Главная / Русский язык и литература / Культура речи и языковая норма

Культура речи и языковая норма

Выполнила: Еремеева И.А., учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ № 5» К...
* Цель урока: Повторить общие сведения о языке , языковых нормах. Закрепить у...
* Неотъемлемой частью общей культуры человека является культура речи ,т.е. ум...
* Нормы произно- шения Нормы слово- употреб- ления Постановка знаков препинания
* Лексико- орфоэпическая разминка 1).Определите лексическое значение паронимо...
* 3.Решите орфоэпические задачи: 1. В каком слове ударение на 2 слоге ? а/ св...
* Грамматические нормы языка Морфологические нормы – это нормы словоизменения...
* Типы морфологических ошибок Ошибочное словообразование	Трудолюбимый Ошибочн...
* ТРЕНИНГ Запишите существительные в именительном падеже множественного числа...
* ПРОВЕРЬ СЕБЯ Найдите грамматическую ошибку в образовании формы слова , запи...
* Правильный ответ : Контейнеры на погрузке ,пять килограммов , много народу,...
* Синтаксические ошибки Нарушение согласования сказуемого с подлежащим	Четвер...
* ТРЕНИНГ Определите , в каких предложениях НЕТ синтаксических ошибок, объясн...
* Синтаксические ошибки Ошибки в предложениях с причастным оборотом	Дорожка п...
* Проверочная работа Форма работы – парная. Для работы предлагаются карточки ...
1 из 15

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 Выполнила: Еремеева И.А., учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ № 5» Куль
Описание слайда:

Выполнила: Еремеева И.А., учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ № 5» Культура речи и языковая норма

№ слайда 2 * Цель урока: Повторить общие сведения о языке , языковых нормах. Закрепить умен
Описание слайда:

* Цель урока: Повторить общие сведения о языке , языковых нормах. Закрепить умение различать грамматические ошибки, навыки владения орфоэпическими и лексическими нормами. Формировать навыки использования нормированной речи . Выполнить задания ЕГЭ ,связанные с грамматическими / А4-А6 , А28 /, орфоэпическими и лексическими нормами /А 1-А3 /

№ слайда 3 * Неотъемлемой частью общей культуры человека является культура речи ,т.е. умени
Описание слайда:

* Неотъемлемой частью общей культуры человека является культура речи ,т.е. умение пишущего или говорящего излагать свои мысли в соответствии с содержанием, правильно и выразительно. Понятие «языковая норма»-одно из ключевых понятий в учении о правильности речи. Норма литературного языка –это социально одобряемое правило, т.е. общепринятое употребление слов , словосочетаний , форм слова, синтаксических конструкций, закрепленное в словарях и справочниках.

№ слайда 4 * Нормы произно- шения Нормы слово- употреб- ления Постановка знаков препинания
Описание слайда:

* Нормы произно- шения Нормы слово- употреб- ления Постановка знаков препинания

№ слайда 5 * Лексико- орфоэпическая разминка 1).Определите лексическое значение паронимов:
Описание слайда:

* Лексико- орфоэпическая разминка 1).Определите лексическое значение паронимов: сытый- сытный, болотный- болотистый, оживают – оживляют , абонент-абонемент, будний- будничный, поступок- проступок. 2).В каком предложении вместо слова ВОДНЫЙ нужно употребить слово ВОДЯНОЙ? 1. Мелиорация болот нарушила водный баланс. 2.В заросшем пруду много водных жуков. 3.Водные каналы стали очень популярными , особенно среди молодежи. 4.В дождь растения запасаются влагой и долго могут обходиться своими водными запасами.

№ слайда 6 * 3.Решите орфоэпические задачи: 1. В каком слове ударение на 2 слоге ? а/ свекл
Описание слайда:

* 3.Решите орфоэпические задачи: 1. В каком слове ударение на 2 слоге ? а/ свекла б/ жалюзи в/ оптовый г/ мельком 2. В каком слове ударение на 1 слоге? а/ иначе б/ эксперт в/ дремота г/ знамение 3. В каком слове ударение на 3 слоге? а/ инструмент б/ зевота в/ вчистую г/ принятый 4. В каком слове звуков больше ,чем букв? а/ юг б/ объяснил в/ люк г/ съемка 5. В каком слове произносится звук Й ? а/ няня б/ деревня в/ въезд г/ колеса

№ слайда 7 * Грамматические нормы языка Морфологические нормы – это нормы словоизменения пр
Описание слайда:

* Грамматические нормы языка Морфологические нормы – это нормы словоизменения при склонении именных частей речи ,при спряжении глаголов, нормы словообразования и определения родовой принадлежности. Синтаксические нормы- это правила использования синтаксических конструкций, незнание которых приводит к неправильному построению словосочетаний или предложений

№ слайда 8 * Типы морфологических ошибок Ошибочное словообразование	Трудолюбимый Ошибочное
Описание слайда:

* Типы морфологических ошибок Ошибочное словообразование Трудолюбимый Ошибочное образование формы: существительного опытные бухгалтера прилагательного Более красивее. слаже числительного С пятистами рублями местоимения Ихнюю вещь глагола Махают руками

№ слайда 9 * ТРЕНИНГ Запишите существительные в именительном падеже множественного числа: А
Описание слайда:

* ТРЕНИНГ Запишите существительные в именительном падеже множественного числа: Адрес ,директор ,доктор , мастер ,профессор ,шелк. Договор, инженер ,офицер ,тренер ,шофер , месяц, торт, госпиталь. Перепишите ,раскрывая скобки: пара (валенки, ботинки ,сапоги ,чулки, носки); много (дела ,места, яблоки ,мандарины); килограмм (апельсины, мандарины ,помидоры , томаты ); группа ( инженеры ,тренеры , шоферы ). Просклоняйте числительные 749 , полтора , обе. Образуйте все возможные формы степеней сравнения от следующих прилагательных: красивый ,горький , сладкий , глубокий , маленький. Образуйте форму повелительного наклонения глаголов : ехать , разжечь, лечь , стереть.

№ слайда 10 * ПРОВЕРЬ СЕБЯ Найдите грамматическую ошибку в образовании формы слова , запишит
Описание слайда:

* ПРОВЕРЬ СЕБЯ Найдите грамматическую ошибку в образовании формы слова , запишите это слово правильно: Директора школ , контейнера на погрузке, пять килограмм , в снегу , тысячи башкир , много народа , множество грузинов ,все шофера , две пары носков ,моя туфля, несколько мандарин , много яблок, 5 килобайтов, вкусный кофе, партия кадет, красивше всех, заведываю складом , откладываю на потом, в шестьюстах метрах, в полторах часах езды, стакан соку, много снега.

№ слайда 11 * Правильный ответ : Контейнеры на погрузке ,пять килограммов , много народу, мн
Описание слайда:

* Правильный ответ : Контейнеры на погрузке ,пять килограммов , много народу, множество грузин ,все шоферы, несколько мандаринов , 5 килобайт, партия кадетов, красивее всех, заведую складом, в шестистах метрах ,в полутора часах езды.

№ слайда 12 * Синтаксические ошибки Нарушение согласования сказуемого с подлежащим	Четверо у
Описание слайда:

* Синтаксические ошибки Нарушение согласования сказуемого с подлежащим Четверо учащихся участвовало в игре. Нарушение управления Согласно приказа Нарушение согласования Видна пара окон , занавешенные шторой. Нарушение способа выражения сказуемого в отдельных конструкциях Все были счастливы и веселые. Ошибки в использовании видо-временных форм глаголов Я живу в Лермонтове и была счастлива.

№ слайда 13 * ТРЕНИНГ Определите , в каких предложениях НЕТ синтаксических ошибок, объясните
Описание слайда:

* ТРЕНИНГ Определите , в каких предложениях НЕТ синтаксических ошибок, объясните свой выбор: 1. Несколько мальчиков удивленно переглянулось. 2. Ракета -носитель доставлена на орбиту. 3. Поезд отправился согласно расписания. 4. Она была молода и красива. 5. Я ехал с группой детей, занимающимися спортом. 6. Когда смотришь вокруг ,складывалось впечатление ,что ты здесь уже был.

№ слайда 14 * Синтаксические ошибки Ошибки в предложениях с причастным оборотом	Дорожка покр
Описание слайда:

* Синтаксические ошибки Ошибки в предложениях с причастным оборотом Дорожка покрыта тающим снегом под ногами Ошибки в предложениях с деепричастн.оборотом Начав заниматься ,у вас было мало времени . Ошибки в построении СПП Книга учит меня думать, которую я прочитал в детстве Смешение прямой и косвенной речи Петя сказал ,что я не согласен с твоим мнением. Нарушение границ предложения. Была уже ночь .Когда я вернулся домой.

№ слайда 15 * Проверочная работа Форма работы – парная. Для работы предлагаются карточки с з
Описание слайда:

* Проверочная работа Форма работы – парная. Для работы предлагаются карточки с заданиями по изученной теме. Во время выполнения работы разрешено использовать справочные материалы . Время выполнения работы – 10 мин- 15 мин.

Культура речи и языковая норма
  • Русский язык и литература
Описание:

Цель:

Повторить  общие сведения о языке , языковых нормах. Закрепить умение различать  грамматические ошибки, навыки владения орфоэпическими  и лексическими  нормами.Формировать навыки использования нормированной речи .Выполнить  задания ЕГЭ ,связанные  с грамматическими / А4-А6 , А28 /, орфоэпическими  и лексическими нормами /А 1-А3  /

Цель:

Повторить  общие сведения о языке , языковых нормах. Закрепить умение различать  грамматические ошибки, навыки владения орфоэпическими  и лексическими  нормами.Формировать навыки использования нормированной речи .Выполнить  задания ЕГЭ ,связанные  с грамматическими / А4-А6 , А28 /, орфоэпическими  и лексическими нормами /А 1-А3  /

Цель:

Повторить  общие сведения о языке , языковых нормах. Закрепить умение различать  грамматические ошибки, навыки владения орфоэпическими  и лексическими  нормами.Формировать навыки использования нормированной речи .Выполнить  задания ЕГЭ ,связанные  с грамматическими / А4-А6 , А28 /, орфоэпическими  и лексическими нормами /А 1-А3  /

Цель:

Повторить  общие сведения о языке , языковых нормах. Закрепить умение различать  грамматические ошибки, навыки владения орфоэпическими  и лексическими  нормами.Формировать навыки использования нормированной речи .Выполнить  задания ЕГЭ ,связанные  с грамматическими / А4-А6 , А28 /, орфоэпическими  и лексическими нормами /А 1-А3  /

Цель:

Повторить  общие сведения о языке , языковых нормах. Закрепить умение различать  грамматические ошибки, навыки владения орфоэпическими  и лексическими  нормами.Формировать навыки использования нормированной речи .Выполнить  задания ЕГЭ ,связанные  с грамматическими / А4-А6 , А28 /, орфоэпическими  и лексическими нормами /А 1-А3  /

 

Автор Еремеева Ирина Александровна
Дата добавления 16.02.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Презентации
Просмотров 343
Номер материала 56428
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓