1.1.
Понятие электронного
учебного пособия
Для современного
информационного общества в условиях модернизации образования необходима
целенаправленная подготовка современного конкурентоспособного специалиста. В
учебном процессе средней профессиональной школы наиболее целесообразно
использовать разнообразные формы информационно-коммуникативных технологий для
глубокого и всестороннего обучения студентов.
Одним из направлений этой
работы преподавателя в настоящее время является создание электронных учебных
пособий по дисциплинам, курсам и, в условиях внедрения ФГОС, модулям. Это
обусловлено низкой обеспеченностью технических специальностей средних
профессиональных учебных заведений специальной литературой, которая бы
учитывала последние изменения и достижения производства[3].
В настоящее время существует множество определений электронного
учебника, вот некоторые из них[9]:
- это компьютерное, педагогическое программное средство,
предназначенное, в первую очередь, для предъявления новой информации,
дополняющей печатные издания, служащее для индивидуального и
индивидуализированного обучения и позволяющее в ограниченной мере тестировать
полученные знания и умения обучаемого.
- это электронный учебный курс, содержащий систематическое
изложение учебной дисциплины или ее раздела, части, соответствующий
государственному стандарту и учебной программе и официально утвержденный в
качестве данного вида издания.
- это комплекс информационных, методических и программных
средств, который предназначен для изучения отдельного предмета и обычно
включает вопросы и задачи для самоконтроля и проверки знаний, а также
обеспечивает обратную связь.
- основное учебное электронное издание, созданное на высоком
научном и методическом уровне, полностью соответствующее федеральной
составляющей дисциплины Государственного образовательного стандарта
специальностей и направлений, определяемой дидактическими единицами стандарта и
программой.
Несмотря на то, что
термин электронное учебное пособие приобретает всё большее распространение,
разные авторы вкладывают в него существенно различный смысл.
Электронное учебное пособие — учебное электронное издание, созданное на высоком
научно-методическом и техническом уровне, частично заменяющее или дополняющее
обычный учебник. Содержание электронного учебного пособия должно
соответствовать требованиям и содержанию программы образовательной дисциплины,
утвержденной в установленном в учебном заведении порядке[11].
Электронные учебники позволяют решать такие основные
педагогические задачи, как:
- начальное ознакомление с предметом, освоение его базовых
понятий и конструкций;
- базовая подготовка на разных уровнях глубины и детальности;
- контроль и оценивание знаний и умений;
- развитие способностей к определенным видам деятельности;
- восстановление знаний и умений.
1.2.
Отличительные признаки электронного пособия от печатного учебного пособия
Стремительный процесс компьютеризации образования на основе
современных компьютерных систем, поступающих в учебные заведения страны,
открывает в образовании путь электронным учебникам. Этот термин в настоящее
время наиболее устойчив, и к этому типу разработок относятся все в большей или
меньшей степени целостные компьютерные курсы учебного назначения. Учебник, в
классическом понимании, это книга для учащихся или студентов, в которой
систематически излагается материал в определенной области знаний на современном
уровне достижений науки и образования[15].
Необходимо четко определить отличительные признаки электронного
учебника от печатного[9].
1) Каждый печатный учебник (на бумажном
носителе) рассчитан на определенный исходный уровень подготовки учащихся и предполагает
конечный уровень обучения. По многим общеобразовательным предметам имеются
учебники обычные (базовые), повышенной сложности, факультативные и др.
Электронный учебник по конкретному учебному предмету может содержать материал
нескольких уровней сложности. При этом он будет весь размещен на одном лазерном
компакт-диске, содержать иллюстрации и анимацию к тексту, многовариантные
задания для проверки знаний в интерактивном режиме для каждого уровня.
2) Наглядность в электронном учебнике
значительно выше, чем в печатном. Так в учебнике по географии России на
бумажном носителе обычно представлено около 50 иллюстраций. В новом
мультимедийном учебнике по тому же курсу имеется около 800 слайдов. Наглядность
обеспечивается также использованием при создании электронных учебников
мультимедийных технологий: анимации, звукового сопровождения, гиперссылок,
видеосюжетов и т.п.
3) Электронный учебник обеспечивает
многовариантность, многоуровневость и разнообразие проверочных заданий, тестов.
Электронный учебник позволяет все задания и тесты давать в интерактивном и
обучающем режиме.
4) Многие электронные учебники являются по
своей структуре открытыми системами. Их можно дополнять, корректировать,
модифицировать в процессе эксплуатации.
5) Для обеспечения многофункциональности при
использовании и в зависимости от целей разработки электронные учебники могут
иметь различную структуру. Например, для использования на уроках можно
создавать электронный учебник, поддерживающий учебную программу по конкретному
предмету и учебный материал подавать согласно имеющемуся тематическому
планированию. Можно разрабатывать электронные учебники без привязки к
тематическому планированию, а просто следуя учебному плану по конкретному
курсу. Можно создавать электронные учебники по принципу вертикального изучения
учебного материала. Такой электронный учебник можно использовать и для
самостоятельных занятий, для подготовки к сдаче экзаменов, на уроках.
Оценка качества создаваемых и используемых в образовательном
процессе электронных мультимедийных учебников и пособий на сегодняшний день
является очень актуальным, так как единого научно-методического обеспечения и
стандартов в данной области не существует, что отрицательно сказывается на
качестве программного обеспечения учебного назначения, существующего на
современном рынке программного обеспечения. В то же время они вызывают к себе
повышенный интерес как к современному научно-методическому обеспечению учебного
процесса и способу самообразования[11].
1.3 Методические принципы
использования электронных пособий в процессе обучения
Процесс введения Федеральных государственных образовательных
стандартов среднего профессионального образования (ФГОС СПО) в ближайшее время
предопределит главные направления концентрации интеллектуальных и материальных
ресурсов средних профессиональных учебных заведений. При разработке новых
основных профессиональных образовательных программ колледжам предстоит решить
значительное число задач, направленных как на удовлетворение требованиям ФГОС,
так и на обеспечение конкурентоспособности своих образовательных программ[18].
При переходе на ФГОС СПО существенно увеличивается количество
часов, отводимых на самостоятельную работу, что требует от преподавателя
усовершенствования учебно-методической документации, внедрения новых
информационно-образовательных технологий, внедрения новых технологий
самоконтроля и текущего контроля знаний, умений и навыков студента.
Проблема, стоящая перед преподавателем математики – уточнить
содержательные аспекты, выявить эффективные формы, методы, средства и
технологии, создать условия для полноценной самостоятельной работы студентов.
Это отвечает новой образовательной идеологии – не просто давать студентам
знания по дисциплинам, но и учить их самостоятельно добывать эти знания,
используя современное информационное пространство. Именно новые информационные
технологии позволят построить учебный процесс на деятельностной основе,
обеспечить свободный доступ к информации по собственному выбору и инициативе
самого субъекта, создать условия для личностного роста обучающегося[8].
При этом необходимым компонентом учебного процесса становится
электронное учебно-методическое пособие (ЭУМП), которое понимаем, как
программно-методический комплекс, позволяющий самостоятельно освоить учебный
курс или его большой раздел и часто объединяющий в себе свойства обычного
учебника, справочника, задачника и лабораторного практикума. Он не
альтернатива, а дополнение к традиционным формам обучения, и не заменяет работу
студента с книгами, конспектами, сборниками задач и упражнений и т.п. Этот
«электронный лектор» призван не только сохранить все достоинства книги или
учебного пособия, но и в полной мере использовать современные информационные
технологии, мультимедийные возможности, предоставляемые компьютером.
По мнению О.В. Зиминой [9], к таким возможностям относятся:
·
представление физических, химических и т.п. процессов в динамике·
наглядное представление объектов и процессов, недоступных для непосредственного
наблюдения (процессы в микромире, космические процессы, процессы, обладающие
очень малыми или очень большими характерными временами и т.п.);
·
компьютерное моделирование процессов и объектов, требующих для
своего изучения уникальных или дорогостоящих оборудования, материалов,
реагентов, а также опасных для жизни и здоровья человека, и их наглядное
представление аудиокомментарий автора учебника· включение в учебный материал
аудио- и видеосюжетов, анимации;
·
организация контекстных подсказок, ссылок (гипертекст);
·
быстрое проведение сложных вычислений с представлением результатов
в цифровом или графическом виде;
·
оперативный самоконтроль знаний студента при выполнении им
упражнений и тестов.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.