Главная / Начальные классы / Курс «Мир новых открытий» 2-3 класс

Курс «Мир новых открытий» 2-3 класс


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Лицей № 4» г. Перми



РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ на научно-методическом совете Зам. директора по УВР Директор протокол № 2 от _______/____________./ _________ /Иконникова Г.Ф./ « _ » _____ 2014г. « _ » ______ 2014 г «___»__________2014г.










РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса «Мир новых открытий»


Составитель: Ефимова Л.Р.













Пермь 2014







Пояснительная записка

Рабочая программа курса «Учусь создавать проект» для 2 класса составлена на основе ФГОС НОО, примерной основной образовательной программы, базисного учебного плана и авторской программы обучающего и развивающего курса для младших школьников «Учусь создавать проект» Р.И.Сизовой и Р.Ф.Селимовой.

Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми участниками образовательного процесса. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности на следующих этапах обучения в школе, вузах, колледжах, техникумах и т.д. Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы. Курс «Учусь создавать проект» – это образование, связанное, прежде всего, с удовлетворением индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого школьника.

Приоритетной целью образования в современной школе становится развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию.

Отсюда вытекает цель курса: развитие личности и создание основ творческого потенциала обучающихся.

Задачи курса:

1. Формировать позитивную самооценку, самоуважение.

2. Формировать коммуникативную компетентность в сотрудничестве:

умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;

способность доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;

формировать социально адекватных способов поведения.

3. Формировать способности к организации деятельности и управлению ею:

навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;

умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;

умения самостоятельно и совместно принимать решения.

4. Формировать умение решать творческие задачи.

5. Формировать умение работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).


Во 2 классе на изучение курса отводится в год 34 часа , 1 час в неделю.

Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:

непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;

развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;

системность организации учебно-воспитательного процесса;

раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.

Каждое занятие данного курса поможет детям шагать по ступенькам создания собственного проекта, познакомит с проектной технологией, с алгоритмом построения проекта и с правилами публичного выступления перед незнакомой аудиторией.

Тетради помогут расширить кругозор и обогатить их словарный запас новыми понятиями из мира проекта.

Каждое занятие подчинено определенной структуре, в которой имеются следующие рубрики:

1. Рубрика «Минутка знакомства» позволяет начинающим проектантам узнать о сверстнике, который уже создавал свой проект ранее. Эти минутки поучительны и интересны. Чаще всего именно эти «минутки» вдохновляют ребёнка на начало своего исследования.

2. Практические занятия «Играем в учёных» переносят детей в мир опытов и знакомят с первыми шагами в науке. Начиная работать над каким-либо опытом или занятием, дети пытаются внести в него свои размышления, а часто и дополнительные решения.

3. Рубрика «Добрый совет Дельфина» помогает в решении сложившихся проблем у ребёнка на данном этапе и является ненавязчивой подсказкой.

4. Тесты и самоанализ помогут будущему проектанту овладеть элементами рефлексии, которые будут способствовать формированию самоуважения и позитивной самооценки автора проекта.

5. Рубрика «Переменка» помогает развивать внимание и логику, творческое мышление и любознательность, память и способность к восприятию.

Содержание изучаемого материала:

Хобби. Увлечения. Выбор темы проекта. Проектант. Словарь. Работа со словарями. Проект. Тема проекта. Формулировка. Помощники при создании проекта. Этап. Этапы работы над проектом. Актуальность темы проекта. Проблема. Решение проблемы. Гипотеза. Предположение. Цель проекта. Задачи проекта. Сбор информации. Интервью. Обработка информации. Отбор значимой информации. Продукт проекта. Виды продуктов проекта. Выступление. Презентация. Создание презентации проекта. Визитная карточка. Самоанализ. Конкурсы проектно-исследовательской деятельности.


Основные виды учебной деятельности обучающихся:

- чтение, говорение, слушание, наблюдение;

- постановка цели, действие по плану, оценивание результата;

- работа с литературой (книги, журналы, энциклопедии);

- выделение ключевых слов;

- постановка вопросов;

- установление причинно-следственных связей;

- построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

- характеристика, анализ, классификация, обобщение изучаемых объектов и явлений;

- осуществление монолога, диалога;

- сотрудничество, взаимоконтроль, взаимопомощь


Планируемые результаты

Метапредметные результаты:

Ученик получит возможность научиться:

• видеть проблемы;

• ставить вопросы;

• выдвигать гипотезы;

• давать определение понятиям;

• классифицировать;

• наблюдать;

• проводить эксперименты;

• делать умозаключения и выводы;

• структурировать материал;

• готовить тексты собственных докладов;

• объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:

• Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);

• Целеполагать (ставить и удерживать цели);

• Планировать (составлять план своей деятельности);

• Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);

• Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;

• Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).


Личностные результаты:

У ребенка формируются:

• учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

• ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;

• способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;

• основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;

• чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Формы контроля: итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставки, конференции, фестивали, чемпионаты и пр.

Тематическое планирование

2класс (34 часа)



Тема занятия

Кол-во часов

1

Кто я? Моя семья.

1

2

Чем я люблю заниматься. Хобби.

1

3

О чем я больше всего хочу рассказать.

Выбор темы проекта.

1

4

Как собирать материал?

1


Твои помощники. Этап.


5

Повторение. Давай вспомним.

1

6

Проблема.

1

7

Проблема. Решение проблемы.

1

8

Гипотеза. Предположение.

1

9

Гипотеза. Играем в предположения.

1

10

Цель проекта.

1

11

Задача проекта.

1

12

Выбор нужной информации.

1

13

Интересные люди- твои помощники.

1

14

Продукт проекта.

1

15

Виды продукта. Макет.

1

16

Повторение пройденных проектных понятий.

1

17,18

Визитка. Как правильно составить визитку к проекту.

2

19,20

Мини-сообщение. Семиминутное выступление.

2

21

Выступление перед знакомой аудиторией.

1

22,23

Играем в ученых. Окрашивание цветка в разные цвета.

2

24

Подготовка ответов на предполагаемые вопросы «из зала» по теме проекта.

1

25,26

Пробные выступления перед незнакомой аудиторией.

2

27

Повторение. Давай вспомним.

1

28

Играем в ученых.«Мобильные телефоны».Это интересно.

1

29

Играем в ученых. Поилка для цветов.

1

30

Играем в ученых. Получение электричества с помошью волос. Это интересно.

1

31

Тест «Чему я научился?»

1

32,33

Памятка для учащегося-проектанта.

2

34

Твои впечатления от работы над проектом.

1



Тематическое планирование

3класс (34 часа)


Тема занятия

Кол-во часов



1

1.

Введение в курс «Что такое проект?»

1

2.

Как работать с разными источниками и собирать материал?

1

3.

Как выдвигать гипотезу?

1

4.

Исследовательские процедуры при подготовке проекта.

1

5.

С чего начинается самостоятельная работа. Почему её нужно планировать?

1

6.

Как делать выводы на основе полученной информации?

1

7.

Систематизация материала, составление макета.

1

8.

Презентация готового проекта. Публичная процедура защиты

1

9.

Что и где можно исследовать? Формулирование темы, цели, задач исследования, гипотез.

1

10.

Актуальность темы проекта. Знакомство с понятием «актуальность».

1

11.

Этапы работы над проектом. Проблема. Решение проблемы.

1

12

Сбор информации для проекта. Знакомство с понятиями «сбор», «энциклопедия», «интернет»,

1

13

Знакомство с интересными людьми. Интервью.

1

14

Обработка информации. Отбор значимой информации.

1

15

Что такое продукт проекта? Понятия «макет», «поделка».

1

16.

Играем в учёных. Это интересно. Тест.

1

17.

Отбор информации для семиминутного выступления (мини-сообщение).

1

18

Работа в библиотеке с каталогами. Отбор литературы по теме проекта.

1

19

Творческая работа. Презентация.

1

20

Значимость компьютера в создании проектов. Программа «Microsoft PowerPoint»

1

21

Первые шаги составления презентации на компьютере. Работа в компьютерном классе. Оформление презентации.

1

22-23

Работа в компьютерном классе. Оформление презентации.

2

24.

Совмещение текста выступления с показом презентации. Пробное выступление перед знакомой аудиторией.

1

25

Подготовка ответов на предполагаемые вопросы «из зала» по теме проекта.

1

26

Тест «Добрые советы проектанту от мудрого дельфина».

1

27

Изготовление визитки. Правильное составление титульного листа визитки.

1

28

Самоанализ. Работа над понятием «самоанализ».

1

29

Играем в ученых. Это интересно.

1

30

Различные конкурсы проектно-исследовательской деятельности.

1

31

Памятка жюри конкурса.

1

32

Пробное выступление перед незнакомой аудиторией.

1

33

Самоанализ-рефлекия после выступления перед незнакомой аудиторией.

1

34

Благодарственные рисунки-открытки помощникам твоего проекта. Советы на лето.

1


Ожидаемый результат:

1.Интеллектуальное развитие и личностный рост ребёнка.

2.Умение работать с информацией.

3.Опыт целеполагания.

4.Ребёнок приобрёл опыт планирования.

5.Расширение кругозора.

6.Развитие мышления.

7.Развитие эмоциональной сферы.

8.Опыт публичного выступления.

  • Успех — это состояние человека, качественная характеристика деятельности, чувство уверенности в собственных силах, высокая позитивная оценка себя, вера в то, что можно достичь высоких результатов. Невысокая успеваемость ученика приводит к потере внутреннего ощущения своей успешности.

  • позволяет обрести ощущение успешности школьника, независящее от его успеваемости.

  1. Общеучебные организационные умения.

  • Определение способов контроля и оценки деятельности (ответ на вопросы «Такой ли получен результат?», «Правильно ли это делается?»); определение причин возникающих трудностей, путей их устранения; предвидение трудностей (ответ на вопрос «Какие трудности могут возникнуть и почему?»), нахождение ошибок в работе и их исправление.

  • Учебное сотрудничество: умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад и общий результат деятельности

  1. Общеучебные умения поиска сведений.

  • Овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; поиск (проверка) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки.

  • Наблюдение объектов окружающего мира; обнаружение изменений, происходящих с объектом (по результатам наблюдений, опытов, работы с информацией); устное описание объекта наблюдения. Соотнесение результатов с целью наблюдения, опыта (ответ на вопрос «Удалось ли достичь поставленной цели?»).

  1. Творческие общеучебные умения.

  • Умение решать творческие задачи на уровне комбинаций, импровизаций: самостоятельно составлять план действий (замысел), проявлять оригинальность при решении творческой задачи, создавать творческие работы (сообщения, небольшие сочинения, графические работы), разыгрывать воображаемые ситуации.

  1. Менеджерские умения и навыки.

  • Умение проектировать процесс (изделие).

  • Умение планировать деятельность, время, ресурсы.

  • Умение принимать решения и прогнозировать их последствия.

  • Навыки анализа собственной деятельности.

    1. Коммуникативные умения.

  • Умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы.

  • Умение вести дискуссию.

  • Умение отстаивать свою точку зрения.

  • Умение находить компромисс.

  • Навыки интервьюирования, устного опроса и т. д.

  1. презентационные умения и навыки.

    • Навыки монологической речи.

    • Умение уверенно держать себя во время выступления.

    • Артистические умения.

    • Умение использовать различные средства наглядности при выступлении.

    • Умение отвечать на незапланированные вопросы.

  • Применение полученных знаний. Деятельностная компетентность.

  • Практическая работа над проектами предполагает постоянное применение как знаний, полученных при работе над темой, так и знаний, полученных на уроках в классе.

  • Разнообразные действия при работе над проектами можно рассматривать как аналог деловой деятельности взрослых, как постоянный источник жизненных ситуаций, требующих применения имеющихся у школьника умений для их решения

  1. Привлечение родителей

  • Привлечение родителей необходимо для установления взаимоотношений между детьми и родителями, для налаживания плодотворных связей между семьей и школой.

  • Когда дети видят, что их родители участвуют в работе учителя, у них возрастает чувство собственной значимости. Детям дают понять, что самые главные взрослые в их жизни заботятся о них.

  • Хорошие, дружеские отношения между семьей и школой идут на пользу всем детям. Когда родители становятся активными помощниками учителя, дети получают положительную мотивацию.













Список литературы

1. Белова, Е. С. Одарённость малыша: раскрыть, понять, поддержать: пособие для воспитателей и родителей.- 3 –е изд. /

  1. Белых, С. Л. Мотивация исследовательской деятельности учащихся [Текст] / С. Л. Белых // Исследовательская работа школьников. – 2006. - № 18. – С. 68-74.

  2. Карпов, Е. М. Учебно-исследовательская деятельность в школе / Е. М. Карпов // Лучшие страницы педагогической прессы. – 2001. - № 6. – С. 54-63.

  3. Лебедева, С. А. , Тарасов, С. В. Организация исследовательской деятельности в гимназии / С. А. Лебедева, С. В. Тарасов // Практика административной работы в школе. – 2003. - № 7. – С. 41-44.

  4. Психология одарённости: от теории к практике [Текст] / Под ред. Д. В. Ушакова. – М.: - ПЕР СЭ, 2000. – 80 с.

  5. Савенков, А. И. Исследовательская практика: организация и методика [Текст] / А. И. Савенков // Одарённый ребёнок. – 2005. - № 1. – С. 30-33.

  6. Савенков, А. И. Творческий проект, или Как провести самостоятельное исследование [Текст] / А. И. Савенков // Школьные технологии. – 1998. - № 4. – С. 144-148.

  7. Р.И. Сизова, Р.Ф. Селимова. Учусь создавать проект: Рабочие тетради для 2 клласса: В 2-хчастях. – М.: Издательство РОСТ, 2012. – 56 с.: ил. – (Юным умникам и умницам. Учусь создавать проект.)

Курс «Мир новых открытий» 2-3 класс
  • Начальные классы
Описание:

 

     Рабочая программа курса «Учусь создавать проект» для 2 класса составлена на основе ФГОС НОО, примерной основной образовательной программы, базисного учебного плана и авторской программы обучающего и развивающего курса для младших школьников «Учусь создавать проект» Р.И.Сизовой и Р.Ф.Селимовой.

 

       Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми участниками образовательного процесса.  ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности на следующих этапах обучения в школе, вузах, колледжах, техникумах и т.д. Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный,  деятельностный подходы.  Курс «Учусь создавать проект» – это  образование, связанное, прежде всего, с удовлетворением индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого школьника.

 

     Приоритетной целью образования в современной школе становится развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию.

 

Отсюда вытекает цель  курса: развитие личности и создание основ творческого потенциала обучающихся.

 

 Задачи курса:

 

1. Формировать позитивную самооценку, самоуважение.

 

2. Формировать коммуникативную компетентность в сотрудничестве:

 

— умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;

 

— способность доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;

 

— формировать социально адекватных способов поведения.

 

3. Формировать способности к организации деятельности и управлению ею:

 

  навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;

 

— умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;

 

— умения самостоятельно и совместно принимать решения.

 

4. Формировать умение решать творческие задачи.

 

5. Формировать умение работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).

 

 

 

Автор Ефимова Лилия Рашитовна
Дата добавления 24.11.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел Планирования
Просмотров 551
Номер материала 5074
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓