Главная / История / Культура средневековья

Культура средневековья

ЭТАПЫ СРЕДНЕВЕКОВОЙ КУЛЬТУРЫ

1этап раннее средневековье (5-11 вв.)

- взаимопроникновение высокой античной и примитивной варварской культур, христианских и языческих обычаев

- возрождение традиций римской культуры

2 этап классическое (зрелое) средневековье (11-15 вв.)


ОСОБЕННОСТИ СРЕДНЕВЕКОВОЙ КУЛЬТУРЫ

  • Мировоззрение – религиозное

  • Господствующая религия в Европе – христианство, в странах арабского востока - ислам

  • Центры цивилизации:

- в Европе - монастыри (сохранение ремесел и искусства, литературы, развитие латинской письменности, переписка книг, летописи, обучение грамматике, счету)

-в странах арабского востока - города

Архитектура

РОМАНСКИЙ СТИЛЬ - отличался суровостью, простотой и строгостью. Церкви, замки, монастырские комплексы располагались на возвышенности, господствуя над окружающим пейзажем. Мощные стены, узкие окна, пропускающие немного света. Романская постройка - это крепость.

ГОТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ – ясность пропорций, архитектурная легкость, воздушность, изящество форм, устремленность ввысь. Каркасная арочная система, многочисленные окна, украшенные витражами, создавали интерьеры, наполненные светом и воздухом.












ВИДЫ КУЛЬТУРЫ

Рыцарская культура - это воинская культура, особая профессиональная этика - верность сеньору, служение "прекрасной даме". Наличие определенного "обета" - обещания, которое рыцарь обязан выполнить. Качества рыцаря щедрость, сострадание к слабым, стремление к справедливости, сочетание христианской добродетели с воинскими достоинствами.

Придворная культура - определённый этикет, церемониал, ритуал - порядок организации жизни, очерёдность проведения действий. Танцы, музыка, поэзия обслуживающие обитателей королевского двора или замок крупного феодала.

Городская культура - соединяет традиционные христианские ценности и представления с реалистичностью и рационалистичностью, иронией и скепсисом в отношении сложившихся авторитетов и устоев.

Культура религиозная библейская, она преимущественно распространена в церковной, монастырской среде, использовала латинский язык. Средневековые европейские монастыри важнейшие культурные центры. Часть наследия древности была сохранена в монастырских библиотеках. Каждый монастырь имел библиотеку и скрипторий - мастерскую по переписыванию книг и школы. В некоторые периоды средневековья монастырские школы представляли собой практически единственные очаги образования.

Культура народная (крестьянская) на основе сложного и противоречивого соединения дохристианского мировоззрения с христианскими представлениями, сохранила множество элементов языческой обрядности, символики и образности.

Скульптура и живопись под влиянием христианской церкви, символично и нереалистично. Живопись представлена росписями алтарей и книжными миниатюрами.

Открытия средневековья

Бумага, оконное стекло, большие зеркальные стёкла, ветряные мельницы, часы, порох, компас, усовершенствованное мореходное искусство, упорядоченный торговый обмен, доменные печи и чугун, огнестрельное оружие, книгопечатание.


Литература

1. Главное содержание - основные мифологические сюжеты, подвиги богов и героев, сказания о происхождении мира, его конце и возрождении.

2. Эпические циклы - об Александре Македонском, о короле Артуре, о Карле Великом.

3.Героический эпос в виде грандиозных эпопей, песен, в смешанной, стихотворно-песенной форме и прозаической

Рыцарский эпос

Исландская литература "Сага об Эгиле» о знаменитом поэте-воине

Кельтский эпос -героическая сага о герое Кухулине - бесстрашном воине, честном, сильном, великодушном.

"Старшая Эдда".

Англосаксонский эпос "Беовульф" об отважном витязе, совершившем три чудесных подвига.

"Песнь о Роланде» - воспевание подвига племянника Карла Великого Роланда.

«Песнь о Нибелунгах"- древнегерманские сказания времен Великого переселения народов - гибель одного из германских королевств - бургундского в результате нашествия гуннов.



















Фольклор западноевропейских народов

Крестьянский фольклор - негативное отношение к богатым. Любимый герой сказок - бедняк.

Жанр средневекового народного творчества англо-шотландские баллады.

Герой разбойничьих баллад - благородный Робин Гуд, народный герой Англии, воюет с притеснителями народа. Все добрые чувства и дела отважного лучника распространяются только на народ.

Главное в сюжете любовных баллад - воспевание не подвига во имя прекрасной дамы (как в рыцарской поэзии), а подлинного чувства, душевных переживаний влюбленных.

Фантастические баллады отражали верования народа. Сверхъестественный мир с феями, эльфами и другими фантастическими персонажами предстает в балладах как реальный, действительный мир.

Бытовые баллады отличаются большей прозаичностью, преобладанием комического элемента.

Крестьянский труд и отдых был связан с песнями - обрядовыми, трудовыми,

Жанры сатирические и пародийные - поэзия вагантов - бродячих школяров и студентов.



















ОБРАЗОВАНИЕ

1.Религиозное образование (монастырские, епископальные школы).

2. Светские школы (в городах).

3.Университеты - высшие учебные заведения. Университетам давалась административная, финансовая и юридическая самостоятельность.

- IX в.. "Академия" в Париже, основанная Карлом Великим.

- Парижский университет - центр культурной и идейной жизни. У истоков его образования стояли Пьер Абеляр (1079-1142), Пётр Ломбардский, Жильбер де ля Порре (1076 - 1154) и др.

Второй центр культуры, в Англии - Оксфорд. Здесь в основном изучали древние языки, математику, астрономию наряду с теологией.

В средние века появилось организованное профессиональное обучение в виде университетов, но в целом наука находилась в глубоком упадке. В XII веке на всю Европу приходилось не более 10 учёных, в XIII — не более 15, в XIV — менее 25..

Особое место в культуре занимали карнавалы, различные смеховые действа на городских площадях


Культура средневековья
  • История
Описание:

Конспект опорный по теме «Культура средневековья» предмета культурология разработан Малон Ларисой Васильевной

преподавателем социальных дисциплин аграрно-технического колледжа г. Риддер, Восточно-Казахстанской области. Опорный конспект могут применять на уроках преподаватели для этапа закрепления, повторения. Студенты технических специальностей, работая по опорному конспекту, лучше запоминают материал. Принцип составления опоры – выделение главных, смысловых моментов, логические связки тем, этапы культуры эпохи средневековья. Учащимся заочного отделения конспект поможет в подготовке к экзаменам.

Автор Малон Лариса Васильевна
Дата добавления 25.02.2016
Раздел История
Подраздел Конспекты
Просмотров 339
Номер материала MA-065175
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓