Главная / Классному руководителю / Культурное наследие. Воспитание патриотизма.

Культурное наследие. Воспитание патриотизма.

ГУ «Средняя школа № 23 им М. Козыбаева отдела образования акимата города Костаная»









Занятие по выбору

«Культурное наследие»

4 класс.













Составитель: Грачёва Ирина Валентиновна,

учитель начальных классов,

специалист высшего уровня

квалификации высшей категории







Пояснительная записка.

Политика современного Казахстана направлена на установление межконфессионального мира и согласия, на создание новой системы духовно-нравственных ценностей в современном обществе. Это особенно актуально в условиях полиэтнического, поликультурного казахстанского общества. Укрепление национально - культурной государственности Казахстана, воспитание казахстанского патриотизма требуют приобщения детей к многовековым духовным ценностям и созидательному опыту и традициям.

История развития учений оказала существенное влияние на становление и духовное развитие культуры Казахстана.

Выдающиеся мыслители и просветители казахского народа - Аль-Фараби, Ходжа Ахмет Ясави, Бекет-Ата, Абай Кунанбаев, Шакарим Кудайбердиев, Ыбырай Алтынсарин, Джамбул Джабаев - раскрыли гуманистическую и духовно – нравственную суть религии в понимании сущности внутреннего мира человека, в гармоничном его развитии с окружающей природной и общественной средой.

Цель:

содействовать формированию у учащихся основ гуманистического мировоззрения, нравственно-духовных ценностей, собственной системы убеждений.

Задачи:

  • Ознакомление учащихся с историей развития культуры Казахстана, ролью в современном обществе;

  • Систематизация, распространение и популяризация богатого культурного наследия казахского народа;

  • Разъяснение основных гуманистических положений и основ вероучения мировых и традиционных религий;

  • Развитие активной гражданской позиции учащихся;

  • Создание условий для формирования у учащихся познавательного интереса к природно-культурному и культурному наследию Казахстана;

  • Освещение роли Главы государства Н.Назарбаева в установлении межконфессионального мира и согласия в Республике Казахстан и международном сообществе.

В программе предусмотрена преемственность в изучении материала, межпредметная связь с историей, литературой, искусством. Усиление воспитательного потенциала основ курса «Культурное наследие» может быть достигнуто применением интегрированных уроков и различных форм организации деятельности школьников: дискуссия – урок, «Диалог культур», урок – размышление, научно – практические конференции, школьные спектакли, защита мини – проектов, уроки «ЗОЖ в мире религии», урок-исследование.

Богатое духовное наследие казахского народа, включая новейшие достижения в этой области, должно так же полноценно быть явленным на казахском языке. Это предполагает систематизацию, широкое распространение и популяризацию богатого культурного наследия казахского народа. Подобная грандиозная задача впервые поставлена не только перед обществоведами республики, но и перед всей страной в целом, потому что обращается к проблеме её духовного состояния, сохранения культурной самобытности, национальной и культурной идентичности, независимости республики, формирование нового общественного сознания. Учащиеся знакомятся с выдающимися историческими деятелями, культурно-историческими памятниками. Как региональный образовательный компонент большое место занимает изучение Родного края в широком аспекте его природных особенностей, экономического потенциала и культурно-исторического наследия.




Требования к уровню подготовки учащихся:

Учащийся должен уметь:

- формулировать вопросы по отношению к миру, себе, своей деятельности;

- объяснять своё отношение к событиям и личностям, оставившим заметный след в истории края;

- приводить примеры положительного и отрицательного взаимодействия человека с природой;

- формулировать и записывать своё отношение к событиям, людям;

- работать в группе, слушать собеседника.

- кратко рассказывать о важнейших событиях истории Казахстана.

Учащийся должен знать:

- основные этапы и ключевые события истории родного края с древнейших времён до наших дней;

- культурно-исторические традиции разных народов нашей страны.

- важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся у народа, населяющего территорию;

- причины создания охраняемых исторических памятников Казахстана;

- виды исторических источников для изучения прошлого и настоящего своей малой Родины;

- правила поведения в природной среде.

Уметь характеризовать:

- значение окружающей среды для жизни человека;

- основные меры охраны природы Казахстана.

Приводить примеры:

- исторических памятников, заповедников и национальных парков, созданных в Казахстане;

- основных достопримечательностей своего города;

Уметь применять знания на практике:

-проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;

-определять на основе учебного материала причины и следствия исторических событий;

-использовать приобретённые знания при написании творческих работ (рефератов, сочинений, олимпиадных работ);

-соблюдать правила здорового образа жизни, поведения в природной среде;

-участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам.

Философское наследие казахского народа с древнейших времен до сегодняшних дней будет способствовать росту национального самосознания, формированию казахстанского патриотизма, углублению и обогащению словарного запаса казахского языка, расширению его социально-культурных функций.






Содержание:


  1. Казахстан – территория межконфессионального согласия. 1 час.

Политика Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева в области установления мира и межконфессионального согласия в Республике Казахстан и международном сообществе. 1 ч.

2. Исторические памятники культуры в Казахстане. 5 часов

  • Памятники культуры и символы Казахстана. "Золото́й челове́к" (каз. Алтын Адам) Аль-Фараби, Ходжа Ахмед Ясави, Объекты культурного наследия как отражение исторического развития РК. 1 час.

  • Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави в городе Туркестан, Казахстан. Легенды Ходжи Ахмеда Ясави. Разнообразие памятников культурного наследия: здания, инженерные сооружения. 1 час.

  • "Золотой человек" на крылатом барсе - национальный символ Казахстана, часть культурного наследия Казахстана. Уникальные археологические раскопки. 1 час.

  • Мавзолей Аль-Фараби. Воспитание уважения к назиданиям предков. 1 час.

  • Улицы нашего города: проспект Абая, Аль-Фараби, Ыбырая Алтынсарина.

Ознакомление с названиями проспектов и улиц Костаная, умение находить на карте города. 1 час.

3 . Творчество просветителей казахского народа. 8 часов

  • Творчество Абая Кунанбаева. Знакомство со сказками, стихами. Преемственность прошлого и настоящего.1 час.

  • Произведения Шакарима Кудайбердиева. Великие истины. Учить анализировать произведения, понимать взгляды мыслителя на духовное познание мира. 1 час

  • Деятельность Ыбырая Алтынсарина. Знакомство с произведениями учителя, наставника даст возможность понять учащимся, что каждый может и должен быть самим собой. 1 час.

  • Экскурсия в музей Ыбырая Алтынсарина.1 час.

  • Джамбул Джабаев. Учитель, наставник, акын. Знакомство с наследием Джамбула окажет положительное влияние на дальнейшую жизнь учащихся. 1 час.

  • Экскурсия в музей М. Козыбаева в сш. № 23 им.М.Козыбаева. Знакомство с биографией и творчеством учёного. 1 час.

  • Взгляд Абая на проблему мудрости. Стихи, назидания. Учить понимать смысл слов мудрости, вложенных в стихи, сказки, назидания Абая. 1 час.

  • Шакарим Кудайбердиев. Качества, формирующие личность. Притчи,стихи, бата.1 час.

4. Обычаи и традиции, обряды народов Казахстана. 10 часов

  • Обычаи и традиции народов Казахстана. Каждое новое поколение стремится поддерживать лучшие традиции, что дает возможность помнить о своих корнях, истоках, чтить память своих предков. 1 час.

  • Влияние культа Тенгри на обычаи и традиции казахов. 1 час.

  • Традиции. Наречение ребенка. Колыбель. Резание пут. Посвящение в наездники. Понять сакральный смысл этих вековых традиций и жить в гармонии с ними важно для наших современников.1 час.

  • Народные обычаи. Сүйінші. Сәлемде. Базарлық. Араша. Құтты болсын айту. Шашу.

Составной частью культуры каждого народа является сохранение своих обычаев, традиций и обрядов, передаваемых из поколения в поколение.1 час.

  • Обычай. Тоқым қағу. Исполнение на домбре, пение песен, дети играют в разные народные игры. Уважительное отношение к старшим. 1 час.

  • Тоқымқағар. Обряд для уезжающих в дальнюю дорогу. Участвуя в ролевых играх , ученики показывают обряд, понимая его смысл. 1 час.

  • Обычай гостеприимства "Конаккаде." Импровизация на музыкальных инструментах, пение, умение слагать стихи поможет учащимся выразить себя и понять других.1 час.

  • Обычаи гостеприимства. "Ат мингизин шапан жабу", "Белкотерер", "Жылу", "Конакасы". Пройдя через испытания временем, обычаи служат основой формирования национального самосознания.1 час.

  • Наурыз. Традиция празднования. Все люди, независимо от пола, возраста и социальной принадлежности, освобождаются от повседневных обязанностей и принимают активное участие в весельях и играх. 1 час.

  • Я буду успешным во всем. Биоритмы человека. Традиции играют важную роль в воспитании казахстанцев. Пройдя через испытания временем, они служат основой формирования национального самосознания.1 час.

5. Моя малая Родина. Я, Гражданин РК. 4 часа.

  • Посещение историко – краеведческого музея г. Костаная. Музей - это научно- исследовательский и культурный центр региона, являющийся связующим звеном между прошлым и настоящим края. Ознакомление детей с основными этапами зарождения и развития жизни, природных богатствах области, ее особенностях.1 ч.

  • Посещение спектакля «Наследие». Важную роль в воспитании детей играет посещение тематических спектаклей. 2 часа.

  • Ролевая игра: «Я, Гражданин РК». В увлекательной
    игровой форме дать учащимся новые сведения о законах и символах нашего
    государства.1 час.

6. Эпос и сказки Казахстана. 4 часа.

  • Добро и зло в сказке. Постановка сказки «2 ягненка». Познакомить детей со сценарием постановкой сказки. Учить детей
    выражать свое мнение по поводу сказки на новый лад. 1 час.

  • Джамбул Джабаев. «Сказка о лентяе». Целью и задачей сказкотерапии является снижении агрессивности у детей. 1 час.

  • Эпос. Путешествие по сказочной стране Жидели Байсын.

  • Джамбул Джабаев. Эпос «Суранши-батыр». Ориентирован на личную судьбу героя, часто проходящего серию испытаний, жизненного пути. 1 час.

7. Занятия психологического здоровья. 2 часа

  • Конфликт и здоровье. Дружба. Рассмотреть  основные  причины  конфликтов,  возникающих  в  семьях  и  определить,  кто  чаще  всего  является  источником  конфликтов  в  семье. Выявить  семейные  ценности,  традиции  в  семьях. 1 час.

  • Час развития «Что в имени моём»? Углубление и расширение
    кругозора учащихся, развитие у учащихся умения понимать и ценить мир. 1 час.




Календарно – тематическое планирование. 34 часа.



Сроки по неделям.

Программный материал

Часы


Казахстан – территория межконфессионального согласия. 1час.


1 неделя

Политика Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева в области установления мира и межконфессионального согласия в Республике Казахстан и международном сообществе.

1


История и культура Казахстана. 5 часов.


2 неделя

Памятники культуры и символы Казахстана. "Золото́й челове́к" (каз. Алтын Адам) Аль-Фараби, Ходжа Ахмед Ясави,

1

3 неделя

Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави в городе Туркестан, Казахстан. Легенды Ходжи Ахмеда Ясави.

1

4 неделя

"Золотой человек" на крылатом барсе - национальный символ Казахстана, часть культурного наследия Казахстана.

1

5 неделя

Культурное наследие. Мавзолей Аль-Фараби.

1

6 неделя

Улицы нашего города: Аль-Фараби, проспект Абая, Ыбырая Алтынсарина.

1


Творчество просветителей казахского народа. 8 часов


7 неделя

Творчество Абая Кунанбаева.

1

8 неделя

Произведения Шакарима Кудайбердиева. Великие истины.

1

9 неделя

Деятельность Ыбырая Алтынсарина.

1

10 неделя

Экскурсия в музей Ыбырая Алтынсарина.

1

11 неделя

Джамбул Джабаев. Учитель, наставник, акын.

1

12 неделя

Экскурсия в музей М.Козыбаева в сш.№ 23 им.М.Козыбаева.

1

13 неделя

Взгляд Абая на проблему мудрости. Стихи, назидания.

1

14 неделя

Шакарим Кудайбердиев. Качества, формирующие личность.Стихи, слова назидания.

1


Обычаи и традиции, обряды народов Казахстана10 часов.


15 неделя

Обычаи и традиции народов Казахстана.

1

16 неделя

Влияние культа Тенгри на обычаи и традиции казахов.

1

17 неделя

Традиции. Наречение ребенка. Колыбель. Резание пут. Посвящение в наездники.

1

18 неделя

Народные обычаи. Сүйінші. Сәлемде. Базарлық. Араша. Құтты болсын айту. Шашу.

1

19 неделя

Обычай. Тоқым қағу. Исполнение на домбре, пение песен, игра в разные игры.

1

20 неделя

Тоқымқағар. Обряд для уезжающих в дальнюю дорогу.

1

21 неделя

Обычай гостеприимства "Конаккаде." Импровизации.

1

22 неделя

Обычаи гостеприимства. "Ат мингизин шапан жабу", "Белкотерер", "Жылу", "Конакасы".

1

23 неделя

Наурыз. Традиция празднования.

1

24 неделя

Я буду успешным во всем. Биоритмы человека.

1


Моя малая Родина. Я, Гражданин РК. 4 часа.


25 неделя

Посещение историко – краеведческого музея г. Костаная.

1

26 неделя

Посещение спектакля «Наследие».

1

27 неделя

Посещение тематического спектакля по плану.

1

28 неделя

Ролевая игра: «Я, Гражданин РК».

1


Эпос и сказки Казахстана. 4 часа.


29 неделя

Добро и зло в сказке. Постановка сказки «2 ягненка».

1

30 неделя

Джамбул Джабаев. «Сказка о лентяе».

1

31 неделя

Эпос. Путешествие по сказочной стране Жидели Байсын.

1

32 неделя

Эпос «Суранши-батыр». Джамбул Джабаев.

1


Занятие психологического здоровья. 2 часа.


33 неделя

Занятие психологического здоровья. Конфликт и здоровье. Дружба.

1

34 неделя

Час развития «Что в имени моём»?

1

Итого:


34 часа



Ожидаемый результат:

Реализация курса «Культурное наследие» будет способствовать повышению духовно-образовательного и интеллектуально-культурного уровня учащихся, воспитанию подрастающего поколения в духе общемировых ценностей, казахстанского патриотизма. Сохранение наследия и его передача из поколения в поколение особенно важны в условиях глобализации и обострения все более многочисленных глобальных проблем человечества.
В результате изучения ученики должны быть способны:

  • На выражение своего мнения, свободу совести, развитие своей общественной активности;

  • Уметь анализировать варианты практического взаимовоздействия историко-культурного наследия и социума;

  • Строить собственные аргументированные концепции развития историко-культурного наследия, используя передовые достижения культурологии;

  • Сохранять культурную идентичность народов, необходимым условием устойчивого развития общества и отдельных его ячеек.


     













Список литературы:


  1. Послание Президента Республики Казахстан Н. А. Назарбаева народу Казахстана. 27.01.2012 г.

  2. Выступление Президента Республики Казахстан Нурсултана Абишевича Назарбаева на ІІ Съезде лидеров мировых и традиционных религий. В кн.: «ІІ съезд лидеров мировых и традиционных религий».-Алматы «Өнер»,2006.-136 с.

  3. Глобальный диалог во имя мира. Выступление Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева на III Съезде лидеров мировых и традиционных религий. Газета «Казахстанская правда». 02.07.2009

  4. Конституция Республики Казахстан. - Астана, 2009.

  5. О свободе вероисповедания и религиозных объединениях. Закон РК. - Алматы «Қазақстан», 2005.

  6. Конвенцию об охране нематериального культурного наследия. 21 дек 2011 http://tengrinews.kz/picture_art/kazahstan-ratifitsirov...=

  7. Назарбаев Н.А. В потоке истории. - Алматы: Атамұра, 2003. - 7 с.

  8. Кудайберды-улы Ш. Родословная тюрков, казахов, киргизов. Династии ханов. Алма-Ата: Дастан, 1990. - 41 с.

  9. Масанов Н.Э. История Казахстана: народы и культуры: учебное пособие. Алматы: Дайк-Пресс, 2001. - 59 с.

  10. Масанов Н.Э. Чокан Валиханов об этногенезе казахского народа // Чокан Валиханов и современность / Сб. материалов Всесоюзной научной конференции, посвященной 150-летию со дня рождения Ч.Ч. Валиханова. - Алма-Ата: Наука, 1988. - 199 с.

  11. Уильямс Дж. 50 фактов, которые должны изменить мир. М.: Фаир-Пресс,

2006. - С. 223-224.

  1. История Казахстана с древнейших времен до наших дней. В 5 томах. – Алматы, Атамұра, 2000. Т. 5. - 462 с.

  2. Мукашев З.А. Вехи на путях познания. Астана: Елорда, 2009. - 21 с.

  3. Тойнби А. Исследование истории: Цивилизации во времени и прстранстве. М.: АСТ, 2009. - 830 с.

  4. Ауэзов М. Мысли разных лет. Алма-Ата: 1961. - 32 с.

  5. Кудайбердиев Ш. Три истины. - Алматы «Қазақстан» и «Ғақлия» научно- литературный центр, 1991.

  6. Есим Гарифолла. Мудрость Шакарима. - Алматы «Атамұра», 2008

  7. ru.wikipedia.org/wiki/Аль-Фараби

  8. ru.wikipedia.org/wiki/Ахмед_Ясави.

  9. ru.wikipedia.org/wiki/Абай_Кунанбаев

  10. ru.wikipedia.org/wiki/Кудайбердиев

  11. ru.wikipedia.org/wiki/Ибрай_Алтынсарин.

  12. ru.wikipedia.org/wiki/Джамбул Джабаев.

  13. kgvkokshetau.kz/news/358/

  14. newskaz.ru/politics/20130529/514399...

  15. www.kazakh.ru/news/articles/?a=312

  16. ru.wikipedia.org/wiki/Иссыкский_золотой_человек

Культурное наследие. Воспитание патриотизма.
  • Классному руководителю
Описание:

Пояснительная записка.

Политика современного Казахстана направлена на установление  межконфессионального мира и согласия,  на создание  новой системы духовно-нравственных ценностей в современном обществе.  Это  особенно  актуально в условиях полиэтнического, поликультурного  казахстанского общества. Укрепление национально - культурной государственности Казахстана, воспитание  казахстанского патриотизма требуют приобщения детей к многовековым духовным ценностям и созидательному опыту и традициям.

История развития учений оказала существенное влияние на становление и духовное развитие  культуры Казахстана.

 

Выдающиеся мыслители и просветители казахского народа - Аль-Фараби, Ходжа Ахмет Ясави, Бекет-Ата, Абай Кунанбаев, Шакарим Кудайбердиев, Ыбырай Алтынсарин, Джамбул Джабаев - раскрыли  гуманистическую и духовно – нравственную суть религии в понимании сущности внутреннего мира человека, в гармоничном его развитии с окружающей природной и общественной средой.

Автор Грачёва Ирина Валентиновна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Классному руководителю
Подраздел
Просмотров 1209
Номер материала 34655
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓