Инфоурок Классному руководителю Другие методич. материалыКультурное наследие. Воспитание патриотизма.

Культурное наследие. Воспитание патриотизма.

Скачать материал

ГУ «Средняя школа № 23  им М. Козыбаева отдела образования акимата города Костаная»

 

 

 

 

 

 

 

 

Занятие по выбору

 «Культурное наследие»

4 класс.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составитель: Грачёва Ирина Валентиновна,

учитель начальных классов,

специалист высшего уровня

квалификации высшей категории

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка.

Политика современного Казахстана направлена на установление  межконфессионального мира и согласия,  на создание  новой системы духовно-нравственных ценностей в современном обществе.  Это  особенно  актуально в условиях полиэтнического, поликультурного  казахстанского общества. Укрепление национально - культурной государственности Казахстана, воспитание  казахстанского патриотизма требуют приобщения детей к многовековым духовным ценностям и созидательному опыту и традициям.

История развития учений оказала существенное влияние на становление и духовное развитие  культуры Казахстана.

Выдающиеся мыслители и просветители казахского народа - Аль-Фараби, Ходжа Ахмет Ясави, Бекет-Ата, Абай Кунанбаев, Шакарим Кудайбердиев, Ыбырай Алтынсарин, Джамбул Джабаев - раскрыли  гуманистическую и духовно – нравственную суть религии в понимании сущности внутреннего мира человека, в гармоничном его развитии с окружающей природной и общественной средой.

Цель:

 содействовать формированию у учащихся  основ  гуманистического мировоззрения, нравственно-духовных ценностей, собственной системы убеждений.

Задачи:  

·         Ознакомление учащихся с историей развития культуры Казахстана, ролью в современном обществе;

·         Систематизация, распространение и популяризация богатого культурного наследия казахского народа;

·         Разъяснение основных гуманистических положений и основ вероучения мировых и традиционных религий;

·         Развитие активной гражданской позиции учащихся;

·         Создание  условий для формирования у учащихся познавательного интереса к природно-культурному и культурному наследию Казахстана;

·         Освещение роли Главы государства Н.Назарбаева в установлении межконфессионального мира и согласия в Республике Казахстан и международном сообществе.

В программе предусмотрена преемственность в изучении материала, межпредметная связь с  историей, литературой, искусством. Усиление воспитательного потенциала основ курса «Культурное наследие» может быть достигнуто  применением интегрированных уроков и различных форм организации деятельности школьников: дискуссия – урок, «Диалог культур», урок – размышление, научно – практические конференции, школьные спектакли, защита мини – проектов, уроки «ЗОЖ в мире религии», урок-исследование.

Богатое духовное наследие казахского народа, включая новейшие достижения в этой области, должно так же полноценно быть явленным на казахском языке. Это предполагает систематизацию, широкое распространение и популяризацию богатого культурного наследия казахского народа. Подобная грандиозная задача впервые поставлена не только перед обществоведами республики, но и перед всей страной в целом, потому что обращается к проблеме её духовного состояния, сохранения культурной самобытности, национальной и культурной идентичности, независимости республики, формирование нового общественного сознания. Учащиеся знакомятся с выдающимися историческими деятелями, культурно-историческими памятниками. Как региональный образовательный компонент большое место занимает изучение Родного края в широком аспекте его природных особенностей, экономического потенциала и культурно-исторического наследия.

                          

 

 

 

Требования к уровню подготовки учащихся:

Учащийся должен уметь:

- формулировать вопросы по отношению к миру, себе, своей деятельности;

- объяснять своё отношение к событиям и личностям, оставившим заметный след в истории края;

- приводить примеры положительного и отрицательного взаимодействия человека с природой;

- формулировать и  записывать своё отношение к событиям, людям;

- работать в группе, слушать собеседника.

- кратко рассказывать о важнейших событиях истории  Казахстана.

Учащийся должен знать:

- основные этапы и ключевые события истории родного края с древнейших времён до наших дней;

- культурно-исторические традиции разных народов нашей страны.

- важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся у народа, населяющего территорию;

- причины создания охраняемых  исторических памятников  Казахстана;

- виды исторических источников для изучения прошлого и настоящего своей малой Родины;

- правила поведения в природной среде.

Уметь характеризовать:

- значение окружающей среды для жизни человека;

- основные меры охраны  природы Казахстана.

Приводить примеры:

- исторических памятников, заповедников и национальных парков, созданных в Казахстане;

- основных достопримечательностей своего города;

Уметь применять знания на практике:

-проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;

-определять на основе учебного материала причины и следствия исторических событий;

-использовать приобретённые знания при написании творческих работ (рефератов, сочинений, олимпиадных работ);

-соблюдать правила  здорового образа жизни, поведения в природной среде;

-участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам.

Философское наследие казахского народа с древнейших времен до сегодняшних дней будет способствовать росту национального самосознания, формированию казахстанского патриотизма, углублению и обогащению словарного запаса казахского языка, расширению его социально-культурных функций.

 

 

 

 

 

Содержание:

 

1.    Казахстан – территория межконфессионального согласия. 1 час.

     Политика Президента Республики Казахстан  Н. Назарбаева в области установления мира и межконфессионального согласия в Республике Казахстан и международном сообществе. 1 ч.

2. Исторические памятники  культуры в Казахстане. 5 часов

  • Памятники  культуры и символы Казахстана. "Золото́й челове́к" (каз. Алтын Адам) Аль-Фараби, Ходжа Ахмед Ясави, Объекты культурного наследия как отражение исторического развития  РК. 1 час.
  • Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави в городе Туркестан, Казахстан. Легенды Ходжи Ахмеда Ясави. Разнообразие памятников культурного наследия: здания, инженерные сооружения. 1 час.
  • "Золотой человек" на крылатом барсе - национальный символ Казахстана, часть культурного наследия Казахстана. Уникальные археологические раскопки. 1 час.
  •  Мавзолей  Аль-Фараби. Воспитание уважения к назиданиям предков. 1 час.
  • Улицы  нашего города: проспект Абая, Аль-Фараби, Ыбырая Алтынсарина.

Ознакомление с названиями проспектов и улиц Костаная, умение находить на карте города. 1 час.

3 . Творчество просветителей  казахского народа. 8 часов

·   Творчество Абая Кунанбаева. Знакомство со сказками, стихами. Преемственность прошлого и настоящего.1 час.

·   Произведения Шакарима Кудайбердиева. Великие истины. Учить анализировать произведения, понимать  взгляды мыслителя на духовное познание мира. 1 час

·  Деятельность Ыбырая Алтынсарина. Знакомство с произведениями учителя, наставника даст возможность понять учащимся, что каждый может и должен быть самим собой. 1 час.

·  Экскурсия в музей Ыбырая Алтынсарина.1 час.

·  Джамбул Джабаев. Учитель, наставник, акын. Знакомство с наследием Джамбула  окажет положительное влияние на дальнейшую жизнь учащихся. 1 час.

·  Экскурсия в музей М. Козыбаева в сш. № 23 им.М.Козыбаева. Знакомство с биографией и творчеством учёного. 1 час.

·  Взгляд Абая  на проблему мудрости. Стихи, назидания. Учить понимать смысл слов мудрости, вложенных в стихи, сказки, назидания Абая. 1 час.

·  Шакарим Кудайбердиев. Качества, формирующие личность. Притчи,стихи, бата.1 час.

4. Обычаи и традиции, обряды  народов Казахстана. 10 часов

·  Обычаи и традиции народов Казахстана. Каждое новое поколение стремится поддерживать лучшие традиции, что дает возможность помнить о своих корнях, истоках, чтить память своих предков. 1 час.

·  Влияние культа Тенгри  на обычаи и традиции казахов. 1 час.

·  Традиции. Наречение ребенка. Колыбель. Резание пут. Посвящение в наездники. Понять сакральный смысл этих вековых традиций и жить в гармонии с ними важно для наших современников.1 час.

·  Народные обычаи. Сүйінші. Сәлемде. Базарлық. Араша. Құтты болсын айту. Шашу.

Составной частью культуры каждого народа является сохранение своих обычаев, традиций и обрядов, передаваемых из поколения в поколение.1 час.

·         Обычай. Тоқым қағу. Исполнение на домбре, пение песен, дети играют в разные народные игры. Уважительное отношение к старшим. 1 час.

·  Тоқымқағар. Обряд для уезжающих в дальнюю дорогу. Участвуя в ролевых играх , ученики показывают обряд, понимая  его смысл. 1 час.

·  Обычай гостеприимства "Конаккаде." Импровизация на музыкальных инструментах, пение,  умение слагать стихи поможет учащимся выразить себя и понять других.1 час.

·  Обычаи  гостеприимства. "Ат мингизин шапан жабу", "Белкотерер", "Жылу", "Конакасы". Пройдя через испытания временем, обычаи служат основой формирования национального самосознания.1 час.

·  Наурыз. Традиция празднования. Все люди, независимо от пола, возраста и социальной принадлежности, освобождаются от повседневных обязанностей и принимают активное участие в весельях и играх. 1 час.

·  Я буду успешным во всем. Биоритмы человека. Традиции играют важную роль в воспитании казахстанцев. Пройдя через испытания временем, они служат основой формирования национального самосознания.1 час.

5. Моя малая Родина. Я, Гражданин РК. 4 часа.

  • Посещение историко – краеведческого музея г. Костаная. Музей - это научно- исследовательский и культурный центр региона, являющийся связующим звеном между прошлым и настоящим края. Ознакомление детей  с основными этапами зарождения и развития жизни, природных богатствах области, ее особенностях.1 ч.
  • Посещение    спектакля «Наследие». Важную роль в воспитании детей играет посещение тематических спектаклей. 2 часа.
  • Ролевая игра: «Я, Гражданин РК». В увлекательной
    игровой форме дать учащимся новые сведения о законах и символах нашего
    государства.1 час.   

6. Эпос и сказки Казахстана. 4 часа.    

·      Добро и зло в сказке. Постановка сказки «2 ягненка». Познакомить детей со        сценарием постановкой сказки. Учить детей
выражать свое мнение по поводу сказки на новый лад. 1 час.

·      Джамбул Джабаев. «Сказка о лентяе». Целью и задачей сказкотерапии является снижении агрессивности у детей. 1 час.

·      Эпос. Путешествие по сказочной стране Жидели Байсын.

·      Джамбул Джабаев. Эпос «Суранши-батыр». Ориентирован  на личную судьбу                                    героя, часто проходящего серию испытаний, жизненного пути. 1 час.

7. Занятия  психологического здоровья. 2 часа

  • Конфликт и здоровье. Дружба. Рассмотреть  основные  причины  конфликтов,  возникающих  в  семьях  и  определить,  кто  чаще  всего  является  источником  конфликтов  в  семье. Выявить  семейные  ценности,  традиции  в  семьях. 1 час.
  • Час развития  «Что в имени моём»? Углубление и расширение
    кругозора учащихся, развитие у учащихся умения понимать
    и ценить мир. 1 час.

 

 

 

Календарно – тематическое планирование. 34 часа.

 

 

Сроки  по неделям.

Программный материал

Часы

 

Казахстан – территория межконфессионального согласия. 1час.

 

1 неделя

Политика Президента Республики Казахстан  Н. Назарбаева в области установления мира и межконфессионального согласия в Республике Казахстан и международном сообществе.

1

 

История и культура Казахстана. 5 часов.

 

2 неделя

Памятники  культуры и символы Казахстана. "Золото́й челове́к"  (каз. Алтын Адам) Аль-Фараби, Ходжа Ахмед Ясави,

1

3 неделя

Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави в городе Туркестан, Казахстан. Легенды Ходжи Ахмеда Ясави.

1

4 неделя

"Золотой человек" на крылатом барсе  -  национальный символ Казахстана, часть культурного наследия Казахстана.

1

5 неделя

Культурное наследие. Мавзолей  Аль-Фараби.

1

6 неделя

Улицы  нашего города: Аль-Фараби, проспект Абая, Ыбырая Алтынсарина.

1

 

 Творчество просветителей  казахского народа. 8 часов

 

7 неделя

Творчество Абая Кунанбаева.

1

8 неделя

Произведения Шакарима Кудайбердиева. Великие истины.

1

9 неделя

Деятельность Ыбырая Алтынсарина.

1

10 неделя

Экскурсия в музей Ыбырая Алтынсарина.

1

11 неделя

Джамбул Джабаев. Учитель, наставник, акын.

1

12 неделя

Экскурсия в музей М.Козыбаева в сш.№ 23 им.М.Козыбаева.

1

13 неделя

Взгляд Абая  на проблему мудрости. Стихи, назидания.

1

14 неделя

Шакарим Кудайбердиев.  Качества, формирующие личность.Стихи, слова назидания.

1

 

Обычаи и традиции, обряды  народов Казахстана10 часов.

 

15 неделя

Обычаи и традиции народов Казахстана.

1

16 неделя

Влияние культа Тенгри  на обычаи и традиции казахов.

1

17 неделя

Традиции. Наречение ребенка. Колыбель. Резание пут. Посвящение в наездники.

1

18 неделя

Народные обычаи. Сүйінші. Сәлемде. Базарлық. Араша. Құтты болсын айту. Шашу.

1

19 неделя

Обычай. Тоқым қағу. Исполнение на домбре, пение песен, игра в разные игры.

1

20 неделя

Тоқымқағар. Обряд для уезжающих в дальнюю дорогу.

1

21 неделя

Обычай гостеприимства "Конаккаде." Импровизации.

1

22 неделя

Обычаи  гостеприимства. "Ат мингизин шапан жабу", "Белкотерер", "Жылу", "Конакасы".

1

23 неделя

Наурыз. Традиция празднования.

1

24 неделя

Я буду успешным во всем. Биоритмы человека.

1

 

Моя малая Родина. Я, Гражданин РК. 4 часа.

 

25 неделя

Посещение историко – краеведческого музея г. Костаная.

1

26 неделя

Посещение    спектакля «Наследие».

1

27 неделя

Посещение  тематического  спектакля по плану.

1

28 неделя

Ролевая игра: «Я, Гражданин РК».                                                 

1

 

Эпос и сказки Казахстана. 4 часа.

 

29 неделя

Добро и зло в сказке. Постановка сказки «2 ягненка».

1

30 неделя

Джамбул Джабаев. «Сказка о лентяе».

1

31 неделя

Эпос. Путешествие по сказочной стране Жидели Байсын.

1

32 неделя

Эпос «Суранши-батыр».  Джамбул Джабаев.

1

 

Занятие  психологического здоровья. 2 часа.

 

33 неделя

Занятие  психологического здоровья. Конфликт и здоровье. Дружба.

1

34 неделя

Час развития  «Что в имени моём»?

1

Итого:

 

34 часа

 

Ожидаемый  результат:

Реализация курса «Культурное наследие»  будет способствовать повышению духовно-образовательного и интеллектуально-культурного уровня учащихся, воспитанию подрастающего поколения в духе общемировых ценностей, казахстанского патриотизма. Сохранение наследия и его передача из поколения в поколение особенно важны в условиях глобализации и обострения все более многочисленных глобальных проблем человечества.
В результате изучения ученики должны быть способны:

  • На выражение своего мнения, свободу совести, развитие своей общественной активности;
  • Уметь анализировать варианты практического взаимовоздействия историко-культурного наследия  и социума;
  • Строить собственные аргументированные концепции развития историко-культурного наследия, используя передовые достижения культурологии;
  • Сохранять культурную идентичность народов, необходимым условием устойчивого развития общества и отдельных его ячеек.


     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы:

 

1.             Послание Президента Республики Казахстан Н. А. Назарбаева народу Казахстана.   27.01.2012 г.

2.             Выступление Президента Республики Казахстан Нурсултана Абишевича Назарбаева на ІІ Съезде лидеров мировых и традиционных религий. В кн.: «ІІ съезд лидеров мировых и традиционных религий».-Алматы «Өнер»,2006.-136 с.

3.             Глобальный диалог во имя мира. Выступление Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева на III Съезде лидеров мировых и традиционных религий. Газета «Казахстанская правда». 02.07.2009

4.             Конституция Республики Казахстан. - Астана, 2009.

5.             О свободе вероисповедания и религиозных объединениях. Закон РК. - Алматы «Қазақстан», 2005.

6.             Конвенцию об охране нематериального культурного наследия. 21 дек 2011 http://tengrinews.kz/picture_art/kazahstan-ratifitsirov...=

7.             Назарбаев Н.А. В потоке истории. - Алматы: Атамұра, 2003. - 7 с.

8.             Кудайберды-улы Ш. Родословная тюрков, казахов, киргизов. Династии ханов.                Алма-Ата: Дастан, 1990. - 41 с.

9.             Масанов Н.Э. История Казахстана: народы и культуры: учебное пособие. Алматы: Дайк-Пресс, 2001. - 59 с.

10.         Масанов Н.Э. Чокан Валиханов об этногенезе казахского народа // Чокан Валиханов и современность / Сб. материалов Всесоюзной научной конференции, посвященной 150-летию со дня рождения Ч.Ч. Валиханова. - Алма-Ата: Наука, 1988. - 199 с.

11.         Уильямс Дж. 50 фактов, которые должны изменить мир. М.: Фаир-Пресс,

          2006. - С. 223-224.

12.         История Казахстана с древнейших времен до наших дней. В 5 томах. – Алматы, Атамұра, 2000. Т. 5. - 462 с.

13.         Мукашев З.А. Вехи на путях познания. Астана: Елорда, 2009. - 21 с.

14.         Тойнби А. Исследование истории: Цивилизации во времени и прстранстве. М.: АСТ, 2009. - 830 с.

15.         Ауэзов М. Мысли разных лет. Алма-Ата: 1961. - 32 с.

16.         Кудайбердиев Ш. Три истины. - Алматы «Қазақстан» и «Ғақлия» научно-  литературный центр,  1991.

17.         Есим Гарифолла. Мудрость Шакарима. - Алматы «Атамұра», 2008

18.              ru.wikipedia.org/wiki/Аль-Фараби

19.         ru.wikipedia.org/wiki/Ахмед_Ясави.

20.         ru.wikipedia.org/wiki/Абай_Кунанбаев

21.         ru.wikipedia.org/wiki/Кудайбердиев

22.         ru.wikipedia.org/wiki/Ибрай_Алтынсарин.

23.         ru.wikipedia.org/wiki/Джамбул Джабаев.

24.         kgvkokshetau.kz/news/358/

25.         newskaz.ru/politics/20130529/514399...

26.         www.kazakh.ru/news/articles/?a=312

27.         ru.wikipedia.org/wiki/Иссыкский_золотой_человек

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Культурное наследие. Воспитание патриотизма."

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Менеджер образования

Получите профессию

Экскурсовод (гид)

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Пояснительная записка.

Политика современного Казахстана направлена на установление  межконфессионального мира и согласия,  на создание  новой системы духовно-нравственных ценностей в современном обществе.  Это  особенно  актуально в условиях полиэтнического, поликультурного  казахстанского общества. Укрепление национально - культурной государственности Казахстана, воспитание  казахстанского патриотизма требуют приобщения детей к многовековым духовным ценностям и созидательному опыту и традициям.

История развития учений оказала существенное влияние на становление и духовное развитие  культуры Казахстана.

 

Выдающиеся мыслители и просветители казахского народа - Аль-Фараби, Ходжа Ахмет Ясави, Бекет-Ата, Абай Кунанбаев, Шакарим Кудайбердиев, Ыбырай Алтынсарин, Джамбул Джабаев - раскрыли  гуманистическую и духовно – нравственную суть религии в понимании сущности внутреннего мира человека, в гармоничном его развитии с окружающей природной и общественной средой.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 651 909 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 05.01.2015 1341
    • DOCX 119.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Грачёва Ирина Валентиновна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Грачёва Ирина Валентиновна
    Грачёва Ирина Валентиновна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 1
    • Всего просмотров: 63279
    • Всего материалов: 22

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Бухгалтер

Бухгалтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 20 человек из 14 регионов

Курс повышения квалификации

Работа классного руководителя по организации взаимодействия семьи и школы

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 409 человек из 63 регионов
  • Этот курс уже прошли 3 527 человек

Курс повышения квалификации

Уверенность, уверенное поведение, воспитание волевых привычек, развитие учебной мотивации у детей и подростков

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 81 человек из 31 региона
  • Этот курс уже прошли 247 человек

Курс повышения квалификации

Современные технологии профилактики зависимого поведения среди подростков и молодежи

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 34 человека из 21 региона
  • Этот курс уже прошли 111 человек

Мини-курс

Методические навыки и эффективность обучения школьников на уроках литературы

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Эмоциональная связь между родителями и детьми

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 44 человека из 27 регионов
  • Этот курс уже прошли 17 человек

Мини-курс

Стратегии и инструменты для эффективного привлечения и удержания клиентов

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе