Главная / Биология / КУонспект урока на тему "Вирусы"

КУонспект урока на тему "Вирусы"

Сценарий урока в соответствии с требованиями ФГОС

Тема урока «Вирусы – неклеточная форма жизни».

Тип урока: изучение нового материала

Цели урока: сформировать представление о вирусах как неклеточной форме жизни, их строении и значении в природе и жизни человека, формирование УУД.

Задачи урока: -образовательные: познакомить с историей открытие и изучения вирусов, рассмотреть особенности строения и жизнедеятельности;

-развивающие: способствовать развитию у учащихся умений прогнозировать, логически мыслить, выражать мысли в словесной форме, работать с различными источниками информации

-воспитывающие: вырабатывать умение осознанно трудиться над поставленной целью, формировать потребность в ЗОЖ.

Познавательные УУД: целеполагание, овладение умением оценивать информацию, выделять в ней главное, осознание и построение речевого высказывания, выстраивание причинно – следственных связей.

Личностные УУД: значимость учебного материла для саморазвития.

Регулятивные УУД:, волевая саморегуляция в ситуации затруднения, выполнение пробных учебных действий, умение организовывать выполнение заданий, развитие навыков самооценки.

Коммуникативные УУД: умение обмениваться информацией с одноклассниками, организовать сотруднечество с учителем, аргументировано высказывать мнение, учитывать мнение других, использовать устную, письменную речь.

Оборудование: таблицы, презентация

Форма работы: индивидуальная, коллективная.

Методы организации деятельности: элементы проблемного обучения, частично – поисковый, словесный, наглядный, объяснительно – иллюстративный.

Приемы: беседа, рассказ, демонстрация.


Деятельность учителя на каждом этапе урока

Деятельность ученика

Формируемый УУД

  1. Организационный момент

Привествие, проверка готовности, создание комфортной атмосферы


Подготовка к работе на уроке,

Л Визуальный контакт с учителем

2.Мотивация, актуализация знаний

-Вспомните с чего начинается каждый день, урок, новое знакомство. -Что означает привычное «Здравствуйте»?-Что такое здоровье в вашем понимании?

-Какие болезни по вашему мнению самые опасные? Почему вы так считаете?

Как вы думаете какова цель нашего урока?

Слайд 1,2,3


Отвечают на вопросы, рассуждают, высказывают мнение, спорят. Используют известные понятия: здоровье и его состовляющие, СПИД, грипп, ВИЧ, гепатит, рак, онкологические заболевания.

Предполагают цель урока

К Использование средств языка и речи для получения и передачи

информации (самовыражение, монологические высказывания).

П: целеполагание

анализ,подведение под понятие,

ЛСамоопределение; смыслообразование; нравственно-этическая ориентация; опора на жизненный опыт

3Объяснение нового материала

-Вирус в переводе с латыни означает «яд».такое название дал микробиологи л.Пастер..Ученые долгое время безуспешно искали причины заболевание человека гриппом, оспой, бешенством, герпесом. Огромное количество животных погибали от ящура, чумки, гриппа. Снижались урожаи картофеля, томатов, табака.

-Сообщение об открытии невидимых врагов сделал…

( делаем записи в тетрадь для осмысления)

-Беседа по сообщению: когда началась изучение невидимых возбудителей? Почему возникли проблемы в выделении вирусов? Кто заложил основы вирусологии? Слайд 4

- Работа с учебником: нарисовать словесный портрет вируса стр.37 -38.

-По составленному портрету видно насколько необычны эти живые существа. Теперь нам предстоит разобраться как они устроены. Слайд 5

Беседа по слайду

-Почему так просто устроенный вирус так опасен? Рассмотрим жизненный цикл вируса.

Слайд 6 Беседа по слайду:-Из каких фаз состоит цикл?В чем особенность внутриклеточного периода? В какой фазе вирусы опасны для живых организмов? Почему?

-«Мозговой штурм»: какими способами вирус может попасть в клетку?

- Вывод вместе с обучающимися: фагоцитоз, через украденные белки хозяина, впрыскивание генетического материала в клетку.



Поддержание произвольного внимания, работа с тетрадью, отвечают на вопросы, анализируют информацию









Отвечают на вопросы, определяют затруднения, слушают, корректируют ответы


Анализируют прочитанное, строят логический ответ, отрабатывают понятия внутриклеточный паразит, неклеточная форма жизни.

Знакомятся с составом и строением вируса их целесообразностью, с терминами капсид, суперкапсид, фазы жизненного цикла.


Устанавливают причинно-следственные связи в образе жизни вирусов, работают с опорной схемой.

Высказывают предположения, записывают на доске, рассуждают сравнивают, делают вывод

П анализ, синтез, обобщение, осознание и построение высказывания, умение работать с текстом, определение основной информации; установление причинно – следственных связей

К аргументация своего мнения с позиции коммуникации, сотрудничество учитель - ученик, ученик –учитель,

Физминутка

Вирусы опасны и коварны. Мы сможем поставить заслон перед ними ведя ЗОЖ, тренирую иммунную систему. Предлагаю вам сесть правильно и выполнить упражнения .

-медленно опустите голову вперед, потяните мышцы спины;

Поднимите голову и медленно поверните вправо, влево. Повторите 2 раза. Посмотрите в окно. Найдите самый далекий объект. Посмотрните перед собой. Выпрямите ноги, сделайте круговые движения в области голеностопного сустава 2 раза. Займите исходное положение.


Выполняют предложенные действия

Л смыслообразование,

ориентация на здоровье сбережение

4 Самостоятельная работа с применением первичных знаний

- Жизненный цикл рассмотрим на примере бактериофага.

-Как вы думаете, почему данный вирус получил такое название?

- К аргументация своего мнения с позиции коммуникации -Беседа по выполненному заданию.

В настоящее время изучено более 1000 вирусов. Каждый из них специфичен? Как вы понимаете это выражение? Приведите примеры. Слайды 7-9

Несмотря на простое строение и образ жизни вирусы имеют большое значение в природе и жизни человека. Каково ваше мнение о роли вирусов?

Слайд 10 – Сравнение высказанных мнений с записями на слайде.

- Какой вывод можно сделать о существовании на планете Земля вирусов? Слайд 11

- Записать в тетрадь





Рассматривают таблицу, обсуждают, составляют план ответа, делают записи, обсуждают полученные результаты, применяют полученные знания для объяснения .





Отвечают на вопросы, коррктируют записи, получают информацию от одноклассников.

Решают проблемную ситуацию на основе жизненного опыта и первичных знаний, работают с информацией слайда, сравнивают, обобщение информации, ее сворачивание в вывод.

К

Использование средств языка и речи для получения и передачи информации, самовыражение, согласование общего решения, учет мнений других

П выделение необходимой информации; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме , анализ информации , работа с символами, умение обобщать и делать вывод

Р Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; волевая саморегуляция (способность к мобилизации сил и энергии)

5 Включение в проверку знаний и повторение

-Как вы думаете, наша работа достигла поставленной цели?

- Результаты процесса познания проверим с помощью теста

( индивидуальные карточки). Комментарии по выполнению и взаимопроверке.



Выполнение работы, взаимопроверка, выставление оценок, определение личных затруднений

П понимание задания, анализ,обобщение, аналогия,

Р контроль, оценка

Л следование моральным нормам поведения

6 Рефлексия учебной деятельности

-Необходимо ли в школе знакомиться с особенностями строение и жизни вирусов?

-Какая информация на уроке была наиболее интересна и полезна?

-Где в вашей жизни вы сможете использовать полученную информацию?

- Что вы еще хотели бы узнать о вирусах?

- Почему трудно лечить вирусные заболевания?




Отвечают на вопросы, использую полученные знания, высказывают свои мнения, задают вопросы.

П рефлексия способов деятельности, оценка результатов деятельности

К сознательное построение речевого высказывания, умение слушать других, обоснование суждения.

Р коррекция,

Л адекватное понимание причин успеха, неуспеха в деятельности, самооценка, следование в поведении моральным нормам.

7.Домашнее задание

Параграф 1.9, по желанию подготовить сообщение о вирусных заболеваниях человека, путях заражения и мерах профилактики.

Записывают д/з,.



Приложение


Проверь себя. Тема «Вирусы»

1.Выбери и зашифруй наиболее правильный ответ

1.Вирусы состоят из6 А/ белковой оболочки, молекул ДНК или РНК, Б/ полисахаридной оболочки, молекул ДНК или АТФ, В/ витаминной оболочки , молекул ДНК,РНК

2. Вирусы вызывают у человека заболевания: А/ коклюш, дизентерию, грипп, Б/ полиомиелит, герпес. СПИД, В/ ангину, чуму , грипп.

3.Вирусы могут существовать как: А/ самостоятельные организмы, Б/ внутриклеточные паразиты бактерий, В/ внутриклеточные паразиты бактерий, растений, животных.

2.Выберите и запишите номера правильных суждений.

1.Вирусы могут размножаться только в живых клетках, используя для этого вещества и энергию клетки –хозяина.

2. Вирусы выполняют в природе и жизни человека только отрицательную роль.

3. Установите соответствие и зашифруйте отве:

А) Неклеточная форма . Б) Внутриклеточная форма

1.имеет вид кристалла. 2.размножается. 3. не проявляет свойств живых организмов. 4. Обладает наследственностью и изменчивостью.











КУонспект урока на тему "Вирусы"
  • Биология
Описание:

Тип урока: изучение нового материала

Цели урока: сформировать представление о вирусах  как неклеточной форме жизни, их строении и значении в природе и жизни человека, формирование УУД.

Задачи урока: -образовательные:   познакомить с историей открытие и изучения вирусов, рассмотреть особенности строения и жизнедеятельности;

-развивающие:  способствовать развитию у учащихся умений прогнозировать,  логически мыслить, выражать мысли в словесной форме, работать  с различными источниками информации

-воспитывающие: вырабатывать умение осознанно трудиться над поставленной целью,  формировать потребность в ЗОЖ.

Познавательные УУД: целеполагание, овладение умением оценивать информацию, выделять в ней главное, осознание и построение речевого высказывания, выстраивание причинно – следственных связей.

Личностные УУД: значимость  учебного материла для саморазвития.

Регулятивные УУД:,  волевая саморегуляция в ситуации затруднения,  выполнение пробных учебных действий, умение организовывать выполнение заданий,  развитие навыков самооценки.

Коммуникативные УУД: умение обмениваться информацией с одноклассниками, организовать сотруднечество с учителем,  аргументировано  высказывать мнение,   учитывать мнение других, использовать устную, письменную речь.

Автор Енютина Лариса Михайловна
Дата добавления 03.02.2015
Раздел Биология
Подраздел Конспекты
Просмотров 406
Номер материала 55561
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓