Главная / Обществознание / Курс по выбору "Проблема стресса в учебной деятельности подростков и его преодоление "

Курс по выбору "Проблема стресса в учебной деятельности подростков и его преодоление "

Название документа Литература.doc

Литература


1.Бордовская, Н. Учебник для вузов. /Н. Бордовская, А.Л. Реан.-СПБ., Питер,

2003.

2.Грегор, О. Как противостоять стрессу. /О. Грегор.-М., 1999.

3.Гуревич, П.С. Психология. /П.С. Гуревич.-М., 1999.

4.Добрович, А.Б. Общение: наука и искусство. /А.Б. Добрович.-2-е изд.-М.,

1980.

5.Камардина, Г.Г. Психологические трудности общения. Учебное пособие. /

Г.Г. Камардина.-Ульяновск, 2000.

6.Кан-Калик, В.А. Учителю о педагогическом общении. /В.А. Канн-Калик.-

М. 1987.

7.Немов, Р.С. Практическая психология: Познание себя. Влияние на людей:

Пособие для учащихся. /Р.С. Немов.-М., 1998.

8.Попова, Л.М. Стресс жизни. /Л.М. Попова, И.В. Соколов.-М., 1996.

9.Пряжников, Н.С. Психология труда и человеческого достоинства. /Н.С.

Пряжников.-М., 1991.

10.Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. /

Е.И. Рогов.-М.,1995.

11.Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. /С.Л. Рубинштейн.-СПБ,

2005.

12.Самоукина, Н.В. Психология профессиональной деятельности. /Н.В.

Самоукина.-М., 2003.

13.Селье, Г. Стресс без болезни. /Г. Селье.-Спб.: ТОО «Лейла», 1994.

14.Федосеев, Д. Статьи. Искусство общения. Типы собеседников. /Д. Федо-

Сеев.-М., 1999.

15.Хьелл, Л. Теория личности. /Л. Хьелл, Д. Зиглер.-Спб., 2001.

Название документа Пояснительная записка.doc


Пояснительная записка


Проблема стресса распространенное явление в учебной деятельности подростков. Его причины самые разнообразные: контрольная работа, плохая отметка, личная неприязнь...


Данное обстоятельство высвечивает особую потребность в определении рекомендаций, практических советов, необходимых для преодоления стресса в системе взаимоотношений человека с другими людьми.

Для успешного взаимодействия необходимо знать особенности процесса общения, правильно определять типы собеседников, чтобы уметь грамотно построить диалог.

C учётом вышеизложенного целями изучения данного курса являются :

-выявление психолого – педагогических основ процесса общения;

-выявление сущности стресса;

-рассмотрение возможных путей выхода из стрессовых ситуаций.

Для достижения поставленных целей необходимо решить

следующие задачи:

1.Определить сущность общения, его роль в учебно – воспитательном процессе .

2.Выявить типы собеседников в процессе общения.

3.Провести диагностику.

4.Рассмотреть сущность стресса.

5.Выявить причины появления стрессового состояния.

6.Найти в доступной литературе пути выхода из стресса.

7.Предложить алгоритм выхода из стрессовых ситуаций.


Формы организации познавательной деятельности:

лекции, семинары, практикумы, методы диагностики.


Основные знания и умения:

-знать психолого – педагогические основы процесса обучения;

-определять типы собеседников;

-владеть методами диагностики: наблюдение, тестирование;

-характеризовать сущность стресса;

-определять причины появления стрессового состояния;

-использовать различные пути выхода из стрессовых ситуаций; -применять методы профилактики стресса;

-проводить аутоанализ личного стресса;

-анализировать научную литературу по теме;

-анализировать и обобщать результаты диагностических

исследований;

-разрабатывать рекомендации, советы, приёмы тренинга,

помогающие избежать стрессовых ситуаций.


Формы контроля и отчетности:

тестирование, сообщения, рекомендации по организации общения с

собеседниками различных типов, рекомендации по преодолению

стрессовых ситуаций, аутотренинг личного стресса.

Курс предназначен для обучающихся 8 класса и рассчитан на 9 часов

учебного времени.



Название документа Программа курса.doc

Программа /9 часов /

Раздел I. Сущность общения, его роль в учебно-воспитательном

процессе. (4 часа)

Тема 1. Понятие, этапы общения и их характеристика.(1 час)

Общение как взаимодействие, три стороны общения, главное

содержание общения.

Тема 2. Типы собеседников в процессе общения. Диагностика типа

собеседника. (1 час)

Факторы, характеризующие собеседника: 1)доминантность-

недоминантность; 2)мобильность-регидность; 3)экстра-

версия-интроверсия.

Определение типа собеседника путём наблюдения, тестирова-

ния. Анализ, обобщение, рекомендации.

Тема 3. Трансактный анализ Э. Берна (1 час)

Единицы общения: состояния и трансакции. Три формы

трансакций. Ориентация на контроль и напоминание.

Открытость и закрытость в общении.

Тема 4. Диагностика умений общения в учебно-воспитательном

процессе. (1 час)

Тесты «Трансактный анализ общения» (Бордовская Н., Реан

А.), «Умеете ли вы правильно вести беседу?», «Можно ли

развивать общительность?» (В. Ф. Ряховский).

Обобщение, формулировка выводов, разработка рекомендаций.

Раздел II. Проблема стресса в учебной деятельности подростков и его

преодоление. (4 час)

Тема 1. Стресс как составляющая эмоциональной системы чселовека.

Сущность стресса. Причины появления стрессового состояния.

(1час)

Понятия «стресс», «стрессоры». Теория стрессов Г. Селье.

Основные проявления профессионального стресса. Стадии

развития стрессового состояния.

Признаки стрессового напряжения. Факторы стрессового

состояния. Сценарий стрессового поведения.

Тема 2. Пути выхода из стрессовых ситуаций. (1 час)

Реакции организма на стресс. Методы регуляции психических

состояний: рефлексологический метод; воздействие через

музыку; психофармакологические средства; релаксационные

упражнения.

Тема 3. Методы профилактики стресса. Первая помощь при остром стрессе.

(1 час)

Алгоритм выхода из стрессовых ситуаций. Ауторегуляция, её

виды. Противострессовая «переделка» дня.

Практические советы и рекомендации по выходу из состоя-

ния острого стресса.

Тема 4. Аутоанализ личного стресса. (1 час)

Диагностика и объяснение реакции своего организма на

стрессовые ситуации.

Итоговое занятие. (1 час)


Название документа Тематический план.doc

Тематический план


п/п

Название разделов и тем

Количество часов

Виды занятий

теория

практика


Раздел I. Сущность общения, его роль в учебно- воспитательном процессе.

2

2


1.

Понятие, этапы общения и их характеристика.

1


лекция элементами с беседы

2.

Типы собеседников в процессе общения. Диагностика типа собеседника.


1

урок овладения практическими умениями и навыками

3.

Трансактный анализ Э. Берна.

1


лекция с

элементами

беседы

4.

Диагностика умений общения в

учебно-воспитательном

процессе.


1

урок

применения знаний и формирования умений


Раздел II. Проблема стресса в учебной деятельности подростков и его преодоление.

1

3


5.

Стресс как составляющая эмоциональной системы человека. Сущность стресса.

Причины появления стрессового состояния.

1


лекция с элементами беседы

6.

Пути выхода из стрессовых ситуаций.


1



урок- практикум

7.




Методы профилактики стресса. Первая помощь при остром стрессе.



1

урок овладения практическими умениями и навыками

8.

Аутоанализ личного стресса.


1

урок

применения знаний и формирования умений

9.

Итоговое занятие.






1

урок обобщения и закрепления знаний и умений


Всего: 9 занятий


3

6




Курс по выбору "Проблема стресса в учебной деятельности подростков и его преодоление "
  • Обществознание
Описание:

Проблема стресса распространенное явление в учебной деятельности подростков. Его причины самые разнообразные: контрольная работа, плохая отметка, личная неприязнь... Данное обстоятельство высвечивает особую потребность в определении рекомендаций, практических советов, необходимых для преодоления стресса в системе обстоятельств и взаимоотношений подростка с другими людьми.

Для успешного взаимодействия необходимо знать особенности процесса общения, правильно определять типы собеседников, чтобы уметь грамотно построить диалог.

C учётом вышеизложенного курс направлен на :

-выявление психолого – педагогических основ процесса общения;

-выявление сущности стресса;

-рассмотрение возможных путей выхода из стрессовых ситуаций.

Курс позволяет решить следующие задачи:

1.Определить сущность общения, его роль в учебно – воспитательном процессе .

2.Выявить типы собеседников в процессе общения.

3.Провести диагностику.

4.Рассмотреть сущность стресса.

5.Выявить причины появления стрессового состояния.

6.Найти в доступной литературе пути выхода из стресса.

7.Предложить алгоритм выхода из стрессовых ситуаций.

Автор Оленченкова Тамара Алексеевна
Дата добавления 11.05.2015
Раздел Обществознание
Подраздел Другое
Просмотров 500
Номер материала 59190
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓