Главная / Классному руководителю / Кураторский час "Этикет-это искусство жить"(для студентов общеобразовательной подготовки)

Кураторский час "Этикет-это искусство жить"(для студентов общеобразовательной подготовки)

hello_html_2fb0f2b5.gifhello_html_35bbf1bc.gifhello_html_789dbf29.gifhello_html_6d61e17f.gifКураторский час

Тема: «Этикет - это искусство жить»

Цели:

  • познакомить с основными этическими требованиями в поведении и общении с людьми, помочь овладеть навыками культурного поведения;

  • выяснить отношение студентов к проблеме сквернословия, обсудить и установить причины распространения нецензурной брани в подростковой среде;

  • способствовать просвещению студентов, информированности об истории возникновения сквернословия и пагубном его влиянии на духовное и физическое здоровье человека, создавая тем самым условия для воспитания критического отношения к вредным привычкам окружающих, самосовершенствования, формирования активной жизненной позиции для противостояния вредному влиянию;

  • воспитывать любовь и уважение к родному языку; формировать навыки речевого общения.


Задачи: познакомить студентов с основными требованиями к культуре речи, установить зависимость между речевой культурой человека и его общей культурой; расширять знания учащихся по вопросам общения.


Сверхзадача: формировать гармонично-развитую личность.


Форма проведения: педагогическая мастерская


Методы проведения: информационно- развивающие; игровые (моделирование жизненно важных ситуаций в сюжетной игре)

Учебно-методическое и материально-техническое оснащение:

1. Плакаты с высказываниями об этикете:

  • Хорошими манерами обладает тот, кто наименьшее количество людей ставит в неловкое положение (Джонатан Свифт).

  • Этикет - это разум для тех, кто его не имеет (Вольтер).

  • В основе всех хороших манер лежит одна забота - забота о том, чтобы человек не мешал человеку, чтобы все вместе чувствовали бы себя хорошо (Д. Лихачёв).

2. Мультимедийное оборудование.

3. Аудиозаписи.

4. Видеоролики.

5. Электронная презентация.

Подготовительная работа: собеседование со студентами с целью изучения интереса к данной теме; подбор материалов для подготовки к выступлению; анкетирование; подбор видеороликов, музыкального сопровождения.

План

  1. Вступление.

  2. Из истории этикета.

  3. Правила обращений и приветствий.

  4. Культура общения: сотовый телефон.

  5. Сквернословие.

  6. Заключительная часть.



Этикет- это искусство жить

Ход мероприятия

Вступительное слово преподавателя на фоне музыки. Добрый день! Сегодня мы собрались, чтобы о многом поговорить. Мы все разные, и, хотя нас на Земле уже шесть миллиардов, нет совершенно одинаковых людей. Имеется в виду не то, что мы разные по цвету кожи, глаз и волос, разные по росту и весу, по другим внешним признакам, а то, что среди нас есть добрые и злые, нравственные и безнравственные.

Успех в жизни, уверенность в себе зависит от многих факторов. К ним, безусловно, можно отнести умение человека вести себя в обществе, т.е. знание этикета. Сегодня мы поговорим о том, что включает в себя понятие «этикет», как развивалось оно со временем; о правилах поведения в современном обществе.

Весь секрет в том, что только к вежливому, воспитанному и доброму человеку окружающие люди относятся всегда по-доброму. Только такого человека все любят, уважают. Этикет – это искусство жить. Порой от нашего поведения, от нашего умения вести себя в обществе, правильно общаться может зависеть не только наше благополучие, но и наша безопасность.

Этикет – это нормы и правила поведения людей в обществе:

  • обхождение с окружающими,

  • формы обращения и приветствий,

  • поведение в общественных местах,

  • манеры и одежда.

Этикет - составная часть внешней культуры общества. Этикет - это культура нормативного поведения.

Ни одна эпоха не обходилась без правил и норм человеческого поведения и общения. Об этом можно прочесть в античных стихотворениях, в памятниках древнерусской литературы, например, в «Поучении» Владимира Мономаха, написанном еще в Х веке:

«Куда ни поедете, где ни остановитесь в пути, везде напоите и накормите всякого просящего; больше всего чтите гостя, откуда бы к вам ни пришел… Больного посещайте... Не пройдите мимо человека, не приветствуя его, а скажите всякому при встрече доброе слово».

При Петре I трижды издавали книгу для молодых людей «Юности честное зерцало». В этой книге давались советы молодым дворянам, как держать себя в обществе, чтобы иметь успех при дворе и в свете. Так, например, в книге рекомендовалось: «перстом носа не чистить», «над ествою не чавкай и головы не чеши; не проглотя куска, не говори, ибо так делают невежи. Часто чихать, сморкать и кашлять непригоже, «не жри, как свинья, и не дуй в суп, чтобы везде брызгало» и т.д. Книга пришлась по вкусу русскому дворянству XVIII века и выдержала три издания.

Обязательное изучение этикета вводится в образовательную программу в 18 веке. В женских пансионах на уроках этикета девушки разыгрывали сцены из светской жизни и репетировали свое поведение.

Студент 1. В XX в. нравы стали проще. Но, тем не менее, любой воспитанный и уважающий себя человек будет соблюдать правила этикета при общении с человеком другого возраста, общественного положения, пола - вне зависимости от степени знакомства и родства.

Студент 2. К примеру, младший должен, не перебивая, выслушивать старшего, мужчина в разговоре с женщиной должен воздерживаться от фраз, которые могут ее смутить и так далее.

Студент 1. Этикет служит уже скорее не для того, чтобы отнести человека к той или иной социальной группе, а чтобы отличить воспитанного человека от невоспитанного, создать определенный имидж.

Преподаватель. Любой человек, желающий добиться успеха в жизни, который претендует на уважение в обществе, да просто хочет быть приятным в общении, обязан знать элементарные правила этикета. Об этих правилах мы с вами и будем сегодня говорить.

Страница 1. Правила обращений и приветствий.

Студент 1. В жизни вам приходится встречаться со многими людьми. Мы встречаемся и расстаемся, знакомимся и знакомим, обращаемся к кому-то и отвечаем на обращения. А как это делать правильно, чтобы никого не шокировать своим невежеством, чтобы быть приятными для людей и чувствовать себя уверенными в любом обществе? Каковы правила обращения? То, как вы будете обращаться к собеседнику, зависит от конкретных обстоятельств и от того, в каких отношениях вы находитесь с данным человеком.

Студент 2. Обращение на «вы» прежде всего говорит о вашей собственной культуре. И, конечно же, оно подчеркивает ваше уважение к лицу, с которым вы беседуете. Но чаще всего это вежливое местоимение употребляется при общении с незнакомыми и малознакомыми людьми, с людьми старшего возраста и в официальной обстановке.

Студент 1. Сегодня, как и сто лет назад, поспешная фамильярность так же неприятна многим людям, как и излишняя назойливость. Поэтому не торопитесь переходить на «ты» с вашими новыми знакомыми. К незнакомому человеку можно обратиться со словами: «гражданин», «господин», «девушка», «молодой человек».

Студент 2. Честно говоря, в сегодняшней России нет устоявшейся формы такого обращения. И надо признать, что некоторые из названных слов в конкретных случаях не совсем удачны. Потому мы часто обращаемся к незнакомому человеку просто с фразой: «извините...» или «позвольте...» или «будьте так добры».  

Преподаватель. Поговорим о правилах приветствия. Очень многое о вашей культуре может сказать то, как вы приветствуете друг друга. Приветствие – пожелание разными способами друг другу доброго дня, утра или вечера, здоровья, успехов, добра и благополучия. В слове «здравствуйте» заложен смысл пожелания здоровья. Очень хорошо сказал об этом слове поэт В.Солоухин в стихотворении «Зравствуйте». (Чтение стихотворения).

Студент 3. Первыми здороваются:

Студент 4. Мужчина с женщиной.

Студент 3. Более молодой - со старшим.

Студент 4. Проходящий - со стоящим на месте.

Студент 3. И вообще тот, кто лучше воспитан.

Студент 4. Приветствие (как и прощание) обычно сопровождается жестами: рукопожатием, поднятием руки, кивком головы, поклоном.

Студент 3. Рукопожатие - традиционный, символический жест. В древности обычай подавать правую руку для приветствия диктовался необходимостью показать, что в ней нет оружия.

Студент 4. Сколько раз вы, наверное, слышали: «Сними шапку, если в помещение вошел». Откуда же это требование взялось? В древности рыцарь, входя в дом, снимал шлем, как бы говоря этим жестом хозяину: «Я не опасаюсь тебя. Видишь, моя голова открыта. Я тебе доверяю. Ты исподтишка удара не нанесешь». Суровые времена средневековья прошли, а обычай - входя в помещение, снимать шапку – остался. Этим показывают хозяину, что уважают дом, в который вошли, уважают людей, живущих в нем.

Преподаватель. Какие формулы приветствия вы знаете?

Выслушать ответы и показать слайд.

Формулы

Употребление

Здравствуйте

В любой ситуации

Доброе утро (день, вечер)!

В зависимости от времени суток

Привет!

Непринуждённое, дружеское приветствие хорошо знакомых людей

Здорово!

Мужское приветствие, грубовато-фамильярное

Я Вас приветствую!

Моё почтение!

Оригинальное, употребляют люди старшего поколения

Приветствую вас! Разрешите поприветствовать!

В официальных случаях; при обращении к большой аудитории

Салют! Приветик!

Нелитературное приветствие. Придаёт речи жаргонный характер


Студент 3. Существуют многие другие способы приветствовать друг друга. В исторических кинофильмах вы, вероятно, видели, как придворные отвешивают поклоны, благовоспитанные девицы и дамы делают реверансы, а джентльмены приподнимают при встрече шляпу.

Студент 4. Известны и более экзотические формы приветствия: у некоторых народов, например, при встрече было принято тереться носами или даже исполнять особый танец. Однако только одно рукопожатие пережило все времена и получило широкое распространение. Случилось так потому, что это самый миролюбивый, самый дружеский жест, понятный каждому.

Студент 3. Протягивая открытую ладонь, человек как бы показывал другому, что нет оружия, что намерения его чисты. И эти намерения не отвергались, следовал точно такой же ответный жест. А обмениваясь рукопожатием, люди убеждались в том, что в руке другого действительно не спрятано оружие. Поэтому и принято при рукопожатии снимать перчатку – ладонь должна быть открытой. От очень древних времён дошло до нас стойкое предубеждение: нельзя здороваться за руку через порог. Смысл же его таков – у себя дома человек надёжно защищён стенами, а за порогом таятся опасности, неизвестность. Так что если кто-то приходит в дом, пусть сначала войдёт внутрь, на свет, где можно хорошо рассмотреть пришедшего и вовремя распознать угрозу, если она есть. А если нет – обменяться крепким рукопожатием.

Преподаватель. Важнейшим элементом культуры общения является извинение. Наиболее употребительные слова: извините, простите. Неправильно говорить «извиняюсь», тем самым вы извиняете только себя самого.

Преподаватель. Проверим, что вы успели усвоить.

  1. Скажите, к кому вы обычно обращаетесь на «ты»? (К близким людям, друзьям, членам семьи, взрослые- к детям.)

  2. К кому вы обычно обращаетесь на «вы»? (К малознакомым и незнакомым взрослым, к тем людям, кто значительно старше; так можно обратиться и к хорошо знакомому человеку, и даже к родственнику в строгой, официальной обстановке.)

  3. Вы входите в помещение, где уже кто-то есть. Кто должен здороваться первым – вошедший или те, кто находятся в помещении? (Вошедший.)

  4. Вы знакомитесь с человеком. Что вы сообщите друг другу в качестве самых важных сведений о себе? (Свои имена.)

Страница 2. Культура общения: сотовый телефон.

Преподаватель. Сотовый телефон вошел в нашу жизнь сравнительно недавно, но уже стал непременным, привычным, широко распространенным атрибутом, им пользуются 95% населения. Однако каждый из нас наверняка сталкивался с ситуациями, когда использование этих возможностей мешало окружающим, так как принцип «всегда быть на связи» — это иногда

  • и чей-то разговор шипящим шепотом в кинотеатре - как всегда на самом интересном месте,

  • и выслушивание краткого содержания последней серии какой-то мыльной оперы в исполнении соседки по маршрутке, и чей-то слишком ранний или слишком поздний звонок по ошибке на ваш номер,

  • и обсуждение рабочих моментов в примерочной магазина просто потому, что коллеге было удобно позвонить вам именно сейчас. Этот список можно продолжать до бесконечности.

Когда бы вы ни говорили, вас обязательно слышит кто-то еще, пусть даже случайно, поэтому если вам срочно необходимо сообщить что-то «не для общих ушей», постарайтесь найти максимально удаленное место. Особенно неприятно бывает людям, находящимся в маршрутном такси, другом общественном транспорте, поневоле вынужденным слушать чужие разговоры. Если вам позвонили, когда вы находитесь в общественном транспорте, сообщите собеседнику, что в данный момент вы не можете говорить и перезвоните позже.

Рассмотрим ситуации - можете ли вы разговаривать по телефону?

Ситуация 1.

Студент. Девушка набирает номер и говорит по телефону:

- Алло, привет, это ты?... Ой, а позовите Лену... Тогда передайте ей, чтобы она перезвонила!

Ситуация 2.

Студент. Девушка набирает номер и говорит по телефону:

- А Виталика можно? О, салют, до тебя не дозвонишься... А-а-а, так это что, начальник твой трубку взял? Слушай, я тут готовлюсь к зачету по физике. Ничего не пойму. Объясни мне силу магнитного взаимодействия токов... А-а-а, так бы и сказал. Тогда вечером позвоню.

Преподаватель. Вы, конечно, догадались, что речь пойдет о правилах, связанных с разговорами по телефону. Какие ошибки допустили герои сценок?

(Выслушать ответы)

Преподаватель. Да, существуют правила этикета, которые необходимо соблюдать при разговоре по телефону. Вот основные из них.

Студент 5. Не набирайте номер по памяти, если не уверены в его правильности.

Студент 6. Не звоните по телефону утром до 9 часов или вечером после 21 часа (кроме случаев срочного сообщения или если вы точно знаете, что вашего звонка ждут).

Студент 5. Пусть ваше «алло» будет произнесено таким тоном, чтобы было ясно: вы рады разговору.

Студент 6. Не забывайте здороваться по телефону, и лишь затем обращайтесь с просьбой.

Студент 5. Никогда в начале разговора не спрашивайте: «Кто говорит?»

Студент 6. Звонивший, не застав нужного ему человека, обязан назвать себя, а уж потом просить передать какое-нибудь сообщение.

Студент 5. Если во время разговора телефон случайно отключился, перезванивает тот, кто звонил.

Студент 6. Следует избегать деловых звонков в выходные и праздничные дни.

Студент 5. Недопустимо, сняв трубку и ответив: «Минуточку», заставлять звонящего ждать, пока вы справитесь со своими делами. Это возможно только в крайнем случае и только в пределах одной минуты. Если в данный момент вы очень заняты и не можете разговаривать, лучше извиниться и предложить перезвонить.

Студент 6. Перезванивайте всегда, когда ждут вашего звонка.

Студент 5. Если вы «не туда попали», не следует выяснять: «А какой у вас номер?». Можно уточнить: «Это номер такой-то…?», услышав отрицательный ответ, извиниться и положить трубку.

Студент 6. Личные разговоры неудобно вести в присутствии других лиц. Поэтому, позвонив по личному делу, поинтересуйтесь сначала, есть ли возможность говорить.

Студент 5. Если тот, кто позвонил, ошибся номером, отвечайте вежливо. Если вы вторично попали не по адресу, извинитесь и уточните номер телефона.

Студент 6. Если на 5-6-й сигнал вам не отвечают, кладите трубку.

Студент 5. В разговоре по телефону не забывайте употреблять три чудодейственных слова, которых часто не хватает в нашей речи: извините, пожалуйста и спасибо.

Студент 6. Постарайтесь по интонации определить настроение собеседника, чтобы вести разговор в соответствующем тоне. Например, шутки будут неуместны, если человек плохо себя чувствует или он чем-то расстроен.

Студент 5. Звонок является вторжением в личную жизнь, поэтому всегда спрашивайте, в удобное ли время вы звоните: «У вас есть время со мной поговорить?», «Вы сейчас очень заняты?» и т. п. Если ответ положительный, вы можете поговорить в свое удовольствие, но, услышав первые признаки желания завершить беседу, следует вежливо попрощаться.

Студент 6. Инициатива завершения телефонного разговора принадлежит тому, кто позвонил.

Студент 5. И, конечно же, мобильный телефон должен быть отключен в таких общественных местах, как занятие в любом учебном заведении, театр, кинотеатр.

Преподаватель. Сейчас мы с вами проведем небольшой практикум.

Ситуация. Вам звонит подруга и хочет сообщить что-то интересное. По её интонации вы понимаете, что это надолго. Но вы в это время собираетесь угостить чаем свою тётю, которая зашла к вам на часок. Как вы поступите?

Преподаватель. Мы настолько привыкли к общению по телефону, что представить жизнь современного человека без него невозможно. Но важно не только уметь пользоваться телефоном, но и учиться культуре телефонного общения. Надеюсь, что вы запомните те несложные правила, о которых мы говорили сегодня.

Теперь проверим, что вы запомнили.

  1. В какое время не стоит звонить?

  2. Прежде чем обратиться по телефону с просьбой, что нужно сказать?

  3. Если во время разговора телефон случайно отключился, кто должен перезвонить?

  4. Кому принадлежит инициатива завершения телефонного разговора?


Страница 3.

Ералаш «Ну почему мы так говорим?»

Преподаватель. Попробуйте определить, о какой теме пойдёт речь в 3 странице?

Страница 3. Сквернословие.

Преподаватель. Сквернословие - это речь, наполненная неприличными выражениями, непристойными словами, бранью. У этого явления много определений: нецензурная брань, непечатные выражения, матерщина, нецензурная лексика и др. Но издревле матерщина в русском народе именуется сквернословием, от слова «скверна». 

Согласно словарю В. Даля, «скверна - мерзость, гадость, пакость, все гнусное, противное, отвратительное, непотребное, что мерзит плотски и духовно; нечистота, грязь и гниль, тление, мертвечина, извержения, кал; смрад, вонь; непотребство, разврат, нравственное растление; все богопротивное».

Что же такое сквернословие – порок или болезнь? Позор или национальная гордость?

Явление сквернословия как никакое другое характеризует вопиющую нравственную деградацию нашего общества. Если раньше матерщина была, главным образом, специфическим языком преступников, пьяниц и других опустившихся лиц, то теперь всё в корне изменилось. Молодые люди свободно матерятся в присутствии девушек, и тех это нисколько не оскорбляет. Да и в чисто девичьих компаниях употребление непечатных слов стало обычным делом. Сквернословие охватило почти все возрасты.

По информации Фонда «Общественное мнение», сегодня около 70% жителей нашей страны применяют ненормативную лексику в своей речи. И лишь 29% населения ее никогда не употребляют. Большинство считают, что употребление нецензурной брани в речи недопустимо ни при каких обстоятельствах. Как же так получается: ругаться не хотим, но с языка все-таки срывается? Как избавиться от этой весьма вредной привычки?

Среди наших студентов также было проведено анкетирование с целью выявить, каково их отношение к этой серьёзной проблеме. Анкета предлагала ответить на следующие вопросы:

  1. Считаете ли вы, что в нашем обществе остро стоит проблема культуры речи?

  2. Как ты думаешь, почему люди в своей речи употребляют бранные слова, ругательства?
    4. Если ты используешь в своей речи бранные слова, то объясни почему?
    5. Как часто ты произносишь эти слова?
    6. Как ты думаешь, плохо это или нет?
    7. Что ты чувствуешь, когда при тебе кто-то ругается матом?

8. От кого ты чаще всего слышишь подобные слова?
9. Как ты думаешь, что нужно сделать, чтобы люди не употребляли бранных слов?
10. Что нужно сделать, чтобы
ты не употреблял эти слова?

11. Хочешь ли ты, чтобы твои будущие дети в своей речи использовали бранные слова? Почему?

12. Нужно ли бороться со сквернословием и как?
(в течение кураторского часа- знакомство с результатами анкеты).

Почему проблема по-прежнему остается актуальной? Расхожей стала философия, что мы, русские люди, не можем жить без мата, что он у нас в крови, что мат – это национальная русская традиция. Это ошибочная точка зрения.

Вот об этом следует поговорить подробнее.

1. История возникновения сквернословия.

Студент 7. История возникновения нецензурной брани уходит в глубину тысячелетий, в далекую языческую древность. Во времена язычества произносить эти слова-заклинания имел право только жрец (служитель, посредник при общении людей с миром богов и духов) на праздниках. И ни одному человеку не могло прийти в голову, чтобы произнести эти слова мысленно или вслух. Тогда люди знали, какой мощной энергией были наделены эти слова, какую опасность несли, если употреблялись без надобности. Скверные слова были включены в заклинания, обращенные к языческим божествам, а в языческое время был распространен культ плодородия, поэтому все скверные слова связаны с половой сферой. Таким образом, так называемый мат является языком общения с демонами. Наши предки произносили эти слова, призывая себе на помощь демонов зла. Ведьмы и колдуньи использовали сквернословие в своих наговорах, насылая проклятие. Именно с этим связан механизм влияния сквернословия на человека.

Студент 8. Употребляя нецензурную брань в разговоре с друзьями, родными, современные люди, сами того не подозревая, совершают сокровенный ритуал, призывая зло изо дня в день, из года в год на свою голову и на голову свои близких. Количество бранных слов переходит в качество. Вначале у людей появляются мелкие неприятности, затем крупные, потом возникают проблемы со здоровьем и, наконец, ломается сама жизнь.

Мы несем ответственность за каждое праздное слово, особенно за скверное. Ничто не проходит бесследно, и, оскорбляя мать другого человека, посылая проклятия ему самому, мы тем самым навлекаем беду на себя.

Студент 7. Заблуждением является общепринятое мнение насчет того, что нецензурная брань - это славянская традиция. Сквернословие на Руси примерно до середины XIX века не только не было распространено даже в деревне, но и являлось уголовно наказуемым. Позднее сквернословящего человека подвергали публичной порке.

Студент 8. Во времена царя Алексея Михайловича Романова нецензурную брань услышать на улице было просто невозможно. И это объясняется не только скромностью и деликатностью наших предков, но и политикой, проводимой государством. За использование непотребных слов налагалось жестокое наказание – вплоть до смертной казни.

В указе царя Алексея Михайловича 1648 года подчеркивается недопустимость сквернословия в свадебных обрядах: чтобы «на браках песней бесовских не пели и никаких срамных слов не говорили». Здесь же упоминается и о святочном сквернословии: «А в навечери Рождества Христова и Васильева дня и Богоявления... чтобы песней бесовских не пели, матерны и всякою непотребною лаею не бранилися». Считалось, что матерным словом оскорбляется, во-первых, Матерь Божия, во-вторых, мать-земля и, наконец, родная мать человека.

Стихотворение Э. Асадова «О скверном и святом».

1. Опасно ли сквернословие?

Преподаватель. Сквернословие стало нормой. Сегодня посредством нецензурной брани разговаривают школьники, молодые люди, взрослые мужчины и женщины. Мат доносится с экранов телевизоров. Так ли уж безобидна эта вредная привычка? Надо сказать, что проблемой сквернословия, изучением его влияния на организм человека, на его духовное и физическое здоровье занимались и занимаются многие учёные, исследователи разных стран.

Студент 8. В числе первых ученых, занимавшихся этим вопросом вплотную, был и доктор биологических наук Иван Борисович Белявский. Он попытался выяснить, каким образом на человеческий организм влияют не какие-то огромные блоки информации, а простые, односложные слова.

Студент 7. Семнадцатилетнее исследование Белявского, к которому постепенно присоединилась большая группа его коллег, увенчалось настоящим открытием. Ученым удалось доказать, что каждое произнесенное нами слово очень отчетливо влияет на наши гены. Результатом этого влияния становится не просто передача видоизмененных генов потомству, но и изменение собственного генетического кода человека, касающегося темпов старения и срока жизни!

Студент 8. В диссертации на эту тему доказывалось, что не только человек обладает какой-то энергетикой, но и каждое его слово несет собственный энергетический заряд. Оказывается, разные слова по-разному заряжены, причем так же, как и в физике, зарядов может быть только два: положительный и отрицательный. Любая матерщина идет со знаком «минус».

Студент 7. Исследователи изобрели аппарат, который переводит человеческие слова в электромагнитные колебания. А они, как известно, влияют на молекулы ДНК. Выяснилось, что некоторые слова могут оказаться страшнее мин: они «взрываются» в генетическом аппарате человека, искажая его наследственные программы, вызывая мутации, приводящие к вырождению. Во время отборной брани корёжатся и рвутся хромосомы, гены меняются местами. В результате ДНК начинает вырабатывать противоестественные программы.

Студент 8. Не рискуя экспериментировать на людях, подвергая их ругани, ученые провели исследования на растениях. Опытам подверглись семена растения. В течение нескольких недель регулярно - по три-четыре часа в день - магнитофон поблизости от них «начитывал» грубые фразы. В результате большинство семян погибли, а выжившие стали генетическими уродами. Эти монстры, перенеся множество болезней, передали их по наследству, и через несколько поколений выродились. Интересно, что мутагенный эффект не зависел от силы слова, они не могли произноситься то громко, то шепотом. На этом основании ученые сделали вывод, что определенные слова обладают информационным воздействием на ДНК.

Студент 7. Проведен был и обратный эксперимент: ученые «благословляли» семена, убитые радиоактивным облучением в десять тысяч рентген, молились над ними, и тогда перепутавшиеся гены, разорванные хромосомы и спирали ДНК встали на свои места и срослись, убитые семена ожили.

Преподаватель. Даже структура воды может меняться от разных слов.

Фрагмент фильма «Тайны воды» (влияние наших слов на воду).

Преподаватель.

Все признают, что нецензурная брань в современном мире приобрела характер эпидемии. Психологи замечают, что употребление нецензурной брани формирует зависимость, сходную с алкогольной, никотиновой, наркотической. В этом процессе наблюдаются такие 3 стадии:

  1. Первая стадия - человек впервые слышит нецензурное слово, он испытывает стыд, отвращение, брезгливость.

  2. Вторая стадия - человек впервые употребляет такое скверное слово - за компанию, для разрядки или напускной удали.

  3. Третья стадия - человек привыкает к этому слову, ему уже не стыдно употреблять его. В дальнейшем человек уже использует эти слова, не замечая этого.

  4. Ещё позже - он уже не может вообще изъясняться без мата, забывает другие слова.

  1. Как борется с нецензурной бранью закон.

Преподаватель. Согласно Кодексу об административных правонарушениях Российской Федерации, публичное употребление мата может расцениваться как мелкое хулиганство:

Ст. 20, ч. 1 «Кодекса РФ об административных правонарушениях» предусматривает следующее наказание за нецензурную брань в общественных местах: штраф в размере от пяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда или административный арест на срок до пятнадцати суток.

Ст. 130 «Оскорбление» УК РФ гласит:
«1. Оскорбление, то есть унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме, - наказывается штрафом в размере до ста минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного месяца, либо обязательными работами на срок до ста двадцати часов, либо исправительными работами на срок до шести месяцев.
2. Оскорбление, содержащееся в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации, - наказывается штрафом в размере до двухсот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух месяцев, либо обязательными работами на срок до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года».

  1. Заключительная часть.

Преподаватель. Сегодня мы с вами узнали, что в скверном слове таится огромная разрушительная сила. Вероятно, если бы человек мог видеть, какой мощный отрицательный заряд, словно ударная волна взорвавшейся бомбы, распространяется во все стороны от скверного слова, он никогда не произнес бы его.   Согласно заключению экспертов ВОЗ, состояние здоровья населения на 10% определяется уровнем развития медицины как науки и состояния медицинской помощи, на 20%- наследственным фактором, на 20% - состоянием окружающей среды и на 50% - образом жизни. Единственный путь, ведущий к здоровью каждого человека, – это изменение отношения человека к самому себе. У того, кто сквернословит, есть 2 пути:

первый – зная, что это плохо, продолжать нецензурно выражаться, тем самым включить программу самоуничтожения.

второй путь – путь духовного роста, самосовершенствования, путь красоты. Закон свободной воли даёт право выбора – по какому пути идти.

Л.Н.Толстой писал: «Слово – дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их. Словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти. Берегись от такого слова, которое разъединяет людей».

Завершить наш разговор хочется стихотворением «Слова» Вадима Шефнера:

Словом можно убить,

Словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести.

Словом можно продать,

И предать, и купить,

Слово можно

В разящий свинец перелить.

Помните об этом всегда!

Мы хотели бы, чтобы вы были культурными всегда и везде, а не только на кураторских часах в колледже. Чтобы не было так, как в «Ералаше», знакомом с детства.

Киножурнал «Ералаш» «Давайте говорить друг другу комплименты».

И напоследок вслушайтесь в слова песни Б.Окуджавы «Пожелание друзьям». Пусть она станет для вас добрым пожеланием.



















Конец формы



Ссылки на афоризм:

Прямая ссылка на афоризм



HTML код ссылки на афоризм



BB код ссылки на афоризм



Кураторский час "Этикет-это искусство жить"(для студентов общеобразовательной подготовки)
  • Классному руководителю
Описание:

Цели:

·   познакомить с основными этическими требованиями в поведении и общении с людьми, помочь овладеть навыками культурного поведения;

·   выяснить отношение студентов к проблеме сквернословия, обсудить и установить причины распространения нецензурной брани в подростковой среде;

·   способствовать просвещению студентов, информированности об истории возникновения сквернословия и пагубном его влиянии на духовное и физическое здоровье человека, создавая тем самым условия для воспитания критического отношения к вредным привычкам окружающих, самосовершенствования, формирования активной жизненной позиции для противостояния вредному влиянию;

·     воспитывать любовь и уважение к родному языку; формировать навыки речевого общения.

 

Задачи: познакомить студентов с основными требованиями к культуре речи, установить зависимость между речевой культурой человека и его общей культурой; расширять знания учащихся по вопросам общения.

Автор Остроухова Людмила Ивановна
Дата добавления 03.01.2015
Раздел Классному руководителю
Подраздел
Просмотров 1491
Номер материала 21910
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓