Главная / Начальные классы / Курс внеурочной деятельности "Волшебный мир оригами "

Курс внеурочной деятельности "Волшебный мир оригами "

Пояснительная записка

Программа кружка «Волшебный мир оригами» имеет общекультурное направление, созданной на основе результатов многолетней работы по обучению учащихся начальной школы основам искусства оригами. Занятия оригами позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность. Программа направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие; на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование.

Актуальность данной программы в том, что она позволит обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы. Программа способствует развитию познавательных процессов личности обучающихся, социализации ребёнка путём приобщения его к полезной доступной деятельности. Предлагаемая система практических занятий позволит формировать, развивать, корректировать у младших школьников пространственные и зрительные представления, наличие которых является показателем школьной зрелости, а также помочь детям легко и радостно включиться в процесс обучения.

Педагогическая целесообразность обусловлена важностью создания условий для формирования у младшего школьника пространственных представлений логического мышления, геометрических понятий, развитие моторики и глазомера.

Программа предполагает работу с детьми в форме занятий, совместной работы детей с педагогом, а также их самостоятельной творческой деятельности. В связи с тем, что в образовательном процессе мало времени уделяется художественно-эстетической стороне воспитания личности, поэтому возникла необходимость создания этой программы. Данная программа даёт возможность расширить содержание образования школьников в области «Технология», « Искусство» через приобретение ими практических навыков одного из видов декоративно-прикладного искусства оригами. Разработанная программа усиливает вариативную составляющую общего образования: в содержании программы рассматриваются аспекты, которые предлагаются в рамках предметных областей: русского языка, литературного чтения, окружающего мира, ИЗО, музыки

Отличительные особенности данной программы:

Данная программа рассчитана и адаптирована для учащихся начальной школы. В процессе обучения возможно проведение корректировки сложности заданий и внесение изменений в программу, исходя из опыта детей и степени усвоения ими учебного материала. Программа включает в себя не только обучение оригами, но и создание индивидуальных и коллективных сюжетно-тематических композиций, в которых используются изделия, выполненные в технике оригами.

Во время занятий оригами для снятия излишней возбудимости детей, создания непринужденной и творческой атмосферы используются аудиокассеты с записями звуков живой природы и музыки. В результате этого, у детей происходит выравнивание психо - моторных процессов, изменение их поведения, улучшение личных взаимоотношений. Ведь всем известно, что музыка влияет на эмоциональное состояние и настроение человека.

Программа включает в себя не только обучение оригами, но и создание индивидуальных и коллективных сюжетно-тематических композиций, в которых используются изделия, выполненные в технике оригами.

Программа «Волшебный мир оригами» адресована учащимся начальной школы. Учитывая возраст детей и новизну материала, для успешного освоения программы занятия в группе должны сочетаться с индивидуальной помощью педагога каждому ребенку. Срок реализации – 1 год. Программа рассчитана на 72 часа. Периодичность занятий – 2 часа в неделю.

Цель: Развитие творческих способностей, познавательной сферы младших школьников путём овладения искусством оригами.

Задачи:

  • Обучить технике оригами, получить первоначальный опыт самореализации.

  • Развивать воображение, художественный вкус, чувство прекрасного.

  • Воспитывать трудолюбие, творческое отношение к труду.

  • Формировать представление об эстетических идеалах.

Планируемые результаты:

В сфере личностных УУД у учащихся будет сформировано:

  • положительное отношение к учению;

  • желание приобретать новые знания;

  • способность оценивать свои действия;

В сфере познавательных УУД учащиеся научатся:

  • соблюдать правила по технике безопасности и личной гигиены.

  • соблюдать правила организации рабочего места.

  • соблюдать правила бережного использования бумаги.

  • эстетически относиться к окружающему миру и самому себе.

  • анализировать информацию, полученную из разных источников.

  • научатся различным приемам работы с бумагой.

  • будут знать основные геометрические понятия и базовые формы оригами;

  • научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий; создавать изделия оригами, пользуясь инструкционными картами и схемами;

  • будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами;

В сфере регулятивных УУД учащиеся научатся:

  • принимать и сохранять учебную задачу;

  • работать по плану;

  • адекватно оценивать свои достижения.


В сфере коммуникативных УУД учащиеся научатся:

  • вести диалог с учителем и одноклассниками;

  • задавать вопросы;

  • слушать и отвечать на вопросы других;

  • высказывать свою точку зрения;

  • работать в парах и рабочих группах.


Методы обучения и формы занятий:


В процессе занятий используются различные формы занятий: традиционные, комбинированные и практические занятия игры, праздники, конкурсы, соревнования и другие.

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
•словесный (устное изложение, беседа, рассказ, и т.д.);
•практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.).

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

  • объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;

  • репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;

  • частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;

  • исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:

  • фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;

  • индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;

  • групповой – организация работы в группах.

  • индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем и др.


Оценка результатов:

Наиболее плодотворным фактором, в оценочной работе итогов обучения, являются выставки работ учащихся. Параметры оценивания представленных участниками работ могут изменяться в зависимости от уровня и целей проводимых выставок. Выставки позволяют обменяться опытом, технологией, оказывают неоценимое значение в эстетическом становлении личности ребенка. Однако выставки проводятся один–два раза в учебный год, творческая же работа ребенка постоянно требует поощрения в стремлениях.

Большое значение в оценивании итогов обучения имеют разнообразные конкурсы. Подарки, поделки, сувениры с элементами художественного конструирования ребята готовят к праздникам с большим удовольствием. В декоративном решении работы детей выглядят красочно, празднично, а иногда и фантастически. Результативность развития художественного мышления ребят оценивается по следующим критериям: степень оригинальности замысла, выразительность выполненной работы, овладение приемами работы в материале. В процессе таких занятий более интенсивно развиваются творческие способности детей (воображение, образное и техническое мышление, художественный вкус).


Формы подведения итогов:


• Составление альбома лучших работ.
• Проведение выставок работ учащихся: 
– в классе, 
– в школе.















Учебно - тематическое планирование




п/п

Наименование тем

Количество часов

теория

практика

всего

1.

Вводное занятие. Входная диагностика учащихся.

1

1

2

2.

Знакомство с оригами. Простые базовые формы

2

4

6

3.

Базовая форма «Квадрат»

2

2

4

4.

Базовая форма «Треугольник»

1

5

6

5.

Базовая форма «Воздушный змей»

1

5

6

6.

Базовая форма «Двойной треугольник»

1

7

8

7.

Базовая форма «Двойной квадрат»

1

7

8

8.

Базовая форма «Конверт»

1

7

8

9.

Поздравительная открытка и цветы к празднику 8 марта

1

3

4

10.

Новые базовые формы. Базовая форма «Дверь»

1

7

8

11.

Новые базовые формы. Базовая форма «Рыба»

1

7

8

12.

Итоговое занятие

1

1

2

13.

Оформление выставочных работ

-

2

2


ИТОГО:

14

58

72






Содержание программы.

Раздел I: Вводное занятие.

Беседа по охране труда. Входная диагностика.

Раздел II: Знакомство с оригами. Простые базовые формы.

Знакомство с оригами. (Теория) Беседа: Знакомство с видами бумаги и её основными свойствами, с инструментами для обработки. Правила безопасности труда при работе с ручным инструментом.

Знакомство с понятием «базовые формы». Дать учащимся понятие термина «базовые формы». Познакомить с разными видами базовых форм.

Условные обозначения в оригами. (Теория) Знакомство с условными знаками, принятыми в оригами.

Термины, принятые в оригами. (Практика) Знакомство с условными знаками, принятыми в оригами. Инструкционные карты, демонстрирующие процесс складывания. Знакомство с терминами. 

Раздел III: Базовая форма «Квадрат».

Базовая форма «Квадрат». (Теория) Познакомить с базовой формой «квадрат».

Изготовление квадрата. (Практика) Изготовление квадрата из прямоугольного листа бумаги (два способа).

Раздел IV: Базовая форма «Треугольник».

Базовая форма «Треугольник». (Теория) Научить складывать базовую форму. « Треугольник».

Лисёнок и собачка. (Практика) Разметка сгибанием. Понятие о графических изображениях, их назначении. Планирование работы с опорой на графические инструкционные карты.

Яхта и пароход. (Практика) Приёмы чтения схем оригами. Упражнения на деление прямоугольной и квадратной заготовки в разных направлениях на равные и неравные части.

Стаканчик. (Практика) Изготовление изделий в технике оригами с опорой на инструкционные карты (предметные и графические).

Синица и снегирь. (Практика) Композиция «Птицы в лесу». Планирование работы по составлению композиции. Оформление изделия. Выставка работ.

Раздел V: Базовая форма «Воздушный змей».

Кролик и щенок. (Теория и практика) Знакомство с новой базовой формой. Чтение схем складывания изделий в технике оригами. Закрепление приёмов сгибания и складывания бумаги.

Курочка и петушок. (Теория и практика) Чтение сказки « Петушок и бобовое зёрнышко». Анализировать образец, пользоваться схемой.

Утка. (Практика) Повторение названий базовых форм. Повторение правил пользования ножницами. Изготовление поделки.

Сказочные птицы. (Практика) Расширять словарный запас, чтение технологической карты. Составить образы сказочных птиц, оформить композиции с этими сказочными персонажами.

Композиция «Домашние птицы на лужайке». (Практика) Беседа о домашних птицах. Заготовка изделий и составление панно.

Раздел VI: Базовая форма « Двойной треугольник».

Рыбка и бабочка. (Теория и практика) Повторение изученных базовых форм. Зарисовка условных знаков и схем складывания базовых форм.

Головастик и жук. (Практика) Отработать приёмы складывания модулей. Оформление изделий и украшение.

Лилия. (Практика) Изделие, складывающееся из одинаковых деталей – модулей.
Композиция «Водоём».
 (Практика) Повторение изученных базовых форм. Зарисовка условных знаков и схем складывания базовых форм. Оформление изделия в виде морского дна.

Раздел VII: Базовая форма «Двойной квадрат».

 Жаба. (Теория и практика) Знакомство с условными знаками, принятыми в оригами и основными приемами складывания. Базовые формы. Инструкционные карты, демонстрирующие процесс складывания. Складывание изделий на основе простых базовых форм.

Стрекоза. (Практика) Выбор базовой формы. Беседа о насекомых живущих вблизи водоёмов. Декоративное оформление изделия.

Золотая рыбка. Краб. (Практика) Повторение изученных базовых форм. Зарисовка условных знаков и схем складывания базовых форм. Оформление изделия.

Композиции «Островок в пруду» и «Аквариум». (Практика) Составить композицию. Работать группами. Сделать выставку.

Раздел VIII: Базовая форма « Конверт».

Пароход. (Теория и практика) Складывание заготовки вдоль и поперёк, вкладывание боков. Украшение узорами на выбор.

Подводная лодка. (Практика) Приготовить базовую форму. Сгибание меньших сторон прямоугольника к середине. Наклеивание дополнительных частей, характерных для изделия.

Катамаран. (Практика) Повторение изученных базовых форм. Зарисовка условных знаков и схем складывания базовых форм. Оформление изделия.

Композиция «В море». (Практика) Используя приготовленные поделки составить композицию и подготовить к выставке.

Раздел IX: Цветы к празднику 8 марта.

Тюльпан. Подснежник. (Теория и практика) 8 марта – международный женский праздник. Легенды о цветах. Складывание цветов на основе изученных базовых форм. Оформление композиций и поздравительных открыток.

Бутоны роз. Композиция «Букет роз». (Практика) Складывание цветов на основе изученных базовых форм. Оформление композиций и поздравительных открыток.

Открытка «Букет гвоздик». (Практика) Складывание цветов на основе изученных базовых форм. Оформление композиций и поздравительных открыток.

Раздел X: Базовая форма «Дверь».

Базовая форма «Дверь». (Теория) Познакомить с базовой формой «дверь».

Мышь. (Практика)  Изготовление базовой формы. Зарисовка условных знаков и схем складывания базовых форм. Оформление изделия.

Поросёнок и Бурёнка. (Практика) Повторение изученных базовых форм. Наклеивание дополнительных частей, характерных для изделия.

Композиция «В деревне». (Практика) Используя приготовленные поделки составить композицию и подготовить к выставке.

Раздел XI: Базовая форма «Рыба».

Базовая форма «Рыба». (Теория) Познакомить с базовой формой «рыба».

Царевна – Лебедь. (Практика) Повторение изученной базовой формы. Работа по инструкционной карте. Декоративное оформление изделия.

Пингвины (два способа). (Практика) Выбор базовой формы. Наклеивание дополнительных частей, характерных для изделия.

Композиция «Пингвины на льду». (Практика) Используя приготовленные поделки составить композицию и подготовить к выставке.

Раздел XII: Итоговое занятие.

Конкурс «Самые умелые руки». (Практика) Проведение конкурса «Самые умелые руки». Вручение грамот, призов.

Итоговое занятие «Чему научились за год». (Теория и практика) Подведение итогов работы за год. Беседа на тему «Чему мы научились на занятиях?»

Раздел XIII: Оформление выставки.

Оформление выставки. (Практика) Выставка моделей, изготовленных в течение года.


Список литературы для педагога.

С.Ю. Афонькин и Е. Ю Афонькина «Оригами» - Издательство «Аким», 1996 год

С. Ю. Афонькин, Е. Ю. Афонькина «Весёлые уроки оригами в школе и дома». Учебник СПб; Издательский дом «Литература», 2001 год

Литература для учащихся.

Игрушки из бумаги. Около 100 моделей простых и сложных для детей и взрослых. Санкт-Петербург, «Дельта», 1996

Афонькин С. Ю. Игрушки из бумаги [Текст] / Е.Ю. Афонькина, С.Ю. Афонькин. - СПб: Литера, 1997.

Интернет сайты:

http://origami.ru/

http://www.origami-do.ru/

http://student.km.ru/

http://www.bestreferat.ru/














Курс внеурочной деятельности "Волшебный мир оригами "
  • Начальные классы
Описание:

   Предлагаю вашему вниманию разработку программы курса внеурочной деятельности "Волшебный мир оригами". Программа расчитана на один год обучения.

Данная программа может быть применена и в дополнительном образовании, и на уроках технологии в начальной школе, и как курс внеурочной деятельности.

Здесь вы сможете найти программу, календарно-тематическое планирование по данному курсу и краткое описание видов деятельности на каждом этапе обучения.

Очень надеюсь, что эта разработка пригодится вам в вашей работе.

В дальнейшем расчитываю разработать программу и для последующих годов обучения.

Автор Кувакина Елена Борисовна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 381
Номер материала 36826
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓