т.п. Ведущий помогает детям, закрывая листом бумаги  лицо и его части, чтобы исключить узнавание чувства по мимике лица - актера.





"СКУЛЬПТОР"



Для выполнения этого упражнения нужны одноцветные бумажные салфетки. Салфетки складываются вдвое, а затем дети щипковыми движениями делают отверстия так, чтобы получились маски, выражающие то или иное чувство и озвучивают его.

"ПОПУГАЙ"

Ведущий произносит короткое предложение, например: "Я иду гулять". Один из участников повторяет предложение, стараясь при этом выразить заранее задуманное им чувство. Остальные дети отгадывают, какое чувство было задумано.

"ПОКАЖИ ДНЕВНИК МАМЕ"

Из числа участников выбирается "мама" и "ученик". "Ученик" пишет на листочке оценку и показывает ее так, чтобы видела только "мама". "Мама" должна без слов выразить свое чувство так, чтобы остальные дети догадались, какую оценку получил "ученик".

"ШУРУМ - БУРУМ"

Ведущему предлагается загадать чувство, а затем только с помощью интонации, отвернувшись от круга и произнося только слова "шурум-бурум", показать детям чувство.

Список использованной литературы:


1. Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы

А.Д.Андреева, Т.В.Вохмянина, А.А.Воронова, Н.И.Гуткина, Е.Е.Данилова, И.В.Дубровина, В.И.Екимова, В.В.Зацепин, Д.ВЛубовский, А.Б.Николаева, В.Э.Пахальян, А.М.Прихожан, Н.Н.Толстых

2. Хухлаева О.Н. «Лесенка радости». М.,1998 г.

3.Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. "Учим детей общению". Ярославль, 1996 г.

4.Кряжева Н.Л. "Развитие эмоционального мира детей". Ярославль, 1996 г.

5.Овчарова Р.В. "Практическая психология в начальной школе". М., 1996 г. 6.Панфилова М.А. "Игротерапия общения". М., 2000 г.                                             



treningi.zp.uapubl/stati…detskie…profilaktika/14…

zdd.1september.ruarticlef.php psyera.ru

klassifikaciya…rasstroystv-2053.htm


































































Курсовая работа по психологии "Психологический комфорт как профилактика психосоматических заболеваний у детей и подростков".
  • Школьному психологу
Описание:

Роль школьного психолога невозможно переоценить. Ему принадлежит функция создания безопасной психологической среды.Важна ли эта функция в школе? Я думаю, что это главная функция. Она способствует сохранению здоровья всех субъектов образовательного процесса. А качество здоровья - показатель успеха.

Одной из составляющих безопасной среды школы является показатель СПК (социально-психологический климата). И каждый психолог работает на улучшение этого показателя. В школе ребёнок проводит годы своей жизни, взрослеет, проживает кризисные периоды. И от того, в каких условиях он это проживает, будет сказываться на его эмоциональном состоянии, а ,следовательно, и на его здоровье.

Здоровье – это безусловная ценность. От его качества напрямую зависит качество нашей жизни, уровень наших достижений. Именно оно является настоящим богатством. Бывает очень плохо от того, что человек, получивший то природы высокий уровень здоровья, быстро его растрачивает. Часто бывает так, что ценность здоровья признаётся человеком, но только декларативно. Человек для этого ничего не делает.Это явно прослеживается при анализе результатов методики Рокича «Ценностные ориентации». И педагоги и старшеклассники и родители  ставят здоровье как ценность на первое место. А в итоге оказывается, для обладания этой ценностью делается крайне немного. Не берегут своё здоровье, а порой разрушают своё и чужое.

Школа – это место для сохранения здоровья каждого участника образовательного процесса. Если это не так, то это плохая школа. В решении вопроса  сохранения здоровья детей не надо жалеть ни сил, ни времени, ни средств.

 

 

Автор Зимнович Надежда Валериановна
Дата добавления 09.01.2015
Раздел Школьному психологу
Подраздел
Просмотров 1187
Номер материала 47876
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓