- 04.10.2020
- 1954
- 3
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Рабочая программа
по изобразительному искусству в 4классе
учителя
муниципального бюджетного образовательного учреждения
«Майская средняя общеобразовательная школа»
Бучневой Натальи Владимировны
2014-2015 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» в 4 классе составлена на основе следующих нормативно - правовых документов:
-Закона Российской Федерации «Об образовании» от 29.12.2012 г.
-Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) образования, утвержденный приказом Министерство Образования РФ от 5 марта 2004 года №1099;
-Федерального перечня учебников, рекомендованного (допущенных) к использованию в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014-2015 учебный год. Приказ № 253 от 31 марта 2014 года
-Приказа Министерства образования и науки России от 3 июня 2011 года № 1994 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерный учебный планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказам Министерством образования РФ от 9 марта 2004 года №1312»;
-Приказа Министерства образования и науки РБ от 26.08.2013 № 1646/1 «О формировании учебных планов ОУ РБ»
- Устава МБОУ «Майская СОШ» от 30 ноября 2011 года;
-«Основной образовательной программы МБОУ «Майская СОШ» на 2014-15 учебный год» от 29 августа 2014 года.
-Учебного плана МБОУ «Майская СОШ» от 29.08.2014 года
-Положения о рабочей программе «МБОУ «Майская СОШ» от 29 августа 2014 года протокол № 1.
-Примерной программы начального образования ФГОС, примерной программы по технологии, УМК Школа России под редакцией А.А. Плешакова («Технология», авторы: Н. И. Роговцева, Н. В. Богданова, И. П. Фрейтаг) для 4 класса общеобразовательной школы » и составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта Нового поколения ФГОС НОО
Место учебного предмета в учебном плане
В федеральном базисном учебном плане на изучение изобразительного искусства
в 4 классе начальной школы отводится по 1 часу в неделю, всего 34 ч
Цель учебного предмета:
· Приоритетная цель художественного образования в школе - духовно-нравственное развитие ребёнка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истиной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира. Воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство;
· развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;
· освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне — их роли в жизни человека и общества;
· овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.
Задачи обучения:
формирование навыков работы с различными художественными материалами;
Одна из главных задач курса - развитие у ребенка интереса к внутреннему миручеловека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания. Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т. е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только тогда знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.
Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание - проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению - основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт.
Содержание учебного предмета
Программа «Изобразительное искусство» в 4 классе «Каждый народ – художник» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности. Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Прежде всего, ребёнок постигает искусство своей Родины, а потом знакомится с искусством других народов, с искусством древних цивилизаций- Египта, стран Востока, народов Севера и Древней Греции. Художественные культуры народов рассматриваются в русле системы, объединяющей образы природы и человека в искусстве, традиции народных праздников.
В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Ребёнок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребёнка - главный смысловой стержень курса.
Систематизирующей основой уроков является выделение трех главных направлений художественной деятельности- изобразительной, декоративной, конструктивной. Они представлены в игровой форме как три брата- Мастера: Изображения, Украшения, Постройки. Средства художественной выразительности - форма, пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объем, фактура материала, ритм, композиция - осваиваются учащимися на всем протяжении обучения.
На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом.
Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиску истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры. скульптуры , живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа.
Приоритетная цель художественного образования в школе- духовно-нравственное развитие ребёнка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истиной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.
Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма.
Одна из главных задач курса - развитие у ребенка интереса к внутреннему миручеловека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания. Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т. е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только тогда знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.
Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание - проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению - основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально- ценностных критериев жизни.
Тематическое планирование - 34 часа
Истоки родного края-8ч
Пейзаж родной земли-1ч
Красота природы в произведениях русской живописи-1ч
Деревня – деревянный мир. Русская деревянная изба.-1ч
Деревня – деревянная изба-1ч
Красота человека-1ч
Русская красавица- 1ч
Образ русского человека в произведениях художников-1ч
Календарные праздники-1ч
Народные праздники-1ч
Древние города нашей земли-7ч
Родной уголок-1ч
Древние соборы -1ч
Города Русской земли- 1ч
Древнерусские воины-защитники-1ч
«Золотое кольцо»-1ч
Узорочье теремов-1ч
Праздничный пир в теремных палатах-1ч
Каждый народ- художник- 11ч
Страна восходящего солнца.Праздник цветения сакуры-1ч
Искусство оригами-1ч
Страна восходящего солнца. Образ человека, характер одежды в японской культуре-1ч
Народы гор и степей-2ч
Города в пустыне- 1ч
Древняя Эллада-1ч
Олимпийские игры-1ч
Средневековой город-1ч
Образ готического храма в средневековом городе-1ч
Многообразие художественных культур в мире. Обобщение темы-1ч
Искусство объединяет народы- 8ч
Материнство в искусстве-1ч
Образ Богоматери в русском и западно – европейском искусстве-1ч
Мудрость старости-1ч
Сопереживание-1ч
Герои- защитники-1ч
Героическая тема в искусстве разных народов-1ч
Юность и надежды-1ч
Искусство народов мира. Обобщение темы-1ч
Перечень учебно-методического обеспечения:
Для учителя:
1. С.В.Анащенкова, М.А Бантова и др « Сборник программам «Школа России» 1-4класс» по ФГОС. Изд-во «Просвещение» 2011г 2.Л.А Неменская : Изобразительное искусство «Каждый народ- художник» / под ред Б.М. Неменского. Учебник. 4 класс. М.: «Просвещение», 2014 г
3.МА Давыдова: Уроки изобразительного искусства. Поурочные разработки. 4 класс. М.: «ВАКО», 2014 г
4.Дорожкин, Ю. Г. Хохломская роспись. - М.: Мозайский, 1999,
5.Жегалова, С. И. Росписи Хохломы. - М.: Детская литература, 1991,
6.Дорожкин, Ю. Г. Городецкая роспись. -М.: Мозайский, 1999.
7.Дорожкин, Ю. Г. Жостовская роспись. -М.: Мозайский, 1999.
8.Проектор «acer»
9. Процессор « DEPO»- «WRITEMASTER »
10.Монитор «SAMSUNG» - «SYNCMASTER »
11.Принтер «ML-1640»
12Экран 2х3м
Для учащихся:
1. 2.Л.А Неменская : Изобразительное искусство «Каждый народ- художник» / под ред Б.М. Неменского. Учебник. 4 класс. М.: «Просвещение», 2014 г
2. Л.А. Неменская. «Твоя мастерская»- рабочая тетрадь.Рабочая тетрадь. 4 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений,
Москва. Просвещение 2014г.
Интернет- ресурсы:
proshkolu.ru;
uchitel-izd.ru;
pedmir.ru
http://www.uchmet.ru
http://www.openclass.ru/user
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся к концу 4 класса в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом и с учетом примерной программы:
В конце 4 класса учащиеся должны иметь представление:
• о творчестве художников – иллюстраторов детских книг;
• о художественных промыслах: хохломской росписи посуды, дымковской глиняной игрушке
Обучающиеся должны знать:
Технику работы с акварелью, гуашью, карандашом, фломастерами;
Приемы работы с некоторыми видами материалов( бумага, пластилин);
Истоки художественного творчества- отражение красоты природы, образов людей, их жилищ, народных праздневств и традиций;
• новые термины: прикладное искусство, книжная иллюстрация, искусство книги, живопись, скульптура, натюрморт, пейзаж, портрет;
• разные типы музеев: художественные, архитектурные, музеи-мемориалы;
• что в создании разнообразных предметов и вещей важную роль играет выбор материалов, форм, узоров, конструкций.
Обучающиеся должны уметь:
• работать с пластилином, конструировать из бумаги макеты;
• выразительно использовать гуашь, мелки, аппликацию;
• использовать элементарные приемы изображения пространства;
• передавать пропорции человеческого тела, движения человека;
• правильно определять и изображать форму предметов, их пропорции.
логии
К концу учебного года учащиеся должны:
усвоить основы трёх видов художественной деятельности: изображение на плоскости и в объёме; постройка или художественное конструирование на плоскости, в объёме и пространстве; украшение или декоративная художественная деятельность с использованием различных художественных материалов; приобрести первичные навыки художественной работы в следующих видах искусства: живопись, графика, скульптура, дизайн, начала архитектуры, декоративно-прикладные и народные формы искусства; развить по возможности свои наблюдательные и познавательные способности, эмоциональную отзывчивость на эстетические явления в природе и деятельности человека; развить фантазию, воображение, проявляющиеся в конкретных формах творческой художественной деятельности; освоить выразительные возможности художественных материалов: гуашь, акварель, пастель и мелки, уголь, карандаш, пластилин, бумага для конструирования; приобрести навыки художественного восприятия различных видов искусства, начальное понимание особенностей образного языка различных видов искусства и их социальной роли, т. е. значение в жизни человека и общества; научиться анализировать произведения искусства, обрести знание конкретных произведений выдающихся художников в различных видах искусства; научиться активно использовать художественные термины и понятия; овладеть опытом самостоятельной творческой деятельности, а также приобрести навыки коллективного творчества, умение взаимодействовать в процессе совместной художественной деятельности; приобрести первичные навыки изображения предметного мира, изображение растений и животных, начальные навыки изображения пространства на плоскости и пространственных построений, первичные представления об изображении человека на плоскости и в объёме; приобрести навыки общения через выражение художественного смысла, выражение эмоционального состояния, своего отношения в творческой художественной деятельности и при восприятии произведений искусства и творчества своих товарищей; приобрести знания о роли художника в различных сферах жизнедеятельности человека, в организации форм общения людей, в создании среды жизни и предметного мира; сформировать представления о деятельности художника в синтетических и зрелищных видах искусства (в театре и кино).
Критериями оценивания работ являются параметры:
оформление (оригинальность дизайна, цветовое решение, оптимальность сочетания объектов),
техника выполнения (оправданность выбранных средств, использование различных средств, использование различных способов изображения),
техническая реализация (сложность организации работы, соответствие рисунка заданной теме, название рисунка)
Результаты изучения учебного предмета.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся:
-чувства гордости за культуру и искусство Родины, своего народа.
-уважительное отношение к культуре искусству других народов нашей страны и мира в целом.
-понимание особой роли культуры в жизни общества и каждого отдельного человека.
-эстетические чувства художественно-творческое мышление, наблюдательность, фантазия.
-эстетические потребности; потребности в общении с искусством, природой, потребности в творческом отношении к окружающему миру, потребности в самостоятельной практической творческой деятельности.
-навыки коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя.
-умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач данной темы.
Четвероклассник получит возможность для формирования:
-понимания значения изобразительного искусства в жизни человека.
-понимания роли искусства в собственной жизни.
-внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к предмету «Изобразительное искусство» через освоение роли автора своих художественных работ.
-уважения к чувствам и настроениям другого человека, представления о дружбе, доброжелательным отношениям к людям.
-мотивации к коллективной творческой работе.
-представления о труде художника, его роли в жизни каждого человека.
-личностной идентификации на основе общего представления о творческом самовыражении, о мире профессий в изобразительном искусстве.
Метапредметные учебные действия:
-овладеет умением творческого видения с позиции художника.
овладеет умением вести диалог, распределять функции в роли выполнения коллективной творческой работы.
-использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнения творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию.
-планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач.
-рационально строить самостоятельную творческую деятельность, организовывать место занятий.
-осознано стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более оригинальных творческих результатов
получит возможность:
-принимать художественную задачу, инструкцию учителя и ход выполнения работы, предложенный в учебнике.
-на первоначальном уровне понимать особенности художественного замысла и его воплощения.
-осуществлять под руководством учителя контроль по результату своей деятельности.
-воспринимать мнение и предложения своих сверстников.
-соотносить произведения по настроению, форме, по средствам художественной выразительности.
-делать несложные выводы.
-обсуждать со сверстниками ход выполнения работы и её результаты.
-использовать простые речевые средства для передачи своего впечатления от произведения живописи.
-следить за действиями других участников в совместной деятельности.
Предметные результаты.
Опыт учащихся в художественно-творческой деятельности
различать виды и жанры в ИЗО.
-понимать образную природу искусства.
-эстетически оценивать явления природы, события окружающего мира.
-применять художественные умения, знания и представления в процессе выполнения художественно-творческой работы.
-узнавать, воспринимать и осмысливать несколько великих произведений русского и мирового искусства.
-обсуждать и анализировать произведения искусства.
-усвоить названия ведущих музеев России и своего региона.
-видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике.
-использовать в художественно-творческой деятельности различные материалы и техники
-компоновать на плоскости листа и в объеме, задуманный образ.
освоить умения применять в художественно-творческой деятельности основы цветоведения, графической грамотности.
-овладеть навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина,
навыками изображения средствами аппликации и коллажа.
рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную культуру.
-эстетически воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, свидетелей нашей истории.
-объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современников.
-выражать в изобразительной деятельности свое отношение к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов.
-приводить примеры произведений искусств, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
-понимать содержание и выразительные средства художественных произведений.
-сопоставлять объекты и явления реальной жизни и их образы, выраженные в произведениях искусств, и объяснять их разницу.
-выражать в беседе свое отношение к произведению искусства.
-создавать графическими средствами выразительные образы природы, человека, животного.
-выбирать характер линий для изображения того или иного образа.
-овладеть на практике основами цветоведения.
-использовать пропорциональные соотношения лица, фигуры человека при создании портрета.
-создавать средствами живописи эмоционально-выразительные образы природы.
-изображать пейзажи, натюрморты, выражая к ним свое эмоциональное отношение.
Список литературы:
С.В.Анащенкова, М.А Бантова и др « Сборник программам «Школа России» 1-4класс» по ФГОС. Изд-во «Просвещение» 2011г 2.Л.А Неменская : Изобразительное искусство «Каждый народ- художник» / под ред Б.М. Неменского. Учебник. 4 класс. М.: «Просвещение», 2014 г
3.МА Давыдова: Уроки изобразительного искусства. Поурочные разработки. 4 класс. М.: «ВАКО», 2014 г
4.Дорожкин, Ю. Г. Хохломская роспись. - М.: Мозайский, 1999,
5.Жегалова, С. И. Росписи Хохломы. - М.: Детская литература, 1991,
6.Дорожкин, Ю. Г. Городецкая роспись. -М.: Мозайский, 1999.
7.Дорожкин, Ю. Г. Жостовская роспись. -М.: Мозайский, 1999.
Л.А Неменская : Изобразительное искусство «Каждый народ- художник» / под ред Б.М. Неменского. Учебник. 4 класс. М.: «Просвещение», 2014 г
Л.А. Неменская. «Твоя мастерская»- рабочая тетрадь.Рабочая тетрадь. 4 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений,
Москва. Просвещение 2014г.
Интернет- ресурсы:
proshkolu.ru;
uchitel-izd.ru;
pedmir.ru
6 661 574 материала в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Бучнева Наталья Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
500/1000 ч.
Курс повышения квалификации
36 ч. — 144 ч.
Курс повышения квалификации
72 ч. — 180 ч.
Курс повышения квалификации
36 ч. — 144 ч.
Мини-курс
3 ч.
Мини-курс
4 ч.
Мини-курс
6 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.