Тема: «Культура древнего Египта».
Урок
по истории с применением ИКТ в 5 классе
Цель урока: - познакомить учащихся с культурой древнего Египта, в ходе
общения усилить заинтересованность детей в знаниях данной темы.
С помощью разных заданий и применяя
интерактивную доску закрепить полученные знания, полученные на предыдущих
уроках.
Оборудование урока: Мультимедийный проектор, ноутбук, интерактивная
доска, карточки с изображениями богов.
На доске записана тема урока.
Ход урока:
I. Записать тему урока в тетради.
Вопрос классу: - Что такое культура?
«Культура, все что сделано руками людей».
Сегодня мы, познакомимся с искусством, научными знаниями египтян и их
духовной культурой – верования в богов. С помощью разных заданий мы закрепим
новый материал и повторим, полученные знания на предыдущих уроках.
II. Проверка домашнего задания: CD – карта Египта.
Задание:
- Показать и назвать географическое
месторасположение Египта, назвать и показать столицу;
- Найдите на карте Мегиддо, Фивы, Ахетатон,
Нубию;
- Почему главной добычей на войне считались
пленники, хотя по дорогам из Азии в Египет гнали также и большие стада быков,
коней, а также свозили и награбленное золото?
III. Искусство как важнейшая культура в жизни
египтян.
Рассказ учителя
сопровождается презентацией (фрагментами скульптур, саркофага и т.д). Согласно
верованиям египтян, душа умершего время от времени возвращается из царства
Осириса и вселяется в мумию. Если душа, прилетев в гробницу, не обнаружит
мумии, она погибнет и её загробная жизнь прекратится. Однако мумия
недолговечна, поэтому в гробницу ставили каменную или деревянную статую
умершего, в точности воспроизводящую его облик. Верили, что душа может
вселиться в статую, если мумия не сохранится.
В искусстве Древнего Египта
огромную роль играла скульптура. Египетские статуи создавались согласно
канону - строгим законам, которым подчинялось изобразительное искусство.
Эти скульптуры представляли собой фигуры, либо стоящие с выдвинутой вперёд
ногой (как
бы идет),
либо сидящие на троне с прижатыми к груди или лежащими на коленях руками и
сомкнутыми ногами, а усопших представляли со скрещенными на
груди руками, где в одной был жезл, а в другой плеть символы власти. Фигуры
богов всегда были огромного роста. Фигура фараона была меньше фигуры бога, но
значительно больше вельмож и простых людей. Статуя должна была быть похожа на
покойного, чтобы душа ее «узнала» и вселилась в нее. Поэтому египтяне придавали
большое значение портретному сходству.
Работа с учебником (стр.79)
рассмотрим бюст Неферти́ти.
Учитель. На голове
царицы Нефертити высокая синяя корона, украшенная разноцветной лентой. Лицо
имеет естественный красновато-жёлтый цвет, брови и глаза подведены черной
краской, а губы – тёмно-красной. Гениальный скульптор передал красивый овал
лица египтянки с нежной кожей.
Сообщение о сфинксе (ученик готовится
заранее). Большой Сфинкс на западном берегу Нила
в Гизе —
древнейшая сохранившаяся на Земле монументальная
скульптура.
Высечена из монолитной известковой
скалы в форме колоссального сфинкса —
лежащего на песке льва,
лицу которого, как издавна принято считать, придано портретное сходство с
фараоном Хефреном
(ок. 2575—2465 гг. до н. э.), погребальная
пирамида которого находится поблизости.
Длина статуи — 72 метра, высота — 20 метров; между передними лапами
некогда располагалось небольшое святилище. В северной части Египта находится около
80-ти пирамид и только один сфинкс. Лишь раз египтяне отважились на создание
столь гигантской статуи. Лев был символом власти у многих древних цивилизаций,
в том числе и у египетской. Объединение силы льва с головой тогдашнего
повелителя Египта — Хефрена, символизировало власть фараона.
У художников были свои правила. В рисунках на папирусах и в росписях
гробниц и храмов лицо и ноги человека изображались в профиль, а глаза, плечи и
руки так, как будто мы смотрим на них спереди. Мужчин рисовали с кожей темного
цвета, а женщин – светлого. Самыми большими на рисунках всегда изображали
фигуры богов. Фараоны на рисунках обычно меньше, но все же гораздо
больше, чем их вельможи. И совсем маленькими на рисунках представлены простые
люди. Нарушать эти правила было запрещено.
IV. Боги Египта. Звуковой фрагмент – CD
(электронный учебник «История древнего мира») рассказ о богах. Миф об Осирисе
(рассказывает заранее подготовленный ученик).
Закрепление изученного материала. Раздать карточки с изображением богов и
назвать их.
Найти в учебнике и прочитать о священном быке (учебник стр.77). Как звали
быка?
Физкультминутка
V. Научные знания египтян. Учитель. Культура
Древнего Египта отразилась также в научных знаниях египтян, добившихся
значительных успехов в астрономии, медицине и математике. Уже тогда им были
знакомы четыре математических действия: вычитание, сложение, деление и
умножение.
В связи с этим классу задаем вопрос:
— Для каких целей была необходима древним египтянам математика?
Отмечаем успехи в астрономии: год
состоял у египтян, почти, как и сегодня – из 12 месяцев и еще 30 дней. А о
достижениях в медицине узнаем, прочитав вслух отрывок из цитаты Геродота,
описывавшего врачевание в Древнем Египте (стр.80).
Заключительное
слово учителя
В гробницах, храмах, при
раскопках древних городов Египта найдено множество прекрасных произведений
искусства. Они собраны в разных музеях мира.
В этих музеях вы увидите
египетские мумии и саркофаги, статуи богов и фараонов.
VI.
Закрепление материала проходит с помощью интерактивной доски.
Задание 1. Впишите недостающие буквы в имена богов и священных животных,
почитавшихся древними египтянами.
А - - н бог солнца
Б - - - - т покровительница женщин и их красоты
А - - с священный бык
С – т бог пустыни
О - - - - с фараон и судья в царстве мертвых
Г – р бог покровитель правящего в Египте фараона
И - - - а богиня, жена Осириса
М - - т богиня правды.
Задание 2.
Какие правила должны были соблюдать египетские скульпторы, делая статую
фараона.
Какие правила
должны были соблюдать египетские художники, изображая людей?
Домашнее задание:
Параграф № 14 , сделать творческую работу (рисунок, поделку) по культуре
Древнего Египта.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.