Главная / Начальные классы / КУрс "Развитие речи" 2-3 класс

КУрс "Развитие речи" 2-3 класс


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

"Лицей № 4» г. Перми





РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ нанаучно-методическом совете Зам. директора по УВР Директор протокол № _ от _______/____________./ _______ /Иконникова Г.Ф./ ___________2014г. _____________ 2014 г _____________2014г.













РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса «Развитие речи»



Составитель: Ефимова Л.Р., учитель начальных классов














Пемь2014







ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



Цели и задачи:

  1. Раскрыть основные методы и приемы для развития речи во внеклассной работе по русскому языку и литературному чтению.

  2. Осуществлять идейное, нравственное, эстетическое воспитание младших школьников в разнообразных внеклассных мероприятиях.

  3. Постоянно поддерживать и развивать интерес к русскому языку, используя для этого яркий, эмоциональный материал, разнообразные формы и приемы работы.

  4. Активизировать и закреплять программный материал, создавая для этого новые ситуации общения.

  5. Создавать во внеклассной работе условия для постоянного слушания правильной русской речи.

  6. Постоянно обогащать память учащихся новыми словами, грамматическими формами конструкциями.

  7. Формировать навыки внеклассного чтения, подготавливая учащихся к самостоятельному чтению книг.

Развивающий курс по развитию речевой культуры «Развитие речи»

Количество часов в неделю – 1 час

Общее количество часов за год – 34 часа

Цели внеклассной работы по развитию речевой культуры определяются в соответствии с условиями обучения в начальных классах в первую очередь необходимостью активизации познавательной деятельности учащихся, воспитанием интереса и развития их творческих способностей.

 Цель занятий, проводимых по данной программе, - способствовать более прочному и сознательному усвоению изученного на уроке, содействовать развитию речи детей, совершенствовать у них навыки лингвистического анализа, повышать уровень языкового развития школьников, воспитывать познавательный интерес к родному языку, решать проблемы интеллектуального развития младших школьников.

 Данные занятия должны способствовать решению задач обеспечения правильного усвоения детьми достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций; созданию речевых ситуаций, стимулирующих мотивацию развития речи учащихся; формированию речевых интересов и потребностей младших школьников.

Особенность внеклассной работы по развитию речи состоит в том, что строится она в тесной связи с внеклассной работой по русскому языку и литературному чтению, а также другими предметами курса начальной школы.

Способствует дальнейшему общему развитию младшего школьника, становлению его личности; расширяет и углубляет общественно- политические представления и знания о мире, о своей родине, приобщает к событиям, которыми живет страна, формирует нравственные качества, способствует развитию художественных интересов.

Развитие интереса к русскому языку приводит к тому, что учащиеся не только начинают серьезнее относиться к классным занятиям, но и стремятся показать своим товарищам, что они не напрасно проводят время в кружке. Это проявляется в более полных ответах, в использовании материалов кружковых занятий на уроке, в желании и умении помочь товарищу разобраться в трудном домашнем задании.

В программе прослеживаются межпредметные связи, поскольку наряду с формированием положительного отношения к изучению русского языка, у детей развивается стремление к получению знаний по окружающему миру (наблюдения в природе за растениями, животными), изобразительному искусству (сочинения на сюжеты картин), литературе (чтение стихотворений, рассказов) и т.д.

Внеклассная работа решает важные образовательные и воспитательные задачи: воспитывает у учащихся более ответственное отношение к урокам русского языка; развивает у ребят быстроту мышления; желание научиться говорить правильно и выразительно.

 Дополнительное занятие обеспечит учащимся возможность:

  • получить дополнительные знания по темам;

  • расширить общий кругозор;

  • развить потребности в познании;

  • обогатить сферу общения в классе. 

Контроль и учет знаний учащихся будет осуществляться в форме устного собеседования, группового или индивидуального выступления, смотра творческих работ, инсценировок, конкурсов, и др.

         


                      Речь. Техника и выразительность речи

 

Речь. Устная и письменная речь. Выразительная речь.

Умение регулировать громкость и высоту голоса. Знание скороговорок. Умение коллективно разметить текст для выразительного чтения; обсудить тембр, темп чтения, расставить паузы, выделить логически ударные слова и сочетания слов, продумать мелодику речи.

 

 

                 Слово

 

Повторение изученного в 1 классе.

Слово. Слово имеет значение. Синонимы. Омонимы. Многозначные слова. Изобразительные средства языка: сравнение, олицетворение. Вежливые слова. Знакомство со словарями: толковым, орфографическим. Умение определить лексическое значение слова по словарю, контексту, на основе словообразовательного анализа.

Умение выделить слова в переносном значении в тексте, сравнить прямое и переносное значения, определить основу переноса значения. Умение сконструировать образное выражение (сравнение, олицетворение) по образцу, из данных учителем слов, умение использовать слова с переносным значением при составлении предложений, текстов описательного и повествовательного характера.

Совершенствование умений, определённых программой 1 класса.

 

 

                 Предложение и словосочетание

 

 

Предложение. Виды предложений по цели высказывания и интонации. Умение устанавливать связи между словами в словосочетании и предложении. Умение редактировать простое и сложносочиненное предложение: исправлять порядок слов или порядок частей, распространять части предложения, заменять неудачно употреблённые слова. Умение интонационно правильно читать (произноситъ) предложения разных типов.

 

 

                   Текст  

 

 Текст. Типы текстов: рассуждение, сравнительное описание, повествование. 

 Умение редактировать текст с точки зрения лексики и грамматики. Восстанавливать деформированный текст.

 Тема и основная мысль текста. Умение определять основную мысль текста.

 План текста. Виды планов. Умение составлять планы различных видов.

 Связь между предложениями в тексте. Умение устанавливать тип связи между предложениями в тексте, составлять цепочки связей из опорных слов.

  Умение писать творческое изложение с языковым разбором, сочинение по данному началу и опорным словам, по наблюдениям.

  Сочинение загадок.  

                  Культура общения 

Волшебные слова: слова приветствия, прощания, извинения и так далее. Умение использовать вежливые слова с учётом речевой ситуации с нужной интонацией, мимикой.

Личностные УУД

У обучающегося будут сформированы:

- эстетические чувства (сочувствия, стыда, вины, совести) на основе анализа поступков одноклассников и собственных поступков;

- представление о своей этнической принадлежности.

Обучающийся получит возможность для формирования:

- интереса к познанию русского языка;

- чувства сопричастности и гордости за свою Родину и народ;

- ориентация в поведении на принятые моральные нормы.

Регулятивные УУД

Обучающийся научится:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя;

- различать способ и результат действия.

Обучающийся получит возможность научиться:

- контролировать и оценивать свои действия при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;

- преобразовывать практическую задачу в познавательную.

Познавательные УУД

Обучающийся научится:

- строить сообщения в устной форме;

- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;

Обучающийся получит возможность научиться:

- осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом языковом факте.

Коммуникативные УУД

Обучающийся научится:

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- строить понятные для партнера высказывания.

Обучающийся получит возможность научиться:

- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

- строить монологическое высказывание.



Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

При работе над развитием речи проводится целенаправленная работа по развитию у младших школьников общеучебных умений, навыков и способов деятельности:

  • интеллектуальных (обобщать, классифицировать, сравнивать и др.),

  • познавательных (учебно-познавательных мотивов, формированию учебной самостоятельности и потребности в творческом самовыражении, умений организовать сотрудничество и планировать свою деятельность, принимать, сохранять, ставить новые цели в учебной деятельности и работать над их достижением),

  • организационных (организовывать сотрудничество и планировать свою деятельность)

В ходе развития речи учащихся формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками.





 Планирование развивающего курса «Развитие речи»

2 класс

 

занятия 

 

Тема

Слово. Значение слова

Многозначные слова

Омонимы

Омофоны, омоформы

Синонимы

Антонимы

Фразеологизмы

Фразеологизмы

Фразеологизмы

Пословицы

Загадки

Изобразительные средства языка. Сравнение

Изобразительные средства языка. Олицетворение

Текст. Тема текста. Заглавие

Текст. Опорные слова

Опорные слова

Проверочная работа

План

Виды плана

Виды планов

Связь между предложениями в тексте

Связь между частями текста

Работа с деформированным текстом

Редактирование текста

Типы текста. Описание

Типы текста. Описание

Текст – сравнительное описание

Типы текста. Повествование

Типы текста. Рассуждение

Типы текста. Рассуждение

Сочинение на тему «Мой выходной день»

Редактирование текста

Повторение пройденного

Повторение пройденного

 

3 класс


№ п/п


Тема

1.

Речь. Средства выразительности устной речи (темп, громкость, мимика, жесты).

2.

Основные правила общения. Требования к речи.

3.

Культура общения. Соблюдение речевого этикета в споре, дискуссии. 

4.

Слово. Его значение.

5.

Узнавание слова по толкованию его лексического значения. Работа с кроссвордами.

6.

Антонимы. Подбор антонимов к слову. Нахождение антонимов в тексте.

7.

Синонимы. Подбор синонимов к слову. Нахождение синонимов в тексте.

8.

Употребление синонимов в речи.

9.

Омонимы.

10.

Образные слова и выражения. Загадки.

11.

Фразеологизмы. Фразеологические обороты.

12.

Крылатые слова и выражения.

13.

Устаревшие и новые слова.

14.

Возникновение слов, происхождение некоторых топонимов и антропонимов.

15.

Предложение. Виды предложений по цели высказывания.

16.

Виды предложений по интонации.

17.

Члены предложения.

18.

Связь слов в словосочетании, предложении.

19.

Выделение признаков связного текста.

20.

Составление предложений из слов. Объединение их в связный текст.

21.

Стили речи: разговорный и книжный.

22.

Разговорный стиль. Диалог.

23.

Диалог и монолог.

24.

Художественный стиль. Общее понятие.

25.

Краткое изложение на основе зрительного восприятия текста по плану, опорным словам.

26.

Изобразительно-выразительные средства языка. Эпитет.

27.

Изобразительно- выразительные средства языка. Метафора. Сравнение.

28.

Изобразительно- выразительные средства языка. Олицетворение.

29.

Сочинение по наблюдениям «Ранняя весна»

30.

Изложение-повествование на основе слухового восприятия текста по обобщенным вопросам, опорным словам.

31.

Научный стиль речи. Научные слова.

32.

Как написать письмо.

33.

Изложение- описание на основе зрительного восприятия текста по коллективно составленному плану, опорным словам

34.

Творческое редактирование текста.



Материально-техническое обеспечение учебного предмета

Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок

Мультимедийный проектор

Компьютер

МФУ





Литература 

  1. Школа развития речи: Курс «Речь»: Методическое пособие (Юным умникам и умницам).       2 класс / Соколова Т.Н. – М.: Росткнига, 2009.

  2. Школа развития речи: Курс «Речь»: Рабочие тетради для детей 6-7 лет : В 2 частях (Юным умникам и умницам) / Соколова Т.Н. – М.: Росткнига, 2010

  3. Речевые секреты. Книга для учителя начальных классов. Ладыженская Т.А. и др. – М.: Просвещение, 1992.

  4. Занимательно о русском языке. Пособие для учителя / Иванова В.А.,Потеха З.А., Розенталь Д.Э.– Л.: Просвещение,1990.

  5. Развиваем речь. Учебное пособие для письменных творческих заданий Девина И.А., Девина В.А. – М.: Издательство, 2003.

  6. Учись! Твори! Развивайся! Игры для развития мышления, речи, общения, творчества. Зельцерман Б., Рогалева Н.– ПЦ, 1997.

  7. Развитие речи. Дети 7 – 10 лет. Мельникова И.И.- Ярославль, Академия развития. 2002.

  8. Я иду на урок в начальную школу: Внеклассная работа: Книга для учителя. – М.: Издательство “Первое сентября”, 2003.

  9. Я иду на урок в начальную школу: Развитие речи: Книга для учителя. – М.: Издательство “Первое сентября”, 2004.

  10. Стихи для развития речи. СПб. Издательский Дом “Литера” 2004.

  11. «Начальная школа» №12 (1990), 8 (1991), 12 (1991), 11-12 (1991).

  12. Шаповалова О.А. Русский язык. 3 класс. Тетрадь для творческих работ.- Саратов: Лицей, 2009

  13. Васильева Л.С., Коротченкова Л.В. Русский язык.Развитие речи 3 класс.- Саратов: Лицей, 2013.



КУрс "Развитие речи" 2-3 класс
  • Начальные классы
Описание:

 

Цели и задачи:

 

  1. Раскрыть основные методы и приемы для развития речи во внеклассной работе по русскому языку и литературному чтению.
  2. Осуществлять идейное, нравственное, эстетическое воспитание младших школьников в разнообразных внеклассных мероприятиях.
  3. Постоянно поддерживать и развивать интерес к русскому языку, используя для этого яркий, эмоциональный материал, разнообразные формы и приемы работы.
  4. Активизировать и закреплять программный материал, создавая для этого новые ситуации общения.
  5. Создавать во внеклассной работе условия для постоянного слушания правильной русской речи.
  6. Постоянно обогащать память учащихся новыми словами, грамматическими формами конструкциями.
  7. Формировать навыки внеклассного чтения, подготавливая учащихся к самостоятельному чтению книг.

 

Развивающий курс по развитию речевой культуры «Развитие речи»

 

Количество часов в неделю – 1 час

 

Общее количество часов за год – 34 часа

 

Цели внеклассной работы по развитию речевой культуры определяются в соответствии с условиями обучения в начальных классах в первую очередь необходимостью активизации познавательной деятельности учащихся, воспитанием интереса и развития их творческих способностей.

 

Автор Ефимова Лилия Рашитовна
Дата добавления 24.11.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел Планирования
Просмотров 2690
Номер материала 5068
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓