Муниципальное
автономное общеобразовательное учреждение
"Лицей
№ 4» г. Перми
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДАЮ нанаучно-методическом
совете Зам. директора по УВР
Директор протокол № _
от _______/____________./ _______
/Иконникова Г.Ф./ ___________2014г.
_____________ 2014 г _____________2014г.
РАБОЧАЯ
ПРОГРАММА
курса
«Развитие речи»
Составитель: Ефимова
Л.Р., учитель начальных классов
Пемь2014
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ
ЗАПИСКА
Цели и задачи:
- Раскрыть основные методы и
приемы для развития речи во внеклассной работе по русскому языку и
литературному чтению.
- Осуществлять идейное,
нравственное, эстетическое воспитание младших школьников в разнообразных
внеклассных мероприятиях.
- Постоянно поддерживать и
развивать интерес к русскому языку, используя для этого яркий,
эмоциональный материал, разнообразные формы и приемы работы.
- Активизировать и закреплять
программный материал, создавая для этого новые ситуации общения.
- Создавать во внеклассной
работе условия для постоянного слушания правильной русской речи.
- Постоянно обогащать память
учащихся новыми словами, грамматическими формами конструкциями.
- Формировать навыки
внеклассного чтения, подготавливая учащихся к самостоятельному чтению
книг.
Развивающий курс
по развитию речевой культуры «Развитие речи»
Количество часов в неделю – 1 час
Общее количество часов за год – 34
часа
Цели внеклассной
работы по развитию речевой культуры определяются в соответствии с
условиями обучения в начальных классах в первую очередь необходимостью
активизации познавательной деятельности учащихся, воспитанием интереса и
развития их творческих способностей.
Цель
занятий, проводимых по данной программе, - способствовать более прочному и
сознательному усвоению изученного на уроке, содействовать развитию речи детей,
совершенствовать у них навыки лингвистического анализа, повышать уровень языкового
развития школьников, воспитывать познавательный интерес к родному языку,
решать проблемы интеллектуального развития младших школьников.
Данные
занятия должны способствовать решению задач обеспечения правильного усвоения
детьми достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических
конструкций; созданию речевых ситуаций, стимулирующих мотивацию развития речи
учащихся; формированию речевых интересов и потребностей младших школьников.
Особенность
внеклассной работы по развитию речи состоит в том, что строится она в тесной
связи с внеклассной работой по русскому языку и литературному чтению, а также
другими предметами курса начальной школы.
Способствует
дальнейшему общему развитию младшего школьника, становлению его личности; расширяет
и углубляет общественно- политические представления и знания о мире, о своей
родине, приобщает к событиям, которыми живет страна, формирует нравственные
качества, способствует развитию художественных интересов.
Развитие
интереса к русскому языку приводит к тому, что учащиеся не только начинают
серьезнее относиться к классным занятиям, но и стремятся показать своим
товарищам, что они не напрасно проводят время в кружке. Это проявляется в более
полных ответах, в использовании материалов кружковых занятий на уроке, в
желании и умении помочь товарищу разобраться в трудном домашнем задании.
В
программе прослеживаются межпредметные связи, поскольку наряду с формированием
положительного отношения к изучению русского языка, у детей развивается
стремление к получению знаний по окружающему миру (наблюдения в природе за
растениями, животными), изобразительному искусству (сочинения на сюжеты
картин), литературе (чтение стихотворений, рассказов) и т.д.
Внеклассная
работа решает важные образовательные и воспитательные задачи: воспитывает у
учащихся более ответственное отношение к урокам русского языка; развивает у
ребят быстроту мышления; желание научиться говорить правильно и выразительно.
Дополнительное занятие
обеспечит учащимся возможность:
- получить дополнительные знания
по темам;
- расширить общий кругозор;
- развить потребности в
познании;
- обогатить сферу общения в
классе.
Контроль и учет знаний
учащихся
будет осуществляться в форме устного собеседования, группового или
индивидуального выступления, смотра творческих работ, инсценировок, конкурсов,
и др.
Речь. Техника и выразительность речи
Речь.
Устная и письменная речь. Выразительная речь.
Умение
регулировать громкость и высоту голоса. Знание скороговорок. Умение
коллективно разметить текст для выразительного чтения; обсудить тембр, темп
чтения, расставить паузы, выделить логически ударные слова и сочетания слов,
продумать мелодику речи.
Слово
Повторение
изученного в 1 классе.
Слово.
Слово имеет значение. Синонимы. Омонимы. Многозначные слова. Изобразительные
средства языка: сравнение, олицетворение. Вежливые слова. Знакомство со словарями:
толковым, орфографическим. Умение определить лексическое значение слова по
словарю, контексту, на основе словообразовательного анализа.
Умение
выделить слова в переносном значении в тексте, сравнить прямое и переносное
значения, определить основу переноса значения. Умение сконструировать образное
выражение (сравнение, олицетворение) по образцу, из данных учителем слов,
умение использовать слова с переносным значением при составлении предложений,
текстов описательного и повествовательного характера.
Совершенствование
умений, определённых программой 1 класса.
Предложение и словосочетание
Предложение.
Виды предложений по цели высказывания и интонации. Умение устанавливать связи
между словами в словосочетании и предложении. Умение редактировать простое и
сложносочиненное предложение: исправлять порядок слов или порядок частей,
распространять части предложения, заменять неудачно употреблённые слова. Умение
интонационно правильно читать (произноситъ) предложения разных типов.
Текст
Текст.
Типы текстов: рассуждение, сравнительное описание, повествование.
Умение
редактировать текст с точки зрения лексики и грамматики. Восстанавливать
деформированный текст.
Тема
и основная мысль текста. Умение определять основную мысль текста.
План
текста. Виды планов. Умение составлять планы различных видов.
Связь
между предложениями в тексте. Умение устанавливать тип связи между
предложениями в тексте, составлять цепочки связей из опорных слов.
Умение
писать творческое изложение с языковым разбором, сочинение по данному началу и
опорным словам, по наблюдениям.
Сочинение
загадок.
Культура общения
Волшебные слова: слова приветствия,
прощания, извинения и так далее. Умение использовать вежливые слова с учётом
речевой ситуации с нужной интонацией, мимикой.
Личностные
УУД
У обучающегося
будут сформированы:
- эстетические чувства (сочувствия,
стыда, вины, совести) на основе анализа поступков одноклассников и собственных
поступков;
- представление о своей этнической
принадлежности.
Обучающийся
получит возможность для формирования:
- интереса к познанию русского
языка;
- чувства сопричастности и гордости
за свою Родину и народ;
- ориентация в поведении на
принятые моральные нормы.
Регулятивные
УУД
Обучающийся
научится:
- принимать и сохранять учебную
задачу;
- осуществлять пошаговый контроль
по результату под руководством учителя;
- различать способ и результат
действия.
Обучающийся
получит возможность научиться:
- контролировать и оценивать свои
действия при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;
- преобразовывать практическую
задачу в познавательную.
Познавательные
УУД
Обучающийся
научится:
- строить сообщения в устной форме;
- ориентироваться на возможное
разнообразие способов решения учебной задачи;
Обучающийся
получит возможность научиться:
- осуществлять запись (фиксацию)
указанной учителем информации об изучаемом языковом факте.
Коммуникативные
УУД
Обучающийся научится:
- допускать возможность
существования у людей различных точек зрения;
- формулировать собственное мнение
и позицию;
- строить понятные для партнера
высказывания.
Обучающийся
получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и
интересы и обосновывать собственную позицию;
- строить монологическое
высказывание.
Общеучебные
умения, навыки и способы деятельности
При
работе над развитием речи проводится целенаправленная работа по развитию у
младших школьников общеучебных умений, навыков и способов деятельности:
·
интеллектуальных
(обобщать, классифицировать, сравнивать и др.),
·
познавательных
(учебно-познавательных мотивов, формированию учебной самостоятельности и
потребности в творческом самовыражении, умений организовать сотрудничество и
планировать свою деятельность, принимать, сохранять, ставить новые цели в
учебной деятельности и работать над их достижением),
·
организационных
(организовывать сотрудничество и планировать свою деятельность)
В
ходе развития речи учащихся формируются умения, связанные с информационной
культурой: читать, писать, эффективно работать с книгой, пользоваться
лингвистическими словарями и справочниками.
Планирование развивающего
курса «Развитие речи»
2 класс
№
занятия
|
Тема
|
|
Слово. Значение слова
|
|
Многозначные слова
|
|
Омонимы
|
|
Омофоны, омоформы
|
|
Синонимы
|
|
Антонимы
|
|
Фразеологизмы
|
|
Фразеологизмы
|
|
Фразеологизмы
|
|
Пословицы
|
|
Загадки
|
|
Изобразительные средства языка.
Сравнение
|
|
Изобразительные средства языка.
Олицетворение
|
|
Текст. Тема текста. Заглавие
|
|
Текст. Опорные слова
|
|
Опорные слова
|
|
Проверочная работа
|
|
План
|
|
Виды плана
|
|
Виды планов
|
|
Связь между предложениями в тексте
|
|
Связь между частями текста
|
|
Работа с деформированным текстом
|
|
Редактирование текста
|
|
Типы текста. Описание
|
|
Типы текста. Описание
|
|
Текст – сравнительное описание
|
|
Типы текста. Повествование
|
|
Типы текста. Рассуждение
|
|
Типы текста. Рассуждение
|
|
Сочинение на тему «Мой выходной
день»
|
|
Редактирование текста
|
|
Повторение пройденного
|
|
Повторение пройденного
|
3 класс
№ п/п
|
Тема
|
1.
|
Речь.
Средства выразительности устной речи (темп, громкость, мимика, жесты).
|
2.
|
Основные
правила общения. Требования к речи.
|
3.
|
Культура
общения. Соблюдение речевого этикета в споре, дискуссии.
|
4.
|
Слово.
Его значение.
|
5.
|
Узнавание
слова по толкованию его лексического значения. Работа с кроссвордами.
|
6.
|
Антонимы.
Подбор антонимов к слову. Нахождение антонимов в тексте.
|
7.
|
Синонимы.
Подбор синонимов к слову. Нахождение синонимов в тексте.
|
8.
|
Употребление
синонимов в речи.
|
9.
|
Омонимы.
|
10.
|
Образные
слова и выражения. Загадки.
|
11.
|
Фразеологизмы.
Фразеологические обороты.
|
12.
|
Крылатые
слова и выражения.
|
13.
|
Устаревшие
и новые слова.
|
14.
|
Возникновение
слов, происхождение некоторых топонимов и антропонимов.
|
15.
|
Предложение.
Виды предложений по цели высказывания.
|
16.
|
Виды
предложений по интонации.
|
17.
|
Члены предложения.
|
18.
|
Связь
слов в словосочетании, предложении.
|
19.
|
Выделение
признаков связного текста.
|
20.
|
Составление
предложений из слов. Объединение их в связный текст.
|
21.
|
Стили
речи: разговорный и книжный.
|
22.
|
Разговорный
стиль. Диалог.
|
23.
|
Диалог и
монолог.
|
24.
|
Художественный
стиль. Общее понятие.
|
25.
|
Краткое
изложение на основе зрительного восприятия текста по плану, опорным словам.
|
26.
|
Изобразительно-выразительные
средства языка. Эпитет.
|
27.
|
Изобразительно-
выразительные средства языка. Метафора. Сравнение.
|
28.
|
Изобразительно-
выразительные средства языка. Олицетворение.
|
29.
|
Сочинение
по наблюдениям «Ранняя весна»
|
30.
|
Изложение-повествование
на основе слухового восприятия текста по обобщенным вопросам, опорным словам.
|
31.
|
Научный
стиль речи. Научные слова.
|
32.
|
Как
написать письмо.
|
33.
|
Изложение-
описание на основе зрительного восприятия текста по коллективно составленному
плану, опорным словам
|
34.
|
Творческое
редактирование текста.
|
Материально-техническое обеспечение
учебного предмета
Классная доска с набором
приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок
|
Мультимедийный проектор
|
Компьютер
|
МФУ
|
Литература
- Школа развития речи: Курс
«Речь»: Методическое пособие (Юным умникам и
умницам). 2 класс / Соколова Т.Н. –
М.: Росткнига, 2009.
- Школа развития речи: Курс
«Речь»: Рабочие тетради для детей 6-7 лет : В 2 частях (Юным умникам и
умницам) / Соколова Т.Н. – М.: Росткнига, 2010
- Речевые секреты. Книга для
учителя начальных классов. Ладыженская Т.А. и др. – М.: Просвещение, 1992.
- Занимательно о русском языке.
Пособие для учителя / Иванова В.А.,Потеха З.А., Розенталь Д.Э.– Л.:
Просвещение,1990.
- Развиваем речь. Учебное
пособие для письменных творческих заданий Девина И.А., Девина В.А. – М.:
Издательство, 2003.
- Учись! Твори! Развивайся! Игры
для развития мышления, речи, общения, творчества. Зельцерман Б., Рогалева
Н.– ПЦ, 1997.
- Развитие речи. Дети 7 – 10
лет. Мельникова И.И.- Ярославль, Академия развития. 2002.
- Я иду на урок в начальную
школу: Внеклассная работа: Книга для учителя. – М.: Издательство “Первое
сентября”, 2003.
- Я иду на урок в начальную
школу: Развитие речи: Книга для учителя. – М.: Издательство “Первое
сентября”, 2004.
- Стихи для развития речи. СПб.
Издательский Дом “Литера” 2004.
- «Начальная школа» №12 (1990),
8 (1991), 12 (1991), 11-12 (1991).
12. Шаповалова
О.А. Русский язык. 3 класс. Тетрадь для творческих работ.- Саратов: Лицей, 2009
13. Васильева
Л.С., Коротченкова Л.В. Русский язык.Развитие речи 3 класс.- Саратов: Лицей,
2013.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.