Главная / Русский язык и литература / КТП по литературе для обучающихся 5 класса

КТП по литературе для обучающихся 5 класса

Пояснительная записка

Общая характеристика программы

Рабочая программа по литературе для обучающихся 5 класса основной общеобразовательной школы составлена на основе:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт (начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного) общего образования по русскому языку, утверждён приказом Минобразования России от 5.03.2004 г. № 1089.

  2. Закон Российской Федерации «Об образовании» №273ФЗ, утвержденный 29.12.2012 года

  3. Примерная программа основного общего образования «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 10-е издание, М. «Просвещение» 2008.

  4. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в ОУ, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12. 2010 №189.

  5. Учебный план МБОУ Краснинская СОШ на 2013-2014 учебный год.

  6. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2013-2014 учебный год.

  7. Годовой календарный учебный график на 2013-2014 учебный год.

  8. Методическое письмо «О преподавании учебного предмета "Литература"в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования».

  9. Требования к оснащению учебного процесса по литературе.


.

Общая характеристика учебного предмета

Как часть образовательной области «Филология» учебный предмет «Литература» тесно связан с предметом «русский язык». Русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью.

Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство.

Вторая ступень школьного литературного образования (основная школа, 5-9 классы) охватывает три возрастные группы, образовательный и психофизиологический уровень которых определяют основные виды учебной деятельности.

Первая группа (5-6 классы) активно воспринимает прочитанный текст, но недостаточно владеет собственно техникой чтения. Именно поэтому на занятиях важно уделять больше внимания различным видам чтения: индивидуальному чтению вслух, чтению по ролям, инсценированию, различного вида пересказам (подробному, сжатому, с изменением лица рассказчика, с сохранением стиля художественного произведения и т.д.).

Содержание курса включает в себя произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы: добро и зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя и т.д.

Ведущая проблема курса литературы 5 класса — внимание к книге.


Требования к уровню подготовки учащихся за курс литературы 5 класса

  • В результате изучения литературы ученик должен знать:

  • содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;

  • наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);

  • основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;

  • основные теоретико-литературные понятия;

уметь:

  • работать с книгой

  • определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;

  • выявлять авторскую позицию;

  • выражать свое отношение к прочитанному;

  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

  • владеть различными видами пересказа;

  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.

Личностные результаты должны отражать:

1)  воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,  осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и  общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

7) формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

8) формирование ценности  здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

9) формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира,  творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты изучения литературы в основной школе:

1)  умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути  достижения целей,  в том числе альтернативные,  осознанно выбирать  наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы  действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,  собственные возможности её решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) умение  определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,   самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить  логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное  и по аналогии) и делать выводы;

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8) смысловое чтение;

9) умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;   работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;  формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;  владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);

Предметные результаты по литературе выражаются в следующем:

1)понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов; древнерусской литературы, литературы 18 века, русских писателей 19-20 веков, литературы народов России и зарубежной литературы;

2)понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

3)умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

4)определять в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно — выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно — художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

5)приобщение к духовно — нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно — нравственными ценностями других народов;

6)формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценке;

7)собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

8)понимание авторской позиции и своё отношение к ней;

9)восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

10)умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;

11)написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;

12)понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

13)понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно — выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.


Содержание тем учебного курса


Курс рассчитан на 105 часов (3 часа в неделю).


п/п

Название раздела

Кол-во часов

В том числе

Кол-во контр. работ

Кол-во уроков внекл. чтения

Проекты

1.

Введение

1




2.

Устное народное творчество

10

1

1

1

3.

Древнерусская литература

2



1

4.

Из русской литературы 18 века

2



1

5.

Из русской литературы 19 века

43

3

4

4

6.

Из литературы 20 века

30

3

3

2

7.

Из зарубежной литературы

15

1


1


8.

Уроки итогового контроля

2

1


1

Итого

102

9

8

11


Введение (1 час).

Писатели о роли книги в жизни человека. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка., титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик). Учебник литературы и работа с ним.

Устное народное творчество (10 часов).

Фольклор – коллективное устное народное творчество. Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное индивидуальное в фольклоре. Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки)

Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество.

Русские народные сказки.

Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые. Нравоучительный и философский характер сказок.

«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы.. Иван-царевич – победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников – Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Фантастика в волшебной сказке.

«Иван - крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван – крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя.

Теория литературы. Сказка. Виды сказок. Постоянные эпитеты. Гипербола. Сказочные формулы. Сравнение.

Из древнерусской литературы (2 часа).

Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси.

«Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей…» и их подвиги во имя мира на родной земле.

Теория литературы. Летопись.

Из русской литературы XVIII века (2 часа)

Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя. Ломоносов – ученый, поэт, художник, гражданин.

«Случились вместе два астронома в пиру…» - научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения.

Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы.

Из литературы XIX века (43 часа).

Русские басни.

Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века).

Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о баснописце. «Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Свинья под дубом». Осмеяние пороков – грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости. «Волк на псарне» - отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора.

Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразительное чтение басен (инсценирование).

Теория литературы. Басня, аллегория, понятие об эзоповом языке.

Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте.

«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литературной сказки, особенности сюжета.

«Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады.

Теория литературы. Баллада (начальное представление).

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения).

Стихотворение «Няне» - поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, её сказками и песнями.

«У лукоморья дуб зеленый…». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения.

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» - её истоки (сопоставление с русским народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность – красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки.

Теория литературы. Стихотворная и прозаическая речь. Рифма, ритм, строфа, способы рифмовки.

Антоний Погорельский. Краткий рассказ о писателе.

«Черная курица, или Подземные жители». Фантастическое и достоверно – реальное в сказке. Причудливый сюжет. Нравоучительное содержание.

Всеволод Михайлович Гаршин. «Attalea Princeps». Героическое и обыденное в сказке. Трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения.

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.

«Бородино» - отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения.

Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет, метафора, звукопись, аллитерация.

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ и писателе.

«Заколдованное место» - повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического.

Теория литературы. Фантастика. Юмор.

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте.

«На Волге». Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные силы народ, лучшую его судьбу.

«Есть женщины в русских селеньях…». Поэтический образ русской женщины.

Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства – короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей.

Теория литературы. Эпитет.

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.

«Муму» - повествование о жизни в эпоху крепостного права. Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя – символ немого протеста крепостных.

Теория литературы. Портрет, пейзаж. Литературный герой.

Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о поэте. Стихотворение «Весенний дождь» - радостная, яркая, полная движения картина весенней природы.

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе.

«Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы. Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.

Теория литературы. Сравнение. Сюжет.

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе. «Хирургия» - осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.

Теория литературы. Юмор.

Поэты XIX века о Родине и родной природе.

Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится», «Как весел грохот летних бурь», «Есть в осени первоначальной»; А.Н. Плещеев «Весна», И.С. Никитин «Утро», «Зимняя ночь в деревне»; А.Н. Майков «Ласточки»; И.З. Суриков «Зима». выразительное чтение стихотворений.

Теория литературы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения.

Из литературы XX века (30 часов).

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.

«Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами русской земли, душевным складом песен и сказок. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине.

Владимир Галактионович Короленко. Краткий рассказ о писателе.

«В дурном обществе». Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. Взаимопонимание – основа отношений в семье.

Теория литературы. Портрет. Композиция литературного произведения.

Сергей Александрович Есенин. Рассказ о поэте. Стихотворение «Синий май. Зоревая теплынь…» - поэтическое изображение родной природы. Своеобразие языка есенинской лирики.

Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писателе.

«Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа.

Теория литературы. Сказ как жанр литературы. Сказ и сказка (общее и различное).

Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рассказ о писателе.

«Теплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского.

Самуил Яковлевич Маршак. Краткий рассказ о писателе.

«Двенадцать месяцев» - пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом – традиция русских народных сказок. художественные особенности пьесы-сказки.

Теория литературы. Драма как род литературы. Пьеса-сказка.

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.

«Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении – жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира.

Теория литературы. Фантастика в литературном произведении.

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.

«Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу. основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций.

Теория литературы. Автобиографичность литературного произведения.

Стихотворные произведения о войне. Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны. К.М. Симонов «Майор привез мальчишку на лафете»; А.Т. Твардовский Рассказ танкиста». Война и дети – трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.

Произведения о Родине и родной природе.

И.Бунин «Помню долгий зимний вечер…»; А. Прокофьев «Аленушка»; Д.Кедрин «Аленушка»; Н. Рубцов «Родная деревня»; Дон Аминадо «Города и годы». Конкретные пейзажные зарисовки о обобщенный образ России.

Саша Черный. «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей.

Теория литературы. Юмор.

Юлий Черсанович Ким. Краткий рассказ о писателе.

«Рыба – кит». Стихотворение-шутка.

Теория литературы. Стихотворения-песни. Песни-шутки. Песни-фантазии.

Из зарубежной литературы (15 часов).

Роберт Льюис Стивенсон. Краткий рассказ о писателе.

«Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков.

Теория литературы. Баллада.

Даниэль Дефо. Краткий рассказ о писателе.

«Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя. Гимн неисчерпаемым возможностям человека.

Ханс Кристиан Андерсен. Краткий рассказ о писателе.

«Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке. Кай и Герда. Помощники Герды.

Жорж Санд «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном. Речевая характеристика персонажей.

Марк Твен. Краткий рассказ о писателе.

«Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывающиеся в отношениях с друзьями. Том и Беки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена.

Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе.

«Сказание о Кише» - сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика – смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства – опора в трудных жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.


Произведения для заучивания наизусть

Пословицы и поговорки.

В.А. Жуковский. «Спящая царевна» (отрывок).

И.А. Крылов. Басни.

А.С. Пушкин. «У лукоморья..»

Н.А. Некрасов «Есть женщины в русских селеньях…», отрывок из стихотворения «Крестьянские дети» («Однажды в студёную зимнюю пору…»)

Ф. И. Тютчев. «Весенние воды»

А.А. Фет. «Весенний дождь».

М.Ю. Лермонтов. «Бородино».

По теме «Война и дети» 1-2 стихотворения.

По теме «О Родине и родной природе» 1-2 стихотворения.





Календарно-тематическое поурочное планирование


п/п

Тема урока

Основные виды деятельности учащихся на уроке

Виды контроля

Словарная работа

Наглядность

ТСО, ЭСО

1

Книга и ее роль в духовной жизни человека и общества

Чтение вводной статьи учебника; пересказ научного текста статьи учебника, ответы на вопросы; составление плана статьи «К читателям»; работа со словами; решение тестов.

Объяснить значение слов А.С.Пушкина «Чтение – вот лучшее учение». Составить план статьи учебника.

Форзац, титульный лист, выходные данные, литература, обложка.

Презентация

Устное народное творчество (10 часов)

2

Русский фольклор. Малые жанры фольклора.

Чтение статьи учебника; «Литературное лото» - ответы на вопросы репродуктивного характера; создание собственного высказывания с использованием поговорки или пословицы, наблюдение над поэтикой малых жанров.

Ответить на вопросы: почему у каждого народа свой фольклор? Как помогает понять разницу между пословицей и поговоркой пословица «Поговорка – цветочек, пословица-ягодка»? Придумать и описать ситуацию, используя как свое-образный вы-вод пословицу или поговорку.

Фольклор, фольклористика, жанр, малые жанры фольклора, загадка, пословица, поговорка.

interneturok.ru/



3

Детский фольклор

Создание считалок, небылиц, загадок; анализ текстов всех жанров детского фольклора.

Конкурс на лучшее чтение скороговорки. Конкурс на интересную загадку. Описать любимую игру, включив в нее считалку

Колыбельная песня, пестушка, потешка, прибаутка, закличка, приговорка, считалка, скороговорка, небылицы

school-collection.edu.ru/collection/



4

Сказка как особый жанр фольклора

Чтение и составление плана статьи учебника; ответы на вопросы, сказывание любимых сказок, работа с кратким словарем литературоведческих терминов; сопоставление текстов с иллюстрациями

Определить вид сказки по названию. Ответить на вопрос: почему и волшебные сказки, и бытовые и о животных называются сказками? Сказывание любимых сказок

Сказка, старины

school-collection.edu.ru/collection/


5

«Царевна-лягушка» - встреча с волшебной сказкой

Чтение сказки; выборочный пересказ отдельных эпизодов, ответы на вопросы; устное словесное рисование; сопоставление иллюстраций художников с текстом сказки

Составление плана «Особенности волшебной сказки». Разгадывание кроссворда «Имя сказочного героя»

Постоянные эпитеты, сказочные формулы.

Фонохрестоматия, иллюстрации

6

Народная мораль в характерах и поступках героев. Образ невесты-волшебницы

Выразительное чтение, выборочный пересказ, рассмотрение репродукции картины В.Васнецова «Пир»

Пересказ сказки «Царевна- лягушка».

Самостоятельная работа

Постоянные эпитеты, сказочные формулы.


7

Иван-царевич – победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников. Поэтика волшебной сказки

Пересказ с изменением лица рассказчика (устами Ивана-царевича); чтение по ролям, создание собственных рассказов о сказочных героях; сопоставление ил-люстраций художников с текстами сказки; ответы на вопросы, наблюдение над языком сказки

Практическая работа. Составить план характеристики главных героев.

Повторы, постоянные эпитеты, формулы волшебных сказок

Презентация

8

Изобразительный характер формул волшебной сказки. Народная мораль и поэтика волшебной сказки. Вариативность народных сказок

Пересказ сказки, сообщение учащихся о художниках, беседа, чтение статьи учебника

Ответить на вопросы статьи учебника


Фонохрестоматия

9

«Иван – крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического со-держания. Тема мирного труда и защиты родной земли.

Пересказ. Чтение. Ответить на вопросы.

Выразительное чтение.

Гипербола.

Героическая

сказка.

Герой.


10

Особенности сюжета сказки. Нравственное превосходство главного героя. Герои сказки в оценке народа. Поэтика сказки.

Пересказ, беседа по содержанию, составление плана сказки, словесное рисование.

Составить план сказки. Самостоятельная работа.

Постоянные эпитеты, повторы, сказочные формулы, вариативность народных сказок


11-

Сказка о животных «Журавль и цапля». Бытовая сказка «Солдатская шинель»

Осмысление сюжета сказок, ответы на вопросы; чтение по ролям; сопоставление бытовых сказок и сказок о животных с волшебными сказками; чтение и обсуждение статьи учебника «Из рассказов о сказочниках»

Анализ сказок.


К.р.Письменный ответ на вопрос


Фонохрестоматия

Из древнерусской литературы (2 часа)

12

Возникновение древнерусской литературы.

Начало письменности на Руси. «Повесть временных лет». «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича»

Чтение статьи учебника, чтение художественного текста и его полноценное восприятие; ответы на вопросы; чтение по ролям.

Чтение по ролям. Словарная работа

Летопись, летописание, погодная запись (год), отрок, печенеги, отчина


13

«Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи.

Составление цитатного плана; сопоставление текста с репродукцией картин А. Иванова; чтение статьи учебника (с. 49), ответить на вопросы (с. 49-50)

Составление цитатного плана. Пересказ.

Устаревшие слова


Из русской литературы 18 века (2 часа)

14-15

М.В.Ломоносов «Случились вместе два Астронома в пиру…»

Чтение статьи о Ломоносове, художественного текста, статьи «Роды и жанры литературы»; ответы на вопросы; выразительное чтение стихотворения

Подготовить рассуждение: согласны ли вы с тем , что псевдоучениям, размышлениям и сомнениям Ломоносов противопоставил житейский, практический опыт простого человека?

Астроном, весьма, слыл, очаг; коперник, Птоломей

Фонохрестоматия

Из литературы 19 века (43 часа)

16

Русские басни. Басня и ее родословная. Басня как литературный жанр

Чтение статьи учебника «Русские басни»; выступление с сообщениями о баснописцах (Эзопе, Сумарокове, Лафонтене, Майкове, Хемницере); чтение по ролям басен, сравнение басни и сказки

Чтение по ролям.

Эпос, лирика, драма, басня, аллегория, мораль басни Эзопов язык

Презентация


17

И.А.Крылов. Слово о баснописце. Басня «Волк на псарне»

Чтение басни и ее полноценное восприятие; ответы на вопросы; чтение по ролям; установление ассоциативных связей с произведениями живописи

Ответить на вопрос: «Почему И.А.Крылов подарил басню Кутузову?» Чтение по ролям

Басня, аллегория, мораль басни.


Фонохрестоматия

18

И.А.Крылов. Басни «Ворона и Лисица», «Свинья под дубом»

Чтение басен; устное словесное рисование, инсценирование; комментированное чтение, сопоставление с иллюстрацией; анализ текста, сопоставление с басней Эзопа «Ворона и Лисица»

Инсценированное чтение

Басня, аллегория, мораль басни.



19

Жанр басни. Повествование и мораль в басне

Сочинение басни на основе моральной сентенции одной из понравившихся басен

Создание басни

Басня, аллегория, мораль басни

Презентация

20

Басенный мир Ивана Андреевича Крылова

Защита проектов

Выразительное чтение любимых басен, участие в конкурсе «Знаете ли вы басни Крылова?», инсценирование басен, презентация иллюстраций; сопоставление басен

Чтение по ролям. Инсценирование басен. Конкурс «Знаете ли вы басни Крылова?». Презентация иллюстраций


Фонохрестоматия

21

В.А.Жуковский – сказочник. Сказка «Спящая царевна»

Чтение статьи о поэте, чтение сказки, восприятие художественного произведения; ответы на вопросы; установление ассоциативных связей с произведениями живописи





Беседа по прочитанному, выборочное чтение. Доказать, что произведение Жуковского – сказка.

Пророк, хорунжий, концовка, сказочные формулы волшебной сказки


22

«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки.

Чтение сказки, ответы на вопросы, сопоставление сказки народной и литературной, выявление общих и отличительных черт

Составление таблицы «Сходство и различие русской народной сказки и литературной». Доказать, что про-изведение Жуковского – сказка.

Сказочные формулы волшебной сказки

Презентация

23

Баллада В.А.Жуковского «Кубок»

Чтение баллады, полноценное ее восприятие; ответы на вопросы; чтение по ролям; выразительное чтение.

Чтение по ролям

Баллада, ратник, латник

school-collection.edu.ru/collection/



24.

А.С.Пушкин. Слово о поэте. Стихотворение «Няне» как поэтизация образа Арины Родионовны

Чтение и полноценное восприятие художественного текста; выразительное чтение, устное словесное рисование


Найти эпитеты, сравнения, метафоры и определить, как они передают впечатление от ожидания няней своего питомца. Выразительное чтение

Эпитет, сравнение, метафора

interneturok.ru/


25-26.

А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Борьба добрых и злых сил. Система образов сказки.

Чтение эпизодов, восприятие художественного текста; осмысление сюжета, событий, характеров, выборочный пересказ эпизодов; устное словесное рисование царицы-мачехи, царевны и царицы-матери, выразительное чтение; установление ассоциативных связей с произведениями живописи

Сопоставление сравнительной характеристики мачехи и падчерицы, царицы-матери. Выборочный пересказ эпизодов

Инда, сочельник, ломлива, перст, полати

Фонохрестоматия. school-collection.edu.ru/collection/



27.

Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, строфа.

Чтение статьи учебника; ответы на вопросы; выразительное чтение

Ответить на вопрос: чем стихотворная речь отличается от прозаической? Составление стихотворных строк по заданным рифмам (буриме)

Ритм, рифма, строфа, ритмический рисунок, прозаическая речь, стихотворная речь


28.

Помощники царевны. Богатыри, Соколко. Народная мораль, нравственность

Выразительное чтение, чтение по ролям, художественное рассказывание эпизода, устное словесное рисование, сравнительная характеристика героев, защита иллюстраций к эпизодам; сопоставление сказок со сходным сюжетом

Ответ на вопрос: почему пушкинская сказка – «прямая наследница народной»? Чтение по ролям, сравнительная характеристика героев


Презентация

29.

Королевич Елисей. Победа добра над злом. Музыкальность пушкинской сказки

Выразительное чтение эпизодов, чтение статьи учебника, ответы на вопросы

Самостоятельная работа по стилистике сказки А.С.Пушкина


Презентация

30.

Пролог к поэме «Руслан и Людмила» как собирательная картина народных сказок

Работа с иллюстрациями, восстановление деформированного тек-ста, проверочная работа

Проверочная работа



31.

Антоний Погорельский. Страницы биографии. Сказка «Черная курица, или Подземные жители»

Чтение статьи о писателе, ответы на вопросы, комментированное чтение

Выразительное чтение

Вереск, пикты, скотты

Презентация

32

Фантастическое и достоверно-реальное в сказке. Причудливый сюжет. Нравоучительное содержание

Краткий пересказ, выразительное чтение

Выразитель

ное чтение

Сюжет, сюжетная линия, причудливый сюжет, репродуктивный, воспроизводящий, нрав

Заполнение таблицы

33.

В.М.Гаршин. Человек обостренной совести. Сказка «Attalea Prinseps»

Чтение статьи в учебнике, чтение сказки, полноценное ее восприятие; ответы на вопросы; выразительное чтение; установление ассоциативных связей с иллюстрацией художника И. Пчелко

Выразительное чтение эпизодов сказки

«Attalea Prinseps»; самолюбие, самонадеянность


34.

М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. Стихотворение «Бородино»

Чтение статьи учебника, чтение стихотворения и его полноценное восприятие; ответы на вопросы; устное словесное рисование; установление ассоциативных связей с иллюстрацией

Выразительное чтение, самостоятельная работа с текстом. Аргументированный ответ на вопрос: «Что важнее для автора-передать историическую правду о Бородинском сражении или дать оценку этому событию, подвигу солдата?»

Редут, картечь, поле грозной сечи, кивер, драгун, басурман, постоять головою

school-collection.edu.ru/collection/


35.

Образ простого солдата – защитника Родины в стихотворении «Бородино»

Работа над словарем нравственных понятий (патриот, патриотизм, героизм), наблюдение над речью рассказчика; устное словесное рисование портретов участников диалога, выразительное чтение; комментирование художественного произведения, составление текста с иллюстрациями художников, изобразительно-выразительные средства языка стихотворения.

Устное словесное рисование, комментирование художественного текста. Чтение и осмысление материала рубрики «Поразмышляем над прочитанным». Письменный ответ на один из во-просов: 1. В чем заклюю-чается основная мысль стихотворения? 2. Каким предстает перед нами защитник Родины?

Монолог, диалог, строфа, эпитет, метафора, сравнение, звукопись

interneturok.ru/


36.

Н.В.Гоголь. Слово о поэте. Понятие о повести как эпическом жанре. Сюжет повести «Заколдованное место»

Чтение статьи о писателе, чтение повести, ее полноценное восприятие; ответы на вопросы, составление плана повести; составление таблицы «Язык повести», установление ассо-циативных связей с иллюстрациями художников; чтение по ролям

Составление вопросов к учебной статье. Составление таблицы «Язык повести», плана повести

Юмор, сатира, лирика

school-collection.edu.ru/collection/


37.

Реальное и фантастическое в сюжете повести

Пересказ быличек, легенд, преданий, созвучных сюжету повести; краткий пересказ содержания повести, рассказ о Н.В.Гоголе; инсценирование эпизодов, выразительное чтение; установление ассоциативных связей с произведениями живописи; анализ языка повести

Составление таблицы «Способы достижения юмористического эффекта в повести». Инсценирование эпизодов. Ответить на вопрос: как соединились вымысел и реальность в повести?


Заполнение таблицы

38.

Н.В.Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки»

Художественный пересказ эпизодов; инсценирование эпизодов, создание иллюстраций, фантастического рассказа, связанного с народными традициями, верованиями

Устные фантастические рассказы. Выписать слова и выражения, передающие колорит народной речи. Пересказ смешных эпизодов из повести «Майская ночь, или Утопленница»

Тип речи - повествование

Фонохрестоматия

39.

Тест

Выбор ответа в тестовых заданиях

Тест



40.

Н.А.Некрасов. Слово о поэте. Стихотворение «На Волге»

Чтение статей о поэте, чтение стихотворения и его полно-ценное восприятие; осмысление сюжета стихотворения (ответы на вопросы); выразительное чтение, поиск эпитетов, устное словесное рисование; установление ассоциативных связей с произведениями живописи; составление цитатного плана

Выразительное чтение

Поэзия. Композиция. Бурлаки

Чувствительный, сострадающий, потрясение, негодование, непонимание

school-collection.edu.ru/collection/


41.

«Есть женщины в русских селеньях…» - отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»

Беседа по прочитанному, выборочное чтение, выразительное чтение, ответы на вопросы,

Выразительное чтение

Рифма, сравнение, эпитет, виды рифмовок, поэма

Фонохрестоматия

42.

Мир детства в стихотворении «Крестьянские дети»

Осмысление характеров героев, ответы на вопросы; выразительное чтение, устное словесное рисование, чтение по ролям; комментирование художественного текста, установление ассоциативных связей с произведениями живописи

Чтение по ролям сценки встречи главного героя с Власом.

Вирши, чухна, мякина, лава, пожня, содом, обаянье


43.

И.С.Тургенев Слово о писателе. История создания рассказа «Муму». Быт и нравы крепостной России в рассказе.

Чтение статьи о писателе, чтение и восприятие художественного текста; осмысление сюжета, выборочный пересказ, ответы на вопросы; комментирование художественного текста, установление ассоциативных связей с произведениями живописи

Составление цитатного плана рассказа. Выборочный пересказ эпизодов. Ответить на вопрос: как Тургенев изображает нравы барской усадьбы?






Челядь, дворовые, дворня, тягловый мужик, гиперболаАннибалова клятва, крепостничество

interneturok.ru/


44.

История отношений Герасима и Татьяны. Герасим и его окружение

Ответы на вопросы; выразительное чтение, выборочное чтение эпизодов, чтение диалогов по ролям, устное словесное рисование; комментирование художественного произведения, самостоятельный поиск ответов на проблемные вопросы; сопоставление главного героя с другими персонажами

Чтение диалогов

Нравственное превосходство, независимость, бескомпромиссность, человеческое достоинство


45.

Герасим и Муму. Счастливый год.

Осмысление изображенных в рассказе событий, пересказ, близкий к тексту, выборочный пересказ; характеристика Герасима, Татьяны, Капитона, барыни; комментирование художественного текста, установление ассоциативных связей с произведениями живописи

Ответы на вопросы: как показывает Тургенев, что в крепостном Герасиме проснулся свободный человек? Почему рассказ называется «Муму»? Озвучить внутренний монолог Герасима в сцене спасения Муму

Приживалки, лакей, холоп, челядь, дворецкий, дворянин, дворня, дворовый

Презентация

46.

Осада каморки Герасима. Прощание с Муму. Возвращение Герасима в деревню.

Работа с текстом (выписать из рассказа имена и должности всей челяди), выразительное чтение отрывка из рассказа, обсуждение отдельных эпизодов и сцен рассказа, работа по опорной схеме

Обсуждение отдельных эпизодов и сцен рассказа



47.

Духовные и нравственные качества Герасима – сила, достоинство, сострадание, великодушие, трудолюбие. Протест героя против отношений барства и рабства. Подготовка к сочинению

Ответы на вопросы: выразительное чтение, выборочное чтение эпизодов, чтение диалогов по ролям, устное словесное рисование; комментирование художественного произведения, самостоятельный поиск ответов на проблемные вопросы; сопоставление главного героя с другими персонажами

Чтение диалогов. Художественный пересказ эпизодов. Составление плана характеристики литературного героя

Портрет, пейзаж, литературный герой, тема, идея сочинения, план, тип речи: рассуждение, повествование


48.

Анализ сочинений. Работа над ошибками

Анализ сочинений, работа над ошибками




49

А.А.Фет. Краткий рассказ о поэте. Стихотворение «Весенний дождь»

Чтение статьи в учебнике, чтение стихотворения и полноценное его восприятие; ответы на вопросы; выразительное чтение, работа с ассоциациями

Выразительное чтение

Метафора

interneturok.ru/


50.

Л.Н.Толстой: детство, начало литературной деятельности. Рассказ-быль «Кавказский пленник». Сюжет рассказа.

Чтение статьи учебника о писателе, чтение художественного произведения, полноценное его восприятие; краткий и выборочный пересказы, ответы на вопросы; сопоставление произведений художественной литературы, принадлежащих к одному жанру

Определить события, позволяющие сопоставить и оценить поведение Жилина и Костылина в минуты опасности.Озаглавить каждое событие, записать название в виде плана. Тест на знание содержания прочитанного произведения

Идея, сюжет, рассказ

Презентация

51.

Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы

Художественный пересказ, рассказ от лица Жилина; самостоятельный поиск ответов на проблемные вопросы, комментирование глав 3-6; сравнение характеров, поведения двух литературных персонажей

Озаглавить эпизоды, в которых ярче всего проявилось различие характеров Жилина и Костылина. Рассказ от лица Жилина, как он встретился с врагом, что он думал и чувствовал в бою. Составление плана эпизода «Неудавшийся побег». Ответить на вопрос: зачем Толстой обращается к противопоставлению Жилина и Костылина?

План (простой, сложный), говорящая фамилия, «жила», «костыль»

school-collection.edu.ru/collection/


52.

Обучение сравнительной характеристике героев «Жилин и Костылин: разные судьбы»

Работа над планом, над вступлением и заключением, над логическими переходами

Работа над планом



53.

А.П.Чехов. Слово о писателе. «Хирургия»

Чтение статьи о писателе, чтение рассказа и полноценное его восприятие; осмысление сюжета, изображенных в нем событий, характеров, ответы на вопросы; чтение по ролям; установление ассоциативных связей с иллюстрацией

Чтение по ролям

Идея, сюжет, рассказ


54.

Юмор и сатира в творчестве А.П.Чехова

Чтение статьи «О смешном в литературном произведении. Юмор»; выразительное чтение, устное словесное рисование, рассказ о писателе, инсценированное чтение;

Художественный пересказ, чтение в лицах, инсценирование

Подтекст, художественная деталь


55.

Рассказы Антоши Чехонте

Комментирование художественного произведения , анализ художественного текста

чтение в лицах, инсценирование

Идея, сюжет, рассказ


56.

Образы природы в русской поэзии. Образ весны. Ф.И.Тютчев, А.Н.Плещеев. Образ лета. И.С.Никитин, Ф.И.Тютчев

Чтение стихотворений и полноценное их восприятие; ответы на вопросы; выразительное чтение, устное рисование; установление ассоциативных связей с произведениями живописи и музыки

Ответить на вопрос: почему весна символизирует расцвет природы и сил человека, лето – зрелость, осень – увядание, зима – финал, конец, умирание? Устное словесное рисование

Олицетворение, эпитет


57.

Образ осени. Ф.И.Тютчев, А.Н.Майков. Образ зимы. И.С.Никитин, И.З.Суриков.

Чтение стихотворений и полноценное их восприятие; ответы на вопросы; выразительное чтение, устное рисование; установление ассоциативных связей с произведениями живописи и музыки

Устное словесное рисование, выразительное чтение

Олицетворение, эпитет


58.

Образы русской природы в поэзии. Рифма, ритм. Анализ стихотворения

Чтение стихотворений и полноценное их восприятие; ответы на вопросы; выразительное чтение, устное рисование; восстановление деформированного текста, анализ стихотворения

Анализ стихотворения

Лирический герой, эпитет, метафора


Из литературы 20 века (30 часов)


59.

И.А.Бунин: страницы биографии. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине

Чтение статьи о писателе, чтение рассказа и его полноценное восприятие; ответы на вопросы; установление ассоциативных связей с произведениями живописи, комментированное чтение; анализ текста

Анализ текста. Ответить на вопрос: в чем заключается своеобразие языка Бунина? О чем размышляет автор в конце расскза?

Рассказ, рассказчик


60.

В.Г.Короленко. Слово о писателе. «В дурном обществе»

Чтение статьи о писателе; осмысление сюжета произведения, изображенных в нем событий, характеров, ответы на вопросы; пересказ, близкий к тексту, выборочный пересказ; заочная экскурсия по Княж-городку, устное словесное рисование; комментирование художественного текста, установление ассоциативных связей с произведениями живописи

Комментированное чтение главы «Я и мой отец». Ответить на вопросы: что гонит Васю из родного дома? Каковы причины отчуждения между Васей и его отцом? Устное словесное рисование «Вася и судья на скамейке»

Повесть

interneturok.ru/


61.

Повесть. Сюжет и композиция повести «В дурном обществе»

Беседа по вопросам, работа с текстом произведения, выразительное чтение, составление плана повести, работа над планом характеристики героев

Составление плана

Повесть, рассказ, роман, сюжет, сюжетная линия


62.

Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Путь Васи к правде и добру

Пересказ, близкий к тексту; выразительное чтение заключительной сцены; комментирование художественного произведения, установление ассоциативных связей; сопоставительный анализ образов героев, работа с иллюстрациями

Ответить на вопросы: как и почему изменился Вася за столь короткий промежуток времени, почему знакомство с «детьми подземелья» оказалось судьбоносным для всей семьи Васи? Состав ление плана ответа на вопрос: какими средствами пользуется автор, чтобы создать ужасающую картину жизни детей подземелья?

Деталь, контраст, авторское отношение, символ


63.

Глава «Кукла» - кульминация повести. Простота и выразительность языка повести

Выразительное чтение глав, работа над языком повести, беседа, анализ эпизодов

Анализ эпизодов

Тема, заглавие

interneturok.ru/


64.

Путь Васи к правде и добру. Обучение работе над сочинением

Обдумывание темы, определение идеи сочинения, подбор материала, составление плана, редактирование и переписывание

Написание сочинения

Редактирование, композиция, логическая связь


65.

С.А.Есенин. Слово о поэте. Образ родного дома в стихах Есенина

Чтение статьи о поэте, чтение стихотворений, их восприятие, ответы на вопросы, выразительное чтение

Выразительное чтение

Лал, эпитет, мужские рифмы, перекрестная рифмовка, метафора


66.

П.П.Бажов. Рассказ о жизни и творчестве писателя. «Медной горы Хозяйка» Отличие сказа от сказки

Чтение статьи о писателе; комментированное чтение, работа над пересказом, знакомство с жанром сказа, с его отличием от сказки

Ответить на вопросы: похож ли сказ от сказки? Чем он отличается от нее?

Сказка, сказ


67.

Язык сказа. Реальность и фантастика в сказе. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя

Работа над языком сказа, выразительное чтение, беседа по вопросам, обсуждение иллюстраций

Выразительное чтение. Творческий пересказ

Реальность, фантастика

wiki.tgl.net.ru/.../Ресурсы_Интернет_для_преподавателей_русского_..

68.

«Малахитовая шкатулка». Сказы П.П.Бажова

Выборочный пересказ, беседа по творчеству П.П.Бажова,

Обсуждение иллюстраций, выразительное чтение

Викторина. Конкурс творческих работ



69.

К.Г.Паустовский: страницы биографии. Сказка «Теплый хлеб». Герои сказки

Чтение статьи о писателе, викторина, беседа по содержанию сказки, работа над главными героями сказки

Викторина

Эпитет, постоянный эпитет, народная сказка, литературная сказка

interneturok.ru/


70.

Нравственные уроки сказки «Теплый хлеб». Реальные и фантастические события и персонажи сказки

Выразительное чтение, анализ эпизода, инсценировка, беседа

Выразительное чтение, анализ эпизода

Народная сказка, литературная сказка


71.

К.Г.Паустовский. Рассказ «Заячьи лапы»

Выборочное чтение рассказа, его восприятие; краткий пересказ; устное словесное рисование, комментирование художественного текста

Составить план рассказа

Ветеринар, онучи, коновал, суховей

wiki.tgl.net.ru/.../Ресурсы_Интернет_для_преподавателей_русского_..

72.

С.Я.Маршак. Слово о писателе. Пьеса-сказка С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев»

Чтение статьи о писателе, выборочное чтение отдельных сцен; ответы на вопросы; выразительное чтение, устное словесное рисование, чтение по ролям; сопоставление художественных текстов (легенды и сказки)

Чтение по ролям. Устное словесное рисование (описание королевы, деревенской избы, мачехи).

Драма, драматический сюжет, действующие лица, ремарки, диалог, монолог, драматург, пьеса


73.

Положительные и отрицательные герои. Художественные особенности пьесы-сказки

Осмысление сюжета сказки, изображенных в ней событий; инсценирование, чтение по ролям, устное словесное рисование; самостоятельный поиск ответов на проблемные вопросы; анализ текста, сопоставление сказки Маршака с народными сказками, со сказкой Г.Х. Андерсена «Снежная королева»

Устное словесное рисование (описание костюмов двенадцати месяцев; какой представляют декорацию в картине встречи подчерицы и двенадцати месяцев). Инсценирование


interneturok.ru/



74.

Роды и жанры литературы. Герои пьесы-сказки. Победа добра над злом

Самостоятельная работа, выразительное чтение, беседа по вопросам

Самостоятельная работа «Роды и жанры литературы»

Лирика, драма, эпос; басня, ода, повесть, рассказ, пьеса


75.

А.П.Платонов. Слово о писателе. Маленький мечтатель Андрея Платонова в рассказе «Никита»

Чтение статьи об авторе; художественный пересказ фрагмента, составление словаря для характеристики предметов и явлений; комментирование эпизода «Встреча с отцом», установление ассоциативных связей с произведениями живописи

Составление плана рассказа о главном герое. Ответить на вопрос: какую роль играет эпизод встречи Никиты с отцом?


interneturok.ru/



76.

Жизнь как борьба добра и зла. Тема человеческого труда в рассказе «Никита». Характеристика героя. Язык рассказа А.П.Платонова

Составление плана рассказа; работа с иллюстрациями; рассказ о Никите; наблюдение над языком рассказа А.П.Платонова; сравнительный анализ произведений

Самостоятельная работа над языком рассказа; сравнительный анализ произведений

Платоновские выражения


77






78.

В.П.Астафьев: детство писателя. «Васюткино озеро» Сюжет рассказа, его герои

Чтение статьи о писателе, выборочное чтение эпизодов, восприятие прочитанного; пересказ, ответы на вопросы; чтение по ролям; комментирование текста художественного произведения, установление ассоциативных связей с произведением живописи

Пересказ истории с глухарем. Ответить на вопрос: зачем эта история введена писателем в рассказ? Чтение по ролям эпизода встречи Васютки с экипажем бота «Игарец»

Слова и выражения, характерные для стиля В.П.Астафьева

Презентация

79.

Человек и природа в рассказе

Осмысление сюжета рассказа, ответы на вопросы; составление киносценария на тему «Как Васютка заблудился», устное словесное рисование; комментирование художественного произведения

Сопоставление двух эпизодов: описание тайги в начале рас-сказа и «Тайга… тайга … без конца…». Чем различаются два описания и в чем причина этих различий? Пересказ от 1 лица эпизода «Первая ночь в лесу». Составление киносценария на тему «Как Васютка заблудился». Составление лексического ряда, раскрывающего смену чувств и мыслей героя

Тема, проблема произведения, авторская позиция

interneturok.ru/



80.

Сочинение « Тайга, наша кормилица, хлипких не любит». Становление характера Васютки (по рассказу В.П.Астафьева «Васюткино озеро»)»

Подготовка к сочинению, обсуждение планов, работа над сочинением

Сочинение «Тайга, наша кормилица, хлипких не любит». Становление характера Васютки (по рассказу В.П Астафьева «Васюткино озеро»)»



88.

В.П.Астафьев. «Зачем я убил коростеля?», «Белогрудка»

Пересказ, выразительное чтение отрывков из рассказов Астафьева

Выразительное чтение отрывков из рассказов Астафьева


Презентация

89.

Джек Лондон. Трудная, но интересная жизнь (слово о писателе). «Сказание о Кише»

Чтение статьи о писателе; осмысление сюжета произведения, ответы на вопросы, пересказ (краткий, выборочный, от лица героя); установление ассоциативных связей с произведением живописи, комментирование художественного текста

Составление цитатного плана рассказа, пересказы эпизодов (краткий, выборочный, от лица героя)

Герой литературного произведения

Презентация

90.

Поэтическая летопись Великой Отечественной войны. А.Т.Твардовский. «Рассказ танкиста»

Выразительное чтение и частичный анализ стихотворений.

Выразительное чтение

Баллада

Презентация

91.

Подвиг бойцов крепости-героя Бреста. К.М.Симонов. «Майор привез мальчишку на лафете…». Поэма-баллада «Сын артиллериста»

Выразительное чтение и частичный анализ стихотворений

Выразительное чтение.



92.

Великая Отечественная война в жизни моей семьи

Чтение стихотворений, со-общение о Великой Отечественной войне в жизни моей семьи, прослушивание песен военных лет

Сообщение о Великой Отечественной войне в жизни моей семьи



93.

Р.к. Война и дети - тема стихотворений о войне в творчестве ленинградких поэтов

Знакомство с поэзией ВО войны ленинградских и гатчинских поэтов , чтение стихотворений, анализ произведений

Чтение стихотворений, анализ произведений


irina2010.ucoz.ru/index/0-2

94.

Стихотворения И.А.Бунина. «Помню – долгий зимний вечер…»

Чтение стихотворений, полноценное их восприятие; ответы на вопросы; выразительное чтение, устное словесное рисование

Выразительное чтение, устное словесное рисование



95.

Картина В.М.Васнецова «Аленушка». А.А.Прокофьев «Аленушка» («Пруд заглохший весь в зеленой ряске…»). Д.Б.Кедрин «Аленушка» («Стойбище осеннего тумана..»)

Чтение стихотворений, полноценное их восприятие; ответы на вопросы; выразительное чтение, устное словесное рисование, установление ассоциативных связей с произведением живописи

Выразительное чтение, устное словесное рисование, сравнительный анализ произведений

Метафора

interneturok.ru/


96.

Н.М.Рубцов. «Родная деревня». Дон-Аминадо. «Города и годы»

Чтение стихотворений, полноценное их восприятие; ответы на вопросы; выразительное чтение, устное словесное рисование

Выразительное чтение, устное словесное рисование

Эпитет, инверсия


97.

Саша Черный. Рассказы «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Юмор

Чтение статьи о писателе, ответы на вопросы, обсуждение содержания, обучение выразительному чтению по ролям

Выразительное чтение по ролям

Интерьер, юмор, юмористический

Презентация


Роберт Льюис Стивенсон. Баллада «Вересковый мед»

Чтение статьи о писателе, чтение баллады; ответы на вопросы; выразительное чтение

Выразительное чтение

Вереск, пикты, скотты


98.

Даниэль Дефо. Слово о писателе. «Робинзон Крузо»

Чтение статьи о писателе, чтение гл. 6 «Робинзон на необитаемом острове»; ответы на вопросы, пересказ (воспроизведение сюжета); сопоставление художественных произведений

Составление плана всех приключений Робинзона Крузо. Пересказ эпизодов

Робинзон, робинзонада


99.

Марк Твен. Слово о писателе. «Приключения Тома Сойера». Жизнь и заботы Тома Сойера

Чтение статьи об авторе, чтение эпизодов; ответы на вопросы, осмысление сюжета, изображенных в произведении событий, пересказ (гл. 12, 21 – о проделках Тома); инсценирование эпизодов из главы 1 и 2; установление ассоциативных связей с произведением живописи

Пересказ любимых эпизодов из романа, пересказ гл. 12, 21. Инсценирование эпизодов «Том и тетя Поли», «Том – маляр»


interneturok.ru/


100-101

Том Сойер и его друзья

Сообщение о писателе, пересказ эпизодов «Том и его друзья», сравнение Тома и Сида; анализ текста

Пересказ эпизода (игра Тома и Джеда в Робин Гуда), сравнение Тома и Сида в эпизоде (Сид съел сахар и свалил вину на Тома). Анализ сцены «В пещере»



102

Подведение итогов год Рекомендации для летнего чтения а.

Ответы на вопросы












Планируемые результаты изучения предмета


Личностные:

совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;

использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).

Метапредметные:

умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
• умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

Предметные :

1)в познавательной сфере:
• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейнохудожественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
2) в ценностно-ориентационной сфере:
• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;

3) в коммуникативной сфере:
• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
4) в эстетической сфере:
• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

Учебное и учебно-методическое обеспечение


Для учащихся:

1. Коровина В.Я. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 5 класса: в 2ч. – М.: Просвещение, 2012.

2. Коровина В.Я. и др. Читаем, думаем, спорим …: Дидактический материал по литературе: 5 класс. – М.: Просвещение, 2011.


Для учителя:

1. Аркин И.И. Уроки литературы в 5-6 классах: Практическая методика: Кн. Для учителя. – М. Просвещение, 2010.

2. Беломестных О.Б., Корнеева М.С., Золотарёва И.В. Поурочное планирование по литературе. 5 класс. – М.: ВАКО, 2012.

3. Демиденко Е.Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 классы. – М.: Дрофа, 2010.

4. Ерёмина О.А. Поурочное планирование по литературе: 5 кл.: Методическое пособие к учебнику-хрестоматии Коровиной В.Я. и др. «Литература. 5 кл.» / О.А. Ерёменко. – М.: Изд-во «Экзамен», 2013.

5. Золотарёва И.В., Егорова Н.В. универсальные поурочные разработки по литературе. 5 класс. –Изд. 3-е, исправл. и дополн. – М.: ВАКО, 2012.

6. Коровина В.Я. , Збарский И.С. Литература: Методические советы: 5 класс. –М.:Просвещение, 2010.

7. Миронова Н.А. Тесты по литературе: 5 кл.: к учебнику В.Я. Коровиной и др. «Литература. 5 класс». – М.: Издательство «Экзамен», 2013

8. Фонохрестоматия к учебнику- хрестоматии для 5 класса



КТП по литературе для обучающихся 5 класса
  • Русский язык и литература
Описание:

Общая характеристика программы

   Рабочая программа по литературе  для обучающихся 5  класса  основной общеобразовательной школы 

 Пояснительная записка содержит: общую характеристику программы, общую характеристику учебного предмета, требования к уровню подготовки учащихся за курс литературы 5 класса(личностные результаты, метапредметные результаты изучения литературы в основной школе, выражение предметных результатов),содержание тем учебного курса, календарно-тематическое поурочное планирование на 102 часа.

 

 

 

 

 

Автор Трошкина Людмила Михайловна
Дата добавления 30.12.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 422
Номер материала 18815
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓