Главная / Начальные классы / Курс ОРКСЕ требование времени

Курс ОРКСЕ требование времени

Курс ОРКиСЭ – требование времени

Все мы взрослые желаем детям добра. Нам необходимо уберечь их от всего, что не чисто, от всего, что дурно. Нет единого на все случаи жизни совета, как воспитывать ребёнка. Каждый ребёнок уникален, уникальны и наши с ним отношения. Но, тем не менее, необходимо приложить максимум усилий для того, чтобы в формировании личности ребёнка преобладали духовно-нравственные качества: доброта, любовь, гуманность, милосердие, чуткость, толерантность. В своем выступлении мне бы хотелось остановиться на требованиях времени к курсу «ОРКиСЭ».

Самое могучее и красивое дерево обязательно было когда-то тоненьким и хрупким. Но на его срезе ранний возраст навсегда отмечен первым тонким колечком - это стержень всего ствола. Детство - это сердцевинная часть каждой жизни. Поэтому всё, что впитывает ребёнок в себя в эти годы очень важно. Трудно сейчас воспитать здорового ребёнка, здорового и телесно и душевно. Многое зависит от родителей, но очень многое зависит и от нас учителей. Первый серьёзный шаг в мир дети совершают, когда переступают порог школы. Если духовное воспитание до этого велось родителями, или вообще не велось, то теперь важную роль в формировании взглядов ребёнка играет учитель и от него зависит воспитание духовно – нравственной личности ребёнка. Это будет человек готовый принимать решения, способный к сотрудничеству, предприимчивый, имеющий чувство ответственности и главное – образованный, нравственный.
Начальная школа - наиболее благоприятный период для преподавания любой области знания, особенно Основ религиозной культуры. Знакомство детей с основами светской этики, православной культурой - необходимое условие воспитания в них милосердия, человеколюбия и чувства прекрасного


Для чего нужно изучать Основы православной культуры?


Дети всего мира изучают в школах культуру той страны, в которой они живут. Общеизвестно, что Правосла­вие сыграло ключевую роль в станов­лении российской государственно­сти. Понять отечественную историю, литературу и искусство, все то, чем жили наши предки и то, что отличает современную Россию от других стран, можно только в контексте православ­ной духовной традиции.

Что такое курс «Основы религиозных культур и светской этики?»

Комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» включает шесть учебных предметов (модулей): «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики». Выбор предмета - законное право родителей.

Кто и когда принял решение о начале эксперимента?

Бывш. Президент России Д. А. Медведев на встрече со Святейшим Патриархом Кириллом и лидерами других российских религиозных организаций 21 июля 2009 года принял решение о начале преподавания в школе дисциплин духовно-нравственного содержания. В настоящее время апробация этого курса прошла в 21-м регионе России. С 2012 года введение курса было во всех субъектах Российской Федерации. 

Не станет ли изучение различных религиозных культур по выбору поводом для конфликтов среди детей?

В мире есть много религий, и люди разных взглядов и убеждений живут вместе. Рано или поздно дети начинают это осознавать. Важно, чтобы в этот момент рядом оказался мудрый учитель, способный понимать себя и других. Человек, знающий и любящий родную культуру, с уважением будет относиться к традициям других народов.

По данным социологических опросов в школах, где преподаются основы православной культуры, отмечается улучшение взаимопонимания в среде учащихся, родителей и педагогов.

Что значит свобода выбора предмета по религиозной культуре и этике?

Именно родители выбирают тот или иной предмет по религиозной культуре. Рекомендации и советы учителя или директора школы конечно важны, но они не имеют решающего значения. Кому, как не родителям, необходимо знать о законном праве ребенка на образование, и помочь ему сделать правильный выбор.

Каким должен быть учитель?

Чтобы преподавать курс учитель должен иметь к этому призвание. Главное свидетельство такого призвания - любовь к церковной культуре и к детям. Атеист или человек равнодушный не сможет привить уважение и любовь к религиозной традиции. Это может сделать только педагог, имеющий опыт непосредственного, живого общения с Богом и людьми, принадлежащими к той же культуре.


Как помочь детям в изучении курса?

 

Это экскурсии по храмам и монастырям, поездки в древ­ние русские города, посещение музеев, концертов духовной музыки - все это не противоречит светско­му характеру образования и может быть полезно для всех участников образовательного процесса. Много интересного могут рассказать ребятам и священнослужители.

Реализация школьного курса «Основы религиозных культур и светской этики» вызывает большое количество вопросов и определенных проблем.

Это вызвано несколькими объективными причинами:

Курс новый, и хотя мы получили на руки учебники и методические пособия, все это не было реализовано на практике. Жизнь показывает, что между теорией и практикой достаточно большая дистанция.

Каждый из нас занят самостоятельными поисками ответов на возникающие вопросы и проблемы, при этом мы во многом обречены на «варку в собственном котле», так как мы не специалисты по данному предмету.

Можно выделить и такие субъективные причины:

Предмет является новым для каждого из нас. При этом, никто из нас сам подобного курса не изучал ни в школе, ни в вузе. Мы сразу же оказывается в положении учителей работающих по принципу: «Вечером выучил, утром пересказал».

Никто из нас не является одинаково компетентным в православной, иудейской, мусульманской, буддийской культурах, а также специалистом по светской этики. Что-то каждый из нас знает лучше, что-то хуже.

Каждому человеку присущи некоторые сомнения в правильности своих действий, особенно если дело выполняется впервые.

В этой ситуации у нас только один только один выход:  пробовать и делиться опытом, для чего мы сегодня собрались сегодня.

Когда ребенок покидает начальную школу, то испытывает немалые трудности в адаптации к новой системе обучения в основной школе. Меняется его отношение к себе, родителям, школе, образованию. Происходит переоценка ценностей. Необходимо поддержать ребенка в этот сложный для него период. Переход должен происходить в контексте определенного культурного и мировоззренческого пространства.

Курс ОРКСЭ носит светский характер - у всех модулей единая методическая и методологическая основа, преподают его учителя общеобразовательных школ, прошедшие специальную подготовку.

Любой выбранный модуль позволяет дать школьникам представление о многообразии и взаимопроникновении религиозной и светской КУЛЬТУР, предоставляет возможность обсуждать нравственные вопросы и вопросы светской этики,  с опорой на те культурные особенности и традиции, которые для них представляют наибольший интерес.

В основные задачи курса входит: формирование у школьников представления о религии как о важнейшей составляющей мировой культуры, воспитание толерантности, развитие способности самоопределения, осознанного выбора мировоззрения.

Данная задача решается путем включения в каждый модуль материалов по истории России и мира, литературе, музыки, живописи и изобразительному искусству, фрагменты биографий известных людей. Специалистами прорабатываются межпредметные связи со всеми необходимыми школьными предметами, которые внесены в сетку расписания для школьников 4-5 классов.

Учебные пособия для школьников по курсу ОРКСЭ – это комплект из 6 книг, рассчитанных для обучения в 4-ом (1-ая часть) и 5-ом (2-ая часть) классе каждая. Учитывая возрастные возможности школьников 10-11-летнего возраста, учебные пособия по курсу нацелены на коммуникацию учеников, способствуя тем самым обмену мнениями, включают обширный иллюстративный материал, в том числе мультимедийные интерактивные материалы.

Побеседовав с учителями, хочется сказать об учебниках. Учебники сырые, много противоречий, непонятного. Важнейшие вещи пересказаны скороговоркой, упор сделан на несущественные моменты. Трудный язык даже для взрослых. Нужно доработать и переработать этот курс.

Курс ОРКиСЭ заставил учиться не только детей, но и родителей, ведь мамам и папам приходится отвечать на многочисленные детские вопросы. Все родители обучающихся 4 класса были ознакомлены с книгой для родителей, в которой раскрываются структура и содержание курса, актуальность данного курса. Особое место в книге отводится главе «Взаимодействие школы с семьей», даны практические советы, как помочь ребенку в изучении курса. По результатам опроса родителей можно сделать вывод, что книга дала возможность осмыслить значимость данного курса, как курса, который позволяет совместно с родителями решать проблемы воспитания ребят.

Большинство родителей положительно относятся к введению нового курса, уверены, что изучаемый предмет курса нравится ребенку. В этих семьях регулярно обсуждаются темы, изучаемые на уроках выбранного предмета.

Многие родители утверждают, что о пользе данного предмета можно будет говорить тогда, когда их дети вырастут; но при этом уверены, что в воспитательном плане данный учебный курс может способствовать существенному воздействию на становление личности ребенка, его духовное и нравственное развитие. Родители считают, что им предоставлена возможность обсуждать нравственные вопросы с опорой на те культурные особенности и традиции, которые дает их детям новый учебный курс и вызывает интерес в их семьях.

Практические советы родителям

  • Настройтесь на воспитание, отнеситесь к новому школьному курсу как к дополнительному средству нравственного развития вашего ребенка.

  • Разговаривайте с детьми о том, что они изучили на уроках.

  • Воспитывайте у ребенка благожелательное отношение к людям другого мировоззрения.

  • Не упускайте время, благоприятное для нравственного воспитания детей.

  • Не забывайте, что никакой учебный курс сам не воспитывает. Главное – ребенок в процессе изучения может приобрести понимание того, насколько важна нравственность для полноценной человеческой жизни.

  • Создавайте в общении и взаимодействии с ребенком воспитывающие ситуации, превращайте возникающие проблемы в нравственные уроки.

Таким образом, комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» дает возможность стать той самой основой, на которой будет строиться жизнеспособная система духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения в рамках нового ФГОС.

Большинство родителей выбрали модуль «Основы светской этики». Они, видимо, посчитали, что этот модуль более доступен восприятию детей. Это случилось вопреки ожиданиям ряда церковных иерархов, которые полагали, что абсолютное большинство населения все-таки склонится к выбору «Основ православной культуры». Некоторые священнослужители даже усомнились в чистоте проведенной работы по выбору модулей и обратились за разъяснениями в Министерство образования и науки. На второй год в одной из экспериментальной школе повторили работу, дав учащимся возможность в 5-ом классе поменять ранее выбранный модуль. Но ситуация коренным образом не изменилась — увеличение количества заинтересованных в конфессиональных программах было меньше ожидаемого.

Социологи установили, что курс «Основы религиозных культур и светской этики» способствует формированию этического самосознания детей. Соответствующий социологический опрос был недавно проведен во всех регионах, участвовавших в эксперименте по введению нового предмета. Итоги опроса представила директор Департамента общего образования Минобрнауки России Елена Низиенко.

Как рассказала Елена Низиенко, опрос проводился в форме анкетирования учителей и родителей.

   Задача, которую ставили ученые, была выявить, как новая дисциплина влияет на учащихся. Ученые выяснили, что новый учебный курс способствует формированию этического самосознания и улучшению взаимоотношений детей и родителей.    

«Дети стали больше общаться с родителями, обсуждая услышанное на уроках, что говорит о большом воспитательном потенциале курса», - отметила Елена Низиенко.  

На вопрос социологов «Обсуждали ли вы со своим ребенком темы, изученные на уроках по выбранному модулю учебного курса?» от 62 до 100% родителей учеников из разных школ ответили утвердительно.

В нашей школе родителями и учащимися были выбраны два модуля: 80% учащихся (48 человек) изучают «Основы светской этики», 20 % (12 человек).


Говоря об УМК, хотелось бы отметить, что большую методическую помощь оказывает электронное приложение к учебнику, в котором есть интерактивные модели по темам, иллюстративный ряд, разделы «Это интересно», «Золотое слово», «Контроль» и «Тренажер». Вместе с тем, затрудняют работу: мелкий шрифт, невозможность увеличения шрифта. В электронном приложении не достает отрывков из фильмов, авторского чтения художественных произведений, мал иллюстративный ряд.

Учебники в основном соответствуют возрастным особенностям младших школьников. Однако, иллюстрации в учебнике не всегда соответствуют теме урока, желательно, чтобы материалы учебника были дополнены отрывками из художественных произведений по темам, терминологическим словарем.

Книга для учителя содержит материалы по истории религии, основным религиозным направлениям, специальный раздел посвящен светской этике. В данном разделе содержатся материалы непосредственно для учителя, но нет практических рекомендаций по урокам, недостаточно литературное сопровождение. Таким образом, при подготовке к урокам требуются дополнительные справочные и методические материалы.

К сложностям реализации курса можно отнести и такие:

- учебники перегружены понятиями; недостаточно конкретных примеров;

- время для изучения курса, на наш взгляд, выбрано неудачно: уроки выпадали на праздничные майские дни; чувствовалась усталость ребят в конце учебного года;

- не пошло на пользу и предложенное разделение курса по четвертям (4 четверть 4 класса и 1 четверть 5 класса): в сентябре, после длительного перерыва на каникулы, ребята с большим трудом восстанавливали знания, полученные весной. Считаем, что целесообразнее вести курс в 4 классе по 1 уроку в неделю в течение всего учебного года.

..Преподавание курса проходит не в традиционной форме, когда учитель сначала рассказывает новый материал, а потом спрашивает учеников, как они его освоили, а в форме интерактивного взаимодействия «учитель-ученик». Школьники не заучивают содержание нового предмета, а осваивают его в ходе диалога, дискуссий с учителем.

Результатом проведенных уроков в 4 классе стало обогащение детей в личностном, метапредметном и предметном планах.

В личностном плане можно отметить проявление у детей таких качеств как доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость и внимание к другим людям, зачатков анализа и контроля собственного поведения в разных жизненных ситуациях.

В метапредметном плане особенно ярко проявилось умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий, осмысление текстов различных стилей и жанров, осознанное построение речевых высказываний, готовность слушать собеседника, вести диалог.

В предметном плане заложены основы принятия и понимания детьми основных нравственных ценностей.

Хотелось бы сказать об отношении детей к данному курсу. С первых дней у детей сложилось положительное отношение к курсу. Ребята с удовольствием готовятся к уроку, выполняют рисунки, подбирают примеры, сочиняют рассказы. Особый интерес у детей вызвало такая форма работы как интервью. Ребята брали интервью у своих родственников.

Кроме того, по словам Елены Низиенко, результаты соцопроса выявили, что отношение родителей к новому учебному курсу было неоднозначным и со временем менялось. На первоначальном этапе многие родители настороженно относились к этому предмету: на собраниях более 60% выражали сомнение по поводу дополнительной нагрузки для детей, около 48% были против деления класса на группы по модулям.   К настоящему моменту заметно улучшение отношения родителей к предмету: 95% родителей нравится повышение интереса детей к истории семьи, семейным традициям, 75% участников опроса с удовольствием выполняют совместные проект.


Но есть и противники изучения данного курса.

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл заявил сегодня, что обеспокоен низкими показателями выбора модуля «Основы православной культуры» в школах. Он считает, что в школах на родителей оказывают давление при выборе модуля для изучения, в том числе в пользу Основ светской этики или мировых религиозных культур.

По данным, которые привел глава Минобрнауки Дмитрий Ливанов, в настоящее время курс ОРКСЭ изучают более 1,3 миллиона российских школьников, в частности предмет ОПК — почти 416 тысяч учеников. «Серьезное беспокойство вызывает ситуация с введением курса Основ религиозной культуры и светской этики - лишь 23,4 (%) родителей учащихся выбрали Основы православной культуры. Это самый низкий показатель.

Патриарх Кирилл отметил, что есть и другая причина, которой обусловлен невысокий процент учащихся, выбравших Основы православной культуры для изучения, это неуверенность родителей в квалификации преподавателей.


Многие считают, что Министерство образования и науки не просто проявляет ужасающий непрофессионализм, а совершает преступление, которое ещё не поздно остановить. Педагогическое сообщество и родители должны сказать своё веское протестное слово, отказаться преподавать этот курс в его существующем виде и не пускать своих детей на уроки «Основ религиозных культур и светской этики». «Другого пути не видим»– так говорят учителя, которые отработали курс ранее.


На пресс-конференции Елены Низиенко прозвучало: «К началу апробации только 40% родителей поддержали введение этого курса…». То есть никакого социального заказа и запроса на введение курса не было, курс был введён насильственно.

Аргументы против ОРКСЭ


1. Это должно быть только культурологическое знакомство (или более глубокое факультативное изучение), но не целевое формирование религиозного мировоззрения. Школе как светскому учреждению не должно быть никакого дела до личной религиозной веры ученика. Разделение детей по исповеданию той или иной религиозной веры или безверию – уже нарушение светского характера образования.


2. Нарушается также принцип свободы совести. В статье 5 федерального закона «О свободе совести и религиозных объединениях» от 26.09.1997 говорится о том, что «Никто не обязан сообщать о своем отношении к религии и не может подвергаться принуждению при определении своего отношения к религии. В данном же курсе предполагается обязательный выбор одного из шести модулей, что по сути есть принуждение к открытию своей личной веры.


3. Нарушаются педагогико-психологические законы формирования мировоззрения человека и Конвенция по правам ребенка (принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года) статья 14, пункт 1: «Государства- участники уважают право ребенка на свободу мысли, совести и религии»). Мировоззрение всегда индивидуально, оно всегда личное дело человека. Конституция гарантирует человеку свободный выбор убеждений. К такому выбору человек должен прийти сам на основе опыта, знаний, имея выбор (не во младенческом возрасте и не в 4 классе). Сейчас происходит насилие над детьми, нарушаются права ребёнка. Четвероклассника заставляют выбрать религию или безрелигиозность, НЕ ДАВ ЕМУ этот выбор. Он ещё не имеет знаний о разных религиях, не знает что такое светская этика и что такое религиоведение, он не имеет жизненного опыта. За него этот выбор сделают взрослые.

Курс ОРКСЭ не только не выполняет функции воспитания толерантности, взаимного уважения, а наоборот! Он акцентирует внимание детей на том, что все люди разные, имеют свои ценности, муссирует вновь и вновь тему разницы, различий, особенностей, отличий…. Так можно воспитать только нетерпимость. Современный мир совсем другой, чем был когда-то раньше – с открытыми границами, свободным перемещением и перемешиванием людей и культур, необходимостью выработки основных – одинаковых для всех – правил общежития. Моцарт, Чайковский, сказки Тысячи и одной ночи… принадлежат всему миру, стали общими культурными ценностями. Все люди разные – очевидно, и акцентировать внимание на этом нельзя. Нужно говорить о том, что все мы одинаковые по своей человеческой сути, т.е. РАВНЫЕ друг другу.

Интернет пестрит разными мнениями. Цитата: « Нужно бить в набат и останавливать преподавание в школах обязательного курса «Основы религиозных культур и светской этики»! Понимаем, что это может показаться невозможной для решения задачей, т.к. слишком большая машина уже раскручена: написаны программы и учебники, проведён эксперимент, во всеуслышание объявленный «успешным», изданы указы, приказы, распоряжения, проведены заседания коллегий ведомств, пресс-конференции, тысячи учителей прошли и проходят обучение, всё вертится и крутится, никто не хочет признаваться в своей неправоте…»


Век компьютеров, век скоростей,
Жажда денег, наживы и власти.
Где уж тут посмотреть на детей,
И задуматься: в чем оно, счастье?
К исцелению путь не так прост,
Сквозь жестокость и зло мирозданья.
Превращается мир в погост,
Нострадамуса предсказанье.


Курс ОРКСЕ требование времени
  • Начальные классы
Описание:

 Практические советы родителям

·         Настройтесь на воспитание, отнеситесь к новому школьному курсу как к дополнительному средству нравственного развития вашего ребенка.

·         Разговаривайте с детьми о том, что они изучили на уроках.

·         Воспитывайте у ребенка благожелательное отношение к людям другого мировоззрения.

·         Не упускайте время, благоприятное для нравственного воспитания детей.

·         Не забывайте, что никакой учебный курс сам не воспитывает. Главное – ребенок в процессе изучения может приобрести понимание того, насколько важна нравственность для полноценной человеческой жизни.

·         Создавайте в общении и взаимодействии с ребенком воспитывающие ситуации, превращайте возникающие проблемы в нравственные уроки.

Автор Силина Ирина Михайловна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 443
Номер материала 43617
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓