Главная / Технология / КУРСОВАЯ РАБОТА на тему: «Межпредметные связи на уроках технологии при работе на токарном станке»

КУРСОВАЯ РАБОТА на тему: «Межпредметные связи на уроках технологии при работе на токарном станке»



Министерство науки и образования Республики Казахстан

Кокшетауский государственный университет им.Ш. Ш.Уалиханова


Факультет туризма, спорта и дизайна

Кафедра изобразительного искусства





КУРСОВАЯ РАБОТА



По дисциплине:

«Методика общетехнических и специальных дисциплин»


На тему: «Межпредметные связи на уроках технологии

при работе на токарном станке»





Выполнил: студент 2 курса группы ПО-2 Биба А.М.

Научный руководитель Фазылова С.С.

Работа защищена_________________

Оценка_______________





















Кокшетау-2012г.






Содержание:




Введение …………………………………………………………………...3-4

Глава I

    1. Из истории токарного дела……………………………………………5-9

Разновидности токарных станков по дереву………………………………9

Точение. Виды точения древесины………………………………………..9

Инструмент для токарных работ………………………………………...9-11

Материалы, применяемые при работе на станке………………………....11

Глава II Методическая часть

2.1 Основы и задачи межпредметных связей в учебном процессе…..11-17

2.2. Межпредметные связи на уроках технологии…………………….17-20

2.3. Методические разработки уроков…………………………………21-29

Заключение………………………………………………………………29-31

Литература……………………………………………………………….32-33

Приложение……………………………………………………………...33-35


















Введение

Современное общество постепенно переориентирует цели развития человека с чисто научно-технического прогресса на реализацию возможностей и ценностей человека в нем. В последние годы наблюдается тенденция гуманизации общественных отношений. Более всего в этом нуждается сфера образования и воспитания. Исследования последних лет в области человекознания подтверждают, что главное назначение образования состоит в том, чтобы создать условия для свободного развития личности. Традиционно межпредметные связи в содержании обучения проходят на уровне учебного предмета и учебной информации (А.С. Антонов, Ю.И. Дик, И.Д. Зверев, В.Н. Максимова, А.А. Пинский, А.В. Усова и др.). Однако научно обоснованное построение содержания требует отбора и структурирования учебной информации, что приводит к поэтапным технологическим инвестициям в инвариантное содержание образования. В исследованиях ряда ученых разработаны отдельные аспекты проблемы и теории становления интегрированного подхода в образовании (М.Н. Берулава, Е.И. Бражник, Б.Н. Воронин, А.И. Еремин, А.Я. Данилюк, С.И. Жарков, Л.П. Ильенко, В.Н. Куровский, А.Н. Непомнящий, А.В. Трумин и др.). Весомый вклад в построение системы управления межпредметными связями внесли И.М. Сеченов, В. Усанов, Ф.Ф. Харисов и др. Современная школа призвана научить ребенка познавательной мобильности, рациональному отбору, эффективному усвоению насыщенной информации. Актуальность темы определяется тем, что в последнее время ведутся поиски в области интегрированных форм обучения учащихся. Анализ теории и практики среднего образования с позиции интегрированного воздействия на развитие учащихся позволяет выделить следующие противоречивые тенденции в современной педагогике и методике: провозглашенные цели развивающего обучения еще не связываются с развивающим потенциалом целостного изучения явлений природы и общества в содержании образования; - педагогические поиски в области организации интегрированных форм учебных занятий не всегда сочетаются с развивающим потенциалом межпредметных связей в образовании. Наличие этих проблем послужило основанием для выбора темы исследования: «Межпредметные связи на уроках технологии». Цель курсовой работы - выявление возможностей реализации межпредметных связей при обучении технологии в процессе развития познавательного интереса. Гипотеза исследования состоит в том, что реализация межпредметных связей является эффективным средством развития познавательного интереса учащихся в процессе обучения их технологии. Объект исследования - уроки технологии. Предмет исследования – использование метода интеграции на уроках технологии.

Методы исследования: - анализ литературы по теме курсового проекта; - наблюдение за динамикой усвоения учебного материала и качеством успеваемости по предмету; - сравнительный анализ результатов контроля знаний учащихся;

Межпредметные связи – важнейший принцип обучения в современной школе. Он обеспечивает взаимосвязь естественно-научного и общественно-гуманитарного циклов и их связь с трудовым обучением школьников. С помощью межпредметных связей учитель в сотрудничестве с учителями других предметов осуществляет целенаправленное решение комплекса учебно-воспитательных задач. Современный учитель должен уметь творчески осуществлять межпредметные связи на уроках и во внеклассной работе, для этого ему необходимо владеть теоретическими вопросами и осознанно применять методические рекомендации, находя новые пути использования межпредметных связей в обучении с учетом новых программ.

Изучение объективных связей между физическими, химическими, биологическими и технологическими процессами требует усиления межпредметных связей как внутри предметов физико-математического цикла, так и связи с предметами других циклов – гуманитарного, трудового.

Межпредметные связи активизируют познавательную деятельность учащихся, побуждают мыслительную активность в процессе переноса, синтеза и обобщения знаний из разных предметов. Использование наглядности из смежных предметов, технических средств, компьютеров на уроках повышает доступность усвоения связей между математическими, физическими, химическими, биологическими и другими понятиями. Таким образом, межпредметные связи выполняют в обучении ряд функций: методологическую, образовательную, развивающую, воспитывающую, конструктивную.

На уроках технологии прослеживаются межпредметные связи с такими дисциплинами как физика, химия, биология, математика, черчение.

Межпредметные связи повышают научный уровень обучения, отражая естественные взаимосвязи процессов и явлений окружающего мира, раскрывая его материальное единство. При этом развиваются диалектическое и системное мышление учащихся, гибкость ума, умение переносить и обобщать знания из разных предметов и наук. Без этих интеллектуальных способностей невозможны и творческое отношение человека к труду, решение на практике современных сложных задач, требующих синтеза знаний из разных предметных областей.

Практическая значимость: межпредметность - это современный принцип обучения, который влияет на отбор и структуру учебного материала целого ряда предметов, усиливая системность знаний учащихся, активизирует методы обучения, ориентирует на применение комплексных форм организации обучения, обеспечивая единство учебно-воспитательного процесса.




1. Из истории токарного дела.

1.1 История токарного станка

История относит изобретение токарного станка к 650 гг. до н. э. Станок представлял собой два соосно установленных центра, между которыми зажималась заготовка из дерева, кости или рога. Раб или подмастерье вращал заготовку (один или несколько оборотов в одну сторону, затем в другую). Мастер держал резец в руках и, прижимая его в нужном месте к заготовке, снимал стружку, придавая заготовке требуемую форму. Позднее для приведения заготовки в движение применяли лук со слабо натянутой (провисающей) тетивой. Тетиву оборачивали вокруг цилиндрической части заготовки так, чтобы она образовала петлю вокруг заготовки. При движении лука то в одну, то в другую сторону, аналогично движению пилы при распиливании бревна, заготовка делала несколько оборотов вокруг своей оси сначала в одну, а затем в другую сторону.

Вhello_html_39c278f8.png XIV - XV веках были распространены токарные станки с ножным приводом. Ножной привод состоял из очепа - упругой жерди, консольно закрепленной над станком. К концу жерди крепилась бечевка, которая была обернута на один оборот вокруг заготовки и нижним концом крепилась к педали. При нажатии на педаль бечевка натягивалась, заставляя заготовку сделать один - два оборота, а жердь - согнуться. При отпускании педали жердь выпрямлялась, тянула вверх бечевку и заготовка делала те же обороты в другую сторону. Примерно к 1430 г. вместо очепа стали применять механизм, включающий педаль, шатун и кривошип, получив, таким образом, привод, аналогичный распространенному в XX веке ножному приводу швейной машинки. С этого времени заготовка на токарном станке получила вместо колебательного движения вращение в одну сторону в течение всего процесса точения. В 1500 г. токарный станок уже имел стальные центры и люнет, который мог быть укреплен в любом месте между центрами. На таких станках обрабатывали довольно сложные детали, представляющие собой тела вращения, - вплоть до шара. Но привод существовавших тогда станков был слишком маломощным для обработки металла, а усилия руки, держащей резец, недостаточными, чтобы снимать большую стружку с заготовки. В результате обработка металла оказывалась малоэффективной. необходимо было заменить руку рабочего специальным механизмом, а мускульную силу, приводящую станок в движение, более мощным двигателем. Появление водяного колеса привело к повышению производительности труда, оказав при этом мощное революционизирующее действие на развитие техники. А с середины XIV в. водяные приводы стали распространяться в металлообработке.

В середине XVI Жак Бессон изобрел токарный станок для нарезки цилиндрических и конических винтов. В начале XVIII века Андрей Константинович Нартов (1693-1756), механик Петра первого, изобретает оригинальный токарно-копировальный и винторезный станок с механизированным суппортом и набором сменных зубчатых колес. Чтобы по-настоящему понять мировое значение этих изобретений, вернемся к эволюции токарного станка. В XVII в. появились токарные станки, в которых обрабатываемое изделие приводилось в движение уже не мускульной силой токаря, а с помощью водяного колеса, но резец, как и раньше держал в руке токарь. В начале XVIII в. токарные станки все чаще использовали для резания металлов, а не дерева, и поэтому проблема жесткого крепления резца и перемещения его вдоль обрабатываемой поверхности стола весьма актуальной. И вот впервые проблема самоходного суппорта была успешно решена в копировальном станке А.К.Нартова в 1712 г. К идее механизированного передвижения резца изобретатели шли долго. Впервые эта проблема особенно остро встала при решении таких технических задач, как нарезание резьбы, нанесение сложных узоров на предметы роскоши, изготовление зубчатых колес и т.д. Для получения резьбы на валу, например, сначала производили разметку, для чего на вал навивали бумажную ленту нужной ширины, по краям которой наносили контур будущей резьбы. После разметки резьбу опиливали напильником вручную. Не говоря уже о трудоемкости такого процесса, получить удовлетворительное качество резьбы таким способом весьма трудно. А Нартов не только решил задачу механизации этой операции, но в 1718-1729 гг. сам усовершенствовал схему. Копировальный палец и суппорт приводились в движение одним ходовым винтом, но с разным шагом нарезки под резцом и под копиром. Таким образом было обеспечено автоматическое перемещение суппорта вдоль оси обрабатываемой заготовки. Правда, поперечной подачи еще не было, вместо нее было введено качание системы "копир-заготовка". Поэтому работы над созданием суппорта продолжались. Свой суппорт создали, в частности, тульские механики Алексей Сурнин и Павел Захава. Более совершенную конструкцию суппорта, близкую к современной, создал английский станкостроитель Модсли, но А.К. Нартов остается первым, кто нашел путь к решению этой задачи. Вообще нарезка винтов долго оставалась сложной технической задачей, поскольку требовала высокой точности и мастерства. Механики давно задумывались над тем, как упростить эту операцию. Еще в 1701 году в труде Ш. Плюме описывался способ нарезки винтов с помощью примитивного суппорта. Для этого к заготовке припаивали отрезок винта в качестве хвостовика. Шаг напаиваемого винта должен был быть равен шагу того винта, который нужно было нарезать на заготовке. Затем заготовку устанавливали в простейших разъемных деревянных бабках; передняя бабка поддерживала тело заготовки, а в заднюю вставлялся припаянный винт. При вращении винта деревянное гнездо задней бабки сминалось по форме винта и служило гайкой, вследствие чего вся заготовка перемещалась в сторону передней бабки. Подача на оборот была такова, что позволяла неподвижному резцу резать винт с требуемым шагом.

Подобного же рода приспособление было на токарно-винторезном станке 1785 года, который был непосредственным предшественником станка Модсли. Здесь нарезка резьбы, служившая образцом для изготавливаемого винта, наносилась непосредственно на шпиндель, удерживавший заготовку и приводивший ее во вращение. (Шпинделем называют вращающийся вал токарного станка с устройством для зажима обрабатываемой детали.) Это давало возможность делать нарезку на винтах машинным способом: рабочий приводил во вращение заготовку, которая за счет резьбы шпинделя, точно так же как и в приспособлении Плюме, начинала поступательно перемещаться относительно неподвижного резца, который рабочий держал на палке. Таким образом ни изделии получалась резьба, точно соответствующая резьбе шпинделя. Впрочем, точность и прямолинейность обработки зависели здесь исключительно от силы и твердости руки рабочего, направлявшего инструмент. В этом заключалось большое неудобство. Кроме того, резьба на шпинделе была всего 8-10 мм, что позволяло нарезать только очень короткие винты.

Вторая половина XVIII в. в станкостроении ознаменовалась резким увеличением сферы применения металлорежущих станков и поисками удовлетворительной схемы универсального токарного станка, который мог бы использоваться в различных целях. В 1751 г. Ж. Вокансон во Франции построил станок, который по своим техническим данным уже походил на универсальный. Он был выполнен из металла, имел мощную станину, два металлических центра, две направляющие V-образной формы, медный суппорт, обеспечивающий механизированное перемещение инструмента в продольном и поперечном направлениях. В то же время в этом станке отсутствовала система зажима заготовки в патроне, хотя это устройство существовало в других конструкциях станков. Здесь предусматривалось крепление заготовки только в центрах. Расстояние между центрами можно было менять в пределах 10 см. Поэтому обрабатывать на станке Вокансона можно было лишь детали примерно одинаковой длины. В 1778 г. англичанин Д. Рамедон разработал два типа станков для нарезания резьб. В одном станке вдоль вращаемой заготовки по параллельным направляющим передвигался алмазный режущий инструмент, скорость перемещения которого задавалась вращением эталонного винта. Сменные шестерни позволяли получать резьбы с разным шагом. Второй станок давал возможность изготавливать резьбу с различным шагом на детали большей длины, чем длина эталона. Резец продвигался вдоль заготовки с помощью струны, накручивавшейся на центральную шпонку. В 1795 г. французский механик Сено изготовил специализированный токарный станок для нарезки винтов. Конструктор предусмотрел сменные шестерни, большой ходовой винт, простой механизированный суппорт. Станок был лишен каких-либо украшений, которыми любили украшать сhello_html_m23e562e4.jpgвои изделия мастера прежде.

Накопленный опыт позволил к концу XVIII века создать универсальный токарный станок, ставший основой машиностроения. Его автором стал Генри Модсли. В 1794 г. он создал конструкцию суппорта, довольно несовершенную. В 1798 г., основав собственную мастерскую по производству станков, он значительно улучшил суппорт, что позволило создать вариант универсального токарного станка. В 1800 г. Модсли усовершенствовал этот станок, а затем создал и третий вариант, содержавший все элементы, которые имеют токарно-винторезные станки сегодня. При этом существенно то, что Модсли понял необходимость унификации некоторых видов деталей и первым стал внедрять стандартизацию резьб на винтах и гайках. Он начал выпускать наборы метчиков и плашек для нарезки резьб. Оhello_html_1b103df0.jpgдним из учеников и продолжателей дела Модсли был Р. Робертс. Он улучшил токарный станок тем, что расположил ходовой винт перед станиной, добавил зубчатый перебор, ручки управления вынес на переднюю панель станка, что сделало более удобным управление станком. Этот станок работал до 1909 г. Другой бывший сотрудник Модсли - Д. Клемент создал лоботокарный станок для обработки деталей большого диаметра. Он учел, что при постоянной скорости вращения детали и постоянной скорости подачи по мере движения резца от периферии к центру скорость резания будет падать, и создал систему увеличения скорости. В 1835 г. Д. Витворт изобрел автоматическую подачу в поперечном направлении, которая была связана с механизмом продольной подачи. Этим было завершено принципиальное совершенствование токарного оборудования. Следующий этап - автоматизация токарных станков. Здесь пальма первенства принадлежала американцам. В США развитие техники обработки металлов началось позднее, чем в Европе. Американские станки первой половины XIХ в. значительно уступали станкам Модсли. Во второй половине XIХ в. качество американских станков было уже достаточно высоким. Станки выпускались серийно, причем вводилась полная взаимозаменяемость деталей и блоков, выпускаемых одной фирмой. При поломке детали достаточно было выписать с завода аналогичную и заменить сломанную деталь на целую без всякой подгонки. Во второй половине XIХ в. были введены элементы, обеспечивающие полную механизацию обработки - блок автоматической подачи по обеим координатам, совершенную систему крепления резца и детали. Режимы резания и подач изменялись быстро и без значительных усилий. В токарных станках имелись элементы автоматики - автоматический останов станка при достижении определенного размера, система автоматического регулирования скорости лобового точения и т.д.

Однако основным достижением американского станкостроения было не развитие традиционного токарного станка, а создание его модификации - револьверного станка. В связи с необходимостью изготовления нового стрелкового оружия (револьверов) С. Фитч в 1845 г. разработал и построил револьверный станок с восемью режущими инструментами в револьверной головке. Быстрота смены инструмента резко повысила производительность станка при изготовлении серийной продукции. Это был серьезный шаг к созданию станков-автоматов. В деревообработке первые станки-автоматы уже появились: в 1842 г. такой автомат построил К. Випиль, а в 1846 г. Т. Слоан. Первый универсальный токарный автомат изобрел в 1873 г. Хр.Спенсер.


Разновидности токарных станков по дереву.

Для получения деталей, имеющих форму тел вращения, их обрабатывают на токарных станках.

Наиболее распространены центровые, лобовые и бесцентровые токарные станки.

На центровых станках обтачивают длинные детали относительно небольшого диаметра. Заготовку закрепляют между центрами передней и задней бабки.

На лобовых станках обрабатывают плоские детали значительных размеров, закрепляя их на планшайбе передней бабки; задняя бабка отсутствует.

Бесцентровые (круглопалочные) станки служат для изготовления деталей цилиндрической и конической формы. Режущий инструмент станка - полая ножевая головка, в которой режущие кромки ножей направлены внутрь. Обрабатываемая заготовка подается вдоль оси вращения головки.


Точение. Виды точения древесины.


Точение – это обработка древесины резанием, при котором из заготовки (болванки) получают тела вращения (например, цилиндры, конусы, шары) и их разные сочетания (например, конус и цилиндр, шар и конус).

Различают следующие основные виды точения древесины: осевое (продольное), тангенциальное, лобовое и радиальное. Наиболее распространено осевое точение при изготовлении деталей цилиндрической и конической форм.

По качеству обработки различают черновое и чистовое точение.

Точат древесину на токарных станках по дереву. Для осевого точения применяют обычно центровые токарные станки с ручной или механической подачей резцов.

Инструмент для токарных работ.


Вид токарного инструмента – стамесок (резцов) зависит от конструктивных особенностей станков, на которых их применяют.

Стамески делятся на ручные – для работы на станках с подручниками и суппортные – для работы на станках с механической подачей.

Ручные резцы для чернового точения – полукруглые желобчатые стамески шириной режущей кромки от 6 до 50 мм. с углом заострения 25…30о

Для чистового точения, подрезания торцов применяют косяк – стамеска с режущей кромкой по углом 70…75о к оси. Это позволяет во время точения держать стамеску под углом 45….60о к направлению волокон заготовки, что предотвращает врезание лезвия стамески в древесину. Для обточки древесины мягких пород угол заострения может составлять 20….30о, а твердых пород – 30…40о. Причем в первом случае лезвие образуется путем снятия фасок с двух граней. Режущая острая кромка стамески должна быть всегда составлена двумя прямыми поверхностями.

Существуют и специальные стамески. Выступы, впадины и угловые переходы выполняют двухугловыми резцами с общей вершиной. Угол при вершине в зависимости от назначения может изменяться в пределах 70…13о, а вершина – от 6 до 50 мм. Углы скоса по отношению к оси стамески составляют 25…55о, углы заострения как у косяка.

Углубления и внутренние полости вытачивают резцами, имеющими форму крючка. Крючки с двумя режущими лезвиями используют для сглаживания шероховатостей дна и стенок выточенной полости. При обточке крючок опирают на подручник в горизонтальном положении. Угол заострения на разных участках крючка изменяется от 30 до 45о, в зависимости от условий резания, при этом большие значения углов применяют при торцовом резании.

Резьбу разного профиля выполняют специальными резцами – гребенками.

Большое количество одинаковых деталей вытачивают фигурными резцами со специальными лезвиями. Такие резцы заправляют в корпус ригеля, на корпус надевают хомуты и зажимают их винтами. Ручные токарные резцы изготавливают из углеродистой инструментальной стали У8, У9, У10, У18А, У10А. при изготовлении их своими силами необходимо нагреть до 760…. 830оС и произвести закалку в воде, имеющей температуру 20…70оС. Температура отпуска должна быть 220…275оС, твердость после отпуска HRC 56…64.

Гнезда, проушины выполняют долбежным сверлом представляющим собой цилиндрический стержень, рабочая часть которого имеет четыре режущих пера, с углом заострения 50о. Хвостовик сверла цилиндрический, служит для непосредственного крепления в цанговом патроне.

Основные контрольно-измерительные инструменты, используемые при точении: кронциркуль и нутромер – соответственно для измерения внешних и внутренних диаметров; масштабная линейка, шаблоны. Применяют штангенциркуль.

Основные крепежные приспособления: трезубец, планшайба, патрон и трезубец поддерживают конец заготовки при осевом точении. Патрон, кроме этого, используют при внутренней обточке небольших заготовок.

На планшайбе обрабатывают большие заготовки и плоские диски. Для этого в ней предусмотрены отверстия, через которые винтами крепят заготовку. Необходимо учитывать, что винты не должны выходить на обрабатываемую поверхность заготовки. Планшайбу навинчивают на шпиндель после закрепления заготовки.

Трехкулачковый патрон обеспечивает быстрое и надежное зажатие и центрование заготовки благодаря одновременному радиальному перемещению кулачков.

Тисочный патрон используют при точении граненой заготовки. Для этого ее вставляют в тиски патрона и зажимают винтом.

Обрабатывать на станке можно заготовки (болванки) без сучков, трещин, гнили, тщательно высушенные.


Материалы, применяемые при работе на станке.


Хорошо обрабатывается на станке древесина березы, клена, ореха, груши, бука, граба, липы; хуже – сосны, ели, дуба, ясеня.

Практически можно обрабатывать древесину любой породы. Необходимо учитывать свойства каждой породы и назначения изделия.

Древесина березы идет на декоративные изделия, посуду, игрушки. Особенно красивы изделия из карельской березы. Из липы можно сделать посуду различной формы, рыболовные кружки и другое. Из вяза вытачивают детали для мебели, винты, гайки, рукоятки для инструмента.

Из древесины груши можно изготовлять декоративные изделия. Из древесины ореха фурнитуру и др.

Хорошо на токарном станке обрабатываются эбонит, фибра, каучук.


2. Методическая часть


2.1 Основы и задачи межпредметных связей в учебном процессе

Межпредметные связи в школьном обучении являются конкретным выражением интеграционных процессов. Эти связи играют важную роль в повышении практической и научно-теоретической подготовки учащихся, существенной особенностью которой является овладение школьниками обобщённым характером познавательной деятельности.

С помощью многосторонних межпредметных связей не только на качественно новом уровне решаются задачи обучения, развития и воспитания учащихся, но также закладывается фундамент для комплексного видения, подхода и решения сложных проблем реальной действительности. Следовательно, межпредметные связи являются важным условием и результатом комплексного подхода в обучении и воспитании школьников.

Роль межпредметных связей возрастает еще и потому, что они затрагивают весь комплекс учебно-воспитательного процесса в школе: содержание, методы, формы в их органическом единстве.

Актуальность межпредметных связей в школьном обучении очевидна. Она обусловлена современным уровнем развития науки, на котором ярко выражена интеграция общественных, естественнонаучных и технических знаний. Интеграция научных знаний, в свою очередь, предъявляет новые требования к специалистам. Возрастает роль знаний человека в области смежной со специальностью наук и умений комплексно применять их при решении различных задач. Усилению внимания к проблеме межпредметных связей способствовало включение в новые учебные программы для одиннадцатилетней школы по основным предметам специального раздела "Межпредметные связи", рекомендации которого активизировали творческие поиски учителей, стимулировали совершенствование их педагогического мастерства в плане овладения умениями по осуществлению связей с другими предметами на уроках и во внеклассной работе. Современные программы в значительной степени отражают системный подход к изучению объектов, процессов и явлений природы, общества, производства, достигнутых в науке. Однако, существующий предметный принцип распределения знаний не позволяет полностью реализовать системный подход в обучении не нарушая, не размывая границы сложившихся учебных предметов. Тем более важен принцип межпредметных связей, позволяющий всесторонне раскрыть многоаспектные объекты учебного познания и комплексные проблемы современности. Принцип межпредметных связей как обязательное требование к содержанию и организации учебно-воспитательного процесса и познавательной деятельности учащихся способствует: - формированию системности знаний на основе развития ведущих общенаучных идей и понятий (образовательная функция межпредметных связей); - развитию системного и диалектического мышления, гибкости и самостоятельности ума, познавательной активности и интересов учащихся (развивающая функция межпредметных связей); - формированию диалектико-материалистических взглядов, политических знаний и умений (воспитывающая функция межпредметных связей); - координации вработе учителей различных предметов, их сотрудничеству, выработке единых педагогических требований в коллективе, единой трактовке общенаучных понятий, согласованности в проведении комплексных форм организации учебно-воспитательного процесса (организационная функция межпредметных связей).

Сущность и функции межпредметных связей В педагогической литературе имеется более 30 определений категории «межпредметные связи», существуют самые различные подходы к их педагогической оценке и различные классификации. Одним из более полных определений является следующее: межпредметные связи есть педагогическая категория для обозначения синтезирующих, интегративных отношений между объектами, явлениями и процессами реальной действительности, нашедших свое отражение в содержании, формах и методах учебно-воспитательного процесса и выполняющих образовательную, развивающую и воспитывающую функции в их ограниченном единстве. Функции межпредметных связей делятся на: Образовательные – нацелены на формирование целостной системы знаний ученика. Опора на совершенствование содержания образования в школе на комплексное использование в обучении межпредметных является одним из критериев отбора и координации учебного материала в программах смежных предметов. Воспитательные – повышение образовательного уровня обучения с помощью межпредметных связей усиливает его воспитывающие функции. Психологической основой исследования, раскрывающих взаимодействие образовательных и воспитательных функций межпредметных связей, выступает закономерное единство сознания, чувств и действий в психической деятельности человека. Обеспечение этого единства в обучении есть одно из педагогических условий комплексного подхода, направленного на формирование мировоззрения как интегрального личностного образования (Н.А. Менчинская, Э.И. Моносзон). Развивающие – влияют на развитие самостоятельности, познавательной активности и интересов учащихся (В.Н. Максимова, Н.А. Чурилин). Межпредметные связи рассматриваются как один из путей развивающего обучения, который ведет к формированию качественно новых образований в учебной деятельности школьников – межпредметных понятий и межпредметных умений (Т.К. Александрова, Л.М. Панчешникова, Н.А. Сорокин). Многообразие функций межпредметных связей в процессе обучения показывает, что сущность данного понятия не может быть определена однозначно. Явление межпредметных связей многомерно. Они не ограничиваются рамками содержания, методов, форм организации обучения. Межпредметные связи проникают в учебно-познавательную деятельность учащихся и обучающую деятельность учителей. Они обращены к личности ученика, формируют диалектическое мышление, научное мировоззрение, убеждения, способствуя всестороннему развитию способностей и потребностей школьника. Как уже отмечалось, существуют различные трактовки понятия межпредметных связей. Так исследователи нередко трактуют данное понятие в нескольких значениях: и дидактическое условие, и часть принципа систематичности, и средство, и система и др. Широко распространено понимание межпредметных связей как дидактического условия, которое обеспечивает не только систему знаний учащихся, но и развитие их познавательных способностей, активности, интересов, умственной деятельности (Н.А. Сорокин, В.Н. Федорова и др.). Принцип обучения отражает сущее и должное, закономерные связи и регулятивные нормы практики. Проведенные (теоретические и экспериментальные) исследования позволяют выделить две формы отношений между идеей межпредметных связей и принципами обучения: 1)  межпредметные связи как один из способов осуществления каждого из принципов обучения; 2)  межпредметные связи как самостоятельный принцип построения дидактических систем локального характера в предметной системе обучения. Межпредметные связи – это составной компонент, требующий соблюдения принципов научности, систематичности, сознательности.

Именно в роли самостоятельного принципа идея межпредметных связей выполняет свою организующую роль: влияет на построение программ, структуру учебного материала, учебников, на отбор методов и форм обучения. В задачах обучения необходимо отражать применение, развитие, закрепление и обобщение знаний и умений, полученных учащимися при изучении других предметов. В содержании учебного материала важно выделить вопросы, изучение которых требует опоры на ранее усвоенные (из других предметов) знания, а также вопросы, которые получат развитие в последующем обучении дисциплинам. Принцип межпредметных связей нацеливает на формулировку проблемы, вопросов, заданий для учащихся, ориентирующих на применение и синтез знаний и умений из разных предметов. Систематическое использование межпредметных связей создает возможности широко пользоваться дидактическими материалами и средствами наглядности (учебниками, таблицами, приборами, картами, диафильмами, кинофильмами), относящимися к одному учебному предмету, при изучении других дисциплин. В организации обучения возникает потребность в комплексных формах – обобщающих уроках, семинарах, экскурсиях, конференциях, имеющих межпредметное содержание. Такие формы требуют координации деятельности учителей, изучения учебных программ по родственным преметам, взаимопосещения уроков.

Классификация. Виды межпредметных связей. Существуют различные классификации межпредметных связей. Первая классификация основывалась на временном критерии: предварительные, сопутствующие и последующие (перспективные) связи (Ю. Вайткявичус, Н.М. Верзилин, В.М. Корсунская и др.). Практическое осуществление таких связей способствует систематизации знаний, позволяет опираться на ранее пройденный материал по родственным предметам, выявлять перспективы в изучении знаний. Опираясь на философское понимание структуры связи, Н.С. Антонов выделил в понятии межпредметные связи три признака (состав, способ, направленность) и реализующие их виды связей: по составу – объекты, факты, понятия, теории, методы; по способу – логические, методические приемы и формы учебного процесса, при помощи которых реализуются связи в содержании; по направленности – формирование общих умений и навыков. Обращение к внутренней стороне процесса обучения вскрыло присущий межпредметным связям двусторонний характер. Были выделены связи между предметами по содержанию учебного материала, по формируемым умениям и по методам обучения. Очевидно, что классификация такого сложного системного объекта, каким выступают межпредметные связи, не может носить линейный характер. Не случайно исследователи отходят от выделения отдельных видов межпредметных связей и обращаются к более укрепненным единицам анализа – формы, типы, уровни.

Выстраивая модель классификации межпредметных связей необходимо опираться на три системных основания: информационная структура учебного предмета, морфологическая структура учебной деятельности, организационно – методические элементы процесса обучения. Рассмотрение межпредметных связей с позиций целостности процесса обучения показывает, что они функционируют на уровне трех взаимосвязанных типов: 1) содержательноинформационных, 2) операционнодеятельностных, 3) организационнометодических. Содержательно – информационные межпредметные связи. Фактические связи. Межпредметные связи на уровне фактов – это установление родства изучаемых в разных учебных предметах фактов, подтверждающих и раскрывающих общие идеи и теории. В.И. Ленин подчеркивал: «Факты, если взять их в их целом, в их связи, не только «упрямая», но и безусловно доказательная вещь». Познавательная деятельность учащихся при фактических связях опирается на процессы запоминания и актуализации фактического материала. Уже на этом уровне происходит перенос и обобщение знаний, совершаются мыслительные процессы анализа и синтеза, формируются «комплексы фактов» как стадии в развитии общепредметных понятий. У учащихся формируются умения всестороннего анализа фактов, их сопоставления, обобщения, объяснения с позиций общенаучных идей, умение ввести факты из разных учебных предметов в общую систему знаний о мире. Понятийные связи. Понятие – это форма человеческого мышления, с помощью которого познаются общие, существенные признаки предметов. В.И. Ленин подчеркивал: «Мышление, восходя от конкретного к абстрактному, не отходит – если оно правильное… – от истины, а подходит к ней… абстракции отражают природу глубже, вернее, полнее». Вместе с тем понятия должны быть гибки, подвижны, релятивны, относительны. Межпредметные понятийные связи – это расширение и углубление признаков предметных понятий и формирование общих для родственных предметов понятий. Проблеме формирования понятий учащихся на основе межпредметных связей посвящены многие исследования (Ф.П. Соколова, А.В. Усова, В.Н. Федорова и др.). Авторы рассматривают усвоение отдельных естественно – научных и гуманитарных понятий как частных случаев более общих понятий. Выявлена мировоззренческая значимость межпреметных, т.е. находящихся на стыке различных учебных предметов и наук, понятий (политико-экономических, экономико-географических, литературно – исторических и др.). Л.С. Выготский подчеркивал, что понятие возникает только в результате решения задачи, стоящей перед мышлением. Поэтому так важна целенаправленная формулировка учебно-познавательных межпредметных задач в обучении. У учащихся формируются общепредметные умения оперирования понятиями: сравнения, конкретизации, обобщения, формулирования их определений, применения в объяснении фактов и др. Действия учащихся направляются на познание связей понятий из разных наук, которые отражают реальные связи вещей природы.

Так повышение уровня межпредметных содержательных связей ведет к качественному преобразованию способов познавательной деятельности учащихся, их умений. Теоретические связи. Теория – это система научных знаний, в которой отражена взаимосвязь фактов, понятий, законов, постулатов, следствий, практических положений, относящихся к определенной предметной области. Межпредметные теоретические связи в современных условиях обучения представляют собой поэлементное приращение новых компонентов общенаучных теорий из знаний, полученных на уроках по родственным предметам. Теоретические связи позволяют представить каждую теорию и закон как частные случаи более широких теорий и диалектических законов. Межпредметные философские связи – это обобщение конкретно – научных и философских представлений о мире. Усвоение философских знаний «в чистом виде» происходит при изучении учащимися курса обществоведения, который выполняет синтезирующую роль. Но каждый учебный предмет вносит свой вклад в формирование единой научно – философской картины мира. На основе общих положений материалистической философии выявляются сходные линии развития специальных знаний и складывается стройная система научно – философской картины мира. Формированию у учащихся научно – философского видения способствует целенаправленно реализуемые межпредметные связи в различных областях: логических знаний, которые в виде элементов эмпирически усваиваются учащимися при изучении математики, физики и др.; семиотики, знания о которой учащиеся могут приобрести путем сравнения знаковых средств естественных языков и языков науки; истории науки, раскрывающей её социальные функции и смену стилей научного мышления. Эти знания открывают перед учащимися общие особенности научного мышления и способы философского осмысления мира. Идеологические связи. Идеология – система взглядов и идей: политических, правовых, нравственных, эстетических, религиозных, философских. Идеологические межпредметные связи – это синтез идеологических знаний, включенных в содержание предметов разных циклов. Такие связи направлены на формирование ценностного отношения учащихся к миру. Разделение межпредметных связей на названные виды – научные (фактические, понятийные, теоретические), философские, идеологические – имеет относительный характер. Каждый последующий более высокий уровень (вид) связей является обобщением предшествующих, а каждый предшествующий служит опорой для конкретизации более высоких уровней межпредметных связей. Теоретические, философские, идеологические знания приобретают методологический характер в процессе познавательной деятельности учащихся, когда отношение этих знаний к познанию, методы, научные подходы становятся специальными объектами изучения.



Условно можно выделить методологические знания, т.е. знания о способах познания, которые также вырабатываются на основе межпредметных связей (И.К. Журавлёв, Л.Я. Зорина).

Операционно-деятельностные межпредметные связи. Опора на методы науки способствует формированию у учащихся общепредметных умений практической деятельности. Идею связи теории и эксперимента следует проводить и доказывать постоянно. Это необходимо в целях формирования материалистических взглядов учащихся и практических умений экспериментирования. Особое значение операционно – деятельностные межпредметные связи имеют в учебных предметах, назначение которых состоит в приобщении учащихся к определенной деятельности (математика, черчение, русский, иностранные языки, ИЗО, пение, музыка, трудовое обучение). Так, речевая деятельность является естественной основой межпредметных связей русского языка с другими предметами, а развитие речи – это общая образовательная и воспитательная задача учителей, поскольку обучение на уроках по любому предмету происходит в процессе речевого общения учителя и учащихся. Развитие связной речи на межпредметном уровне опирается на лексические и лингвистические понятия, общие предписания и правила, применение которых в процессе усвоения научных понятий и терминов способствует овладению языком науки и обобщенными речевыми умениями научного стиля речи. В этих умениях выражена раскрытая Л.С. Выготским связь понятийного мышления и речевого развития ребенка. Практическая речевая деятельность неразделима с познавательными эффектами в обучении всем предметам. Одновременно достигаются воспитательные эффекты обучения. Так, овладение публицистическим стилем речи, использующим различные средства воздействия на чувства, мысли, поступки людей, сопряжено с выработкой личностно – оценочного отношения к обсуждаемым вопросам. Межпредметные связи по видам деятельности так же, как межпредметные связи по видам знаний раскрывают перед учащимися диалектику общего, особенного и единичного в познании мира. Они всегда вносят мировоззренческую ориентацию в процесс обучения. Таким образом, учебный предмет и учебная деятельность являются дидактическими основами определения межпредметных связей именно потому, что они как системные объекты процесса обучения представляют собой единство общего и особенного. Общность структурных компонентов учебных предметов и учебной деятельности служит источником межпредметных связей в процессе обучения.


2.2. Межпредметные связи на уроках технологии

На уроках технологии осуществляются межпредметные связи со всеми основными общеобразовательными предметами.

Сущность – внутреннее содержание предмета, выражающееся в единстве всех его многообразных свойств и отношений.

Межпредметные связи – взаимная согласованность учебных программ по разным предметам.

Учащиеся в процессе обучения на уроках технологии приучаются подходить к каждому изделию не только как к объекту чисто трудовой деятельности, но и как к процессу проявления творческих эмоций, как к результату человеческих замыслов, учатся применять ранее полученные теоретические знания по другим предметам, приучаются логически мыслить.

Межпредметные связи в трудовом и профессиональном обучении способствуют усвоению учащимися научных основ современной техники и технологии, систематизации и упорядочению знаний и умений учащихся.

Различают межпредметные связи применительно к содержанию учебного материала, формируемым умениям и навыкам, а также к методам обучения. Эти связи могут быть предшествующими, сопутствующими или последующими в зависимости от того, как во временном отношении изучается материал по основам наук и технологии.

Предшествующие связи осуществляются тогда, когда изученный на уроках по основам наук материал используется затем на занятиях по технологии. Это благодатный материал для создания на уроках проблемных ситуаций, усиливающих познавательную активность учащихся.

Например, при изучении приемов обработки фанеры в 5 классе предлагаю учащимся подумать, почему пилу по отношению к плоскости листа следует установить под острым углом. Они убеждаются, что пиление фанеры под прямым углом дает плохой результат. Если школьники затрудняются с ответом, помогаю им дополнительным вопросом: в каком случае число зубьев пилы, находящихся в пропиле будет больше: когда она установлена по отношению к листу под прямым или под острым углом? Выяснив, что во втором случае это число значительно больше, школьники приходят к выводу, что этим объясняется лучшее качество пиления (связь с математикой).

Сопутствующие связи применяются в том случае, когда материал по основам наук и по технологии, касающийся одного и того же явления, закона и т.д. изучается одновременно. Так, например, в 6 классе при изучении темы «Свойства древесины» можно провести интегрированный урок с учителем биологии. На уроках биологии в 6 классе учащиеся знакомятся со строением ствола древесины. Осуществляемые в данном случае связи сопутствующие.

Аналогично при изучении трения в механизмах и способах его уменьшения используются знания учащихся о силах трения скольжения и качения, полученные ими на уроках физики. Последующие связи используются в том случае, если естественно-научные основы производственных процессов и объектов раскрываются первоначально в процессе изучения основ технологии. Особенно большие возможности для установления связи изучения основ наук с профессиональным обучением дает содержание обучения в старших классах. Это обусловлено наличием в школьных курсах законов и понятий, составляющих основу техники и технологии. Например, анализ программы по машиноведению в 11 классе, в разделе «Электрооборудование трактора» позволил установить следующие межпредметные связи. Темы: «Электрический ток», «Проводники и непроводники», «Работа и мощность электрического тока», «Соединение проводников», «Электромагнитная индукция», изучаются по технологии и этот же материал изучается в курсе физики. При изучении перечисленных тем нет необходимости излагать учебный материал заново, а следует опираться на знания учащихся по этим вопросам, полученным ими при изучении курса физики. Межпредметные связи в данном случае носят предшествующий характер. Межпредметные связи позволяют устранить дублирование, способствуют рациональному распределению учебного материала. Так, в курсе общей биологии учащимся раскрываются основы научного ведения сельскохозяйственного производства. Содержание материала о межвидовой борьбе, особенностях связей растений в агроценозах, их влияние на рост и развитие культурных форм растений позволяет учащимся понять характер взаимоотношений между сорными и культурными видами растений и необходимость применения таких методов борьбы с сорняками и вредителями болезней, как агротехнические, химические, биологические. Опираясь на знания учащихся по биологии об использовании полезных насекомых для борьбы с вредителями культурных растений, в курсе общей биологии раскрывают биологический смысл этой формы борьбы. А на уроках технологии школьники конкретно знакомятся с полезными для сада насекомыми. Таким образом, у учащихся формируются знания и умения по технологии производства плодов и ягод, обусловленные биологическими особенностями плодово-ягодных культур. Изучение различных видов материалов (древесины, металлов) опирается на знания учащихся из курса химии.

Межпредметные связи способствуют эффективному формированию у учащихся общетрудовых и общепроизводственных умений. Например, расчётно-измерительные и вычислительные умения формируются у школьников на уроках математики и физики. Поэтому при расчёте режимов резания металлов, необходимо опираться на знания находить скорость резания, выполнять вычисления с помощью известных им формул и т.д. Учитывая, что на уроках физики учащиеся достаточно часто производят измерения различных электрических величин, я включаю соответствующие задания в лабораторно-практические работы по электротехнике. Широко применяю в технологии расчётно-графические умения, сформированные у учащихся на уроках геометрии и черчения. Например, при построении чертежа, или при выполнении разметки деталей, значительную помощь учащимся оказывают знания и умения производить геометрические построения, полученные на уроках черчения и геометрии. Программа при изучении предмета «Технология» включает в себя изучение не только специальных наук, но и ряд гуманитарных и физико-математических наук. Например, при изучении раздела «Электромонтажные и электротехнические работы» в 5-8 классах необходимо дать основные понятия по физике, это взаимодействие электрического тока и магнитного поля, Закон Ома, правило левой руки, правило Буравчика и др. Межпредметные связи функционируют в процессе обучения и осуществляются с помощью тех или иных методов и организационных форм обобщающих уроков, семинаров, экскурсий, конференций.

Осуществление межпредметных связей необходимо планировать заранее при подготовке к уроку. При этом, если намечаются связи предшествующие, учащимся можно предложить повторить нужный материал по физике, химии, математике или другому предмету.

Если материал изучался по времени не очень давно, то непосредственно на уроке вместе с учениками можно вспомнить основные теоретические положения, важные для усвоения сущности изучаемого объекта. Так, прежде чем объяснить принцип работы электромагнитного реле и электрического двигателя, учитель вместе с учащимися кратко повторяет сущность электромагнитной индукции как основы действия данных электрических устройств.

На уроках технологии широко применяю задания межпредметного характера. По содержанию они касаются поиска и устранения неисправностей в приборе или механизме, экспериментальной проверки законов и явлений в производственных условиях, расчётов с помощью известных формул.

Эти задания включаю в инструкционные карты. Так в инструкционной карте к практической работе «Ознакомление с деталями кривошипно-шатунного механизма двигателя внутреннего сгорания» в 10 классе вношу такие задания:

1.Если звонкие металлические стуки в двигателе усиливаются с увеличением частоты вращения, то какова причина этого явления и как её устранить?

2.Как в полевых условиях можно установить причину ухудшения компрессии в цилиндрах двигателя?

3.Какой двигатель развивает большую мощность – обкатанный или совершенно новый? Почему? И т.д. В трудовом и профессиональном обучении различают также преемственные связи, которые обеспечивают определённый логический порядок в усвоении системы знаний, умений и навыков с учетом различных возрастных групп. Эти связи могут быть как внутрипредметные, так и межпредметные. Рассмотрим конкретный пример. В 5-7 классах учащиеся знакомятся с некоторыми сельскохозяйственными машинами. С этой целью организую экскурсии в машинный парк хозяйства и к работающим в поле агрегатам.

Здесь школьники рассматривают общий вид сельскохозяйственных машин и орудий, их рабочие органы, наблюдают за их работой. Внимание учащихся при этом заостряется на использование законов физики, химии, биологии, лежащих в основе принципов действия машин и орудий.

Технология и профессиональное обучение школьников включает в себя изучение теоретических сведений, выполнение практических работ, производительный труд, участие в ежегодной трудовой практике.










2.3. Методические разработки уроков


Технология 7 класс

Урок №7


Тема: Токарный станок по дереву.


Цели: образовательная: ознакомить учащихся с назначением, устройством и принципом работы токарного станка.

воспитательная: воспитать в учащихся интерес (мотивацию) к работе на станке и эстетическое отношение к изделиям, выполненным токарным способом.

развивающая: сформировать у учащихся понятие о токарном станке, как о машине.

.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный


Тип урока: комбинированный


Межпредметные связи: физика, черчение.


Оборудование: учебные таблицы по устройству токарного станка и его узлов, токарный станок СТД-120М, образцы изделий выполненных токарным способом.

Ход урока:

І Организационный момент

1.Проверка наличия учеников и состояния их спецодежды.

2. Объявление темы и целей урока

ІІ Вводный инструктаж

1.Повторение пройденного материала:

а) Каковы конструктивные особенности детали цилиндрической формы?

б) Как указываются размеры на деталях, имеющих цилиндрическую форму?

2.Изложение нового материала

Назначение, основные части и принцип работы токарного станка СТД-120М.

Для получения деталей, имеющих форму тел вращения, их обтачавают на токарных станках.

Наиболее распространены центровые, лобовые и бесцентровые токарные станки.

На центровых станках обрабатывают длинные детали относительно небольшого диаметра. Заготовку закрепляют между центрами передней и задней бабки.

На лобовых станках обрабатывают плоские детали значительных размеров, закрепляя их на планшайбе передней бабки; задняя бабка отсутствует.

Бесцентровые (круглопалочные) станки служат для изготовления деталей цилиндрической и конической формы. Режущий инструмент станка – полая ножевая головка, в которой режущие кромки ножей направлены внутрь. Обрабатываемая заготовка подается вдоль оси вращения головки.

Основной частью токарного деревообрабатывающего станка модели СТД-120М является станина с направляющими, которая устанавливается на двух опорных лапах. На ней размещены передняя и задняя бабки, подручник с держателем. Рабочие механизмы образуют зону резания ( рабочее пространство), закрытую ограждением со смотровым экраном.

Опорные лапы станины прикреплены к специальной деревянной платформе, в левой части которой находится электромеханический привод станка, состоящий из электродвигателя, укрепленного на валу двухступенчатого шкива – клинового ремня и второго двухступенчатого шкива, укрепленного на шпинделе передней бабки токарного станка.

Изменение скорости вращения шпинделя производится путем переброски ремня привода с одного ручья шкивов на другой. Привод станка закрыт предохранительным кожухом, который запирается с помощью винта.

Управление станка осуществляется кнопочной станцией, расположенной на передней бабке; здесь же укреплена лампа местного освещения.

Для крепления заготовок служат сменные шпиндельные насадки: корпус с центральной вилкой (трезубец), патрон, планшайба. В патроне крепят короткие заготовки при вытачивании внутренних выемок, в планшайбе – заготовки большого диаметра.

Защитное ограждение привода сблокировано с электродвигателем таким образом, что при открывании крышки происходит отключение питания электродвигателя.

Зона резания оборудована предохранительным ограждением – приемником, который защищает работающего от стружек, снижает концентрацию пыли и служит для сбора отходов. Ограждение состоит из металлического корпуса, прозрачного смотрового экрана и мягкого экрана из брезентовой ткани. Смотровой экран при необходимости можно откинуть. К станку подключается пылеулавливающая установка.

Опорой режущего инструмента служит подручник с кареткой, с помощью которой он крепится к станине. Каретка с подручником может свободно перемещаться вправо и влево, вперед и назад, а сам подручник – вверх, вниз и поворачивается вокруг вертикальной оси.

Передачу движений в механизмах и машинах показывают условными знаками на кинематических схемах. На них изображают детали, которые непосредственно участвуют в передаче движения. Для наглядности часто дают и контуры других деталей.


ІІІ Практическая работа учащихся

Лабораторно-практическая работа: «Ознакомление с устройством токарного станка по обработке древесины»

Оборудование: токарный станок по обработке древесины, линейка, тетрадь, учебная таблица, ручка.

Порядок выполнения работы:

  1. Рассмотрите по учебной таблице и рисунку в учебнике общий вид и кинематическую схему станка. Найдите в нем переднюю и заднюю бабки, подручник с кареткой, электродвигатель, станину, кнопочную станцию.

  2. Найдите все изученные элементы непосредственно на станке. Потренируйтесь в закреплении заготовки.

  3. Измерьте линейкой: расстояние от центров до станины (наибольший диаметр заготовки); расстояние между центрами, поставив заднюю бабку в крайнее правое положение (наибольшая длина заготовки); наибольшую допустимую величину вылета пиноли, выдвинув ее полностью вращением маховика. Все полученные результаты запишите в таблицу в рабочей тетради:


Число скоростей

Расстояние между центрами, мм

Расстояние от центров до станины, мм

Вылет пиноли, мм






IV Текущий фронтальный инструктаж.

  1. Исправление ошибок, допускаемых учащимися при выполнении лабораторно-практической работы.


V Завершение практической работы.


VI Заключительный инструктаж:

  1. Подведение итога работы за урок.

  2. Анализ допущенных ошибок учащимися при выполнении лабораторно-практической работы.

  3. Выставление оценок учащимся за выполненную лабораторную работу.

  4. Домашнее задание


Технология 7 класс

Урок № 8


Тема: Организация работы на токарном станке.

Цели: образовательная: ознакомить учащихся с приемами подготовки токарного станка по дереву к работе и управлению им.

воспитательная: воспитать в учащихся бережное обращение со станком, режущими инструментами и выполнение правил ТБ.

развивающая: привить учащимся практические навыки в управлении станком при выполнении простейших операций.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный.


Тип урока: комбинированный


Межпредметные связи: физика


Оборудование: учебные таблицы по приемам работы на станке и уходу за ним, типовая инструкция по технике безопасности, токарный станок

СТД-120М, комплект резцов, образцы изделий выполненных токарным способом.


Ход урока:

I Организационный момент:

1. Проверка наличия учеников и состояния их спецодежды.

2. Объявление темы и целей урока.

II Вводный инструктаж:

  1. Повторение пройденного материала

а) Какие виды обработки древесины выполняют на токарных станках? б)Что такое операция точения?

в)Как устроен токарный станок СТД -120М? Каково его назначение и принцип работы отдельных конструктивных частей механизмов?


  1. Изложение нового материала:


Подготовка к точению.

На токарном станке обтачивают в основном заготовки из древесины лиственных пород – березы, бука, клена, липы, ольхи, ясеня. Они должны быть сухие, без сучков и трещин. Желательно использовать древесину с волнообразным расположением волокон (косослой): такие заготовки в процессе обработки меньше трескаются, не раскалываются.

При подборе заготовки (бруска квадратного сечения) учитывают припуск на точение и крепление в станочных приспособлениях: 5…6 мм по диаметру и 40…60 мм по длине. На торцах заготовки карандашом проводят диагонали; полученные в местах их пересечения центры накалывают шилом или наносят кернером. Рубанком сострагивают боковые грани бруска, придавая заготовке форму восьмигранника.

Заготовки небольшого диаметра и длиной до 150 мм закрепляют в патроне. Перед этим конец заготовки немного сострагивают на конус, закрепляют в зажиме верстака и киянкой забивают в патрон. Для более надежного крепления через боковое отверстие патрона в заготовку ввинчивают шуруп. Длинные заготовки одним концом закрепляют в трезубце. Для этого в центре торца заготовки просверливают отверстие диаметром 4-5 мм на глубину 8-10 мм. После этого через центр отверстия делают пропил ножовкой с мелкими зубьями на глубину 3-5 мм. В центре другого торца заготовки кернером делают углубление. Короткие заготовки большого диаметра крепят в планшайбе.

Установив заготовку в трезубец станка, легким ударом киянки забивают заготовку до тех пор, пока боковые острия трезубца надежно не войдут в торец бруска. После этого подводят заднюю бабку, зажимают заготовку центром и стопорят его с помощью зажима.

Подручник устанавливают таким образом, чтобы его верхняя опорная поверхность была на 2 мм выше уровня линии центров станка и отстояла от обрабатываемой детали не более чем на 3 мм. Для проверки зазора заготовку поворачивают вручную на один оборот.



Правила ТБ при работе на токарном станке


Опасности в работе

1. Ранение глаз отлетающими осколками древесины

2. Ранение рук при прикосновении к вращающейся обрабатываемой

заготовке.

3. Ранение рук при неправильном обращении с резцом.

4. Ранение осколками плохо склеенной древесины, косослойной, сучковатой.

До начала работы:

1. Правильно надень спецодежду (халат и берет).

2. Проверь надежность крепления защитного кожух ремешок передачи.

3. Осмотри надежность присоединения защитного заземления (зануления) к корпусу станка и электродвигателю.

4. Убери со станка все посторонние предметы, инструменты разложи на установленные места.

5. Проверь, нет ли в заготовке сучков, трещин, остругай заготовку до нужной формы, зацентруй заготовку, после чего надежно закрепи ее на станке.

6. Установи подручник с зазором 2-3 мм. от обрабатываемой детали и закрепи его на высоте центровой линии заготовки.

7. Проверь исправность режущего инструмента и правильность его заточки.

8. Проверь исправность пусковой аппаратуры путем включения и

выключения кнопок, а также работу станка на холостом ходу.

9. Перед началом работы надень защитные очки.

Во время работы

1. Подачу режущего инструмента на материал следует производить

только после того, как рабочий вал набрал полное число

оборотов. Подача инструмента должна быть плавной, без

сильного нажима. Токарную стамеску нужно держать уверенно,

надежно охватив ручку и резец руками.

2. Своевременно подвигай подручник к обрабатываемой детали, не

допускай увеличения зазора.

3. Во избежание травм во время работы на станке запрещается:

а) наклонять голову к станку;

б) принимать и передавать предметы через работающий станок;

в) замерять обрабатываемую деталь до полной остановки станка;

г) останавливать станок путем торможения обрабатываемой

детали рукой;

д) отходить от станка, не выключив его.

4. В случае прекращения подачи электроэнергии немедленно выключи станок.

После окончания работы:

1. Уложи на свои места все инструменты.

2. При помощи щетки смети со станка стружку. Сдувать стружку и удалять ее рукой запрещается.

3. Сдай станок учителю.

4. Приведи себя в порядок.


Уход за токарным станком (уборка станка, смазка центра задней бабки и пиноли, укладка контрольно-измерительных и режущих инструментов, технологических приспособлений).


III Практическая работа учащихся

  1. Изучение инструкции по ТБ при работке на токарном станке.

  2. Отработка приемов работы на станке под наблюдением учителя (подбор и закрепление заготовки, пробный пуск, черновое и чистовое точение наружной цилиндрической поверхности)


IV Текущий фронтальный инструктаж.

  1. Исправление ошибок, допускаемых учащимися при управлении станком и пробном точении.


V Заключительный инструктаж:

  1. Уборка токарного станка.

  2. Подведение итога работы за урок.

  3. Анализ допущенных ошибок учащимися при управлении станком и выполнении пробного точения.

  4. Выставление оценок учащимся за выполненную работу.

  5. Домашнее задание.




Технология 7 класс

Урок № 9



Тема: Точение цилиндрических деталей..


Цели: образовательная: расширение представлений учащихся о технологических процессах современного производства;

воспитательная: прививать качества аккуратности и собранности при выполнении приемов труда;

развивающая: развить навыки пользования режущими и контрольно-измерительными инструментами в процессе точения цилиндрических деталей на токарном станке.


Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный

.

Тип урока: комбинированный.


Объект труда: картофелемялка.


Межпредметные связи: черчение- чертеж изделия.


Оборудование: учебные таблицы и инструкции по ТБ при работе на токарном станке по обработке древесины, образец изделия, технологическая карта изготовления изделия, заготовки, верстаки, станки СТД -120 М, наборы резцов, линейки, штангенциркули, карандаши, шлифовальная шкурка, ножовка.

Ход урока:

I.Организационный момент.


  1. Проверка наличия учеников и состояния их спецодежды.

  2. Назначение дежурных.

  3. Объявление темы и целей урока.


II.Вводный инструктаж.

1.Повторение пройденного материала

а)назовите и покажите основные части токарного станка по обработке древесины.

б)назовите и покажите приспособления, применяемые для закрепления заготовки.

в)чем определяется выбор приспособления, применяемого для закрепления заготовкаи?

г)как нужно приготовить заготовку к точению?


2.Изложение нового материала:


Рассказ о видах и назначении резцов (стамесок) для чернового и чистового точения древесины, приемах точения.

Точение деталей на станке производят специальными резцами – токарными стамесками. В отличие от обычных столярных стамесок, они имеют удлиненное рукоятки, которые позволяют надежно удерживать инструмент и легче управлять им.

По качеству обработки различают черновое и чистовое точение, от этого зависит и выбор инструмента.

Для черновой обработки применяют полукруглую стамеску, для чистового точения, подрезания торцов и отрезания детали косую стамеску.

При черновом обтачивании заготовки полукруглую стамеску передвигают по подручнику. За первый проход снимают стружку толщиной 1-2 мм серединой лезвия стамески. Дальнейшее точение выполняют боковыми частями лезвия при движении резца как влево, так и вправо. В результате работы разными участками лезвия стамески поверхность детали получается менее волнистой. После 2-3 минут работы проверяют надежность закрепления заготовки- поджимают ее центром задней бабки. На чистовую обработку следует оставлять припуск 3-4 мм

(по диаметру).

При чистовом обтачивании косую стамеску устанавливают на ребро тупым углом вниз. Стружку срезают средней и нижней частью лезвия.

Токарную стамеску держат при точении двумя руками: одной за рукоятку, другой за стержень. За стержень стамеску обхватывают сверху или снизу. Для чернового обтачивания чаще применяется первый способ, как наиболее надежный. Нажим на стамеску должен быть равномерным и плавным.

Диаметр изделия проверяют кронциркулем. Замеры следует сделать в нескольких местах по длине заготовки. Прямолинейность можно проверить линейкой или угольником на просвет.

Сразу после обтачивания поверхность детали зачищают шлифовальной шкуркой, прикрепленной к деревянному бруску. Чтобы ярче выделить текстуру древесины, поверхность изделия можно отполировать бруском более твердой древесины. Эту операцию выполняют при вращении детали, так же как и шлифование.

При подрезании торцов детали косую стамеску устанавливают на ребро острым углом вниз и делают неглубокий надрез. Затем, отступив немного вправо или влево (в зависимости от того, какой торец подрезают), наклоняют стамеску и срезают на конус часть заготовки. Эту операцию повторяют несколько раз, пока не останется шейка диаметром 8-10 мм. Затем деталь снимают со станка, отрезают ее концы ножовкой. Торцы зачищают.

Записать в тетрадь:

Резцы для точения:

а) полукруглая стамеска – для чернового точения

б) косая стамеска – для чистового точения


Контрольно-измерительные инструменты:

а) кронциркуль или штангенциркуль

б) линейка или угольник


Рассказ об организации труда и правилах безопасности при работе на токарном станке по обработке древесины, рациональном размещении инструмента, правилах бережного обращения с инструментом, приспособлениями и токарным станком.


3. Закрепление изученного материала.

Вопросы:

а) какой инструмент используется для токарных работ?

б) в какой последовательности изготавливают цилиндрические детали?

в) как производится черновое и чистовое точение детали?


4.Демонстрация изделия к практической работе учащихся («картофелемялка»)

5.Ознакомление с технологической картой на изготовление «картофелемялки».

6.Показ приемов работы по точению «Картофелемялки» с соблюдением правил техники безопасности.


III Практическая работа учащихся.


1. Изготовление учащимися на токарном станке детали цилиндрической формы «картофелемялки» по технологической карте. Отработка приемов работы на станках под наблюдением учителя: подбор и закрепление заготовки, черновое и чистовое точение наружной цилиндрической поверхности.


IV Текущий инструктаж

  1. Проверка организации рабочих мест и соблюдения правил ТБ.

  2. Проверка правильности выполнения приемов обработки детали и соблюдения технологической последовательности операций.

  3. Проверка соблюдения размеров детали согласно чертежа.


V Завершение практической работы


VI Заключительный инструктаж

1.Подведение итога работы за урок.

2.Анализ допущенных ошибок учащимися при управлении станком и выполнении пробного точения.

3.Выставление оценок учащимся за выполненную работу.

4.Домашнее задание.

5.Уборка токарных станков, рабочих мест и помещения мастерской



Заключение


Как показывает практика, межпредметные связи в школьном обучении являются конкретным выражением интеграционных процессов, происходящих сегодня в науке и в жизни общества. Эти связи играют важную роль в повышении практической и научно-теоретической подготовки учащихся, существенной особенностью которой является овладение школьниками обобщенным характером познавательной деятельности. Обобщенность же дает возможность применять знания и умения в конкретных ситуациях, при рассмотрении частных вопросов, как в учебной, так и во внеурочной деятельности, в будущей производственной, научной и общественной жизни выпускников средней школы.

С помощью многосторонних межпредметных связей не только на качественно новом уровне решаются задачи обучения, развития и воспитания учащихся, но также закладывается фундамент для комплексного видения, подхода и решения сложных проблем реальной действительности. Именно поэтому межпредметные связи являются важным условием и результатом комплексного подхода в обучении и воспитании школьников. Таким образом, межпредметность - это современный принцип обучения, усиливающий системность знаний учащихся, активизирующий методы обучения, обеспечивающий единство учебно-воспитательного процесса.

Целью исследования курсовой работы было: выявление возможностей реализации межпредметных связей при обучении технологии в процессе развития познавательного интереса, которая была достигнута методом:

- анализа литературы по теме курсового проекта; - наблюдением за динамикой усвоения учебного материала и качества успеваемости по предмету; - сравнительного анализа результатов контроля знаний учащихся.

В педагогической литературе имеется более 30 определений категории «межпредметные связи», существуют самые различные подходы к их педагогической оценке и различные классификации.

Разработка теоретических основ межпредметных связей в учебной теме с точки зрения раскрытия ее ведущих положений дает возможность применить механизм выявления и планирования межпредметных связей к конкретным темам изучаемого учебного предмета.

Реализация идеи межпредметных связей в педагогике и методике преподавания тесно связана с методологическими воззрениями педагогов на проблему синтеза и анализа научного знания как конкретного выражения дифференциации наук. Теоретическое и практическое решение этой проблемы изменялось в соответствии с развитием общества, его социальным заказам педагогической науки и школе. Утверждение и упрочнение предметной системы преподавания в современной школе неразрывно связано с развитием идеи межпредметных связей.

Дальнейшее улучшение системы многосторонних межпредметных связей предполагает и дальнейшее совершенствование путей их реализации: планирование этой работы в школе, координацию деятельности всех участников педагогического процесса; эффективное использование межпредметных (комплексных) семинаров, экскурсий, конференций, расширение практики сдвоенных уроков, на которых могут решаться узловые мировоззренческие проблемы средствами различных учебных предметов и наук одновременно, с участием двух или нескольких учителей.

Таким образом, межпредметность - это современный принцип обучения,

усиливающий системность знаний учащихся, активизирующий методы обучения, обеспечивающий единство учебно-воспитательного процесса.

Анализ результатов данной курсовой работы позволяет сделать вывод,что данная курсовая работа может использоваться учителями на уроках технологии для расширения возможностей применения межпредметных связей, как средства активизации познавательной деятельности учащихся.

















Результаты исследования метода интеграции на уроках технологии

Класс – 7

Количество учащихся – 8

I входной срез знаний: тестировалось 8 учащихся «5»-3, «4»-2, «3»-3

успеваемость – 100%, качество – 62%

II повторный срез знаний: тестировалось 8 учащихся «5»-4, «4»-2, «3»-2

успеваемость – 100%, качество – 75%

III заключительный срез знаний: тестировалось 8 учащихся «5»-4, «4»-3, «3»-1

успеваемость – 100%, качество – 87%



hello_html_m3099764.gif









Литература:


  1. Федорец Г. Ф. Межпредметные связи в процессе обучения. – Нар. образова-ние, 1985.
    2) Федорец Г.Ф. Межпредметные связи и связь с жизнью–в основу обучения. – Нар. образование, 1983, №5.
    3) Федорова В. Н., Кирюшкин Д. М. Межпредметные связи – М., Педагогика, 1989.
    4) Кондаков Н. И. Логический словарь-справочник. – М., Наука, 1980.
    5) Славская К. А. Развитие мышления и усвоение знаний. - / Под ред. Менчин-ской Н. А. И др. – М.:Просвещение, 1981.
    6) Кулагин П. Г. Межпредметные связи в обучении. – М.: Просвещение, 1983.

7)_Максимова В. Н. Межпредметные связи в учебно-воспитательном процессе современной школы. -М.: Просвещение, 1986.

8) Максимова В. Н. Межпредметные связи в процессе обучения, -М.: Просвещение, 1989.

9) Учебники технологии 7,8,9 классы «Атамура» 2003г.

10) И.А. Карабанов «Технология обработки древесины 5-9 кл.» Просвещение 2002г.

11. Адаменко А.С. Творческая техническая деятельность детей и подростков М., 2003. - 324 с.

12. Алексеев В.Е. Организация технического творчества учащихся М. 2004. - 278 с.

13. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. - Казань, 1998 - 318 с.

14. Бабанский Ю.К. Педагогика М, Просвещение, 2004. - 337 с.

15. Баранов С.П. Принципы обучения. М, 2005. - 441 с.

16. Бахарева Л.Н. Интеграция учебных занятий в школе на краеведческой основе // - 1991. - №8. - С. 48-51.

17. Боярчук В.Ф. Межпредметные связи в процессе обучения. - Вологда, 1988. - 223 с.

18. Гурьев А.И., Межпредметные связи - теория и практика // Наука и образование - Горно-Алтайск, 1998 - №2. - 204 с

19. Гурьев А.И., Межпредметные связи в теории и практике современного образования // Инновационные процессы в системе современного образования. Материалы Всеросс. Научно-практ. конференции - Горно-Алтайск, 2004 - 160 с.

20. Ильенко Л.П. Опыт интегрированного обучения. - 1989. - №9. - С. 8-10.

21. Колпакова Г.И. Межпредметные связи - одна из форм активизации учебно-воспитательного процесса // - 1989. - №10-11. - С. 29-31.

22. Кошмина И.В. Межпредметные связи в средней школе. М.: Владос, 2003 - 144 с.

23. Лаврушина А.А. Обучение технологии через творческое проектирование // Педагогические инновации в образовательных учреждениях региона: Тезисы III региональной научно-практической конференции. - Ульяновск: ИПК ПРО, 2004. - с. 119-120.

24. Махмутов М.И. Современный урок. Вопросы теории - М, 2002. - с. 37-40.

25. Петров А.В Развивающее обучение. Монография. - Челябинск: Издательство ЧГПУ «Факел», 1997 – 261

Приложение

Календарно тематический план по технологии в 7 классе.

п/п

Тема урока

Технико-технологические сведения

Практическая работа

Кол-во часов

Дата проведения

I. Техника и технология с/х производства 8 часов

1

Интенсефикация сферы сельского хозяйства

Значение полеводства для развития с/х№ Связь полеводства с земледелием и животноводством

2 ч


2

Отрасли животноводства.

Общая характеристика отраслей животноводства (скотоводство, коневодство, свиноводство, кролиководство)

2 ч


3

Содержание с/х животных

Условия содержания с/х животных

Экскурсия на животноводческую ферму ТОО «Чистовское»

2 ч


4

Корма для животных

Общая характеристика кормов для животных

Определения качества кормов по внешним признакам (сена, соломы)

2 ч


5

Прект. Вводная часть. Порядок выполнения пректа

Подготовительный этап (выбор иемы, составления плана работы, подбор литературы). Конструкторский этап ( разработка конструкций, технология изготовления объекта труда, подбор материалов и инструментов).

2 ч



II. Технология обработки конструкционных материалов с элементами машиноведения 8 ч.

6

Чертеж детали цилиндрической формы.

Конструктивные особенности детали цилиндрической формы. Простановка размеров с учетом базовых поверхностей


Выполнение чертежа (эскиза) детали цилиндрической формы

2 ч


7

Токарный станок по дереву.

Назначение, основные части и принци работы токарного станка СТД -120 М

Изучение устройства токарного станка по дереву

2 ч


8

Организация работы на токарном станке

Приемы работы. Уход за токарным станком. Правила Т.Б.

Подготовка станка к работе, управление им, выполнение операций

2 ч


9

Точение цилиндрических деталей.

Разновидности резцов для токарных работ. Последовательность выполнения работы при изготовлении изделия.

Отработка приемов работы на токарном станке. Изготовление деталей цилиндрической формы.

2 ч


10

Прект. Руководство пректом

Технологический этап (Выполнение решения конструкторско – технологических и иных задач, направленных на реализацию проекта).


III Обработка древесины

11

Соединение деревянных деталей гвоздями.

Разновидности гвоздей. Технология соединения. Правила Т.Б.








Работы по изготовлени простых деревянных изделий


12

Соединение деревянных деталей шурупами.

Назначение, разновидности шурупов. Технология соединения. Правила Т.Б.


13

Соединение деревянных деталей клеем

Назначение, разновидности клея, область применения, технология склеивания. Правила Т.Б.



14

Деревянная мебель в традиционном народном стиле

Назначение, способы изготовления и отделки деревянной мебели


15

Проект. Руководство проектом.


Технологический этап (помощь в решении конструкторско-технологических и иных задач, направленных на реализацию проекта).


16

Проект. Руководство проектом.

2 ч



35


КУРСОВАЯ РАБОТА на тему: «Межпредметные связи на уроках технологии при работе на токарном станке»
  • Технология
Описание:

Цель курсовой работы -  выявление возможностей реализации межпредметных связей при обучении технологии в процессе развития познавательного интереса.Межпредметные связи – важнейший принцип обучения в современной школе. Он обеспечивает взаимосвязь естественно-научного и общественно-гуманитарного циклов и их связь с трудовым обучением школьников.  С помощью межпредметных связей учитель в сотрудничестве с учителями других предметов осуществляет целенаправленное решение комплекса учебно-воспитательных задач. Современный учитель должен уметь творчески осуществлять межпредметные связи на уроках и во внеклассной работе,  для этого ему необходимо владеть теоретическими вопросами и осознанно применять методические рекомендации, находя новые пути использования межпредметных связей в обучении  с учетом новых программ.

 

Автор Биба Александр Михайлович
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Технология
Подраздел
Просмотров 1528
Номер материала 26028
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓