Главная / Начальные классы / КТП 3 класс по литературному чтению "Начальная школа 21 века"

КТП 3 класс по литературному чтению "Начальная школа 21 века"







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



Предмет: литературное чтение


Класс : 3


Уровень: базовый (ФГОС НОО)


УМК: «Начальная школа 21 века»

под редакцией Н.Ф.Виноградовой


Учебный год: 2013-2014
























Литературное чтение.


I. Пояснительная записка

Рабочая программа по литературному чтению составлена на основе :

  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (2009);

  • «Фундаментального ядра содержания общего образования» (под редакцией В.В.Козлова, А.М.Кондакова);

  • Базисного учебного плана ;

  • «Планируемых результатов начального общего образования» (под редакцией Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой)

  • «Примерных программ начального общего образования» ;

  • Авторской программы программы для 3 класса Л. А. Ефросининой – М.: Вентана-Граф, 2009г.(УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой

Программа обеспечена следующим методическим комплектом :

  • Ефросинина Л. А. Литературное слушание: учебник для 3 кл. в 2 ч.– М.: Вентана-Граф, 2012.

  • Ефросинина Л. А. Рабочие тетради «Литературное чтение». 3 кл. – М.: Вентана-Граф, 2012.

  • Ефросинина Л. А. Хрестоматия по литературному чтению. 3 кл. в 2 ч. – М.: Вентана-Граф, 2012.

  • Сборник программ к комплекту учебников "Начальная школа XXI века" (руководитель проекта – член-корреспондент РАО проф. Н. Ф. Виноградова). – 3-е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана-Граф, 2009.

Объем программы: Программа рассчитана на 136 часов (4 часа в неделю, 34 рабочие недели)

В авторскую программу изменения не внесены.

Основные образовательные цели курса «Литературное чтение»:

1. Обеспечение полноценного восприятия литературного произведения, глубины понимания учащимся текста и специфики его литературной формы. Выявление точки зрения писателя, формирование позиции читателя.

2. Система работы над навыками чтения.

3. Включение учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения.

4. Формирование литературоведческих представлений, которые необходимы школьнику для освоения литературы как искусства слова.

5. Расширение круга чтения учащихся, создание «литературного пространства»,

соответствующего возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся.

Данный курс литературного чтения построен с учетом следующих концептуальных положений:

• изучение должно обеспечивать развитие личности ребенка, формирование его интеллекта и общей культуры;

• в результате обучения развивается читательская деятельность школьников, а также формируются компоненты учебной деятельности;

• содержание курса «Литературное чтение» обеспечивает дифференцированное обучение и учет индивидуальна возможностей каждого ребенка.

Характерной чертой программы является «нерасчлененность» и «переплетенность» чтения произведения и работа с книгой. При изучении произведений одного жанра или темы постоянно идет обучение работе с учебной, художественной и справочной детской книгой, развивается интерес к самостоятельному чтению и книге. В программе не выделяются уроки обучения чтению и работе с книгой, а есть уроки литературного чтения, на которых решаются комплексно все задачи литературного образования младших школьников.

Программа и учебные материалы решают вопросы эмоционального, творческого, литературного и читательского развития ребенка, а также нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребенка — и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.

Использование жанрового и авторского принципов предполагает одновременное рассмотрение нескольких произведений одного и того же автора, пишущего в разных жанрах. Например, творчество Л.Н. Толстого представлено художественными сюжетными рассказами, описаниями природы, рассказами о животных, а также сказками, былинами, баснями, научно-познавательными произведениями. Ряд авторов показаны в качестве переводчиков. Соблюдается хронологическая последовательность предъявления произведений одного автора. Произведения одного и того же жанра, но разных авторов рассматриваются в сравнении.

В программе осуществлен принцип эмоционально-эстетического восприятия произведения. Он предполагает воздействие книги на эмоционально-чувственную сферу начинающего читателя, развитие у него эмоциональной отзывчивости на литературное произведение, возникновение переживаний, эмоций и чувств.

Кроме указанных принципов, учтены и общепедагогические принципы построения процесса обучения: системности, преемственности, перспективности и др.


II. Содержание курса в соответствии с ФГОС НОО.

Программа 2 класса предусматривает дальнейшее накопление читательского опыта и совершенствование техники чтения на основе смысловой работы с текстом. Младшие школьники смогут обнаружить использование в авторской детской поэзии жанровых особенностей фольклора: сюжетно-композиционных особенностей кумулятивной сказки, считалки, скороговорки, заклички, колыбельной песенки. Во 2 классе программа предусматривает формирование начальных представлений о жанре народной сказки о животных и самое первое знакомство с народной волшебной сказкой.

Продолжающееся знакомство с авторской литературой не ограничивается авторской поэзией — младшие школьники знакомятся с жанром рассказа. Расширяются представления учащихся о средствах художественной выразительности прозы и поэзии: учащиеся анализируют смысл названия произведения, поступки героев, их имена, портреты, речь, знакомятся с художественным смыслом сравнения, олицетворения, гиперболы, ритма. Программа предусматривает включение литературных произведений в контекст других видов искусства на основе сравнения произведений литературы и живописи.

Итогом второго года обучения должно стать интуитивное понимание образного характера литературы, осознание особенностей литературы по сравнению с живописью, осознание красоты литературы и искусства в целом, желание обращаться к чтению вновь и вновь.

Содержание программы

Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»

Формирование умения адекватно воспринимать на слух звучащую речь: чтение текста вслух учителем и одноклассниками, высказывания собеседников, адресованные себе вопросы.

Развитие умений выразительного чтения (чтения вслух) на основе восприятия и передачи художественных особенностей текста, выражения собственного отношения к тексту и в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения.

Коллективное определение критериев выразительного чтения на материале поэтических текстов:

а) выразительное чтение (выбор интонации, соответствующей эмоциональному тону, выраженному в тексте) помогает слушателям «увидеть», «представить» изображенную автором картину целого;

б) выразительное чтение передает отношение чтеца к изображенной автором картине целого.

Формирование умения критически оценивать собственное чтение вслух в соответствии с принятыми в коллективе критериями выразительного чтения.

Формирование умения чтения про себя:

а) в ожидании своей очереди в ходе чтения по цепочке;

б) в ходе повторного просмотрового чтения;

в) в ходе выборочного чтения при работе со словарями;

г) в ходе повторного изучающего чтения по уже выделенным ключевым словам.

Дальнейшее формирование умений свободного высказывания в устной и письменной форме. Освоение начал монологического высказывания: краткий и развернутый ответ на вопрос учителя. Умение слушать собеседника (учителя и одноклассников): не по­вторять уже прозвучавший ответ, дополнять чужой ответ новым содержанием.

Развитие умения различать тему и основную мысль текста и живописного произведения.

Раздел «Литературоведческая пропедевтика»

Народное творчество

Сказки о животных. Общее представление. Разница характеров героев-животных и иерархия героев-животных. Определение глав­ного героя в русских народных сказках о животных и в народных сказках других народов.

Волшебные сказки. Противостояние земного и волшебного мира как сюжетный стержень волшебной сказки. Чудеса, волшебный помощник, волшебный предмет и волшебный цвет как характеристики волшебного мира. Некоторые черты древнего восприятия мира, отражающиеся в волшебной сказке (одухотворение сил природы; возможность превращения человека в животное, растение, явление природы).

Особенности построения волшебной сказки (построение событий в виде цепочки, использование повтора как элемента построения, использование повтора речевых конструкций как способ создания определенного ритма и способ запоминания и трансляции текста).

Авторская литература

Волшебная сказка в стихах и ее связь с сюжетными и композиционными особенностями народной волшебной сказки. Использование в авторской сказке сюжетных особенностей народной волшебной сказки (противостояние двух миров: земного и волшебного, чудеса, волшебный помощник, волшебный цвет). Использование в авторской сказке композиционных особенностей народной волшебной сказки (построение событий в виде цепочки, использование повтора как элемента композиционного построения целого, повтор речевых конструкций и слов как средство создания определенного ритма и основание для устной трансляции текста). Неповторимая красота авторского языка.

Жанр рассказа Жанровые особенности: жизненность изображаемых событий; достоверность и актуальность рассматриваемых нравственных проблем; возможность вымысла. Нравственная проблема, определяющая смысл рассказа. Роль названия рассказа в выражении его смысла. Герои рассказов, их портреты и характеры, выраженные через поступки и речь; мир ценностей героев. Авторская позиция в рассказе: способы выражения отношения к героям.

Поэзия. Представление о поэтическом восприятии мира как восприятии, помогающем обнаружить красоту и смысл окружающего мира: мира природы и человеческих отношений. Способность поэзии выражать самые важные переживания: красоту окружающего мира, дружбу, любовь. Представление о том, что для Поэта природа — живая: обнаружение в стихотворении олицетворений. Представление о важности в создании художественного образа таких поэтических приемов, как сравнение, звукопись, контраст.

Формирование библиографической культуры Выход за рамки учебника: привлечение текстов хрестоматии, а также книг из домашней и школьной библиотек к работе на уроках. Знакомство с детскими журналами и другими периодическими изданиями, словарями и справочниками. Работа с элементами книги: содержательность обложки книги и детского журнала, рубрики детских журналов, страница «Содержание», иллюстрации. Работа с Толковым словарем.

Раздел «Элементы творческой деятельности учащихся»

Чтение художественного произведения (или его фрагментов) но ролям и по цепочке (с опорой на цветовое маркирование).

Умение читать выразительно поэтический и прозаический текст на основе восприятия и передачи художественных особенностей текста, выражения собственного отношения к тексту и в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения (понимание содержания прочитанного, умение осознанно выбирать интонацию, темп чтения и делать необходимые паузы в соответствии с особенностями текста).

Круг чтения

Русские и зарубежные народные и авторские сказки

Классики русской литературы

Современные русские и зарубежные писатели и поэты


III. Содержание курса литературного чтения в 3 классе

Круг чтения

Учебный материал для чтения и обсуждения в классе:

• произведения устного творчества русского и других народов;

• стихотворные и прозаические произведения отечественных и зарубежных писателей;

• художественные и научно-популярные рассказы и очерки; приключенческая литература; справочная литература: словари, детские энциклопедии, книги-справочники.

Основные разделы

Устное народное творчество

Пословицы, скороговорки, загадки, русские народные сказки («Самое дорогое», «Про Ленивую и Радивую», «Дочь-семилетка», «Царевич Нехитёр-Немудёр»); былины («Добрыня и Змея», «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Алёша Попович и Тугарин Змеёвич», «Вольга и Микула»).

Басни

Эзоп. «Лисица и виноград»; И.А. Крылов. «Лиса и виноград», «Ворона и лисица».

Произведения А.С. Пушкина

«У лукоморья дуб зелёный» (отрывок), «Сказка о царе Салтане...», стихи («Вот север, тучи нагоняя...», «Зимний вечер», «Няне»); К.Г. Паустовский. «Сказки Пушкина».

Стихи русских поэтов

Ф.И. Тютчев. «Есть в осени первоначальной...», «Чародейкою Зимою...»; А.Н. Майков. «Осень»; АЛ. Фет. «Мама! Глянь-ка из окошка...», «Кот поёт, глаза прищуря...»; И.С. Никитин. «Русь», «Утро»; И.З. Суриков. «Детство»; С.Д. Дрожжин. «Привет», «Зимний день».

Произведения Л.Н. Толстого

«Два брата», «Белка и Волк», «Лебеди», «Прыжок», «Зайцы», «Как боролся русский богатырь».

Произведения Н.А. Некрасова

«Крестьянские дети» (отрывок), «Мороз-воевода» (отрывок), «Мужичок с ноготок» (отрывок), «Славная осень! Здоровый, ядрёный...»; К.И. Чуковский. «Мужичок с ноготок»; «О стихах Н.А. Некрасова».

Произведения А.П. Чехова

Рассказы «Степь», «Ванька»; Н.С. Шер. «О рассказах А.П. Чехова».

Произведения Д.Н. Мамина-Сибиряка

«Умнее всех», «Приёмыш».

Произведения А.И. Куприна

«Синяя звезда», «Барбос и Жулька».

Произведения С.А. Есенина

«Стихи о Родине» (отрывки), «Я покинул родимый дом...», .«Нивы сжаты, рощи голы...», «Стихи о берёзе» (отрывки), «Берёза», «Бабушкины сказки».

Произведения К.Г. Паустовского

«Стальное колечко», «Кот-ворюга», «Какие бывают дожди».

Произведения С.Я. Маршака

«Урок родного языка», «Ландыш»; В. Субботин. «С Маршаком».

Рассказы Л. Пантелеева

«Честное слово», «Камилл и учитель».

Произведения А.П. Гайдара

«Горячий камень» (в сокращении), «Тимур и его команда» (отрывок); С.В. Михалков. «Аркадий Гайдар»; К.Г. Паустовский. «Об Аркадии Петровиче Гайдаре».

Произведения М.М. Пришвина

«Моя Родина», «Выскочка», «Жаркий час»; В. Чалмаев. «Воспоминания о М.М. Пришвине».

Произведения зарубежных писателей

III. Перро. «Подарки феи»; Ц. Топелиус. «Солнечный Луч и ноябре»; Дж. Лондон. «Волк»; Э. Сетон-Томпсон. «Чинк» (в сокращении).

Примерная тематика:

произведения о Родине, о героических подвигах во имя Родины, о труде людей и их отношениях друг к другу, о жизни детей и взрослых, их чувствах, дружбе и бережном отношении к животным; о нравственно-эстетических понятиях (добро, зло, честь, долг, совесть, жизнь, смерть, правда, ложь и т. д.).

Жанровое разнообразие:

• более сложные по структуре сказки, рассказы, басни, былины, сказы, легенды (выявление их особенностей);

• стихотворные произведения (наблюдение за ритмом, рифмой, строкой, строфой).

Народная сказка: идея победы добра над злом, правды над кривдой; реальность и нереальность событий; герои положительные и отрицательные.

Особенности народной сказки: замедленность действия за счёт повторов; включение побасенок и прибауток; наличие волшебных превращений; присказки, зачины и их варианты; особые концовки.

Литературная (авторская) сказка: сходство с народной сказкой; герои сказки, структурное сходство; особый поэтический язык писателя, лиричность и яркость образов, эмоциональные переживания.

Художественные рассказы: тема, смысл, герои, их поступки, мотивы поступков, структура рассказа: вступление, развитие действия, концовка рассказа; изобразительные средства: эпитеты, сравнения, устойчивые выражения, олицетворения.

Рассказы художественные, научно-художественные, научно-познавательные, очерки.

Рассказы-описания: художественные и научно-художественные.

Повествовательные рассказы (автор, рассказчик, рассказчик-автор, рассказчик-герой). Рассказы с включением диалога.

Басни: прозаические и стихотворные; структура басни (вступление, развитие действия, мораль; развитие действия — мораль; мораль — развитие действия), художественные особенности басни: иносказание, аллегория, крылатые слова, устойчивые сочетания, меткость языка, юмор.

Общая ориентировка в литературоведческих представлениях и понятиях:

литература, фольклор, литературное произведение, жанр, сказка, былина, сказ, пословица, загадка, рассказ, стихотворение, басня, быль;

• присказка, зачин, диалог, вступление, концовка, мораль;

• герой (персонаж), портрет героя, пейзаж, место действия, поступок, отношение автора;

• стихотворение, рифма, строка, строфа;

• средства выразительности: тон, логические ударения, пауза, темп, ритм.

Восприятие литературного произведения. Изучение произведений одного и того же жанра и произведений одного и того же автора, особенности произведения (композиция текста, язык произведения, изображение героев). Сравнение персонажей разных произведений, анализ их поступков, характеристика персонажей; определение времени и места событий, выделение описания пейзажа и портрета героя. Выявление авторской позиции и формирование своего отношения к произведению и героям.

Работа с текстом:

  • « осознание последовательности и смысла событий;

  • вычленение главной мысли текста;

  • знание структуры текста: начало, развитие действия, концовка;

  • деление текста на части и их озаглавливание;

  • составление плана под руководством учителя;

  • пересказ содержания текста (подробно и выборочно) по готовому плану и самостоятельно;

  • самостоятельное выполнение заданий к тексту.

Работа с книгой:

самостоятельное определение темы и жанра, умение пользоваться оглавлением, предисловием, послесловием;

• отбор и самостоятельное чтение книг по теме и жанру, авторской принадлежности;

• знание элементов книги: форзац, титульный лист, оглавление, предисловие, послесловие. Периодика (газеты и журналы для детей).

Навык чтения.

Обучение осознанному чтению целыми слонами вслух и молча небольших произведений или глав из произведений. Умение читать текст выразительно, передавая отношение к событиям, героям, выбирая соответствующую содержанию и смыслу текста интонацию (тон, паузы, темп, логическое ударение). Темп чтения вслух не менее 80 слов в минуту.

Творческая деятельность школьников. Развитие интереса к художественному слову. Сочинение (по аналогии) загадок, небылиц, забавных историй с героями изученных произведений.

Творческая работа по сопоставлению литературных произведений с аналогичными произведениями изобразительного искусства, музыки.

Коллективная творческая работа по изученным произведениям во внеурочное время (в группе продленного дня, в творческой мастерской, в литературном кружке или на факультативных занятиях): дорогами сказок, город героев, сказочный дом и т. д. Проведение литературных игр, конкурсов, утренников, уроков-отчётов.

IV. Критерии оценки


Система оценивания знаний проводится на основании Письма Минобразования РФ от 19.11.98 г. № 1561/14-15 "Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе".

В начальной школе проверяются следующие умения и навыки, связанные с читательской деятельностью:

  • навык осознанного чтения в определенном темпе (вслух и про себя);

  • умение выразительно читать и пересказывать текст, учить наизусть стихотворение, прозаическое произведение.

  • При проверке умения пересказывать текст произведения особое внимание уделяется правильности передачи основного содержания текста, последовательности и полноте развития сюжета, выразительности при характеристике образов.
    Кроме техники чтения, учитель контролирует и собственно читательскую деятельность школьника: умение ориентироваться в книге, знание литературных произведений, их жанров и особенностей, знание имен детских писателей и поэтов и их жанровые приоритеты (писал сказки, стихи о природе и т.п.).
    Чтение и читательская деятельность в разных классах начальной школы имеет специфические особенности. Если в первом классе чтение выступает объектом усвоения (осваиваются способы чтения, ведется работа над пониманием прочитанных слов, предложений и небольших текстов), то во 2-4 классах чтение постепенно становится общеучебным умением. Одним из показателей этого является изменение соотношения чтения про себя и вслух. Кроме того, в первом классе основное учебное время занимает чтение вслух, тогда как по мере овладения навыками быстрого осознанного чтения увеличивается доля чтения про себя (от 10-15% в первом классе до 80-85% в четвертом классе).
    Учитывая особенности уровня сформированности навыка чтения школьников, учитель ставит конкретные задачи контролирующей деятельности:

  • в первом классе проверяется сформированность слогового способа чтения: осознание общего смысла читаемого текста, понимание значения отдельных слов и предложений, соблюдение пауз, отделяющих одно предложение от другого;

  • во втором классе проверяется сформированность умения читать целыми словами и словосочетаниями; осознание общего смысла содержания прочитанного текста, умение использовать паузы, соответствующие знакам препинания, интонации, передающие характерные особенности героев;

  • в третьем классе наряду с проверкой сформированности умения читать целыми словами основными задачами контроля являются достижение осмысления прочитанного текста, проверка выразительности чтения подготовленного текста прозаических произведений и стихотворений; использование основных средств выразительности: пауз, логических ударений, интонационного рисунка;

  • в четвертом классе проверяется сформированность умения читать словосочетаниями и синтагмами; достижение осмысления текста; выразительность чтения по книге и наизусть как подготовленного, так и неподготовленного текста, самостоятельный выбор элементарных средств выразительности в зависимости от характера произведения.

Нормы техники чтения (слов/мин.) для классов возрастной нормы и классов расширенного обучения.



Классы

Входной контроль

1 полугодие

2 полугодие


1

-

-

30 (40)

 

2

30 (40)

40 (50)

50 (60)

 

3

50(60)

60 (70)

70 (80)

 

4

70(80)

80 (90)

90-100 (100- 110)


Классификация сшибок и недочетов, влияющих на снижение оценки
Ошибки:
- искажения читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления букв, слогов, слов);
- неправильная постановка ударений (более двух);
- чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;
- непонимание общего смысла прочитанного текста за установленное время чтения;
- неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;
- неумение выделить основную мысль прочитанного; неумение найти в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного;
- нарушение при пересказе последовательности событий в произведении;
- нетвердое знание наизусть подготовленного текста;
- монотонность чтения, отсутствие средств выразительности.
Недочеты:
- не более двух неправильных ударений;
- отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости произношения
слов при чтении вслух;
- осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное;
- неточности при формулировке основной мысли произведения;
- нецелесообразность использования средств выразительности, недостаточная выразительность при передаче характера персонажа.
Особенности организации контроля по чтению
Текущий контроль по чтению проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть или с листа. Осуществляется на материале изучаемых программных произведений в основном в устной форме. Возможны и письменные работы - небольшие по объему (ответы на вопросы, описание героя или события), а также самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением. Целесообразно для этого использовать и тестовые задания типа "закончи предложение", "найди правильный ответ", "найди ошибку" и т.п.
Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и может проходить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть проведена в виде тестовых заданий, построенных с учетом предмета чтения.
Итоговый контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально. Для проверки подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. При выборе текста осуществляется подсчет количества слов (слово "средней" длины равно 6 знакам, к знакам относят как букву, так и пробел между словами). Для проверки понимания текста учитель задает после чтения вопросы. Проверка навыка чтения "про себя" проводится фронтально или группами.

2-й класс.
Оценка "5" ставится ученику, если он: понимает содержание прочитанного, отчетливо произносит звуки, слова, не допускает искажений, замен, перестановок букв и слогов в словах; читает правильно, плавно по слогам с постепенным переходом на чтение целыми словами .
- читает плавно целыми словами (трудные слова по слогам) во 2 полугодии;
-верно ставит ударение в словах, соблюдает интонацию, соответствующую
знакам препинания в конце предложения;
- умеет правильно ответить на вопрос учителя и последовательно передать содержание сюжетного рассказа, сказки и иллюстрации к тексту; твердо знает наизусть текст стихотворения и читает его выразительно.
Оценка "4" ставится ученику, если он:
- понимает содержание прочитанного; читает плавно по слогам, отдельные слова прочитывает целиком;
- допускает при чтении 1-2 ошибки в словах (повтор слов, слогов, замены и др.) при соблюдении интонации конца предложения;
- правильно пересказывает текст и отвечает на вопросы учителя, но допускает речевые неточности, которые исправляет самостоятельно или с небольшой помощью учителя;
- знает наизусть стихотворение, не допускает при чтении единичные ошибки, легко исправляет их сам.
Оценка "3" ставится ученику, если он:
- осваивает содержание прочитанного только с помощью вопросов учителя;
- читает отрывисто по слогам, темп чтения - не менее 10 слов в минуту (1полугодие);
- читает медленно по слогам, темп чтения - не менее 25 слов в минуту (2 полугодие);
- допускает при чтении 3-5 ошибок на замену, пропуск, перестановку букв, слогов; не соблюдает паузы между словами и предложениями;
- пересказывает текст, нарушая последовательность, допускает речевые ошибки и исправляет их только с помощью учителя;
- знает наизусть стихотворение, но при чтении воспроизводит его неточно.
Оценка "2" ставится ученику в том случае, если он:
- читает по буквам, темп чтения - менее 25 слов в минуту; не понимает содержание прочитанного; не воспроизводит текст по вопросам учителя;
- при чтении наизусть нарушает последовательность, не полностью воспроизводит текст прочитанного. (В 1 полугодии неудовлетворительные оценки по чтению не выставляются; во II полугодии они выставляются а тех редких случаях, когда ученик устойчиво испытывает большие трудности в усвоении программы начальных классов).

3-й класс.
Оценка "5" ставится ученику, если он:
- понимает смысл прочитанного, читает правильно целыми словами, слова сложной слоговой структуры прочитывает по слогам (1 полугодие):
- читает целыми словами (2полугодие);
- читает текст выразительно, соблюдает логические ударения и паузы;
- самостоятельно делит небольшой текст на части, выделяет главное, передает содержание прочитанного, грамматически правильно строит свою речь;
- понимает смысл слов в контексте, самостоятельно находит в тексте слова и выражения, используемые автором для изображения действующих лиц и описания природы;
-твердо знает наизусть стихотворение и читает его выразительно.
Оценка "4" ставится ученику, если он:
- читает текст осознанно, выразительно, целыми словами, отдельные трудные слова - по слогам (1полугодие);
-читает целыми словами, допускает 1-2 ошибки в словах, в соблюдении пауз и логических ударений (2 полугодие);
-допускает 1-2 негрубые ошибки при передаче прочитанного, при делении текста на части, нахождении нужных эпизодов рассказа по заданию учителя;
- правильно понимает основной смысл прочитанного, но выражает его неточно;
- знает наизусть стихотворение, выразительно читает его, но допускает незначительные ошибки (повторы, длительные паузы и др.).
Оценка "3" ставится ученику, если он:
- читает по слогам и только отдельные слова читает целиком (1 полугодие);
- переходит на чтение целыми словами, допускает 3-5 ошибок - замена, пропуск, перестановка букв, слогов, слов и постановка ударений в словах (2 полугодие);
- последовательно передает содержание прочитанного, выделяет главную мысль, делит текст на части с помощью наводящих вопросов учителя, при пересказе нарушает последовательность изложения, допускает речевые ошибки, исправляет их только с помощью учителя, воспроизводит наизусть стихотворение, но знает его нетвердо, читает монотонно.
Оценка "2" ставится ученику, если он:
- читает монотонно, по слогам (1полугодие);
- читает по слогам, только отдельные слова читает целиком (2 полугодие);
- допускает более 6 ошибок;
- искажает содержание прочитанного, не может выделить основную мысль прочитанного и разделить текст на части с помощью дополнительных вопросов;
- при чтении наизусть не полностью воспроизводит текст стихотворения.
4-й класс.
Оценка "5" ставится ученику, если он:
- читает осознанно, бегло, правильно, с использованием основных средств выразительности
(1 полугодие);
- читает бегло, сознательно, правильно с соблюдением основных норм литературного произношения, передает с помощью интонации смысл прочитанного и свое отношение к его содержанию (2 полугодие);
- полно, кратко и выборочно пересказывает текст, самостоятельно составляет простейший план, выявляет основной смысл прочитанного;
- самостоятельно находит в тексте слова, выражения и эпизоды для составления рассказа на определенную тему (о природе, событии, герое);
- знает и выразительно читает наизусть стихотворение.
Оценка "4" ставится ученику, если он:
- читает текст бегло целыми словами, использует логические ударения и паузы (1 полугодие);
- читает текст бегло целыми словами, использует логические ударения и паузы (2 полугодие),
- делает 1-2 ошибки в словах при чтении и в определении логических ударений и пауз, составляет план прочитанного, пересказывает текст полно (кратко, выборочно);
- самостоятельно выделяет главную мысль прочитанного, но допускает отдельные речевые ошибки и устраняет их самостоятельно;
- читает выразительно стихотворение наизусть, но допускает незначительные неточности.
Оценка "3" ставится ученику, если он:
- читает осознанно, целыми словами (единичные слова по слогам), монотонно, (1 полугодие);
- читает целыми словами, недостаточно выразительно, допускает при чтении от 3 до 5 ошибок (2 полугодие);
- передает полное и краткое содержание текста, основную мысль прочитанного, составляет план и др. с помощью наводящих вопросов учителя.
- воспроизводит наизусть текст стихотворения, но допускает ошибки и исправляет их только с помощью учителя.
Оценка "2" ставится ученику, если он:
- читает текст по слогам и только отдельные слова прочитывает целиком, допускает большое количество ошибок на замену, пропуск слогов, слов и др., слабо понимает прочитанное
( 1полугодие),
- не владеет чтением целыми словами, допускает более 6 ошибок (2 полугодие);
- пересказывает текст непоследовательно, искажает содержание прочитанного, допускает множество речевых ошибок;
- не может кратко и выборочно пересказать текст, составить план и выделить
главную мысль прочитанного с помощью наводящих вопросов учителя;
- при чтении наизусть не может полностью воспроизвести текст стихотворения.

При оценке домашнего чтения предъявляются более высокие требования, чем при чтении без предварительной подготовки.
Оценка за чтение должна выставляться на основе устного ответа и самостоятельного чтения ученика. Объем прочитанного на оценку должен быть не менее: в 1-м классе - 1/4 страницы, во 2-м классе -1/3 страницы, в 3-м классе -1/2 , в 4-м классе 3/4 страницы учебной книги для чтения.
При выставлении оценки по чтению необходимо ее мотивировать и постоянно поощрять детей в овладении правильным навыком чтения и умением работать с текстом.
Итоговые проверки навыка чтения проводятся три раза в год; входной контроль, в конце I и II полугодий.

Примерный план проведения проверочных и контрольных работ


п/п


Компетенция. Вид проверки


Время выполнения


I полугодие

Навык чтения вслух. Текущая проверка


Сентябрь


Литературная эрудиция — литературные диктанты. Текущая проверка


В течение полугодия


Сформированность учебной и читательской деятельности — диагностические тесты и задания. Текущая проверка


В конце четверти


Начитанность и читательские умения. Итоговая проверка


Декабрь


II полугодие

Начитанность и читательские умения. Текущая проверка


Март


Тест (вид текущей проверки)


Март


Навык чтения вслух. Итоговая проверка

Апрель


11


Тест (вид итоговой проверки )


Май


12


Литературная эрудиция — литературные диктанты. Текущая проверка


В течение полугодия


13


Сформированность учебной и читательской деятельности. Комплексная итоговая работа Итоговая проверка


В конце года



V. Планируемые результаты обучения:

Планируемые результаты освоения учебной программы по курсу «Литературное чтение» к концу 3-го года обучения

Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»: аудирование, чтение вслух и про себя, работа с разными видами текста, библиографическая культура, работа с текстом художественного произведения, культура речевого общения.

Обучающиеся научатся:

• читать целыми словами вслух, постепенно увеличивая скорость чтения в соответствии с индивидуальными возможностями;

• читать про себя в процессе первичного ознакомительного чтения, выборочного чтения и повторного изучающего чтения по уже выделенным ключевым словам;

• строить короткое монологическое высказывание: краткий и развернутый ответ на вопрос учителя;

• слушать собеседника (учителя и одноклассников): не повторять уже прозвучавший ответ, дополнять чужой ответ новым содержанием;

• называть имена 2—3 классиков русской и зарубежной литературы,

• называть имена 2—3 современных писателей (поэтов); перечислять названия произведений и коротко пересказывать их содержание;

• перечислять названия произведений любимого автора и коротко пересказывать их содержание;

• определять тему и выделять главную мысль произведения (с помощью учителя);

• оценивать и характеризовать героев произведения (их имена, портреты, речь) и их поступки;

• анализировать смысл названия произведения;

• пользоваться Толковым словарем для выяснения значений слов.

Обучающиеся в процессе самостоятельной, парной, групповой и коллективной работы получат возможность научиться:

• развивать навыки аудирования на основе целенаправленного восприятия текста, который читает учитель;

• устно выражать свое отношение к содержанию прочитанного (устное высказывание по поводу героев и обсуждаемых проблем);

• читать наизусть 5-6 стихотворений разных авторов (по выбору);

• пересказывать текст небольшого объема;

• использовать при выборе книг и детских периодических журналов в школьной библиотеке содержательность обложки, а также страницу «Содержание» или «Оглавление»;

• привлекать к работе на уроках тексты хрестоматии, а также книг из домашней и школьной библиотек;

• задавать вопросы по тексту произведения и отвечать на вопросы, используя выдержки из текста в качестве аргументов.

Раздел «Литературоведческая пропедевтика»: узнавание особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма и т. д.), различение жанровых особенностей (народной и авторской сказки и др.), узнавание литературных приемов (сравнение, олицетворение, контраст и др.).

Обучающиеся научатся:

• различать сказку о животных и волшебную сказку;

• определять особенности волшебной сказки;

• различать сказку и рассказ;

• уметь находить в произведении изобразительно-выразительные средства литературного языка (сравнение, олицетворение, гиперболу (называем «преувеличением»), звукопись, контраст, повтор).

Обучающиеся получат возможность научиться:

• обнаруживать в авторской детской поэзии жанровые особенности фольклора: сюжетно-композиционные особенности кумулятивной сказки (сказки-цепочки), считалки, скороговорки, заклички, колыбельной песенки;

• обнаруживать подвижность границ между жанрами литературы и фольклора (рассказ может включать элементы сказки, волшебная сказка — элементы сказки о животных и т. д.);

• понимать, в чем особенность поэтического восприятия мира (восприятия, помогающего обнаружить красоту и смысл окружающего мира: мира природы и человеческих отношений);

• обнаруживать, что поэтическое мировосприятие может быть выражено не только в стихотворных текстах, но и в прозе.

Раздел «Элементы творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценировка, драматизация, устное словесное рисование, работа с репродукциями, создание собственных текстов.

Обучающиеся научатся:

• понимать содержание прочитанного; осознанно выбирать интонацию, темп чтения и необходимые паузы в соответствии с особенностями текста;

• читать художественное произведение по ролям и по цепочке, опираясь на цветовое маркирование;

• эмоционально и адекватно воспринимать на слух художественные произведения, определенные программой.

Обучающиеся в процессе самостоятельной, парной, групповой и коллективной работы получат возможность научиться:

• читать выразительно поэтические и прозаические произведения на основе восприятия и передачи художественных особенностей текста, выражения собственного отношения к тексту и в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения;

• рассматривать иллюстрации в учебнике и сравнивать их с художественными текстами с точки зрения выраженных в них мыслей, чувств и переживаний;

• устно делиться своими личными впечатлениями и наблюдениями, возникшими в ходе обсуждения литературных текстов и живописных произведений.

Ожидаемые результаты формирования УУД к концу 3-го года обучения

В области познавательных общих учебных действий обучающиеся научатся:

• свободно ориентироваться в корпусе учебных словарей и быстро находить нужную словарную статью;

• ориентироваться в учебной книге: читать язык условных обозначений; находить нужный текст по страницам «Содержание» и «Оглавление»; быстро находить выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова на странице и развороте; находить в специально выделенных разделах нужную информацию;

• работать с несколькими источниками информации (учебной книгой, тетрадью для самостоятельной работы и хрестоматией; учебной книгой и учебными словарями; текстом и иллюстрацией к тексту).

В области коммуникативных учебных действий обучающиеся научатся:

а) в рамках коммуникации как сотрудничества:

• работать с соседом по парте: распределять работу между собой и соседом, выполнять свою часть работы, осуществлять взаимопроверку выполненной работы;

• выполнять работу по цепочке;

б) в рамках коммуникации как взаимодействия:

• видеть разницу между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них;

• находить в тексте подтверждение высказанным героями точкам зрения.

В области контроля и самоконтроля учебных действий обучающиеся получат возможность научиться:

подтверждать строчками из текста прозвучавшую точку зрения;

• понимать, что разные точки зрения имеют разные основания.


VI.Информационно-методическое обеспечение

Список литературы .

Настольная книга учителя начальной школы / Авт. – сост. И.А. Петрова и др.; Под ред. И.А. Петровой. – М.; ООО «Издательство АСТ»:ООО «Издательство Астрель», 2003.

Беседы с учителем: 3 класс: Книга для учителя /Под ред. Л.Е. Журовой.-М.Вентана – Граф, 2007.-384 с.- (Начальная школа XXI века)

Арзамасцева И. Н., Николаева С. А. Детская литература: Учебник для студ. Высш. И сред. Пед. Учеб. Заведений.- 2-е изд., стьереотип.- М.: Издательский центр «Академия», 2002.-472 с.

Тишурина, О. Н. Писатели в начальной школе. Вып. 1: дидактическое пособие к урокам литературного чтения / О.Н. Тишурина.- 7 –е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2009.-87,(1)с.: ил.

Учим младших школьников понимать текст: практикум для учащихся: 1 – 4 классы. / Е. М. Матвеева. – М.: ВАКО, 2007. (Мастерская учитля)

Чтение: Справочник для учителей и родителей. Начальная школа. – М.: Дрофа, 1997.

Как преодолеть трудности в обучении детей. Чтение. / С. Н. Костромина, Л. Г. Нагаева. – М.: АСТ; СПб.: прайм - ЕВРОЗНАК, 2008.

Литературное чтение (1 -4 ): учим младших школьников писать сочинения разных жанров: сценарии занятий / К. М. Матвеева. – М.: Эксмо, 2007

Литературное чтение (1 -4 ): учим младших школьников понимать художественный текст: Методические разработки занятий / К. М. Матвеева. – М.: Эксмо, 2006.

Основы обучения чтению младших школьников. – М.: Вентана – Граф, 2005.










VII.Календарно-тематическое планирование


урока

Раздел, тема

Количество часов

Дата проведения


Устное народное творчество

16 ч

По плану

Фактически

1

Загадки. Какие бывают загадки. Загадка-сказка.

1 час



2

Пословицы. Какие бывают пословицы

1 час



3-4

О присказках.

Русские народные сказки «Самое дорогое», «Про Ленивую и Радивую»

2 часа



5

Слушание и работа с детскими книгами о животных

Русские народные сказки «Лиса и Котофей Иванович», «Дрозд Еремеевич»

1 час



6

Сказки с загадками. «Дочь-семилетка». Русская народная сказка

1 час



7-8

Волшебные сказки. «Царевич Нехитёр-Немудёр». Русская народная сказка

2 часа



9

Слушание и работа с детской книгой Русские народные сказки «Елена Премудрая», «Умная мвнучка»

1 час



10

Скороговорки. Потешки. Повторение: малые жанры фольклора

1 час



11

«Проверь себя»

1 час



12-14

Былины. «Добрыня и Змея».

«Илья Муромец и Соловей-разбойник».

«Алеша Попович и Тугарин Змеевич». «Вольга и Микула».

3 часа



15

Слушание* и работа с детскими книгами

Былины «Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча», «Первый бой Ильи Муромца», «Алеша Попович»

1 час



16

«Проверь себя»

1 час




Басни

5 часов



17

Эзоп. «Лисица и виноград». И. Крылов. «Лиса и виноград»

1 час



18

И. Крылов. «Ворона и лисица»

1 час



19

Слушание и работа с детской книгой И. Крылов «Волк и ягнёнок», «Крестьянин и работник»

1 час



20

Слушание и работа с детской книгой Эзоп «Голубь, который хотел пить», «Бесхвостая лисица»

1 час



21

«Проверь себя»

1 час




Произведения А. С. Пушкина

10 часов



22-23

А.С. Пушкин

«У лукоморья дуб зеленый…». Отрывок

А.С. Пушкин «Бой Руслана с головой». Отрывок

2 часа



24-26

А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…»

3 часа



27-28

Слушание и работа с детской книгой сказки А.С. Пушкина»Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»

2 часа



29

А.С. Пушкин «Зимний вечер», «Вот север, тучи нагоняя…»,

1 час



30

А.С. Пушкин «Няне»

1 час



31

«Проверь себя»

1 час




Стихи русских поэтов

5 часов



32

Ф. Тютчев. «Есть в осени первоначальной…», «Чародейкою Зимою…»

1 час



33

А. Майков «Осень»

1 час



34

А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…», «Кот поет, глаза прищуря…»

1 час



35

Слушание и работа с детской книгой «Стихи русских поэтов»

И. Бунин «Листопад»

1 час



36

«Проверь себя»

1 час




Произведения Л.Н. Толстого

11 часов



37-38

«Два брата». Сказка

«Белка и Волк». Басня

2 часа



39-40

Слушание и работа с детскими книгами Л.Н.Толстой «Емельян и пустой барабан»

2 часа



41-42

Научно-познавательные и художественные рассказы. «Зайцы», «Лебеди», «Лев и собачка»

2 часа



43-45

Разножанровые произведения. Рассказ «Прыжок». Былина «Как боролся русский богатырь»

3 часа



46

Слушание и работа с детской книгой Книги Л.Н. Толстого «Ореховая ветка»

1 час



47

«Проверь себя»

1 час




Произведения Н.А. Некрасова

7 часов



48

«Крестьянские дети» (отрывок). «Мужичок с ноготок». Статья К.И. Чуковского «Мужичок с ноготок»

1 час



49

Слушание и работа с детской книгой.

Стихотворение(полный текст) Н.А.Некрасова «Крестьянские дети»

1 час



50-51

«Славная осень…». «Зеленый шум». Статья К.И. Чуковского «Зеленый шум!»

2 часа



52

Стихи о природе «Мороз-воевода» (отрывок из поэмы «мороз, красный нос»))

1 час



53

Слушание и работа с детскими книгами Н.А. Некрасова

1 час



54

«Проверь себя»

1 час




Произведения А. П. Чехова

6 часов



55-56

Рассказы «Степь», «Белолобый»

2 часа



57-58

«Ванька»

2 часа



59

Слушание и работа с детскими книгами о животных

Андреев «Кусака»

1 час



60

«Проверь себя»

1 час




Сказки зарубежных писателей

4 часа



61

Ш. Перро «Подарки феи»

1 час



62

Ц. Топелиус «Солнечный Луч в ноябре»

1 час



63

Слушание и работа с детскими книгами. Книги со сказками зарубежных писателей Г. Х. Андерсен «Снеговик», братья Гримм «Умная дочь крестьянская»

1 час



64

Урок-утренник «В мире волшебных сказок»

1 час




Стихи русских поэтов

7 часов



65

И. Никитин «Русь»

1 час



66

И. Никитин «Утро»

1 час



67

И. Суриков «Детство»

1 час



68

Слушание и работа с детскими книгами со стихами русских поэтов И. Никитин «Помню я: бывало, няня…»

1 час



69

С. Дрожжин «Привет», «Зимний день»

1 час



70

Слушание и работа с детскими книгами Ф. Глинка «Москва»

1 час



71

«Проверь себя»

1 час




Произведения Д. Н. Мамина-Сибиряка

7 часов



72-74

«Приемыш»

3 часа



75

Сказка «Умнее всех»

1 час



76-77

Слушание и работа с детскими книгами о животных «Постойко»

2 часа



78

«Проверь себя»

1 час




Произведения И. А. Куприна

7 часов



79-81

«Синяя звезда»

3 часа



82-83

«Барбос и Жулька»

2 часа



84

Слушание и работа с детскими книгами о животных «Ю-ю»

1 час



85

«Проверь себя»

1 час




Стихи С. А. Есенина

7 часов



86

Стихи о Родине (отрывки); «Я покинул родимый дом…»

1 час



87

«Нивы сжаты, рощи голы…»

1 час



88

Стихи о березе (отрывки). «Береза»

1 час



89

«Бабушкины сказки»

1 час



90

Слушание и работа с детскими книгами со стихами русских поэтов

1 час



91

«Проверь себя»

1 час



92

Библиотечный урок «Стихи русских поэтов»

1 час




Произведения К. Г. Паустовского

12 часов



93-95

«Стальное колечко»

3 часа



96

«Кот-ворюга»

1 час



97-98

«Какие бывают дожди» дополнительное чтение «Заячьи лапы»

2 часа



99-100

Слушание и работа с детскими книгами К.Г. Паустовского «Тёплый хлеб»

2 часа



101-102

Слушание и работа с детскими книгами о природе(Н.Сладков, Э.Шим, Г. Скребицкий, В. Бианки др.)

2 часа



103

«Проверь себя»

1 час



104

Урок-утренник «Моя любимая книжка»

1 час




Произведения С. Я. Маршака

4 часа



105

«Урок родного языка»

1 час



106

«Ландыш»

1 час



107

Слушание и работа с детскими книгами С.Я. Маршака «Кошкин дом»

1 час



108

Произведения и книги С.Я.Маршака

1 час




Произведения Л. Пантелеева

6 часов



109-110

«Честное слово»

2 часа



111-112

«Камилл и учитель»

2 часа



113

Слушание и работа с детскими книгами Леонида Пантелеева «Фенька», «Новенькая»

1 час



114

«Проверь себя»

1 час




Произведения А. П. Гайдара

5 часов



115

«Горячий камень»

1 час



116-117

«Тимур и его команда» (отдельные главы)

2 часа



118

С. Михалков «Аркадий Гайдар». К. Паустовский «Об Аркадии Петровиче Гайдаре»

1 час



119

Слушание и работа с детскими книгами о детях. Драгунский «Девочка на шаре»

1 час




Произведения М. М. Пришвина

7 часов



120

«Моя Родина»

1 час



121

«Двойной след»

1 час



122-124

«Выскочка», «Жаркий час»

В. Чалмаев «Воспоминания о М.М. Пришвине».

3 часа



125

Слушание и работа с детскими книгами о природе. В. Бианки «По следам»

1 час



126

«Проверь себя»

1 час




Произведения зарубежных писателей

10 часов



127-129

Джек Лондон «Волк»

3 часа



130-132

Э. Сетон-Томпсон «Чинк»

3 часа



133

Слушание и работа с детскими книгами зарубежных писателей. Дж. Чиарди «Джон Джей Пленти и кузнечик Дэн»

1 час



134

«Проверь себя»

1 час



135

Комплексная разноуровневая контрольная работа

1 час



136

Библиотечный урок «Летнее чтение»

1 час








































Контрольная работа №1

Вариант 1.

1.Отметь фамилию баснописца.

  • Л.Н. Толстой

  • С.А. Есенин

  • И.С. Никитин

  • И.А. Крылов

  • С.Д. Дрожжин

2.Что такое мораль басни?

  • установка

  • правило

  • нравоучение

  • закон

  • развитие

3. Отметь слова, которыми можно дополнить предложение.

И.А. Крылов писал басни, а А.С. Пушкин — ...

  • стихи

  • сказки

  • басни

  • былины

  • загадки

4. Дополни предложение, отметив ответ. Б

Басню «Лиса и виноград» написал русский баснописец И.А. Крылов, а басню «Лисица и виноград» — древнегреческий баснописец ..

  • Л.Н. Толстой

  • А.Е. Измайлов

  • С.А. Есенин

  • Эзоп

  • А.С. Пушкин

5.Отметь лишнее слово. Объясни свой выбор.

  • пословица

  • загадка

  • стихотворение

  • былина

  • потешка

6.Отметь слово, чтобы дополнить предложение.
Эзоп и И.А. Крылов — это ...

  • сказочники

  • баснописцы

  • поэты

  • летописцы

7.Допиши одно слово в ряд слов. Объясни выбор.
Былина, сказ, пословица, потешка,..

8.Какой автор писал рассказы о природе? Отметь ответ.

  • И.А. Крылов

  • А.С. Пушкин

  • И.С. Тургенев

  • Л.Н. Толстой

  • С.А. Есенин

9. Что поможет тебе выбрать нужную книгу? Отметь ответ.

  • обложка

  • цвет обложки

  • оглавление (содержание)

  • аннотация

  • переплёт

10. Допиши одно слово в ряд слов. Объясни выбор.

Заголовок, фамилия автора, титульный лист, аннотация, __ __


Вариант 2.

1. Отметь фамилию автора сказок.

  • Эзоп

  • И.З. Суриков

  • А.С. Пушкин

  • И.С. Тургенев

  • В.Ю. Драгунский

2. Что такое абзац? Отметь ответ.

  • рассказ

  • произведение

  • часть текста

  • пословица

  • текст

3. Допиши предложение.

Пушкина зовут Александр Сергеевич, а Тургенева —

4. Отметь лишнее слово. Объясни выбор.

  • Илья Муромец

  • Алёша Попович

  • Добрыня Никитич

  • Лесной Дед

  • Соловей-разбойник

5. Кто написал рассказ «Перепёлка»? Отметь ответ.

  • Н.Н. Носов

  • А.С. Пушкин

  • И.С. Тургенев

  • Е.И. Чарушин

  • И.А. Крылов

6. Закончи предложение, отметив ответ.

Иван Сергеевич Тургенев писал рассказы, а Иван Андреевич Крылов —...

  • сказки

  • былины

  • небылицы

  • басни

  • загадки

7. Что поможет тебе выбрать нужное произведение в книге-сборнике? Отметь ответ.

  • аннотация

  • титульный лист

  • обложка

  • предисловие

  • оглавление (содержание)

  1. Допиши одно слово в ряд слов. Объясни выбор.

Шутка, скороговорка, потешка, небылица,

  1. Отметь фамилию поэта и сказочника.

  • И.С. Тургенев

  • И.А. Крылов

  • А.С. Пушкин

  • С.А. Есенин

  • А.Е. Измайлов



10. Героем каких произведений стал Илья Муромец? Отметь ответ.

  • сказок

  • рассказов

  • басен

  • былин


Контрольная работа №2.

Вариант1.

1. Отметь фамилию писателя- сказочника.

  • А.А.Фет

  • Ф.И.Тютчев

  • Л.Н. Толстой

  • Н.А. Некрасов

  • И.А. Бунин

2. Что такое пейзаж? Отметь ответ.

□ рассказ о природе

  • описание картины природы

  • сказка о природе

  • стихотворение о природе

  • история о природе

3. Отметь слово, которым можно дополнить предложение.

Ф.И. Тютчев писал стихи, а А.П. Чехов ...

  • басни

  • песни

  • рассказы

  • загадки

  • былины

4. Отметь фамилию автора, которой нужно дополнить предложение.

Сказку «Подарки феи» написал Ш. Перро, а сказку «Два брата» ...

  • А.С. Пушкин

  • Л.Н. Толстой

  • братья Гримм

  • Х.К. Андерсен

  • В.Г. Сутеев

5. Отметь лишнее слово.

  • пословица

  • загадка

  • рассказ

  • потешка

  • скороговорка

6. Кто автор стихотворения «Крестьянские дети»? Отметь ответ.

  • А.А. Фет

  • А.Н. Майков

  • А.С. Пушкин

□ Ф.И. Тютчев

  • НА. Некрасов

7. Отметь слово, которым можно дополнить предложение.

А.А. Фет, И.А. Бунин, АН. Майков — русские ...

  • сказочники

  • баснописцы

  • летописцы

  • поэты

8. Допиши одно слово в ряд слов.

Загадка, потешка, закличка, пословица,

9. Что поможет тебе выбрать нужную книгу? Отметь ответы.

  • переплёт

  • цвет обложки

  • оглавление (содержание)

  • аннотация

  • обложка

10. Героем какого произведения является Ванька Жуков? Отметь ответ.

  • сказки

  • рассказа

  • басни

  • стихотворения

  • былины

Вариант 2.

1. Отметь фамилию русского поэта и сказочника.

  • И.А. Крылов

  • А.А. Фет

  • А.Н. Майков

  • А.С. Пушкин

  • Н.А. Некрасов

2. Сколько абзацев в отрывке? Допиши предложение.

Я возвращался с охоты и шёл по аллее сада. Собака бежала впереди меня.

Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собой дичь.

Я глянул вдоль аллеи и увидал молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал берёзы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки.


В этом отрывке…______________________________________________________________________

3. Что такое пейзаж? Отметь ответ.

  • часть текста

  • текст

  • абзац

  • описание картины природы

  • описание внешнего вида героя


4. Допиши предложение.

Толстого зовут Лев Николаевич, а Некрасова —

5. Кто автор рассказа «Белолобый». Отметь ответ.

  • Л.Н. Толстой

  • Н.А. Некрасов

  • А.П. Чехов

  • Н.Н. Носов

  • Н.И. Сладкое

6. Отметь лишнюю фамилию.

  • А.А. Фет

  • А.Н. Майков

  • НА. Некрасов

  • И.А. Бунин

  • А.П. Чехов



7.Что поможет выбрать нужное произведение в книге-сборнике? Отметь ответы.

  • предисловие

  • иллюстрация

  • оглавление (содержание)

  • титульный лист

  • аннотация

8.Дополни ряд фамилий авторов произведений.
Н .А. Некрасов, И.А. Бунин, А. А. Фет, Ф.И. Тютчев,

9.Кто автор научно-познавательного рассказа «Зайцы»? Отметь ответ.

  • И.С. Тургенев

  • М.М. Пришвин

  • Л.Н. Толстой

  • А.П. Чехов

  • Е.И. Чарушин

10. Героем какого произведения является Соловей-разбойник? Отметь ответ.

  • басни

  • сказки

  • рассказа

  • былины

  • стихотворения




Контрольная работа №3.

Вариант 1.


1. Отметь жанр фольклора.

  • басня

  • художественный рассказ

  • научно-познавательный рассказ

  • сказка

  • стихотворение

2. Отметь фамилию поэта.

  • А.П. Чехов

  • И.С. Тургенев

  • С.А. Есенин

  • А.И. Куприн

  • К.Г. Паустовский

3. Отметь фамилию автора, которой нужно дополнить предложение.

Стихотворение «Бабушкины сказки» написал ...

  • И.С. Никитин

  • С.А. Есенин

  • С.Д. Дрожжин

  • Ф.И. Тютчев

  • НА. Некрасов

4. Отметь имя и отчество Есенина.

  • Александр Сергеевич

  • Николай Алексеевич

  • Сергей Александрович

  • Иван Захарович

  • Фёдор Иванович


5. Отметь лишнее слово.

  • загадка

  • потешка

  • считалка

  • олицетворение

  • былина

6. Отметь слово, которым нужно дополнить предложение.

И.С. Никитин, С.Д. Дрожжин, С.А. Есенин - это ...

  • сказочники

  • баснописцы

  • летописцы

  • поэты

7. Допиши одно слово в ряд других.
Обложка, переплёт, заголовок, титульный лист,

8. Отметь фамилию поэта, который написал стихи

о русской берёзе.

  • С.А. Есенин

  • И.С. Никитин

  • А.С. Пушкин

  • Н.А. Некрасов

  • С.Д. Дрожжин

9. Отметь заголовок рассказа К.Г. Паустовского.

  • «Белолобый»

  • «Стальное колечко»

  • «Барбос и Жулька»

  • «Акула»

  • «Воробей»

  1. Допиши одну фамилию в ряд других.
    Пушкин, Есенин, Тютчев, Фет,


Вариант 2.

1. Отметь жанр фольклора.

  • басня

  • рассказ

  • былина

  • повесть

  • стихотворение

2. Отметь сказочных героев.

  • Приёмыш

  • Индюк

  • Ёж

  • Соболько

  • Ю-Ю

3. Дополни предложение.
Глупый Индюк — герой

4. Отметь лишнее слово.

  • рассказ

  • сказка

  • былина

  • обложка

  • басня


5. Отметь фамилию автора рассказа «Кусака».

  • Л.Н. Андреев

  • А.И. Куприн

  • А.П. Чехов

  • И.С. Тургенев

  • Д.Н. Мамин-Сибиряк

6. Отметь имя и отчество писателя, которыми нужно дополнить предложение.

Есенина зовут Сергей Александрович, а Паустовского — ...

  • Иван Сергеевич

  • Антон Павлович

  • Александр Иванович

  • Михаил Михайлович

  • Константин Георгиевич

7. Что поможет тебе выбрать нужное произведение в книге-сборнике? Отметь ответ.

П заголовок произведения

  • обложка

  • сведения об авторе

  • цвет корешка

  • размер книги

8. Допиши одну фамилию в ряд данных.

Пушкин, Есенин, Фет, Майков,

9. Отметь фамилию автора рассказов о животных.

  • А.С. Пушкин

  • И.С. Никитин

  • А.И. Куприн

  • И.А. Крылов

  • С.Д. Дрожжин

10. Героя какого произведения зовут Ваня Малявин?
Отметь ответ.

  • сказки

  • басни

  • повести

  • рассказа

  • былины


Контрольная работа №4.

Вариант 1.

1. Отметь жанр и тему произведения М.М. Пришвина «Двойной след».

  • рассказ о животных

  • рассказ о детях

  • рассказ о природе

  • сказка о животных

  • сказка о природе

2. Отметь заголовок стихотворения.

  • «Честное слово»

  • «Фенька»

  • «По следам»

  • «Ландыш»

  • «Жаркий час»

3. Допиши предложение.

Рыжий - герой рассказа Джека Лондона «Волк», а Скрип — герой

4. Отметь лишнее слово.

  • рассказ

  • басня

  • пословица переплет

  • считалка

5. Отметь фамилию автора рассказа «Чинк».

  • Дж. Чиарди

  • Дж. Лондон

  • А. И. Куприн

  • М.М. Пришвин

  • Э. Сётон-Томпсон

6. Дополни предложение.

Куприна зовут Александр Иванович, а Гайдара —

7. Отметь обобщающее слово, которым можно дополнить предложение.

И.С. Никитин, С.Я. Маршак, СА. Есенин — это ...

  • поэты

  • летописцы

  • сказочники

8. Кто написал рассказ «Фенька»? Отметь ответ.

  • К.Г. Паустовский

  • А.П. Гайдар

  • Л. Пантелеев

  • М.М. Пришвин

  • А.И. Куприн

9. Отметь заголовок произведения Л. Пантелеева. «Двойной след»

  • «Новенькая»

  • «Заячьи лапы»

  • «Горячий камень»

  • «Выскочка»

10. Допиши одну фамилию в ряд других.

АН. Куприн, В.В. Бианки, Дж. Лондон, Д.Н. Мамин
Сибиряк, —


Вариант 2.

1. Отметь имя и отчество Маршака.

  • Михаил Михайлович

  • Александр Сергеевич

  • Самуил Яковлевич

  • Николай Николаевич

  • Николай Алексеевич

2. Отметь заголовок рассказа В.В. Бианки.

  • «По следам»

  • «Двойной след»

  • «Воробей»

  • «Стрижонок Скрип»

  • «Заячьи лапы»

3. Допиши предложение.

Джек Лондон — автор рассказа «Волк», а В.П. Астафьев —

4. Отметь лишнее слово.

  • потешка

  • скороговорка

  • рассказ

  • пословица

  • загадка

5. Кто написал сказку «Снеговик»? Отметь ответ.

  • Ш. Перро

  • Ц. Топелиус

  • Дж. Чиарди

  • Х.К. Андерсен

  • Дж. Лондон

6. Допиши предложение.

Куприна зовут Александр Иванович, а Паустовского —

7. Отметь слова, которыми можно дополнить предложение.

А.П. Гайдар и Л. Пантелеев писали рассказы ...

  • о животных

  • о природе

  • о детях

  • о Родине

  • о приключениях

8. Отметь фамилию поэта.

  • Л.Н. Андреев

  • А.П. Чехов

  • А.И. Куприн

  • А.П. Гайдар

  • СВ. Михалков

9. Отметь заголовок басни СВ. Михалкова.

  • «Стрекоза и муравей»

  • «Ландыш»

  • «Выскочка»

  • «Ошибка»

  • «Волк»

10. Допиши одну фамилию в ряд других.

Братья Гримм, Ш. Перро, Х.К. Андерсен, Дж. Чиарди,…







КТП 3 класс по литературному чтению "Начальная школа 21 века"
  • Начальные классы
Описание:

I. Пояснительная записка

Рабочая программа по литературному чтению составлена на основе :

Ø      Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (2009);

Ø      «Фундаментального ядра содержания общего образования» (под редакцией В.В.Козлова, А.М.Кондакова);

Ø      Базисного учебного плана ;

Ø      «Планируемых результатов начального общего образования» (под редакцией Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой)

Ø      «Примерных программ начального общего образования» ;

Ø      Авторской программы программы для 3 класса Л. А. Ефросининой – М.: Вентана-Граф, 2009г.(УМК  «Начальная  школа XXI века»  под  редакцией  Н.Ф.  Виноградовой

Автор Стародубцева Тамара Валентиновна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 2647
Номер материала 25735
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓