Главная / История / «Культура древнего Египта» (5 класс)

«Культура древнего Египта» (5 класс)

Тема: «Культура древнего Египта».

Урок по истории с применением ИКТ в 5 классе
Цель урока: - познакомить учащихся с культурой древнего Египта, в ходе общения усилить заинтересованность детей в знаниях данной темы.

С помощью разных заданий и применяя интерактивную доску закрепить полученные знания, полученные на предыдущих уроках.


Оборудование урока: Мультимедийный проектор, ноутбук, интерактивная доска, карточки с изображениями богов.
На доске записана тема урока.


Ход урока: 


I. Записать тему урока в тетради. 
Вопрос классу: - Что такое культура?
«Культура, все что сделано руками людей».
  Сегодня мы, познакомимся с искусством, научными знаниями египтян и их духовной культурой – верования в богов. С помощью разных заданий мы закрепим новый материал и повторим, полученные знания на предыдущих уроках.
II. Проверка домашнего задания: CD – карта Египта.  
  Задание:

- Показать и назвать географическое месторасположение Египта, назвать и показать столицу;

- Найдите на карте Мегиддо, Фивы, Ахетатон, Нубию;

- Почему главной добычей на войне считались пленники, хотя по дорогам из Азии в Египет гнали также и большие стада быков, коней, а также свозили и награбленное золото?


III. Искусство как важнейшая культура в жизни египтян. 
Рассказ учителя сопровождается презентацией (фрагментами скульптур, саркофага и т.д). Согласно верованиям египтян, душа умершего время от времени возвращается из царства Осириса и вселяется в мумию. Если душа, прилетев в гробницу, не обнаружит мумии, она погибнет и её загробная жизнь прекратится. Однако мумия недолговечна, поэтому в гробницу ставили каменную или деревянную статую умершего, в точности воспроизводящую его облик. Верили, что душа может вселиться в статую, если мумия не сохранится.

В искусстве Древнего Египта огромную роль играла скульптура. Египетские статуи создавались согласно канону - строгим законам, которым подчинялось изобразительное искусство.  Эти скульптуры представляли собой фигуры, либо стоящие с выдвинутой вперёд ногой (как бы идет), либо сидящие на троне с прижатыми к груди или лежащими на коленях руками и сомкнутыми ногами, а усопших представляли со скрещенными на груди руками, где в одной был жезл, а в другой плеть символы власти. Фигуры богов всегда были огромного роста. Фигура фараона была меньше фигуры бога, но значительно больше вельмож и простых людей. Статуя должна была быть похожа на покойного, чтобы душа ее «узнала» и вселилась в нее. Поэтому египтяне придавали большое значение портретному сходству.

Работа с учебником (стр.79) рассмотрим бюст Неферти́ти.

Учитель. На голове царицы Нефертити высокая синяя корона, украшенная разноцветной лентой. Лицо имеет естественный красновато-жёлтый цвет, брови и глаза подведены черной краской, а губы – тёмно-красной. Гениальный скульптор передал красивый овал лица египтянки с нежной кожей.

Сообщение о сфинксе (ученик готовится заранее). Большой Сфинкс на западном берегу Нила в Гизе — древнейшая сохранившаяся на Земле монументальная скульптура. Высечена из монолитной известковой скалы в форме колоссального сфинкса — лежащего на песке льва, лицу которого, как издавна принято считать, придано портретное сходство с фараоном Хефреном (ок. 2575—2465 гг. до н. э.), погребальная пирамида которого находится поблизости. Длина статуи — 72 метра, высота — 20 метров; между передними лапами некогда располагалось небольшое святилище. В северной части Египта находится около 80-ти пирамид и только один сфинкс. Лишь раз египтяне отважились на создание столь гигантской статуи. Лев был символом власти у многих древних цивилизаций, в том числе и у египетской. Объединение силы льва с головой тогдашнего повелителя Египта — Хефрена, символизировало власть фараона.
У художников были свои правила.  В рисунках на папирусах и в росписях гробниц и храмов лицо и ноги человека изображались в профиль, а глаза, плечи и руки так, как будто мы смотрим на них спереди. Мужчин рисовали с кожей темного цвета, а женщин – светлого.  Самыми большими на рисунках всегда изображали фигуры богов.  Фараоны на рисунках обычно меньше, но все же гораздо больше, чем их вельможи. И совсем маленькими на рисунках представлены простые люди. Нарушать эти правила было запрещено.

IV. Боги Египта. Звуковой фрагмент – CD (электронный учебник «История древнего мира») рассказ о богах. Миф об Осирисе (рассказывает заранее подготовленный ученик).
Закрепление изученного материала. Раздать карточки с изображением богов и назвать их.
Найти в учебнике и прочитать о священном быке (учебник стр.77). Как звали быка?
Физкультминутка
 
V. Научные знания египтян. Учитель. Культура Древнего Египта отразилась также в научных знаниях египтян, добившихся значительных успехов в астрономии, медицине и математике. Уже тогда им были знакомы четыре математических действия: вычитание, сложение, деление и умножение.

В связи с этим классу задаем вопрос: — Для каких целей была необходима древним египтянам математика?

Отмечаем успехи в астрономии: год состоял у египтян, почти, как и сегодня – из 12 месяцев и еще 30 дней. А о достижениях в медицине узнаем, прочитав вслух отрывок из цитаты Геродота, описывавшего врачевание в Древнем Египте (стр.80).

Заключительное слово учителя

 В гробницах, храмах, при раскопках древних городов Египта найдено множество прекрасных произведений искусства. Они собраны в разных музеях мира.

В этих музеях вы увидите египетские мумии и саркофаги, статуи богов и фараонов.

 VI. Закрепление материала проходит с помощью интерактивной доски.
Задание 1. Впишите недостающие буквы в имена богов и священных животных, почитавшихся древними египтянами.
А - - н бог солнца
Б - - - - т покровительница женщин и их красоты
А - - с священный бык
С – т бог пустыни
О - - - - с фараон и судья в царстве мертвых
Г – р бог покровитель правящего в Египте фараона
И - - - а богиня, жена Осириса
М - - т богиня правды.
Задание 2.
 Какие правила должны были соблюдать египетские скульпторы, делая статую фараона.

Какие правила должны были соблюдать египетские художники, изображая людей?


Домашнее задание:
Параграф № 14 , сделать творческую работу (рисунок, поделку) по культуре Древнего Египта.



«Культура древнего Египта» (5 класс)
  • История
Описание:

Тема: «Культура древнего Египта».

Урок по истории с применением ИКТ в 5 классе
Цель урока: - познакомить учащихся с культурой древнего Египта, в ходе  общения усилить заинтересованность детей в знаниях данной темы.

С помощью разных заданий и применяя интерактивную доску закрепить полученные знания, полученные на предыдущих уроках.


Оборудование урока: Мультимедийный проектор, ноутбук, интерактивная доска, карточки с изображениями богов.
На доске записана тема урока.


Ход урока: 


I. Записать тему урока в тетради. 
Вопрос классу: - Что такое культура?
«Культура, все что сделано руками людей».
     Сегодня мы, познакомимся с искусством, научными знаниями египтян и их духовной культурой – верования в богов. С помощью разных заданий мы закрепим новый материал и повторим, полученные знания на предыдущих уроках.
II. Проверка домашнего задания: CD – карта Египта.  
  Задание:

 - Показать и назвать географическое месторасположение Египта, назвать и показать столицу;

- Найдите на карте Мегиддо, Фивы, Ахетатон, Нубию;

- Почему главной добычей на войне считались пленники, хотя по дорогам из Азии в Египет гнали также и большие стада быков, коней, а также свозили и награбленное золото?

Автор Чернакова Юлия Николаевна
Дата добавления 07.01.2015
Раздел История
Подраздел
Просмотров 1732
Номер материала 40333
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓