Инфоурок Литература ПрезентацииКультура речи и языковая норма

Культура речи и языковая норма

Скачать материал
Скачать материал "Культура речи и языковая норма"

Получите профессию

HR-менеджер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Директор по маркетингу

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Выполнила: Еремеева И.А., учитель русского языка и литературыМОУ «СОШ № 5»К...

    1 слайд

    Выполнила: Еремеева И.А.,
    учитель русского языка и литературы
    МОУ «СОШ № 5»
    Культура речи
    и
    языковая норма

  • 2Цель урока:Повторить  общие сведения о языке , языковых нормах. Закрепить...

    2 слайд

    2
    Цель урока:

    Повторить общие сведения о языке , языковых нормах.
    Закрепить умение различать грамматические ошибки, навыки владения орфоэпическими и лексическими нормами.
    Формировать навыки использования нормированной речи .
    Выполнить задания ЕГЭ ,связанные с грамматическими / А4-А6 , А28 /, орфоэпическими и лексическими нормами /А 1-А3 /

  • 3Неотъемлемой частью общей культуры человека является культура речи ,т.е. уме...

    3 слайд

    3
    Неотъемлемой частью общей культуры человека является культура речи ,т.е. умение пишущего или говорящего излагать свои мысли в соответствии с содержанием, правильно и выразительно.
    Понятие «языковая норма»-одно из ключевых понятий в учении о правильности речи.
    Норма литературного языка –это социально одобряемое правило, т.е. общепринятое употребление слов , словосочетаний , форм слова, синтаксических конструкций, закрепленное в словарях и справочниках.

  • 4Нормы
произно-
шенияНормы 
слово-
употреб-
ленияПостановка 
знаков 
препинания

    4 слайд

    4

    Нормы
    произно-
    шения
    Нормы
    слово-
    употреб-
    ления
    Постановка
    знаков
    препинания

  • 5Лексико- орфоэпическая  разминка1).Определите лексическое значение паронимов...

    5 слайд

    5
    Лексико- орфоэпическая разминка
    1).Определите лексическое значение паронимов:
    сытый- сытный, болотный- болотистый,
    оживают – оживляют , абонент-абонемент,
    будний- будничный, поступок- проступок.

    2).В каком предложении вместо слова ВОДНЫЙ нужно употребить слово ВОДЯНОЙ?
    1. Мелиорация болот нарушила водный баланс.
    2.В заросшем пруду много водных жуков.
    3.Водные каналы стали очень популярными ,
    особенно среди молодежи.
    4.В дождь растения запасаются влагой и долго могут обходиться своими водными запасами.

  • 63.Решите орфоэпические задачи:1. В каком слове ударение на  2  слоге ?...

    6 слайд

    6
    3.Решите орфоэпические задачи:
    1. В каком слове ударение на 2 слоге ?
    а/ свекла б/ жалюзи в/ оптовый
    г/ мельком
    2. В каком слове ударение на 1 слоге?
    а/ иначе б/ эксперт в/ дремота
    г/ знамение
    3. В каком слове ударение на 3 слоге?
    а/ инструмент б/ зевота
    в/ вчистую г/ принятый
    4. В каком слове звуков больше ,чем букв?
    а/ юг б/ объяснил в/ люк г/ съемка
    5. В каком слове произносится звук Й ?
    а/ няня б/ деревня в/ въезд г/ колеса

  • 7Грамматические нормы языкаМорфологические нормы – это нормы словоизменения п...

    7 слайд

    7
    Грамматические нормы языка
    Морфологические нормы – это нормы словоизменения при склонении именных частей речи ,при спряжении глаголов, нормы словообразования и определения родовой принадлежности.
    Синтаксические нормы- это правила использования синтаксических конструкций, незнание которых приводит к неправильному построению словосочетаний или предложений

  • 8Типы морфологических ошибок

    8 слайд

    8
    Типы морфологических ошибок

  • 9ТРЕНИНГЗапишите существительные в именительном падеже множественного числа:...

    9 слайд

    9
    ТРЕНИНГ
    Запишите существительные в именительном падеже множественного числа:
    Адрес ,директор ,доктор , мастер ,профессор ,шелк.
    Договор, инженер ,офицер ,тренер ,шофер , месяц, торт, госпиталь.
    Перепишите ,раскрывая скобки:
    пара (валенки, ботинки ,сапоги ,чулки, носки);
    много (дела ,места, яблоки ,мандарины);
    килограмм (апельсины, мандарины ,помидоры , томаты );
    группа ( инженеры ,тренеры , шоферы ).
    Просклоняйте числительные 749 , полтора , обе.
    Образуйте все возможные формы степеней сравнения от следующих прилагательных:
    красивый ,горький , сладкий , глубокий , маленький.

    Образуйте форму повелительного наклонения глаголов : ехать , разжечь, лечь , стереть.

  • 10ПРОВЕРЬ СЕБЯНайдите  грамматическую ошибку в образовании формы слова , зап...

    10 слайд

    10
    ПРОВЕРЬ СЕБЯ
    Найдите грамматическую ошибку в образовании формы слова , запишите это слово правильно:
    Директора школ , контейнера на погрузке, пять килограмм , в снегу , тысячи башкир , много народа , множество грузинов ,все шофера , две пары носков ,моя туфля, несколько мандарин , много яблок, 5 килобайтов, вкусный кофе, партия кадет, красивше всех, заведываю складом , откладываю на потом, в шестьюстах метрах, в полторах часах езды, стакан соку, много снега.

  • 11Правильный ответ : Контейнеры на погрузке ,пять килограммов , много народу,...

    11 слайд

    11
    Правильный ответ :
    Контейнеры на погрузке ,пять килограммов , много народу, множество грузин ,все шоферы, несколько мандаринов , 5 килобайт, партия кадетов, красивее всех, заведую складом, в шестистах метрах ,в полутора часах езды.

  • 12Синтаксические ошибки

    12 слайд

    12
    Синтаксические ошибки

  • 13ТРЕНИНГОпределите , в каких предложениях НЕТ синтаксических ошибок, объясн...

    13 слайд

    13
    ТРЕНИНГ
    Определите , в каких предложениях НЕТ синтаксических ошибок, объясните свой выбор:
    1. Несколько мальчиков удивленно переглянулось.
    2. Ракета -носитель доставлена на орбиту.
    3. Поезд отправился согласно расписания.
    4. Она была молода и красива.
    5. Я ехал с группой детей, занимающимися спортом.
    6. Когда смотришь вокруг ,складывалось впечатление ,что ты здесь уже был.

  • 14Синтаксические ошибки

    14 слайд

    14
    Синтаксические ошибки

  • 15Проверочная работа   Форма работы – парная.   Для работы предлагаются    к...

    15 слайд

    15
    Проверочная работа
    Форма работы – парная.
    Для работы предлагаются карточки с заданиями по изученной теме.
    Во время выполнения работы разрешено использовать справочные материалы .

    Время выполнения работы –
    10 мин- 15 мин.

Получите профессию

Няня

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Цель: Повторить общие сведения о языке , языковых нормах. Закрепить умение различать грамматические ошибки, навыки владения орфоэпическими и лексическими нормами.Формировать навыки использования нормированной речи .Выполнить задания ЕГЭ ,связанные с грамматическими / А4-А6 , А28 /, орфоэпическими и лексическими нормами /А 1-А3 / Цель: Повторить общие сведения о языке , языковых нормах. Закрепить умение различать грамматические ошибки, навыки владения орфоэпическими и лексическими нормами.Формировать навыки использования нормированной речи .Выполнить задания ЕГЭ ,связанные с грамматическими / А4-А6 , А28 /, орфоэпическими и лексическими нормами /А 1-А3 / Цель: Повторить общие сведения о языке , языковых нормах. Закрепить умение различать грамматические ошибки, навыки владения орфоэпическими и лексическими нормами.Формировать навыки использования нормированной речи .Выполнить задания ЕГЭ ,связанные с грамматическими / А4-А6 , А28 /, орфоэпическими и лексическими нормами /А 1-А3 / Цель: Повторить общие сведения о языке , языковых нормах. Закрепить умение различать грамматические ошибки, навыки владения орфоэпическими и лексическими нормами.Формировать навыки использования нормированной речи .Выполнить задания ЕГЭ ,связанные с грамматическими / А4-А6 , А28 /, орфоэпическими и лексическими нормами /А 1-А3 / Цель: Повторить общие сведения о языке , языковых нормах. Закрепить умение различать грамматические ошибки, навыки владения орфоэпическими и лексическими нормами.Формировать навыки использования нормированной речи .Выполнить задания ЕГЭ ,связанные с грамматическими / А4-А6 , А28 /, орфоэпическими и лексическими нормами /А 1-А3 /

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 508 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

М.Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Нравственный поединок героев произведения.
  • Учебник: «Литература (в 2 частях)», Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И.
  • Тема: Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова
  • 05.01.2021
  • 1271
  • 28
«Литература (в 2 частях)», Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И.
Открытый урок по литературе "Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины" (6 класс)
  • Учебник: «Литература (в 2 частях)», Полухина В.П., Коровина В.Я., Журавлёв В.П. и др. / Под ред. Коровиной В.Я.
  • Тема: «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины...»
Рейтинг: 5 из 5
  • 04.01.2021
  • 5170
  • 586
«Литература (в 2 частях)», Полухина В.П., Коровина В.Я., Журавлёв В.П. и др. / Под ред. Коровиной В.Я.
Интеллектуальная игра для старшеклассников "Умники и умницы". По роману Е. Замятина "Мы"
  • Учебник: «Литература (базовый уровень) (в 2 частях)», Зинин С.А., Чалмаев В.А.
  • Тема: Октябрьская революция и литературный процесс 20-х годов
  • 04.01.2021
  • 1937
  • 36
«Литература (базовый уровень) (в 2 частях)», Зинин С.А., Чалмаев В.А.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 22.10.2020 167
    • PPTX 453 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Куруглиева Марина Пирвелиевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Куруглиева Марина Пирвелиевна
    Куруглиева Марина Пирвелиевна
    • На сайте: 3 года и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 86809
    • Всего материалов: 229

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

HR-менеджер

Специалист по управлению персоналом (HR- менеджер)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и культура речи: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель русского языка и культуры речи

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 59 человек из 34 регионов
  • Этот курс уже прошли 183 человека

Курс повышения квалификации

Лингвокультурологический подход в обучении русскому языку как обеспечение принципов и требований ФГОС

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 22 человека из 14 регионов
  • Этот курс уже прошли 92 человека

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель русского языка и литературы

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 1536 человек из 84 регионов
  • Этот курс уже прошли 4 896 человек

Мини-курс

Методика образовательных игр с детьми раннего возраста

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 28 человек из 18 регионов
  • Этот курс уже прошли 36 человек

Мини-курс

Классики и современники: литературные портреты и психология творчества

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 22 человека из 17 регионов
  • Этот курс уже прошли 15 человек

Мини-курс

Эффективная работа с Wildberries: от создания личного кабинета до выбора продукта

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 35 человек из 19 регионов