Главная / Физика / Курсовая работа "Методика преподования физики для легкого усвоения учеником"

Курсовая работа "Методика преподования физики для легкого усвоения учеником"

Министерство просвещения ПМР

ГОУ ДПО “ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ”

Кафедра общеобразовательных дисциплин и дополнительного образования



Курсовая работа

Тема: Методы преподавания физики для легкого усвоения учеником





Выполнила слушатель КПК

МОУ ”Журская молдавская средняя

общеобразовательная школа”

села Жура, Рыбницкого района

Гудз Наталья Петровна

Рецензент

_____________________________










Тирасполь 2016 г.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...3

Глава 1.Теоретическая интерпретация физики

1.1 Система работы………………………………………………………….6

1.2 Изучение учебных возможностей учащихся………………………….6

1.3 Интерес к учению………………………….……………………………..7

1.4 Формы и методы работы………...…………………………………...…8

1.5 Игровая деятельность …………………………………………………....9

Глава 2. Практическая интерпретация физики

2.1 Решение задач………………………………………………………..…11

2.2 Метод многократного повторения…………………………………..….13

2.3 Занимательность ………………………………………………….……13

2.4 Эксперимент и лабораторные работы………………….……….…….19

2.5 Самостоятельные работы……………………………………………...20

2.6 Домашняя работа………………………………………………………21

2.7 Исследовательская работа…………………………….………..……..21

2.8 Дидактические игры……………….…………………………………..22

2.9 Использование детских игрушек………………………….…………..24

2.10 Использование художественной литературы………………….…....26

2.11 Экскурсии на производство………………..………………………...27

2.12 Уроки-монтажи,уроки-конференции……………………………….28

Заключение……..……………………………………………………..30

Список использованной литературы……………………………….31

Приложение







Введение

Физика – это наука постоянно развивающаяся, обогащаемая новыми теориями. Эффективно воздействуя на характер мышления, помогая лучше ориентироваться в шкале жизненных ценностей, физика может способствовать, в конечном счете, выработке правильного отношения к окружающему миру.

Как войти в мир физики? Ощутить его красоту, почувствовать дыхание его тайн! Возникновение же интереса к этой науке зависит в большей степени от методики ее преподавания, от того, насколько умело будет построена технология обучения этому предмету. Главное, сейчас - вооружая знаниями, воспитать интеллектуально развитую личность, стремящуюся к познанию. В связи с этим современные требования к уроку ставят перед учителем задачу планомерного развития личности путём включения в активную учебно-познавательную деятельность.

Физика занимает особое место среди школьных дисциплин. Как учебный предмет она направлена на формирование у учащихся научной картины мира. Физика формирует творческие способности учащихся, их мировоззрение и убеждения, способствует воспитанию высоконравственной личности. Эта основная цель обучения может быть достигнута только тогда, когда в процессе обучения будет сформирован интерес к знаниям. " Наличие познавательных интересов у школьников способствуют росту их активности на уроках, качества знаний, формирование положительных мотивов учения, активной жизненной позиции, что в совокупности вызывает повышение эффективности процесса обучения", - писала Ланина И. Я. На протяжении всего курса физики , при изучении каждого физического явления или закона необходимо показать, как эти законы или явления используются на практике.

Поскольку форма организации учебного процесса остаётся на уровне класс - предмет - урок, требуется переосмыслить как их соотношение, так и содержание этих отдельных звеньев технологического процесса, что неизменно ведёт к изменению ценностей профессионально-педагогической

культуры. Пути разрешения педагогических противоречий тесно связаны с решением следующих задач:

-изучение индивидуальных особенностей учащихся, их интересов;

-сочетание традиционных и активных методов обучения;

-внедрение технологии дифференцированного обучения и поуровневого контроля знаний;

-сочетание блочной подачи учебного материала с вариативной последующей его отработкой.

Сущность познавательного интереса заключается в стремлении школьника проникнуть в познавательную область более глубоко и основательно, в настоятельном побуждении заниматься предметом. Система работы по развитию интереса учащихся к учению строится на основных положениях: теории деятельности (Л. С. Выготский, А.Н.Леонтьев), теории развития познавательного интереса (Г.И.Щукина, Л.И. Божович), теории активизации познавательной деятельности школьника (Т.И.Шамова, А.К.Маркова), педагогики коллективных дел, педагогики сотрудничества, технологии дифференцированного обучения, межпредметного обучения, эмоционально-психологического общения и др.

Используя, в частности, богатое наследие психологической школы Л.С.Выготского , в основание образовательной технологии берется идея не усвоения, а рождения и становления в процессе мыслительной деятельности ученика того или иного научного понятия как части целостной системы, отражающей сущность явлений природной или социальной действительности во всём многообразии отношений.

Моя цель: сформировать не сумму знаний, а сформировать потребности и умения учащихся организовать свою деятельность по описанию окружающего мира языком физики.

В формировании познавательного интереса учащихся можно выделить несколько этапов. Первоначально он проявляется в виде любопытства - естественной реакции человека на все неожиданное, интригующее, оно приковывает внимание учащихся к материалу данного урока, но не переносится на другие. Более высокой стадией интереса является любознательность, когда учащийся проявляет желание глубже разобраться, понять изучаемое явление, он активен на уроке, задает учителю вопросы и т.д. Поэтому задача педагогов состоит в том, чтобы поддерживать любознательность и стремиться сформировать у учащихся устойчивый интерес, при котором ученик понимает структуру, логику курса, а в учебе его захватывает сам процесс постижения новых знаний.

Вместе с тем, невозможно не увидеть того большого влияния, какое оказывает на стимуляцию интереса фактор общения. Отношения, складывающиеся на уроке между учениками и учителем, а так же коллективные и межличностные отношения самих учащихся создают благоприятный (или неблагоприятный) микроклимат урока, объективно меняют ситуацию учения, воздействуя на протекание учебной деятельности школьника, на ее тонус, влияют на настроение ученика.

Следует отметить важную роль личности учителя в формировании интереса к предмету. Такие качества, как эрудированность; увлеченность своим предметом; спокойное, ровное, доброжелательное отношение к учащимся; педагогический оптимизм - вера в ученика, в его познавательные силы, - положительно влияют на отношение к предмету и способствуют развитию познавательного интереса.





ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ФИЗИКИ

1.1 Система работы

Предусматривает соблюдение в логической последовательности следующих этапов деятельности:

1. Опережающее знакомство с учащимися.

2. Изучение учебных возможностей учащихся.

3 Изучение интересов учащихся.

4. Использование нового содержания образования, организованного на блочной основе и межпредметных связях.

5. Включение учащихся в активные формы обучения.

6. Использование разнообразных методов и средств обучения, средств постоянного поощрения, контроля знаний учащихся.

7. Создание атмосферы сотрудничества, способствующей свободе самовыражения, творчеству.

1.2 Изучение учебных возможностей учащихся

Дети одного и того же класса отличаются друг от друга по своим интересам, способностям, темпам мышления, подготовке, отношению к учению, складу характера и т.д. Степень включения ученика в процесс учения характеризуется:

-общим отношением к учению (успеваемость и посещаемость уроков, общая активность ученика по количеству вопросов и обращений к учителю, по добровольности выполнения учебных заданий, широте и устойчивости интересов к разным сторонам учения и т.д.).

-побуждениями ученика, целями, которые он умеет ставить и реализовывать.

-состоянием умения учиться (определение уровня умения учиться необходимо для понимания причин тех или иных мотивационных установок, барьеров, ухода ученика от трудностей в работе и т.д.).

Изучение возрастных особенностей учащихся важно для правильного выбора формы проведения урока. Для учащихся 7 - 8 классов подходит организация уроков в занимательной форме: в виде турниров, КВН, аукционов, эстафет ... Старшеклассникам больше по душе: лекции, ''круглый стол'', защита творческих заданий, отчет групп, собеседование...

1.3 Интерес к учению.

Возникнув без опоры на прочные умения и навыки в учебной работе, угасает, и наоборот, успешное выполнение учебной работы за счёт владения умением учиться само по себе является сильным мотивирующим фактором. Уровни развития познавательного интереса разные: у значительной части подростков познавательный интерес имеет широкую локализацию, для них характерны внутренние побуждения, открытость ко многим областям знаний. Они активно ищут знания, извлекая их из различных источников и за пределами урока (периодическая печать, радио, телевидение). Широта их интересов может выражаться в общей любознательности, но не всегда в глубоком подходе к познанию. Эти дети, с бьющей ключом познавательной энергией, побудителем которой является интерес, составляют опору в учебном процессе. В процессе обучения важно укреплять знания таких учеников, постоянно переводить их на более высокий путь познания. Психологическое состояние детей - важный аспект внимания в учебно-воспитательном процессе .

Например, ученик не сразу отвечает на поставленный вопрос, не может ''с ходу'' решить задачу, объяснить опыт. Зная, что мальчик (девочка) очень медлителен(а) и не уверен(а) в себе, терпеливо жду ответа. Овладев собой, видя внимание и поддержку учителя, ученик начинает уверенно отвечать. Заметив, что ученик работает не внимательно, стараюсь мобилизовать его внимание: создать установку на внимание, поставить вопрос по содержанию урока, дать самостоятельное задание; слабому ученику объясняю материал дополнительно; новому ученику - особенное внимание. Если ученики устали при решении трудного задания, то по окончании работы переключаю их внимание, предлагаю оценить работу друг друга (открыв правильные решения на доске). Хороший деловой и эмоциональный контакт с детьми позволяет им охотно и смело высказывать свои мысли на уроке, ставить вопросы. Если дети задают мне вопросы - значит они мыслят. Я всегда их поощряю, говорю: ''Молодец, хороший вопрос! Он хорош тем, что ...! ''

1.4 Формы и методы работы

В наше время наиболее важные и интересные открытия совершаются на стыке наук, большинство из которых имеет комплексный характер. Поэтому особенно важной становится организация межпредметной деятельности учащихся. Межпредметные связи, вызывая интерес к познанию, активизируют мыслительную деятельность ученика. Это предопределяет успех учения, укрепляет интерес к знаниям по разным предметам, значительно расширяет кругозор. Так, при изучении темы ''Механическое движение'' в физике учащиеся параллельно изучают по алгебре ''Правила раскрытия скобок'', где решают задачи на движение сложными математическими действиями. Эти же задачи я предлагаю учащимся решить с помощью физических формул и рассуждений.

При блочном изучении учебного материала можно достичь гораздо лучших результатов, чем при традиционном обучении. Высвобождается много времени на действенное применение изучаемой теории к решению разнообразнейших задач, выработку самостоятельных умений и навыков учащихся. Успеху дела способствует и то, что внимание учащихся постоянно и целиком сконцентрировано на материале всей темы и они с каждым днём всё с большим интересом и пониманием участвуют в работе, повторяют самое главное, делают обобщения.

Включение учеников в активную учебную работу, использование при этом разнообразных форм, методов познавательной деятельности значительно расширяет учебно-воспитательные возможности урока, выступающего ведущей формой организации учебной деятельности.

В основе любого урока лежит организация познавательной деятельности учащихся. Поэтому ведущими процессами являются мышление и воображение, на основе которых происходит формирование знаний и интеллектуальных умений, решение проблемных ситуаций и задач. В.А.Сухомлинский писал, что на уроке "учитель не только открывает окно в мир знаний, но и выражает сам себя". Стараюсь, чтобы урок нес учащимся новые знания, понятия, вызывал у них эмоционально яркие ощущения, возбуждал мысли и чувства, интерес к теме урока, предмету.

Если вызван интерес к учению на уроке, то дома у ученика возникает потребность в расширении, углублении, закреплении полученных знаний, желание объяснить наблюдаемое явление с точки зрения физики.

Своей целью ставлю заинтересовать детей предметом с первого урока физики в 7 классе, используя для этого:

-индивидуальный подход к учащимся при изучении, закреплении и контроле знаний;

-эмоционально окрашенный фон занятий;

-включение эффектных опытов;

-знакомство учащихся с предметом разнообразными методами: познавательные игры, учебные дискуссии, ситуации эмоционально-нравственных переживаний, познавательной новизны, проведение экскурсий ''Физика вокруг нас''; введение фронтальных экспериментальных заданий, домашних опытов и наблюдений (в устной форме для тех, кто не любит писать) ''Физика дома'', ''Физика леса'', Физика Дона''.

-всемерное использование наглядных пособий развивающего типа (обобщающие, систематизирующие, плакаты, диаграммы, таблицы кадры ).

1.5 Игровая деятельность.

Игра возможна только при условии заинтересованности в ней и учеников, и учителя. Ни в одну игру формально играть невозможно. Результатом деловой игры становится коллективное решение задачи, а проблемная ситуация, необходимая для активизации деятельности школьников, возникает как бы самопроизвольно: она предопределена правилами и условиями протекания самой игры. Так, для проведения игры ''Полёт в космос'' (7-9 классы), ребятам необходимо использовать дополнительную литературу, расширяя свой кругозор, нужно подобрать вопросы для инопланетян, сконструировать приборы, приготовить рюкзак с запасом пищи, подумать о топливе. Это фантазия и реальность!

Игровой элемент урока, рассчитанный на смекалку, развивает активность, вызывает интерес. "Опровергните мои слова: Говорят, что курица плавает, а утка тонет''. Учащийся должен начать свой ответ-доказательство словами: ''Нет, этого не может быть потому, что ...'' Или: ''Говорят, что сначала услышим гром, а потом сверкнёт молния''. Такие противоречивые выражения результативно ''работают'' в любом классе, по любой теме и на любом уровне, т.е. подобная работа полезна и в ходе изучения темы, и при повторении и закреплении знаний.

Самой распространенной формой итогового контроля является дидактическая игра, урок - соревнование. О том, что ребят ждет игра, можно объявить заранее. Это дает эффект ожидания необычного, радостного, при чем тем самым порождая интерес учащихся к тщательному изучению темы. В предигровой период даются задания, которые будут использоваться на игре, вывешивается список литературы, рекомендуемой для прочтения. Классы буквально живут ожиданием игры.













ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ФИЗИКИ

2.1 Решение задач

Решение задач неотъемлемая составная часть процесса обучения физике, поскольку она позволяет формировать и обогащать физические понятия, развивать физическое мышление учащегося и их навыки применения знаний на практике.

На первой странице рабочей тетради ученика любого класса оформляется таблица: ''Физический справочник'', которая заполняется учащимися по мере изучения нового материала. В нее вносят: основные физические величины, формулы для их расчёта, единицы измерения, производные этих единиц: Я не требую от учащихся знания формул наизусть, но многократное обращение к таблице при решении задач приводит к тому, что некоторые из них дети со временем запоминают и применяют. Прочитав условие задачи, учащийся ''подсматривает'' в справочник, ищет название величины, пишет букву, которой она обозначается, формулу. Иногда искомая физическая величина является сомножителем или находится в знаменателе, здесь вступают в силу ''законы математики'': как найти неизвестное слагаемое, сомножитель, крайний член пропорции и т.д.

При организации уроков по решению задач, подбирать последовательность задач следует таким образом, чтобы каждая новая задача "поворачивала" изучаемый материал новой стороной, все больше включая пройденное ранее. Таким образом, возникал "азарт" (смогу ли) и интерес за счет того, что каждая новая задача как бы ставила вопрос предыдущей, чуть изменяя его (а что же теперь?).

Примером может послужить логика решения задач по геометрической оптике.
- Световой луч падает на стеклянную пластинку из воздуха, как пойдет луч преломленный?
- А как пойдет луч, вышедший из пластинки снова в воздух?
- А если луч идет из стекла в воздушную прослойку, то как себя поведет луч в воздухе?

Если урок решения задач организуется в виде соревнования учащихся по группам, то необходимо помнить о том, чтобы занимательная форма урока не заслоняла серьезного отношения учащихся к его содержанию. Поэтому в структуру урока следует включить обычные его элементы (решение качественных, количественных, экспериментальных задач; самостоятельную работу учащихся и фронтальное выполнение заданий).

Также урок решения задач может быть проведен в виде урока-практикума, когда класс разделяется на группы, каждая группа получает карточку с заданиями и обсуждает ответы на каждый вопрос, а экспериментальные задания сначала выполняют сами, а потом демонстрируют классу и объясняют.

Кроме того, для повышения интереса можно проводить уроки решения задач в виде дидактических игр. Это могут быть различные морские бои, подобия телепередач "Что? Где? Когда?", "Звездный час", "Как стать миллионером?" и т.д.

Существуют еще очень интересные занимательные тестовые задачи, хорошо развивающие логическое мышление учащихся и показывающих явление с различных точек зрения, в том числе и внешне правильных, но при ближайшем рассмотрении в корне неверных.

Проанализировав множество различных сборников задач, мы видим, что в них преобладают задачи, в которых рассматриваются абстрактные тела (предмет, груз, материальная точка и др.) и технические объекты (самолет, ракета, велосипед и др.). Задачники представляют физику либо как абстрактную науку, либо как чисто техническую, не связанную с живой природой, биологией, анатомией, медициной, жизнью человека. Поэтому для многих учеников она не интересна. Нужно стремиться сообщать ученику не только новые знания, но и помогать ему глубже и лучше познать то, что он уже знает, то есть сделать "живыми" уже имеющиеся у него основные научные сведения, научить сознательно ими распоряжаться, пробудить желание применить их. Успех обучения выражается в способности мыслить, а мыслить человек начинает тогда, когда у него возникает потребность что-либо понять. Один из способов дать толчок к активной мыслительной деятельности ребят - предложить им интересные учебные задачи. А интерес проявляется тогда, когда задача затрагивает реальный мир, жизненные ситуации, встречающиеся каждому человеку.

2.2 Метод многократного повторения

Определения, основные положения теории учащиеся должны не только понять, но и знать формулировки наизусть. В этом помогает ежеурочное фронтальное повторение в начале урока. Эта форма работы очень эффективна на ранней стадии обучения (5, 7 кл.), т.к. она напоминает детям игру, даёт возможность подумать, узнать, запомнить, а, если ты ошибся - не бойся: в куче голосов твой неправильный ответ могут не заметить, а в следующий раз ты уже будешь знать, как отвечать.

Например: ''Продолжите хором мою фразу...''

Вещество состоит из ... (молекул).

Между молекулами есть ... (промежутки).

2.3 Занимательность

Сформировать глубокие познавательные интересы к физике у всех учащихся невозможно и, наверное, не нужно. Важно, чтобы всем ученикам было интересно заниматься физикой на каждом уроке.

У многих учеников первая, ситуативная заинтересованность предметом перерастает в глубокий и стойкий интерес к науке физике. В этом плане особое место принадлежит такому эффективному педагогическому средству, как занимательность. Следует различать две составляющие занимательности: внутреннюю, т. е. возможности содержания самого предмета, и внешнюю – методические приемы учителя (элементами соревнования на уроке, дидактические игры, разнообразие форм и методов урока). В любом из этих случаев занимательность ничего не имеет с развлекательностью, желанием упростить предмет.

Можно дать определение понятию занимательности, исходя из первоначального смысла слова «занимательный», которое толкуется, как способность занять, привлечь внимание, заинтересовать. Занимательность – это свойство предметов, явлений, процессов, которое способно вызвать у учащихся чувство удивления, обострить внимание. Вместе с тем занимательность – это прием учителя, который, воздействуя на чувства учеников, способствует созданию положительного настроя к учению и готовности к активной мыслительной деятельности у всех учащихся независимо от их знаний, способностей и интересов.

Какие же требования следует предъявлять к занимательному материалу, чтобы его использование дало прочный обучающий эффект?

Во-первых, занимательный материал должен привлекать внимание ученика постановкой вопроса и направлять мысль на поиск ответа. Используя на уроке занимательный или советуя его прочесть, обязательно ставлю вопрос: «Как?», «Почему?», «Отчего?». В этом случае занимательный материал не станет развлекательной иллюстрацией к уроку, а вызовет познавательную активность учащихся, поможет им выяснить причинно-следственные связи. В противном случае занимательность может стать «антистимулом» устойчивых познавательных интересов, что и происходит, когда на одном из первых уроков в 7 классе учащимся демонстрирую эффектные опыты, не давая им объяснения и вызывая у учащихся лишь ситуативный интерес:

опыт с монетой в чашке (преломление света);

яйцо в бутылке (атмосферное давление) и т. д.

Занимательный материал, приводимый на уроке, требует напряженной деятельности воображения в сочетании с умением использовать полученные знания. Примером такого вида занимательных материалов и заданий являются:

а) рассказы-загадки;

б) рассказы-шутки («Путешествие молекулы воды по агрегатному свету»;

в) кроссворды («Тепловые явления», «Первоначальные сведения о строении вещества» и т. д.);

г) рассказы-картинки с ошибками;

д) некоторые виды дидактических игр (физическое лото).

Подобные задания могут быть составлены и самими учащимися, и это, несомненно, повышает их ценность.

Во-вторых, иногда для ответа на вопрос, содержащийся в тексте, занимательный материал должен требовать достаточно обширных знаний. Это побуждает учащихся читать дополнительную литературу, самостоятельно искать ответы за рамками учебника. Так, вводя понятие о различных физических величинах (например, о времени, сопротивление и др.), обращаю внимание учащихся на историю развития метрологии и предлагаю школьникам подробнее ознакомиться со всевозможными способами измерений по научно-популярной литературе.

В-третьих, при использовании занимательного материала необходимо учитывать возрастные особенности учащихся и уровень их интеллектуального развития. В любом случае такой материал не должен быть слишком легким.

В-четвертых, при выборе того или иного дополнительного материала для урока учитываю увлечения и интересы школьников.

Это имеет двойную роль. С одной стороны, есть возможность формировать интерес к физике через уже имеющийся интерес к другому предмету; с другой стороны – это помощь в подготовке интересных повторительно-обобщающих уроков, на которые ученики приводят примеры использования физических законов в интересующих их областях.

В-пятых, использование занимательности требует минимума временной затраты, но должно внести яркий, эмоциональный момент на уроке один- два примера, чем перечислять ряд интересных и эффектных фактов, которые своей многочисленностью не только не решают поставленной учителем задачи, но, наоборот, отодвинут ее на второй план. Так, например, в 7 классе при изучении темы «Первоначальные сведения о строении вещества» учащимся трудно представить размеры молекул и атомов. Аналогия, яркие образные примеры помогают семиклассникам прочувствовать размеры микромира.

Сравнения: если молекулу увеличить до размеров полточки печатного шрифта, то человек окажется ростом 1600 км, с толщиной пальца 10 км.

В-шестых, несомненно, что учитель не должен побуждать к учению только занимательными средствами. В противном случае мы вынуждены будем признать, что «вряд ли есть что-нибудь противнее, чем тот легкий шутовой оттенок, который стараются придать учению некоторые педагоги, стремящиеся позолотить ребенку горькую пилюлю науки» (К. Д. Ушинский).

Место занимательности на уроке может быть различным.

Обычно занимательность связана с элементами неожиданности, в ней привлекает новизна материала. Поэтому уместно использовать занимательность при создании проблемной ситуации. С этой целью можно использовать различные приемы:

- проведение занимательных опытов, например, попадание яйца в пустую бутыль;

- сообщение учащимся фактов, поражающих своей неожиданностью, странностью, например, изучая «Движение планет» в 9 классе. Рассказать об открытых на «кончике пера», - Нептуне и Плутоне.

В перечисленных примерах занимательность – это первоначальный толчок к углубленной познавательной деятельности учащихся.

Решение задач в большей степени, чем любая другая форма проведения урока, нуждающихся в разнообразии используемого материала.

С целью повышения интереса учащихся при решении задач количественных, пользуюсь задачами или составленными. В этом случае занимательность задания заключается в том, что учащиеся облекают задачу в интересную форму детективного рассказа, стихотворения и т. д.

Обобщая все вышесказанное, можно сделать вывод: использование занимательности дает на уроке надежный эффект, но это лишь фактор, определенным образом влияющий на психические процессы, когда учитель ясно осознает цель использования занимательности на уроке в данный момент. Естественно, что для усиленного усвоения знаний учащимся и развития их познавательных стремлений занимательность должна применяться на уроке обязательно в сочетании с другими дидактическими средствами.

Физический смысл природных явлений может содержаться и во многих пословицах. Даже в ходе простого объяснения материала можно вставить пословицу и интерес со стороны учащихся обеспечен, ведь они много раз слышали это выражение, но совсем не задумывались о его физическом смысле. Примером могут послужить следующая пословица:
- В лесу и сковорода звонка.

Занимательные рассказы из жизни ученых-физиков вызывают очень большой интерес. Насколько "замороченные" в плане интеллекта вещи они открывали, настолько же удивительные истории с ними происходили. Вот некоторые из них:

1.Резерфорд демонстрировал слушателям распад радия. Экран то светился, то темнел.
- Теперь вы видите, - сказал Резерфорд, - что ничего не видно. А почему ничего не видно, вы сейчас увидите.

2.Ньютон очень не любил отвлекаться от своих занятий, особенно по бытовым мелочам. Чтобы выпускать и впускать свою кошку, не подходя к двери, он прорезал в ней специальную дыру. Когда же у кошки появились котята, то он проделал в двери для каждого котенка по дополнительному отверстию.

Так же, своеобразным толчком для развития познавательных интересов учащихся являются занимательные рассказы - вставки о физических явлениях, из истории открытия различных механизмов или законов.

Другим приёмом, способствующим развитию познавательного интереса учащихся, является работа с ребусами и кроссвордами. Такие задания способствуют усвоению определений, понятий, законов, запоминанию имён учёных, названий приборов. Их можно использовать для закрепления и повторения на обобщающих уроках. Очень интересными для учащихся являются кроссворды, когда их форма связана с темой повторения. После разгадывания ребуса, детям можно предложить описать, опираясь на свои знания по теме, данное слово.

Удачное использование занимательного и исследовательского физического эксперимента не только оживляет урок, но и вызывает интерес учащихся к физическому явлению. Нами представлены физические фокусы и занимательные опыты. Они просты, связаны с учебным материалом, требуют самого доступного оборудования, их разгадка имеет физический смысл, а не является ловкостью рук экспериментатора.

Например, опыт - фокус: На стол ставятся два стакана с бесцветными жидкостями, которые сутки стояли в одном помещении (следовательно, дети, должны сделать вывод о равенстве температур этих жидкостей). Измеряют температуру, не вынимая термометров из стаканов, и смотрят на показания - они оказываются одинаковыми. Затем, как - бы, во избежание ошибки, медленно вытаскивают термометры, и вблизи смотрят показания. И тут все видят, что, показания термометров стали разными. Дети должны дать исчерпывающее объяснение результата. Фокусы, вызывают оживлённые дискуссии, будят мысль, так как стимулируют к поиску объяснения увиденного, к использованию своих знаний. Так же, своеобразным толчком для развития познавательных интересов учащихся являются занимательные рассказы - вставки о физических явлениях, из истории открытия различных механизмов или законов.

Интересно для детей будет узнать, чему равна масса одной снежинки или почему зимой холодно. Учитель может использовать данный материал в качестве дополнительного, или давать ученикам, чтобы они готовили доклады, сообщения, и рассказали одноклассникам, как слепить прочный снежок или почему вода гасит огонь. Ответы на такие простые, казалось бы, вопросы даёт физика. И в последствии, разглядывая снежинку или любуясь деревьями в инеи, ребята будут вспоминать эти рассказы и мысленно объяснять увиденное, опираясь на свои знания по физике.

2.4 Демонстрационный эксперимент и лабораторные работы

Включение демонстрационного эксперимента в канву урока необходимо, но опыты должны проводиться с определенной целью и активизировать познавательную деятельность учащихся. С помощью опытов можно либо создать проблемную ситуацию, либо подтвердить (отвергнуть) какие-то теоретические выводы. Примером может служить следующее: при изучении явления полного отражения света, учащиеся придут в полный восторг и недоумение, если показать им опыт, когда закопченный, абсолютно черный шарик опускается в воду и становится серебряным. Опыт очень красив и нагляден. А дальше поставленная с помощью демонстрационного эксперимента проблема решается своим ходом.

При проведении лабораторных работ познавательный интерес может быть вызван или созданием соответствующей установки на получение важного физического вывода (например, при изучении явления электромагнитной индукции), или пониманием практической значимости изучаемого прибора (например, при изучении модели камеры Вильсона). При проведении лабораторных работ на расчет какой-либо физической величины для формирования познавательного интереса важно, чтобы практически решаемая задача несла новое, неизведанное освещение изучаемого явления (примером может послужить лабораторная работа по определению длины световой волны).

Истинный восторг может вызвать лабораторная работа по сборке простейших физических приборов. Примером может служить лабораторная работа по сборке приемника. Ощущение себя "человеком" от собранного своими руками и работающего радиотехнического устройства запомнится надолго.

Отдельно стоят творческие экспериментальные задания по физике. Здесь уже поиск, здесь уже задействовано творчество, и эти задания строятся по принципам развивающего обучения. Могут быть различные исследования "черных ящиков", постановка в проблемные ситуации и т.д.

2.5 Самостоятельная работа

Самостоятельная работа учащихся рационально организованная и систематически проводимая способствует овладению всеми учащимися глубокими и прочными знаниями, активизации умственных операций, развитию познавательных интересов.

Одна из первых самостоятельных работ "Знакомство с книгой (учебником)":

знакомимся с книгой, рассматриваем те иллюстрации, которые привлекли внимание; учимся работать с книгой (сначала - интерес, потом - знания): изучаем оглавление, учимся находить необходимые слова по предметному указателю, постепенно учимся выделять главное (то, что я говорю громко, учащиеся аккуратно подчёркивают карандашом), составлять план, тезисы, конспектировать и составлять рецензии.

В плане урока почти всегда присутствует пункт ''Работа с учебником''. Это может быть ''парный опрос'', который так нравится моим учащимся 7 - 9 классов. Взаимодействие друг с другом положительно сказывается на повышении их активности, качестве выполненной работы. После изучения нового материала или при проверке домашнего задания учащиеся отвечают на вопросы параграфа друг другу и оценивают свою работу. При проверке я спрашиваю: ''Какую оценку поставил тебе товарищ?'' И задаю любой из рассмотренных вопросов. Если ученик ответил на него правильно, то получает эту оценку в журнал. Это даёт возможность проверить усвоение изученного материала, активизировать деятельность и поощрить учащихся.

При закреплении и опросе приучаю школьников:

- следить за ответом товарищей;

- дополнять изложение главного тем, что упущено.

При выставлении оценки учитываю умение учащихся чётко, логически связно изложить главное в изученной теме.

2.6 Домашняя работа

Развитию познавательной активности школьников способствует правильно организованная проверка выполнения домашних заданий. Одним из важнейших педагогических требований к такой проверке является разнообразие форм ее проведения. Это могут быть: взаимные опросы, рецензии на параграф учебника или ответ товарища, составление планов, вопросов по параграфу, а также различные творческие задания: составление задач, проведение наблюдений и опытов (например, наблюдение дифракции с помощью прорезанного лезвием отверстия в черной бумаге), решение задач, требующих конструкторской смекалки и т.д. Проверка домашнего задания может также осуществляться с помощью дидактической игры, примером может служить широкоизвестная "Почта".

2.7 Исследовательская работа

В каждом ученике живёт страсть к открытиям и исследованиям. Даже ученик, который не очень хорошо учится, обнаруживает интерес к предмету, когда ему удаётся что-нибудь ''открыть экспериментально''. Активный поиск решения поставленной учителем задачи приводит к формированию у учащихся устойчивых познавательных интересов, они охотно работают в течение всего урока. Наслаждение самим трудовым процессом (ведь ученик считает себя первооткрывателем) приводит к сознательному выполнению данной работы.

Так, в 7 классе при изучении темы ''Условия плавания тел'' попросила учащихся принести: орех, луковицу, картофелину, яблоко. Каждый получил 2 стакана: с пресной водой и солёной водой. Поставила проблему: ''Что произойдёт, если все тела бросим в сосуд с пресной водой?'' - дети выдвинули гипотезы, проверили на опыте, сделали вывод, и вновь проблема: ''А если всё это проделать в солёной воде ?'' А если под колоколом насосом воздух откачать, ...а если закачать...'' Это уже продолжение работы на факультативе. А что же дальше делать с орехом? Аккуратно раскололи пополам, содержимое съели, а из скорлупок получили кораблики + пластилин + песок и изучили ''Судоплавание''.

Итогом исследовательской работы становятся выводы, самостоятельно полученные школьниками как ответы на проблемные вопросы.

В.А. Сухомлинский говорил: '' Нет и не может быть детей, которые не хотели бы учиться...''.

2.8 Дидактические игры

Игра, учение, труд – вот три основных вида деятельности человека. Игра готовит ребенка и к учению, и к труду, при этом сама игра всегда – немного учение и немного труд. Глубоко ошибаются те педагоги, которые педагоги, которые представляют игру лишь как забаву и развлечения.

Для учителя игра является средством изучения детей. К. Д. Ушинский писал: «Мы придаем такое важное значение детским играм, что если б учительскую семинарию, то сделали б там теоретическое и практическое изучение детских игр одним из главных предметов».

Я считаю, что дидактические игры по содержанию и методике их проведения, должны разрабатываться учителем и использоваться на уроках физики в целях развития познавательных интересов учащихся и повышения эффективности обучения.

Классификация физических игр:

1. Творческие игры, основанные на внесении элементов воображаемой ситуации и используемые с целью повторения и обобщения изучаемого материала.

2.Игры – соревнования, связанные с выявлением победителя (индивидуальные, коллективные, например, эстафеты на знание формул, единиц измерений и т. д.).

3. Игры, направленные на выполнение занимательного задания.

Например, опустить яйцо в бутылку, начертить с помощью сообщающихся сосудов горизонтальную прямую.

4. Игры с раздаточным материалом (лото).

Место игры на уроках физики может быть различным.

1.При опросе учащихся - с целью разнообразить опрос и одновременно научить школьников применять полученные знания предлагаю игру.

Например: Вызванного к доске ученика просят выйти из класса. Называю положение теории: между молекулами различных тел существуют промежутки. В течение 1-2 мин ученики придумывают примеры подтверждающие это положение МКТ, затем в класс приглашают вызванного ученика и ему приводят эти примеры, т. е. отгадав этот физический закон, привести доказательства в свою пользу.

2. При закреплении знаний можно использовать игру «Третий лишний». Принцип игры: два явления из трех логически связаны, третий рисунок изображает явление, непосредственно не связанные с предыдущим. Так, на одной из карт можно изобразить два рисунка, отображающих демонстрацию явления теплопроводности, и третий рисунок, иллюстрирующий явление конвекции.

Задача ученика – определить «лишний» рисунок в данном комплексе. Эта игра позволяет развивать умение логически мыслить, анализировать, обосновывать выдвигаемые положения.

3. В процессе повторения пройденного. Ряд игр, преследующих эту цель, может составляться на одном и том же фактическом материале – одни и те же физические явления, законы формулы, встречаясь ученику в 2-3-х играх, заставляют его вспоминать, сравнивать, устанавливать сходство и различие и тем самым способствуют активному, а не механическому закреплению знаний.

4. При выполнении домашнего задания – подбор материала для различных игр: кроссвордов, головоломок, т. е. у учащихся поддерживается интерес к предмету не только во время уроков, но и при выполнении домашних заданий.

Игры имеют большое воспитательное значение: они дисциплинируют учащихся, воспитывают самоконтроль, ответственное отношение к дому, четкое соблюдение установленных правил, и при этом хорошо «уживается» с «серьезным» учением, поэтому этот метод обучения прочно вошел в арсенал современных технологий обучения, альтернативных авторитарным.

2.9 Использование детских игрушек

Для создания интереса к урокам физики, особенно 7-8-х классах, можно, например, демонстрировать на уроках детские игрушки, которые часто проще в обращении и эффектнее.

При изучении некоторых тем курса игрушки будут нам единственными наглядными пособиями. Их можно использовать при проведении любого вида работ: при объяснении, при решении задач, при фронтальном эксперименте.

В 7 классе, изучая тему «Работа и мощность», можно на примере заводных игрушек объяснить учащимся процессы превращения энергии; а изучая тему «Давление твердых тел», с помощью строительных кубиков легко проверить и рассчитывать зависимость давления от силы давления и площади опоры тела.

Содержание всех опытов, проводимых на уроке физики, должны с полной ясностью доводиться до понимания каждого из присутствующих. Поэтому к игрушкам, как к демонстрационным приборам, предъявляется ряд требований:

1. Игрушка должна быть красочной, но без ненужных для опыта деталей, чтобы ее конструкция не заслоняла суть самой демонстрации.

2. Размеры игрушек, их расположение, освещение должно быть таким, чтобы со всех мест в классе можно было видеть опыт, демонстрируемый учителем.

3. Следует заботиться о наглядности и выразительности опытов.

4. Опыт должен быть убедительным, не содержать не относящихся к данному уроку явлений и не давать повода для неправильного его толкования.

5. Каждый эксперимент, проводимый в классе, должен быть надежным, неоднократно испытанным.

6. Нельзя перегружать урок большим количеством опытов. Каждая демонстрация должна быть содержательной, яркой, изящно оформленной.

Игрушки чаще всего используются при изучении механики (авто, качели, прыгающая лягушка, акробат, неваляшка и т. д.); гидро- и аэродинамики (резиновый мяч, лейка, катер, вертолет); электрические и магнитные явления (электромашины, электроконструктор, детский телефон и телеграф)

2.10 Использование художественной литературы

Физику, как и математику, принято относить к точным наукам. И уж если прозвенел звонок на этот урок, но не только ученики, но и многие учителя считают, что все постороннее – литература, искусство, поэзия – должно уступить место точному эксперименту, строгому доказательству и формулам. Оставляя, естественно, за последними решающую роль, следует, однако, признать ошибочное мнение о несовместимости науки и искусства на уроках физики. Как подтверждение этому, достаточно вспомнить мыслителей Древней Греции, которые успешно совмещали поэзию и науку.

Умелое и своевременное использование художественной литературы на уроках физики пробуждает у учащихся интерес к изучаемому материалу, помогает им осознать и лучше запомнить пройденное, а учителю физики предоставляется еще одна возможность для эстетического воспитания школьников.

Отрывки из произведений художественной литературы могут быть по-разному использованы на уроках.

1.Постановка проблемы.

На уроке в 7 классе при изучении инерции, напоминаю ученикам один из эпизодов сказки В. Гаршина «Лягушка – путешественница»: «Лягушка, дрыгая своими четырьмя лапками, быстро падала на землю, но т. к. утки летели очень быстро, то и она упала не прямо на то место, над которым закричала и где была твердая дорога, а гораздо дальше».

2. Иллюстрация теоретических положений при объяснении учителя.

Рассказывая об относительности движения механического, привожу стихотворение А. С. Пушкина «Движение» (см. ”Избранное сочинение” М. худ. лит. 1990, 204 с.)

3. Опрос учащихся. Интересным приемом при опросе является привлечение отрывков из произведений художественной литературы.

Особый интерес вызывают такие отрывки, где имеется научная ошибка, неточность. Тогда перед учениками ставится более трудная задача: найти ошибку и правильно объяснить описанное явление

4. Решение задач.

После изучения темы «Относительность движения» решаем задачу из сборника задач по физике А. П. Рымкевича № 30 стр. 11: объясните несостоятельность с точки зрения физики текста из сказки Г. Х. Андерсена «Дюймовочка»: «лист кувшинки поплыл по течению. Течение было сильное, и жаба никак не могла догнать Дюймовочку».

5. Закрепление пройденного.

Для определения глубины понимания учащимися объяснения на уроке также можно использовать отрывки из произведений художественной литературы.

После изучения зависимости точки кипения от давления , читаю учащимся отрывок из рассказа М. Тверна «Странствия за границей» (см. Перельман Я. И. Занимательная физика (М «Наука», 1991 г.) стр. 368. – «Суп из барометра»). Юмор и живой рассказ помогут учащимся надолго запомнить, как можно определить высоту места над уровнем моря.

Можно дать задание учащимся каждого класса при чтении книг выписывать примеры проявлений физических законов. Особенно важно «приохотить» к этой работе любителей художественной литературы, равнодушных к физике. Для этого надо обсуждать на уроках найденные ими отрывки, обязательно выделяя наиболее интересны.

2.11 Экскурсии на производство

Любые физические понятия и любая физическая теория только тогда становятся для ребят сознаваемыми, когда они подтверждены конкретными, понятными и близкими примерами. И нужно учить детей отыскивать такие примеры в природе и объяснять их с точки зрения науки. Это помогает не только глубокому и прочному усвоению материала, но и развивает наблюдательность. Урок-экскурсия надолго остается в памяти учащихся.

Они имеют не только познавательное, но и воспитательное значение. Ведь на экскурсии учащиеся знакомятся с применением знаний на практике, с производственными процессами, с научными основами современного производства, проблемами взаимодействия общества и природы. Они дают возможность повторить изученные на уроках важнейшие физические явления и закономерности, выяснить, как поняли их учащиеся, умеют ли они использовать знания для объяснения явлений техники и природы. Значение экскурсий состоит ещё и в том, что они дают возможность почувствовать силу человеческого разума в овладении силами природы для улучшения своей жизни, облегчения труда.

Обычно учебные экскурсии провожу, как итоговые, при завершении изучения большой темы, иногда, как предварительные - до прохождения соответствующего учебного материала, ибо они стимулируют познавательную активность учащихся на уроке, позволяют опираться на наблюдавшиеся явления и объекты, создавать конкретные проблемные ситуации. Экскурсии вызывают большой интерес учащихся, они задают много вопросов рабочим, инженерам.

После проведения экскурсии один из уроков отводится на подведение итогов, при этом ученикам задаю типичные вопросы: ''Что вы узнали на экскурсии нового о применении физики в производстве? Какое вы увидели оборудование? Машины? Проявление каких законов физики вы наблюдали? Какие профессии вас особенно заинтересовали и почему?''.

В дальнейшем при изучении соответствующих вопросов курса физики многократно обращаемся к материалам экскурсии.

Ребята с удовольствием ходят на экскурсию в природу, особенно 7 - 8-классники. Уроки-экскурсии ''Физика на осенней (зимней, весенней) тропе'' - это не только красивый отдых, но и осознанное восприятие физической теории, подтверждённой конкретными примерами. При наблюдении возникает естественное желание объяснить увиденное. Кроме наблюдений идёт актуализация знаний, активное повторение пройденного теоретического материала. Уроки- экскурсии надолго остаются в памяти ребят, а вопросы возникают сами:.

2.12 Уроки-монтажи, уроки-конференции

Опыт показывает, что наибольший интерес у школьников вызывают те уроки, в которых они принимают активное участие. В качестве таких уроков можно проводить уроки-монтажи и уроки-конференции.

Примером урока-монтажа может послужить урок изучения принципов сотовой связей, на котором учитель во вводном рассказе объясняет общие принципы радиосвязи, а учащиеся готовят под руководством учителя (за две недели до урока) сообщения по таким темам- технология сбора и передачи сообщений, и т.д.; - сотовая связь, стандарты сотовой связи и их характеристики, что такое "роуминг" и т.д.

Уроки-конференции с целью изучения нового материала рационально проводить в старших классах, основываясь на лучшую теоретическую подготовку старшеклассников и на их часто уже сформировавшиеся интересы.

Уроки-конференции чаще всего проводятся при закреплении учебного материала и являются итогом работы старшеклассников по изучению большой темы курса физики. Уроки-конференции по подведению итогов можно разделить на два типа: тематические конференции, цель которых обобщить, систематизировать и расширить знания по теме ("Ядерная энергия "за" и "против", "В мире звука", "Телевидение" и др.); и конференции с целью профориентации, показывающие практическую значимость изучаемого, позволяющие широко познакомить учащихся с различными отраслями науки и техники и возможностями получения специальностей ("Оптика в руках человека", "Практическое применение различных видов излучения" и т.д.).

























Заключение

Таким образом, активизировать мыслительную деятельность учащихся можно на различных этапах урока и различными методами. При этом следует помнить, что активизация мыслительной деятельности учащихся не должна сводиться к простому увеличению числа выполняемых ими самостоятельных работ. Важна методика включения последних в учебный процесс. Работы должны в максимальной степени развивать мыслительную активность учащихся.
Формирование научного мировоззрения, активизация мыслительной деятельности – дело сложное. Необходимо использовать все богатые возможности для того, чтобы в сознании учеников складывалось правильное общее представление о мире и его познании физической наукой. Для этого, прежде всего, следовало бы отказаться от встречающегося еще иногда бесстрастно-объективистского изложения учебного материала, при котором факты науки превращаются в склад догм и застывших данных. научить видеть природу за ее физическим описанием, сформировать в сознании учащихся единую физическую картину мира, возбудить интерес к философскому осмысливанию действительности и пробудить у учеников радостное чувство общения с процессом научных поисков и с людьми, которые в этих поисках видели смысл своей жизни, - это самое главное, ради чего мы и учим физике, не в этом ли состоят те богатейшие воспитательные возможности, которыми располагает обучение физике.


Литература


  1. Анофрикова С.В. Отбор демонстраций к уроку.//Физика в школе – 1999. - № 4. – с.56.
    2. Айдагулов Р.И. Решение задач на различных этапах урока.//Физика в школе – 1990. - № 6. – с. 40.
    3. Айнбиндер А.Б. Как облегчить понимание демонстрационного эксперимента.//Физика в школе – 1990. - № 3. – с. 35.
    4. Бабанский Ю.К. О комплексном подходе к проектированию задач урока.//Физика в школе – 1999. - № 3. – с.39.
    5. Бедшакова З.М. О соответствии методов обучения физике содержанию учебного материала.//Физика в школе – 1993. - № 5. – с.55.
    6. Бугаев А.И. Методика преподавания физики в средней школе. – М.: Просвещение, 1994. – 294 с.
    7. Бугаев А.И., Сорокина Н.Г., Сущенко С.С. Опорный конспект как одно из средств обучения физике.//Физика в школе – 1999. - № 6. – с.29.
    8. Булатова Е.В. Развивать у учащихся интерес к знаниям и учению.//Физика в школе – 1999. - № 2 – с. 92-93.
    9. Виноградова М.Д., Первин И.Б. Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников. – М.: Просвещение, 1999. – 112 с.
    10. Глазунов А.Т., Нурминский И.И., Пинский А.А. Методика преподавания физики в средней школе. Электродинамика нестационарных явлений. Квантовая физика./Под ред. А.А. Пинского. – М.: Просвещение, 1999. – 260 с.
    11.Гладышева Н.К., Нурминский И.И., “Методика преподования физики в 8-9 классах общеобразовательных учреждений” М.:1999
    12. Гашов Г.Приключения Томпкинса Москва,1993


33


Курсовая работа "Методика преподования физики для легкого усвоения учеником"
  • Физика
Описание:

Введение

Физика – это наука постоянно развивающаяся, обогащаемая новыми теориями. Эффективно воздействуя на характер мышления, помогая лучше ориентироваться в шкале жизненных ценностей, физика может способствовать, в конечном счете, выработке правильного отношения к окружающему миру.

Как войти в мир физики? Ощутить его красоту, почувствовать дыхание его тайн! Возникновение же интереса к этой науке зависит в большей степени от методики ее преподавания, от того, насколько умело будет построена технология обучения этому предмету.
Автор Гудз Наталья Петровна
Дата добавления 31.03.2016
Раздел Физика
Подраздел Другое
Просмотров 329
Номер материала MA-066052
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓