РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Предмет: технология
Класс : 3
Уровень: базовый (ФГОС НОО)
УМК: «Начальная школа 21 века»
под редакцией Н.Ф.Виноградовой
Учебный год: 2013-2014
I. Пояснительная
записка
Рабочая программа
по технологии составлена на основе :
- Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования»
(2009);
- «Фундаментального
ядра содержания общего образования» (под редакцией В.В.Козлова,
А.М.Кондакова);
- Базисного
учебного плана ;
- «Планируемых
результатов начального общего образования» (под редакцией Г.С.Ковалевой,
О.Б.Логиновой)
- «Примерных
программ начального общего образования» ;
- Авторской программы
«Технология» Е. А. Лутцевой (УМК «Начальная школа XXI века» под
редакцией Н.Ф. Виноградовой).
Программа обеспечена следующим методическим комплектом:
1. Е. А. Лутцева.
Технология. Ступеньки к мастерству: Учебник для учащихся 3 класса общеобразовательных
учреждений. - М.: Вентана – Граф, 2010
2. Е. А. Лутцева. Технология. Учимся
мастерству: 3 класс: Рабочая тетрадь для учащихся 1 класса
общеобразовательных учреждений - М.: Вентана – Граф, 2011.- 96с.: ил. –
(«Начальная школа XXI века»).
Объем программы: программа рассчитана на 34
часа в год ( 1 час в неделю)
В начальной
школе закладываются основы технологического образования, позволяющие,
во-первых, дать детям первоначальный опыт преобразовательной
художественно-творческой и технико-технологической деятельности, основанной
на образцах духовно-культурного содержания и современных достижениях науки
и техники, во-вторых, создать условия для
самовыражения
каждого ребёнка в его практической творческой деятельности через
активное изучение простейших законов создания предметной среды
посредством освоения технологии преобразования доступных материалов и
использования современных информационных
технологий.
Данный курс
носит интегрированный характер. Суть интеграции заключается в
знакомстве с различными явлениями материального мира, объединёнными
общими, присущими им закономерностями, которые проявляются в способах
реализации человеческой деятельности, в технологиях преобразования
сырья, энергии, информации. Практико-ориентированная направленность
содержания учебного предмета «Технология» обеспечивает интеграцию знаний,
полученных при изучении других учебных предметов (изобразительного
искусства, математики, окружающего мира, русского (родного) языка,
литературного чтения), и
позволяет
реализовать их в интеллектуально-практической деятельности ученика. Это, в
свою очередь, создаёт условия для развития инициативности, изобретательности,
гибкости мышления.
Изучение технологии в начальной
школе направлено на решение следующих задач:
● развитие
личностных качеств (активности, инициативности, воли, любознательности и
т. п.), интеллекта (внимания, памяти, восприятия, образного и
образно-логического мышления, речи) и творческих способностей (основ
творческой деятельности в целом и элементов технологического и
конструкторского мышления в частности);
● формирование общих представлений о мире, созданном умом и
руками человека, об истории деятельностного освоения мира (от открытия
способов удовлетворения элементарных жизненных потребностей до начала
технического прогресса и современных технологий), о взаимосвязи человека
с природой (как источника не
только сырьевых ресурсов, энергии, но и вдохновения, идей для
реализации технологических замыслов и проектов); о мире профессий и важности
правильного выбора профессии;
● формирование первоначальных
конструкторско-технологических и организационно-экономических
знаний, овладение технологическими приёмами ручной обработки материалов;
усвоение правил техники безопасного труда; приобретение навыков
самообслуживания;
● овладение
первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения
информации, использования компьютера; поиск (проверка) необходимой
информации в словарях, каталоге библиотеки.
● использование
приобретённых знаний о правилах создания предметной и информационной
среды для творческого решения несложных конструкторских,
художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач;
● развитие коммуникативной компетентности младших
школьников на основе организации совместной
продуктивной деятельности; приобретение первоначальных навыков совместной
продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и
организации;
● воспитание
экологически разумного отношения к природным ресурсам, умения видеть
положительные и отрицательные стороны технического прогресса, уважения к
людям труда и культурному наследию — результатам трудовой деятельности
предшествующих поколений.
II. Содержание образования по разделам в соответствии с ФГОС
Содержание
учебного предмета «Технология» имеет практико-ориентированную направленность.
Однако выполнение практических работ и изготовление изделий не являются
самоцелью. Практическая деятельность рассматривается как средство развития
социально значимых личностных качеств школьников, а также формирования системы
специальных технологических и универсальных учебных действий.
1.
Общекультурные и общетрудовые компетенции.
Основы культуры труда
Трудовая
деятельность и ее значение в жизни человека. Рукотворный мир как результат
труда человека; разнообразие предметов рукотворного мира (архитектура,
техника, предметы быта и декоративно-прикладного искусства и т. д.).
Элементарные
общие правила создания предметов рукотворного мира (удобство, эстетическая
выразительность, прочность; гармония предметов и окружающей среды). Бережное
отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов. Мастера и их профессии;
традиции и творчество мастера в созда нии предметной среды (общее представление).
Анализ
задания, организация рабочего места, планирование трудового процесса.
Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов,
распределение рабочего времени. Отбор и анализ информации (из учебника и других
дидактических материалов), ее использование в организации работы. Контроль и
корректировка хода работы. Работа в малых группах, осуществление
сотрудничества, выполнение социальных ролей (руководитель и подчиненный).
Элементарная
творческая и проектная деятельность (создание замысла, его детализация и
воплощение). Несложные коллективные, групповые и индивидуальные проекты.
Результат проектной деятельности — изделия, услуги (например, помощь ветеранам,
пенсионерам, инвалидам), праздники и т. п.
2.
Технология ручной обработки материалов. Элементы
графической грамоты
Общее
понятие о материалах; многообразие материалов и их практическое применение в
жизни; происхождение материалов и разнообразие их свойств (на уровне общих
представлений).
Подготовка
материалов к работе. Экономное расходование материалов. Выбор материалов по их
декоративно"художественным и конструктивным свойствам, использование
соответствующих способов обработки материалов в зависимости от назначения
изделия. Инструменты и приспособления для обработки материалов (знание названий
используемых инструментов), знание и соблюдение правил их рационального и
безопасного использования.
Общее
представление о технологическом процессе: анализ устройства и назначения
изделия; выстраивание последовательности практических действий и технологических
операций; подбор материалов и инструментов; экономная разметка; обработка с
целью получения деталей, сборка, отделка изделия; проверка изделия в действии,
внесение необходимых дополнений и изменений. Называние и выполнение основных
технологических операций ручной обработки материалов: разметка (на глаз, по
шаблону, трафарету, лекалу, копированием, с помощью линейки, угольника,
циркуля), обработка материала (отрывание, резание ножницами, канцелярским
ножом, сгибание, складывание), сборка и соединение деталей (клеевое, ниточное,
проволочное, винтовое), отделка изделия или его деталей (окрашивание, вышивка,
аппликация и др.).
Использование
измерений и построений для решения практических задач. Виды условных
графических изображений: рисунок, простейший чертеж, эскиз, развертка, схема
(их узнавание). Назначение линий чертежа (контур, линия надреза, сгиба,
размерная, осевая, центровая, разрыва). Чтение условных графических
изображений. Разметка деталей с опорой на простейший чертеж, эскиз. Изготовление
изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, схеме.
3. Конструирование и моделирование
Изделие,
деталь изделия (общее представление). Понятие о конструкции изделия; различные
виды конструкций и способы их сборки. Основные требования к изделию (соответствие
материала, конструкции и внешнего оформления назначению изделия).
Конструирование
и моделирование изделий из различных материалов по образцу, по модели и по
заданным условиям (технико"технологическим, функциональным,
декоративно"художественным и пр.).
4. Практика работы на компьютере (использование информационных
технологий)
Информация,
ее отбор, анализ и систематизация. Способы получения, хранения, переработки
информации.
Назначение
основных устройств компьютера для ввода, вывода, обработки информации.
Включение и выключение компьютера и подключаемых к нему устройств. Клавиатура,
общее представление о правилах клавиатурного письма, пользование мышью,
использование простейших средств текстового редактора. Простейшие приемы
поиска информации: по ключевым словам, каталогам. Соблюдение безопасных приемов
труда при работе на компьютере; бережное отношение к техническим устройствам.
Работа с ЦОР (цифровыми образовательными ресурсами), готовыми материалами на
электронных носителях (СD).
Работа
с простыми информационными объектами (текст, таблица, схема, рисунок):
преобразование, создание, сохранение, удаление. Вывод текста на принтер.
Создание небольшого текста по интересной детям тематике с использованием
изображений на экране компьютера.
III. Содержание курса 3 класса.
В
программе эти содержание представлено четырьмя разделами:
1.
Общекультурные и общетрудовые компетенции.
Основы культуры труда, самообслуживание.
2.
Технология ручной обработки материалов.
Элементы графической грамоты.
3.
Конструирование и моделирование.
4.
Использование информационных технологий
(практика работы на компьютере).
Содержание тем учебного курса.
Технико-технологические
знания и умения, основы технологической культуры
Элементы материаловедения. Некоторые виды искусственных и синтетических материалов
(бумага, металлы, ткани и др.), их исходное сырье, получение, применение.
Основы
конструкторских знаний и умений. Полезность, прочность и эстетичность как общие
требования к различным конструкциям. Связь назначения изделия и его конструктивных особенностей: формы, способов соединения,
соединительных материалов. Простейшие способы
достижения прочности конструкций
(соединение деталей внахлест, с помощью крепежных деталей, различными видами
клея, сшиванием и др.). Использование принципов действия существ животного мира для решения инженерных задач
(бионика).
Основы технологических знаний
и умений
Разметка разверток с опорой на их простейший
чертеж.
Линии чертежа (осевая, центровая). Преобразование разверток несложных форм (достраивание
элементов).
Сборка изделия.
Выбор способа
соединения и соединительного материала в зависимости от требований конструкции. Выполнение
рицовки с
помощью канцелярского ножа. Приемы безопасной работы им. Соединение деталей
косой строчкой через край.
Отделка (изделия и деталей) косой строчкой и
ее вариантами
(крестик, роспись, стебельчатая строчка и др.), кружевами, тесьмой, пуговицами и т. д.
Агротехнические приемы: пересадка и перевалка
растений, размножение
растений отпрысками и делением куста.
Техника как часть технологического
процесса, технологические
машины. Общий принцип работы ветряных и водяных мельниц. Паровой двигатель.
Информационная среда: основные источники {органы восприятия) информации, получаемой человеком. Сохранение и передача информации. Информационные технологии. Книга как древнейший вид графической информации.
Источники информации, используемые человеком в быту: телевидение, радио, печатные издания, персональный
компьютер и др.
Энергия природных стихий: ветра, воды (пара). Электричество, простейшая электрическая
цепь и ее компоненты. Простейшая схема электрической цепи с различными -:. потребителями
(лампочка, звонок, электродвигатель).
Из
истории техники и технологии
Непрерывность
процесса деятельностного освоения мира человеком и создания культуры. Материальные и духовные
потребности
человека как движущие силы прогресса. Отражение жизненной потребности,
практичности, конструктивных и технологических особенностей и национально-культурной специфики в жилище, его
обустройстве, убранстве, в быте и одежде людей. Ключевые технические изобретения от Средневековья до начала XX века. Использование энергии сил природы (вода> ветер, огонь)
для повышения производительности труда. Использование силы пара, электрической
энергии человеком для решения жизненно важных проблем в разные исторические периоды.
Зарождение наук. Взаимовлияние развития наук и технических изобретений человечества.
IV. Критерии оценки
Оценка деятельности учащихся осуществляется в конце каждого урока. Работы оцениваются
по следующим критериям:
• качество выполнения изучаемых на уроке приемов и
операций и работы в целом;
• степень самостоятельности в выполнении работы;
• уровень творческой деятельности (репродуктивный,
частично продуктивный, продуктивный), найденные продуктивные технические и
технологические решения.
Предпочтение следует отдавать качественной оценке
деятельности каждого ребенка на уроке: его творческим находкам в процессе
наблюдений, размышлений и самореализации.
Никакому оцениванию не подлежит: темп работы
ученика, личностные качества школьников, своеобразие их психических процессов
(особенности памяти, внимания, восприятия и др.).
Характеристика цифровой оценки
(отметки)
• “5” ставится,
если ученик выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой
последовательности, проявил организационно-трудовые умения (поддерживал чистоту
рабочего места и порядок на столе, экономно расходовал материалы, работа
аккуратная);
• “4” ставится,
если работа выполнена не совсем аккуратно, измерения не достаточно точные, на
рабочем месте нет должного порядка;
• “3” ставится,
если работа выполнена правильно только наполовину, ученик неопрятно, неэкономно
расходовал материал, не уложился в отведенное время.
Оценка
результатов предметно-творческой деятельности учащихся носит сквозной (накопительный) характер и осуществляется в ходе
текущих и тематических проверок . Текущему контролю подвергаются знания
и умения, которые являются составной частью комплексных знаний и
умений, например по обработке материалов, изготовлению конструкций
макетов и моделей. Особое внимание уделяется работам, для изготовления
которых были использованы чертёжные инструменты, поскольку умения владеть ими в
курсе технологии в начальной школе являются основными и базовыми для
большинства видов художественно-творческой деятельности.
Критерии оценки качественных
результатов выполнения заданий:
ñ полнота
и правильность ответа, соответствие изготовленной детали изделия или всего
изделия заданным характеристикам, аккуратность сборки деталей, общая
эстетика изделия – его композиционное и цветовое решение, внесение
творческих элементов в конструкцию или технологию изготовления изделия
(там, где это возможно или предусмотрено заданием).
ñ в
заданиях проектного характера внимание обращается на умения принять пос
тавленную задачу, искать и отбирать необходимую информацию находить решение
возникающих (или специально заданных) конструкторско-технологических проблем,
изготовлять изделие по заданным параметрам и оформлять сообщение, а
также отмечать активность, инициативность,
ñ коммуникабельность
учащихся, умения выполнять свою роль в группе, вносить предложения
для выполнения практической части задания, защищать проект.
Итоговая оценка
по технологии проводится в соответствии с
требованиями федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования. Для итоговой аттестации каждый ученик ведет
свой «Портфель достижений», куда собирает зачтённые результаты текущего
контроля, представленные в виде изделий или их фотографий, краткие описания
или отчёты о выполненных проектах и (или) проверочных заданий, грамоты,
благодарности и т. п.
V. Планируемые результаты обучения по окончании 3
класса
Предметные результаты включают:
ñ элементарные
знания о значении и месте трудовой деятельности в создании
общечеловеческой культуры; о простых и доступных правилах создания
функционального, комфортного и эстетически выразительного жизненного
пространства (удобство, эстетическая выразительность, прочность; гармония
предметов и окружающей среды);
ñ соответствующую
возрасту технологическую компетентность: знание используемых видов
материалов, их свойств, способов обработки; анализ устройства и
назначения изделия; умение определять необходимые действия и технологические
операции и применять их для решения практических задач; подбор материалов
и инструментов в соответствии с выдвинутым планом и прогнозом возможных
результатов; экономная разметка; обработка с целью получения деталей, сборка,
отделка изделия; проверка изделия в действии;
ñ достаточный
уровень графической грамотности: выполнение несложных измерений, чтение
доступных графических изображений, использование чертёжных инструментов
(линейка, угольник, циркуль) и приспособлений для разметки деталей изделий;
опора на рисунки, план, схемы, простейшие чертежи при решении задач по
моделированию, воспроизведению и конструированию объектов;
ñ умение
создавать несложные конструкции из разных материалов: исследование
конструктивных особенностей объектов, подбор материалов и технологии их
изготовления, проверка конструкции в действии, внесение корректив;
Метапредметные результаты обучения:
овладение такими
универсальными учебными действиями (УУД), как
ñ ориентировка
в задании, поиск, анализ и отбор необходимой информации, планирование
действий, прогнозирование результатов собственной и коллективной
технологической деятельности, осуществление объективного самоконтроля и
оценки собственной деятельности и деятельности своих товарищей, умение
находить и исправлять ошибки в своей практической работе;
ñ умение
самостоятельно справляться с доступными проблемами, реализовывать
реальные собственные замыслы, устанавливать доброжелательные
взаимоотношения в рабочей группе, выполнять разные социальные роли
(руководитель, подчиненный);
ñ развитие
личностных качеств: любознательности, доброжелательности, трудолюбия,
уважения к труду, внимательного отношения к старшим, младшим и
одноклассникам, стремления и готовности прийти на помощь тем, кто
нуждается в ней.
VI.
Информационно – методическое обеспечение
Перечень
учебно
- методического обеспечения.
- Бененсон Е. Н.,
Паутова А. Г. Информатика и ИКТ, 3 класс, Академкнига/Учебник
- Лутцева Е.А. Технология: Ступеньки к
мастерству: 3 класс: Органайзер для учителя: Сценарии уроков. – М.:
Вентана – Граф, 2007.- 224 с.:
- Технология. 3 класс: поурочные планы по
учебнику Т. Н. Просняковой «Уроки мастерства» / авт. – сост. Н. А.
Тараканова. – Волгоград: Учитель, 2007. – 255 с.
- Геронимус Т. М. Методика преподавания
технологии с практикумом. – М.: АСТ – ПРЕСС КНИГА, 2009. – 336 с.: ил.
- Лутцева Е.А. Технология: Ступеньки к
мастерству: Учебник для учащихся 3 класса общеобразовательных учреждений.-
М.: Вентана – Граф, 2010.- 128 с.: ил.
- Лутцева Е.А. Технология: Учимся мастерству:
Рабочая тетрадь для учащихся 3 класса общеобразовательных учреждений.- М.:
Вентана – Граф, 2011.- 48 с.: ил.
Список литературы
(основной и дополнительной)
1. Атаулова О.В., Шкирдова Л.Н. Конспекты уроков для
учителя технологии: Пособие для учителя. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС,
2003.- 152 с.: ил.
2.
Антошин, М.К. Учимся работать на компьютере / М.К. Антошин. – 6-е изд., испр. И
доп.-М.: Айрис – пресс, 2007.-128 с.: ил.- (Внимание: дети!).
3. Бененсон Е. Н., Паутова А. Г. Информатика и ИКТ, 3
класс, Академкнига/Учебник
4.
Геронимус Т. М. Методика преподавания технологии с практикумом. – М.: АСТ –
ПРЕСС КНИГА, 2009. – 336 с.: ил.
5. Кабаченко С. Поделки из спичек / Сергей Кабаченко. –
М.: Эксмо, 2009.- 64 с.: ил. – (Азбука рукоделия. Вместе с детьми).
6.
Корчинова О. В. Детское прикладное творчество /
О.В. Корчинова. – Изд. 3-е.- Ростов н/Д: Феникс, 2007.-315. (1) с.: ил.
VII. Календарно-тематическое планирование
№ п/п
|
Наименование разделов и тем
|
Всего часов
|
Дата
|
По плану
|
Фактически
|
1.
|
Человек –
строитель, созидатель, творец
|
9
|
|
|
-
|
Из истории
технологий. Человеческое жилье. Архитектурные памятники
|
1
|
|
|
-
|
Основы
обрабатывающей технологии
|
1
|
|
|
-
|
Отражение эпох
в культуре одежды, отделке интерьеров, стилевое единство внутреннего и
внешнего.
|
1
|
|
|
-
|
Из истории
материальной культуры России. Технология обработки сырья, материалов.
|
1
|
|
|
-
|
Способы
получения объемных форм. Трехмерная проекция
|
1
|
|
|
-
|
Получение
объемной формы с помощью развертки.
|
1
|
|
|
-
|
Художественная
культура России
|
1
|
|
|
-
|
Разные времена
- разная одежда. Какие бывают ткани. Застежка и отделка одежды
|
1
|
|
|
-
|
Проверь себя
по теме «Человек – строитель, созидатель, творец»
|
1
|
|
|
|
Растения в
твоем доме
|
4
|
|
|
-
|
Технико -
технологические знания и умения культурного земледелия. Основы агротехники
|
1
|
|
|
-
|
Размножение
растений делением куста и отпрысками. Цветочное убранство интерьера.
|
1
|
|
|
-
|
Когда растение
просит помощи (перевалка, пересадка)
|
1
|
|
|
-
|
Проверь себя
по теме «Растения в твоем доме»
|
1
|
|
|
3
|
Преобразование
энергии сил природы
|
8
|
|
|
-
|
Технология
преобразования и использования энергии
|
1
|
|
|
-
|
Главный металл
|
1
|
|
|
-
|
Ветер работает
на человека.
|
1
|
|
|
-
|
Устройство
передаточного механизма
|
1
|
|
|
-
|
Вода работает
на человека
|
1
|
|
|
-
|
Паровые
двигатели.
|
1
|
|
|
-
|
Получение и
использование электричества. Электрическая цепь.
|
1
|
|
|
-
|
Проверь себя
по теме «Преобразование энергии сил природы»
|
1
|
|
|
4
|
Информатика
и ИКТ
|
12
|
|
|
-
|
Зачем человеку
нужна информация.
Какая бывает
информация
|
1
|
|
|
-
|
Книга –
источник информации. Изобретение бумаги. Технология изготовления печатной
книги
Конструкция
современных книг
|
1
|
|
|
-
|
Что такое
компьютер
|
1
|
|
|
-
|
От абака до
ЭВМ
|
1
|
|
|
-
|
Как устроен
компьютер
|
1
|
|
|
-
|
Как работают
компьютерные программы
|
1
|
|
|
-
|
Что умеют
компьютеры: компьютеры в быту, в медицине
|
1
|
|
|
-
|
Что умеют
компьютеры: компьютеры и прогнозирование погоды, компьютеры в учреждениях,
на предприятиях
|
1
|
|
|
-
|
Использование
компьютеров в разных сферах жизнедеятельности человека
|
1
|
|
|
-
|
Интернет –
всемирная сеть.
|
1
|
|
|
-
|
Практика
работы на компьютере. Включение. Выключение. Рабочий стол
|
|
|
|
-
|
Проверь себя
по теме «Информация и ее преобразование»
|
1
|
|
|
5.
|
Великие
изобретения человека
|
1
|
|
|
Итого
|
34
|
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.